Конкурс психолого-педагогических разработок «Психолого-педагогические технологии для «Новой школы»



страница1/6
Дата25.04.2016
Размер481 Kb.
  1   2   3   4   5   6
На I областной конкурс психолого-педагогических разработок

«Психолого-педагогические технологии для «Новой школы»:

номинация - «Профилактические психолого-педагогические разработки»;

название - «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся выпускных классов».


Задоя Надежда Михайловна

E-mailned.letka@mail.ru;

контактный телефон – 89204888775;

почтовый адрес – г. Тамбов - 4, д.26, кВ. 79

Тамбов – 2011

Оглавление.
Психолого-педагогическая разработка: программа «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся выпускных классов»…стр.4-11

Раздел I. Введение в образовательную программу. Входной контроль: диагностика ……………………………………………………………стр.11-

Раздел II. Мини-лекции ………………………………………………………стр.14-45

2.1. Теория: «Память. Приемы организации запоминаемого материала».

«Методы активного запоминания». Практика: «Память и чувственный опыт». Психологические упражнения. Памятка выпускнику………стр.14-22



2.2. Теория: правила психогигиены. «Знакомство с приёмами волевой мобилизации и отработка приёмов самообладания». Психологическое упражнение……………………………………………………………..стр.22-25

2.3. Теория: «Организуйте время правильно: режим отдыха и работы. Деятельность мозга и питание». Практика: «Меню на период экзаменов». Психологическое упражнение…………………………………………стр.25-29

2.4. Теория: «Обучение приёмам релаксации и снятия напряжения». Практика: «Комплекс упражнений для снятия напряжения». Аутотренинг.

Психологическое упражнение…………………………………………стр.29-38

2.5. Памятка выпускникам……………………………………………..стр.38-45

Раздел III. «Психологическая подготовка педагогов, классных руководителей в  работе с выпускниками, учащимися групп риска». Психологические рекомендации организаторам ЕГЭ……………………………………стр.45-60

Разделы 3.1. - 3.3. – по материалам программы……………………стр.45-60.

Раздел IV . Подросток – родитель………………………………………стр.60.

4.1. Выступление на собрании учащихся и их родителей «Как помочь детям подготовиться к ЕГЭ». Слайд-презентация (приложение на диске).

4.2. Рекомендации родителям…………………………………………стр.61-62



Аннотация……………………………………………………………………….стр.63.

Отзыв администрации учебного учреждения на «ПРОГРАММУ занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга»……………………………..стр.64

Отзыв учителя на «ПРОГРАММУ занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга»……………………………………………стр.65

Отзыв выпускника на «ПРОГРАММУ занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга»……………………………………………стр.66

Основные публикации, выступления на областном научно-практическом семинаре…………………………………………… ……………………………стр.67

Приложения 1- 5……………………………………………………………….стр.68-69

Приложение 1. Анкета - Определение детей групп риска…………..стр.70

Приложение 2. Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?»стр.71

Приложение 3. Способы укрепления психического здоровья………стр.72

Приложение 4. Стенные газеты………………………………………..стр.73

Приложение 6. Демонстрационный материал (слайд - презентации) .стр.74-76

Приложение 7. Фото – отчёт …………………………………………стр.77-98

Приложение8.Слайд-презентации: родительское собрание, стрессоустойчивость, фото-отчёт, музыкальные фрагменты для релаксации, теоретический материал (на диске, диск прилагается).


Психолого-педагогическая разработка: программа «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся выпускных классов».


ПРОГРАММА

занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса

к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга.
1. При подготовке к ЕГЭ важна психологическая составляющая Единого государственного экзамена, связанные с ним проблемы психологического характера и возможности психологической поддержки учеников. Также важна психологическая поддержка не только выпускников, а также их родителей, учителей выпускных классов, классных руководителей. Целесообразность данной программы обусловлена задачами модернизации образования. Программа направлена на обеспечение психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса в современных условиях. Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники годятся для взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Единый государственный экзамен радикально отличается от привычной формы проверки знаний, поэтому проблема психологической подготовки выпускников к экзамену приобретает особую актуальность. Данная программа является обобщением опыта практической работы с учениками одиннадцатых классов. Предусмотрен информационный блок для работы с учащимися, педагогами и родителями.

2.Цель: развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзамену всех участников образовательного процесса.

Задачи:

1. Отработка навыков поведения на экзамене.

2. Повышение сопротивляемости стрессу.

3. Повышение уверенности обучающихся в себе, развитие у них адекватной самооценки и позитивного мышления.

4. Обучение приемам  эффективного запоминания.

5. Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.

6.Обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.

7.Знакомство обучающихся со способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с методами саморегуляции.

8. Психологическая подготовка родителей к поддержке выпускника.

9. Психологическая подготовка учителей к поддержке выпускника и работе с детьми групп риска.

3. Программа разработана с учётом основных направлений, выдвинутых в концепции модернизации российского образования на период до 2010года.

Отличительной особенностью программы является использование научных знаний о поведении человека в стрессовых ситуациях, позволяющее научить детей разбираться в проблемах физических и психических изменений, происходящих в организме во время испытаний.

Научным обоснованием программы являются исследования ученых Г. Айзенка, Э. Берна, Д. Карнеги, И.С. Кона, А. Пиза, К. Левина, Т.А.Немчина

К. Левин внес важнейший вклад в понимание юношеской психологии, рассматривал человеческое поведение как зависящее, с одной стороны, от особенностей личности, с другой – от окружающей её среды. Причём всё это в единстве образует жизненное или психологическое пространство.

Методическим и методологическим обоснованием программы являются труды М.Ю.Чибисовой по психологической подготовке выпускников к единому государственному экзамену и труды Т.А.Немчина по адаптации к различным жизненным ситуациям. Cвоеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей. Чибисова М.Ю. доцент Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, предприняла попытку выделить те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче ЕГЭ, и предложила некоторые возможные пути оказания поддержки этим детям.

4.Необходимость и важность психологической подготовки старшеклассников к ЕГЭ обусловлена рядом причин:

— наличие ряда особенностей самого ЕГЭ, требующих от выпускника, кроме предметных знаний, еще и личностной, психологической готовности к его выполнению;

— необходимость сохранения здоровья выпускников, как физического, так и психологического;

— нереалистичность установок, необъективность представлений о ЕГЭ у старшеклассников, педагогов и родителей.

Системообразующим ориентиром в процессе данной работы является понятие психологической готовности выпускника, которую следует понимать как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик, поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ, что, в свою очередь, является интегральным результатом работы школы. Успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки, к сдаче единого государственного экзамена формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Обучение выпускников навыкам аутотренинга, способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышение сопротивляемости стрессу; обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам, обучение приемам активного запоминания.



5.Структура и содержание психолого-педагогической программы.

Условия проведения и оборудование: класс или любое другое просторное помещение, стулья, доска или листы ватмана, фломастеры, старые газеты; ручки и тетради для записи учащимися информации, памятки по мини-лекциям для учащихся, свеча и спички (на заключительное упражнение).

Учебно-тематическое планирование.



Раздел, темы

Всего часов

Из них

теоретич.

практич.

1.

Раздел 1. Введение в образовательную программу. Входной контроль: диагностика.

1



1

-


2.

Раздел 2. Мини-лекции

8

5

3

2.1.

Теория: «Память. Приемы организации запоминаемого материала». «Методы активного запоминания». Практика: «Память и чувственный опыт». Психологические упражнения. Памятка выпускнику.

2

1

1

2.2.

Теория: правила психогигиены. «Знакомство с приёмами волевой мобилизации и отработка приёмов самообладания». Психологическое упражнение.

2

1

1

2.3.

Теория: «Организуйте время правильно: режим отдыха и работы. Деятельность мозга и питание». Практика: «Меню на период экзаменов». Психологическое упражнение.

1

1

-

2.4.

Теория: «Обучение приёмам релаксации и снятия напряжения» Практика: «Комплекс упражнений для снятия напряжения». Аутотренинг. Психологическое упражнение.

2

1

1

2.5.

Памятка выпускникам.

1

1

-

3.

Раздел 3: «Психологическая подготовка педагогов, классных руководителей в  работе с выпускниками, учащимися групп риска». Психологические рекомендации организаторам ЕГЭ.

3

3

-

3.1

Теория: «Административное совещание. Рекомендации по психологическому сопровождению процесса подготовки к ЕГЭ в школе».

1

1

-

3.2

Теория: «Индивидуальные консультации педагогов по способам обеспечения благоприятной психологической атмосферы при проведении ЕГЭ»

1

1

-

3.3

Теория: «Выработка индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей». Оформление стенных газет.

1

1

-

4.

Подросток – родитель.

2

1

1

4.1

Выступление на собрании учащихся и их родителей «Как помочь детям подготовиться к ЕГЭ».

Слайд-презентация.



1

1

-

4.2

Рекомендации родителям.

1

-

1

Итого:

14

10

4

6. Описание используемых методик и технологий, психолого-педагогический инструментарий.

Диагностика: выявление cформированности психических функций, необходимых при сдаче ЕГЭ, анкетирование.

Организационно-информационная работа: Подготовка методических рекомендаций участникам ЕГЭ:

Психологические рекомендации организаторам ЕГЭ;

Практические советы родителям «Как помочь детям подготовиться к ЕГЭ»;

Советы учащимся для успешного выполнения тестирования;

Советы классным руководителям.

Слайд-презентация.

Релаксация: музыкальные фрагменты, «Океан», «Любуемся природой», «Раги».

Практическая работа: Аутотренинги, выполнение психологических упражнений, элементы релаксации.



Список использованных источников

1. Александров, В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / В.Н. Александров. – Челябинск.: Взгляд, 2005. – 542 с.

2. Тейлор, Дж. Личностная шкала проявлений тревоги. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Джордж Тейлор; адаптация Т.А.Немчина; ред. И.Б.Дерманова. – СПб.: 2002. – 126-128 с.

3. Чибисова, М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе) / М.Ю. Чибисова. — М.: Генезис, 2004. – 168 с

4.Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.

5.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.

6.Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.

7.Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"

8.Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.

9.Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.

10. http://www1.ege.edu.ru/content/view/2/6/

11. http://www.rustest.ru/projects/

12. http://www.disput.mrsu.ru/art/15/

13. http://mon.gov.ru/main/5363/



14.http://www.sch496.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=78&Itemid=77

15.http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/906-the-psychological-preparation-for-ege

16.http://s6nk.ucoz.ru/index/psikhologicheskaja_podgotovka_k_egeh/0-38

7. Ограничений и противопоказаний на участие в освоении разработке нет.

8. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации представленного материала.

Данная программа может быть реализована педагогами-психологами, педагогами-предметниками, классными руководителями.

Для реализации данной программой необходимо иметь:

мульти-медиа аппаратуру, диски с записями релаксации и слайд презентаций, магнитофон, диагностический материал, раздаточный материал, несколько экземпляров рекомендаций для всех участников образовательного процесса.



9. Сроки и этапы реализации программы.



Виды деятельности

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Диагностика

Анкета «Готовность к ЕГЭ»


Декабрь- апрель

Психолог

2

Организационно-информационная работа

Организация информационной работы с выпускниками, педагогами, родителями

Январь- июнь

Психолог

3

Практическая работа

 


1.Подготовка методических рекомендаций участникам ЕГЭ: Психологические рекомендации организаторам ЕГЭ; Практические советы родителям «Как помочь детям подготовиться к ЕГЭ»; Советы учащимся для успешного выполнения тестирования. Советы классным руководителям

2. Внедрение в ОУ программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ

3. Подготовка и проведение мероприятий.


Декабрь-март

 


Экспертная группа

 


4

Диагностика

Сравнение результатов, полученных при диагностическом обследовании на первом и последнем этапах работы.

 

Психолог.

 


10.Ожидаемые результаты реализации программы, методических рекомендаций.

1. Снижение уровня тревожности.

2. Развитие концентрации внимания.

3. Повышение сопротивляемости стрессу.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы.

5. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Как следствие, устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты экзамена.



11. Система организации внутреннего контроля за реализацией представленного материала.

п/п

Форма реализации представленного материала

Форма контроля

1.

В рамках классных часов

Запись в журнале классного руководителя

2.

Постоянно действующий психолого-педагогический семинар

Протокол проведения

постоянно действующего психолого-педагогического семинара



3.

Раздаточный консультационный материал для педагогов, классных руководителей

Документация психолога

4.

Оформление стенных газет для выпускников, педагогов

Школьные информационные стенды

5.

Слайд-презентации.

Накопительный психолого-педагогический инструментарий

6.

Школьный сайт: «Консультация психолога для выпускников»

moyschool.68edu.ru


15. Критерии оценки достижения планируемых результатов.

      Анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению. Данные мониторинга покажут на сколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ЕГЭ. При успешной реализации данной программы, ученики выпускных классов получат важное преимущество при написании ЕГЭ, то есть, устойчивость к тем стрессам, которые воздействуют при написании контрольных тестов. Кроме того, полученные знания могут применяться и в дальнейшей жизни, например, при поступлении в ВУЗ или при приёме на работу. Данная программа может быть усовершенствована, например, привлечением более широкого круга специалистов, применением методик не только в выпускных классах, но в девятых, десятых классах.



16. Сведения о практической апробации представленного материала на базе образовательного учреждения.

Апробации представленного материала осуществлена на базе МОУ «Школа №33» с 2007 года по 2009 год. Участники апробации: учащиеся выпускных классов, учителя предметники, классные руководители, родители. Материалы рассмотрены на заседании МО 11.10.2007 года, согласованы с заместителем директора по УВР и утверждены директором школы (см. отзвыв).



Раздел I. Введение в образовательную программу. Входной контроль: диагностика.

Введение.

Единый государственный экзамен — это обычный экзамен, но основанный на тестовых технологиях. Так как такая форма экзамена является относительно новой, требуется дополнительная подготовка всех его участников. В ходе занятий выпускники приобретают некоторые навыки, которые пригодятся им при подготов­ке и сдаче экзаменов.

Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как выпускники выучили материал, насколько хорошо знают тот или иной предмет, насколько уверены в своих силах. Иногда бывает так: выпускник действительно хорошо выучил материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того чтобы этого не произошло, необходимо научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.

К экзамену учащиеся запоминают много текстового материала, формул, графиков, правил. Очень важно понять, какой способ запоминания подходит каждому, как можно помочь себе запомнить то, что обычно запоминается с трудом.

По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

-сомнение в собственных способностях: умении анализировать, концентрировать и распределять внимание;

-психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;

- стресс незнакомой ситуации;

- стресс ответственности перед родителями и школой.

Таким образом, условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ для выпускников:

- познавательные – связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета (эти трудности являются результатом всего периода обучения в школе!);

- личностные – обусловленные особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых; 

-  процессуальные – связанные с самой процедурой единого государственного экзамена и отсутствием четкой стратегии деятельности.



Диагностический инструментарий.
Анкета «Готовность к ЕГЭ»

Данная анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета может проводится для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности психолога (в этом случае она проводится до и после занятий). Наш опыт работы с анкетой показывает, что во втором случае показателем эффективности не обязательно будет являться рост показателей. Напротив, зачастую в результате занятий дети осознают дефицит знаний по той или иной проблеме, что и найдет отражение в снижении показателей.



Анализ данных: низкими показателями считается 4 и меньше, высокими – 8 и больше.

Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1, 4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой

Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги

Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2, 3, 9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.
Фамилия, имя ______________________________________________________

Друзья!


Приближается время сдачи Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты используются только психологом (классным руководителем).

Просим вас оценить свое согласие или несогласие с данными утверждениями по 10 балльной шкале от 1 – полностью не согласен до 10 – абсолютно согласен.



Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.

  1. Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я достаточно много знаю про ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен


Раздел II: ПАМЯТЬ И ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.

Мини-лекция

2.1.«Память. Приемы организации запоминаемого материала»

Что такое «память»?

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Для записи информации в память необходимо придать мыслям упорядоченную структуру. Любая организация запомина­емого материала облегчает работу памяти. Особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запо­минания), так как снабжение образующихся следов па­мяти «опознавательными знаками», или «адресами», намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки.

Чтобы лучше запомнить материал к экзаменам, необходима постоянная тренировка памяти. Выделите для этого хотя бы 20-25 минут в день. Учтите, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).

Понятно, что абсолютно все запомнить невозможно. Поэтому из потока информации необходимо выбрать наиболее существенное. Решив для себя, какая именно информация вам необходима, четко сформулируйте познавательную цель. Например: «Хочу знать, кто является архитектором здания Большого театра? Какие еще здания принадлежат этому зодчему?» Следует решать больше задач и выполнять практические упражнения с использованием той информации, которую необходимо запомнить.

Важным условием того, чтобы информация запомнилась быстро и надолго, является наличие интереса к ней. Старайтесь расширять свой кругозор. Чем больше чело­век знает, тем лучше запоминает. Процесс усвоения и воспроизведения информации зависит от концентрации внимания. Внимание — это резец памяти: чем оно острее, тем более глубокие следы оставляет.

Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определенные чувства. Информация, которая вам безразлична, плохо запоминается.

Непременным условием хорошего запоминания явля­ется понимание того, что надо усвоить. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты и лишь после этого их мож­но заучивать дословно.

Эффект запоминания зависит от характера информа­ции, и прежде всего от вашей активности и самостоятельности при ее усвоении. Психическая активность проявляется в сравнении, противопоставлении, анализе, синтезе, обобщении изучаемого материала. Материал следует представлять, воображать, одновременно проверяя качество запоминания. При усвоении понятий необходи­мо стремиться к собственным формулировкам.

Запоминание становится успешным при наличии запаса знаний, являющихся базовой основой новых знаний. Постижение нового приносит хорошие плоды, когда его можно сравнить со старым прошлым опытом.

Очень важно уделять внимание организации своего труда и отдыха. Наиболее целесообразно сблизить момент первого повторения материала и момент его первичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание. Если полученная информация не используется в течение трех дней, то 70% ее забывается.

Начинать запоминать материал надо с самого трудного раздела, стараясь отделить главное от второстепенного.

Запоминанию способствуют: выписки из прочитанного, представление информации в виде схемы, опорных сигналов, проговаривание про себя и вслух, при помощи движений и при помощи ассоциаций. Каждый может изобрести свой собственный, уникальный способ повторения материала.

Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно даже порекомендовать писать шпаргалки в виде краткого, тезисного изложения материала. Но, увлекшись этим процессом, не забудьте, идя на экзамен, оставить продукты своего творчества дома.

Результат запоминания зависит от индивидуальных особенностей человека, а также от режима деятельности. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в вечернее время, у других — утром. Наименее эффективно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро. Обширный материал лучше делить на небольшие группы.

Полезно ставить перед собой такие задачи на запоминание, которые несколько превышают ваши возможности. Говорят, что правильно забыть — наполовину вспомнить. В этом случае хорошо использовать метод ассоциаций, то есть устанавливать связь запоминаемого материала с каким-либо событием, ситуацией и т.п.

Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Так, холерики быстро запоминают, но быстро и забывают. А флегматики, наоборот, медленно запоминают, но помнят долго. Лучшие помощники памяти - дисциплинированность и организованность. Запоминание — это труд, и труд нелегкий. Поэтому, важным условием усвоения материала является настойчивость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться полного и прочного запоми­нания.



Приемы работы с запоминаемым материалом

Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и др.).

Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту, примеры, цифровые данные, сравнения).

План — совокупность опорных пунктов.

Классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой ин­формации.

Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: рас­пределение по объему, по времени, упорядочивание в пространстве.



, • Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Работа с текстом

Цель: помочь учащимся понять, какие приемы рабо­ты с текстом можно использовать в ходе подготовки к экзаменам по тем или иным учебным предметам. (Приложение – тексты в 2-х вариантах )

Каждой группе будет предложен текст, который необходимо организовать таким образом, что­бы его можно было запомнить с помощью определенного приема (группировка, выделение опорных пунк­тов, план, классификация, структурирование, схематизация, ассоциации). Когда задание будет выполнено, результат нужно продемонстрировать всей группе.



Обсуждение

• Что вызывало трудности и как их можно преодолеть?

• Какой прием оказался наиболее оптимальным и почему?

• Какие приемы, на ваш взгляд, больше подходят для работы с текстами: по математике, литературе, русскому языку, биологии, географии и т.п.?



Мини-лекция

«Методы активного запоминания»

Выпускники записывают информацию; кроме того, им раздаются памятки о каждом методе с инструкцией — попробовать их применить самостоятельно в домашних условиях при подготовке к текущим урокам.

Метод повторения И.А. Корсакова

(основные принципы)

1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается семь дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

1-й день — 2 повторения;

2-й день — 1 повторение;

3-й день — без повторений;

4-й день — 1 повторение;

5-й день — без повторений;

6-й день — без повторений;

7-й день — 1 повторение.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени инфор­мация не пропадала.

Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее вос­приятия рекомендуем повторить материал сначала че­рез 15-20 минут, затем через 8—9 часов. И еще раз через 24 часа.

Комплексный учебный метод

Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой.

Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста, что затрудняет выполнение и приводит к увеличению числа повторений. В отличие от этого при комплексном учеб­ном методе вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторя­ется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повторений сокращается. Поэтому там, где это возможно, используйте комплексный учебный ме­тод.

При работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком слу­чае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором — повторяются первые части и заучивается следующая и т.д.



Зубрежка

Бывает так, что какой-то материал ну совершенно не идет! В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять, в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.

Какова процедура зазубривания?

— Повторить про себя или вслух то, что нужно запом­нить.

— Повторить через 1 секунду, через 2 секунды, че­рез 4 секунды.

— Повторить, выждав 10 минут (для запечетления).

— Для перевода материала в долговременную память повторить его через 2—3 часа.

— Повторить через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).



Эмоции и чувства - лучшие союзники памяти. Чем больше чувств участвует в записи следов памяти, тем проще извлечь информацию. Даниель Лап сравнивает воспоминание с рыбалкой. Чем больше крючков мы забрасываем, тем больше рыбы можем поймать. Так и с памятью: чем больше чувств вовлечено, тем легче вспомнить информацию. Дайте простор для проявления своих особенностей к восприятию: смотрите, слушайте, трогайте, пробуйте на вкус, принюхивайтесь, двигайтесь.

Мы запоминаем лучше:

1) ту информацию, которой мы постоянно пользуемся;

2) то, что мы воспринимаем в определенном контексте (к которому нам еще предстоит вернуться);

3) то, что нам приятно (тут вовлечены наши эмоции, и это повышает концентрацию внимания);

4) прерванные действия (так как их приходится возобновлять).

При запоминании вы можете воспользоваться приемами зрительной памяти.

Приемы зрительной памяти

1. Мысленно представим предмет, который мы хотим запомнить. Раскрасим его в своем воображении необычным цветом или представим его огромного размера, повернем и рассмотрим предмет с разных сторон. Трудно забыть его после таких действий, не правда ли?

(При запоминании какого материала можно восполь­зоваться этим приемом?)

2. Визуализация в чистом виде. Для запоминания коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число, которое вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. Повторяя число вслух, вы еще больше облегчите его запоминание, призвав еще один канал чувственного вос­приятия.



Коды

Некоторым из нас при запоминании числовой инфор­мации помогают опоры, или коды. К ним можно отнести:



1. Вербальный код

Люди с преобладанием вербальной (словесной, слуховой) памяти более восприимчивы к звуковой стороне слова. Непроизвольно им приходят на ум рифмы, каламбуры и т.п. Им может оказаться полезным запоминание перечня примерно такого типа:

ноль — моль,

один — блондин,

два — дрова,

три — осетрина,

четыре — черт в тире,

пять — пятка,

шесть — шерсть,

семь — семья,

восемь — осень,

девять — дева,

десять — деспот.

2. Визуальный (зрительный) код

Он может быть таким:

ноль — круг или овал,

один — столб (свеча, кол),

два — близнецы (пара ботинок),

три — треугольник (трехколесный велосипед),

четыре — квадрат (4 лапы животного),

пять — пальцы руки,

шесть — шестигранная игральная кость,

семь — подсвечник на семь свечей,

восемь — песочные часы,

девять — улитка (ушная раковина),

десять — пальцы обеих рук,

одиннадцать — футбольная команда,

двенадцать — часовая стрелка в полдень.

3. Кодирование информации по зрительному сходству

В этой системе цифра ассоциируется с какой-либо буквой по внешнему сходству с нею.

0 = О

1 = Т или Г



(главный элемент — вертикальная палочка)

2 = П (буква на двух ножках)

3 = З

4 = Ч


5 = Б

6 = С


7 = У

8 = В


9 = Р

Чтобы запомнить число, нужно превратить цифры в буквы, а с них будут начинаться слова, из которых мы составим легко запоминающуюся фразу.



Упражнения.

Упражнение 1. «Снежки»

Цель: снятие напряжения и усталости после занятия.

Время проведения: 5 минут.

Материал: старые газеты.

Рабочее пространство комнаты делится на две равные части, а группа делится на две команды, рассчитавшись на первый-второй.

Газетные листы надо скомкать в «снежки». По сигналу ведущего команды бросают снежки на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой после сигнала «Стоп!» окажется меньше снежков.

Упражнение 2. «Пустой стул»

Время проведения: 10 минут.

Цель: снятие усталости, поддержание рабочего состояния участников.

Перед началом упражнения нужно организовать расстановку стульев по форме круга, чтобы стульев было на один больше, чем половина учащихся под номером один. Если учащихся четное количество, то ведущий тоже принимает участие в игре и начинает игру. Если учащихся нечетное количество, то играть могут одни ребята.

Ведущий. Рассчитайтесь на первый-второй, участники под номером один садятся в круг на стулья, под номером два — встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за свободным стулом, — взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним, — задержать его.

Памятка для выпускника №1.

Разбирая и заучивая материал помни:

1.Делай это с желанием.

2.Начинай учить с самого трудного.

Запоминание большого по объёму логического материала сопровождай следующими действиями:

а) выдели существенное, главное;

разбей весь материал на смысловые части;

установи связь между этим материалом и имеющимся старым;

б) рисуй схемы, диаграммы, черти графики, переводи скучную, словесную информацию на приемлемый для вас язык;

в) сокращай информацию, лучше пожертвовать деталями (минимум объёма-максимум информации);

г) возвращайся к материалу несколько раз, закон Йоста: запоминание материала будет более эффективным и требует меньше усилий, если повторение разделить во времени.

Режим повторения учебного материала перед экзаменом:

Повторение

Время

Первое

Сразу после окончания чтения

Второе

Через 20 минут

Третье

Через 8 часов

четвёртое

Через сутки (лучше перед сном)


Каталог: templates
templates -> Перечень услуг, входящих в стоимость
templates -> Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области Государственное автономное учреждение Тюменской области «Областной центр профилактики и реабилитации»
templates -> Баллы для научных сотрудников подразделения за 2012-2013 гг. Подразделен лтс №
templates -> Я искал себя искал много лет для того, чтобы разобраться в себе и найти свой дом свое место я познавал все, что встречалось мне на пути
templates -> Вы в ожидании малыша!


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница