Количество смертей от неинфекционных заболеваний в различных регионах мира в 2012 г., оба пола



Скачать 145.69 Kb.
Дата11.07.2019
Размер145.69 Kb.

Неинфекционные заболевания (НИЗ) стали основной причиной смерти в странах с высоким и средним уровнем дохода и в большинстве стран с низким уровнем дохода, унося почти 38 млн жизней в год (составляя 68% от всех смертей) в мире. В Европейском регионе, регионах Юго-Восточной Азии и западной части Тихого океана показатели смертности от НИЗ превышают 8 млн в год в каждом из них (см. рисунок). В Российской Федерации стандартизованный (стандарт ВОЗ) коэффициент (на 100 000 населения) смертности от НИЗ один из самых высоких в мире и в 2012 г. составил 790,0 [1]. Выше российского коэффициенты смертности от НИЗ в 2012 г. были только у 12 стран мира, в основном развивающихся, таких как Республика Кот-д’Ивуа́р (794,0), Республика Фиджи (804,0), Узбекистан (811,0), Кыргызстан (835,0), Афганистан (846,0), Армения (848,0), Республика Мали (866,0), Казахстан (950,0), Республика Сьерра-Леоне (964,0), Монголия (967,0), Государство Гайана (1,024,0) и Туркменистан (1,025,0) .

Количество смертей от неинфекционных заболеваний в различных регионах мира в 2012 г., оба пола.

В связи с тем, что НИЗ наносят глобальный социально-экономический и демографический ущерб, эти заболевания активно обсуждались и в рамках повестки очередной 136-й сессии Исполнительного Комитета (ИК) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая проходила с 25 января по 3 февраля 2015 г. в штаб-квартире ВОЗ в Женеве (Швейцария). Российскую делегацию на этой сессии ИК возглавила Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова. Уже в самом начале сессии при обсуждении ее повестки основными проблемами, на которые руководители делегаций стран ​ просили обратить особое внимание, были следующие:

— необходимость определения детерминантов здоровья с использованием стандартизованных подходов, осознание приоритета НИЗ как причины высокой смертности;

— признание растущего социально-экономического и демографического бремени НИЗ, представляющего новый глобальный, региональный и страновой вызов;

— определение адекватной политики и эффективных стратегий профилактики, направленных на снижение растущего бремени НИЗ, в частности против потребления табака;

— дальнейшее совершенствование и укрепление систем здравоохранения на уровне стран для профилактики и борьбы с новыми вызовами вирусных, инфекционных и неинфекционных эпидемий; включение этих вопросов в повестку развития здравоохранения после 2015 г., соответствующая подготовка медицинского персонала;

— обеспечение всеобщего охвата универсальными действиями служб здравоохранения, что особенно актуально при вспышке эпидемии, вызванной вирусом Эболы, высокой смертности от НИЗ, младенческой и материнской смертности, высокой заболеваемости туберкулезом и растущей противомикробной резистентности;

— необходимость создания новых образовательных (распространение информации через средства массовой информации — СМИ, мобильные устройства), диагностических и лечебных технологий в целях глобальной поддержки мер профилактики и борьбы с НИЗ, инфекционными и вирусными заболеваниями;

— необходимость разработки Руководства ВОЗ по потреблению пищевого сахара, которое должно включать научно обоснованные рекомендации в соответствии с принципами доказательной медицины. Необходимость разработки такого Руководства обусловлена принятым глобальным планом ВОЗ по профилактике и борьбе с НИЗ, в котором одно из основных мест отведено профилактике и борьбе с сахарным диабетом;

— усиление эпидемиологического надзора, продолжение устойчивого и инновационного процесса в борьбе с вирусными (Эбола) и инфекционными (туберкулез, СПИД/ВИЧ) заболеваниями, резистентностью к антибиотикам, преодоление малярии и профилактика забытых тропических заболеваний;

— акцентирование внимания на здоровье детей, подростков, женщин и на насилие против женщин;

— активное изучение влияния климата, окружающей среды и загрязнений воздуха на здоровье;

— обсуждение и адекватное реагирование на гуманитарные кризисы и чрезвычайные ситуации, возможности их решения; обеспечение скоординированного международного сотрудничества при массовых миграциях населения во время военных и политических конфликтов, вирусных, инфекционных и неинфекционных эпидемий, вспышек забытых тропических заболеваний;

— необходимость более широкого осуществления негосударственного партнерства;

— определение необходимых и достаточных кадровых ресурсов.

Генеральный директор ВОЗ М. Чен, выступая на 136-й сессии ИК 26 января 2015 г. перед членами ИК, представителями делегаций стран-членов ВОЗ, общественных, государственных и негосударственных организаций, остановилась на основных проблемах, с которыми сталкиваются государства-члены ВОЗ в период глубоких экономических, социальных и демографических преобразований, обострений социального неравенства, и представила возможности их решения. Среди таких проблем, эпидемии вирусных (Эбола, ближневосточный респираторный синдром, новые штаммы птичьего гриппа H5N1 и H7N9), инфекционных (ВИЧ/СПИД, малярия, туберкулез) и неинфекционных (сердечно-сосудистые, злокачественные новообразования, болезни органов дыхания и сахарный диабет) заболеваний, дорожно-транспортный травматизм и суициды, характеризующиеся высокими показателями смертности, а также негативное влияние климата на здоровье и растущая устойчивость к противомикробным препаратам. Для борьбы с такими проблемами, подчеркнула г-жа М. Чен, необходимы продолжение совершенствования и укрепления систем здравоохранения (санэпиднадзор, первичная медико-санитарная помощь), их кадровое обеспечение и техническое оснащение, разработка эффективных вакцин и противомикробных препаратов, создание диагностического оборудования, эффективных и доступных лекарственных средств для профилактики и лечения вирусных, инфекционных и неинфекционных заболеваний. Только таким образом, по мнению г-жи М. Чен, можно обеспечить быстрое реагирование на вспышки вирусных и инфекционных эпидемий и всеобщий охват универсальными и эффективными мерами первичной медико-санитарной помощи больных вирусными, инфекционными и неинфекционными заболеваниями.

На 136-й сессии ИК, в рамках повестки пункта 6 «Неинфекционные заболевания», обсуждались проекты Римской декларации по вопросам питания и Рамочной программы действий по документу «Итоги второй Международной конференции по вопросам питания». При обсуждении проектов членами делегаций стран были высказаны следующие предложения:

— признать важность как недостатка (в том числе в части обеспечения микроэлементами), так и избытка питания в развитии хронических инфекционных и неинфекционных заболеваний на всех жизненных этапах существования человека, вклада питания в здоровье матери и ребенка, недостатка питания во времена военных конфликтов и массовых миграциях населения, неустойчивой и неравномерной доступности к продуктам питания как между странами, так и внутри стран-членов ВОЗ;

— поддержать принятую Римскую декларацию по вопросам питания и Рамочную программу действий, включающую набор добровольных политик и стратегий для стран-членов ВОЗ на период ее выполнения (2016—2025). Рекомендовать странам-членам ВОЗ выполнять все положения этой программы, а также шире использовать возможности взаимодействия с государственным и частными секторами, международными организациями, профильными агентствами, фондами и программами Организации Объединенных Наций (ООН);

— упорядочить план реализации обязательств, представленных в Рамочной программе действий, основываясь на существующей доказательной базе, необходимости межсекторального сотрудничества, с учетом возможностей обеспечения продуктами питания, их производством и потреблением в странах-членах ВОЗ;

— привести существующие национальные планы по здоровому питанию в соответствие обязательствам, представленным в Римской декларации и Рамочной программе действий, а также определить нормативно-руководящие принципы для слежения (мониторирования) выполнения таких обязательств;

— учитывая беспрецедентную роль ВОЗ в решении проблем, связанных с питанием, предложить секретариату ВОЗ оказать техническую поддержку странам-членам ВОЗ в определении приоритетов при выполнении рекомендаций (60 рекомендаций), представленных в Римской декларации и Рамочной программе действий, с учетом национальных условий (возможностей);

— признать важность включения вопросов питания в повестку развития здравоохранения в период после 2015 г.;

— при подготовке итоговых документов по проблеме питания, для последующего их представления на Всемирной Ассамблее Здравоохранения (ВАЗ) в мае 2015 г., привлекать профильных специалистов. Делегации Российской Федерации, Бельгии от имени стран-членов Европейского Союза, Албании, Панамы и др. высказали пожелания выступить в качестве соавторов (ко-спонсоров) проектов таких итоговых документов.

При обсуждении документов «Последующие действия в связи с совещанием высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН 2014 г. по всеобъемлющему обзору и оценке прогресса, достигнутого в области профилактики неинфекционных заболеваний и борьбы с ними» и «План работы для глобального координационного механизма по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними, охватывающий период 2016—2017 гг.», пункт 6. «Неинфекционные заболевания», пп.6.4, повестки сессии от делегаций стран-членов ВОЗ ​3​᠎ прозвучали следующие заявления:

— необходимо представить и оценить причины преждевременной смерти от НИЗ, в частности роль потребления табака;

— признать, что достигнутый прогресс в выполнении Глобального плана действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними по достижению 9 Глобальных целей в странах-членах ВОЗ (в частности, в развивающихся странах) недостаточный и неравномерный, особенно в сфере много- и межсекторального сотрудничества, в то же время от эффективности выполнения такого Плана будут зависеть скорость и качество достижения этих целей к 2025 г.;

— активизировать (удвоить) меры по профилактике и борьбе с НИЗ; для оценки прогресса при выполнении Глобального плана действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними разработать соответствующие его критерии и индикаторы, определить целесообразность разработки таких критериев для каждой страны-члена ВОЗ, каждого региона ВОЗ или для всех стран-членов ВОЗ в формате Рамочного соглашения по набору ограниченного количества таких показателей;

— обратиться с просьбой к Генеральному директору ВОЗ, разработать критерии оценки прогресса выполнения Глобального плана действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними для каждой страны-члена ВОЗ и/или каждого региона ВОЗ и представить их на 68-й сессии ВАЗ (май 2015 г.);

— продолжить дискуссию о необходимости разработки критериев оценки прогресса по выполнению Глобального плана ВОЗ по профилактике и борьбе с НИЗ для каждой страны-члена ВОЗ и/или каждого региона ВОЗ в связи с тем, что конечная оценка выполнения Глобального плана действий по профилактике и контролю НИЗ в 2025 г. уже представлена 9 глобальными целями и 25 индикаторами. В то же время предложено учесть, что разработка критериев оценки прогресса выполнения Глобального плана потребует дополнительной технической помощи ВОЗ и финансовых ресурсов.

По представленному проекту «План работы для глобального координационного механизма по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними, охватывающий период 2016—2017 гг.», в котором основное место уделено необходимости и возможностям проведения информационно-пропагандистской деятельности в рамках глобального координационного механизма (КГМ), российской делегацией было предложено:

— выработать принципы и требования к созданию веб-платформы (структура и содержание), критерии эффективности ее функционирования с целью проведения не только информационно-пропагандистской деятельности КГМ, но и сравнительной оценки страновых обязательств по выполнению плана действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними;

— определить целевые группы, на которые будет направлена различная по содержанию информационно-пропагандистская деятельность КГМ, механизмы формирования и методы достижения этих целевых групп;

— разработать единый протокол для проведения исследований, позволяющих оценивать бремя НИЗ для систем здравоохранения в каждом регионе ВОЗ и сравнивать это бремя между регионами.

В рамках 136-й сессии ИК ВОЗ были представлены ситуация с НИЗ в Российской Федерации и меры, которые предпринимаются в стране, для профилактики и снижения этих заболеваний. В Российской Федерации от болезней, обусловленных НИЗ, среди которых лидирующее место занимают болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни органов дыхания и сахарный диабет, ежегодно умирают около 1,5 (76%) млн человек. В связи с этим профилактика НИЗ и снижение их факторов риска продолжают оставаться одним из основных приоритетов для правительства Российской Федерации. Более 10 лет, начиная с 2003 г., в нашей стране наблюдается устойчивое снижение такой смертности, а также материнской и младенческой, что привело к увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 71 года, и в совокупности с ростом рождаемости впервые за последние 20 лет обеспечило естественный прирост населения.

При разработке национальных целей развития к 2025 г. и показателей процесса достижения таких целей, и принимая во внимание 9 глобальных целей, касающихся неинфекционных заболеваний (в соответствии с обязательствами, принятыми министрами и представителями государств и правительств, содержащимися в пункте 30 (α)(i) резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 68/30), Российская Федерация руководствуется содержаниями национальных концептуальных документов, в которых одними из основных разделов являются мероприятия по формированию здорового образа жизни населения и профилактике НИЗ. Среди таких документов «Концепция демографической политики в Российской Федерации до 2025 г.», «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г. и план мероприятий по ее реализации», «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г.», «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 гг.», Государственная программа «Развитие здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.», Федеральный закон «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» (Федеральный закон № 15-ФЗ от 23.02.13) .

В части «всеобъемлющего обзора и оценки прогресса, достигнутого в области профилактики неинфекционных заболеваний и борьбы с ними» и при выполнении национальных обязательств, принятых членами ВОЗ на период 2015—2016 гг., с учетом национальных целей развития до 2025 г., Российская Федерация уделяет приоритетное внимание в 4 областях: управление, профилактика и снижение уровней факторов риска, здравоохранение и эпидемиологический надзор. При решении данных приоритетных задач Российская Федерация особое значение придает преодолению неравенства и обеспечению равной доступности различных групп населения к возможностям вести здоровый образ жизни, своевременно получать качественную медицинскую помощь. Вместе с профессиональным медицинским сообществом разработаны и используются специалистами служб здравоохранения национальные клинические рекомендации диагностики, лечения и диспансерного наблюдения больных с основными НИЗ, что дает возможность лечения таких пациентов по одинаковым требованиям и подходам, независимо от места их проживания.

В то же время Российская Федерация осознает необходимость дальнейшего совершенствования и развития предпринятых ранее мер и продолжения выполнения своих обязательств по снижению бремени НИЗ, уделяя им приоритетное внимание в национальных планах развития и международной повестке дня по следующим направлениям:

— формирование здорового образа жизни населения на основе широкого межведомственного взаимодействия при координирующей роли Минздрава;

— совершенствование первичной медико-санитарной помощи с учетом приоритета широкомасштабной профилактики на основе как популяционных, так и персонифицированных методов, с развитием телемедицины и передвижных форм предоставления медицинских услуг;

— совершенствование служб неотложной и скорой медицинской помощи;

— дальнейшее развитие специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

Заключение

Неинфекционные заболевания остаются основной причиной смерти населения планеты, число смертей от них по прогнозам экспертов будет расти и удвоится к 2060 г., если не будут применены эффективные меры по профилактике их развития и прогрессирования. В принятом Глобальном плане действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними в 2013—2020 гг. представлены значения 9 глобальных целей, достижение которых позволит сократить прогнозируемую совокупную смертность от основных НИЗ (сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, хронические заболевания органов дыхания и сахарный диабет) на 25% к 2025 г. Среди таких целей: снижение на 10% употребления алкоголя в опасных для здоровья количествах, на 10% распространенности недостаточной физической активности, на 30% среднего потребления соли/натрия и на 30% потребления табака среди взрослого населения. Представленные в Глобальном плане действий цели и их индикаторы, а также показатели снижения смертности от НИЗ имеют усредненные показатели для всех стран-членов ВОЗ. Реализация Глобального плана и достижение страновых или региональных целей по снижению смертности от НИЗ к 2025 г. для каждой страны и региона ВОЗ будут зависеть от многих условий, в числе которых: исходная ситуация с заболеваемостью и смертностью от НИЗ, структура и эффективность работы служб здравоохранения, наличие и доступность к эффективным профилактическим, в том числе образовательным, диагностическим и лечебным технологиям, достаточность кадровых и финансовых ресурсов, наличие соответствующих законодательных, нормативно-правовых, стратегических документов и программ, обеспечение их выполнения и контроля и т. д. Для создания таких условий и их эффективного использования потребуется экспертная и профессиональная поддержка ВОЗ. Необходимо признать, что выполнение положений, представленных в Глобальном плане действий по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними в 2013—2020 гг. в части профилактических мер (законодательных и нормативно-правовых), позволит в большей степени предупредить развитие НИЗ. Однако, учитывая лимит оставшегося времени, для намеченного снижения смертности от НИЗ нужны параллельные (одновременные) активные действия служб здравоохранения по информированию населения, ранней диагностике и эффективному лечению больных. В связи с этим, среди основных мероприятий профилактических программ в сфере здравоохранения в Российской Федерации остается скрининг, в том числе и в рамках диспансеризации населения, с целью ранней диагностики и выделения групп больных по риску развития, прогрессирования социально-значимых НИЗ для последующего осуществления индивидуальных программ профилактики, лечения и профилактического (диспансерного) наблюдения за такими больными.

Фактически рекомендации ВОЗ предлагают концепцию медико-социальной помощи на социетальном уровне или макроуровне. По мнению Г. Штайнкампа, элементы в причинной цепи от положения в системе социального неравенства до индивидуальной болезни и продолжительности жизни представлены на различных уровнях социального пространства, расставленного в многоуровневой модели. На высшем уровне (макроуровень) представлена социальная стратификация, определяющая неравные условия жизни и жизненные шансы. Средний (мезоуровень) – охватывает конкретные жизненные обстоятельства, в которых проявляется действие неодинаковых нагрузок и ресурсов. На нижнем (микроуровне) – процесс взаимоотношения индивида с нагрузками и ресурсами. Одними из основных принципов медикосоциальной работы являются экосистемность и полимодальность. Экосистемность – учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей среды в данной проблемной парадигме, системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной жизненной проблемной ситуации. Полимодальность предполагает сочетание в медикосоциальной работе различных подходов, способов действия, функционально ориентированных на конкретную цель, на конкретный проблемный контингент, социально уязвимую или дезадаптированную группу населения. Содержание медико-социальной работы с лицами в ситуации болезни может определяться характером заболевания и социальными условиями, в которых проживает пациент. Экосистемность и полимодальность при разработке стратегий медико-социальной работы с больными при хронических неинфекционных заболеваниях могут быть осуществлены при введении оценки качества жизни респондентов.



Список литературы:

  1. Вишневский, А. Смертность в России: главные группы риска и приоритеты : науч. докл. / А. Вишневский ; Моск. центр Карнеги. – М., 1997.

  2. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе на 52-й сессии Европейского регионального Комитета ВОЗ, сентябрь 2002 г. // Пресс-релиз ЕРБ ВОЗ/15/02. Копенгаген, 17 сентября 2002. – Электрон. текстовые дан.

  3. План действий в области борьбы с неинфекционными болезнями: Аналитическая записка ВОЗ 28 мая 2008 г. – Электрон. текстовые дан.

  4. Профилактика неинфекционных заболеваний и борьба с ними: осуществление глобальной стратегии (ВОЗ, 61 сессия Всемирной Ассамблеи Здравоохранения, 18 апреля 2008). – Электрон. текстовые дан..

  5. Эрисман, Ф. Ф. Введение к общедоступному руководству к предупреждению болезней и сохранению здоровья / Ф. Ф. Эрисман. – СПб., 1902.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница