К государственному экзамену по направлению подготовки



Скачать 331.63 Kb.
Дата03.03.2020
Размер331.63 Kb.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина

по специальности 14.01.11 Нервные болезни


  1. Какие общемировые тенденции развития современной педагогической науки вам известны? Охарактеризуйте их.

  2. Дайте характеристику основной терминологии (5-6 понятий) педагогической науки.

  3. В чем заключается сущность целостного педагогического процесса? Охарактеризуйте его.

  4. Чем характеризуется современная государственная политика в области образования? Закон «Об образовании в Российской Федерации».

  5. В чем состоит вклад ученых-медиков в развитие мировой педагогики (П.Ф. Лесгафт, И.М. Сеченов, И.П. Павлов)? Педагогическая деятельность хирурга Н.И. Пирогова.

  6. Что представляет собой дидактика? Каковы научные основы процесса обучения (культурологические, нормативные, психологические, этические, физиологические, информационные)?

  7. В чем заключаются психолого-педагогические компоненты содержания высшего медицинского образования? Научные основы определения содержания образования: факторы, влияющие на отбор содержания, компоненты содержания, подходы к определению содержания.

  8. Что представляют собой образовательный стандарт высшей школы, учебный план, учебная программа как основа организации образовательного процесса в вузе? Охарактеризуйте их.

  9. Перечислите и раскройте принципы обучения в контексте решения основополагающих задач образования.

  10. Дайте психолого - дидактическую характеристику форм организации учебной деятельности.

  11. Что представляет собой самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых?

  12. Что представляет собой лекция как ведущая форма организации образовательного процесса в вузе? Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения (проблемная лекция, лекция вдвоѐм, лекция - пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками).

  13. Какие классификации методов обучения вам известны? Дайте краткую характеристику методов обучения.Как взаимосвязаны методы и приемы обучения?

  14. Охарактеризуйте активные методы обучения (не имитационные и имитационные).

  15. В чем заключаются теоретические основы интенсификации обучения посредством использования технологий обучения? Предметно-ориентированные, личностно-ориентированные педагогические технологии в вузе.

  16. Какие классификации педагогических технологий вам известны? В чем заключается возможность их применения в практике медицинского вуза?

  17. Дайте характеристику технологии контекстного обучения, технологии проблемного обучения, технологии модульного обучения. Что представляют собой информационные технологии обучения, кейс-метод?

  18. Что представляют собой средства обучения и контроля как орудия педагогической деятельности? Характеристика средств обучения и контроля.

  19. В чем заключаются дидактические требования к использованию средств обучения?

  20. Какие типологии личности студента вам известны? Студент как субъект учебной деятельности и самообразования.

  21. Что понимается под педагогической коммуникацией? Сущность, структура педагогического общения; стили и модели педагогического общения. Каковы особенности педагогического общения в вузе?

  22. Что представляют собой конфликты в педагогической деятельности? Каковы способы их разрешения и предотвращения?

  23. Что представляет собой воспитание как общественное и педагогическое явление? В чем заключаются культурологические основания воспитательного процесса?

  24. Охарактеризуйте основные противоречия, закономерности и принципы воспитательного процесса.

  25. Что представляет собой обучающийся как объект воспитательно-образовательного процесса и как субъект деятельности? Педагогическое взаимодействие в воспитании?

  26. Назовите и охарактеризуйте основные направления воспитания личности.

  27. В чем заключается сущностная характеристика основных методов, средств и форм воспитания личности?

  28. Что представляет собой студенческий коллектив как объект и субъект воспитания? Педагог в системе воспитательно-образовательного процесса.

  29. Что представляет собой педагогическая практика аспирантов, в чем заключается порядок еѐ организации и проведения?

  30. Охарактеризуйте теоретико-методологические основания управления образовательными системами.

  31. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки.

  32. Характеристика основной терминологии (5-6 понятий) педагогической науки.

  33. Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика.

  34. Современная государственная политика в области образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации».

  35. Вклад ученых-медиков в развитие мировой педагогики: П.Ф. Лесгафт, И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Педагогическая деятельность хирурга Н.И. Пирогова.

  36. Дидактика в системе наук о человеке. Научные основы процесса обучения (культурологические, нормативные, психологические, этические, физиологические, информационные).

  37. Психолого-педагогические компоненты содержания высшего медицинского образования. Научные основы определения содержания образования: факторы, влияющие на отбор содержания, компоненты содержания, подходы к определению содержания.

  38. Образовательный стандарт высшей школы, учебный план, учебная программа как основа организации образовательного процесса в вузе.

  39. Принципы обучения в контексте решения основополагающих задач образования.

  40. Психолого - дидактическая характеристика форм организации учебной деятельности.

  41. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых.

  42. Лекция как ведущая форма организации образовательного процесса в вузе. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения (проблемная лекция, лекция вдвоѐм, лекция - пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками).

  43. Классификация методов обучения. Соотношение методов и приемов. Характеристика основных методов и приемов в обучении.

  44. Активные методы обучения (не имитационные и имитационные).

  45. Теоретические основы интенсификации обучения посредством использования технологий обучения.

  46. Классификации педагогических технологий, возможность их применения в практике медицинского вуза. Предметно-ориентированные, личностно-ориентированные педагогические технологии в вузе.

  47. Технология контекстного обучения; технология проблемного обучения; кейс-метод; технология модульного обучения; информационные технологии обучения, дистанционное образование.

  48. Понятия средства обучения и контроля как орудия педагогической деятельности. Характеристика средств обучения и контроля.

  49. Дидактические требования к использованию средств обучения.

  50. Студент как субъект учебной деятельности и самообразования. Типологии личности студента.

  51. Педагогическая коммуникация: сущность, содержание структура педагогического общения; стили и модели педагогического общения. Особенности педагогического общения в вузе.

  52. Конфликты в педагогической деятельности и способы их разрешения и предотвращения. Специфика педагогических конфликтов; способы разрешения конфликтов.

  53. Происхождение воспитания и основные теории, объясняющие этот феномен. Культурологические основания воспитательного процесса.

  54. Основные противоречия, закономерности и принципы воспитательного процесса.

  55. Обучающийся как объект воспитательно-образовательного процесса и как субъект деятельности. Педагогическое взаимодействие в воспитании.

  56. Основные направления воспитания личности. (Базовая культура личности и пути ее формирования.)

  57. Сущностная характеристика основных методов, средств и форм воспитания личности.

  58. Студенческий коллектив как объект и субъект воспитания. Педагог в системе воспитательно-образовательного процесса.

  59. Педагогическая практика аспирантов, порядок еѐ организации и проведения

  60. Теоретико-методологические основания управления образовательными системами.

    1. Основные этапы развития отечественной неврологии. Московская и Петербургская школы. Вклад советских неврологов в изучение заболеваний нервной системы. Основные этапы развития и современное состояние зарубежной неврологии.

    2. Мозг как саморегулирующаяся система. Органические и функциональные поражения нервной системы, их взаимоотношения. Основные принципы топической диагностики и патофизиологические механизмы неврологических симптомов.

    3. Фило- и онтогенез нервной системы.

    4. Структурная единица нервной системы – нейрон, его строение и функциональное значение.

    5. Основные отделы нервной системы. Головной мозг: большие полушария, ствол мозга, подкорковые узлы, зрительные бугры.

    6. Цитоархитектоника коры головного мозга. Особенности строения новой, старой и древней коры.

    7. Ассоциативные пути, комиссуральные волокна, проекционные системы.

    8. Современные представления о «системной локализации функций». Взаимоотношения коры и подкорковых образований.

    9. Ретикулярная формация, ее структурно-функциональные особенности, активирующее восходящее и тормозное нисходящее влияния.

    10. Спинной мозг – сегментарный аппарат, межпозвонковые ганглии, передние и задние корешки, сплетения, периферические нервы.

    11. Афферентные и эфферентные проводящие пути.

    12. Рефлекторная дуга, взаимоотношение альфа-больших, малых и гамма-мотонейронов.

    13. Структура и физиология периферического нервного волокна, особенности проведения возбуждения по нерву, основы нервно-мышечной передачи.

    14. Оболочки головного и спинного мозга. Твердая, мягкая и паутинная оболочки головного и спинного мозга. Субарахноидальное пространство.

    15. Структура боковых, третьего и четвертого желудочков. Ликворопродукция и ликвороциркуляция.

    16. Физиология, физические и химические свойства цереброспинальной жидкости, методы исследования.

    17. Понятие о «произвольных» движениях. Современное представление о структуре и функции двигательного анализатора как системы «круговых» обратных связей. Учение Н.А. Бернштейна о «программировании» движений. Представление о функциональной системе и акцепторе действия (П.К. Анохин) в раскрытии функционального состояния анализатора в норме и патологии.

    18. Пирамидная система, ее структурно-функциональные особенности.

    19. Экстрапирамидная система. Анатомия базальных ганглиев, связи с различными отделами головного и спинного мозга.

    20. Физиология экстрапирамидной системы. Участие экстрапирамидной системы в обеспечении безусловных рефлексов. Корковое представительство экстрапирамидной системы.

    21. Нейромедиаторные механизмы регуляции экстрапирамидных образований.

    22. Мозжечок. Анатомо-физиологические особенности и связи мозжечка с различными структурами головного и спинного мозга. Червь и полушария мозжечка. Роль мозжечка в координации моторных систем.

    23. Ощущение как субъективный образ объективного мира. Понятие о рецепции и чувствительности. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Значение системы анализаторов в поддержании взаимосвязи организма с внешней средой.

    24. Классификация рецепторов: экстеро-, интеро-, проприорецепторы, их структурно-функциональные особенности. Принципы кодирования информации в рецепторах; специализация рецепторов по физико-химическим свойствам раздражителя. Афферентные системы в спинном и головном мозге.

    25. Принцип соматотопической проекции. Процесс фильтрации информации на разных уровнях головного и спинного мозга и обеспечение ауторегуляции с помощью прямых и обратных связей. Формирование многоканальности передачи и принцип двойственной проекции сенсорных систем в коре мозга.

    26. Зрительный бугор как коллектор всех видов чувствительности, его эфферентные и афферентные пути, кольцевые связи зрительного бугра со всеми отделами коры, гипоталамусом, мозжечком, ретикулярной формацией. Значение таламуса в обеспечении подкорковых рефлексов.

    27. Структурно-функциональные особенности первичных проекционных, вторичных проекционно-ассоциативных и третичных ассоциативных областей в коре мозга, их значение в функциональной организации отдельных анализаторов.

    28. Зрительный анализатор. Особенности развития зрительного анализатора в онто- и филогенезе. Основные структурно-функциональные особенности клеточных элементов сетчатки глаза человека. Основные физиологические характеристики рецепторов сетчатки глаза: обеспечение периферического и центрального зрения, восприятие предметов в покое и при передвижении, цветное зрение.

    29. Зрительный нерв, соматотопическая проекция его волокон. Хиазма. Понятие о поле зрения. Первичные подкорковые зрительные центры и их функциональное значение.

    30. Корковое представительство зрительного анализатора: анатомо-функциональные особенности первичного, вторичного и третичного полей зрительного анализатора.

    31. Вкусовой анализатор. Структурно-функциональные особенности вкусового анализатора в онто- и филогенезе. Периферические рецепторы, проводящие пути, ядра, подкорковые и корковые центры.

    32. Обонятельный анализатор. Анатомо-физиологические особенности обонятельного анализатора в онто- и филогенезе. Механизмы возбуждения и физиологические свойства рецепторов: хемореакция, способность к адаптации. Основные пути и центры обонятельного анализатора. Анализ и синтез возбуждения на различных уровнях обонятельного анализатора.

    33. Вестибулярный анализатор. Особенности развития вестибулярного анализатора в онто- и филогенезе. Рецепторный аппарат. Основные ядра в стволе мозга. Основные афферентные и эфферентные пути. Функциональное значение вестибулярного анализатора, участие в сенсорных, двигательных и вегетативных реакциях.

    34. Слуховой анализатор. Структурно-функциональные особенности развития слухового анализатора в онто- и филогенезе. Характеристика слуховых сигналов. Пути и центры слухового анализатора.

    35. Понятие вегетативной нервной системы. Функциональное значение в поддержании гомеостаза и взаимодействии с внешней средой. Адаптационно-трофическое влияние на органы и ткани. Вегетативное обеспечение различных форм психической, эмоциональной и двигательной активности.

    36. Надсегментарные и сегментарные образования вегетативной нервной системы и особенности их взаимодействия.

    37. Структурно-функциональные особенности парасимпатической и симпатической иннервации.

    38. Активирующие и тормозящие системы мозга, их нейромедиаторные механизмы и электрофизиологические корреляты.

    39. Система регуляции сна и бодрствования. Методы изучения ночного сна в клинике. Медленный и быстрый сон, стадии медленного сна, структура ночного сна. Медиаторные системы регуляции фаз сна.

    40. Современные представления о механизмах регуляции сознания. Значение неспецифических систем – ретикулярной формации ствола, таламуса, лимбических структур в регуляции состояния сознания.

    41. Психическая деятельность человека как активный процесс; роль социальной среды и воспитания. Значение исследований В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, И.Н. Филимонова, А.Р. Лурия, П.К. Анохина и др. для понимания структурно-функциональных основ высших мозговых функций.

    42. Понятие локализации высших мозговых функций и функциональной системы.

    43. Общая характеристика трех основных «блоков» головного мозга; их строение и роль в функциональной организации высших психических функций.

    44. Память, представления о механизмах краткоСРАчной и долговременной памяти и процессах запоминания, хранения и воспроизведения информации в нервной системе. Взаимодействие механизмов памяти с активирующими и мотивационными системами мозга. Роль холинергических и пептидергических медиаторных систем в механизмах памяти.

    45. Регуляция эмоций, нейромедиаторные механизмы. Роль лимбикогипоталамических структур мозга.

    46. Общее представление о морфологической организации сосудистой системы мозга. Варианты развития системы сонных и основной артерий и их патопластическое значение. Роль виллизиева круга в осуществлении стабильности мозгового кровотока. Зоны смежного кровоснабжения, их патопластическая роль. Структурно-функциональные основы и возможности коллатерального кровообращения в мозге.

    47. Нейрогуморальные механизмы регуляции мозгового кровообращения. Регуляция мозгового кровообращения в физиологических условиях. Метаболический контроль мозгового кровотока. Регуляция мозгового кровотока при изменениях внутрисосудистого давления – эффект Остроумова-Бейлиса, неврогенная регуляция мозгового кровотока.

    48. Пластичность нервной системы. Структурные резервы и механизмы компенсации функций при органических заболеваниях нервной системы.

  1. Основные синдромы поражения пирамидного пути на различных уровнях и их патофизиологические механизмы. Двигательные нарушения при децеребрации, синдром горметонии. Варианты альтернирующих параличей.

  2. Основные клинические проявления поражения сегментарного аппарата спинного мозга на различных уровнях.

  3. Синдромы поражения подкорковых ганглиев: акинетико-ригидный и гипотонически-гиперкинетический синдромы. Гиперкинезы – атетоз, гемибаллизм, миоклонии, хорея, тремор.

  4. Симптомы поражения мозжечка и их патофизиологические механизмы.

  5. Двигательные нарушения при поражении афферентных систем. Компенсаторные возможности двигательного анализатора при его поражении на различных уровнях.

  6. Паркинсонизм как органически-функциональное поражение двигательного анализатора. Патогенез паркинсонизма.

  7. Синдромы поражения афферентных систем на различных уровнях. Периферический, сегментарный, корешковый, проводниковый, корковый и таламический типы нарушений чувствительности.

  8. Современные методы клинического и параклинического исследований различных видов чувствительности.

  9. Синдромы поражения зрительного анализатора на различных уровнях. Методы исследования зрительного анализатора.

  10. Симптомы поражения, принципы исследования вкусового анализатора.

  11. Основные синдромы поражения обонятельного анализатора. Принципы исследования обонятельного анализатора в клинике.

  12. Симптомы вестибулярных расстройств в зависимости от уровня поражения. Методы исследований вестибулярного анализатора.

  13. Синдромы поражения слухового анализатора в зависимости от уровня и характера патологического процесса. Основные методы исследования слуха.

  14. Значение психо-эмоциональных факторов в генезе патологии вегетативной нервной системы. Вегетативная дисфункция при неврозах и заболеваниях внутренних органов. Соматическая патология при поражении вегетативной иннервации на различных уровнях.

  15. Синдромы вегетативной дисфункции: психовегетативный, прогрессирующей вегетативной недостаточности, вегето-сосудисто-трофический. Особенности проявления синдрома вегетативной дистонии в зависимости от конституциональных нарушений, острого или хронического стресса.

  16. Клинические методы исследования состояния вегетативной нервной системы с применением функциональных нагрузок.

  17. Влияние РФ на мышечный тонус: горметонический синдром, катаплексия, расстройство чувствительности и трофики при поражении ретикулярной формации.

  18. Классификация нарушений сна, диссомнические расстройства и гиперсомнии. Изменения характера неврологических расстройств при различных функциональных состояниях мозга в цикле сон – бодрствование.

  19. Нарушение зрительного восприятия при поражении затылочных долей мозга.

  20. Нарушение слухового восприятия и речи при поражении височных долей мозга. Синдромы акустико-гностической и акустико-мнестической афазии.

  21. Нарушение высших мозговых функций при поражении коры теменно-височно-затылочной (ТРО) области. Надмодальные функции ТРО-зон «перекрытия» анализаторов. Синдром симультанной зрительной агнозии, расстройство ориентировки в системе пространственных координат, нарушения квази-пространственных синтезов, нарушение счета.

  22. Исследование функций речи.

  23. Исследование функций чтения и письма.

  24. Роль лобной коры в организации поведения и формировании стойких намерений. Эхопраксия, «полевое» поведение, нарушение мнестической деятельности. Речевая адинамия.

  25. Исследование функций праксиса.

  26. Мнестические расстройства, их классификация, патогенетические механизмы.

  27. Исследование функции гнозиса.

  28. Эфферентная моторная афазия при поражении поля Брока. Афферентная моторная афазия при поражении постцентральной коры левого полушария. Функциональное значение глубоких структур мозга в организации речевой деятельности.

  29. Энергетический обмен головного мозга и его нарушения при патологии центральной нервной системы.

  30. Общая и локальная реакции мозга на гипоксию. Гипоксия как причина перинатальной патологии мозга. Пути повышения выносливости мозга к гипоксии. Возможность снижения чувствительности мозга к гипоксии в клинике и эксперименте.

  31. Синдром апноэ сна. Этиология, патогенез, классификация, клиника, методы диагностики.

  32. Панические расстройства. Критерии диагностики.

  33. Головная боль. Классификация, патогенез.

  34. Гидроцефалия. Классификация, патогенез, клиника, диагностика.

  35. Боль, нейрофизиологические и нейромедиаторные механизмы. Классифика-ция боли.

  36. Основные патофизиологические механизмы отека мозга. Механическая теория отека мозга. Токсическая теория отека мозга.

  37. Механизмы нарушения проницаемости ГЭБ при отеке мозга.

  38. Синдром внутричерепной гипертензии. Механизмы компенсации при развитии объемного внутричерепного поражения.

  39. Пути проникновения микроорганизмов в нервную систему. Гематоэнцефалический барьер: структура, функции, изменение проницаемости при различных патологических состояниях.

  40. Клинические проявления отека мозга и их патогенез.

  41. Клиническая симптоматика и принципы диагностики внутричерепной гипертензии. Данные параклинических методов исследования при внутричерепной гипертензии.

  42. Синдром идиопатической (доброкачественной) внутричерепной гипертензии.

  43. Дислокационные синдромы, их варианты и патогенетические механизмы. Механизмы расстройства сознания при дислокационных синдромах. Значение локализации и величины объемного поражения в генезе ликворной гипертензии, отека мозга и смещений структур мозга.

  44. Классификация коматозных состояний. Принципы неврологического обследования при коме.

  45. Менингеальный синдром, клинические проявления, их патогенез.

  46. Изменения функции при периаксиальном демиелинизирующем процессе, валлеровское перерождение. Понятие о невропатиях и невралгиях. Роль инфекционных, токсических, инфекционно-аллергических, обменных, сосудистых факторов в генезе невритов и невропатий.

  47. Клинико-параклинические критерии смерти мозга. Динамика восстановления функций мозга у больных, перенесших клиническую смерть.

  48. Спинномозговая, субокципитальная и вентрикулярная пункции. Ликвородинамические пробы (Стуккея, Квекенштедта и др.). Основные патологические ликворные синдромы белково-клеточной и клеточно-белковой диссоциации.

  1. Распространенность цереброваскулярных заболеваний, летальность, факторы риска. Классификация цереброваскулярных заболеваний: по этиологии, по характеру и патогенезу.

  2. Ишемический инсульт как клинический синдром. Представление о гетерогенности ишемического инсульта, основные патогенетические варианты. Основные механизмы ишемического повреждения ткани головного мозга. Глютамат-кальциевый каскад. Отдаленные последствия ишемии.

  3. Основные клинические проявления мозговых инсультов различного характера и локализации.

  4. Геморрагический инсульт, основные формы, патогенез, клинические проявления.

  5. Нарушения венозного кровообращения в головном мозге. Тромбозы венозных пазух головного мозга.

  6. Сосудистые нарушения спинного мозга.

  7. Эпилепсия как социальная мультидисциплинарная проблема. Эпилептическая реакция, эпилептический синдром, эпилепсия как болезнь. Эпилептический нейрон – единица эпилептической активности.

  8. Роль различных структур мозга в формировании клинических проявлений различных форм эпилептических припадков. Противоэпилептические системы мозга. Ингибиторные системы эпилептического разряда. Гиперполяризационное торможение – основной механизм подавления эпилептической активности.

  9. Этиология эпилепсии. Соотношение наследственных и экзогенных факторов в генезе эпилепсии. Принципы классификации эпилепсии и эпилептических припадков.

  10. Эпилептический статус, патогенетические механизмы, роль ингибиторных систем, клинические формы, нарушение гомеостаза и функции внутренних органов.

  11. Невропатия лицевого нерва. Этиология, патогенез, клиника, диагностика.

  12. Невропатии лучевого, локтевого, срединного и седалищного нервов.

  13. Полиневропатии. Особенности клинического течения, методы диагностики.

  14. Полирадикулоневрит Гийена-Барре, роль аутоиммунных факторов в его генезе. Критерии диагностики.

  15. Вертеброгенные заболевания нервной системы, радикулопатии, миелопатия; расстройства спинального кровообращения.

  16. Особенности клинических проявлений невралгии тройничного нерва. Современные представления об этиологии и патогенезе.

  17. Перинатальные поражения нервной системы. Классификация. Факторы риска. Клиника, диагностика.

  18. Детский церебральный паралич. Классификация. Клиника, диагностика.

  19. Принципы классификации инфекционных заболеваний нервной системы по этиологии, патогенезу, локализации.

  20. Менингиты: принципы классификации, патогенез общемозговых и менингеальных симптомов; методы исследования. Менингиты серозные и гнойные, первичные и вторичные. Особенности течения менингитов у детей.

  21. Менингококковый менингит: патогенез, клиника, особенности современного течения, атипичные формы. Пневмококковый, стафилококковый и другие виды менингитов.

  22. Серозные менингиты. Лимфоцитарный хориоменингит. Энтеровирусные менингиты. Паротитный менингит. Клиника, патогенез, дифференциальная диагностика.

  23. Лептоменингиты (арахноидиты). Этиология, патогенез, патоморфология. Арахноидит задней черепной ямки, мосто-мозжечкового угла, оптико-хиазмальный, базальный, конвекситальный, спинальный арахноидит. Дифференциальная диагностика.

  24. Эпидуриты: острые, гнойные, хронические. Клиника, диагностика.

  25. Энцефалиты: принципы классификации. Патоморфологическая характеристика различных форм энцефалитов. Особенности клинического течения. Энцефалиты первичные и вторичные. Эпидемический энцефалит Экономо. Дифференциальная диагностика.

  26. Клещевой и комариный энцефалит. Этиология, патогенез, клиника. Прогредиентные формы клещевого энцефалита. Дифференциальная диагностика.

  27. Вторичные энцефалиты при кори, ветряной оспе, краснухе, гриппе. Гриппозная токсико-геморрагическая энцефалопатия: клиника, диагностика.

  28. Нейроборрелиоз. Этиология, патогенез, клиника, диагностика.

  29. Полиомиелит: этиология, патогенез неврологических синдромов. Особенности течения. Паралитические и апаралитические формы. Значение вирусологических и серологических исследований для диагностики. Полиомиелитоподобные заболевания у детей. Клинические формы. Методы диагностики.

  30. Туберкулезное поражение нервной системы: клинические формы, патогенез общемозговых и очаговых симптомов. Туберкулезный менингит, туберкулезный спондилит, солитарные туберкулы головного мозга. Основные методы бактериологического и серологического исследования.

  31. Нейросифилис: патогенез мезодермальных и эктодермальных форм нейросифилиса. Ранние и поздние формы заболевания, эндартериит сосудов головного мозга, базальный менингит, цереброспинальный сифилис, гуммы, амиотрофический спинальный сифилис, спинальная сухотка. Клиническая характеристика. Методы серологического исследования.

  32. Нейроревматизм: этиология, патогенез, патоморфология ревматических поражений нервной системы. Сосудистые церебральные и менинго-энцефалитические формы, неврозоподобные состояния, психические расстройства. Поражение периферической нервной системы.

  33. Абсцесс головного мозга. Отогенные, риногенные и метастатические абсцессы. Клиника. Диагностика. Показания и принципы хирургического лечения.

  34. Неврологические аспекты иммунодефицитных состояний. Неврологические проявления СПИДа. Дифференциальная диагностика.

  35. Паразитарные заболевания. Цистицеркоз. Эхинококкоз. Токсоплазмоз. Этиология, патогенез, клиника. Диагностическое значение исследования ликвора, серологических реакций, рентгенографии, КТ и МРТ.

  36. Рассеянный склероз как прогрессирующий аутоиммунный периаксиальный процесс, протекающий с ремиссиями и рецидивами. Этиология, патогенез, эпидемиология. Фазы тканевых изменений и критерии определения активности процесса при данном заболевании. Формализованные схемы оценки достоверности диагноза и тяжести неврологических расстройств при рассеянном склерозе.

  37. Боковой амиотрофический склероз. Болезнь двигательного неврона. Классификация. Критерии диагностики.

  38. Миастения. Роль аутоиммунных факторов в этиологии и патогенезе миастении. Современные данные о патологии нервно-мышечной передачи. Клинические формы, миастенические кризы. Дифференциальная диагностика.

  39. Сирингомиелия. Этиология, значение конституционального фона и экзогенных факторов. Патогенез, клинические формы, методы диагностики.

  40. Пресенильные и сенильные деменции. Болезни Пика и Альцгеймера. Этиология и патогенез, роль нарушений обмена ацетилхолина, возможного действия «медленных вирусов». Клиника, критерии диагностики.

  41. Черепно-мозговая травма как социальная проблема. Принципы классификации черепно-мозговых и спинно-мозговых травм.

  42. Клинические синдромы и особенности течения сотрясения, контузии и внутричерепных кровоизлияний. Патогенез общемозговых, менингеальных и очаговых симптомов при травматическом воздействии. Синдромы дислокации ствола мозга.

  43. Клинические варианты последствий черепно-мозговых травм: нарушения гемо- и ликвороциркуляции, эпилепсия, гипоталамическая дисфункция, психопатологические синдромы. Расстройства памяти, эмоций, поведения.

  44. Общие вопросы биологии опухолей нервной системы. Принципы классификации опухолей головного мозга. Основные клинические проявления опухолей мозга. Патогенез и клиника общемозговых симптомов при опухолях мозга.

  45. Принципы классификации опухолей спинного мозга. Патогенез клинических стадий экстра- и интрамедулярных опухолей.

  46. Понятие соматоневрологии и нейросоматологии. Патология нервной системы у больных с заболеваниями сердца и крупных сосудов, легких, печени, почек, эндокринных желез, болезнях крови. Авитаминозные заболевания нервной системы.

  47. Поражение нервной системы при алкоголизме. Алкогольная эпилепсия, ее патогенез, клинические и прогностические критерии. Сосудистые заболевания мозга при алкоголизме, причины преждевременной и скоропостижной смерти. Неврологические осложнения алкоголизма: полинейропатии, дегенерация мозжечка, центральный понтинный миелинолиз, алкогольная миопатия.

  48. Профессиональные заболевания нервной системы. Вибрационная болезнь. Радиационное поражение центральной и периферической нервной системы. Кесонная болезнь. Электротравма. Воздействие магнитного поля и поля высокой частоты. Отравление промышленными ядами, тяжелыми металлами.

  1. Значение центральных холинолитиков, амантадина, леводопы и прямых агонистов дофамина в лечении паркинсонизма, механизмы действия указанных групп препаратов.

  2. Принципы медикаментозной терапии и хирургического лечения двигательных нарушений. Данные стереотаксической хирургии в раскрытии патогенеза двигательных нарушений. Принцип автоматического биорегулирования при лечении двигательных расстройств.

  3. Принципы комплексной терапии заболеваний вегетативной нервной системы с учетом воздействия на все уровни вегетативного обеспечения.

  4. Система оказания медицинской помощи больным с инсультом.

  5. Базисная и патогенетическая терапия при инсультах. Основные методы реперфузии, первичной и вторичной нейропротекции, регенераторно-репаративной терапии.

  6. Показания и противопоказания к хирургическому лечению сосудистых заболеваний головного и спинного мозга.

  7. Медицинская и социально-трудовая реабилитация при постинсультных двигательных и речевых нарушениях.

  8. Первичная и вторичная профилактика инсульта, основные направления.

  9. Принципы терапии отека мозга: значение устранения ведущего этиологического фактора. Дифференцированное применение салуретиков, гиперосмотических растворов, глицерина, маннитола, кортикостероидов, гипотермии.

  10. Принципы ургентной терапии коматозных состояний.

  11. Принципы медикаментозной и радикальной терапии эпилепсии. Механизмы терапевтического действия противосудорожных препаратов.

  12. Принципы консервативной и радикальной терапии при вертеброгенных заболеваниях нервной системы.

  13. Современные электрофизиологические методы исследования при поражении периферических нервных стволов: скорость проведения возбуждения по нерву; глобальная и стимуляционная электромиография, исследование Н-рефлекса.

  14. Значение бактериологического, серологического и иммунологического исследования в диагностике инфекционных заболеваний. Изменение биохимического состава и клеточных элементов спинномозговой жидкости.

  15. Роль дополнительных методов исследования в диагностике рассеянного склероза: магниторезонансная томография, выявление олигоклональных иммуноглобулинов в СМЖ, изменение вызванных потенциалов головного мозга.

  16. Вопросы разработки эффективных способов лечения рассеянного склероза, применение стероидных препаратов, цитостатиков, интерферонов.

  17. Параклинические методы исследования в диагностике опухолей головного мозга.

  18. Параклинические методы диагностики опухолей спинного мозга.

  19. Вопросы лечения алкоголизма и его неврологических осложнений. Роль врача-невролога в выявлении ранних неврологических симптомов алкоголизма.

  20. Основы восстановительной терапии и основные принципы реабилитации при нарушениях функций нервной системы.

  21. Клиническая ЭЭГ, понятие нормальной ЭЭГ в различных возрастных периодах. Функциональные пробы, их диагностическое значение, показания и противопоказания к их применению. ЭЭГ картина медленного и быстрого сна. Роль ЭЭГ в диагностике эпилепсий. Синдромологический подход в оценке ЭЭГ, нейрофизиологическая интерпритация выявленных ЭЭГ изменений. Особенности компьютерной ЭЭГ. Современные методы математической обработки ЭЭГ, их диагностическое значение и область применения.

  22. ВП мозга, их значение для оценки состояния сенсорных систем мозга при различных формах поражения нервной системы. Классификация ВП. Когнитивный потенциал Р300, методические аспекты регистрации, диагностическое значение.

  23. ССВП. ЗВП. Коротколатентные стволовые слуховые ВП, методические аспекты регистрации, диагностическое значение, выявление и определение протяженности поражения ствола мозга с помощью стволовых слуховых ВП.

  24. Одномерная (линейная) эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), принцип метода, показания к исследованию. Типы отраженных сигналов от срединных структур мозга, отражение от других внутричерепных образований. Диагностическое значение смещения срединного сигнала (М-эхо), возможности метода при диагностике гидроцефалии, отека мозга, состояния смерти мозга.

  25. Двухмерная ЭхоЭГ. Принцип метода, возможность прямой визуализации очаговых поражений и инородных тел мозга, в том числе нерентгеноконтрастных. Диагностика гидроцефалии у плода и детей раннего возраста.

  26. История развития ультразвуковых методов изучения сосудистой системы. Ультразвуковая допплерография. Эффект Допплера и его использование для изучения характеристик кровотока в экстракраниальных отделах магистральных артерий головы. Две модификации метода – в режиме непрерывных и импульсных допплеровских волн, методика «пошагового» исследования кровотока при импульсном режиме. Выявление окклюзии и стеноза сосудов, способы оценки состояния коллатерального кровотока, определение характера тока крови. Функциональные нагрузки, используемые при допплерографии.

  27. Метод дуплексного сканирования. Его роль и возможности в оценке состояния сосудистой системы, «ультразвуковая ангиография». Показания к применению.

  28. Электронейромиография (ЭНМГ). Регистрация и анализ суммарной миограммы произвольного усилия. Стимуляционная ЭНМГ. Потенциалы двигательных единиц и их исследование с помощью игольчатых электродов. Клиническое применение ЭНМГ.

  29. Краниография и спондилография как простые и общедоступные методы исследования. Показания к данным методам и их диагностическая ценность. Рентгенологические признаки изменения структуры костей черепа и позвоночника, признаки длительного повышения внутричерепного давления на краниограммах. Травматические повреждения черепа. Рентгенологическая диагностика дегенеративных и деструктивных изменений позвоночника.

  30. Церебральная ангиография, принцип метода, основные показания и противопоказания, возможные осложнения. Каротидная, вертебральная и тотальная ангиография, представление об артериальной, капиллярной и венозной фазах исследования. Основные варианты изменений на церебральных ангиограммах.

  31. Миелография, принцип метода, основные показания и возможные осложнения. Восходящая и нисходящая миелография. Основные варианты патологических изменений.

  32. Рентгеновская компьютерная томография (КТ). История развития, физические основы и принципы метода КТ. Рентгеновская плотность живых тканей и факторы, которые ее определяют. Коэффициент поглощения (КП) рентгеновского излучения в тканях, шкала его определения в единицах Хаунсфилда. Разрешающая способность современных рентгеновских компьютерных томографов.

  33. Методы, основанные на эффекте ядерного магнитного резонанса, магнито-резонансная томография. Томографическая анатомия мозга и позвоночника применительно к методу МРТ. Нормальные томографические изображения мозга и позвоночника в трех стандартных плоскостях, возрастные изменения, варианты нормы.

  34. Современные режимы МРТ: Т-1, Т-2, диффузионное и перфузионное взвешивание, режим с подавлением воды (Flair), методы функциональных исследований. Дифференцированные показания к применению разных режимов для исследования внутричерепных опухолей, характера инсульта, очагов атрофии, демиелинизации, лейкоареозиса, очаговой атрофии и др. специфических изменений в мозговой ткани.

  35. Общая семиотика МРТ изменений, прямые и косвенные МРТ-признаки патологических изменений при заболеваниях и повреждениях мозга и позвоночника. Гипер- и гипоинтенсивные зоны, их характеристики. Эффекты объемного воздействия и «утраты» вещества мозга.

  36. МРТ изменения при заболеваниях и повреждениях мозга. Диагностика острых внутримозговых кровоизлияний, динамика МРТ изменений при переходе последних в подострую стадию и формирования постгеморрагической кисты.

  37. Организация и структура врачебной медико-социальной экспертизы. Критерии временной и стойкой нетрудоспосбности. Показания к направлению во МСЭК. Критерии определения группы инвалидности. СРАки переосвидетельствования. Трудовое устройство инвалидов с поражением нервной системы. Социальная реабилитация и реадаптация больных и инвалидов.

  38. Основные проблемы врачебной этики и медицинской деонтологии. Врачебные ошибки.

  39. Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи населению России. Поликлиническая и стационарная помощь. Организация специализированных неврологических бригад. Поэтапная помощь неврологическим больным.

  40. Факоматозы: этиология, патогенез, клиника, диагностика.

  41. Экстрапирамидные нейродегенерации: этиология, патогенез, клиника, диагностика.

  42. Наследственные атаксии: этиология, патогенез, клиника, диагностика.

  43. Наследственные нейропатии Шарко-Мари-Тута: этиология, патогенез, клиника, диагностика.

  44. Прогрессирующие мышечные дистрофии: этиология, патогенез, клиника, диагностика.

  45. Наследственные миотонии: этиология, патогенез, клиника, диагностика.

  46. Спинальная мышечная атрофия: этиология, патогенез, клиника, диагностика.

  47. Наследственные метаболические заболевания с поражением нервной системы.

  48. Основные принципы и методы диагностики и профилактики наследственных заболеваний нервной системы.

Каталог: upload -> aspirF


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница