Конспект урока литературы в 11-ом классе по повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» Митина Л. Н



Скачать 141.46 Kb.
Дата25.04.2016
Размер141.46 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока литературы

в 11-ом классе

по повести К. Воробьева

«Убиты под Москвой»

Митина Л. Н.,

учитель литературы ГБОУ СОШ №870 г. Москвы



Цель урока: познакомить учеников с биографией К. Воробьева; вызвать у них размышления о прочитанной повести "Убиты под Москвой", показать, в чем особенность изображения К. Воробьевым трагических событий Великой Отечественной войны; пробудить интерес к истории войны; совершенствовать умение анализировать текст, развивать умение воспринимать художественную силу авторского слова.

Оборудование урока: иллюстрации на тему войны, произведения К. Воробьева.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, сообщения учеников, чтение стихотворений, постановка вопросов, анализ текста.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто "пол-Европы по-пластунски пропахал"... Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, "кому память, кому слава, кому темная вода".


Память о войне...

Мы еще очень многого не знаем об истинной цене победы.


Произведение К. Воробьева рисует такие события Великой Отечественной войны, которые не до конца известны.

Константин Воробьев - писатель, который долго и трудно шел к читателю, хотя его произведения самобытны и отмечены талантом.



Сообщение ученика о биографии К. Воробьева.

Родился 24 сентября 1919 года в крестьянсом селе Нижний Реутец Курсвкой области. Свидетель страшных событий коллективизации. Окончив семилетку, уехал в Москву, учился в вечерней школе, служил в армии. Первые рассказы напечатаны в армейской газете. После армии становится литсотрудником газеты Военной академии имени Фрунзе. В начале войны - курсант в Кремлевском военном училище. Прошел ускоренную программу обучения и лейтенантом попал под Москву. Рота курсантов, посланная на смерть, была уничтожена. Воробьев попал в плен.Об этом книга "Убиты под Москвой", "Это мы, Господи!". Много испытаний выпало на долю этого человека.

Пережил ужас концлагеря. Бежал из плена. Участвовал в освобождении Литвы, которая становится его второй родиной. Именно здесь встретил свою будущую жену Веру Викторовну, здесь родились его дети.

Воробьев начал войну рядовым необстрелянным бойцом. А закончил ее командиром отдельной партизанской группы в Литве, изведав унижение и боль окруженца, а после и долгожданную, выстраданную радость победы.

К. Воробьев всю жизнь тосковал по России. Образы родного края встают со страниц его книги, но вернуться на родину в послевоенные годы он не мог, так как с позиций тогдашней морали был виновен в том, что попал в плен, вынес нечеловеческие страдания и остался жив, в том, что говорил правду о войне.

Эта обнаженная правда писателя, попавшего в декабре 1941 года под Клином в плен контуженым, открывает народную трагедию 1941 года. По словам жены К. Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, ему хотелось кричать об этом во весь голос

Умер К. Воробьев 2 марта 1975 года.

Учитель.

Осень 1941 года. Оборона Москвы, в которой участвуют опытные воины, народное добровольное ополчение и мальчишки - двадцатилетние кремлевские курсанты.


Нам свои боевые не сносить ордена,

Вам все это, живые, нам - отрада одна:

Что не даром боролись мы за Родину-мать...
Эти строки А. Твардовского К. Воробьев предпослал одному из лучших своих произведений - повести "Убиты под Москвой", написанной в 1961 году, воскрешающей события самого тяжелого и трагического периода Великой Отечественной войны. Кремлевские курсанты, верные славным традициям русской гвардии. направляются на фронт защищать подступы к Москве.

Беседа.

Какие они, юноши из роты кремлевских курсантов?

(240 человек одного роста - 183см.)
На кого похожи внешне и внутренне?

(На былинных героев)


Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать. Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиров, предметом восхищения и поклонения?

(Капитан Рюмин, почти Гумилевский блестящий поручик, он воплотил в себе достоинство и честь настоящих русских офицеров)


Не знают еще сами курсанты, что ждет их там впереди, куда так весело идут они сейчас. "И от того, - писал В. Астафьев, - что она не просто рота, трагедии ее по-особому страшная, и хочется кричать от боли. В иных местах, читая повесть, хочется загородить собою этих молодых ребят, "вооруженных новейшими винтовками", СВТ, которые годны были только для парадов, и остановить самих курсантов, идущих на позиции с парадным, шапкозакидательским настроением".

Почему мы знаем о неумолимо страшном, что произойдет?

(По названию, начинающемуся с жуткого в своей неизбежной определенности слова - убиты. Оно сразу придает трагический оттенок.)
Какими курсанты видели мир и себя в нем? О чем думали, о чем мечтали, чего хотели, к чему стремились? Что значит для них Родина, война, враг, долг, честь, смерть? Что было в них, этих мальчиках, того, что помогло им вынести испытания, устоять в "бушующей, пожирающей, ненасытной утробе войны"?

(В. Астафьев "Прокляты и убиты")



Учитель.

Весь ужас первых месяцев войны, "все это - бывшее, настоящее и грядущее" показано, как сквозь призму, через понимание, восприятие главного героя повести Алексея Ястребова, который "уже две недели как произведен в лейтенанты и назначен командиром взвода".


Какие качества воплощает К. Воробьев в этом юноше - курсанте? Что более всего нам дорого в нем?

(Способность глубоко и живо чувствовать все живое).



Сообщение ученика о том, каким был путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти и чем объясняется жизнестойкость этого героя.

Вывод: Алексей одерживает победу потому, что в трагически тяжелом мире, где "хозяин всему теперь война", сохранил достоинство и человечность, кровную, неразрывную связь с детством, с малой Родиной.

Учитель.

В романе "Прокляты и убиты" В. Астафьев говорит о своих героях, что жестокая сила войны не погасила в них "свет добра, справедливости, достоинства, уважения к ближнему своему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от Родины, от России, наконец, заложено, передано, наследством завещано". И это в полной мере относится к героям повести К. Воробьева. За немыслимо короткий срок ужас смерти становится реальностью, и в этой обстановке к курсантам приходит жестокий жизненный опыт войны. Очень многое произойдет за эти несколько дней, очень существенное и важное, что перевернет душу героев. И все это будет в первый раз.


Что произойдет впервые для Алексея?

(Первые погибшие товарищи, первый бой и первый животный, безумный страх смерти, первый убитый в рукописной схватке враг, первый - один на один - бой с танком).


Проблемная ситуация для коллективного обсуждения.

Рота курсантов обречена, гибель курсантов неизбежна - они в окружении. Зачем понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника?

Можно, наверное, оспаривать стратегическую безошибочность принятого Рюминым решения (все же погибли в этой атаке 11 курсантов и 17 были ранены), но нравственно-психологическая отдача его несомненна: курсанты, почувствовав вкус победного боя в той успешной ночной атаке, достойно встретили и свой смертный час. Та ночная атака сделала почти неострелянных курсантов настоящими солдатами, придала им убежденность, что врагов можно бить и побеждать. Рюмин принимает решение "зарядить" бойцов верой в собственные силы, он воспитывает в них достоинство и стойкость. Это для них первый урок мужества.

Учитель.

Вмятая в землю, гибнет рота курсантов.


Сообщение ученика о результатах мини-исследования сцены гибели роты.

Вывод: эпизод описан поразительно сильно. Смерть мальчишек в железном кольце ужасает своей правдивостью еще и потому, что писатель не ставит своих героев в особо критические военные ситуации - они ведут оборонительные бои - и не претендует на масштабность изображения баталий.

Кто берет на себя ответственность за гибель курсантов?

(Любимец и гордость воспитанников капитан Рюмин, бравый и решительный командир, обвиняет себя в их гибели, пускает пулю в лоб, понимая трагичность положения).
Как самоубийство Рюмина повлияло на Ястребова?

(Стало для него жизненным этапом. Алексей впервые не устрашился мертвого. После гибели капитана Рюмина Ястребов полностью освободился от чувства страха.)


Чем заканчивается повесть?

(Рота гибнет. Алексей поджигает танк, остается жив и идет к своим, "идет возмужавшим за пять дней воином, готовым на новые схватки с врагом").


Реализация индивидуального домашнего задания.

Послушаем подобранные цитаты, созвучные настроению повести.


Война есть противное человеческому естеству состояние.

А. Н. Толстой.

Взлетит над могилою снег белокрыл;

До чего ж я, милые, Родину любил.

Владислав Артемов "Плач о русском солдате".

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она спасена

А. Твардовский.

Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова...

А. Твардовский.


Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

С. Щипачев. "Павшим".

Учитель.

К. Воробьев - писатель, прекрасно владеющий русским словом, отличающийся своим стилем прозы, красотой, экономичностью и точностью языка.


Реализация домашнего задания по анализу художественных средств в повести "Убиты под Москвой".

Работа по группам.

1. Природа и война.

Пейзажные фоны подчеркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны. Запоминаются пейзажи: "голубовато-призрачная мгла", "легкий, сухой, голубой" снег, отдающий запахом перезревших антоновских яблок, "хрупкое утро", туман, на фоне которого все казалось расплывчатым.

2. Изображение внутреннего мира героев.

К. Воробьев умеет проникнуть в душу солдата, увидеть пережитое его глазами, запечатлеть мимолетное, казалось бы, переживание. Мучительно задает себе вопросы Ястребов, который не мог до конца поверить "в тупую звериную жестокость этих самых фашистов".

Многие штрихи слагаются в единую картину, решенную внешне неброско и скромно, но с предельной точностью.

Психологически Воробьев так точен, что почти физически ощущаются переживания Алексея Ястребова, прошедшего сложный духовно-нравственный путь.

3. Прием противопоставления.



В повести используется принцип потрясения, контраста между молодостью и смертью. Алексей несет в себе "какое-то неземное притаившееся счастье, - радость этому хрупкому утру, ... радость своему гибкому молодому телу в статной командирской шенели..", "осторожно и радостно" печатает он снег новыми сапогами. Это перенполняющее героев чувство радости все больше усиливает открывающееся уже на первых страницах трагическое противопоставление молодой, бьющей через край жизни и неизбежной - всего через несколько дней - смерти. Контраст становится еще резче, когда мы сталкиваемся с наивностью курсантов, которым фронт рисовался "зримым и величественным сооружением из железобетана", которые "по-мальчишески звонко и радостно" реагировали на пролетавшие мимо снаряды, были упоены " буйной радостью первой победы". Даже окоп не выглядел у них так, как положено на войне: в нем было чо-то "мирное и почти легкомысленное". Оказывается, что курсанты в сущности мальчики еще, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени. Начало и финал повести демонстративно противоположны.

4. Особенности композиции.



Интересен прием К. Воробьева, когда он то и дело останавливается, чтобы зафиксировать наше внимание на согласном, молодцеватом шаге почти как на параде идущей роты, то выхватывает из безликого множества одно-два веселых лица, дает услышать нам чей-то звонкий мальчишеский голос, и тотчас сама рота - отвлеченная армейская единица - становится для нас живым организмом, полноправным действующим лицом повести; то остановит взгляд на главном герое Алексее Ястребове, повзрослевшем после всего пережитого, умудренном опытом бойце, за 5 дней испытавшем столько, что многим бы с лихвой хватило на жизнь.

5. Связь с русской классикой.

Вслед за Л. Н. Толстым писатель показывает войну глазами новичка. Наивен и неопытен совсем юный командир взвода Алексей Ястребов. Он не может увязать свои довоенные представления о том, как должна вестись война, с тем, что пришлось увидеть и испытать на деле: "в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны".

Преодолев нахлынувший ужас при первом минном обстреле, находит в себе Алексей какую-то новую, жестокую силу: "Он уже знал, что и как ему делать с собой в случае нового обстрела, и знал, что, прикончит любого, кто, как он сам, потеряет себя хоть на секунду..."

Следуя традициям Л. Н. Толстого, К. Воробьев изображает войну народную, войну без правил и парадов, без щегольства и высокомерия.
Вывод.

С тонкой чуткостью и пластической выразительностью создает писатель "жизнь человеческую".

Отличительная особенность книги Воробьева - насыщенность напряженными, часто мучительными размышлениями о добре и зле, о чувстве вины и возмездии, унижении и достоинстве. Обостренный психологизм его прозы рождает в читателе высокое чувство сопереживания.

Заключительное слово учителя.

Повесть "Убиты под Москвой" - это достойный литературный памятник мужеству солдата и одновременно проклятие войне. Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле. Герой романа В. Астафьева "Прокляты и убиты" Николай Рындин говорит, что на одном из стихирей, принесенных старообрядцами в Сибирь, "писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство", они свято выполняли свой долг перед отечеством, но они погибли, сгорели "в неразборчивом, всепожирающем огне войны", они убиты, убиты под Москвой...

Чеканным гвардейским шагом перешагивают черту, отделяющую мир от войны герои К. Воробьева. Они были убиты под Москвой. Кем? Вроде бы ответ простой: немцами. Но в том-то и дело, что писатель неожиданно ответ на этот вопрос дает другой... Страшно вымолвить "отцы отечества, которые пожертвовали Ястребовыми и Рюмиными, с такой беззаветной верой в Родину и умное командование весело и радостно печатавшими шаг по первому снегу... Они верили, а их предали.

Наш современник А. Гулыга вспоминал: "Нам не хватало машин, горючего, снарядов, - единственное, чего мы не жалели, так это людей". И еще он привел высказывание немецкого генерала Гольвицера, представшего перед судом: "Вы не жалеете своих солдат. Можно подумать, что вы командуете иностранным легионом, а не своими соотечественниками".

В. П. Астафьев писал: "Повесть "Убиты под Москвой" не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного, чтобы никогда не повторялось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве по Москвой..."

Книга "Убиты под Москвой" сохраняет нашу историческую память, общей болью связывает поколения, тревожит наши сердца. Это повесть - предупреждение.



Почему льется кровь и сегодня? Что зависит от нас, чтобы не допустить этого? Как вы относитесь к тому, что некоторые люди говорят о ненужности даже воспоминаний о войне?




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница