Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с церебральным параличом с учётом латеральной организации



Скачать 186.68 Kb.
Дата26.04.2016
Размер186.68 Kb.
Просмотров16
Скачиваний0
Размер186.68 Kb.
Добрынина Елена Вадимовна

Республиканское государственное (специальное)

коррекционное образовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад для детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Надежда»

г.Чебоксары
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

С УЧЁТОМ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СЕНСОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ



Обоснование проблемы. На современном этапе определение методических подходов к преодолению нарушений письма и чтения строится на изучении психологического строения речевой функции в целом и самих процессов письма и чтения, в частности.

В основу понимания механизмов письма и чтения и организации коррекционной работы положены: учение о функциональных системах, представление о психических процессах как функциональных системах, об их системной и динамической локализации и гетерохронии развития, об интегративной деятельности мозга в процессе психической деятельности (П.К. Анохин, 1970, А.Р. Лурия, 1969, Н.А. Бернштейн, 1990, Р.Е. Левина, 1961, Л.С. Цветкова, 1997, И.Н. Садовникова, 1995, А.Н. Корнев, 1997, А.П. Воронова, 1993, Р.И. Лалаева, 1997).

В ходе работы по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с детским церебральным параличом (ДЦП), наряду с преодолением нарушений устной речи, целесообразно проводить коррекцию нарушений и развитие психических функций и операций, являющихся базовыми для письменной речи: пространственно-временных представлений, зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления, сукцессивных и изобразительно-графических способностей, функций контроля и самоконтроля.

Широкое распространение в работе по преодолению нарушений письма и чтения в последние годы получило использование нейропсихологических методов в диагностике и коррекции трудностей формирования письменной речи (А.П. Воронова, 1993, О.Б. Иншакова, 1995, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова, 2001, А.В. Огаркина, 2002, О.А. Величенкова, 2002).

Вместе с тем, до настоящего времени в большинстве случаев система коррекционно-развивающей работы с детьми, больными церебральным параличом, выстраивается по типу "симптом-мишень", когда в выборе содержания и определении этапов работы учитываются закономерности формирования отдельных функций и операций, входящих в психологический базис письма и чтения.

В ряде исследований последних лет показано, что значительное число случаев учебной дезадаптации у учащихся начальных классов коррекционной школы VI вида связано с проявлением дисгенетического синдрома, основной чертой которого является преобладание системных нарушений психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов. Исследователи видят причину указанного синдрома в нарушении процесса формирования межполушарного взаимодействия и латерализации психомоторных функций, системно-динамическая задержка и искажение развития которых в ходе онтогенеза любого из вербальных или невербальных психических процессов обусловлены органической или функциональной патологией стволовых и срединных образований мозга. В данных публикациях указывается на актуализацию феномена патологического левшества и накопление амбилатеральных признаков у детей данной группы, на то, что проявление нарушений формирования письма у этих детей носит грубый и труднопреодолимый характер (А.В. Семенович, Б.А. Архипов, Т.А. Фролова, Е.В. Исаева, Л.С. Цветкова, Л.М.Шипицына).



Особенности правополушарных и левополушарных людей. Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции. Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа организации мозга:

Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности. В ситуации информационной перегрузки, невозможности выбора жизненно важного решения и внутреннего конфликта происходит запредельное повышение активности левого полушария, сменяющееся его защитным торможением. Торможение происходит тем быстрее, чем более "несвойственно" данное полушарие индивиду, то есть при преобладании естественной для него правополушарной активности. Наоборот, "левополушарные" индивиды более выносливы в плане мыслительного напряжения, но и здесь возможен предел, критическая точка, под влиянием длительно действующих перегрузок и чрезвычайных обстоятельств. Во всех случаях теряется жизнерадостность, сосредоточенность внимания, появляется чувство утомления и морального дискомфорта, нежелание что-либо делать, преодолевать препятствия. В то же время психические травмы, жизненные и семейные потрясения, испуги, неприятности и волнения способны перевозбудить активность правого полушария, которое начинает бесконтрольно (из-за подавленной активности левого полушария) генерировать беспокойство, тревогу, страхи. Перевозбуждение правого полушария приводит к нарушению биоритмов сна и бодрствования, непомерному расширению сферы неосознанных процессов (кошмарные сны, предчувствия беды). Аффект беспокойства и тревоги искажает присущие левому полушарию функции сознания и контроля, что делает невозможным анализ и критику происходящих событий. Так формируются навязчивые мысли, опасения и страхи. В свою очередь снижение активности правого полушария проявляется плохим настроением и печалью, расстройством биоритма сна и бодрствования, ослаблением чувства тела и сексуальных побуждений.

Правополушарный тип - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Его функционирование обусловливает наглядно-образное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. "Правополушарные" склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира, у них лучше развита интуиция. Правополушарная активность связана с биоритмами, в том числе сна и бодрствования и с гипнабельностью (эффективно внушение и релаксация для активизации психических резервов организма, мобилизации защитных сил).

Межполушарная активность меняется в зависимости от рода деятельности человека, его психического состояния.



Равнополушарный тип - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.

Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. Причем межполушарных связей левого полушария с правым больше, чем правого с левым. Поэтому при активизации левого полушария, правое быстрее вовлекается в работу.

В специальной литературе имеются указания на то, что показатели межполушарной асимметрии обнаруживают корреляцию с особенностями протекания различных психических процессов, в том числе и речи (В.Л. Бианки, 1989, Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова, 1997, В.И. Голод, 1982, 1992). В ряде работ показана связь между типом латеральности у детей и успешностью обучения (В.Д. Еремеева, 1990, Л.М. Пучинская, Л.И. Белякова, 1993). Своеобразие протекания процессов письма у учащихся с различной латеральной организацией показано в исследованиях Э.Г. Симерницкой, Л.И. Мос-ковичуте, А.В. Семенович (1987), Иншаковой О.Е. (1995). А.Н. Корнев (1997), Ж.Н. Заводная (1999) указывают на неадекватность использования принятых в школе методов обучения учащихся с правополушарной латерализацией сенсомоторных функций. Однако данных исследований явно недостаточно.

Актуальность проблемы определена нами, исходя из следующих положений:

1. Межполушарная асимметрия и межполушарные отношения в процессе осуществления интеллектуальной деятельности являются отражением биогенетических закономерностей формирования мозговой организации психических функций. Индивидуальные особенности познавательного стиля ребёнка, проявляющиеся в различных стратегиях обработки информации, оказывают влияние на процесс становления навыка письма и чтения в онтогенезе.

2. В настоящее время в детской популяции коррекционной школы VI вида реализуется особый дисгенетический вариант онтогенеза, проявляющийся в задержке и искажении процессов становления межполушарной асимметрии, нарушении межполушарного взаимодействия в процессе психической деятельности. С наличием дисгенетического синдрома связано накопление признаков амбилатеральности и левшества по сенсомоторным функциям, которые в данном случае имеют патологический характер.

3. Значительная выраженность и стойкость нарушений письма и чтения у определенной части учащихся с ДЦП начальных классов, трудности их преодоления общепринятыми в логопедии методами, обусловлены не только нарушением деятельности отдельных базовых для письма и чтения функций, но и задержкой формирования их мозговой организации в целом.

4. При определении дифференцированных подходов к организации коррекционной работы по преодолению дисграфии и дислексии у учащихся с ДЦП недостаточно учитывается профиль латеральной организации сенсомоторных функций.

5. Своевременное выявление у учащихся с церебральным параличом профиля латеральной организации в сочетании с имеющимися методами оценки уровня сформированности базовых психических функций позволит произвести системный анализ механизмов нарушений письма и чтения, что в дальнейшем будет способствовать выбору наиболее адекватных методов их преодоления.

В связи с этим возникает противоречие между рассмотрением межпо-лушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в качестве основы для понимания интегративной деятельности мозга в процессе психической деятельности и недостаточной изученностью особенностей развития письменной речи у детей с ДЦП с различной латеральной организацией сенсомоторных функций. Соответственно, недостаточно разработанным остается вопрос о дифференцированном подходе к коррекции нарушений письма и чтения у учащихся с ДЦП с различной латеральной организацией сенсомоторных функций.

Проблема проекта заключается в необходимости изучения механизмов нарушений письма и чтения у младших школьников с различной латеральной организацией сенсомоторных функций и проектирование педагогической технологии коррекции.

Анализ актуальности, противоречия и проблемы исследования позволили сформулировать тему проекта: "Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с церебральным параличом с учетом латеральной организации сенсомоторных функций".



Цель проекта - теоретическое обоснование, разработка и апробация психолого-педагогической технологии устранения недостатков письма и чтения у младших школьников с ДЦП с учетом латеральной организации сенсомоторных функций.

Задачи проекта:

1. Изучить и выявить характерные особенности устной и письменной речи у младших школьников с ДЦП с различной латерализацией сенсомоторных функций.

2. Теоретически обосновать и разработать технологию коррекционного обучения, направленную на преодоление нарушений письма и чтения в сфере развития сенсомоторных функций и языковых средств у младших школьников в соответствии с общими и специальными задачами обучения в начальных классах коррекционной школы VI вида.

3. Экспериментально проверить эффективность разработанной психолого-педагогической технологии в учебном процессе.

Опытно-экспериментальной базой проекта послужило РГС(К)ОУ «Начальная школа – детский сад для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Надежда» г.Чебоксары. В эксперименте приняли участие 10 учащихся начальных классов, больных церебральным параличом.

Научная новизна проекта: уточнена систематика типов латеральной организации сенсомоторных функций и их связи с нарушениями письма и чтения у младших школьников с ДЦП; выявлены особенности проявлений и механизмов нарушений письма и чтения у учащихся с ДЦП с различными типами латеральной организации сенсомоторных функций.

Теоретическая значимость проекта заключается в доказательстве влияния типа латеральной организации сенсомоторных функций на механизмы нарушения письма и чтения у младших школьников с ДЦП, а также взаимосвязи эффективности коррекционной работы и учета специфики механизмов нарушений письма и чтения у детей с ДЦП с различными латеральными фенотипами, которые стали составной частью экспериментально апробированной технологии преодоления нарушений процесса формирования письменной речи у учащихся начальных классов коррекционной школы VI вида.

Практическая значимость проекта заключается в разработке рекомендаций по коррекции нарушений письма и чтения у учащихся начальных классов с ДЦП с учетом латеральной организации сенсомоторных функций.

Организация и порядок реализации проекта. Исследование проводилось с 2007 по 2009 г. на базе РГС(К)ОУ «Начальная школа – детский сад для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Надежда» г.Чебоксары в три этапа:

Первый этап (сентябрь 2007г.): выполнение констатирующего эксперимента по выявлению у детей с ДЦП нарушений письма и чтения, определение характера испытываемых детьми трудностей, выявление уровня развития устной речи, определение профиля латеральной организации. Проведение качественного и количественного анализа результатов исследования.

Второй этап (октябрь 2007г. – апрель 2009г.): экспериментальное обучение учащихся с ДЦП с нарушением письменной речи по разработанной психолого-педагогической технологии, учитывающей латеральную организацию сенсомоторных функций.

Третий этап (май 2009г.): статистическая обработка материалов, анализ эффективности разработанной психолого-педагогической технологии, формулирование выводов.



I этап. Экспериментальное выявление латерализации сенсомоторных функций у младших школьников с ДЦП.

Выявление особенностей устной и письменной речи

Для определения ведущей руки нами были использованы четыре специальные пробы («Поза Наполеона», переплетение пальцев, заполнение стоклеточного квадрата точками в максимально быстром темпе правой и левой руками, «Чудесный мешочек»); два задания выявляли ведущую ногу: а) моторную «Ударь по мячу», б) опорную «Опора на ногу при вставании» или «Прыжки на одной ноге» (строго индивидуально в зависимости от формы ДЦП); ведущий глаз выявлялся двумя пробами: посмотри в калейдоскоп и модифицированный тест А.Р.Лурия с прицеливанием; кроме того, определялось предпочитаемое направление движения взора при рассматривании ряда изображений.

При выполнении двигательных заданий у 5 детей отмечалось предпочтение правой руки, а в графической деятельности функциональное превосходство правой руки наблюдалось в 7 случаях. У 8 учащихся доминирующей ногой в моторных функциях была правая, а в опорных- у 7 правая, у 3 – левая. У 8 детей выявлен односторонний, а у 2 - перекрёстный тип латерализации руки, ноги и глаза за счёт преобладания случаев неопределённой латерализации. Все данные приведены с учётом формы ДЦП. Вынужденное левшество не отмечено в данной группе испытуемых (см.табл.1).

Следовательно, в обследованной нами детской популяции коррекционной школы VI вида реализуется особый дисгенетический вариант онтогенеза, проявляющийся в задержке и искажении процессов становления межполушарной асимметрии, нарушении межполушарного взаимодействия в процессе психической деятельности. С наличием дисгенетического синдрома связано накопление признаков амбилатеральности и левшества по сенсомоторным функциям (30% обследованных), которые в данном случае имеют патологический характер.

Обследование устной и письменной речи осуществлялось по методике Т.А.Фотековой и Т.В.Ахутиной. У всех учащихся с левшеством и перекрёстной латерализацией (100%), а также у двоих учащихся с правшеством (28%) выявлены смешанные формы дисграфии и дислексии, наиболее трудно поддающиеся коррекции. Значительная выраженность и стойкость нарушений письма и чтения у определенной части учащихся с ДЦП начальных классов (50% обследованных), трудности их преодоления общепринятыми в логопедии методами, обусловлены не только нарушением деятельности отдельных базовых для письма и чтения функций, но и задержкой формирования их мозговой организации в целом.

Таблица 1.



Распространённость разных типов доминирования рук, ног, глаз и типов латерализации функций у детей с ДЦП

Типы доминирования

Число уч-ся

%

1

2

3

Доминирование правого глаза

8

80%

Доминирование левого глаза

1

10%

Неотчётливое доминирование глаз

1

10%

Предпочитаемое движение взора:

Слева направо


8

80%


Справа налево

2

20%

Доминирующая нога «моторная» правая

8

80%

Доминирующая нога «моторная» левая

2

20%

Доминирующая нога «опорная» правая

7

70%

Доминирующая нога «опорная» левая

3

30%

Доминирующая рука правая

7

70%

Доминирующая рука левая

3

30%

Полное правшество

7

70%

Полное левшество

2

20%

Перекрёстная латерализация

1

10%


II этап. Основы психолого-педагогической технологии

Цель коррекционной работы: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга; восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем ребёнка-инвалида.

Скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушария, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения гимнастики мозга, рекомендованные Сиротюк А.Л. [4,5]. Следовательно, именно гимнастика мозга способна устранить многие причины, затрудняющие процесс обучения детей с ДЦП, стимулировать их интеллектуальное развитие, а также решить множество проблем эмоционального плана. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для коррекции многих психических процессов. Под влиянием тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

Задачи специальных комплексов упражнений гимнастики мозга:



  • развитие межполушарной специализации;

  • развитие межполушарного взаимодействия;

  • развитие моторики;

  • развитие способностей;

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие речи; устранение дислексии и дисграфии;

  • развитие мышления.

При создании этих комплексов совмещены два обучающих принципа:

-воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций;

-воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций.

Выполнение упражнений гимнастики требует осмысленности и высокого уровня саморегуляции. Осуществление такого движения и доведение его до автоматизма возможно только при условии создания в коре головного мозга новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяет резервные возможности мозга.

Система работы, опирающаяся на двигательные методы, наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей учащихся.

Условия применения комплексов:

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Применение упражнений возможно как на предметных уроках, так и на коррекционных занятиях. Желательно, чтоб каждый ученик почувствовал и осознал изменения, происходящие с ним. Для этого оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребёнка и переход её в зону актуального развития.

Если упражнения используются на предметных уроках, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений.

Продолжительность занятий может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 30-40 дней. Выделены следующие циклы:



  • комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель).

  • перерыв (2 недели).

  • комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель).

  • перерыв (2 недели).

  • комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель).

Таким образом, для обеспечения эффективности коррекционно-развивающих мероприятий необходима дифференцированная система подбора методик обучения и развития в соответствии с психофизиологическим профилем ребёнка. Нами, параллельно с традиционными логопедическими технологиями (А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Е.В.Мазанова), был использован метод кинезеологической коррекции А.Л.Сиротюк, который направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что повысило продуктивность протекания психических процессов у учащихся с ДЦП. Применение данного метода позволило улучшить у детей память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снизило утомляемость и улучшило способность к произвольному контролю, т.е. данный метод воздействовал на психические функции, лежащие в основе усвоения письма и чтения.
III этап. Сравнительная динамика в овладении

навыками устной и письменной речи учащимися с ДЦП

на начало и конец реализации проекта

Таким образом, в ходе реализации проекта нами были получены положительные результаты в овладении навыками устной и письменной речи учащимися с ДЦП.

На начало коррекционного обучения среднеуровневая успешность выполнения заданий методики составляла 62,9%, на конец коррекционного обучения – 81,6%. Видна положительная динамика +18,7%.

Причём в 2007/2008 уч.г. динамика составила +7,9%, а в 2008/2009 уч.г. +12,1, что на 4,2% выше. Это обусловлено эффективностью выбранной методики коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений письменной речи у учащихся с ДЦП с учётом латеральной организации сенсомоторных функций.


Рис.1. Сравнительная динамика в овладении

навыками устной и письменной речи учащимися с ДЦП

на начало и конец реализации проекта



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. –М.: Гном и Д, 2000. -64с.

  2. Межполушарное взаимодействие / под ред. Семенович А.В. –М.: Генезис, 2009. -400c.

  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. –М.: Академия. 2002. -232с.

  4. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. –М.: ТЦ Сфера, 2002. -80с.

  5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал