Конспект логопедического занятия. Постановка звука [л]. Тема: «Звук [л]». Цели: I. Образовательно-развивающие



Скачать 138.56 Kb.
Дата04.10.2017
Размер138.56 Kb.
ТипКонспект

Конспект логопедического занятия.

Постановка звука [л].

Тема: «Звук [л]».

Цели:

I. Образовательно-развивающие



1. Дать понятие о правильной артикуляции звука [л], используя артикуляционный профиль звука и показ логопеда.

2. Дать характеристику звука [л] и соотнести звук с буквой.

3. Сформировать правильный артикуляционный уклад звука [л].

4. Постановка звука [л] с использованием совместной ручной модели логопеда и ребенка.

5. Отработка правильного произношения звука [л] в открытых слогах, словах.

II. Коррекционно-развивающие

Развивать направленную воздушную струю.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать общую моторику.

Развивать артикуляционный праксис (массаж лица, артикуляционная гимнастика для губ, языка).

Развивать мимические мышцы языка.

Развивать фонематический слух.

III. Воспитательные

Воспитывать желание, стремление говорить звук [л] правильно.

Воспитывать усидчивость.

Оборудование: профиль артикуляционного звука [л], кукла, картинки и изображением 6-8 предметов, методическое пособие на воспитание воздушной струи, бабочка, мяч, лото, инструмент.


Ход занятия

Этапы занятия

Содержание этапов

1. Организационный момент

- Сели правильно. Спинку выпрямили, руки положили на стол.

Мы будем разговаривать

Мы будем проговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Сегодня нам предстоит очень большая работа, поэтому будь очень внимательна и старательно выполняй все инструкции.



2. Развитие общей моторики

- Сначала сделаем упражнения.

- Повторяй за мной






Тик-так, тик-так

Я умею делать так


Влево – тик, вправо – так

Тик-тик. Так-так.



По 2 наклона головы влево и вправо

В полуприсяде 2 наклона туловища влево и вправо

-----//-----

По 2 наклона головы влево и вправо



3. Развитие мелкой моторики

Пальцы дружная семья

Друг без друга им нельзя

(сгибание и разгибание кулаков)

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний

Наш мизинец, малышок!

У-У-У-У! Указательный забыли

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять

И движения выполнять

(соединяем все пальцы с большим)

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже

Мы про зайку не забудем

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить

Надо с пальцами дружить!

(соединяем все пальцы с большим).


4. Массаж лица

Поглаживающий массаж:

Самомассаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. Повторить 4-6 раз.

Самомассаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от спинки носа к ушам. Повторить 4-6 раз.

Самомассаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхнего надгубного пространства к ушам. Повторить 4-6 раз.

Самомассаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к ушам.

Самомассаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кисти обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка. Повторить 4-6 раз.



5. Работа над дыханием

- Ручку на животик

Вдох через рот, выход через нос,

Вдох через рот, выдох через рот,

Вдох через нос, выход через рот губы трубочкой



6. Развитие мимических мышц лица

- Посмотри на гномиков, какие у них различные выражения лиц. Это сердитое (показ гномика), это удивленное (показ гномика) и т.д. попробуй сделать такие же выражения лиц.

7. Объявление темы занятия

- Сегодня у нас очень необычный гость: клоун Лоло. Вот вы и познакомились. Он будет сегодня выполнять все ваши задания.

- Какой звук чаще повторяется в этом стихотворении?

Спал я, спал,

Спать устал,

Взял да встал

Постоял, постоял,

Снова устал

И опять поспал.

- Правильно, сегодня будем учиться красиво и правильно говорить звук [л].


8. Артикуляционная гимнастика

- Чтобы его правильно говорить нужно сделать несколько упражнений.

Упражнения для нижней челюсти.

Молоточек (вверх-вниз).

Пила (вправо-влево).

Молодец.


Упражнения для губ.

Улыбка.


- Что мы делаем в цирке, когда выступает клоун? (смеемся, улыбаемся)

- Как? (губы сомкнуты, удержание губ в улыбке) 3 раза.

Картинка.

Мы веселые лягушки,

Губы тянем прямо к ушкам.

Заборчик.

Картинка.

«Хоботок».

Картинка.

Подражаю я слону

Губы хоботком тяну.

Улыбка – хоботок.

- А теперь сделаем попеременно улыбку – хоботок (под счет 3 раза).

Ребята – лягушата,

Ребята – слонята.

Упражнения для языка.

Лопаточка (картинка).

Язык похож на лист,

Что упал с березы вниз

Мягкий, круглый,

Плоский – будто лист березы.

- Открой рот и положи язык на нижнюю губу (3 раза).

2. Иголочка (картинка).

Вдруг закапал

Дождик колкий

Стал он тонкий

Как иголка.

- Рот открыт, язык узкий, направлен вперед (3 раза).

Маляр (картинка).

Потолок побелеем мы.

Мы сегодня маляры.

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба (3 раза).

4. Грибок (картинка).

- Рот открыт. Язык присосать к небу (3 раза).

Воспитание воздушной струи.

- На нашего клоуна села бабочка. Нам нужно, чтобы бабочка улетела.



9. Анализ артикуляции звука

- Чтобы правильно произносить звук [н], нужно знать, в каком положении находятся губы, зубы.

- В каком положении находятся губы (в легкой улыбке).

- Зубы? (видны, разомкнуты).

- Кончик языка находится за верхними зубами. Упирается в них. Он узкий.

- Воздушная струя идет по бокам языка между языком и щекой.


10. Характеристика звука.

- Звук согласный или гласный? Почему?

- Звонкий или глухой?

- Положи мне руку на горло и почувствуй – горлышко дрожит.

- Значит звук какой?

- Твердый.


11. Развитие фонематического слуха.

- Положи фишку, когда услышишь звук [л].

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул.

- Сколько получилось? Молодец.

- Положи фишку, когда услышишь звук [л] в словах.

Лужа, кепка, стул, полка, вещь, птица, плен.

- Если услышишь звук [л] среди слогов, подними левую руку.

За, ко, ло, лу, илу, со, ла, пи, лы.

- Если услышишь среди звуков звук [л], подними правую руку.

А, о, и, л, к, ш, л, с, л, л.

- Игра «Лото».

На большом листе изображены шесть предметов: рожки-ложки, Луша-лужа, рак-лак. Эти же предметы изображены на маленьких карточках. Ребенок берет карточку, называет предмет, изображенный на ней, ищет соответствующий предмет на карте, далее ищет карточку со словом, отличающимся от предыдущего предмета одним звуком, называет и ищет этот предмет на большой карте. Когда обе карточки найдены, ребенок определяет, в чем отличие.


12. Постановка звука.

1. По подражанию.

Сейчас мы с тобой немного поиграем. Клоун к нам прилетел на самолете.

Улетел самолет высоко за облака, не видно его, только слышно как он гудит: лллл…. (зв. длительно).

2. От артикуляционной гимнастики.

- Губы в легкой улыбке.

- Зубы видны, разомкнуты.

- Язык за верхними зубами, кончик языка упирается в них, он узкий.

- Воздушная струя идет по бокам, она теплая.

3. От межзубного.

- Как гудит пароход? (ыы).

- Повторим.

- Положи широкий язык между зубами, прикусите его слегка и погудите, как пароход: ы-ы-ы.

- Пароход может давать несколько гудков.

- Убрать язык за верхние зубы.

4. Механическая помощь.

Удержание языка указательным пальцем, или зондом за верхние зубы.

5. Чтобы правильно научиться произносить звук [л], твой кончик языка должен с силой упираться в верхние резцы (или альвеолы). Вот так (используется совместная ручная модель логопеда и ребенка). Четыре пальца твоей левой руки – это «верхние зубы». Моя правая рука – это «язык». Я с силой буду надавливать правой рукой – «языком» в пальцы – «зубы» твоей левой руки и одновременно произносить звук [л] (Показ логопеда, привлечь внимание ребенка к зеркалу. Затем логопед и ребенок меняются «ролями».)


13. Закрепление в изолированном виде.

Произносим красиво, гудим как самолеты.

14. Закрепление в слогах.

Клоун решил показать нам номер с мячом, а на нем какие-то слоги.

Обратные: ал, ол, ул, ыл.

Между гласными (на другой стороне шарика): ала, оло, улу, ылы.

На шариках клоуна написаны стечения: олн, алн, улн, ылн.



15. Закрепление в словах, во фразовой речи.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Мила маме помогла.

Лы-лы-лы, лы-лы-лы,

Мила вымыла полы.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло

Ловко вымыла стекло.

Лу-лу-лу, Лу-лу-лу,

Милочка полола лук.

- Лото « Инструменты»

- На маленьких карточках нарисованы молоток, пила, лом.

- Те же инструменты изображены на общей карте. Ребенок может положить маленькую карточку на общую после того, как правильно повторит стишок об инструменте.

Молоток.


Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял.

Колотил он с толком,

Получилась полка.

Лом.

Лом ломает



Толстый лед.

Лом ломать

Не устает.

Пила.


Пилит толстый ствол пила,

Накалилась добела.



16. Итог занятия

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Какой это звук? При произнесении звука [л] где находятся губы, зубы?



17. Домашнее задание.

Дома, пожалуйста, утром и вечером делай упражнения, которые мы сегодня выучили.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница