Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г



страница1/23
Дата27.04.2016
Размер3.54 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
И.Н. Гурвич

Методология эмпирических исследований социального поведения

Конспект лекций

Санкт-Петербург - 2007 г.
Оглавление


Лекция 1. Некоторые общетеоретические 3

проблемы эмпирических исследований 3

социального поведения 3

Сферы эмпирических исследований социального поведения 3

Методы эмпирической социологии 5

Общие принципы программирования исследования 7

Теоретические модели 8

1 .Фундаментальные метатеоретические модели 8

2. Теории «среднего уровня» 10

3. Бытовые социологические теории 11

Объект и предмет социологического исследования 11

Цели, задачи и гипотезы эмпирических исследований социального поведения 12

Надежность статистической информации 13

Лекция 2. Социально-статистическое исследование 18

Этапы и содержание социально-статистического исследования 18

Статистические таблицы 20

Типы социально-статистического исследования 22

Экологическая ошибка 31

Лекция 3. Наблюдение 32

Включенное наблюдение 43

Лекция 4. Опросные методы 48

Интервью 48

Клиническое интервью 48

Социологическое интервью 49

Стандартизованное интервью 51

Вопросы 52

Вопросник 53

Структурированный опросник 56

Шкалы 59

Специализированные виды шкал 61

Пилотажное исследование. Оценка работы шкал 62

Оценка работы фильтров 64

Оформление вопросника 65

Вспомогательные элементы опросника 65

Фокус-группа 66

Подбор группы 71

Как фиксировать результаты фокус-группы 72

Лекция 5. Специализированные виды опроса 72

Проективные вопросы 72

Социометрические опросы 73

Экспертные опросы 74

Заочные опросы (телефонные и почтовые) 77

Процедура разработки вопросника 80

Вопросы и индикаторы 80

Пилотаж вопросника 81

Оценка работы шкал 81

Пробные исследования 82

Лекция 6. Процедура разработки социологических тестов 82

Сфера применения социологических тестов 82

Процедура разработки социологических тестов 84

Процедура стандартизации теста 87

Применение тестов 87

Кросс-культуральные исследования 88

1 .Кросс-культуральное использование анкет 88

2. Кросс-культуральное использование тестов 90

Лекция 7. Эксперимент 91

Место эксперимента в эмпирическом социальном 91

познании 91

Фиксация результатов эксперимента 94

«Нулевая» гипотеза, ее подтверждение или опровержение 94

Факторное планирование эксперимента 95

Натуральный (естественный) эксперимент (экспери­мент в естественном окружении) 96

Эксперимент и корреляционная методология 98

Обработка данных эксперимента 99

Квазиэкспериментальные планы 100

Преобразовательный эксперимент 101

Эксперимент «ex-post-factum» 101

План экспериментальной симуляции 101

Лекция 8. Математико-статистическая обра­ботка и анализ информации 101

Виды математико-статистических методов 102

Факторный анализ 102

Дискриминантный анализ 104

Интеграция результатов независимых исследований 105

(метаанализ) 105

Анализ эмпирических данных 105

Метод оценки статистических методов по их силе 106

Лекция 9. Итоговый документ исследования (статья, отчет, диссертация и т. д.) 106

Рекомендуемая литература 108



Лекция 1. Некоторые общетеоретические

проблемы эмпирических исследований

социального поведения




Сферы эмпирических исследований социального поведения

То, чем мы с вами будем заниматься, - универсальный подход. Этот метод, например, используется в экономической, или, правильнее, социальной, географии для изучения распределения тех или иных поведенческих паттернов (образцов) по территории или для того, что называется социально-географическим анализом.

В нашей стране подобный вид исследований получил название социологических. Это не совсем правильно. Дело в том, что у нас под социологией понимается не совсем то, что во всем мире.

Почему возникло такое странное расхождение? Причина в том, что в отечественной науке господствовал и до сих пор господствует спекулятивный метасоциальный подход к анализу любых социальных явлений.

В научной традиции такой подход восходит к немецкой философии XIX века. К этой же традиции принадлежал и К. Маркс, поэтому отечественные марксисты использовали сугубо спекулятивные методытермины. Когда в 60-е годы обнаружилось резкое несоответствие между реальными событиями и марксистской теорией, возникла потребность в изучении поведения людей. Но поскольку подобные исследования проводились в рамках философской социологии, они получили свое совершенно неправильное название - конкретно-социологических.

На самом деле в таком представлении о социологическом исследовании

отражается следующий фундаментальный факт: любые социальные явления, на каком бы уровне анализа мы к ним не подходили, в конечном итоге являются изучением индивидуального поведения.

Это может показаться странным, поскольку принято считать, что социология занимается теми явлениями, которые возникают из взаимодействия людей, то есть имеют более высокий уровень абстрагирования.

Во всем мире под социологией понимают скорее направление, связанное с теоретическим описанием фундаментальных социальных явлений, процессов, институтов.

Для примера возьмем любую область социологии (например девиантологию) и любой процесс, изучаемый в этой области (например наркоманию).

В социологии девиантности наркомания будет изучаться по следующим показателям:

- представление о состоянии наркомании на определенной территории, составленное на основе статистических медицинских данных (лица, состоящие на учете в наркологических диспансерах по поводу наркомании);

- преступления, совершаемые в связи с изготовлением, хранением, продажей наркотиков, и преступления, совершаемые в состоянии наркотизации;

- статистика смертности от передозировки наркотиков;

- количество задержанных наркотиков на таможне (попытки перемещения через границу наркотических веществ).

Что лежит в основе этих данных, как они могут быть обнаружены и

зарегистрированы?

Происходит фиксация данных на одного человека, связанных с наркоманией (провоз, хранение, инъекция, смерть). За всей статистикой стоит совершенно явный факт индивидуального поведения, который был зарегистрирован, затем происходит объединение разрозненных данных. Так возникает статистика.

Другой пример. Возьмем выборы.

В основе электоральной статистики стоит система индивидуальных предпочтений, которая проявляется в электоральном выборе.

Таким образом, чего бы мы не коснулись в эмпирической социологии, за всем стоит индивидуальное поведение. Факт для философов прискорбный, так как они за всем видят социальные процессы, явления и т.д. Как только мы пытаемся изучить индивидуальное поведение большого количества людей эмпирически, мы неизбежно выходим на уровень социального поведения.

Откуда берется индивидуальное поведение человека?

Вернемся к примеру с наркотизацией. Почему индивид начинает употреблять наркотики? Социологи это явление объясняют социально-экономическим кризисом, уровнем доступности, характером распространения, деятельностью определенных преступных групп.

Думает ли о чем-либо из вышеперечисленного подросток, когда начинает употреблять наркотики? Нет. Он исходит из своих индивидуальных потребностей, которые первоначально носят социально-психологический характер (имитация, подражание, желание поэкспериментировать, давление группы сверстников, которые уже употребляют наркотики). После нескольких эпизодов наркотизации подросток перестает думать об этих факторах. Сами наркоманы употребляют термин «психологическая зависимость», который является защитным аттитьюдом, позволяющим думать, что они в любой момент могут прекратить употребление. В психике появляется насильственное состояние (компульсивное влечение), вызванное исключительно включением наркотика в биохимический обмен организма.

В истоке всех социальных фактов, связанных с употреблением наркотиков, лежит биологическое основание.

Во всех других видах социального поведения тоже есть биологическая основа.

Вернемся к примеру с электоральной выборкой. Почему люди выбирают ту или иную партию? Ими движет надежда, что выбор определенной партии даст возможность для более полного удовлетворения их биологических потребностей. За индивидуальным поведением всегда стоит биологическая основа, хотя субъективно она осознается в качестве психологических мотивов поведения.

Исходя из этого, общество в эмпирическом исследовании, даже тогда, когда мы изучаем социальные феномены, несводимые к индивидуальному поведению, рассматривается как популяция.

Именно из-за непонимания этого важного момента большинство социологов с гуманитарным образованием никак не могут освоить методы социологических исследований.

Что такое популяция?

Популяция - это совокупность биологических индивидов, занимающих определенную территорию, в пределах которой возможно свободное скрещивание.

Почему выдвигается ограничение возможности свободного скрещивания?

Предположим, каждый человек имеет некоторое количество шансов, зависящее от уровня индивидуальной аттрактивности (привлекательности), иметь потомство от любого человека, населяющего территорию Российской Федерации. Приблизительно равновероятные шансы для воспроизводства существуют в пределах государственной границы. Но если в качестве возможного партнера выступает, например, индиец, то возникают определенные трудности, барьеры. Следовательно, индиец принадлежит к другой популяции.

Критерии воспроизводства - одна из решающих закономерностей, которые можно изучать на примере российской популяции, но те самые закономерности нельзя переносить на индийскую, возникает масса обстоятельств, которыеразличаютэти две популяции. Такой подход можно распространить и на индивидов. Если вдуматься, то различия между популяциями, социальные, экономические, правовые, отражают биологические различия.

Однако совершенно понятно, что изучать общественные явления только на основе представлений об обществе как о совокупности инди­видов - бессмысленно, поскольку содержанием или предметом такого изучения являются собственно социальные феномены.

Трудности скрещивания, социальные и юридические ограничения создают те барьеры, которые препятствуют появлению потомства с ус­редненными генами популяций, приводят к отличию русских от индийцев. Фактически вышеуказанные трудности закрепляют существующие биологические различия.




Каталог: data -> uploads -> edu
uploads -> Виды и условия оказания медицинской помощи
uploads -> Памятка по клещевому энцефалиту
uploads -> Ю. Ю. Елисеев. Психосоматические заболевания
uploads -> Все о грудном вскармливании Положительный настрой
uploads -> Исследование аддиктивного поведения населения Санкт-Петербурга
uploads -> Памятка для населения по профилактике кишечных инфекций
uploads -> Грудное вскармливание
uploads -> Основные преимущества грудного вскармливания
edu -> В. А. Чикер основное содержание работы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница