Кровеносная система. Кровь



Скачать 31.31 Kb.
Дата27.04.2016
Размер31.31 Kb.
ТипУрок
Тема: КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ.

Вид урока: проблемно-поисковый, с элементами игровой деятельности.

Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся: умение решать проблему, поставленную в ходе урока; применение законов физики к живым организмам.

Задачи урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, составом крови, значением крови и кровообращения.

  2. Воспитательные: формирование умения работать в группах; чувства коллективизма и ответственности за свою работу на уроке для получения оптимального результата.

  3. Развивающие: развитие логического мышления; умения работы с тестовой базой; речевой деятельности.

Оборудование: презентация урока; диск по теме «Эволюция систем органов»; оценочный лист содержащий список учеников класса по вертикали и по горизонтали этапы урока, где выставляются баллы каждому ученику класса.

ХОД УРОКА

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с Вами не обычный урок, а урок умников и умниц! Для проведения урока мы с Вами сели по кругу, а в центре класса Вы видите три дорожки: красную; зеленую и желтую. В ходе урока по количеству набранных баллов и орденов «Умники и умницы» определятся три ученика, которые займут эти дорожки. Победителем станет тот, кто наберет максимальное количество баллов в ходе урока. Оценочная таблица находится у жюри. ( Состав жюри выбирается из гостей, присутствующих на уроке, либо из учеников класса). Баллы написаны на доске.



Терминологический диктант: за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл;

Вопросы умникам и умницам: за каждый правильный ответ ученик получает 3 балла и орден «Умники и умницы»;

Дополнительные вопросы учителя: за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.

1-ЫЙ ЭТАП НАШЕГО УРОКА: ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

Устный терминологический диктант. Внимание жюри! При правильном ответе учитель говорит «верно» и вы проставляете баллы в оценочный лист.

Вопросов в терминологическом диктанте столько, сколько учащихся в классе:



  1. Пищеварение - это …. (процесс измельчения, расщепления и всасывания пищи)

  2. Хищные – это….(животные, которые охотятся за своей жертвой – плотоядные)

  3. Всеядные – это…. (животные, которые могут питаться и растительной и животной пищей)

  4. Травоядные – это….(животные, питаются только растительной пищей)

  5. Паразиты – это…(животные, которые питаются живыми органическими веществами)

  6. Дыхание – это…(процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа)

  7. К пищеварительной системе млекопитающих относят… (ротовое отверстие, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник)

  8. Ферменты – это….(биологические катализаторы, регулирующие реакции обмена веществ)

  9. Есть три основных способа передвижения животных – это…(амебоидное движение; движение при помощи жгутиков и ресничек; движение с помощью мышц)

  10. В шейном отделе у рыб позвонков…(нет)

  11. В шейном отделе у земноводных позвонков … (один)

  12. В шейном отделе у млекопитающих позвонков …(семь)

  13. Кожа это…(покров позвоночных животных)

  14. Перечисли кости задней конечности млекопитающих….(бедро, голень, стопа)

  15. Наружный скелет встречается у ….(моллюсков, членистоногих)

  16. Киль есть у… (птиц)

  17. Альвеолы это… (легочные пузырьки)

  18. Органы дыхания рыб – это… (жабры)

  19. Органы дыхания земноводных… (легкие, кожа)

  20. Органы дыхания млекопитающих... (легкие)

  21. Органы дыхания птиц….(легкие, воздушные мешки)

Вопросы умникам и умницам: (отвечают желающие)

  1. В чем особенность строения костей птиц? (кости птиц полые внутри, поэтому они легкие, что является приспособленностью к полету)

  2. Какие способы передвижения животных могут использоваться только в водной среде, а какие движение в различных средах обитания? (движение с помощью жгутиков и ресничек – в водной среде, а движение с помощью мышц – в различных средах обитания)

  3. Почему птицы никогда не задыхаются в полете? (у птиц есть двойное дыхание: обогащение кислородом происходит дважды: как на вдохе, так и на выдохе)

Найдите соответствие: На слайде презентации дана таблица;

СИСТЕМА ОРГАНОВ

ОРГАНЫ, ОБРАЗУЮЩИЕ СИСТЕМУ

1.Опорно-двигательная

А) трахея

2.Дыхательная

Б) череп

3.Пищеварительная

В) бронхи

4. Кровеносная

Г) ротовое отверстие




Д) сосуды




Е) позвоночник




Ж) легкие




З) глотка




И) пояс передних конечностей




К) сердце




Л) пищевод




М) пояс задних конечностей




Н) желудок




О) грудная клетка




П) кишечник

все учащиеся отвечают на вопросы письменно, затем проверяют правильность выполнения задания друг у друга, проставляя баллы: 5 баллов - нет ошибок; 4 балла - две ошибки; 3 балла -3-4 ошибки.

2-ОЙ ЭТАП УРОКА: ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

На собрании зверей

Встал вопрос: «А что важней?»

Прыгать, бегать и летать

Видеть, слышать, иль дышать?

Все задумались и вдруг

Встал медведь и всем вокруг

Огласил сию загадку,

Требуя тотчас отгадку:

- В организме у зверей,

Та система всех важней

Силу органам вселяет,

Кислородом их питает…

А отгадку для зверей,

Дайте Вы и поскорей!



Итак, ребята, медведь поставил перед нами проблему: выяснить значение кровеносной системы и ответить на вопрос: действительно ли кровеносная система самая важная из всех систем организма животных?

Вопрос учителя: Вспомните, ребята, какие типы кровеносной системы встречаются у животных? (замкнутая и незамкнутая)

Вопросы умникам и умницам:

1. Какая кровеносная система называется замкнутой? (Кровь движется только по кровеносным сосудам и не выливается в полость тела)

2. Какая кровеносная система называется незамкнутой? (Кровь, выливаясь из сосудов, соприкасается с полостью тела, а затем возвращается в кровеносные сосуды)

3. Из каких органов состоит кровеносная система? (Сердце; кровеносные сосуды)

Далее идет демонстрация диска по теме: Эволюция кровеносной системы. Затем используется рисунок «Транспорт веществ»

Пояснение учителя: Запишем в тетрадь тему урока и новые термины:

АРТЕРИИ – сосуды, выходящие из сердца;

ВЕНЫ – сосуды, входящие в сердце;

КАПИЛЛЯРЫ – самые мелкие кровеносные сосуды;

СЕРДЦЕ – мышечный орган, состоящий из камер: предсердий и желудочков.

Вопросы умникам и умницам: Кто самый внимательный?


  1. Сколько камер в сердце у рыб? (Две: одно предсердие и один желудочек) Сколько камер в сердце у земноводных? (Три: два предсердия и один желудочек)

  2. Сколько камер в сердце у пресмыкающихся? (Три: два предсердия и один желудочек, в котором есть перегородка)

  3. Сколько камер в сердце у птиц и млекопитающих? (Четыре: два предсердия и два желудочка, поэтому кровь не смешивается)

Молодцы!

Ребята, обратим свое внимание на червей и членистоногих, у этих животных сердца нет, а его роль выполняют крупные кровеносные сосуды.

Как видно из схемы, у животных есть круги кровообращения: у рыб – один круг кровообращения, у всех остальных – два круга кровообращения: большой и малый.

Вопрос учителя: Почему цвет крови на таблице разный: красный, фиолетовый, голубой? (Цвет крови определяется ее газовым составом)

Запишем термины:



АРТЕРИАЛЬНАЯ КРОВЬ – кровь, насыщенная кислородом (цвет красный)

ВЕНОЗНАЯ КРОВЬ – кровь, насыщенная углекислым газом (цвет голубой)

Фиолетовый цвет крови говорит о том, что кровь смешанная.



Вопрос умникам и умницам:

Зачем животным нужны круги кровообращения, какую функцию они выполняют? (В кругах кровообращения происходит перенос газов)



Таким образом, большой круг кровообращения служит для доставки кислорода к органам и тканям животных. Малый круг кровообращения служит для выделения углекислого газа и обогащения крови кислородом в органах дыхания.

Изучаем состав крови: смотрим схему и переписываем ее в тетрадь.

ЭРИТРОЦИТЫ – красные клетки крови. Переносят газы. На поверхности эритроцитов есть белок гемоглобин содержащий железо, который и придает крови красный цвет.

Вопрос умникам и умницам:

Какие животные имеют иной цвет крови и почему? (Моллюски имеют голубую кровь, так как у них вместо железа эритроциты содержат медь)



ЛЕЙКОЦИТЫ – бесцветные клетки крови. Выполняют защитную функцию.

Вопрос умникам и умницам: Какого животного напоминают лейкоциты и что они могут делать? (Амебу, поэтому при помощи ложноножек способны захватывать чужеродные вещества)

ТРОМБОЦИТЫ – кровяные пластинки, участвующие в свертывании крови.

А теперь, ребята, используя текст учебника, давайте определим функции крови (транспортная, защитная, регуляторная)

Членов жюри попросим определить баллы и подсчитать, у кого больше всего есть орденов «Умников и умниц».

Как трудно биологию понять!

Еще труднее физику осилить!

Какая может быть тут связь?

Как все понять и все постигнуть?

В центр класса приглашаются три ученика, набравшие большее количество баллов и орденов «Умники и умницы». Учащиеся выбирают себе дорожку.



ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА – содержит три вопроса по одному баллу за каждый вопрос.

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА – содержит два вопроса по два балла за каждый вопрос.

КРАСНАЯ ДОРОЖКА – содержит один вопрос ценой в пять баллов.

Вопрос выводится по щелчку на экран. После ответа ученика по щелчку выводится правильный ответ.

Затем жюри определяют ученика, набравшего большее количество баллов.

В это время ученики отвечают на вопросы тестов в качестве закрепления. Тесты выводятся на экран.

Ответ выводится на экран.

Дети меняются листочками и выставляют оценки за тесты.

Итак, ребята, мы изучили с вами строение и функции крови, кровеносной системы. А теперь вернемся к проблеме, поставленной медведем в начале урока: действительно ли кровеносная система самая важная в организме животных?

ВЫВОД: Каждая система органов важна для организма и только благодаря их согласованной деятельности организм работает как единое целое.

Оценка за урок выставляется каждому ученику по результатам работы с таблицей; тестами и количеством набранных баллов за урок.

Победитель награждается ценным призом!



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §41. Ответить на вопрос. Если бы к вам пришла лягушка за советом: стоит ли ей менять свое трехкамерное сердце на двухкамерное, или четырехкамерное, чтобы вы ей посоветовали?

СПАСИБО ЗА УРОК!

Список использованных источников

1.Латюшин В.В. Шапкин В.А. Биология. Животные. Учебник для 7 класса. М.: Дрофа. 2004 – 302с.

2. Латюшин В.В, Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: Тематическое и поурочное планирование. М.: Дрофа, 2004-192 с.

3. Суматохин С.А., Кучменко В.С. Биология/ Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2000.-206с.

4. Современная иллюстрированная энциклопедия. Биология. М.: ЗАО «РОСМЭН», 2006. – 560с.

5. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей, родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС,2005.-258с.





Каталог: referat10 -> doc
doc -> Проблемы загрязнения окружающей среды
doc -> Вред микроволновки
doc -> «Острые нарушения мозгового кровообращения»
doc -> Внеклассное мероприятие для учащихся 8-го класса «Знатоки родного края»
doc -> Конспект урока по биологии в 6 классе Царство Грибов
doc -> Железо-многоликий металл
doc -> «Строение головного мозга»
doc -> Тема учебного занятия: Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение сосудов
doc -> Разработка урока по биологии для 9 класса. Урок-контроля знаний по теме: «Кровообращение и лимфообращение»
doc -> «Нервная система»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница