Конспект занятия по ознакомлению со строением глаза



Скачать 74.64 Kb.
Дата01.05.2016
Размер74.64 Kb.
ТипКонспект

Конспект занятия по ознакомлению со строением глаза


Старшая группа

ПУТЕШЕСТВИЕ С СОЛНЕЧНЫМ ЛУЧИКОМ




Цели:

  1. Познакомить детей со строением глаза.

  2. Закрепить знания детей о строении глаза.

  3. Познакомить детей с внутренним строением глаза. Дать первоначальное понятие о функциях роговицы, радужки, зрачка, хрусталика, сетчатки, зрительного нерва, глазных мышц, головного мозга.

  4. Вызвать у детей интерес и желание познать свой организм.

  5. Учить детей беречь свои глаза.

  6. Познакомить с зависимостью величины зрачка от яркости света.

  7. Активизировать представления детей о различных приемах снятия зрительного утомления, продолжать формировать навыки зрительной гигиены.


Предварительная работа: Дети уже ознакомились с внешним строением глаза, знают правила охраны зрения.

Оборудование и материалы:

— схема «Внешний вид глаза»;


— фонарик;
— фонограмма (спокойная музыка);
— мяч мелкого размера;

ХОД ЗАНЯТИЯ



Психолог: Ребята, вы любите чудеса? А где они чаще всего происходят?

(В волшебных сказках.)

Скажите, а вы когда-нибудь мечтали вдруг сами очутиться в такой волшебной сказке, где происходят всякие приключения и есть добрые герои? А вам известно, что самые добрые, самые замечательные волшебные сказки живут рядом с нами? Но многие их даже не замечают. А ведь это совсем нетрудно. Просто нужно немножко пофантазировать.


Посмотрите внимательно вокруг! Сегодня прекрасное весеннее утро! И солнышко в небе уже проснулось. Его золотые лучики заиграли повсюду! Смотрите, и в нашу группу заглянул золотой Лучик Солнца!

Лучик (Л.): Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я каждое утро заглядываю к вам в окошко. Вот и сегодня я опять с вами. Целый день я заглядываю в окошки разных домов и весело прыгаю по чьим-то коврикам и игрушкам! Для меня это легко, ведь я умею проходить сквозь стекло. Знаете, ребята, быть Лучиком так весело! Ведь у меня каждый день столько путешествий и приключений! Столько новых друзей! Хотите, мы поиграем вместе? Тогда рассаживайтесь поудобнее на ковер и закрывайте глаза.

(Звучит музыка.)

Теперь и вы тоже — маленькие солнечные лучики! Вы заглядываете в окошки и веселитесь на полу и на стенах комнат. А может, даже и на потолках. Ну что, получается? Правда, здорово?


А теперь открывайте глаза. Я приглашаю вас в очень интересное, но очень необычное путешествие. Вы готовы? Тогда подойдите все ко мне.

Сначала отгадайте мою загадку: Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят? Глаза.



Психолог: А ребята сейчас тебе покажут игру с мячом.

Раз-два-три-четыре-пять

Мы идем играть опять.

Мяч веселый хочет знать,

Как глаза нам охранять.

Дети делают круг. Педагог становится посередине круга. Педагог кидает мяч и говорит утверждения. Если оно правильное, ребенок, кидая мяч обратно, просто повторяет его. Если неправильное, формулирует верное.



Например,

- Можно тереть глаза грязными руками

- Если в глаз что-то попало, надо сказать взрослым.

- Можно бегать и махать палкой

- Нельзя долго смотреть телевизор

- Надо мыть очки

- Можно не делать гимнастику для глаз

- Надо есть витамины и т.д.



Психолог выставляет на мольберт карту-схему «Внешний вид глаза».

Психолог: Ой, ребята, смотрите, какое необычное окошечко! Но на что же оно похоже? (На глаз человека.) Точно, да это же и есть глаз!

Посмотрите, у него, как у обычных окошечек, есть свои ставни. Когда их закрываешь, наступает полная темнота. (Предлагает детям попробовать закрывать и открывать глаза.)

А как эти ставни называются? (Веки.) Для чего нужны веки? (Они предохраняют глаза от пыли, грязи, яркого света.)

Векам помогают в этом ресницы. Может, кто-то из вас знает, для чего нам нужны брови? (Они помогают защищать глаза от пота, который появляется в жаркую погоду на лбу.) Молодцы, все правильно вспомнили. Посмотрите, в этом необычном окошке есть свое «стеклышко».



Л.: Оно называется «роговица». Это прозрачная оболочка, через которую Лучики, как сквозь стеклышко, заглядывают внутрь.

Психолог: Ой, да здесь и шторки тоже есть!

Л.: Они круглые и называются красивым словом «радужка». Они бывают разного цвета: коричневые, серые, зеленые и голубые. А знаете, для чего нужны на окошках шторы? (Чтобы в комнату не попадал слишком яркий свет.)

Распутай лабиринт

Пройди по дорожке и определи, какого цвета глаза у твоего друга. Закрась. (Педагог уточняет с детьми, что цвет глаз - это цвет радужки.)



Правильно, вот радужка и контролирует яркость света. Если свет очень яркий, радужка оставляет для его лучей маленькую круглую щелочку.
Посмотрите, вот она — в центре радужки. Называется она «зрачок». Именно через зрачок свет и попадает внутрь глаза. А если солнечный свет слабый, радужка оставляет для лучей большое круглое отверстие — зрачок увеличивается. Хотите это проверить?

Тогда давайте поиграем с нашими глазками в игру «Светло — темно» (с использованием фонарика).

Детям предлагается рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при задернутых шторах) и отметить происходящие со зрачком изменения. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в затемненной комнате в течение нескольких минут зрачки расширяются. Психолог объясняет, что расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать предметы в полутьме.

Психолог: Вот мы и посмотрели, как радужки то сужаются, то растягиваются при разной яркости света. Чем светлее, тем зрачок меньше, и наоборот.

Психолог: зрачки расширяются, чтобы уловить свет. Давайте зарисуем наши глаза в темной и светлой комнате.

Дети обводят шаблоны. Дорисовывают зрачок, ресницы, брови. Педагог индивидуально уточняет с детьми название частей глаза.

Шаблоны:

Предполагаемые рисунки детей:






Л.: А теперь мы вместе заглянем внутрь этой необычной маленькой комнатки, которая называется «Глазное яблоко». А почему оно так называется? (Оно круглой формы, как и яблоко.) Посмотрите: снаружи глазное яблоко покрыто плотной белой оболочкой, которая не пропускает свет. Для лучиков остается лишь маленькое круглое отверстие — зрачок.

Психолог: Значит, Лучик проникает внутрь через зрачок. Что ж, посмотрим, а что же внутри? Ой, да тут какое-то маленькое стеклышко!

Л.: Это не стеклышко! Это очень важный житель глазного яблока. Зовут его Хрусталик. Это потому, что он прозрачный, как хрусталь. Когда мы, лучики, попадаем в гости к Хрусталику, он, как гостеприимный хозяин, приглашает нас пройти внутрь. Он располагается с внутренней стороны зрачка и направляет лучи вглубь, на самое глазное дно (так называется внутренняя часть глазного яблока). Хрусталик, ребята, очень необычный хозяин. Если глаз смотрит вдаль, то он становится плоским и худеньким. А если мы посмотрим на что-нибудь рядом с собой, он становится круглым и толстеньким.

Психолог: Ребята, а давайте поиграем с Хрусталиком в игру «Близко — далеко». Дети смотрят то вдаль, то перед собой на Хрусталик.

Л.: Давайте продолжим наше путешествие. Хрусталик направил нас с вами внутрь глазного яблока на глазное дно.

Психолог: Посмотрите-ка, да оно все сплошь устлано каким-то желтым ковром!

Л.: Этот ковер называется «Сетчатка». На нем отдыхают все лучики, заглянувшие в ваши глаза. Вот здесь, в самом дальнем месте коврика-сетчатки, напротив зрачка, и происходит главное волшебство. Лучик, попавший в это место, передает сигнал нашему головному мозгу — в его зрительный центр, который превращает отдельные сигналы в картинку.

Психолог: Но как же это происходит? Ведь внутри глазного яблока нет телефонов!

Л.: Этот сигнал передается с глазного дна по специальным проводкам — зрительным нервам. И только уже в зрительном центре головного мозга происходит превращение сигналов от лучиков, попавших на сетчатку, в живую картинку.

Эстафета: выложи глаз.

У каждого набор элементов мозаики. Напротив каждого - стол с образцом



Выигрывает тот, кто быстро и правильно выложит глаз.



Психолог: Вот поэтому-то мы и видим все вокруг! Ой, что это случилось? Почему закачалось глазное яблоко?

Л.: Не пугайтесь! Это просто натянулись канаты, которые в шести местах прикреплены к глазному яблоку. Эти крепкие канаты называются «мышцы». Когда один из них натягивается, а другие ослабевают, то глаз поворачивается: то в одну сторону, то в другую. И тогда вы можете увидеть, что находится справа от вас, слева, вверху и внизу, не поворачивая при этом голову и не сходя с места.

Психолог: Давайте-ка попробуем это проверить.
Игра «Что увидел слева...»

Л.: Молодцы! А как вы думаете, почему так важно, чтобы мышцы работали дружно, слаженно? (Чтобы глаз поворачивался в нужную сторону.) А что же может произойти, если какая-нибудь мышца натянется сильнее, чем другие, или, наоборот, ослабнет? (Глаз повернется не туда, куда нужно.)

В.: И тогда он будет смотреть не прямо на предмет, а косо. И глазу может угрожать болезнь. Но с помощью специальных аппаратов и тренировок эту болезнь можно вылечить. Вот почему необходимо заботиться о глазах, оберегать их от слишком долгой и напряженной работы, почаще давать им отдых.

Л.: Что ж, давайте отдохнем и поиграем в игру «Зачем нам нужны глаза?». Я буду по очереди кидать вам мой солнечный мячик, а вы отвечайте...


Игра: опиши глаза друга .

Схема:



Молодцы! Все знаете! Но, похоже, солнышко прячется за тучку. Значит, и мне пора. Да и вам пора уже возвращаться обратно. Скорее садитесь на ковер, закрывайте глаза и все вместе считайте до трех. А на счет «три» я исчезну, а вы окажетесь в группе. Но, пожалуйста, помните о нашем путешествии. До свидания!

Психолог: Вот мы и снова в группе! Лучик исчез, но просил нас не забывать о волшебном приключении. А запомнили ли вы, как все это было? Что нового и интересного вы узнали о той, внутренней, стороне глаза? Что увидели и с кем познакомились?



Время проведения 25 минут.
Каталог: education -> children -> ds37
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Рабочая программа дисциплины Специальная психология Направление подготовки
education -> Учебное пособие Издательство Иркутского государственного технического университета 2012 (075. 8) Ббк 4511я73 ф 50
education -> Публикации сотрудников
ds37 -> Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ. Учителю о близорукости


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница