Как заранее предупредить возможные проблемы в учебе



Скачать 189.06 Kb.
страница1/5
Дата20.09.2018
Размер189.06 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5

Как заранее предупредить возможные проблемы в учебе

Мы с вами знаем, насколько важны для "школьной судьбы" ребенка успехи или неудачи первых лет обучения. В этот период у него формируются не только базовые знания и навыки. Главное – он еще "учится учиться", взаимодействовать с педагогами и одноклассниками. Именно в этот период в нем закладывается отношение к себе как к ученику.

В последние годы идет усложнение школьных программ. Так, например, программа начальной школы уплотняется за счет дополнительных предметов (английского, риторики и др.). И ребенок, по тем или иным причинам не готовый к условиям "массового" общеобразовательного класса, оказывается в незавидном положении. В процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой. Довольно часто результатом этого является формирование у ребенка так называемой "ориентации на неуспех".

Психологический анализ причин стойкой школьной неуспешности показывает, что у достаточно большого числа детей трудности связаны с несформированностью целого ряда психофизиологических функций, лежащих в основе успешного обучения каждого ребенка. Это так называемые уровни доинтеллектуальной деятельности, к которым относятся фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика, пространственная, временная и количественная ориентация, координация в системе "глаз – рука", слухоречевая и зрительная память, внимание, образное восприятие.

Мне бы хотелось обратить особое внимание родителей и учителей на необходимость своевременного формирования этих психофизиологических функций еще при подготовке детей к школе. Также очень важным является раннее выявление именно этой зоны трудностей у неуспевающих детей с целью организации и проведения коррекционных занятий.

Я предлагаю вашему вниманию небольшую программу "Коррекция базовых уровней доинтеллектуальной деятельности", которая достаточно эффективно может быть использована и при подготовке ребенка к школе, и в коррекционных целях. В этой программе сделан особый акцент на ритмокоррекцию, с которой связана слого-ритмическая структура как слова, так и речи в целом, и коррекцию межполушарного взаимодействия, необходимую для стимуляции интеллектуального развития каждого ребенка, а особенно для детей с левшеством или элементами левшества.

Работа по предлагаемой программе может осуществляться как педагогом (желателен контакт с психологом), так и родителями детей. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Предлагаемая серия упражнений должна идти по пути постепенного усложнения по мере усвоения их ребенком.

Ритмокоррекция

1. Детям предлагается игра "Похлопаем, потопаем, постучим". Ребенок отхлопывает заданный ведущим ритм (без музыки) ладонями, оттопывает ногой (при усложнении задания просим ребенка оттопывать обеими ногами поочередно), отстукивает карандашом или палочкой.

Инструкция: "Послушайте, как я постучу, слушайте меня внимательно, а затем после моей команды постучите точно так же". Серии ритмов постепенно удлиняются и усложняются. Если ребенок испытывает затруднения в восприятии и воспроизведении заданных ведущим ритмов, то это может быть одним из признаков его предрасположенности к дислексии (нарушение формирования навыка чтения).

См. также раздел "Обучение ребенка чтению" >>>>

Я сразу хочу обратить внимание как педагогов, так и родителей на важность текста инструкции в любой игре и любом задании. Мы обязательно должны, во-первых, акцентировать ребенка на необходимости внимательного слушания, а во-вторых, на начале ответа только после команды ведущего. В процессе игры или учебного задания детям часто бывает трудно управлять своим поведением, эмоциями, телом. Им свойственно торопиться, перебивать, недослушивать. Четкая инструкция и, может быть, ее многократное повторение связано с тем, что в процессе развивающей работы нам с вами необходимо параллельно с ритмом, памятью, вниманием и др. развить и произвольность психических процессов ребенка. Без этого невозможны регуляция и контроль деятельности, зрелость эмоционально-волевой сферы, выработка таких важных для успешного обучения в школе факторов, как самоорганизация и самоконтроль. Простые, на первый взгляд, игры и упражнения при условии их правильного выполнения самим ведущим, будь то учитель или родитель, могут оказать ребенку неоценимую помощь.

См. также "Диагностика сформированности навыков учебной деятельности" >>>>
                "Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции" >>>>

2. Следующая игра – "Придумай сам". Ребенку предлагается придумать свой ритм и передать его ведущему. Если игра проводится в группе детей, то им предлагается передавать придуманные ритмы по кругу.

3. Игра "Ничего я не скажу, лучше ритмом покажу". Ребенок пытается выразить свое состояние или какое-то чувство придуманным им ритмом. Остальным детям предлагается отгадать, что чувствует ребенок или что он хочет сказать своим ритмом.

4. Словесные ритмы. Стихотворная фраза (стихи должны соответствовать возрасту ребенка) делится на слова, произносится ребенком и синхронно оттопывается, а затем на слоги и так же отхлопывается. Если ребенок уже учится в школе, то желательно оттопывать и отхлопывать в орфографическом варианте.

Стихотворная фраза постепенно усложняется от занятия к занятию.

Одним из вариантов игр на словесные ритмы может стать игра "Считалочка-бормоталочка". Попросите ребенка выучить, например, фразу из стихотворения А.Барто: "Самолет построим сами". В первый раз ребенок произносит все три слова, затем лишь два, делая хлопок вместо последнего третьего, а затем одно, делая уже два хлопка. В четвертый раз ребенок делает три хлопка, произнося все три слова "про себя". Выглядит это так:

1. Самолет – построим – сами.
2. Самолет – построим – хлопок.
3. Самолет – хлопок – хлопок.
4. Хлопок – хлопок – хлопок.

Возвращаемся к исходной фразе.

1. Самолет – хлопок – хлопок.
2. Самолет – построим – хлопок.
3. Самолет – построим – сами.

Стихотворные фразы усложняются от урока к уроку.

Если ребенок без труда выполняет игры на простые словесные ритмы, то следует перейти к чтению или заучиванию веселых стихов и отхлопыванию их (желательно в орфографическом варианте) по слогам, но с чередованием темпа, от медленного к постепенно убыстряющемуся.

4. С большим успехом в этой работе можно пользоваться упражнениями из логоритмики, которые сочетают в себе работу с речью, ритмом, интонацией и движением. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный ритм дыхания, темпа речи, развивается речевой слух, речевая память. А главное, ребята очень любят эти игры. Они доставляют им много радости и веселья.

Начинать следует с простых, доступных детям текстов. Мы читаем текст, сопровождая его соответствующими движениями, которые можно придумать самим исходя из текста стихотворения. Потом мы еще раз читаем текст и просим ребенка делать такие же движения, как мы вместе с нами. После нескольких повторений можно предложить делать движения и одновременно повторять вместе с нами текст веселого стихотворения.

Не делайте замечаний ребенку, если у него не сразу все получается! Наоборот, поддержите его восторженным одобрением и похвалой. Помните, что только обучение в радостной и психологически комфортной обстановке принесет желаемый результат. Весело смейтесь над собственными промахами, показывая ребенку, что ошибаться могут даже взрослые и это не страшно.

Вот несколько стихов, которые можно использовать в работе.

Мы играем на гармошке:


Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.

Рано утром на полянке


Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой – топ, топ!
Правой ножкой – топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!


Кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились,
За мысочки уцепились!

А теперь на четвереньках


Погуляем хорошенько!
А потом мы отдохнем,
Посидим и спать пойдем!

См. также раздел "Потешки для зарядки"  >>>>

Развитие памяти

Этот этап развивающей работы хорошо знаком учителям, он традиционен в педагогической практике. Поэтому я представлю его достаточно кратко, хотя в реальности это долговременная программа занятий с детьми. Начинать ее следует еще с дошколятами, готовя их к школе, а затем продолжить и в начальном звене, но на более сложном учебном материале. Слухоречевую и зрительную память следует развивать одновременно, чередуя на занятиях упражнения, связанные с этими видами памяти.




Каталог: attachments -> article
article -> Дневник здоровья
article -> Влияние сотового телефона на здоровье человека
article -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 40 «Урология» по медицинским наукам
article -> Тесты I уровня по вопросам первичной медицинской помощи
article -> Методические рекомендации по организации паллиативной помощи
article -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 07
article -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению пагубного употребления психоактивных веществ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница