Железо-многоликий металл



Дата27.04.2016
Размер79.5 Kb.
ТипУрок
Железо-многоликий металл

Цель урока: Создание условий проявления познавательной активности учащихся при изучении свойств железа.

Задачи урока:

  1. Образовательные: рассмотреть положение химического элемента железа в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение атома. Изучить физические и химические свойства простого вещества - железа, познакомиться с природными соединениями железа;

  2. Развивающие: развивать интеллектуальные умения: выделять главное, анализировать, делать выводы, использовать ранее накопленные знания по химии в контексте нового материала;

  3. Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, интерес к предмету.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма организации учебной деятельности: частично- поисковая деятельность, создание проблемных ситуаций, индивидуальная работа.

Методы и приемы обучения: поисковый, частично- исследовательский, решение проблемных ситуаций, беседа.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация, учебник (Гариелян О.С. Химия. 9 кл. – 2010), металлическая проволока с кнопками на пластилине, простейшая электрическая цепь с лампочкой или прибор для изучения электропроводности, штатив с пробирками, колбы, железные гвозди, магнит, вата, спички, спиртовка, наждачная бумага.

Реактивы: железо (порошок, скрепки), сера, колба с кислородом, соляная кислота, сульфат меди (II).

Железо не только основа всего мира,

самый главный металл окружающей нас

природы, оно – основа культуры и

промышленности, оно – орудие войны и

мирного труда.


Ход урока


  1. Мотивационно-ориентировочный этап.




    1. Запись темы и подготовка учащихся к учебной работе.

    2. Беседа по вопросам:

  • Перечислите известные вам металлы (натрий, калий, кальций, магний, алюминий и т. д.

  • По какому признаку химические элементы относятся к металлам? (по количеству электронов на внешнем энергетическом уровне от1-3 электронов)

  1. Операционно-исполнительский этап.

Задачи: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов деятельности.

    1. Железо – химический элемент.

Учитель: Можно ли железо отнести к металлам? (Можно, только по свойствам, а по положению в таблице – оно находится в 8-ой группе, это ставит под сомнение).

Задание: прочитайте текст учебника на стр.76 и охарактеризуйте положение железа в ПСХЭ Д.И.Менделеева и особенности строения атома, укажите возможные степени окисления элемента.

Вывод: Железо- элемент побочной подгруппы VIIIгруппы 4 большого периода, относится к d- элементам, электронная формула: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d6 4s2. Железо в соединениях проявляет степени окисления +2 и +3.



    1. Физические свойства железа.

Учитель: Предположите , какими свойствами обладает железо? (Железо, имеющее большое количество ē, участвующих в образовании металлической связи, должно обладать высокой температурой плавления и высокой твердостью).

Демонстрация физических свойств железа:



  • Теплопроводность (один конец стальной проволоки с кнопками на пластилине нагревается, кнопки по порядку падают на подставку демонстрационного стола), учащиеся делают вывод: железо теплопроводно;

  • Электропроводность (замыкается простейшая электрическая цепь со стальными проводами, лампочка загорается), вывод: железо электропроводно;

  • Металлический блеск (гвозди зачистить наждачной бумагой), вывод: Ме обладают металлическим блеском;

  • Пластичность и ковкость (из железа изготавливают изделия любой формы);

  • Магнетизм (К железным гвоздям подносится магнит и гвозди притягиваются), вывод: железо обладает магнитными свойствами.

Первичная проверка понимания.

Задачи: Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление ошибок и их коррекция.


Задание: Выберите те физические свойства, которые не относятся к железу

  • Обладает Ме-им блеском

  • Серебристо-белый Ме

  • Обладает свойством намагничиваться

  • Теплопроводный

  • Tпл==1539оС

  • Самый твердый Ме

  • Пластичный

  • Можно резать ножом

  • Электропроводный.

    1. Химические свойства железа.

Учитель: Железо – активный металл. Мы знаем, что оно проявляет степени окисления +2 и +3, потому дает 2 ряда соединений. Сильный и с высокой концентрацией окислитель с железом глубже идет окисление и выше показатель степени окисления.

Сильные окислители: О2, CI2, концентрированные кислоты - азотная и серная – при нагревании образуют соединения Fe +3.

Слабые окислители: S, H2O, разбавленные кислоты, растворы солей – образуют соединения Fe+2.

Запомнить: железо не взаимодействует с концентрированными азотной и серной кислотами на холоде (железо пассивируется).



  1. Образование соединений Fe+².

Опыт 1. Взаимодействие железа с серой.

Fe + S→Fe.+S

Опыт 2. Взаимодействие железа с разбавленными кислотами

Fe + HCI → FeCI2 + H2

Опыт 3. Взаимодействие железа с солями.

Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu




  1. Образование соединений Fe+³

    1. Взаимодействие железа с хлором

2Fe +3 CI2 →2 Fe + CI3

    1. Взаимодействие железа с азотной кислотой.

Fe + 4HNO3(разб.) → Fe(NO3)3 + 2H2O + NO

Fe + 6HNO3(разб.) → Fe(NO3)3 + 3H2O + 3NO2




  1. Образование смеси соединений железа +2 и +3

Иногда образуется смесь соединений железа +2 и +3 например, железная окалина Fe3O4 (FeO·Fe2O3)

    1. Взаимодействие железа с кислородом

3Fe +2O2 → Fe3O4

    1. Взаимодействие железа с водой.

3Fe + 4H2O → Fe3O4 + 4H2

Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Задачи: Обеспечение усвоения новых знаний и способов деятельности на уровне применения их в стандартной ситуации.

Задание 1. Найдите соответствие между реагентами и продуктами.


1. Fe + CI2

А. Fe2 (SO4)3 + SO2 + H2O

2 Fe +O2

Б FeCI2 + H2

3 Fe + HCI(разб.)

В Fe3O4 + H2

4 Fe + H2SO4(конц.)

Г FeSO4 + H2

5 Fe + H2SO4(разб.)

Д FeCI3

6 Fe + H2O(пар)

Е Fe3O4




Ж FeCI3 + H2

З FeO + H2

И FeS + SO2 + H2O


Задание 2. Исправьте ошибки и расставьте коэффициенты.

Fe + S→Fe2S3

Fe +O2 → Fe3O4

Fe + H2SO4(конц.) → FeSO4 + H2

Fe + HNO3(разб.) → Fe(NO3)3 + H2O + NO

Fe + CuCI2 Fe CI3 + Cu



Fe + H2O(пар) → FeO + H2

Задание 3. Составьте цепочки превращений из следующих соединений:

FeCI2, Fe, FeCI3, FeO, FeSO4, Fe2O3, Fe(OH)2, Fe(OH)3


4. Применение железа.

Учитель: Разгадайте загадки и скажите, о чем сейчас пойдет разговор.

Он идет на сковородки

Да узорные решетки.

Он совсем-совсем не ловок,

Не воспитан и не ковок,

Хрупок, ломок, словно лед,

И тяжел, как бегемот,

Но не врун и не болтун

Работяга- друг… (чугун)
Не ломаюсь и не темнею,

Как алмаз, в бою крепка,

Как лозиночка, гибка.

Если крепко закалюсь,

Никогда не отступлюсь:

Буду дерево пилить,

Резать ткань, металл сверлить.

Научусь делам свободно,

Буду я на все пригодна-

На сверло и на медаль,

Такова моя мораль!

Дальше – мой автограф… (сталь).




  1. Рефлексивно – оценочный этап.

Задачи: Обеспечить анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Учитель возвращается к теме урока и просит учеников ответить на вопрос: «Почему железо- основа всего мира, самый главный металл окружающей природы,, орудие войны и мирного труда?»

Задание: прочитать в учебнике (О.С.Габриелян. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010) на стр. 35-37 и стр.77 о применении железа и его сплавов , нахождение в природе.

Задание: прочитайте текст учебника на стр. 78 и запишите не менее 4-х формул соединений железа, встречающихся в природе.



Домашнее задание

§ 14, стр. 76-81, № 4,5 на стр. 82 – всем, № 6 на стр. 83 – по желанию.

Опережающее домашнее задание: для1-ой группы- осмотреть состояние металлических труб школьного подвала вместе с завхозом школы Жигмитовой Д.Р. для 2-ой группы- обратить внимание на состояние металлических корпусов автомобилей. Приготовить краткий отчет в виде:


  • презентации

или Группы формирует учитель.

  • письменный

Подведение итогов урока:

Возможен и такой вариант домашнего задания – Модельное задание на тему «Железо».




Модельное задание на тему «Железо» 9кл.
В организме взрослого человека содержится 4г железа на 70 кг массы тела. Почти 2/3 этого железа входит в состав гемоглобина. В организм человека 99% железа попадает с пищей. Пищевые продукты животного происхождения содержат железо наиболее легко усвояемой форме. Считается, что организм усваивает до 35% «животного» железа. Оптимальное суточное поступление железа в организм с продуктами животного происхождения составляет 16мг/сут для мужчин, 12 мг/сут для женщин. Особенно много железа содержится в говядине (9мг/100г), печенке (20мг/100г), тыкве (11мг/100г), фисташках (7мг/100гр). Суточная потребность составляет 10-20 мг для мужчин и 20-30мг для женщин. У детей суточная потребность в железе зависит от возраста:

6-12 мес – 1 мг /сут;

1-3 года – 8 мг/сут;

3-5 лет – 5,5 мг/сут;

6-7 лет – 9 мг/сут;

8-11 лет – 10 мг/сут

Дефицит железа может развиться при недостаточном поступлении этого элемента в организм (1 мг/день и менее), а порог его токсичности составляет 200мг/сут (таблица 1).
Таблица 1
Продукты'>ПДК железа в пищевых продуктах


Продукты

ПДК, мг/кг

Рыбные

30

Мясные

50

Молочные

3

Хлеб

50

Овощи, фрукты

50

В медицине железосодержащий препарат сульфат железа используется в качестве лекарственного средства для лечения малокровия. Препятствуют усвоению организмом железа медь- и цинксодержащие препараты.


Вопросы и задания

  1. Определите сколько % железа от суточной потребности содержится в 100 гр печенки, тыквы, фисташек. Полученный результат запишите в таблицу 2.




Продукт

Содержание железа, % от суточной потребности

Печенка




Тыква




фисташки







  1. В каком продукте содержится больше всего железа?

  2. Вычислите массу фисташек, которые необходимо съедать ежесуточно, для того чтобы восполнить суточную потребность организма в железе (20мг).

  3. Как правильно принимать железосодержащие препараты? Напишите примерную инструкцию по их применению.




Каталог: referat10 -> doc
doc -> Проблемы загрязнения окружающей среды
doc -> Вред микроволновки
doc -> «Острые нарушения мозгового кровообращения»
doc -> Внеклассное мероприятие для учащихся 8-го класса «Знатоки родного края»
doc -> Конспект урока по биологии в 6 классе Царство Грибов
doc -> «Строение головного мозга»
doc -> Тема учебного занятия: Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение сосудов
doc -> Разработка урока по биологии для 9 класса. Урок-контроля знаний по теме: «Кровообращение и лимфообращение»
doc -> Кровеносная система. Кровь
doc -> «Нервная система»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница