Изучение зависимости влажности воздуха в учебных помещениях от озеленения



Скачать 215.47 Kb.
страница1/2
Дата14.10.2018
Размер215.47 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2

Департамент образования мэрии Тольяттинский государственный

городского округа Тольятти университет

XV городской Конгресс молодых исследователей

«Шаг в будущее»

Исследовательская работа на тему
«Изучение зависимости влажности воздуха в учебных помещениях от озеленения»

Секция: экология

Автор:

Некрасов Андрей Алексеевич.

Россия, г. Тольятти,

МОУ школа № 11, 8 «Б»



Научный руководитель:

Мишина Гульнур Ивановна

Учитель физики МОУ школы № 11


Тольятти 2008

Введение.

Цветы! Никто их не забудет,

Они приносят радость людям,

Они все радуют наш глаз

И в горький час, и в светлый час…

 

Комнатные растения издавна используются человеком для украшения своего жилища. Они радуют глаз, успокаивают нервную систему, улучшают качество воздуха.



Столетиями люди пытались украсить и обустроить свои жилища с помощью растений. В современном шумном, стремительном и загрязненном мире роль растений возросла многократно. Особенно велика она в холодном климате, где человек большую часть своего времени проводит в помещениях и лишен возможности общения с живой природой. В этих условиях нормальное развитие и здоровье детей во многом зависят от качества среды обитания закрытых помещений - школ, детсадов и т. д. Защищаясь от пыли и шума, современные помещения становятся все более герметичными и концентрация потенциально опасных испарений в них увеличивается. Воздух помещений содержит десятки и сотни вредных веществ, в том числе высокотоксичных, концентрация которых зачастую превышает допустимую. К факторам риска в помещениях относятся патогенная микрофлора и химические ксенобиотики, выделяющиеся строительными и отделочными материалами, мебелью или поступающие извне. Кроме того, длительное пребывание в закрытых помещениях увеличивает и психологическую нагрузку на организм ребенка. Конечно, оптимизация экологической обстановки в закрытых помещениях может осуществляться с помощью технических систем очистки и внедрения безотходных технологий, но даже самые совершенные приборы не могут повсеместно обеспечить здоровую среду. Снижение факторов риска можно достичь средствами озеленения, вполне эффективно использование для этих целей некоторых декоративных растений. Они могут не только обеспечить комфортные условия внутренней среды школ и дошкольных учреждений соответственно существующим экологическим нормам, но и учитывать те требования к современной образовательной деятельности, которые касаются образовательного пространства в целом. Использование растений с этой целью многогранно.

Первая, самая древняя, общепринятая и устойчивая функция растений - это создание благоприятной психологической среды. Растения способны придать неповторимый облик любому помещению при включении их в интерьер. Габитус растений и цветовая гамма сейчас широко используются в фитодизайне. При создании единого стиля интерьера учитывается не только сочетание мебели и обоев, но и декоративные элементы и окраска цветков и листьев растений. Например, листья необычных тонов - пурпурные и сизые действуют возбуждающе, а светло- или темно-зеленые - успокаивающе, создают чувство легкости [Кузнецов, 1998]. Воздействие цвета было многократно подтверждено многочисленными экспериментами физиологов и психологов. Имеются следующие описания воздействия цвета на психику (прил.1).

Вторая функция связана с очищением воздуха в помещениях от пыли, вредных веществ и патогенных микроорганизмов. К факторам риска в помещениях относятся патогенная микрофлора и химические ксенобиотики, выделяющиеся строительными и отделочными материалами, мебелью или поступающие извне. Некоторые декоративные растения, способны поглощать и нейтрализовывать ксенобиотики и выделять фитонциды. Если с растений регулярно смывать пыль, то воздух в этой комнате будет в среднем на 40% чище, чем в такой же комнате без растений (при одинаковом качестве уборки). Особенно эффективно задерживают пыль растения с крупными листьями - монстера, пальмы, фикусы. Экологический и медицинский фитодизайн - современное научное направление оздоровления и улучшения условий среды с использованием фитонцидов и газопоглотительных свойств растений предлагает малозатратные безопасные и высокоэффективные методы, обладающие оздоровительным действием [Цыбуля, Фершалова, 2000]. Являясь по существу одним из разделов фитоэргономики, возникшей на стыке биологии и медицины и разрабатывающей проблемы использования растений для восстановления и повышения работоспособности людей [Гродзинский, 1989], экологический фитодизайн занимается вопросами оптимизации жизни и деятельности человека средствами озеленения. Актуально изучение возможностей декоративных растений как фитофильтров для очистки воздушной среды помещений от формальдегида и других соединений, поскольку индикаторами качества воздуха в жилых помещениях по международным стандартам являются два химических соединения - бензопирен и формальдегид, относящиеся к канцерогенам [Цыбуля, Рычкова. Дульцева, 2000; Серая, Дульцева, Цыбуля, 2003]. Например, в результате экспериментов у 8 опытных видов ' рода Ficus было выявлено снижение концентрации формальдегида от 10 до 50% по сравнению с контролем.
Третья функция декоративных растений заключается в оздоровлении человека в условиях городской среды. Они обогащают воздушную среду помещений биогенными веществами, благотворно действующими на общее состояние организма, способствуют оздоровлению верхних дыхательных путей и лёгких, повышению иммунитета организма и его устойчивости к стрессам, улучшению сна, лечению нервных заболеваний, повышению работоспособности и тонуса (Цыбуля. Фершалова, 2000). К растениям, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебным действием относятся: мирт обыкновенный, розмарин лекарственный, лимон, герань душистую, лавр благородный и другие. Следует учитывать, что неправильное использование растений может привести к отрицательному эффекту.

Четвертая функция декоративных растений чрезвычайно актуальна в современном урбанизированном мире при решении вопросов улучшения среды обитания средствами экологического воспитания и образования. Все более очевидной становится величайшая роль растений в природе и жизни человека и все меньше возможностей реального знакомства с ними. Поэтому очень важно знакомить людей с отдельными

Пятая важная функция растений в детских учреждениях тоже общеизвестна - это улучшение микроклимата путем увлажнения, ионизации воздуха, повышения содержания кислорода и снижения содержания углекислого газа в воздухе, а также некоторое смягчение шума, благотворно действующее на психику. Особенно важно формирование внутренней среды помещений во время отопительного сезона, когда воздух в большинстве помещений очень сухой, в то время как оптимальная влажность составляет 45 -55%. В этом случае особенно крупные растения в больших емкостях могут существенно влиять на . повышение влажности. Внешний вид растений является хорошим индикатором влажности воздуха. Растения, восполняющие нехватку отрицательно заряженных ионов кислорода, ионизируют воздух и улучшают самочувствие. Например, хвойные.

Поэтому целью нашей работы стало изучение улучшения микроклимата путем увлажнения воздуха, а также некоторое смягчение шума, благотворно действующее на психику

Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:


  1. 1.      По литературным источникам описать влияние увлажненного воздуха и шумов на организм человека..

  2. 2.      Практически измерить влажность воздуха в помещениях озелененных и без растительности.

Литературный обзор.

Влажность воздуха, существенно влияя на теплообмен организма с окружающей средой, имеет большое значение для жизнедеятельности человека

  • При низкой температуре и высокой влажности воздуха повышается теплоотдача и человек подвергается большему охлаждению

  • При высокой температуре и высокой влажности воздуха теплоотдача резко сокращается, что ведёт к перегреванию организма, особенно при выполнении физической работы. Высокая температура легче переносится, когда В. в. понижена. Так, при работе в горячих цехах оптимальное влияние на теплообмен и самочувствие оказывает относительная В. в. 20%.

  • Наиболее благоприятной для человека в средних климатических условиях является относительная влажность воздуха 40-60%.

  • Для устранения неблагоприятного влияния влажности воздуха в помещениях применяют вентиляцию, кондиционирование воздуха и др.



Каталог: pic -> File
File -> Урок по теме «Железы внутренней и смешанной секреции»
File -> Конспект урока по биологии в 8Б классе на тему «Витамины»
File -> Ответственность несовершеннолетних за потребление наркотических средств и психотропных веществ
File -> Современные Био Технологии от мирового лидера: Натуральные консерванты: Низин е-234 и Натамицин е-235
File -> Опасность чрезмерного употребление и влияние алкоголя
File -> Программа всероссийской научно-практической конференции «здоровое питание»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница