К проблеме cоматоформной дисфункции вегетативной нервной системы



Скачать 105.52 Kb.
Дата23.04.2016
Размер105.52 Kb.
К ПРОБЛЕМЕ CОМАТОФОРМНОЙ ДИСФУНКЦИИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Т.Г. Маховская

Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Во многих развитых странах мира обнаруживается тенденция к ухудшению психического здоровья населения. Больший удельный вес занимают психогенные невротические расстройства с тревожными и соматовегетативными нарушениями, распространенность которых составляет, по данным разных авторов, 5-50 на 1000 населения. Симптомокомплекс вегетативных расстройств, обусловленный нарушением вегетативной регуляции внутренних органов и систем с эмоциональными, аффективными проявлениями, представляет психовегетативный синдром, который по МКБ-9 рассматривался как «Нарушение физиологических функций психогенной этиологии» (код - 306), а в соответствии с МКБ-10 – как «Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы» (СДВНС) (F 45.3).

Актуальность изучения СДВНС сопряжена со сложной социально-психологической ситуацией, имеющей место в нашей стране. Негативные изменения среды обитания человека, межличностных отношений, микросоциального окружения превышают адаптационные возможности человека, формируют популяционный риск вегетативных нарушений, которые составляют 1/3 всех заболеваний с временной утратой трудоспособности. Распространенность вегетативных расстройств выше среди работников промышленного производства, поскольку на производственные неблагоприятные факторы в первую очередь реагирует вегетативная нервная система, обеспечивающая адаптацию организма к различным внешнесредовым воздействиям.

В настоящее время нет достаточно полных данных о распространенности и особенностях пограничных психических расстройств среди работников железнодорожного транспорта, поэтому целью настоящего исследования явилось изучение заболеваемости соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы в структуре пограничной психической патологии среди работников железнодорожного транспорта.

Заболеваемость работников железнодорожного транспорта за 1996-2000 годы по V классу «Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99)» изучалась по отчетной форме №16-ВН (строка 21) и по годовым показателям лечебно-профилактических учреждений. Кроме того, для эпидемиологического исследования использовалась унифицированная карта «Заболеваемость работников железнодорожного транспорта по V классу «Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99)» (с разбивкой по полу, нозологическим формам и профессиональным группам).

Данные о заболеваемости пограничными психическими расстройствами и СДВНС с учетом пола среди работников железнодорожного транспорта приведены в относительных показателях (табл.1).

Таблица 1.

Заболеваемость работников железнодорожного транспорта пограничными психическими расстройствами и СДВНС (на 1000 работающих)

Годы

Пограничные психические

расстройства (%0 ±3m)



в том числе - СДВНС (%0±3m)


Всего

Мужчины

Женщины

Всего

Мужчины

Женщины

1996

4,9±0,72

4,5±0,93

5,6±1,2

2,6±0,54

2,8±0,72

2,3±0,75

1997

5,5±0,81

5,0±1,05

6,1±1,35

3,1±0,63

3,4±0,87

2,9±0,93

1998

6,9±0,84

5,8±0,99

8,7±1,5

3,4±0,6

3,8±0,81

2,7±0,84

1999

7,6±0,9

6,2±1,05

9,8±1,68

3,9±0,66

4,6±0,9

2,9±0,9

2000

7,3±0,84

6,0±0,96

9,4±1,56

4,0±0,63

4,7±0,87

2,8±0,84

Примечание: m - ошибка относительной величины, 3 - доверительный коэффициент.

Все приведенные в таблице 1 показатели заболеваемости пограничными психическими расстройствами и СДВНС достоверны. В структуре пограничных психических расстройств значительную долю составили пациенты с СДВНС (49-55%). Преобладание СДВНС связано с высокими требованиями к работникам железнодорожного при профессиональном отборе, что позволяет уже при приеме на работу выявлять пациентов с рекуррентными аффективными расстройствами средней и тяжелой степени, циклотимией, обсессивно-компульсивными расстройствами. Стресс, хроническое переутомление, физические неблагоприятные факторы оказывают дезадаптирующее действие и формируют высокий риск нарушений вегетативной регуляции и СДВНС среди работников железнодорожного транспорта. При сравнительном анализе относительных показателей заболеваемости в группе пограничных психических расстройств и СДВНС за период с 1996 по 2000г отмечается их достоверный рост (р<0,001). По интервальным показателям за период с 1996 по 2000 год темпы прироста показателей заболеваемости работников железнодорожного транспорта пограничными психическими расстройствами составили 10,1 - 25,2%, а СДВНС - 2,6-19,7% в год. Установлено, что у мужчин уровень заболеваемости СДВНС выше, чем у женщин на 62,0 - 72,3% в разные годы.

Группы профессий железнодорожного транспорта представлены следующим образом: группа 1 – машинисты, водители и их помощники, 2 – диспетчерско-операторская, 3 – станционно-маневровая, 4 – обслуживающая поезда в пути следования, 5 – группа пути, группа 6 -электроснабжения (электрификации), сигнализации, централизации, блокировки и связи. Работники, осуществляющие профессиональную деятельность в условиях повышенной опасности представлены группой 7 –начальники железных дорог, их заместители, работники аппаратов управлений железных дорог, линейных предприятий и иных организаций железнодорожного транспорта, работа которых связана с выходом на железнодорожные пути.

Данные о заболеваемости пограничными психическими расстройствами среди работников железнодорожного транспорта I категории представлены в таблице 2. Регистрируется достоверность роста показателя заболеваемости пограничными психическими расстройствами с вероятностью ошибки (р<0,001).

Таблица 2.

Заболеваемость пограничными психическими расстройствами среди работников

железнодорожного транспорта I категории на 1000 работающих (%0±3m)

Год

I

Группа


II

группа


III

группа


IV

Группа


V

Группа


VI

группа


Всего


1996

3,1±2,2

1,6±3,3

1,2±2,4

6,8±3,7

9,4±6,0

2,7±2,9

4,7±1,5

1997

2,3±1,1

1,6±3,3

2,0±3,3

6,2±3,5

13,1±7,2

3,9±3,3

4,8±1,5

1998

3,0±2,1

3,9±5,1

3,3±4,4

7,2±3,6

13,5±7,1

4,3±3,6

5,6±1,6

1999

3,1±2,1

2,3±3,9

4,5±5,1

8,7±3,9

16,8±7,8

6,6±4,5

6,8±1,8

2000

3,3±2,2

3,9±5,2

5,3±5,6

8,5±4,0

18,4±8,4

5,4±4,1

7,0±1,8

Среди работников железнодорожного транспорта I категории пограничные психические расстройства и СДВНС наиболее распространены в 4 и 5 группах (обслуживающие поезда в пути следования и группа пути), что вероятнее всего связано с регламентированными критериями профотбора и высокими исходными требованиями к уровню здоровья для работников локомотивных бригад, диспетчерско-операторской и станционно-маневровой групп, в которых уровень заболеваемости СДВНС значительно меньше.

Регистрируется достоверный роста показателя заболеваемости СДВНС среди обследованных лиц I категории (таблица 3) (р<0,001). Отдельно по группам достоверного роста показателей заболеваемости не наблюдается.

Таблица 3.

Заболеваемость СДВНС среди работников железнодорожного транспорта

I категории на 1000 работающих (%0±3m)



Год

I

группа


II

группа


III

группа


IV

группа


V

группа


VI

группа


Всего


1996

2,2±1,8

0,8±2,4

1,2±2,6

4,2±2,9

6,2±4,9

2,0±2,5

3,0±1,2

1997

1,3±1,4

0,83±2,4

1,36±2,8

4,4±3,0

6,8±5,2

2,4±2,7

2,9±1,2

1998

1,8±1,6

2,3±4,0

1,9±3,3

4,6±3,0

6,3±4,8

2,6±2,8

3,4±1,3

1999

2,3±1,8

1,5±3,0

1,9±3,3

5,1±3,0

9,2±5,8

3,8±3,3

4,0±1,3

2000

2,8±2,0

1,59±3,3

3,3±4,2

6,7±3,6

13,6±7,2

4,6±3,6

5,4±1,62

При анализе показателей заболеваемости как пограничными психическими расстройствами, так и СДВНС среди работников железнодорожного транспорта II и III категории (таблица 4) c 1996 по 2000 год регистрируется достоверный рост заболеваемости (р<0,001). Заболеваемость пограничными психическими расстройствами работников II и III категорий выше, чем у работников I категории, что вероятнее всего объясняется исходным профотбором. Относительные показатели заболеваемости среди работников 1 категории сопоставимы с суммарными показателями II и III категорий.

Таблица 4.

Заболеваемость пограничными психическими расстройствами и СДВНС среди

работников II+III категорий железнодорожного транспорта на 1000 работающих

Год

Заболеваемость ППР (%0±3m)

Заболеваемость СДВНС (%0±3m)


1996

5,0±0,84

2,5±0,59

1997

5,7±0,9

3,2±0,74

1998

7,3±0,99

3,4±0,6

1999

7,8±1,06

3,9±0,75

2000

6,9±0,9

3,7±0,66

В группе пациентов, представляющих ведущие профессии железнодорожного транспорта (машинисты, водители и их помощники, диспетчерско-операторская группа, станционно-маневровая группа, группа пути) за 5 лет (1996-2000гг) заболеваемость СДВНС сохраняет тенденцию к росту (р<0,001).



Самые высокие требования с профессиональных позиций безопасности движения предъявляются к работникам I группы, эффективный контроль за текущим функциональным состоянием машиниста локомотива занимает одно из важнейших мест. Санитарная характеристика условий труда водителей: высокое нервно-эмоциональное напряжение, напряжение внимания, шум, вибрация, нестабильные микроклиматические условия, загрязнение токсическими газами, ночные смены, стато-динамические физические перегрузки. Работникам II группы предъявляются значительные требования к психическим функциям, адекватности реакций, вниманию, высокой психоэмоциональной устойчивости. В III группе физические нагрузки, напряжение внимания, слуха, зрения. Деятельность работников IV группы связана с нервно-эмоциональным напряжением, нестабильным режимом работы. Труд в V группе требует напряженной физической нагрузки, внимания, связан с повышенной опасностью травматизма, сменным режимом работы. В VI группе нестабильные микроклиматические условия, сменные дежурства, контакт с токсическими веществами. Деятельность руководящего состава (VII) с нервно-эмоциональным напряжением, ответственностью за обеспечение безопасности движения поездов.

Полученные данные свидетельствуют о существенном удельном весе соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы в структуре пограничных психических расстройств среди работников железнодорожного транспорта. Высокие требования к психофизиологическим резервам, предъявляемые условиями деятельности определяет необходимость разработки целостной системы социально-психологического сопровождения профессиональной деятельности, включающей в себя диагностический этап (профессионально-психологический отбор, периодическую диагностику, диспансеризацию) и восстановительное лечение пограничных психических расстройств, поддержание профессиональной работоспособности. На наш взгляд, важным шагом в решении проблемы распространенности пограничных психических расстройств, является создание системы восстановительной медицины в лечебно-профилактических учреждениях железной дороги. Первый этап – организация отделений восстановительной медицины на базе лечебно-профилактических учреждений. Задача отделения – сохранение профессиональной надежности и долголетия работников, обеспечение безопасности движения поездов – конечной цели железнодорожной медицины.
Каталог: Public
Public -> Хроническая сердечная недостаточность и депрессия у лиц пожилого возраста
Public -> М. С. Поляк Основы антибиотикотерапии ницф, 2003
Public -> Внутрибольничные инфекции: значение, определение, причины возникновения, структура, основные противоэпидемические мероприятия. Роль медицинского персонала в профилактике внутрибольничных инфекций. Клюжев в
Public -> Основы оздоровительной физической культуры
Public -> Основные аспекты фармацевтической помощи при отпуске безрецептурных лекарственных препаратов для лечения кашля Бектанова Г. К., Садыкова С. Б., Блинова О. В., Шертаева К. Д
Public -> В. Н. Сгибов кандидат медицинских наук, главный психотерапевт Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области
Public -> Учебное пособие «Теория государства и права в вопросах и ответах»
Public -> Европейская академия естествознания администрация орловской области


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница