История становления психотерапии как науки Сущность определения термина «психотерапия»



Скачать 437.96 Kb.
страница1/21
Дата06.10.2017
Размер437.96 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

  1. История становления психотерапии как науки

  2. Сущность определения термина «психотерапия»

  3. Основные понятия психотерапии

  4. Понятия «психологической интервенции» и «клинико-психологического вмешательства». Основные отличия психотерапии от психологической коррекции и психологического консультирования

  5. Понятие о психологическом процессе (терапевтическом конверте), контракте

  6. Раскройте содержание понятия «психотерапевтический контракт». Каково его значение для психотерапевтического процесса?

  7. Каковы этапы заключения психотерапевтического контракта, основные задачи, решаемые на каждом этапе?

  8. Условия психотерапевтического контракта, каково его значение для психотерапевтического процесса?

  9. Организация психотерапевтического процесса. Показания и противопоказания для психотерапии, основные группы клиентов, приходящих на психотерапию

  10. Задачи психотерапевта. Должен ли терапевт оставаться нейтральным или поддерживать планы пациента. Возможности использования убеждения или авторитета

  11. Проведение клинической беседы с пациентом как одно из важных условий построения хорошего терапевтического альянса (по Ж. Бержере, П. Дюбору)

  12. Особенности выводов психотерапевта о планах пациента по нескольким первым психотерапевтическим сессиям. Какова оценка утверждений пациента о своих целях на протяжении процесса психотерапии?

  13. Какова оценка отношений пациента с родителями в детстве в процессе психотерапии: в случаях острых травм, согласия ребенка с неадекватной оценкой родителями, идентификации ребенка с неадекватными родителями, в случае факта «вины выжившего»?

  14. Значение корректирующего эмоционального опыта в процессе психотерапии

  15. Значение аффективной реакции психотерапевта на пациента? В чем состоит важность реакции пациента на психотерапевта?

  16. Анализ сопротивления в процессе психотерапии. Каковы рекомендации Кохута к «феномену переноса» в психотерапии? Каковы рекомендации О. Кернберга в психотерапии пограничных пациентов?

  17. Каково содержание понятия феномена «Тестирования пациентом терапевта», его значение в процессе психотерапии? Каковы выводы о способах тестирования пациента?

  18. Каковы характеристики тестов и способы тестирования пациентом психотерапевта?

  19. Каковы особенности «тестирования отношением» пациента психотерапевта

  20. Как различить трансферентные тесты и тесты со сменой пассивной позиции на активную

  21. Тестирование, доставляющее неудобство психотерапевту

  22. Опишите случаи «провала» психотерапевтом тестов пациента – небольшого теста, важного теста. Как избежать провала при прохождении важных тестов?

  23. Качества психотерапевта, определяющие его эффективность. Понятие об эмпатии как одной из важнейших составляющих психотерапевтического процесса и личности терапевта. Принципы самораскрытия терапевта

  24. Понятие о синдроме эмоционального выгорания: причины, симптомы и методы профилактики

  25. Основания для определения понятия «личность». Основные компоненты теории личности. Вопросы, решаемые теориями личности

  26. Обзор основных теорий личности с точки зрения современных направлений психотерапии

  27. Взгляд на личность с точки зрения нормы и патологии развития

  28. Понятие психогенно-невротического синдрома, структуры личности при различных формах проявления неврозов (неврастения, истерия, неврозы навязчивости). Особенности проведения психотерапии

  29. Характеристика структуры личности невротического уровня: особенности запроса на психотерапию, тестирование реальности пациентом, уровень тревоги, способы психологических защит, особенности объектных отношений, перенос и контрперенос

  30. Характеристика структуры личности пограничного уровня: особенности запроса на психотерапию

  31. Характеристика структуры личности психотического уровня: особенности запроса на психотерапию

  32. Психоаналитическая терапия с пациентами невротического уровня. Общепринятые модели терапии относительно здоровых пациентов. Другие подходы к относительно здоровым пациентам

  33. Психоаналитическая терапия с пациентами психотического уровня: основные принципы и виды техник психотерапии

  34. Психоаналитическая терапия с пограничными пациентами, основное отличие в применении техник психотерапии от терапии психотических пациентов. Основные принципы и виды техник психотерапии

  35. Характеристика трех основных направлений психотерапии

  36. !!!!!!!!!!!!

  37. Общая психологическая теория (психологическая концепция З. Фрейда). Механизмы психологических защит как адаптивные способы реагирования

  38. Теория психоаналитической терапии, анализ основных терапевтических техник

  39. Индивидуальная психология А. Адлера: история становления метода

  40. Основные теоретические концепции метода индивидуальной психологии А. Адлера. Техника психотерапии.

  41. Значение индивидуальной психологии А. Адлера для последующего развития психотерапии

  42. Аналитическая психотерапия К. Юнга. История становления метода. Разница в направлениях; Фрейдизм и Юнгианство

  43. Основные теоретические концепции метода аналитической психотерапии К. Юнга. Понятие сознания и бессознательного. Юнганское использование сновидений. Техника психотерапии

  44. Структура личности в юнгианстве. Юнгианские способы описания личности

  45. Значение аналитической психотерапии К. Г. Юнга для последующего развития психотерапии. Возможность аналитической психотерапии в работе с клиентами, индивидуально и в группе

  46. Психологическая концепция поведенческого направления

  47. Понятие о классическом и оперантном научении – обусловливании

  48. Концепция невроза с точки зрения поведенческого направления психотерапии

  49. Психотерапия в рамках поведенческого направления: аутогенная тренировка, НЛП, Эриксоновский гипноз, Мильтон – терапия

  50. Концепция личности и основные принципы гуманистического направления психотерапии в рамках гуманистического направления

  51. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса: история становления метода, принципы и методы психотерапии, техника психотерапии

  52. Личностно-ориентированная психотерапия: история становления метода, принципы и методы психотерапии, техника психотерапии

  53. Позитивная психотерапия: история становления метода, принципы и методы психотерапии, техника психотерапии

  54. Гештальт-терапия Ф. Перлза: принципы и методы психотерапии, техника психотерапии

  55. Экзистенциальная психотерапия И. Ялома: история становления метода, принципы и методы психотерапии, техника психотерапии

  56. ТОП: бионергентика Лоуэна, тонатотерапия В. Баскакова, понятие о методе, принципах, технике психотерапии

  57. Психосинтез Р. Ассаджиоли: понятие о методе, принципах, технике психотерапии

  58. Биосинтез Д. Боаделла: понятие о методе, принципах, технике психотерапии

  59. Понятие о методе «групповой психотерапии». Возможности использования метода

  60. Элементы групповой динамики. Модели применения групповой динамики

  61. Процесс групповой психотерапии. Возможности «+» и «-» использования групповой психотерапии

  62. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии. Руководство психотерапевтической группой. основные методы и виды групповой психотерапии

  63. Психодрама Я. Морено виды и формы психодрамы, понятие о методе, принципах и технике психотерапии

  64. Трансактный анализ Э. Берна: понятие о методе, принципах и технике психотерапии

  65. Арт-терапевтические группы: виды групп понятие о методе, принципах и технике психотерапии

  66. НЛП: понятие о методе, принципах психотерапии

  67. Системная психотерапия Б. Хеллингера: понятие о методе, принципах и технике психотерапии

  68. Эриксоновский гипноз: понятие о методе, принципах и технике психотерапии. Основные отличия от классического гипноза

  69. Суггестивная психотерапия: понятие о методе, принципах и технике психотерапии

  70. Психоанализ: понятие о методе, принципах и технике психотерапии. История психоанализа

  71. Семейная психотерапия: понятие о методе, принципах и технике психотерапии

  72. Особенности психотерапии в работе с различными категориями детей с отклонениями в развитии и их классификация

  73. История становления психотерапии как науки



  1. В истории психотерапии можно выделить два больших (основных) периода. Первый, донаучный, охватывающий тысячелетия, и второй — всего два столетия, XIX-XX века

Донаучный период пронизан магическими практиками, нашедших свое выражение в многоликих и причудливых обрядах. За всей их таинственностью зачастую стояло внушение и самовнушение, развивающееся на фоне наведенного транса или гипнотического состояния.

Важной закономерностью развития психотерапии как науки, является ее направленность на выработку единой теории, однако ни одно из известных направлений на современном этапе не удовлетворяет требованиям единственной теории.

История психотерапии опирается на два основных критерия — внутреннюю логику развития самой науки и влияние внешних социально-экономических, культурных факторов (так называемый исторический фон) на развитие психотерапии.
Изучение внушения и самовнушения

Месмер (теория животного магнетизма)→Бред(термин «гипноз»)→

Льебо(исп-л внушение в терапевтических целях) ↔Дюмон → Бернгейм

= Нансийкая школа (психологическая) : ГИПНОЗ – психологически нормальный феномен, вызванный внушением.

Шарко (Рише, Жене, Де ла Туретт, Фере, Бине, Бабинский ) = Сальпетриерская школа(физиологическая): ГИПНОЗ – патологическое состояние, искусственный истерический невроз.

Куэ – применяет собственную методику самовнушения в своей клинике. В создание метода лечебного самовнушения внесли вклад Тарханов, Бехтерев, Боткин, разработав собственные оригинальные приемы.

В Росии гипноз изучали Бехтерев, Данилевский, Токарский, Тарханов, Янушкевич.

Вторая половина 19 в. хар-ся значительным развитием физиологии:

Работы Мюллера, Холла, Брока определили экспериментальные подходы к изучению мозга.

В 1859 г. мир узнал эволюционную теорию Дарвина.

В 1866 г. в России были отпечатаны «Рефлексы головного мозга» Сеченова.

В 1872 г. Тьюк впервые ввел в научный обиход термин «психотерапия».

В18879 г. в Лейпциге Вундтом была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии.
С конца XIX века, как реакция на чрезмерную экспансию гипноза, стали разрабатываться принципиально иные методы психотерапевтических воздействий.

Дюбуа - метод рациональной психотерапии.

Дежерин - метод психотерапии посредством убеждения, основанный на безусловном эмоциональном доверии пациента к врачу.

Яроцкий - «арететерапия» (1908 г.) Психотерапевтическое воздействие опиралось на нравственные стороны человеческой личности.

Марциновский (1909 г.) — лечение идеалами (психотерапия миросозерцанием), суть которого заключалась в формировании у пациентов целительного духовного миросозерцания.



Основными направлениями, или подходами, в психотерапии является три: психодинамический, феноменологический (экзистенциально-гуманистический), поведенческий (когнитивно-поведенческий).

Психоаналитическая школа Фрейда, которая создала основные теоретические предпосылки для формирования одного из трех доминирующих направлений современной психотерапии — динамического направления, объединяющего в себе большое число видов психотерапии, опирающихся на концепцию бессознательного.

Бихевиоризм Уотсона представлял собой попытку построить науку, свободную от менталистических понятий и субъективных методов, науку столь же объективную и здравомыслящую, как и физика. Это означало, что все сферы поведения должны были рассматриваться в объективных терминах «стимул-реакция». К 1930 г. бихевиоризм представлял собой уже крупную научную школу и в дальнейшем продолжил свое развитие в работах необихевиористов Толмена, Халла и Скиннера.

Центральная категория когнитивно поведенческой психотерапии - это мышление в широком смысле слова. Основной постулат заключается в том, что именно мышление человека (способ восприятия себя, мира и других людей) определяет его поведение, чувства и проблемы. Начав с теорий научения, построенных по схеме «стимул-реакция», она использовала далее когнитивные и социальные теории научения, а в последние годы пытается опереться на теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем.

В 60-е годы XX века в американской психологии возникает новое направление, получившее название гуманистической психологии. Основные принципы гуманистического направления заключаются в признании ведущей роли сознательного опыта и целостном характере природы человека с акцентом на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида. Основоположниками гуманистического направления считаются Маслоу (1908-1970) и Роджерс (1902-1987). Само гуманистическое направление, как третья сила в психотерапии, является наименее однородной и объединяет такие разнообразные методы, как гештальт-терапию Перлса, экзистенциальный анализ Сартра, дазайнанализ Бинсвангера, логотерапию Франкла, психоимажинативную терапию Шорра, эмпирическую психотерапию Витакера, первичную терапию Янова, биоэнергетический анализ Лоуэна, структурную интеграцию Рольф, трансцендентальную медитацию, дзен-психотерапию, психоделическую психотерапию и ряд других методов.
В создании отечественной психотерапии в ее современном виде важную роль сыграли ученые Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева и исторически связанный с ним коллектив кафедры психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. В этих учреждениях на базе патогенетической психотерапии Мясищева была разработана личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, являющаяся пока единственной отечественной системой динамической психотерапии. Московскими учеными была создана эмоционально-стрессовая психотерапия. Харьковские специалисты, развивая наследие Платонова, внесли значительный вклад в гипнотерапию, аутогенную тренировку и другие методы суггестивной психотерапии.
В последнее десятилетие интерес к психотерапии в нашей стране резко возрос, открылись возможности изучения всего спектра ее теорий и методов, повысилось качество подготовки специалистов, совершенствуются организационные модели психотерапевтической службы.


  1. Сущность определения термина «психотерапия»

   Существует несколько подходов к пониманию психотерапии:

   Психотерапия в узком понимании - это система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях. Основная задача психотерапии - купирование психопатологической симптоматики для достижения внутренней и внешней гармонизации личности.

   В широком понимании - это процесс психологического упорядочивания прошлого, настоящего и будущего для гармонизации с собой и миром в настоящем.

   Некоторые авторы выделяют медицинскую и немедицинскую модели психотерапии.

   Медицинская модель рассматривает психотерапию как лечение человека с помощью психологических средств воздействия. Здесь чаще речь идет о неврозах, в основе которых лежат психологические причины. В других случаях психотерапия используется как вспомогательный метод (например, при лечении психозов, где центральное место отводится биологическим методам). Немедицинская модель психотерапии предполагает оказание психологической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода психологических затруднений, в случае потребности субъекта улучшить качество собственной жизни.


  1. Основные понятия психотерапии

Психотерапевтическое вмешательство. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция) — это вид психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором методов.

Это может быть конкретный психотерапевтический прием, или общая стратегия поведения психотерапевта.

Выделяют три основных типа психотерапевтического вмешательства, соответствующих трем основным направлениям в психотерапии: психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический), каждый из которых характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими приемами и средствами.

Клинико-психологические вмешательства. Психологические интервенции в клинической области (в медицине) обозначаются как клинико-психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства.

С точки зрения Перре и Бауманна клинико-психологические интервенции характеризуются:



  1. Выбор средств – методы – те психологические средства, которые использует психолог или психотерапевт, реализуются в контексте взаимоотношений:

А) беседа

Б) тренинг

В) межличностное взаимодействие


  1. Функции:

А) профилактика А) и Г) психол. консультирование

Б) лечение

В) реабилитация Б) и В) психотерапия

Г) развитие



  1. Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут быть близкие цели и отдаленные).

  2. Теоретическая обоснованность.

Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории.

  1. Эмпирическая проверка.

Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии.

Исследования эффективности:



  • репрезентативная выборка

  • исследования до и после терапии с участием конкретной группы (лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем)

  • катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет)

  • независимый исследователь эффективности

6. Профессиональные действия

Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и профессионалами.

Пункты 4,5,6 – отличают клинико-психологические интервенции от средне психологических воздействий.


  1. Понятия «психологической интервенции» и «клинико-психологического вмешательства». Основные отличия психотерапии от психологической коррекции и психологического консультирования

Психология и медицина применяют различные виды вмешательств (интервенций). Перре и Бауманн подразделяют все виды интервенций, используемых в медицине, на четыре группы: медикаментозные (фармакотерапия), хирургические (хирургия), физические (физиотерапия) и психологические (психотерапия).

Психологические интервенции, в свою очередь, делятся на:

1. Педагого-психологические (сфера педагогической практики - педагогическая и возрастная психология)

2. Организационно-психологические (сфера организации труда - психология труда и организационная психология)

3. Клинико-психологические (сфера клинической практики - клиническая психология)

Психологическая коррекция.

Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить специфику термина – психокоррекция – это профилактика:

- первичная профилактика – профилактика заболевания

- вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни

- третичная – профилактика инвалидизации

Психологическое консультирование.

Вид клинико-психологического вмешательства.

В общем виде – профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей решения трудной ситуации.

3 подхода:

1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних

причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации.

2). Личностно-ориентированное консультирование – анализ внутренних причин

проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем.

3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения

проблемы.



Психотерапия

Психологическое консультирование


  1. Средства воздействия и методы

психологические; широкий арсенал средств

психологические; преимущественное средство – предоставление информации

  1. Цели

расширение позитивных изменений;

достижение более глубинных изменений



лучшее использование собственных ресурсов и улучшение качества жизни

  1. Функции

лечение и реабилитация

развитие и профилактика

  1. Изменения

изменения непосредственно в процессе психотерапии

анализируется сущность проблемы, а изменения происходят после окончания консультирования

  1. Степень самостоятельности клиента

сопровождение психотерапевта

самостоятельность

  1. Продолжительность воздействия

не менее 15 сеансов

1 –5 консультаций

Каталог: ld
ld -> Тревожно-депрессивные расстройства и качество жизни у больных старческого возраста c ишемической болезнью сердца, осложненной хронической сердечной недостаточностью, возможности коррекции 14. 00. 05 внутренние болезни
ld -> Черепахи до самого низа. Предпосылки личной гениальности
ld -> Внутриполостная фотодинамическая терапия рака мочевого пузыря и аденомы предстательной железы 14. 00. 40. Урология
ld -> Экстрапинеальный мелатонин в процессе старения 14. 00. 53 геронтология и гериатрия
ld -> Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в экстремальных условиях профессиональной социализации
ld -> 5. Дерматовенерология
ld -> Темы рефератов по патофизиологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница