Компьютер и психическое здоровье о поколении современных детей шутят, что они родились с



Pdf просмотр
Дата23.09.2017
Размер0.55 Mb.

Компьютер и психическое здоровье

О поколении современных детей шутят, что они родились с

компьютерной мышью в руке. Сегодня компьютерные классы открываются
в начальной школе, в группах дошкольного развития

и даже в детских садах.

Споры о пользе и вреде компьютера, а, точнее, уже о роли хайтек
- революции в жизни не только взрослых, но и детей, ведутся на всех социальных уровнях: проводят исследования учѐные, дети спорят с родителями, родители –
с учителями и т.д.
Психологи, социологи, психиатры, медики, изучая проблему формирования мышления современных детей и подростков, влияние компьютера и Интернета на их физическое и психическое здоровье, приходят к неоднозначным выводам.
Положительное влияние компьютера
.
Типичные примеры высказываний «за» общение детей с компьютером с раннего возраста. Так, педагог Рина Жукова считает, что влияние компьютера на детей 7
-
8 лет очень благотворно и помогает в формировании определѐнных навыков,
развивает внимание
, логическое и абстрактное мышление.
Положительными факторами можно считать также следующие
:
Хорошо влияет компьютер на творческие способности детей
(изучение языков, рисование)
Развивающие компьютерные игры для детей –
отличный

способ
самообразования. Психотерапевт Нарицына, полагает, что начинать следует с компьютерных игр, а затем, когда основные приемы работы на компьютере будут освоены, можно переходить к обучающим программам. Ведь программы
-
«обучалки» соответствуют главному правилу успешной учебы в начальной школе: чтобы хорошо учиться, учиться надо весело.
Благодаря электронной почте, видеоиграм, поиску информации в
Интернете растѐт скорость реакции на зрительные сигналы
, повышается внимательность.
Мозг приспосабливается к быстрой обработке ежедневных потоков информации. У многих даже появляются в мозгу особые нейронные
сети, которые ухватывают нужное на лету.
Стремительно растѐт средний IQ человека. Новые технологии развивают ум точно так же,
как его развивают головоломки или изучение новых языков;
«Интернетоголики»
быстрее находят выход из любой сложной ситуации в повседневной жизни. Ведь каждый день, отыскивая нужную информацию в Сети, они тренируют те мозговые центры, которые связаны с
принятием решений и логикой
Компьютерные игры помогают детям
научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое.
При этом не следует забывать и об отрицательных
факторах:


Интернет уменьшает способность концентрироваться и
созерцать, мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком еѐ
распространяет Сеть, –
в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным,
чтение –

поверхностным.
В итоге люди превращаются в
«расшифровщиков информации». А зона мозга, отвечающая за абстрактное мышление, атрофируется.

Мозг теряет базовые механизмы, управляющие контактами с другими людьми. Труднее становится считывать чужую мимику во время беседы или угадывать эмоцию.

Хай
- тек
- революция погружает человека в состояние рассеянного
внимания, когда следишь за всем сразу, ни на чѐм не сосредотачиваясь.

При увлечении общением
Online появляется опасность забыть, что значит дружба в реальном мире. Дружеские отношения
вытесняются суррогатом, появляются проблемы в общении лицом к лицу.

Интернет учит многозадачности –
возможности выполнять несколько заданий одновременно. Можно слушать музыку и писать в блог, отвлекаясь на проверку почты. Исследования показали: чрезмерная
многозадачность усиливает стресс и дефицит внимания, делая
работу менее

эффективной

Мозг до такой степени адаптируется к возможностям техники, что
память практически не используется. В результате она становится поверхностной и кратковременной. Человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке в компьютере она лежит. Компьютер и
Интернет становятся для человека своеобразным «протезом» памяти.

Длительное погружение в цифровой мир вызывает особое переутомление. Многие признаются, что через несколько часов пребывания в Сети начинают ошибаться, перед выходом из Сети ощущают опустошенность, утомление, раздраженность. Это новая форма стресса, которую доктор Смолл назвал техногенным
истощением мозга
.

Отрицательное влияние на психику ребёнка:

Детская

агрессивность

и

жестокость
, возникающие в
результате чрезмерного увлечения аркадными или военизированными играми

«стрелялками»,
«догонялками»,
«убивалками».

Неправильное

восприятие

картины

мира
Было проведено исследование под названием
«Рисунок всего мира».
Дети,
не зависевшие от компьютера,
изобразили яркий и
красочный мир с
солнцем,
людьми,
деревьями.
В
рисунках же детей,
которые днями просиживали возле монитора,
четко прослеживались признаки повышенного беспокойства,
жестокости и
страха.
На их рисунках присутствовали оружие и
даже мертвецы.

Трудности

в

общении

с

другими

людьми
Если раньше ребенку,
который имел определенные трудности в
общении,
необходимо было как
- то менять себя и
предпринимать какие
- либо шаги для поисков сближения,
то сегодня ситуация другая.
Можно просто с
головой уйти в
компьютер,
найти себе друзей в
Интернете и
спокойно с
ними общаться на условиях анонимности.
Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей,
можно вести себя так,
как хочется.
Изменения

в психике современных детей

Восприятие информации.
«Новые дети по
- другому воспринимают информацию. Они привыкли, что все должно быть ярким,
зрелищным, наглядным», –
говорит доктор социологических наук Л. Паутова. Это дает и плюсы, и минусы. Учителя отмечают, что у современных детей форма преобладает над содержанием.
Ребѐнок может с легкостью сделать электронную презентацию –
красивую, наглядную, яркую, но по содержанию неглубокую, поверхностную. Обилие и разнообразие информации не даѐт возможности для детальной, скрупулезной, аналитической работы, и в этом их слабость. «Их плюс –
море креатива, свобода для творчества и самореализации», –
продолжает Паутова.
Наступило новое время, когда индивидуальные способности ценятся больше,
чем командный дух.
Виртуальное общение.
Как любое новшество, виртуальное общение имеет свои плюсы и минусы. Оно хорошо в том случае, когда не ограничивает реальное. Иногда
Online- беседы –
неплохой толчок в преодолении застенчивости. Если, скажем, в реальной жизни мальчику, которого считают «ботаником», трудно общаться с девочками, то в чате он чувствует себя раскрепощѐнным.
То же касается и самовыражения. «С одной стороны, когда собеседник тебя не знает, вроде бы легче высказать своѐ
мнение, в чате можно проверить реакцию на него. С другой, отсутствие видимых эмоций обедняет общение», –
считает доцент кафедры возрастной психологии МГПУ Т. Авдулова.


Правильный режим работы
При несоблюдении режима работы компьютер из друга превращается во врага.
Недолгое

пребывание

за компьютером

улучшает концентрацию
внимания
,
а чрезмерное –

ухудшает
. Завороженное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, усталости глаз. И чтобы компьютер не вредил здоровью, важно строго регламентировать время, которое ребѐнок проводит за компьютером. Родителям при решении этого вопроса следует проявить настойчивость и последовательность. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут –
и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7
-
8 лет это время можно продлить до 30
-
40 минут в день, а с 9
-
11 лет

не более часа
- полутора.
(
Смотрите

статью

«Компьютер и физическое здоровье»
)

Компьютерная зависимость
Причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков часто становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. Основной мерой профилактики возникновения подобной
зависимости является правильное воспитание
При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него нежелательно, что компьютер –
это лишь часть жизни, он не заменяет всего остального. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. Если ребенок все же встретился с такой информацией, нужно в доступной форме объяснить ему, почему для него это опасно.
Категорический запрет безо всяких объяснений только увеличит
интерес ребенка к этой информации, а, кроме того, сделает невозможным
обсуждение проблемы между родителями и ребенком
Эволюция мозга.
Мнения по этой проблеме разделились.

По мнению пессимистов, к числу которых относится доктор медицинских наук В. Черепанов, информационно насыщенная среда не стимулирует, а душит воображение. Дети потребляют огромное количество «готовой» информации –
видео
-
, аудио
-
, говорящие игрушки, интерактивные игры.
Повзрослев, они усаживаются за Facebook и Twitter, которые отупляют. Есть исследования, которые показывают: те, кто часами сидит в соцсетях, как бы впадают в детство. Этот феномен психологи назвали
«кризисом
идентичности»
. Для него характерны неадекватность самооценки, утрата чувства перспективы, беспричинный пессимизм, внешняя пассивность, бескомпромиссность, а порой, и агрессивность. Психологические эксперименты также показали, что, когда их участникам задавали сложные вопросы, они начинали думать о компьютерах как о палочках
- выручалочках.
По сути, рождается поколение людей, нуждающихся в очень примитивном общении, потерявших способность к концентрации внимания и постоянно желающих обратить на себя внимание.
Оптимисты же, к которым можно отнести доктора биологических наук Ю.
Щербатова, считают, что нынешние изменения –
это неплохо, это просто
иначе, чем было раньше. Мир меняется, и человеческий мозг старается более эффективно приспособиться к этим изменениям. Мы иначе организовываем огромное количество необходимой информации, меняем способ запоминания.
Cмартфоны избавили нас от необходимости запоминать номера телефонов и списки дел, это позволяет занимать голову другими вещами. Facebook или
Google не делают нас глупыми, а Twitter и SMS имеют и положительную сторону: приучают к краткости и более четкому выражению мысли.
Изучая влияние компьютера на здоровье и психику не только детей, но и уже взрослых людей, ученые отмечают плюсы и минусы этого влияния.
Заключение

Общение с компьютером у современных детей начинается довольно рано, и чтобы компьютер не превратился из друга во врага,
необходимы внимание и помощь родителей.
Всегда следует помнить о том, что всѐ

хорошо в меру. Добрые замечательные игры могут стать не только полезными, но и вредными для детей, если нарушать санитарно
- гигиенические правила
Когда отправляться в плавание

по Интернету и начинать он
-
лайн
-
общение, зависит от развития ребенка.


Не стоит забывать и о блокировке некоторых сайтов.

Единственным проверенным способом не дать ребѐнку оказаться в зависимости от компьютера
это заинтересовать тем, что никак не
связано с компьютером, показать, что существует масса других
интересных развлечений, которые позволяют не только пережить
острые ощущения, но и также тренируют тело и нормализуют
психологическое состояние.


И помочь в этом может только родительская культура, самообразование в этой области.

Использована статья КиберЛенинки: Дети и компьютер.

Петрова Евгения
Ивановна, кандидат химических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Пятигорский
государственный лингвистический университет»


Каталог: files -> users -> 1000
1000 -> Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
users -> Мужское иммунологическое бесплодие (этиология, патогенез, диагностика, лечение) урология 14. 00. 36 аллергология и иммунология
users -> Ч оптимизация диагностики и врачебная тактика при узловых образованиях щитовидной железы. 14. 00. 27 хирургия
1000 -> «Загадочный чайный гриб»
1000 -> Как предотвратить авитаминоз! -правильное весеннее питание


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница