Конспект урока по теме: фио (полностью) Смолякова Олеся Александровна Стаж работы



Скачать 389.16 Kb.
Дата17.01.2020
Размер389.16 Kb.
ТипКонспект


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:





ФИО (полностью)

Смолякова Олеся Александровна



Стаж работы

3 год



Квалификационная категория

1-ая



Предмет

Биология



УМК

В.В.Пасечник



Ф.И.О. автора учебника

В.В.Пасечник



Тема урока

Строение клетки



Класс

6


Тема урока: Строение клетки.

  1. Цель урока: сформировать представление о строении растительной клетки, умение пользоваться микроскопом и готовить микропрепарат.

  2. Задачи:

- направленные на достижение предметных результатов: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма и понятие об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях, раскрыть особенности строения растительной клетки и значение ее частей;

-направленные на достижение метапредметных результатов обучения: научиться сотрудничать с одноклассниками при выполнении исследовательской деятельности, пользоваться различными источниками информации, развить способности быстро отвечать на вопросы, самостоятельно проводить небольшие исследования и делать выводы;

- направленные на достижение личностных результатов: повышение уровня учебной мотивации, воспитать интерес к биологии и бережное отношение к природе.

11. Необходимое техническое и лабораторное оборудование:

- Мультимедийный проектор.

- Микроскопы.

- Предметные стекла.

- Препаровальные иглы.

- Покровные стекла.

- Пипетки.

- Учебник.

Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6




Мотивацион но-ориетировочный блок













1.

Организацион-ный.



Приветствует учащихся

Приветствуют учителя.




2.

Этап актуализации знаний.




Задает вопросы на повторение темы прошлого урока и материала пройденного в курсе природоведения (приложение № 1).


Отвечают на вопрос, формулируют цель урока, составляют план урока.

Регулятивные-целеполагание планирование, составление плана урока и последователь-ности действий.

Личностные-установить связь между целью учебной деятельности и её мотивом (для чего нужны получаемые знания и где их можно применить в повседневной жизни).

3.

Этап проблематизации





Раздаёт справочный материал.
Подводит учащихся к постановке проблемы через постановку вопроса.



Изучают раздаточный материал

Познаватель

ные:

действия постановки и решения проблем, логические действия – анализ и синтез –составление кластера по теме.


коммуникатив ные УУД

4.

Этап целеполагания




Подводит к постановке цели предстоящей деятельности по преодолению недостаточности собственных знаний

Выдвигают гипотезы и формулируют цели предстоящей деятельности на уроке







Организационно-деятельностный блок














1.

Этап моделирования.






Раздает карты лабораторных работ (приложение № 3). Акцентирует внимание на наглядных пособиях и справочных материалах.

Предлагает вспомнить правила работы с микроскопом.

Демонстрация ЭОР № 1 (приложение № 6).


Работают с раздаточным материалом.



Познавательные УУД –общеучебные: поиск и выделение информации, структурирование знаний; логические: составление алгоритма выполнения лабораторной работы через действия анализа и синтеза, установление причинно-следственных связей.


2.

Этап конструирования







Выполняют индивидуальную и групповую работу в тетрадях по подготовке к выполнению лабораторной работы.


Регулятивные УУД –прогнозирование результатов лабораторной работы.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с одноклассниками.











Раздаёт необходимое для лабораторной работы оборудование и материалы.


Работают с микроскопами и материалами и оборудованием, необходимым для проведения лабораторной работы.















Предлагает зарисовать увиденные объекты.

Демонстрирует ЭОР № 4 (приложение № 6).

Рассматривают и обсуждают объекты, увиденные на микропрепарате.

Зарисовывают объекты.













Акцентирует внимание на ранее выданном раздаточном материале и предлагает заполнить таблицу (приложение № 5).
Демонстрирует

ЭОР № 2 (приложение № 6).

Заполняют таблицу.


Ведут наблюдение.

Записывают.






















Предлагает сформулировать выводы лабораторной работы в парах


Формулируют выводы.



3.

Этап презентации.





Демонстрирует ЭОР № 3 (приложение № 6) и предлагает ответить на вопросы самостоятельно (приложение № 4).

Выполняют задание.












Предлагает каждой группе огласить свои выводы.
Демонстрирует ЭОР № 2 (приложение № 6) и задает вопросы по нему(приложение № 4).


Каждая группа делает вывод. Формулируют полный вывод проделанной работы.


Отвечают на поставленные вопросы.









Рефлексия




Организует рефлексивную деятельность детей (приложение № 7).

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД –контроль , коррекция и оценка.

Познавательные УУД-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД – действе нравственно-этического оценивания усвоенного содержания урока.




Домашнее задание.




Диктует домашнее задание: § 2.

Записывают домашнее задание.






Приложение №1.

Вопросы:

1. Какие приборы изображены на рисунках?



2. Как устроена лупа?

3. Как устроен микроскоп?

4. Что можно рассматривать с помощью микроскопа?

5. Вспомните как устроены клетки живых организмов?

6. Вспомните правила работы с микроскопом.

Приложение №2.

Перечень справочного материала.

1. Интернет: http://biouroki.ru/

2. Учебник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс», В.В.Пасечник.

3. Калинина А.А. Универсальные поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. – М.: ВАКО, 2007.

Приложение №3.

Лабораторная работа

«Приготовление и рассматривание препаратов кожицы чешуи лука и листа элодеи под микроскопом»

Цель работы: Приготовить и рассмотреть препараты кожицы чешуи лука и листа элодеи; зарисовать рассмотренные микропрепараты.
Оборудование и материалы: луковица, веточка элодеи, микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пипетка, вода, учебник, тетрадь.

Ход работы:

I. Приготовление препарата кожицы чешуи лука.

1. Тщательно протрите предметное стекло.

2. Нанесите на него 1 – 2 капли воды, используя пипетку.

3. Препаровальной иглой осторожно снимите с внутренней стороны чешуи лука маленький кусочек кожицы и поместите его в каплю воды, осторожно расправляя иглой.

4. Накройте препарат покровным стеклом.



5. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Какие части клетки вы видите?

6. Зарисуйте в тетради и обозначьте: клетку, клеточную стенку, цитоплазму, ядро.

II. Приготовление препарата листа элодеи.

1. Тщательно протрите предметное стекло.

2. Нанесите на него 1 – 2 капли воды, используя пипетку.

3. Препаровальной иглой осторожно отделите лист от стебля элодеи и поместите его в каплю воды на предметное стекло.

4. Накройте препарат покровным стеклом.

5. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Какие части клетки вы видите?

6. Зарисуйте в тетради и обозначьте: клетку, клеточную стенку, цитоплазму, ядро, хлоропласты, вакуоль.

7. Вывод: Клетка – простейшая единица строения живого организма. Зеленый цвет растению придает хлорофилл в составе хлоропластов.
Приложение №4.

Вопросы:

1. Что является источником света в вашем микроскопе?

2. Какие части клетки кожицы лука можно увидеть в ваш микроскоп?

3. Какие органоиды растительной клетки вы знаете?

4. Что такое цитоплазма?

5. Какова основная функция ядра?

6. Какие пластиды вы знаете?

7. Какова функция хлоропластов?

8. Какова функция хромопластов?

9. Какова функция лейкопластов?

10. Вставьте пропущенное слово:

… - структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все друг от друга отделены , состоящей из . Живое вещество клетки представлено - бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные . Важнейшим органоидом клетки является . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки. В растительной клетке имеется три вида . имеют зеленую окраску, - красную, а - белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются .



Приложение №5.

Раздаточный материал.

Строение растительной клетки.

Клеточная оболочка имеет хорошо выраженную, относительно толстую оболочку полисахаридной природы. Оболочка растительной клетки продукт деятельности цитоплазмы. В её образовании активное участие принимает аппарат Гольджи и эндоплазматическая сеть.

Основу цитоплазмы составляет ее матрикс, или гиалоплазма, - сложная бесцветная, оптически прозрачная коллоидная система, способная к обратимым переходам из золя в гель. Важнейшая роль гиалоплазмы заключается в объединении всех клеточных структур в единую систему и обеспечении взаимодействия между ними в процессах клеточного метаболизма.



Ядро – самая заметная и обычно самая крупная органелла клетки. Оно впервые было подробно исследовано Робертом Броуном в 1831 году. Ядро обеспечивает важнейшие метаболические и генетические функции клетки. По форме оно достаточно изменчиво: может быть шаровидным, овальным, лопастным, линзовидным.

Ядро играет значительную роль в жизни клетки. Клетка, из которой удалили ядро, не выделяет более оболочку, перестаёт расти и синтезировать вещества. В ней усиливаются продукты распада и разрушения, вследствие этого она быстро погибает. Образование нового ядра из цитоплазмы не происходит. Новые ядра образуются только делением или дроблением старого.



Внутреннее содержимое ядра составляет кариолимфа (ядерный сок), заполняющая пространство между структурами ядра. В нём находится одно или несколько ядрышек, а также значительное количество молекул ДНК, соединённых со специфическими белками – гистонами.


Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой – бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В ней протекают различные химические процессы. В живой клетке цитоплазма постоянно движется. Скорость ее движения зависит от температуры, освещения и других условий. Движение цитоплазмы обеспечивает перенос питательных веществ. Цитоплазма одних клеток соединяется с цитоплазмой других клеток тонкими цитоплазматическими нитями, проходящими через поры оболочек. За счет этого происходит постоянный обмен веществ между клетками. У молодых клеток цитоплазма заполняет практически весь объем.

В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды клетки. Цитоплазма как бы связывает между собой различные органоиды клетки.



Вакуоль – важнейшая составная часть растительных клеток. Она представляет собой своеобразную полость (резервуар) в массе цитоплазмы, заполненную водным раствором минеральных солей, аминокислот, органических кислот, пигментов, углеводов и отделённую от цитоплазмы вакуолярной мембраной – тонопластом.

Цитоплазма заполняет всю внутреннюю полость только у самых молодых растительных клеток. С ростом клетки существенно изменяется пространственное расположение вначале сплошной массы цитоплазмы: у неё появляются заполненные клеточным соком небольшие вакуоли, и вся масса становится ноздреватой. При дальнейшем росте клетки отдельные вакуоли сливаются, оттесняя к периферии прослойки цитоплазмы, в результате чего в сформированной клетке находится обычно одна большая вакуоль, а цитоплазма со всеми органеллами располагаются около оболочки.





Пластиды – самые крупные (после ядра) цитоплазматические органоиды, присущие только клеткам растительных организмов. Они не найдены только у грибов. Пластиды играют важную роль в обмене веществ. Они отделены от цитоплазмы двойной мембранной оболочкой, а некоторые их типы имеют хорошо развитую и упорядоченную систему внутренних мембран. Все пластиды едины по происхождению.

Хлоропласты – наиболее распространённые и наиболее функционально важные пластиды фотоавтотрофных организмов, которые осуществляют фотосинтетические процессы, приводящие в конечном итоге к образованию органических веществ и выделению свободного кислорода. Хлоропласты высших растений имеют сложное внутреннее строение.

Размеры хлоропластов у разных растений неодинаковы, но в среднем диаметр их составляет 4-6 мкм. Хлоропласты способны передвигаться под влиянием движения цитоплазмы. Кроме того, под воздействием освещения наблюдается активное передвижение хлоропластов амебовидного типа к источнику света.



Хлорофилл – основное вещество хлоропластов. Благодаря хлорофиллу зелёные растения способны использовать световую энергию.

Лейкопласты (бесцветные пластиды) представляют собой чётко обозначенные тельца цитоплазмы. Размеры их несколько меньше, чем размеры хлоропластов. Более и однообразна и их форма, приближающая к сферической.

Встречаются в клетках эпидермиса, клубнях, корневищах. При освещении очень быстро превращаются в хлоропласты с соответствующим изменением внутренней структуры. Лейкопласты содержат ферменты, с помощью которых из излишков глюкозы, образованной в процессе фотосинтеза, в них синтезируется крахмал, основная масса которого откладывается в запасающих тканях или органах (клубнях, корневищах, семенах) в виде крахмальных зёрен. У некоторых растений в лейкопластах откладываются жиры. Резервная функция лейкопластов изредка проявляется в образовании запасных белков в форме кристаллов или аморфных включений.



Хромопласты в большинстве случаев являются производными хлоропластов, изредка – лейкопластов.

Созревание плодов шиповника, перца, помидоров сопровождается превращением хлоро- или лейкопластов клеток мякоти в каратиноидопласты. Последние содержат преимущественно жёлтые пластидные пигменты – каратиноиды, которые при созревании интенсивно синтезируются в них, образуя окрашенные липидные капли, твёрдые глобулы или кристаллы. Хлорофилл при этом разрушается.



Заполните таблицу.

Название органоида.

Описание.

Функции.

Оболочка.







Ядро.







Цитоплазма.







Вакуоль.







Пластиды.








Приложение №6.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Микропрепарат – клетки кожицы лука

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b18d9d10-eef6-42b0-8508-93be980c68b9/%5BBIO6_02-07%5D_%5BPF_02%5D.jpg

2

Строение растительной клетки

Комбинированный

Интерактив

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f36dbeee-add4-4602-a5ec-6aed0c4defac/%5BBIO6_02-07%5D_%5BIM_03%5D.swf

3

Вопросы по теме

Контрольный

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32b74-0a01-022a-01f2-f29d53b38162/%5BBIO6_02-07%5D_%5BQS_04%5D.html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32b94-0a01-022a-00f7-88d68609258f/%5BBIO6_02-07%5D_%5BQS_05%5D.html

4

Растительная клетка

Информационный

Видео

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9c5d3-0a01-022a-0198-4a9df6c957a5/view/


Приложение № 7.

Рефлексия.

1. Что особенно понравилось вам на уроке?

2. Какая форма работы вам больше всего понравилось?

3. Какие моменты урока у вас вызвали затруднения?

4. Как вы с ними справились?
Каталог: wp-content -> uploads -> images
uploads -> Хроническая сердечная недостаточность: определение, классификация, диагностика
uploads -> Лечение гериатрических пациентов с заболеваниями органов дыхания и кровообращения
uploads -> План: Предмет экологической биохимии
uploads -> Как алкоголь, табак и другие наркотики влияют на деторождение
uploads -> Кафедра дерматовенерологии
uploads -> Министерство здравоохранения и социального развития
uploads -> Доброкачественная гиперплазия предстательной железы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница