История развития головного мозга



Скачать 129.03 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата23.09.2018
Размер129.03 Kb.
  1   2   3


МБОУ Средняя общеобразовательная школа №20 Школьная научно-практическая конференция Тема Удивительный орган человека
– головной мозг Работу выполнили учащиеся 10 класса Беккер Глеб, Власенко Алена,
Козлова Анастасия, Кучукова Елизавета, Степаненко Светлана
Руководитель учитель биологии Попова Т.В.

Цель Расширить знания об особенностях строения и функциях основных отделов головного мозга человека. Задачи Образовательная сформировать знания об истории развития головного мозга позвоночных животных

2. Воспитательная разъяснить механизм взаимосвязи головного мозга со всеми физиологическими и психическими процессами в организме человека

3. Развивающая продолжить развитие навыков и приемов умственной деятельности учащихся сравнивать, анализировать, обобщать, работать с разными источниками информации, поиски выделение нужного познавательного материала

Декабрь – месячник естественных наук В декабре месяце проходят предметные недели естественных наук физики, химии, географии и биологии. В рамках этих недель сегодня проводим школьную научно-практическую конференцию. Мы поставили перед собой трудную, но выполнимую задачу, рассказать вам еще раз о самом удивительном и сложно устроенном органе человека – головном мозге.

План проведения конференции

Наше выступление состоит из нескольких блоков Первый блок – История развития головного мозга позвоночных животных. ( Кучукова Елизавета) Второй блок – Строение головного мозга человека.
(Власенко Алена) Третий блок – Философия головного мозга и сознания человека. (Беккер Глеб)

Четвертый блок – Логические задачи (Гончар Софья) Пятый блок – Удивительные факты из жизни головного мозга (Степаненко Светлана) Шестой блок – Итог конференции.



Мозг — центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном переднем) отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков. У многих животных содержит также глиальные клетки, может быть окружен оболочкой из соединительной ткани. У позвоночных животных в том числе и у человека) различают головной мозг, размещённый в полости черепа, и спинной, находящийся в позвоночном канале.

Рыбы


Мозг костных рыб обладает некоторыми отличиями, которых не имеется в такой же форме у низших рыб (напру акул. Первый отдел мозга — большой мозг — здесь имеет сравнительно небольшие размеры его верхняя стенка весьма тонка, тогда как средний мозг поразительно велик, промежуточный мозг тоже небольших размеров, а вот мозжечок хорошо развит, так как он координирует движения рыб. Продолговатый мозг хорошо развит ион переходит в спинной мозг. Жизнь рыб регулируется главным образом инстинктами, но наряду сними у многих рыб имеется также и память отсюда можно видеть, что образование путей, складывающихся в процессе индивидуальной жизни, может происходить не только в верхней стенке большого мозга, но также ив других частях мозга. Существование памяти у рыб доказано многочисленными опытами. Многие рыбы, живущие в аквариумах, могут становиться ручными и подплывают к человеку, приносящему им корм. Установлена способность многих рыб ориентироваться в пространстве так, например, колюшки снова отыскивают свое гнездо на пространстве радиусом в 10 метров некоторые рыбы (щуки, форели) возвращаются к стоянкам, где они подстерегают добычу, с довольно значительных расстояний (до 6 километров. Неоднократно замечалось, что рыбы в пруду запоминают внешний вид человека, регулярно носящего им корм. М. Окснер произвел с морскими рыбами ряд опытов, с несомненностью доказывающих существование у рыб памяти. Он вешал в аквариуме разноцветные цилиндры и замечал, что рыбы искали пищи в том цилиндре, в котором он их кормил раньше. Подобным образом К. Ф.-Фриш установил, что рыбу-скомороха можно приучить брать корм из кормушки определенного цвета при этом оказалось, — по вопросу о различении цветов, что хотя эти рыбы неотчетливо различают красный и желтый цвет, однако зеленый от синего, равно как и оба эти последние цвета от красного и желтого, они отличают вполне хорошо.


Земноводные

Переходя от рыб к земноводным видно, что у них передний, промежуточный, средний и задний мозг хорошо развиты, тогда как мозжечок развит незначительно. Инстинкты земноводных лишь в самой незначительной доле локализованы в переднем мозгу нервные центры, с которыми они связаны, находятся главным образом в следующих частях головного мозга ив спинном мозгу. Если вырезать у лягушки передний мозг, то большая часть ее жизненных отправлений сохраняется, по сообщению физиолога Шрадера. Оперированные таким образом животные самостоятельно едят, с наступлением зимы погружаются вил на дне водоема, с приходом весны выходят на поверхность и спариваются. Яне в состоянии, — писал названный ученый, — путем простого наблюдения отличить — среди нормальных и оперированных лягушек, живущих в лягушином пруду Физиологического института — лягушек, лишенных переднего мозга и совершенно оправившихся после операции последних выдает только тонкая линия рубца на коже головы или ощутительный дефект черепной крышки. Лягушка, лишенная переднего мозга, плавает, прыгает, бегает стой же ловкостью, как и нормальная особь, иона поразительно хорошо ориентируется в пространстве с помощью чувства зрения. Сравнительно с инстинктами, память играет у земноводных лишь малозаметную роль память не отсутствует у них вполне, — как в том легко может убедиться всякий, содержащий в неволе древесную лягушку, — но эта память так незначительна, что на ней останавливаться не будем.

Пресмыкающиеся

Головной мозг расположен внутри черепа. Ряд важных особенностей отличает головной мозг пресмыкающихся от головного мозга земноводных. Нередко говорят о так называемом зауропсидном типе головного мозга, присущем также и птицам, в отличие от ихтиопсидного типа у рыб и земноводных. Выделяют пять отделов головного мозга пресмыкающихся. Передний мозг состоит из двух больших полушарий, от которых отходят обонятельные доли. Поверхность больших полушарий абсолютно гладкая. В мозговом своде полушарий различают первичный свод — архипаллиум, занимающий большую часть крыши полушарий, и зачатки неопаллиума. Дно переднего мозга в основном состоит из полосатых тел. Промежуточный мозг расположен между передними средним мозгом. В верхней его части расположен эпифиза на нижней стороне — гипофиз. У большинства ящериц и гаттерии рядом с эпифизом развивается теменной глаза у крокодилов потеряны оба этих органа. Дно промежуточного мозга занято зрительными нервами и их перекрестом (хиазмой. Средний мозг представлен двумя крупными передними холмами — зрительными долями, а также небольшими задними холмами. Зрительная кора более развита, чему амфибий. Мозжечок прикрывает переднюю часть продолговатого мозга. Он более крупный по сравнению с мозжечком амфибий. Продолговатый мозг образует изгиб в вертикальной плоскости, который характерен для всех амниот.


Птицы

Нервная система, в связи с приспособлением к полёту и обитанием в разнообразных условиях, развита у птиц значительно лучше, чему пресмыкающихся. Головной мозг намного превосходит по размерам мозг пресмыкающихся. Продолговатый мозг развит очень хорошо здесь находятся центры, регулирующие дыхание, кровообращение, пищеварение и другие жизненно важные функции, которые у птиц осуществляются особенно интенсивно. Масса головного мозга составляет у бескилевых птиц и пингвинов
— 0,04—0,09 % от массы тела, ау остальных летающих птиц — от 0,2 до 5—8 % от массы тела. За координацию движений отвечает мозжечок, расположенный в задней части головного мозга. Он велик, так как его роль при полёте, связанном с активной работой мышц и необходимостью постоянного сохранения равновесия тела, очень значительна. Передний мозг сильно развит, это самая большая часть головного мозга. Средний мозг сдвинут на вентральную сторону и прикрыт сверху большими полушариями и виден только по бокам. Кора переднего мозга у птиц выражена лучше, чему пресмыкающихся, но её слой довольно тонок. Хорошо развиты полосатые тела — главная часть переднего мозга, в которых расположены центры регуляции зрения, движения и т. д. Обонятельные доли малы и тесно примыкают к большим полушариям, поэтому способность птиц к восприятию запахов ограничена. У птиц, питающихся падалью, обонятельные доли развиты гораздо лучше. Полушария передней части мозга гладкие, без извилин и по сравнению с млекопитающими относительно невелики. В их функцию входит управление поведением, ориентация в пространстве, употребление пищи, спаривание и способность строить гнёзда. Высшая нервная деятельность осуществляется не в неокортексе, как у млекопитающих, а в гиперстриатуме. Спинной мозг в связи с отсутствием хвоста относительно короток. На его протяжении имеются два утолщения шейное, от которого отходят нервы крыла, и поясничное крестцовое, снабжающее нервами заднюю конечность.


Млекопитающие

Три части мозга являются у млекопитающих в особенно развитом виде передний мозг, мозжечок и задний мозг. Промежуточный мозг, напротив, является погруженным под передним мозгом, и его можно видеть снаружи лишь с нижней стороны мозга. Средний мозг, образующий четверохолмие, теряет свое значение у низших млекопитающих его еще можно видеть позади переднего мозга. У высших млекопитающих средний мозг является настолько малым, что совершенно закрывается сверху разросшимся передним мозгом. Переднему мозгу уделим особое внимание, так как он является главным седалищем памяти и рассудка. Наибольшая часть нервных связей, образующихся в индивидуальной жизни, проходит через передний мозг. При удалении переднего мозга подвергаются выпадению все те проявления, на основании которых можно заключать о присутствии памяти, интеллекта и размышления. Собака с вырезанным передним мозгом также, как и голубь с вырезанным передним мозгом, оказывается «душевно-слепой», те. она не замечает ни кормушки с водой ни угрозы хлыстом, она не узнает даже поставленной передней кошки. Эта собака не реагирует ни на ласковые ни на грубые слова и остается равнодушной, даже когда ее гладят, так как у нее исчезли психические связи с окружающими людьми. Но такая собака может еще долгое время оставаться в живых, так как она в состоянии есть и пить, и большая часть ее рефлексов сохранена


Мозг человека.




Каталог: teachers
teachers -> Уровень сформированности учебно-универсальных действий на уроках географии Чтобы говорить об уровне сформированности ууд на уроках географии и во внеурочное время в огбоу кши «Северском кадетском корпусе»
teachers -> Свет. Свойства светового луча. Свет и тень
teachers -> К рабочей программе учебной дисциплины оп. 07. Психология экстремальных ситуаций
teachers -> Сценарий литературного праздника, посвящённого творчеству С. Я. Маршака Школа 1301. Учитель Бойко М. В. 11. 02. 2013 Ведущие: Иван Синёв, Жанна Сарикян, Анна Кирикова (8 класс)
teachers -> Малкова Юлия Владиславовна, к ф. н., доцент кафедры филологического образования спб аппо познакомьтесь с первой частью лекции
teachers -> Предмет: физическая культура. Межпредметные связи
teachers -> Название и вид исследования
teachers -> Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине: «Основы патологии»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница