Конспект лекций Тема Предмет и задачи возрастной психологии Предмет возрастной психологии. Задачи возрастной психологии



Pdf просмотр
страница1/5
Дата13.09.2017
Размер0.53 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5

Конспект лекций

Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии
1. Предмет возрастной психологии.
2. Задачи возрастной психологии.
3. Структура возрастной психологии и связь с другими науками.
4. Методы возрастной психологии.
5. Проблемы психологии возрастного развития.
1. Предмет возрастной психологии.

Возрастная
психология
– отрасль психологической науки, занимающаяся изучением общих закономерностей развития на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, а также установлением возрастных периодов и причин перехода от одного периода к другому.
Предмет изучения возрастной психологии – развитие. Развитие в широком смысле слова понимается как изменение во времени.
Временная дистанция. В зависимости от протяженности временной дистанции различают 4 вида изменений:
1) филогенез;
2) антропогенез;
3) онтогенез;
4) микрогенез.
Виды изменений:
1. количественные качественные
2. эволюционные; революционные
3. прогресс; регресс
Психическое развитие – необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека.
По содержанию в психическом развитии выделяют его количественные и качественные характеристики.

Количественные характеристики: темп развития (нормальный, ускоренный, замедленный)
Качественные характеристики: изменение структуры соотношения между разными психическими функциями, выражающееся в существовании
сензитивных периодов.
Факторы развития: биологический; социальный активность личности, субъектность.
Предпосылки психического развития – биологические особенности организма.
Источник психического развития – социальная среда.
Движущие силы развития – возникновение и разрешение противоречий.
Среди процессов развития выделяют два вида: а) возрастное – это развитие видов деятельности, отношений с окружающими, становление нового уровня отражения действительности, отношения к себе; б) функциональное развитие – происходит при усвоении ЗУНов, это развитие отдельных психических процессов и функций.
Возраст
– качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями.
Хронологический возраст.
Биологический возраст.
Психологический возраст.
Социальный возраст.
Субъективный возраст.
Выделяются нормы развития:

среднестатистические;

социокультурные;

индивидуально-личностные; комбинированные

Механизмы развития – понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития (В.И. Слободчиков).
Примеры изученных механизмов:

интериоризация – как присвоение форм социальных отношений
(Л.С. Выготский);

подражание формам поведения другого;


рефлексия как механизм «раздвоения», фиксации данной формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков).
В психологии описаны следующие закономерности психического
развития:
1.
Неравномерность;
2.
Гетерохронность;
3.
Неустойчивость развития;
4.
Сензитивность развития;
5.
Кумулятивность развития;
6.
Дивергентность-конвергентность хода развития.

Области развития:
1)
Психофизическая – включает в себя внешние и внутренние изменения тела человека;
2)
Психосоциальная – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах.
3)
Когнитивная – включает все аспекты познавательного развития.

2. Задачи возрастной психологии.
Возрастная психология, как и любая другая наука, ставит перед собой ряд задач, решая которые она развивается как наука.
Одной из основных теоретических задач возрастной психологии является задача создания истинной теоретической модели развития.
Важными прикладными задачами являются следующие задачи: построение систем диагностики психического развития; построение систем коррекции психического развития; решение задач профилактики возможных нарушений в процессе психического развития.
Научные задачи возрастной психологии можно определить следующим образом:
1. Описание развития.
2. Объяснение развития.
3. Прогноз развития.
3. Структура возрастной психологии и связь с другими науками.
Возрастная психология как самостоятельная область знания имеет свою структуру. Структура возрастной психологии: психология пренатального возраста,
детская психология, психология взрослых, геронтопсихология.
Наиболее разработанным разделом возрастной психологии является детская психология. Каждый из структурных разделов имеет собственное важное значение для развития возрастной психологии как научной и практической дисциплины.
Возрастная психология занимает определенное место в системе общенаучного знания. Она взаимосвязана с рядом других наук:
1. с непсихологическими дисциплинами: философия, методология, техника и математика, общая теория систем; биология, генетика, физиология развития, этология культурная антропология и этнология, социология и социальные дисциплины;
2. с психологическими дисциплинами: общая психология, педагогическая психология, психология личности, клиническая психология, социальная психология, психодиагностика.
4. Методы возрастной психологии.
Основные методы исследования, используемые в рамках возрастной психологии: наблюдение, эксперимент,
Наблюдение осуществляется путем непосредственного восприятия изучаемого объекта и прямой регистрации его определенных свойств.
Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
Виды наблюдения:
1. внутреннее (самонаблюдение) / внешнее наблюдение,

2 несистематическое и систематическое наблюдение,
3. «сплошное» и выборочное наблюдение,
4. непосредственное либо опосредованное наблюдение,
5. включенное и невключенное наблюдение
6. структурированное и неструктурированное наблюдение
Особенности применения наблюдения в рамках возрастной психологии.
Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста: от рождения до 2-3 мес. наблюдение желательно проводить ежедневно; от 2-3- мес. до 1 г. – еженедельно; в раннем детстве (от 1 г. до 3.л.) – ежемесячно; в дошкольном возрасте – 1 раз в полгода; в младшем школьном возрасте – 1 раз в год.
Эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт. В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент является одним из основных и самых надежных методов получения достоверной информации.
Основные виды эксперимента:
1. лабораторный,
2. естественный.
Основные формы проведения эксперимента:
1. констатирующий,
2. формирующий.
Особенности применения эксперимента в рамках возрастной психологии.
Включение ребенка в экспериментальную ситуацию, связанную с ведущим видом деятельности, позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что не проявляется в поведении ребенка при наблюдении и что он не в состоянии вербализировать при опросе.

Дополнительные методы исследования.
В качестве дополнительных методов используются также: тестирование, опрос, сравнительные методы:


близнецовый метод

кросс-культурный метод

сравнение нормы и патологии
Тестирование как стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека, также используется в возрастной психологии наряду с другими методами.
Особенности применения тестов в рамках возрастной психологии.
При использовании различных тестов в работе с детьми необходимо учитывать интересы и потребности ребенка. Для психодиагностики детей обычно используются специально адаптированные для работы с детьми определенного возраста тесты, аналогичные взрослым.

Опрос – метод сбора данных о психологических явлениях в процессе общения психолога с испытуемым.
Основные виды опроса:
1. письменный (анкетирование),
2. устный (интервью).
Форма проведения опроса:
1. индивидуальная,
2. групповая
Особенности применения опроса при работе с детьми.
При использовании данного метода исследования могут возникать трудности, связанные с тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы. Так как система понятий, которой пользуются дети, существенно отличается от той, которую употребляют взрослые. При проведении опроса детей рекомендуется прежде всего убедиться, что ребенок правильно все понимает и только после этого интерпретировать и обсуждать его ответы.

Сравнительные методы
Близнецовый метод – исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии ребенка.
Сравнение нормы и патологии – сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения.
Кросс-культурный метод – предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах.
При проведении любого исследования используют научный метод. Его
реализация включает 4 этапа:
1)
Постановка проблемы исследования.
2)
Формулировка гипотез относительно изучаемого явления
3)
Проверка гипотезы, включающая: а) сбор данных; б) статистическую обработку данных; в) содержательную интерпретацию данных.
4)
Формулировка выводов.
В возрастной психологии выделяют три основные стратегии
проведения исследований с целью изучения изменений, происходящих с течением времени:
1. Метод продольных срезов (лонгитюдный план)
2. Метод поперечных срезов.
3. Комбинированный метод.
5. Проблемы психологии возрастного развития.

В соответствии с предметными областями исследований в возрастной психологии можно определить ее ключевые проблемные вопросы:
1. Проблема биологической средовой обусловленности психического развития человека.
2. Влияние стихийного и организованного обучения на воспитание и развитие детей.
3. Соотношение задатков и способностей.
4. Определение того, что больше влияет на развитие, эволюционные, революционные или ситуационные изменения.
5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.
Тема 2. Основные категории возрастной психологии

1.
Характеристика основных категорий возрастной психологии.
1.1. Категория развития в возрастной психологии
1.2. Категория обучения в возрастной психологии.
1.3. Воспитание как категория возрастной психологии.
2.
Взаимосвязь категорий друг с другом.
3. Принципы возрастной психологии.
1. Характеристика основных категорий возрастной психологии

1.1. Развитие как одна из основных категорий возрастной психологии.
Одна из основных категорий возрастной психологии – развитие.
Существует 7 основных подходов к пониманию развития как изменения:
1) развитие как рост;

2) развитие как созревание;
3) развитие как совершенствование;
4) развитие как универсальное изменение;
5) развитие как качественное, структурное изменение;
6) развитие как количественно-качественное изменение;
7) развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения.
Биологический аспект развития.
Генотип
– совокупность генов определенного организма, унаследованная им от родителей.
Фенотип – совокупность всех внутренних и внешних признаков и свойств индивида, сформировавшихся на базе генотипа.
Говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом, пользуются термином созревание. Процесс созревания состоит из последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функционирования.
Созревание происходит с разной скоростью. Каждый орган или способность имеет свою точку оптимальной зрелости. Термин рост
указывает, как правило, на увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа или организма в целом до точки оптимальной зрелости. Термин старение относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости.
Социальный аспект развития
Влияние среды может носить временный или постоянный характер.
Средовые влияния могут задерживать или стимулировать процесс развития.
Окружающая среда влияет на человеческое развитие через процессы научения и социализации.
Научение – основной процесс, посредством которого среда вызывает устойчивые изменения в поведении. Оно происходит в результате в результате приобретения единичного личного опыта или выполнения серии упражнений.
Социализация – это процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы (семьи, класса и.д.). Социализация включает усвоение всех установок, обычаев, жизненных ценностей, ролей конкретной социальной группы. Этот процесс продолжается всю жизнь. Социализация понимается как двухсторонний процесс.
Процесс социализации продолжается на всех стадиях жизни.
В психологии существует несколько точек зрения на то, в какой степени наше поведение определяется созреванием, а в какой степени – научением, какова роль и соотношение внутренних и внешних факторов в становлении человека:

1. Биологизаторский подход. – Все психические особенности человека являются врожденными. А психическое развитие – это постепенное кроичественное развертывание, созревание наследственных биологических структур.
2.
Социологизаторское направление. – Психические качества, свойственные человеку, возникают под влияием внешних условий (теория
«tabula rasa»Дж. Локка). Основынм факторм психического развития считается социальная среда.
Эти два направления исходят из механистичской концепции развития, которая рассматривает человека как пассивного объекта.
Нет ни одного психического качества, зависящего только от одного из факторов. Развитие ребенка определяется единством внешних и внутренних условий.

1.2. Категория обучения в возрастной психологии.
Обучение – целенаправленная последовательная передача общественно- исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза и др. сообщества.
Обучение предполагает определенный уровень развития. Оно всегда ведет к следующему уровню развития, но не вызывает его.
1.3. Воспитание как категория возрастной психологии.
Воспитание – целенаправленное формирование устойчивых черт личности, которые определяют поведение и деятельность человека.
2. Взаимосвязь категорий друг с другом.

Связь обучения, воспитания и развития ребенка является одной из центральных проблем возрастной и педагогической психологии. Существуют разные точки зрения на решение данного вопроса:
1. Обучение и есть развитие. (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др.). Природа обучения понимается всеми по-разному.
2. «Обучение идет в хвосте развития». То есть обучение является только внешним условием развития. (В. Штерн, Ж. Пиаже).
3. «Обучение идет впереди развития». То есть воспитание и развитие играют ведущую роль в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский).
3. Принципы возрастной психологии.
Принципом называется некоторое однозначное требование неукоснительного выполнения или соблюдения некоторого норматива.
1. Принцип развития.

Данный принцип является одним из основных принципов психологии.Согласно этому принципу все явления жизни должны рассматриваться в их динамике, движении.
2. Принцип детерминизма.
Согласно этому принципу все существующее в мире имеет свою причину и свое следствие, то есть между явлениями действительности существуют определенные связи.
3. Принцип системности.
Данный принцип требует исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому свойства.
4. Принцип обучения.
Согласно этому принципу всех можно обучить всему, то есть человека вне обучения рассматриваться не может.
5. Принцип индивидуального подхода.
Согласно данному принципу в каждом человеке необходимо видеть уникальную личность и в соответствии с этим строить процесс обучения и воспитания.
6. Принцип деятельности.
Согласно этому принципу человек есть не только субъект созерцания, отражения действительности, но и субъект деятельности, активно воздействующий на внешнюю среду.
Тема 3
Теории психического развития
1.
Общие требования к теории развития.
2.
Традиционные теории развития.
2.1.
Эндогенные теории развития.
2.2.
Экзогенные теории развития.
3.
Современные теории развития.
3.1.
Психоаналитическое направление.
3.2.
Гуманистические теории развития.
3.3.
Структурно – генетическое направление.
3.4.
Теории социализации.
1. Общие требования к теории развития

Общие требования, предъявляемые к теории развития.
1.
Непротиворечивость
2.
Связность
3.
Простота
4.
Обобщенность

5.
Эмпиричность
6.
Достоверность
7.
Логичность
8.
Подтверждаемость
9.
Эффективность
Критерии оценки теории развития
1.
Образ человека
2.
Объем описания
3.
Возрастные периоды
4.
Направление развития
5.
Вид изменений
6.
Процессы развития
7.
Движущие силы развития
8.
Возможность внешнего влияния
9.
Педагогическая значимость
10.
Клиническая значимость
2. Традиционные теории развития.
Эндогенное направление.
Ранние теории созревания. Идеи Аристотеля о развитии, Ж.-Ж. Руссо,
Я.А.Каменского
Теория созревания А. Гезелла.
Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло
(знаменитое «зеркало Гезелла»).
А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдного исследования психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А.
Гезелл использовал сравнительно-генетический метод, он исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике широко применяется составленный А. Гезеллом «Атлас поведения младенца», содержащий 3200 фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет.
В своих исследованиях А. Гезелл ограничивался количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. А. Гезелл
обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем младше ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.
Теории Г. Вернера, А. Буземана.
Экзогенное направление.
И.П. Павлов и классическое обусловливание.
Бихевиоризм. Существуют разные концепции научения. При классическом обусловливании павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы
Э. Торндайк и оперантное обусловливание. В наиболее ранних исследованиях научения на передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен временной параметр этой связи.
Теория Б. Скиннера. При оперантном научении, по Скиннеру, поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов.
А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию
- третья форма научения. Одно из проявлений имитации - идентификация.
Это процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, симпатию к этому человеку.
В теории социального научения рассматривается не только как происходит социализация, но и почему она происходит. Рассматриваются удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей и другие воздействия внешнего окружения.
Теории развития С. Бижу и Д. Баера. Теория Р. Сирса.

3. Современные теории развития.
Психоаналитическое направление.
Классический психоанализ З. Фрейда.
В психической жизни З. Фрейд выделил три уровня: сознание; предсознательное; бессознательное. Он рассматривал их в единстве. В начале
20-х годов З. Фрейд описал три основные структуры личности: Ид, Эго,
Супер-эго.
Ид есть изначальная система личности. Включает все психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты.
Эго – это организованная часть Ид – появляется для того, чтобы следовать
целям Ид и не фрустрировать их. Его основная функция – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды. Супер-эго
– это моральная сила личности, оно представляет собой идеал. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом. Супер-эго находится в оппозиции к Ид и к Эго и пытается строить мир по своему образу.
Особенности развития по З. Фрейду:
• Определяющим развитие человека является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека.
• Развитие биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в определенном порядке.
• Социальный опыт отражается в виде приобретенных установок, черт, ценностей.
Теория психосоциального развития Э. Эриксона.
Э. Эриксон - последователь З. Фрейда, он расширил фрейдовскую концепцию, вышел за ее рамки. Вслед за З. Фрейдом он принимает неосознанную мотивацию, но посвящает свои исследования главным образом процессу социализации, включению ребенка в общество.

Гуманистическое направление

Гуманистическая теория развития К. Роджерса.
Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что:
• поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.
• люди способны определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют.
• люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству.
Люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости.
Основные понятия в теории К. Р. Роджерса:
•самоактуализация,
•«Я-концепция»,
•конгруэнтность\неконгруэнтность.
•принятие.
Основные тенденции развития личности:
•индивид обладает врожденной тенденцией к актуализации (основное стремление живого организма – сохранить и усилить себя);
•в соответствии со стремлением к актуализации поведение индивида представляет собой целенаправленную попытку удовлетворить потребность в актуализации в рамках той реальности, которую он переживает;

•индивид участвует в процессе оценивания своего опыта или поведения в соответствии с тенденцией к актуализации;
•опыт, способствующий усложнению и сохранению организма, субъективно оценивается положительно, а воспринимаемый как препятствие такому сохранению – оценивается как отрицательный;
•поведение индивида характеризуется приближением к положительно оцениваемым опытным данным и избеганием данных, получивших отрицательную оценку.
Гуманистическая теория А. Маслоу
А. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.
А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Иерархия потребностей:
Физиологические потребности
Потребности безопасности и защиты
Потребность принадлежности и любви
Потребности самоуважения
Потребности в самоактуализации
Самоактуализация как высший мотив доступен не всем, а лишь незначительной части людей.
Когнитивное направление.

Структурно-генетитческая теория Ж. Пиаже.
У Ж.Пиаже основой периодизации является характеристика интеллекта.
Согласно Ж. Пиаже:
• интеллект представляет собой частную форму адаптации организма,
• взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом
«формами» его освоения и понимания,
•по мере развития мышление постепенно претерпевает все более сложные системные и структурные изменения.

Задачей генетического исследования интеллекта является определение различных стадий, характеризующих этот постоянный поиск равновесия.
В когнитивном развитии Ж. Пиаже было выделено четыре стадии:
• сенсомоторная (от 0 до 2 лет);
• интуитивная, или дооперациональная (от 2 до 7–8 лет);
• конкретных операций (от 7–8 лет до 11–12 лет);
• формальных операций (от 11–12 до 14–15 лет).
Стадия формальных операций представляет собой последний этап в развитии интеллекта.
В основе теории Ж. Пиаже лежит мысль о том, что в процессе развития ребенок действует активно, а не просто реагирует на воздействия внешней среды.
Основной единицей исследования для Ж. Пиаже является схема, то есть, гибкая структура, которая в процессе роста ребенка может изменяться как количественно, так и качественно. Первоначально схемы имеют сенсомоторный характер, но позднее становятся когнитивными.
Ж. Пиаже считал, что интеллект является конкретным примером биологической адаптации. Он постулировал, что все люди обладают двумя функциональными инвариантами – организацией и адаптацией. Адаптация заключает в себе два взаимно дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию, посредством которой индивид включает информацию в уже существующие структуры, и аккомодацию, посредством которой существующие структуры изменяются, чтобы отвечать требованиям изменяющейся внешней среды.
Когнитивное развитие
– это последовательное продвижение через четыре качественно различные стадии: сенсомоторную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций.
Теория морального развития Л. Кольберга.
В своих исследованиях Колберг выделил 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.
Теория развития готовности К. Фишера. Теория развития Р. Кейза.


Направление социализации.

Культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского.
Основным в данной теории является анализ структур взаимодействия личности с окружающей средой и развитие личности.
Суть культурно-исторической теории можно сформулировать следующим образом:
•Основой психического развития человека является качественное изменение его социальной ситуации (или его деятельности).
•Движущей силой психического развития человека является обучение.
•Исходной формой деятельности является ее развернутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане.
•Психические новообразования, возникают у человека в процессе интериоризации исходной формы его деятельности.
•Существенная роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам.
•Важное значение в деятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.
Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.
Психологическое развитие человека по А. Н. Леонтьеву – это процесс развития его деятельности, сознания, личности. Развитие личности, согласно
А. Н. Леонтьеву, происходит в процессе включения ее в различные виды деятельности.
Категория деятельности у А. Н. Леонтьева – основополагающая для анализа развития личности. Потребности выступают в качестве исходного пункта всякой деятельности, опредмечиваясь в мотивах.
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
Модель развития М.И. Лисиной.
Модель развития личности Л.И. Божович.
Экологическое направление
Экопсихололгическая теория развития У. Бронфенбреннера.
Теория персонолизации А.В. Петровского.
Личность рассматривается
А. В. Петровским как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа развития личности.
Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией
персонализации.
Им выделяются три основных процесса развития личности:
адаптация – как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть, становление социально-типического;

индивидуализация – как выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, становление индивидуальности;
интеграция – как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение себя.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Кафедра дерматовенерологии
2015 -> Министерство здравоохранения и социального развития
2015 -> Борис Дмитриевич Карвасарский Клиническая психология
2015 -> М. А. Ассанович // Психиатрия психотерапия и клиническая психология. 2014. N с. 9-17
2015 -> Общероссийская общественная организация
2015 -> Л. А. Герасименко // Психиатрия психотерапия и клиническая психология. 2014. N с. 43-49
2015 -> Методические рекомендации для медицинских работников и пациентов. Симферополь 2012 Учреждения разработчики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница