Иванов Алексей Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и истории древнего мира иимо



страница1/24
Дата14.09.2017
Размер3.19 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Секция «Археология»

Секция основана в 1980 году

Председатель жюри:

Иванов Алексей Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и истории древнего мира ИИМО ЮФУ.

Члены жюри:

Коваленко Александр Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и истории древнего мира ИИМО ЮФУ.

Бойко Андрей Леонидович, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и истории древнего мира ИИМО ЮФУ.

Борисова Инна Алексеевна, старший научный сотрудник, главный хранитель музейных предметов

Раздорского этнографического музея-заповедника.



Секретарь:

Смоляк Александр Ричардович, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону, руководитель археологического объединения «Сиргис».


В поисках утраченного символа
Корсунова Екатерина, 11 класс МБОУ Маргаритовская СОШ, Азовский район, Ростовская область.

Руководитель Тарасова Лариса Васильевна, учитель физики и информатики,

МБОУ Маргаритовская СОШ, Азовский район, Ростовская область.
Человека сопровождают символы в пространстве и во времени. Есть они и у моего родного села – Маргаритово. Одним из таких символов является погребальная плита жены основателя села, помещика Сарандинаки 1870   1890 гг. Еще одним символом села является сельская церковь.

Цель работы: определить местоположение церкви, выяснить историю строительства и взаимосвязь с историей села Маргаритово.

Задачи исследования:

1. Произвести опрос старожилов села для уточнения исторических событий;

2. Изучить архивные источники школьного музея и Азовского музея - заповедника, чтобы узнать историю строительства церкви в селе Маргаритово;

3. Определить местоположение церкви используя современные методы археологических исследований;

4. Актуализировать проблемы сохранения объектов историко-культурного наследия;

5. Пополнить фонды школьного музея.

Настоящая работа является продолжением исследований, выполненных в предыдущие годы. Среди немногочисленных исследований по настоящей теме следует отметить работы учеников Маргаритовской школы, статьи Т.А Федотовой и Д. И. Зенюка, опубликованные Азовским музеем ‒ заповедником. Публикации Елены Высоцкой в «Донском временнике»; воспоминания Е.П. Высоцкой – наследницы рода Блазо-Сарандинаки, старожилов Д. И. Зенюка и С. В. Шелобода.

Хронологические рамки исследования: с 1783 года (год основания села) до настоящего времени.

Все церкви села Маргаритово посвящались Благовещенью Пресвятой Богородицы. Первая церковь была разобрана и перенесена в другое место. Вторая церковь пострадала в период культурной революции. Д. Зенюк и В. Бездудный помогли нам освоить современные методы археологических исследований и определить местоположение фундамента церкви.

Нам удалось найти в США наследников рода Блазо-Сарандикаки и предварительно договориться с ними о сотрудничестве.

В ходе проведения исследований мы постарались привлечь внимание односельчан к проблемам сохранения объектов историко-культурного наследия и пополнить фонды школьного музея.


Реконструкция костюмов эпохи бронзы
Пешкова Анастасия, 8 кл., МБОУ Васильево-Петровская ООШ, Азовский район, Ростовская область.

Руководитель Бейсов Геннадий Степанович, учитель истории

МБОУ Васильево-Петровской ООШ, Азовский район, Ростовская область.
В исследовательских работах о женских костюмах бронзового века отмечается индивидуальность украшений каждого костюма, религиозный и статусный характер этих украшений.

Цель настоящей работы состоит в подтверждении или опровержение выводов исследователей на примере анализа украшений из богатых женских захоронений Суворовского курганного могильника.

В работе были использованы материалы Суворовского курганного могильника, исследованного А.Л. Нечитайло, проводился анализ научной литературы по этому вопросу.

Исследованные погребения подтвердили как индивидуальность наборов украшений для каждого костюма, так и их общие черты. В первую очередь это форма костюмов – полукафтаны, пояса и наборные браслеты, что является особенностью женских костюмов северокавказской культуры. Украшения рукавов платья несли определенную символику при исполнении обрядов. Пояса, украшенные символическими бляхами и регалиями, подчеркивали, вероятно, принадлежность их обладателей к кругу служителей древнего культа Небесного огня. Исследователи отмечают, что обладатели подобных поясов, найденных в различных регионах Юга России, имели высокий социальный статус.

Таким образом, было подтверждено мнение исследователей, что костюмам бронзового века присуща индивидуальность в наборах украшений. Края рукавов украшались для определенных ритуальных целей. Украшения пояса выполняли не только представления о красоте, но и несли на себе явную религиозную нагрузку. По всей вероятности, обладатели поясов были служителями культа и имели высокий социальный статус.


Реконструкция технологии изготовления браслетов из проволоки и пластин в скифскую эпоху
Лакхлифи Адиль, 9 кл., МБОУ СОШ № 31, краеведческий клуб «РАРОГ»,

г. Новошахтинск, Ростовская область.

Руководитель Елена Владимировна Икаева, учитель истории МБОУ СОШ № 31,

руководитель краеведческого клуба «РАРОГ», г. Новошахтинск, Ростовская область.


С 1998 г. мы вместе с нашими товарищами из клуба «СКИФ» (г. Шахты, руководитель А.В.Савченко) принимаем участие в археологических исследованиях острова Поречный (Ростовская область, Усть-Донецкий район, близ станицы Раздорской). Начальником экспедиции является А.Р.Смоляк, руководитель молодежного археологического центра «СИРГИС», педагог ДТДМ.

Работа нашего клуба проводится по нескольким направлениям, одним из которых является участие в краеведческих исследованиях родного края, а другим - экспериментальная археология. В 2013-2014 гг., проводя эксперимент по воссозданию технологии изготовления колец и перстней (в «стиле змеи»), а также серег и височных подвесок скифо-сарматского периода, мы заинтересовались тем, какие еще ювелирные изделия изготавливались мастерами данной эпохи из проволоки на основании холодной обработки металла (холодная ковка, свивание, гравировка), какие инструменты и приспособления использовались при изготовлении данных изделий.

Предмет исследования: технология изготовления браслетов из проволоки и пластин в скифскую эпоху.

Цель исследования: определить материалы, используемые при изготовлении браслетов из проволоки и пластин; инструменты и приспособления, используемые мастерами данной эпохи; воссоздать технологию изготовления браслетов из проволоки и пластин в скифскую эпоху.

Актуальность исследования: возможность использования реконструированных технологий при реставрации музейных экспонатов, проведение экспериментальных работ с помощью простейшего набора инструментов на базе школьных музеев.

Ход эксперимента. Нами было изготовлено 7 реплик медных браслетов скифского времени с использованием технологии холодной ковки, при которой нагартованная медная проволока по жёсткости кристаллической структуры практически не отличается от бронзовой, а инструменты и приемы обработки были идентичными. В качестве сырья нами была использована медная проволока диаметром 3-4 мм и длиной от 250 до 300 мм (в зависимости от типа изготавливаемого изделия) и пластины толщиной 1 мм, длиной от 260 до 300 мм, соответственно. Алгоритм действий:

1) Обрубили зубилом отрезок нужной длины;

2) Отрихтовали молотком (заовалили/расплющили/сделали квадратным) концы/тело заготовки;

3) Нанесли узоры зубильцем (с помощью плоскогубцев перевили проволоку);

4) Заготовку согнули в кольцо на металлическом стержне-оправке.

Изделия изготовлялись из бронзовой, медной, серебряной (реже – золото, железо) проволоки заранее определенного размера и профиля.

Богатство погребенного определял материал, из которого делался браслет.

Инструментальная база состояла из молотка, молотка-пуансона, зубила, чеканов, клещей/плоскогубцев/круглогубцев, напильников.

Приспособления: наковальня, свинцовая подушка, металлический/деревянный стержень-оправка, абразивные материалы (смесь воска с частицами песчаника, нанесенная на замшу).

Использованные технологии: холодная ковка, перевивание, обработка и оформление профиля/рельефа/узора с последующей навивкой на оправу. Время изготовления одного изделия: 10-30 минут. Полагаем, что при наработке соответствующих навыков, временной промежуток может составить от 5 до 15 минут.

Для доработки изделий были использованы пластины абразива. Однако в литературе мы не смогли найти упоминание о том, что скифские или сарматские мастера пользовались напильниками. Этот вопрос остался для нас открытым. Возможно – использовали тонкие пластины абразивного мелкозернистого камня (песчаника).

Предполагаем, что пластины металла толщиной до 1 мм можно было вырезать ножом или ножницами.

Приемы работы сходны с приемами, используемыми при изготовлении колец, серег и височных подвесок; прослеживается «змеиный стиль». Недоработка – не смогли изготовить пластинчатый браслет с рельефными полосками; предполагаем, что придавать браслету рельеф надо сразу на оправке, обмотанной войлоком. В дальнейшем планируем более подробно изучить и проверить в ходе проведения эксперимента способы проволочного плетения и пайки, используемые мастерами в скифо-сарматское время.




Энеолитическое поселение Батай I
Гливляс Алина, 9 «А» класс МБОУ СОШ № 4 с УИОП, г. Батайск, Ростовская область

Руководитель Пилипчук Лариса Ивановна, педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 4

с углублённым изучением отдельных предметов, г. Батайск, Ростовская область
Официальной датой основания города Батайска является 1769 год. Однако место, на котором он построен, с древнейших времен пересекали важные сухопутные и водные пути. Проблема состоит в том, что находящиеся в непосредственной близости от древнего турецкого Азова и древнегреческого Танаиса окрестности города Батайска еще недостаточно исследованы археологами. На протяжении последних тридцати лет были открыты лишь четыре древних памятника в окрестностях города Батайска: поселение Батай I; поселение Заливное; поселение Батайское; поселение Койсуг. Актуально, что эти археологические объекты находятся под охраной государства (Постановление Главы Администрации Ростовской области от 21.03.2000 № 96), но редкий житель Батайска знает об этом.

Цель исследования – научное изучение древностей археологического памятника Батай I, пока единственного исследованного поселения на левом берегу Нижнего Дона, относящееся к эпохе энеолита.

Задачи:

1) выяснить, является ли археологический памятник Батай I древнейшим поселением в окрестностях города Батайска;

2) определить характер хозяйственной деятельности жителей поселения Батай I.

Географические рамки изучаемого нами объекта: левый берег реки Койсуг (левобережный приток Дона), между центральной и западной (Койсуг) частями города Батайск.

Хронологические рамки энеолитического памятника Батай – V – III тыс. до н.э.

Использованные источники: публикации отчётов научных сотрудников Азовского археологического и палеонтологического музея-заповедника И.В. Белинского и Е.И. Беспалого об археологических раскопках на поселении Батай I за 1981, 1982, 1983, 1986 годы; отчёт научного сотрудника археологического музея-заповедника «Танаис» В.С. Яценко за 2012 год.

Методика исследования – знакомство с коллекцией археологического материала поселения Батай I, хранящегося в фондах Азовского археологического и палеонтологического музея-заповедника.

Памятник Батай I можно отнести к переходному периоду от раннего к позднему энеолиту. Основу экономики жителей поселения составляло скотоводство, то есть производящее хозяйство. Охота и рыболовство присутствовали, но несли уже вспомогательный характер. Наряду с традиционными, каменными и костяными орудиями, применяли медные, изготовленные как с помощью ковки, так и литья. Большого развития достигло керамическое производство. Поселения Батай I не имеет крупных искусственных укреплений, но на его территории выявлены следы сооружений с чётко очерченными функциями: кремневые мастерские, места разделки добычи. Обычно на периферии подобных поселений иногда находят погребения этой эпохи. Отсутствие таковых может быть объяснено недостаточной археологической изученностью площадей на поселении и за его пределами.




Бронзовые колокольчики Крепостного и Кобякова некрополей
Мойсова Елизавета, 9 кл., МБОУ Кагальницкий ЦДТ, Азовский район, Ростовская область.

Руководитель Свининых Надежда Фёдоровна, преподаватель дополнительного образования МБОУ Кагальницкого ЦДТ, Азовский район, Ростовская область.


Целью исследования является изучение бронзовых колокольчиков из раскопок Кобякова городища и Крепостного городища в Азове.

Задачи: изучить существующие классификации колокольчиков; рассмотреть форму колокольчиков и сопутствующие предметы, их предназначение.

Гипотеза исследования: колокольчик воспринимался как оберег, спасающий людей от зла, связывающий между собой жизнь и смерть.

Актуальность темы заключается в том, что история Донского края насыщена интересными событиями. Наш долг – осознать связь с историей народов, проживавших на этой территории.

В работе использовались следующие методы исследования: метод наблюдения, описания, сравнительного анализа.

Колокольчик и бубенец использовались в быту у многих народов. Установлено, что многое в погребальном обряде подчинено желанию сделать переход в иной мир безопасным и безвредным. Этой цели могут служить и устройство могилы, и набор личных вещей, и пища, и амулеты - обереги. Одним из амулетов был бронзовый колокольчик. На Дону бронзовые колокольчики были обнаружены в детских и женских погребениях I века н.э. Известны классификации ученых И.И. Гущиной, М.А. Бакушева и Л.С. Ильюкова. В соответствии с этими классификациями колокольчики Кобякова и Крепостного некрополей принадлежали в большей степени к 1 типу. Подбор вещей в детских погребениях с колокольчиками также был связан с их особой охранительной ролью.

Выводы:

- во-первых, у колокольчиков есть своя классификация,

- во-вторых, колокольчики получили широкое распространение в некрополях Танаиса, Кобякова и Крепостного городищ в Ι. н. э.;

- в-третьих, колокольчики, найденные в некрополях, близки по форме и отличаются только незначительными деталями;

- в-четвертых, колокольчики были встречены в погребениях детей и женщин;

- в-пятых, выполняли как бытовую функцию, так и сакральную, являясь оберегами и источниками особых магических сил.

Секция «Архитектура и дизайн»

Секция «Искусство: архитектура и дизайн» основана в 1994 году. В 2012 году переименована.

Председатель жюри:

Медведева Ольга Павловна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Дизайн» ЮФУ, архитектор-дизайнер, руководитель секции «Архитектура и дизайн».
Члены жюри:

Скопинцев Анатолий Вениаминович, кандидат архитектуры, профессор кафедры «Дизайн архитектурной среды» ААИ ЮФУ , член Союза архитекторов России.

Резницкая Лариса Мартыновна, доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды» ААИ ЮФУ , член Союза архитекторов России.

Бокачёва Наталья Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарной подготовки филиала МГУТУ.
Секретарь:

Черненко Ольга Юрьевна, архитектор-дизайнер.


Измерение архитектурных объектов математическими способами
Сараджишвили Виктория, 10 кл., МБОУ СОШ № 60, г. Ростов-на-Дону, Ростовская область.

Руководитель Приходько Наталья Владимировна, учитель математики,

МБОУ СОШ № 60, г. Ростов-на-Дону, Ростовская область.
Образовательные путешествия (или экскурсии) получили широкое распространение. Экскурсоводы рассказывают об исторических культурных сооружениях и туристы часто задают вопросы о высоте зданий. Мне стало интересно – какие математические способы помогут определить высоту здания и расстояние до недоступной точки? Поэтому я поставила целью своей работы - рассмотреть различные способы решения практических задач по определению высоты архитектурных объектов и расстояния до недоступной точки с помощью свойств подобия треугольников.

В связи с целью своей работы я решала следующие задачи:

1.собрать теоретический материал по данному вопросу;


  1. изготовить необходимое оборудование для проведения измерительных работ на улицах города;

  2. получить опыт проведения измерительных работ на местности при помощи свойств подобия треугольников несколькими способами;

  3. проанализировать результаты измерения; сравнить и вычислить погрешности измерения.

Для исследования мною был выбраны архитектурные объекты г. Ростова-на-Дону: школа № 60 и Ростовский академический молодежный театр. Мною были произведены измерительные работы и математические расчёты по их итогам. Проанализировав полученные измерения, я пришла к выводу, что погрешность моих измерений незначительна и рассчитанная высота здания очень близка к данным строителей и архитекторов.

Рассмотренные примеры в моей работе позволяют измерить очень большие высоты объектов разными способами.

При решении некоторых задач применяют метод подобия, состоящий в том, что:

1. на основе имеющихся данных строят треугольник, подобный искомому;

2. используя остальные данные, находят неизвестные элементы другого треугольника (например, высоту здания).

Данная работа может быть использована учителями математики на уроках геометрии; на экскурсиях и факультативных занятиях для активизации познавательной деятельности обучающихся; для поддержания интереса к архитектурным достопримечательностям города Ростова-на-Дону.




Путешествие в королевство кривых.

(Построение циркульных и лекальных кривых)
Чумаченко Юлия, 11 кл., МАОУ СОШ № 37 с углубленным изучением искусств и английского языка, г. Таганрог, Ростовская область.

Руководитель Пасюта Антонина Викторовна, учитель черчения,

МАОУ СОШ № 37, г. Таганрог, Ростовская область.
При разработке вычерчивания архитектурных форм на практике мы часто сталкиваемся с необходимостью отображения на чертеже криволинейных форм различного очертания, а также с геометрически правильными и неправильными телами вращения всевозможной конфигурации. Исходя из собственного опыта, мы должны признаться, что старшеклассникам, которые впервые сталкиваются с изучением циркульных и лекальных кривых, довольно трудно поначалу разобраться в особенностях их построения. Актуальность изучения данного вопроса возрастает в связи с тем, что во многих вузах художественной и технической направленности вступительный экзамен содержит базовые задания по темам «Сопряжения» и «Лекальные кривые».

Чтобы повысить уровень усвоения и качество графической культуры по черчению обозначенной темы, мы предложили собственную разработку методического пособия (адаптированную к пониманию учащимися профильных классов нашей школы) – теоретическую часть материала «Путешествие в королевство кривых».



В творческой мастерской нашей 37 школы г. Таганрога учениками 10-11 профильных архитектурных классов были апробированы карточки-задания, содержащие элементы сопряжений и кривых на основе технического черчения. Данные задания предназначены для будущих творцов в сфере дизайна, архитектуры, конструирования.

Ребята увлечённо работали над заданием и их старания отразились на оценках. Выполняли задание 26 человек. Из них 19 учеников получили оценку 5, и 7 человек получили оценку 4. Таким образом, качество усвоения темы «Лекальные и циркульные кривые» учащимися нашей школы составляет 100%. Как следствие этого, увеличивается процент поступления наших выпускников в профильные вузы региона и страны.

В пособии содержатся примерные карточки-задания, подобные предлагаемым на вступительных экзаменах, дается оптимальный для понимания алгоритм работы над ними. Поэтому данная работа может быть интересна как учителям и преподавателям черчения школ и колледжей, так и учащимся старших классов школы и абитуриентам по специальностям «архитектура и дизайн».


Витражи - волшебство в интерьере
Токарева Анна, 11 кл., МБОУ СОШ № 21 г. Сальска Ростовской области.

Руководитель Бирюкова Ольга Михайловна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 21 г. Сальска, Ростовской области.
Витраж придает зданию живой лик, он - как глаза, в которых светится душа. Интересный сам по себе, он приобретает выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Тема витражного искусства является на современном этапе очень востребованной среди профессиональных художников и людей, увлеченных художественным и декоративным творчеством.

Идеи Н. Рамаевой, Эммы Седман, Черил Оуэна, Е. Каминской, Т. Ткачук способны сделать мир вокруг ярче и интереснее, так как прошлое витража богато, а его перспективы безграничны и возможности неисчерпаемы.



Актуальность выбранной темы заключается в том, что витраж всегда оживляет любой интерьер, преломляя лучи солнечного света, поэтому притягивает внимание. Еще одним преимуществом витражей является их экологичность. Эти произведения искусства не вредят здоровью, не накапливают пыль, не выделяют вредных испарений.

Предмет исследования: витраж.

Цель исследования: изучить историю и технологии изготовления витражного декора, которые способствовали его широкому применению в современном интерьере.

Изучая историю витража, множество техник и способов его создания, были использованы следующие методы исследования:

1)теоретический   изучение и анализ справочной литературы;

2) практический   изготовление витража, проведение мастер-класса;

3) эмпирический   интервью, анкетирование, наблюдение.

В работе отражены теоретические аспекты: исторические особенности богатого прошлого витражного искусства, его виды и техники, художественные стили и области применения в современном интерьере.

Практическая часть работы отражает степень актуальности витражного искусства и возможность использования новых приемов и техник витража в домашних условиях.

Анализ практических работ показал, что гипотеза   уникальные современные технологии сделали витраж доступным практически каждому человеку в оформлении интерьера – подтвердилась. В наше время витражное искусство развивается и вызывает все больший интерес. Современные техники изготовления позволяют сделать витраж практически каждому.

На основе практической работы были подготовлены рекомендации по изготовлению витража.

Информация, собранная в работе, будет полезна учителям технологии, МХК, преподавателям дополнительного образования.



Секция «Астрономия и космонавтика»

Секция основана в 1981 году, до 2011 г – секция астрономии


Председатель жюри:

Марсаков Владимир Андреевич, доктор физико-математических наук, профессор кафедры физики космоса ЮФУ.

Члены жюри:

Невский Михаил Юрьевич, заведующий учебно-методической обсерваторией ЮФУ.

Ачарова Ирина Александровна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики космоса ЮФУ.

Секретарь:

Котова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону.

Угрожают ли нам парады планет?
Наумова Дарья, 9 кл., МБОУ ДТДМ г. Ростова-на-Дону.

Руководитель Котова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДТДМ г. Ростова-на-Дону.
Мы с вами живем в двадцать первом веке, веке технологий и тотального развития человечества. Но, несмотря на все новшества и открытия, сделанные учеными, многие проблемы и элементарные научные истины так и не донесены до простого населения. Каждый день мы с вами следим за мировыми событиями через СМИ, которые отнюдь не всегда достоверны.

О параде планет всегда пишут очень разные вещи. Начиная с того, что благодаря ему вы будете великим человеком до угрозы конца света. Я решила разобраться в этом вопросе и написать работу о данном явлении.

Всплеск интереса к парадам планетам пришёлся на 1977 г. Он был вызван тем, что в некоторых средствах массовой информации появилось сообщение о том, что в 1982 г. все планеты Солнечной системы выстроятся в одну линию, что повлечёт за собой усиление солнечной активности и, следовательно, не избежать катастроф на Земле.

Парад планет   это астрономическое явление, при котором некоторое количество планет Солнечной системы оказывается по одну сторону от Солнца в небольшом секторе. При этом они находятся более или менее близко друг к другу на небесной сфере. В одну линию планеты никогда не могут выстроиться, т.к. движутся с разной скоростью и плоскости их орбит не совпадают.

С помощью программы Starcal были смоделированы парады планет в разные годы. Показано, что парады планет никоим образом не могут повлиять на процессы, происходящие на Земле.

Сделан вывод, что парад планет – безвредное для Земли и человека явление. Понятно, что вчера и сегодня власти не очень удобно иметь поголовно образованное население, поэтому основываясь на незнании, очень удобно запугивать его ложной информацией о Конце Света. Не парад планет погубит Землю, а незнание и нежелание узнать побольше об окружающем нас Космосе..






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница