Кафедра гуманитарных и искусствоведческих дисциплин



Скачать 330.51 Kb.
Pdf просмотр
Дата10.09.2017
Размер330.51 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ФГБОУ ВО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА» В Г. НАХОДКЕ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ОРГАНИЗАЦИЯ САНАТОРНО-
КУРОРТНОГО ДЕЛА
Рабочая программа дисциплины по направлению подготовки
43.03.02 Туризм тип ОПОП прикладной бакалавриат


Находка 2016

Рабочая программа дисциплины «Организация санаторно-курортного дела» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по ОПОП ВО 43.03.02
Туризм и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367)
Составитель: канд. мед. наук Кучеренко Н.В., ст. преподаватель кафедры ГИД,
Бабич Е.В.
Утверждена на заседании кафедры ДЗС от 14.04.2011 г., протокол № 8
Редакция 2016 года, рассмотрена и утверждена на заседании кафедры гуманитарных и искусствоведческих дисциплин от «07» июня 2016 г., протокол
№ 10.
Заведующий кафедрой _____________________ Шумейко М.В.

1
Цель

и задачи освоения дисциплины

(модуля)

Цель освоения учебной дисциплины – это формирование у студента:
– комплекса основных знаний в области санаторно-курортного дела;
– умений управлять сложными комплексами оздоровительных учреждений.
Задачи: изучить общие вопросы здоровья, организации реабилитации и организации санаторно-курортной помощи населению; изучить принципы рекреационного районирования природных ресурсов; ознакомиться с особенностями лечебно-оздоровительного воздействия природной среды в Приморском крае, изучить культурно-анимационную деятельность в условиях санаторно-курортных учреждениях, овладеть практическими навыками управления как санаторно-курортного комплекса в целом, так и отдельных его структур, касающихся профессиональной деятельности по специальности.

2
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

(модулю),
соотнесенных
с

планируемыми
результатами
освоения
образовательной программы

Планируемыми результатами обучения по дисциплине (модулю), являются знания, умения, владения и/или опыт деятельности, характеризующие этапы/уровни формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы в целом. Перечень компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Формируемые компетенции
Название ОПОП
ВО (сокращенное название)
Компетенции
Название компетенции
Знания/Умения/Владение
Туризм
43.03.02
ПК-13 способностью к общению с потребителями туристского продукта, обеспечению процесса обслуживания с учетом требований потребителей и (или) туристов
Знания социально-психологических основ делового общения;
Умения применять навыки организации делового общения при взаимодействии с потребителями
Владение навыками организации делового общения (деловой беседы, публичных выступлений, переговоров,

3 Место дисциплины

(модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина
«Организация санаторно-курортного дела» относится к профессиональному циклу вариативной части.

Необходимость введения дисциплины «Организация санаторно-курортного дела» обусловлена тем моментом, что актуализируется поиск новых методов и механизмов управления санаторно-курортным комплексом региона, получения санаторно-курортной услуги носит межотраслевой характер. В данной связи представляется целесообразным исследование и поиск направлений совершенствования механизма управления СКК региона, ориентированного на обеспечение его динамичного развития, на основе организации эффективного межотраслевого взаимодействия составляющих СКК региона структур, активизации его ресурсной базы, состояние и конкретные характеристики использования которой непосредственно зависят от внутреннего и внешнего (инорегионального) спроса населения на услуги.

4.
Объем дисциплины

(модуля)

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающимися (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу по всем формам обучения, приведен в таблице 2.
Таблица 2 – Общая трудоемкость дисциплины
5 Структура и содержание дисциплины

(модуля)

5.1 Структура дисциплины

(модуля)

Тематический план, отражающий содержание дисциплины (перечень разделов и тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с учебным планом, приведен в таблице 3.
Таблица 3 – Структура дисциплины

Название темы
Вид занятия
Объем час
СРС
1
Роль санаторно-курортных учреждений в системе охраны здоровья населения России
Лекция
2 6
2
Организация санаторно-курортного обслуживания населения
Лекция
2 6
3
Курортно-рекреационные ресурсы России
Лекция
2 6
4
Природные лечебные ресурсы России
Лекция
2 6
5
Основные технологии оздоровления в санаторно- курортных учреждениях
Лекция
2 6
6
Оценка деятельности санаторно-курортных учреждений
Лекция
2 6
7
Культурно-массовая работа в здравницах и на турбазах
Лекция
2 6
8
Концепция сохранения и развития санаторно-курортной отрасли Приморского края
Лекция
3 6
Практические занятия
10 Вопросы организации санаторно-курортной помощи.
Исторические аспекты. Современное состояние
Практическое занятие
6 6
11 Определение рекреационного потенциала территории
Практическое занятие
4 6
12 Технологии оздоровления в санаторно-курортных комплекса
Практическое занятие
4 6
13 Анализ деятельности санаторно-курортных учреждений
Практическое занятие
4 4
14 Концепция развития санаторно-курортной отрасли
Практическое занятие
6 6
15 Практическое занятие на базе санатория
Практическое занятие
4 6
16 Презентация и обсуждение научных докладов студентов
Практическое занятие
6 10

Название
ОПОП ВО
Форма обучения
Индекс
Семестр курс
Трудоемкость Объем контактной работы (час)
СРС
Форма аттестации
(З.Е.)
Всего
Аудиторная
Внеаудитор ная лек прак лаб
ПА
КСР
43.03.02
Туризм
ОФО
Б.1.Б.27 5
4 52 17 34
-
1 92
Экзамен

5.2 Содержание дисциплины

(модуля)

Лекционные занятия
Тема 1. Роль санаторно-курортных учреждений в системе охраны здоровья населения
России
Предмет, цели и задачи курса. Понятие санаторно-курортной помощи, как вида медицинского и сервисного обслуживания населения. Здоровье – состояние полного физического, психического, социального благополучия людей, а не только наличие или отсутствие болезней или дефектов. Показатели здоровья: демографический, физическое развитие, заболеваемость, инвалидность. Факторы, влияющие на показатели здоровья: социальные, природно-климатические, генетические, здравоохранение.
Источники информации по теме из раздела 9:

Основные источники: 1.
Дополнительные источники: 2, 4, 5.
Тема 2. Организация санаторно-курортного обслуживания населения
Исторические аспекты санаторно-курортного дела. Реформы Петра 1, первые курорты.
Марциальные минеральные источники. Кавказские лечебницы. Старая Руса. Периоды развития санаторно-курортной помощи: 1810-1890; 1890-1917; 1917-1941; 1950-1990;1991-
2000. Характеристика и основные виды курортов. Понятия «курорт», «лечебно- оздоровительная местность», «санаторий». Классификация курортов по степени действия природно-лечебных факторов: курорты федерального, регионального и местного значения.
Источники информации по теме из раздела 9:

Основные источники: 1.
Дополнительные источники: 2, 4, 5.
Тема 3. Курортно-рекреационные ресурсы России
Курортография. Курортно-рекреационные ресурсы. Курортно-туристический комплекс.
Свойства курортно-рекреационных ресурсов. Климатообразующие факторы.
Источники информации по теме из раздела 9:

Основные источники: 3.
Дополнительные источники: 1, 3.
Тема 4. Природные лечебные ресурсы России
Природная ресурсная база лечебно-курортной отрасли России: минеральные воды, лечебные грязи лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.
Рекреационное районирование. Территориальная рекреационная система.
Источники информации по теме из раздела 9:

Основные источники: 2.
Дополнительные источники: 1,2.
Тема 5. Основные технологии оздоровления в санаторно-курортных учреждениях
Основные технологии восстановительной медицины. Технологии оздоровления, их применение. Бальнеотерапия – лечение минеральными водами, применение, воздействие.
Гидротерапия – лечение водой, способы применения, виды воздействия. Пелоидотерапия – грязелечение, способы применения; пелобиол, ванны. Климатотерапия – лечение климатическим факторами, аэротерапия. Физиотерапия – методы лечение с применением аппаратов. Диетотерапия – лечение питанием, виды диет. Массаж – виды, применение.
Оротерапия – лечение горным климатом. Лечебная физкультура – зарядка, гимнастика, ходьба, бег, игры.
Источники информации по теме из раздела 9:

Основные источники: 5.
Дополнительные источники: 2,4.
Тема 6. Оценка деятельности санаторно-курортных учреждений
Организация санаторно-курортной помощи. Системы управления качеством медицинской помощи. Системы контроля качества медицинской помощи. Состояние материально-
технического обеспечения, кадрового потенциала. Организация внедрения научных разработок, информационного обеспечения. Взаимоотношение санаторно-курортных учреждений с органами социального страхования, административными и другими управленческими учреждениями. Понятие о проблеме оценки деятельности санаторно- курортных учреждений. Управление качеством медицинской помощи. Нормативно-правовые документы. Социально-экономическая значимость. Лицензирование и аккредитация.
Алгоритм оценки качества санаторно-курортных услуг. Удовлетворенность пациентов, доступность, укомплектованность кадрами, материально-техническое обеспечение, санитарно-противоэпидемический режим, организация питания, сервис, этика, деонтология, деятельность органов управления, результативность и качество, коэффициенты комплексной оценки, категории санаторно-курортных учреждений.
Источники информации по теме из раздела 9:

Основные источники: 6.
Дополнительные источники: 2, 3, 4.
Тема 7. Культурно-массовая работа в здравницах и на турбазах
Понятие культурно-массовой работы. Планирование и учет культурно-массовой работы.
Организация и проведение вечеров, лекций, дискуссий, экскурсий, показ кинофильмов.
Регулярная информация о проводимых мероприятиях. Организация наглядной пропаганды и агитации. Помощь администрации в проведении праздников. Организация анимационно- досуговой деятельности.
Источники информации по теме из раздела 9:

Основные источники: 6.
Дополнительные источники: 2, 3, 4.
Тема 8. Концепция сохранения и развития санаторно-курортной отрасли Приморского
края
Понятие о рекреационном потенциале
Приморского края.
Факторы, благоприятствующие и ограничивающие развитие отрасли. Этапы 2000–2005; 2006–2010;
2011–2015 гг. Виды санаторно-курортных учреждений Приморского края: здравницы, санатории-профилактории, детские санатории, профильные санатории. Организация работы санатория: кадровый состав, функции. Существующая сеть санаторно-курортных учреждений в Приморском крае. Пути совершенствования организации санаторно-курортной помощи. Курортологическая наука. Специализация. Реструктуризация и развитие СКУ с учетом потребности. Перестройка инфраструктуры. Подготовка и переподготовка кадров.
Разработка новых технологий. Организационно-финансовая перестройка. Механизм и формы реализации концепции.
Источники информации по теме из раздела 9:

Основные источники: 6.
Дополнительные источники: 2, 3, 4.
Практические занятия
Тема 1. Общие вопросы здоровья, реабилитации
Определение и показатели здоровья. Факторы, влияющие на показатели здоровья.
Индустрия здоровья. Понятие реабилитации и восстановительной медицины. Место санаторно-курортного комплекса в сфере оказания услуг населению. Выбор темы научного доклада.
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные
технологии
.
Практическое занятие: мозговой штурм.
Форма текущего контроля: обсуждение результатов.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.


Тема 2. Вопросы организации санаторно-курортной помощи. Исторические аспекты.
Современное состояние
Санаторно-курортная помощь, как вид медицинского и сервисного обслуживания населения. Исторические аспекты санаторно-курортного дела. Характеристика и основные виды курортов. Виды санаторно-курортных учреждений Приморского края. Организация работы санатория.
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные
технологии
.
Практическое занятие: тематическая дискуссия.
Форма текущего контроля: обсуждение результатов.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.

Тема 3. Определение рекреационного потенциала территории
Этапы оценки курортно-рекреационных ресурсов. Выделение объектов оценки природных комплексов, их компонентов и свойств; выделение субъекта, с позиции которого ведется оценка; определение критериев оценки в зависимости от масштабов и исследования, а также свойств субъекта; разработка параметров оценочных шкал градаций.
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные
технологии
.
Практическое занятие: разбор и анализ конкретных ситуаций.
Форма текущего контроля: обсуждение результатов.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.

Тема 4. Технологии оздоровления в санаторно-курортных комплексах
Бальнеотерапия – лечение минеральными водами, применение, воздействие.
Гидротерапия – лечение водой, способы применения, виды воздействия. Пелоидотерапия – грязелечение, способы применения; пелобиол, ванны. Климатотерапия – лечение климатическим факторами, аэротерапия. Физиотерапия – методы лечение с применением аппаратов. Диетотерапия – лечение питанием, виды диет. Массаж – виды, применение.
Оротерапия – лечение горным климатом. Лечебная физкультура – зарядка, гимнастика, ходьба, бег, игры.
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные
технологии
.
Практическое занятие: разбор и анализ конкретных ситуаций.
Форма текущего контроля: обсуждение результатов.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.

Тема 5. Анализ деятельности санаторно-курортных учреждений
Удовлетворенность пациентов.
Доступность.
Укомплектованность кадрами.
Материально-техническое обеспечение.
Санитарно-противоэпидемический режим.
Организация питания. Сервис. Этика, деонтология. Деятельность органов управления.
Результативность и качество, коэффициенты комплексной оценки. Категории санаторно- курортных учреждений.
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные
технологии
.
Практическое занятие: разбор и анализ конкретных ситуаций
Форма текущего контроля: обсуждение результатов.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме
и/или письменного реферата.
Тема 6. Концепция развития санаторно-курортной отрасли
Пути совершенствования организации санаторно-курортной помощи. Курортологическая наука. Специализация. Реструктуризация и развитие СКУ с учетом потребности.
Перестройка инфраструктуры. Подготовка и переподготовка кадров. Разработка новых технологий. Организационно-финансовая перестройка. Механизм и формы реализации концепции.
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные
технологии
.
Практическое занятие: мозговой штурм
Форма текущего контроля: участие в штурме, обсуждение результатов.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.
Тема 7. Практическое занятие на базе санатория
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные
технологии
.
Практическое занятие: экскурсия в действующее предприятие
Форма текущего контроля: обсуждение результатов.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.
Тема 8. Презентация и обсуждение научных докладов студентов
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные
технологии
.
Практическое занятие: защита научных докладов
Форма текущего контроля: обсуждение результатов.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: подготовка к практическим занятиям – работа с базами данных в сети Интернет, подготовка сообщений в устной форме и/или письменного реферата.
6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

(модуля)

В учебном процессе используются следующие информационные технологии: использование комплекса презентаций по дисциплине; проведение промежуточной аттестации.
Одним из способов организации учебного процесса, при котором обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравнимая с активностью преподавателя, является активный метод обучения.
Использование активных методов дает необходимые выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли. При этом роль преподавателя сводится к оказанию помощи студенту по мере продвижения через процесс занятий.
В процессе изучения дисциплины используются такие активные методы обучения, как проблемные лекции, конференции по отдельным темам, анализ конкретных ситуаций, работа в малых группах, тематическая дискуссия, «мозговой штурм».
Активную лекцию-конференцию предполагается провести по теме «Роль санаторно- курортных учреждений в системе охраны здоровья населения России». В качестве лектора выступает не преподаватель, а представитель департамента здравоохранения администрации
Приморского края. Для подготовки к такому занятию студентам предлагается самостоятельно составить 5–7 качественных вопросов по теме, которые не встречаются в учебниках и позволяют прояснить современное положение дел в областях, относящихся к
теме лекции. Вопросы формулируются письменно и сдаются на отдельных листах, чтобы их можно было сгруппировать и оценить до начала занятия. Затем итоговый список вопросов предлагается приглашенному специалисту, на которые он отвечает в свободной форме, а студенты задают уточняющие вопросы и вопросы на правильность своего понимания отдельных высказываний лектора.
Тематическая дискуссия проводится по теме «Анимационная деятельность в санаторно- курортных учреждениях». Целью учебной дискуссии является формирование и демонстрация компетенций в области профессиональной коммуникации, адаптация к групповым формам работы, усвоение профессиональных ролей, выявление и закрепление личностных качеств (лидерских, координаторских, экспертных и др.).
Студентам предлагаются конкретные ситуации, помогающие закрепить теоретические и практические знания по пройденным темам, где большинство задач построено таким образом, чтобы студенты могли проанализировать проблемные ситуации и найти правильное решение.
Активная форма обучения как «методика малых групп» используется при изучении темы
«Организация сервиса и культурно-массовой работы в санаторно-курортных учреждениях».
Процесс обучения в данном случае состоит из следующих этапов: преподавателем предлагается проблема для обсуждения; формируются группы от 4 до 7 человек; в каждой группе выбираются необходимые роли (руководитель, менеджер туризма, администратор гостиницы и т.д.), предоставляется время на обсуждение; дается возможность выступления представителю от каждой группы для презентации итогов работы; преподаватель обобщает прозвучавшие выводы всех групп по заданной проблеме; совместно разбираются итоги и делаются общие выводы.
В процессе обсуждения проблемы студенты прибегают к мозговому штурму, во время которого участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, все высказанные идеи записываются на доске. Для оценки взглядов и последующего формирования групп при помощи взвешенного голосования выбирается несколько наиболее важных и перспективных направлений, которые должны обсудить студенты, разбившись на группы. В конце занятия преподаватель подводит итоги выступлений, определив явно прозвучавшие во время презентаций общие для всех групп решения.
6.1
Перечень

и

тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

Текущий контроль по данной дисциплине предусматривает обязательное написание студентами очной и заочной форм обучения реферата по одной из выбранных тем:
1.
Здоровье населения и факторы на него влияющие.
2.
Возможности организации лечебного туризма на юге Дальневосточного региона.
3.
Организация санаторно-курортной деятельности в городе-курорте (на выбор:
Железноводск, Светлогорск, Сочи, Ессентуки, Нальчик и др.).
4.
Профильный санаторий Приморского края (на выбор: «Амурский залив», «Белый лебедь», «Строитель» и др.).
5.
Климат как лечебный ресурс Приморского края.
6.
Гидросфера как ресурс рекреационной деятельности.
7.
Типы бухт Приморского края и их характеристика с точки зрения организации лечебного туризма в Приморском крае.
8.
Влияние растительности на эффективность лечебно-оздоровительного отдыха.
9.
Горы как оздоровительный ресурс.
10.
Талассотерапия как перспективный вид лечебного туризма в рекреационной деятельности.
11.
Благоприятные факторы организации лечебного туризма в Приморском крае.
12.
Перспективы использования минеральных вод в санаторно-курортной деятельности.
13.
Бальнеологические ресурсы Приморского края.
14.
Культурно-массовая работа в санаторно-курортных учреждениях.
15.
Основные технологии оздоровления населения в санаторно-курортной сфере.

16.
Анализ и оценка деятельности санаторно-курортных учреждений (на примере …)
17.
Дополнительные услуги санатория (на примере …).
7. Перечень учебно
-
методического обеспечения для самостоятельной
работы

При изучении организации санаторно-курортного обслуживания населения рекомендуется пользоваться учебниками: 1) Санаторно-курортное дело: [учебное пособие для студентов вузов] / [авт. кол.: Г.И. Молчанов, Н.Г. Бондаренко, И.Н. Дегтярев и др.]; под ред. Г.И. Молчанова. – М.: Альфа-М, 2014. – 400 с.; 2) Третьякова Т.Н. Основы курортного дела: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по специальности "Социал.-культурный сервис и туризм" / Т.Н. Третьякова. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
При изучении курортных ресурсов и технологий оздоровления в санаторно-курортных учреждениях рекомендуется пользоваться учебником: 1) Основы курортологии: учебник / сост. А.В. Скибицкий, В.И. Скибицкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс,
2014. – 557 с., а также периодическими изданиями.

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

В соответствии с требованиями ФГОС ВО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений планируемым результатам обучения по дисциплине созданы фонды оценочных средств.

Примерные вопросы к экзамену


1.
Дать определение понятию «здоровье».
2.
Назвать показатели здоровья.
3.
Какие факторы влияют на показатели здоровья?
4.
Дать определение и характеристику следующим понятиям: «природные лечебно- оздоровительные ресурсы», «климат», «погода», «акклиматизация».
5.
Назвать основные направления использования климатических факторов.
6.
Какие цели преследуются при проведении медицинской оценки погоды?
7.
Какие методы оценки климата используются для рекреации и климатолечения?
8.
Перечислить классы безморозных погод, погод с переходом температуры через 0°С и морозных погод.
9.
Что характеризует индекс изменчивости погоды?
10.
Что такое показатель душных погод?
11.
Исторические аспекты развития санаторно-курортного дела.
12.
Дать определение и характеристику следующим понятиям: «лечебно-оздоровительная местность», «курорт», «санаторий».
13.
Назвать основные виды курортов.
14.
Назвать виды лечебно-оздоровительных местностей.
15.
Назвать особенности климата Приморского края.
16.
Назвать виды санаторно-курортных учреждений Приморского края.
17.
Перечислить профильные санатории Приморского края.
18.
Дать определение понятия «природная среда».
19.
Назвать ресурсы санаторно-курортной деятельности.
20.
Основные технологии оздоровления в санаторно-курортных учреждениях
21.
Даль определения понятий:
«купание»,
«гелиотерапия»,
«аэротерапия»,
«талассотерапия».
22.
Указать типы бухт в Приморском крае. Дать их характеристику.
23.
Указать лечебно-оздоровительные свойства растительности.
24.
Дать характеристику неблагоприятных факторов лесов.
25.
Указать функции гор и рельефа как оздоровительного ресурса.

26.
Указать основные месторождения минеральных вод в Приморском крае
27.
Назвать виды рекреационной деятельности в Приморском крае.
28.
Назвать рекреационные районы Приморского края.
29.
Указать категории пригодности территорий.
30.
Дать определение и характеристику понятия «минеральные воды».
31.
Особенности минеральных вод Приморского края.
32.
Использование минеральных вод в санаторно-курортной деятельности как лечебного фактора.
33.
Какие типы минеральных вод существуют?
34.
Указать основные месторождения минеральных вод в Приморском крае.
35.
Дать классификацию минеральных вод.
36.
Оценка деятельности санаторно-курортных учреждений.
37.
Пути совершенствования организации санаторно-курортной отрасли Приморского края.
38.
Три этапа развития санаторно-курортной отрасли:
39.
Концепция сохранения и развития санаторно-курортной отрасли Приморского края.
40.
Культурно-массовая работа в учреждениях санаторно-курортного типа
41.
Организация питания и размещения в санаторно-курортных учреждениях.
9. Перечень основной и

дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины

(модуля)

9.1 Основная литература

1 Чернов В.А. История становления гостиничного дела на Востоке Российской империи: монография / В. А. Чернов ; Дальневост. гос. ун-т путей сообщения, Приамурское географ. общество. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2014. - 231 с. : ил. - Библиогр.: с. 210-231.
2 Молчанова Г.И. Санаторно-курортное дело: учебник [для студентов вузов] / [авт.: Г. И.
Молчанова, Н. Г. Бондаренко, И. Н. Дегтярева и др.] ; под ред. Г. И. Молчанова. - М. :
Альфа-М : ИНФРА-М, 2015. - 400 с. : ил. - (Бакалавриат).
3 Ветитнев А.М. Лечебный туризм: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направл. подготовки 100201 "Туризм" / А. М. Ветитнев, А. С. Кусков. - М. : ФОРУМ, 2014. - 592 с. : ил. - (Высшее образование).
9
.2 Дополнительная литература

1 Кислов, А.В. Климатология: учебник для студентов вузов / А.В. Кислов. – М.:
Академия, 2011. – 224 с.
2 Косолапов, А.Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие для студ. вузов / А.Б. Косолапов. – 2-е изд., стереотип. – М.: КНОРУС, 2013. – 272 с.
3 Храпылина, Л.П. Экономика и управление социальным развитием курортов: учеб. пособие [для студентов вузов] / Л.П. Храпылина, В.В. Хряков, А.Ю. Бочкарев. – М.: Дрофа,
2014. – 206с.
4 Грей Фред. История курортов: архитектура, общество, природа / Ф. Грей; [пер. с англ.
Е. Ляминой, М. Неклюдовой]. - М. : Новое лит. обо-зрение, 2015. - 424 с.
10. Перечень ресурсов информационно
-
телекоммуникационной сети
«Интернет»

10.1
Полнотекстовые базы данных
ЭБС «Юрайт»: http://www.biblio-online.ru/
ЭБС «Руконт»: http://www.rucont.ru/
10.2
Интернет-ресурсы
innovazia.ucoz.ru – Инновации и инвестиции, журнал. Включен в перечень ВАК, в базу
РИНЦ, в базу Agris. grebennikon.ru – Управление проектами и программами, журнал. Включен в перечень

ВАК, в базу РИНЦ, в базу Agris. nat-moo.ru – Вестник национальной академии туризма, журнал. Включен в перечень
ВАК, в базу РИНЦ, в базу Agris. www.russiatourism.ru – Федеральное агентство по туризму Российской Федерации.
Официальный сайт, содержит нормативно-правовые акты и статистические материалы по туризму в РФ www.ratanews.ru – ежедневная электронная газета «RATA news», выпускаемая
Российским союзом туриндустрии. Содержит информационно-аналитические материалы по состоянию и тенденциям развития индустрии туризма в мире и РФ.
11
. Материально
-
техническое обеспечение дисциплины (модуля)

а) техническое и лабораторное обеспечение – аудитория с мультимедийным оборудование. Для проведения практических и лекционных занятий требуется компьютерный класс или аудитория с мультимедийным оборудованием.
12
Словарь основных терминов

Адаптация - поддержание нормальной жизнедеятельности организма и приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды.
Агентство - посредническое учреждение по реализации туристско-оздоровительных услуг.
Аквапарк - специально организованная зона на базе аттрактивных (или искусственных) акваторий для водных развлечений и отдыха.
Акклиматизация - адаптация организма к новым климатическим условиям.
Акупунктура - лечебное воздействие на биологически активные точки при помощи металлических игл.
Амбулаторно-курсовочное лечение - форма курортного лечения, при которой отдыхающий получает курортное медицинское обслуживание в санаторно-курортной организации
(санатории или курортной поликлинике), а проживание и питание - вне этих организаций.
Иногда питание входит в состав курсовки.
Ампелотерапия - виноградолечение.
Амплипульстерагаш - лечебное воздействие на организм синусоидального модулированного тока.
Анимация - оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях.
Апитерапия - воздействие на организм пчелиного яда с лечебной целью.
Аппликация грязевая - методика грязелечения, при которой грязь наносят слоем определенной толщины на отдельные участки тела пациента.
Аэрозольтерапия - метод лечебного использования аэрозолей лекарственных веществ.
Аэроионотерапия - метод лечебного применения аэроионов воздушной среды.
Аэросолярий - помещение, предназначенное для приема отдыхающими воздушных и солнечных ванн.

Аэротерапия - лечебное применение свежего воздуха на открытой местности, включающее прогулки, длительное пребывание (сон) в специальных климатопавильонах и верандах
(круглосуточную аэротерапию) и воздействие воздуха на полностью или частично обнаженного пациента (воздушные ванны).
Аэрофитотерапия - лечебное применение воздуха, насыщенного летучими веществами растений.
Бальнеолечебница - медицинское учреждение для проведения' процедур (ванн, душей, промываний, орошений, ингаляций и др.), преимущественно с использованием природных минеральных вод.
Бальнеологический курорт - тип курорта, где в качестве основного лечебного фактора используются природные минеральные воды.
Бальнеология - раздел медицинской науки, изучающий происхождение и физико- химические свойства минеральных вод, методы их использования с лечебно- профилактической целью при наружном и внутреннем применении, медицинские показания и противопоказания к их применению.
Бальнеотерапия - наружное лечение минеральными водами, использование природных и искусственно приготовленных минеральных вод для профилактики и лечения различных заболеваний и с целью восстановления нарушенных функций организма,
Бальнеотехника - отрасль техники и бальнеологии, обеспечивающая эксплуатацию природных лечебных ресурсов (минеральных вод и лечебных грязей) и их охрану от истощения, загрязнения и порчи.
Бальнеотехническое хозяйство - служба, сосредоточенная на курорте в гидрогеологическом режимно-эксплуатационном управлении или санаторно-курортном учреждении, которое осуществляет работы по добыче, радиационному использованию гидроминеральных ресурсов и их охране от преждевременного истощения и загрязнения,
Бани - сочетанное лечебное и гигиеническое воздействие на больного горячего воздуха и холодной пресной воды.
Баротерапия - лечебное применение воздушной газовой среды и ее компонентов, находящихся под различным давлением.
Биоклимат - фактор, определяющий влияние климата на организм человека.
Болезнь - жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции органа под влиянием внешних и внутренних повреждающих факторов.
Бювет - бальнеотехническое сооружение у выхода минерального источника на поверхность земли, предназначенное для питьевого лечения минеральными водами.
Ванное здание - помещение, предназначенное для проведения бальнеолечебных процедур.
Ванны лечебные - лечебные воздействия на больного, погруженного в водную среду.

Ванны воздушные - дозированное воздействие свежего воздуха на полностью или частично обнаженного пациента.
Ванны минеральные - лечебные ванны, для которых используют природные или искусственно приготовленные минеральные воды.
Вибротерапия - лечебное воздействие механическими колебаниями, осуществляемое при непосредственном контакте излучателя (вибратора) с тканями больного.
Влажное укутывание - лечебное воздействие на тело больного гидрофильной ткани, смоченной водой комнатной температуры.
Водолечебница - медицинское учреждение (здание) для проведения процедур (ванн, душей, орошений и др.) с использованием главным образом пресной воды.
Восстановительная медицина - система знаний и практической деятельности, направленных на восстановление функциональных резервов человека, сниженных в результате неблагоприятного воздействия факторов среды и деятельности или в результате болезни (на этапе выздоровления или ремиссии), путем применения преимущественно немедикаментозных методов.
Галерея питьевая - здание над бюветами, предназначенное для проведения питьевого лечения минеральными водами.
Галотерапия - лечение заболеваний органов дыхания в условиях регулируемой дыхательной среды микроклимата соляных пещер.
Гальванизация - использование постоянного тока с лечебной целью.
Гелиотерапия - использование солнечных лучей с лечебными и оздоровительными целями,
География рекреационная - географическая дисциплина, изучающая территориальную организацию рекреационных систем. 514
Гидромассаж - лечебная процедура, при которой на тело, погруженное в ванну, осуществляется воздействие теплой водой под давлением с приемами массажа.
Гидротерапия - использование пресной воды в лечебных целях,
Грязелечебница - медицинское учреждение (здание) для проведения процедур с использованием лечебных грязей.
Грязи лечебные (пелоиды) - осадки различных водоемов, торфяные отложения болот, извержения грязевых вулканов и другие природные образования, состоящие из воды, минеральных и органических веществ в виде однородной тонкодисперсной пластичной массы, применяемой для целей грязелечения в нагретом состоянии.
Грязи торфяные - отложения, образующиеся в заболоченной местности в результате неполного распада растений в условиях избыточного увлажнения и недостатка кислорода.
Грязи сульфидные иловые - иловые отложения преимущественно минеральных (соляных) приморских и материковых озер, в которые поступает большое количество растворенных
минеральных веществ (особенно сульфатных ионов) и твердых частиц (в том числе глинистых с содержанием железа).
Грязи сопочные - продукт деятельности так называемых грязевых вулканов, сопок и других образований, которые размещаются в молодых складчатых областях в зонах тектонических нарушений, сложенных глинистыми толщами.
Дарсонвализация местная - лечебное воздействие на отдельные участки тела больного слабым импульсным переменным током средней частоты и высокого напряжения.
Дебит - объем минеральной воды, поступающий в единицу времени из естественного или искусственного источника.
Диадинамотерапия - лечебное воздействие на организм импульсными постоянными токами с заданным ритмом и формой импульсов.
Диетотерапия - метод лечения и профилактики болезней, основанный на применении специально подобранных пищевых рационов (диет) и режима питания.
Дом отдыха - профилактическое учреждение с регламентированным режимом, предназначенное для организованного отдыха лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении.
Души - лечебные воздействия на организм струями воды различной формы, направления, температуры и давления.
Загар - потемнение кожи, возникающее вследствие избыточного образования пигмента меланина в ее наружном слое под влиянием ультрафиолетового облучения.
Здоровье - психическое, физическое и социальное благополучие, характеризующееся наилучшей приспособляемостью организма к изменяющейся внешней и внутренней среде.
Физиологическая мера здоровья - норма.
Зона курортная - курортный район, группа курортов, расположенных в непосредственной близости друг к другу; часть территории курорта, где размещены рекреационные объекты.
Ингаляторий - лечебный кабинет, оборудованный аппаратурой для проведения ингаляций.
Индустрия здоровья - функциональная многоотраслевая подсистема национального хозяйства, выражающая взаимосвязь, взаимодействие здравоохранения и сопряженных с ним отраслей и сфер деятельности по охране и укреплению здоровья людей.
Инфракрасное облучение - применение с лечебной целью инфракрасного излучения.
Кадастр - систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись объектов иди явлений, в раде случаев с их эколого-социально- экономической оценкой.
Каптаж минеральных вод - комплекс инженерно-технические мероприятий, предназначенный для захватывания и подъема минеральной воды и выведения ее на поверхность, а также для слежения за режимом источника, обеспечения его защиты от загрязнений и устранения возможности подтока поверхностных или грунтовых вод.

КВЧ-терапия - применение с лечебной целью электромагнитных волн миллиметрового диапазона.
Кемпинг - летний лагерь для автотуристов, обеспечивающий их размещение и бытовое обслуживание.
Климат - многолетний режим погоды, складывающийся в определенной местности.
Климатотерапия - использование особенностей климата местности для лечения и оздоровления.
Кондиционирование минеральных вод и пелоидов - комплекс мероприятий, направленных на максимальное сохранение их физико-химического состава в процессе добычи, транспортировки, подготовки и лечебного применения.
Коротковолновое облучение (КУФ) - лечебное применение коротковолнового ультрафиолетового излучения.
Курзал - помещение, предназначенное для проведения культурно-развлекательных и просветительных мероприятий на курортах.
Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях территория, располагающая природными лечебными ресурсами.
Курортная инфраструктура - система материальных объектов и видов деятельности, оказывающая курортные услуги населению и способствующая укреплению его здоровья.
Курортная поликлиника - учреждение, организованное в крупных курортных городах и предназначенное для оказания поликлинической медицинской помощи и ведения больных, прибывающих на курорт по курсовкам.
Курортно-амбулаторное лечение - лечение, которое проводят в климатолечебных павильонах, бальнеогрязелечебницах, бюветах питьевых минеральных вод, ингаляториях и других курортных учреждениях, расположенных как на базе санаториев и курортных поликлиник, так и на территории курорта.
Курортно-рекреационные ресурсы - совокупность природно-климатических факторов и искусственно созданной инфраструктуры, предназначенной для лечебно-оздоровительных и рекреационных мероприятий, которые определяют возможность и перспективы развития в различных регионах курортных комплексов, необходимых для рекреации и укрепления здоровья населения.
Курортное дело (деятельность) - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению профилактики заболеваний, лечению и реабилитации больных на основе использования природных лечебных ресурсов, изучения их свойств и механизма действия, комплекс мероприятий по организации, строительству, управлению курортами, обеспечению лечения и культурно-бытового обслуживания граждан, эксплуатации и охране природных лечебных ресурсов и санитарной охране курортов.
Курортный режим - система правил и мероприятий, обеспечивающая создание на курорте условий, благоприятных для лечения и отдыха, и санитарную охрану курорта.

Курортография - раздел курортологии, к которому относится описание местоположения и природных условий курортов и курортных местностей, с характеристикой их ресурсов и инфраструктуры.
Курортология - медицинская научная дисциплина, изучающая целебные свойства природно- климатических и преформированных физических факторов, характер их действия на организм человека, возможности их использования с лечебной и профилактической целями, а также с целью оздоровления.
Лагерь детский санаторного типа (специализированный санаторный) - лечебно профилактическое учреждение, в котором проводят лечение детей в возрасте от 7 до 14 лет с легкими формами хронических заболеваний и одновременно осуществляют воспитательную работу и обучение по программе общеобразовательной школы.
Лазеротерапия - лечебное применение низкоэнергетического лазерного излучения.
Ландшафт - природный географический комплекс, определяемый как: 1) совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных предметов и явлений природы, исторически образующих развивающийся во времени физико-географический комплекс или ряд комплексов; 2) природный комплекс, в котором все основные компоненты (рельеф, климат, воды, почвы, растительность, животный мир) находятся в сложном взаимодействии, образуя однородную по условиям развития единую систему.
Ландшафтно-рекреационный потенциал - интегральная оценка пригодности данной территории для рекреации и туризма; включает рекреационную оценку ландшафтов и экологического состояния природной среды.
Ландшафтотерапия - метод курортного лечения, при котором используется благотворное влияние на организм пребывания человека в местности с привлекательным пейзажем.
Лечебная физическая культура: 1) раздел клинической медицины, изучающий рациональное применение физической культуры и изменения, возникающие у больных под влиянием физических упражнений; 2) метод неспецифической терапии, использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий психологического процесса; 3) метод лечения, основанный на использовании физических упражнений, широко применяющийся в санаторно-курортных условиях с целью укрепления здоровья, лечения и медицинской реабилитации больных, предупреждения прогрессирования болезней и их осложнений.
Лицензирование - законодательно утвержденное возмездное разрешение на право заниматься какой-либо деятельностью на определенный срок и при соблюдении определенных условий.
Магнитотерапия - лечебное использование постоянного, импульсного или разночастотного магнитного поля.
Мануальная терапия - дозированное механическое воздействие на блокированные суставы при помощи специальных приемов, выполняемых врачом
Массаж - дозированное механическое воздействие на обнаженное тело больного специальными приемами, выполняемыми руками массажиста в определенной
последовательности и сочетаниях.
Метеопатические реакции - нарушения жизнедеятельности человека, возникающие при резких изменениях погоды.
Метеолабильность - повышенная чувствительность организма к воздействию климатических факторов.
Минеральные лечебные воды - воды, содержащие в повышенных концентрациях различные минеральные (реже органические) компоненты или обладающие какими-либо специфическими физическими свойствами (повышенная температура, радиоактивность и др.), вследствие чего эти воды могут оказывать на организм человека лечебное действие.
Национальный парк - обширный участок территории, выделенный для сохранения природы в рекреационных и эстетических целях, а также в интересах науки, культуры и просвещения.
Оздоровительный отдых - пребывание на курортах практически здоровых лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении.
Оздоровление - раздел восстановительной медицины, направленный на повышение функциональных резервов и адаптивных возможностей человека, предупреждение заболеваний и улучшение качества жизни у лиц, ослабленных в результате действия неблагоприятных факторов среды и деятельности или имеющих функциональные преморбидные состояния.
Округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным законодательством режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения.
Отдых - любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и др.), осуществляемая как на территории постоянного пребывания человека, так и за ее пределами.
Охрана здоровья здорового человека - совокупность мер политического, духовного, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно- эпидемиологического характера, направленных на оптимизацию условий для формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья, обеспечивающих снижение заболеваемости и увеличение популяции здоровых и практически здоровых людей.
Пансионат - оздоровительное учреждение, предназначенное для отдыха практически здоровых людей и профилактики заболеваний с использованием преимущественно природных лечебных факторов.
Пантолечение - применение в лечебной практике целебных продуктов, получаемых из рогов маралов.
Пляж - специально оборудованное место для купания и принятая солнечных ванн на берегу водоема.

Погода - физическое состояние нижних слоев атмосферы в определенное время (в течение дня, суток) в данном месте.
Преформированные физические факторы искусственные физические факторы, применяемые в лечебной практике.
Природные курортные факторы (ресурсы) - природные факторы, используемые в целях профилактики, терапии и медицинской реабилитации пациентов на курортах и в курортных местностях.
Псаммотерапия - метод лечения нагретым песком в виде общих или местных песочных ванн,
Путевка санаторная - право на поездку в санаторий, предоставленное отдыхающему на определенный срок по определенной цене с оговоренным набором услуг.
Радонолечебница - специально оборудованный комплекс помещений для проведения радонотерапии.
Радонотерапия - метод лечебного воздействия на организм с использованием радиоактивного элемента радона.
Рапа - минеральных соленых озер, лиманов и других водоемов, представляющая насыщенный солевой раствор (рассол).
Реабилитация - комплекс скоординированно проводимых мероприятий медицинского, физического, психологического, педагогического, социального характера, направленных на восстановление здоровья, психического статуса и трудоспособности лиц, утративших эти способности в результате заболевания
Реабилитация медицинская - раздел восстановительной медицины, направленный на восстановительное лечение и вторичную профилактику заболеваний, увеличение функциональных резервов, компенсацию нарушенных функций и возвращение дееспособности.
Рекреационное время - часть социального времени личности, группы, общества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья и интеллектуального совершенствования.
Рекреационная деятельность - деятельность в свободное время, направленная на восстановление и развитие психических, физических и духовных сил человека.
Рекреационная услуга - выгодное, т.е. производящееся за плату, полезное действие, выполняемое специфическим образом организованным предприятием, направленное на удовлетворение потребностей человека в восстановлении утраченных сил путем кратковременного изменения места своего проживания или на месте с целью лечения, отдыха, развлечений, получения новых впечатлений и познавательной целью.
Рекреационное районирование - членение территории по принципу однородности признаков, характеру рекреационного использования.

Рекреационные занятия - способы реализации различных видов рекреационной деятельности.
Рекреационный потенциал - совокупность природных, культурно-исторических и социально- экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории.
Рекреация - отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека.
Санаторий - лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для лечения, профилактики и медицинской реабилитации с использованием природных лечебных физических факторов в сочетании с искусственными факторами, лечебной физической культурой, лечебным питанием и другими методами в условиях специально организованного режима.
Санаторий-профилакторий - медицинское учреждение при промышленном предприятии для реабилитации и профилактики без отрыва от производства.
Санаторно-курортная карта - медицинский документ, который выдает медицинское учреждение по месту жительства пациента при наличии у него санаторной путевки и является основанием для направления и проведения санаторно-курортного лечения.
Санаторно-курортные услуга - услуги, предоставляемые предприятиями размещения, расположенными в курортных местностях, отдыхающим с целью удовлетворения их потребностей в санаторном лечении и курортном отдыхе,
Санаторно-курортный маркетинг - концепция управления санаторно-курортной организацией, заключающаяся во всестороннем изучении потребностей клиентов в курортном лечении и отдыхе для наиболее полного их удовлетворения путем комплексных усилий по производству, реализации и продвижению санаторно-курортного продукта на конкурентном рынке с целью получения прибыли и достижения других целей, стоящих перед организацией.
Санаторный режим - система правил и мероприятий, регламентирующих уклад жизни в санатории (правила поведения отдыхающих, распорядок дня, режим приема процедур и пр,).
Сапропели - иловые отложения преимущественно органического состава, образующие в пресных или низкоминерализованных, главным образом материковых озерах (с ограниченным поступлением минеральных веществ и развитой биологической средой) в результате микробиологического разложения водорослей и других растительных и животных остатков.
Свободное время - часть внерабочего времени, не связанного с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной для исполнения деятельностью нетрудового характера (например, перемещения в пространстве),
СВЧ-терапия - применяется с лечебной целью электромагнитных волн сантиметрового диапазона. 521
Сертификация - процедура оценки и подтверждения соответствия услуги установленным
правилам (стандартам).
Спелеотерапия - лечение пребыванием в условиях микроклимата естественных и искусственных пещер (соляных копей, шахт и др.)
Талассотерапия - лечебное применение морских купаний; в более широком понимании включает в себя использование природных физических факторов, связанное с пребыванием на побережье морей, рек, озер и других водоемов
Терренкур - маршрут дозированной ходьбы, назначаемой отдыхающим в санаториях для тренировки сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы.
Технологические схемы - комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональную эксплуатацию месторождении минеральных вод и лечебных грязей, гарантирующих защиту их от бактериального и химического загрязнения и истощения, и максимальное сохранение физико-химического состава и лечебных свойств этих важнейших курортных факторов в процессе их добычи, кондиционирования и транспортировки до места потребления.
Транскраниальная электроанальгезия (электростимуляция) - лечебное воздействие импульсными токами на систему головного мозга.
Турбазы - организации, предназначенные для отдыха практически здоровых лиц, прибывших для занятия активными формами туризма.
Туризм - деятельность лица, путешествующего в место, находящееся вне его обычной среды на срок, не превышающий определенный период времени, и главной целью путешествия которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.
Туризм медицинский (лечебный) - временный выезд с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных и эвристических целях.
Ультравысокочастотная (УВЧ) терапия - лечебное использование электрической составляющей переменного электромагнитного поля высокой ж ультравысокой частоты.
Ультразвуковая терапия - лечебное применение ультразвука.
Ультратонотерапия - лечебное применение переменных токов высокого напряжения.
Ультрафиолетовое облучение (УФО) - лечебное применение излучения ультрафиолетового спектра.
Услуга - продукт труда, выступающий прежде всего в виде процесса достижения результата, а не только самого результата, характеризующийся наличием взаимодействия в этом процессе продавца и покупателя, обладающий такими специфическими свойствами, как неосязаемость, неотделимость от источника, изменчивость качества, несохраняемость.
Физиотерапия - медицинская дисциплина, изучающая действие на организм физических факторов, применяемых для лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации.

Фитотерапия - применение лекарственных растений и продуктов растительного происхождения с целью укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний.
Флюктуоризация - лечебное использование переменных токов со спонтанно изменяющейся частотой и амплитудой.
Франклинизация - лечебное воздействие на организм постоянного электрического поля высокого напряжения.
Цикл рекреационных занятий: 1) программа отдыха, позволяющая на основе поведенческих возможностей и образцов реализовывать определенные рекреационные цели, мотивации и притязания в конкретных условиях; 2) взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание ЭРЗ, возникающее на базе ведущего (основного) занятия.
Экскурсия - тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.
Электросонтерапия - лечебное воздействие импульсных токов на гипногенные структуры головного мозга.
Электростимуляция - лечебное применение слабых импульсных токов для восстановления органов и тканей, утративших нормальную функцию.
Электрофорез лекарственный - использование постоянного тока" для введения лекарственных веществ.
Элементарные рекреационные занятия (ЭРЗ) - внутренне целостная, однородная, неразделимая на технологические компоненты рекреационная деятельность.

Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница