


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2010, полностью отражающих содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения:
1. Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» вместо 1 часа – 2 часа;
- тема «Строение и функции организма» вместо 57 часов – 59 часов.
2. Сокращено число резервных часов: вместо 4 часов – 2 часа.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Колесов Д.В. Биология. Человек.8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. – 13-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2012.-332, [4] с.:ил.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен
знать/понимать
-
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
-
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
-
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-тематический план
№
п/п
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
В том числе
|
демонстрации
|
лабораторные
работы
|
1.
|
Введение
|
1
|
|
|
2.
|
Раздел 1. Происхождение человека
|
3
|
1
|
|
3.
|
Раздел 2. Строение и функции организма
|
59
|
|
|
Тема 2.1. Общий обзор организма
|
1
|
1
|
|
Тема 2.2-2.3. Клеточное строение организма. Ткани.
Рефлекторная регуляция.
|
3
|
1
|
2
|
Тема 2.4. Опорно – двигательная система
|
7
|
7
|
6
|
Тема 2.5. Внутренняя среда организма
|
3
|
|
1
|
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы
|
6
|
4
|
3
|
Тема 2.7. Дыхательная система
|
4
|
6
|
1
|
Тема 2.8. Пищеварительная система
|
7
|
1
|
1
|
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии
|
3
|
|
2
|
Тема 2.10-2.11. Покровные органы. Терморегуляция. Выделительная система
|
5
|
2
|
|
Тема 2.12. Нервная система человека
|
4
|
1
|
3
|
Тема 2.13. Анализаторы
|
6
|
9
|
1
|
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика
|
6
|
6
|
2
|
Тема 2.15. Эндокринная система
|
3
|
3
|
|
4.
|
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма
|
5
|
1
|
|
|
Повторение
|
2
|
|
|
|
Итого
|
70 ч
|
43
|
22
|
Содержание тем учебного курса биологии 8 класса
Введение (2 часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 1. Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
РАЗДЕЛ 2. Строение и функции организма (59 часов)
Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторная работа: ЛР №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп». Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей»
Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные работы: ЛР №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.»
Тема 2.4. Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы: ЛР №3 «Микроскопическое строение кости.
ЛР №4 «Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома)».
ЛР №5 «Утомление при статической и динамической работе».
ЛР №6 « Выявление нарушений осанки».
ЛР №7 «Выявление плоскостопия (выполняется дома)».
ЛР №8 «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки».
Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа: ЛР №9 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Лабораторные работы: ЛР №10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».
ЛР №11 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса».
ЛР №12 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».
Тема 2.7. Дыхательная система (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы: ЛР №13 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».
Тема 2.8. Пищеварительная система (7 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Лабораторная работа: ЛР №14 «Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании».
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные работы: ЛР №15 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».
ЛР №16 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат».
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция Тема 2.11. Выделительная система (5часов)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Тема 2.12. Нервная система человека (4часа)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторные работы: ЛР №17 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга».
ЛР №18 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»
ЛР №19 «Штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении».
Тема 2.13. Анализаторы (6 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа: ЛР №20 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы: ЛР №21 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».
ЛР №22 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом».
Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (3 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.
РАЗДЕЛ 3. Индивидуальное развитие организм (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Тематическое планирование по биологии в 8 классе
(70 часов, 2часа в неделю,2 часа – резервное время)
№
п/п
|
Кол-во часов
|
Тема урока
|
Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа)
|
1.
|
1
|
Биосоциальная природа человека и науки, его изучающие
|
2.
|
1
|
Становление наук о человеке
|
Раздел 1. Происхождение человека (3 часа)
|
3.
|
1
|
Систематическое положение человека
|
4.
|
1
|
Историческое прошлое людей
|
5.
|
1
|
Расы человека
|
Раздел 2. Строение и функции организма (59 часов)
|
6.
|
1
|
Общий обзор организма (1 час)
|
Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)
|
7.
|
1
|
Клеточное строение организма
|
8.
|
1
|
Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. ЛР №1
|
9.
|
1
|
Рефлекторная регуляция. Нервная ткань. ЛР №2
|
Опорно – двигательная система (7 часов)
|
10.
|
1
|
Значение опорно – двигательной системы, её состав. Строение костей. ЛР №3
|
11.
|
1
|
Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей
|
12.
|
1
|
Соединение костей
|
13.
|
1
|
Строение мышц. Обзор мышц человека. ЛР №4 ЛР №5
|
14.
|
1
|
Работа скелетных мышц и их регуляция. ЛР №6
|
15.
|
1
|
Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. ЛР №7 ЛР №8
|
16.
|
1
|
Зачёт по теме: «Опорно – двигательная система»
|
Внутренняя среда организма (3 часа)
|
17.
|
1
|
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. ЛР №9
|
18.
|
1
|
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет
|
19.
|
1
|
Иммунология на службе здоровья
|
Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов)
|
20.
|
1
|
Транспортные системы организма
|
21.
|
1
|
Круги кровообращения. ЛР №10
|
22.
|
1
|
Строение и работа сердца
|
23.
|
1
|
Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. ЛР №11
|
24.
|
1
|
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. ЛР №12
|
25.
|
1
|
Зачёт по темам: «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы»
|
Дыхательная система (4 часа)
|
26.
|
1
|
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевание дыхательных путей
|
27.
|
1
|
Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды
|
28.
|
1
|
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. ЛР №13
|
29.
|
1
|
Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации
|
Пищеварительная система (7 часов)
|
30.
|
1
|
Питание и пищеварение
|
31.
|
1
|
Пищеварение в ротовой полости
|
32.
|
1
|
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. ЛР №14
|
33.
|
1
|
Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит
|
34.
|
1
|
Регуляция пищеварения
|
35.
|
1
|
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций
|
36.
|
1
|
Зачет по теме: «Пищеварение»
|
Обмен веществ и энергии (3 часа)
|
37.
|
1
|
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ
|
38.
|
1
|
Витамины
|
39.
|
1
|
Энерготраты человека и пищевой рацион. ЛР №15 ЛР №16
|
Покровные органы. Терморегуляция. Выделительная система
(5 часов)
|
40.
|
1
|
Кожа – наружный покровный орган
|
41.
|
1
|
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи
|
42.
|
1
|
Терморегуляция организма. Закаливание
|
43.
|
1
|
Выделение
|
44.
|
1
|
Зачет по теме: «Покровные ткани органов. Терморегуляция. Выделение»
|
Нервная система человека (4 часа)
|
45.
|
1
|
Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг
|
46.
|
1
|
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. ЛР №17 ЛР №18
|
47.
|
1
|
Функции переднего мозга
|
48.
|
1
|
Соматический и автономный отделы нервной системы. ЛР №19
|
Анализаторы (6 часов)
|
49.
|
1
|
Анализаторы
|
50.
|
1
|
Зрительный анализатор. ЛР №20 «
|
51.
|
1
|
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней
|
52.
|
1
|
Слуховой анализатор
|
53.
|
1
|
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса
|
54.
|
1
|
Зачет по теме: «Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»
|
Высшая нервная деятельность. Поведение, психика (6 часов)
|
55.
|
1
|
Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД
|
56.
|
1
|
Врожденные и приобретенные программы поведения. ЛР №21
|
57.
|
1
|
Сон и сновидения
|
58.
|
1
|
Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы
|
59.
|
1
|
Воля, эмоции
|
60.
|
1
|
Внимание. ЛР №22
|
Эндокринная система (3 часа)
|
61.
|
1
|
Роль эндокринной регуляции
|
62.
|
1
|
Функция желез внутренней секреции
|
63
|
1
|
Железы смешанной секреции
|
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5 часов)
|
64.
|
1
|
Жизненные циклы. Размножение
|
65.
|
1
|
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды
|
66.
|
1
|
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем
|
67.
|
1
|
Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности
|
68.
|
1
|
Обобщение по теме: «Индивидуальное развитие организма»
|
69.
|
1
|
Повторение по теме: «Внутренняя среда организма»
|
70.
|
1
|
Повторение по курсу 8 класса
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |