Курс лекций по философии часть 1 (история философии) Учебно-методическое пособие



Pdf просмотр
страница1/10
Дата01.10.2017
Размер0.63 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Н.В. Волохова, Л.М. Величко
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ
ЧАСТЬ 1
(ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ)
Учебно-методическое пособие
КУРСК 2010

Н.В. Волохова, Л.М. Величко
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ
ЧАСТЬ 1
(ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ)
Учебно-методическое пособие
КУРСК
Деловая полиграфия
2010

УДК 1/14
ББК 87.я7
В-68
Печатается по решению
учебно-методического Совета
Курского филиала
Российского торгово-экономического университета
Волохова Н.В., Величко Л.М. Краткий курс лекций по философии. Часть 1
(история философии): Учебно-методическое пособие / Н.В. Волохова, Л.М.
Величко - Курск: Деловая полиграфия, 2010. – с.
ISBN
Учебно-методическое пособие представляет собой конспект лекций, охватывающий развитие историко-философского процесса от философии
Древнего мира до наших дней. Перечень рассматриваемых тем соответствует стандартной программе по философии для нефилософских факультетов. В них раскрыта сущность философии, ее основные проблемы и функции. Каждый раздел снабжен контрольными заданиями для самопроверки, в тексте лекций дается определение основным понятиям и терминам, в конце разделов предлагаются обобщенные упражнения и задания, соответствующие более высокому уровню понимания материала. В приложении представлены структурно-смысловые схемы и таблицы, что позволит систематизировать обширный учебный материал и лучше подготовиться к экзамену.
Рецензенты: Н.З. Коковина, д. филол. н., профессор, филологический факультет Курского государственного университета
Л.Г. Федотова, к.ф.н., доцент, кафедра философии ГОУ ВПО
КГСХА им. И.И. Иванова
ISBN
УДК 1/14
ББК 87.я7
В-68

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов-составителей
РАЗДЕЛ I. Введение в философию
Лекция 1. Мировоззрение, его сущность и основные типы.
Лекция 2. Понятие философии, ее предмет и основные вопросы.
РАЗДЕЛ II. История философии
Лекция 3. Философия Древнего Востока.
Лекция 4. Философия Древней Греции и Рима.
Лекция 5. Философия Средних веков.
Лекция 6. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
Лекция 7. Философия эпохи Просвещения.
Лекция 8. Философия классического рационализма XVIII – XIX веков.
Лекция 9. Русская философия.
Лекция 10. Основные направления современной западной философии.
РАЗДЕЛ III.
Приложение 1. Структурно-логические схемы по основным темам введения в философию и истории философии

От авторов-составителей
По многочисленным и откровенным признаниям студентов всех факультетов, практически каждый из них, увидев в расписании новый предмет
«философия», задавал один и тот же вопрос: «А зачем философия инженеру(финансисту, экономисту)?» И если на первых занятиях ответ не приходил, изучение философии превращалось в нудное и тоскливое отсиживание времени.
Учитывая эти реалии жизни, авторы учебного пособия сочли необходимым дать хотя бы краткий, но простой и понятный ответ на этот молчаливый вопрос, подняв его на более высокий уровень: «Зачем философия человеку?» Впрочем, вначале можно ответить на более практичный вопрос: «А без философии можно обойтись?»
А без мобильных телефонов, машин, фабрик, заводов обойтись можно?
Можно, оказывается! Только человек перейдет в первобытное состояние, но останется человеком до тех пор, пока у него сохранится хоть какая-то философия, то есть, мировоззрение, - способность понимать себя, свое сообщество, природу, способность накапливать знания и критически мыслить.
Но если вдруг человек утратит философию, он превратиться в один из обычных видов млекопитающих, потеряв право на гордую приставку – человек разумный.
Сделаем вывод: без философии обойтись нельзя по той простой причине, что она уже есть у каждого нормального, думающего человека. А вот без ее изучения – можно! (Только не в вузе, она обязательна в учебной программе). Но тогда придется довольствоваться собственной маленькой кустарной философией, хаотичной, с ошибками и заблуждениями, вырабатывая ее десятилетиями.
Вопрос формулируется так. Быть человеку всю жизнь в мировоззрении, стиле мышления кустарем-одиночкой или же воспользоваться редкой возможностью приобщиться к концентрату духовной культуры человечества, носителем которой три тысячи лет является философия?
Думая над тем, как объяснить значение философии, мы пришли к выводу, что лучше всего это сделают те, кто на века остался в памяти людей как философ. Совокупность их мыслей и мнений о предмете, даст разностороннее понимание того, что такое философия и зачем она человеку.
Вот, что говорит философ Платон (V век до н.э.), как бы обращаясь к начинающему: «Человека, не сроднившегося с философией, ни хорошие способности, ни память с ней сроднить не смогут, ибо в чуждых для себя душах она не пускает корней».
А вот мнение Антисфена (V век до н.э.): «Философия дала мне умение беседовать с самим собой», и как бы продолжает эту мысль Аристипп (V век до н.э.): «Философия приносит ту пользу, что дает способность говорить с кем угодно».
Диогена Синопского спросили: «Когда мир благоденствует?» Он ответил:
«Когда его цари философствуют, а философы царствуют». А на вопрос, что дала
ему философия, ответил: «По крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы».
Прекрасно понимал значение философии для человека Эпикур, еще в IV веке до новой эры. Его мудрые советы звучат так: «Стань рабом философии, чтобы добыть подлинную свободу». И еще: «Пусть никто не откладывает философию в юности и пусть никто не устает от нее в старости. Ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души».
Мысли Цицерона ( I век до н.э.) четко определяют два важных аспекта философии. Он говорит: «Наука об исцелении души есть философия». И еще также кратко и точно: «Культура ума есть философия». Сенека (I век н.э.) выделяет еще одну характерную черту: «Философия учит делать, а не говорить.
Она требует от каждого жить по ее законам, чтобы жизнь не расходилась со словами…»
А вот интересные мнения представителей уже другой эпохи. Пристли (XVIII век): «Только философия способна помочь там, где уже не поможет никто».
Ламетри (XVIII век): «Только философ сохраняет мужество там, где большинство храбрецов его теряют».
И в заключение, несколько мыслей классиков немецкой философии. Кант
(XVIII век) полагал, что именно из философии «можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком» и предложил определение еще одного важного аспекта своей науки: «Философия – критическая совесть эпохи». Последователь
Канта, Гегель, человек, энциклопедически образованный, сказал: «Я знаю много прекрасных наук, но науки прекраснее философии не знаю». И далее:
«Философия есть мышление о мышлении и высший способ постижения духом своей сущности».
Мы полагаем, что это краткое знакомство с мнениями о философии великих мыслителей при внимательном прочтении и размышлении поможет найти ответ на вопрос, зачем философия человеку, станет основой осмысленного отношения к этому предмету, а, возможно, и началом любви к мудрости.
Очевидно, что все более глубокое понимание философии и ее значения придет при систематическом изучении на лекциях, семинарах, самостоятельно.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Философия - одна из древнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века.
Призванием философов сделались постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них. Уяснение таких вопросов имеет для людей жизненно важное значение. Это особенно ощутимо в переломные эпохи с их сложным сплетением проблем — ведь именно тогда происходит и перестройка миро- воззрения.
Лекция 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ
ТИПЫ
1. Понятие мировоззрения, структура мировоззрения.
2. Мифология как форма мировоззрения, религиозное мировоззрение.
3.
Обыденно-практическое мировоззрение и научное мировоззрение.
4. Философия как форма мировоззрения, ее отличительные особенности.
Основная литература
Ермакова Е.Е. Учебник для технических вузов. – М., - М., 2004. Гл. 1.
«Философия как она есть», Гл. 6. «Философия перед зеркалом »
Дополнительная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 1999.
На переломе. Философия и мировоззрение. (Философские дискуссии 20-х годов). М., 1990.
Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.
Островский Э.В. История и философия науки: учебное пособие для студентов вузов. – М., 2007. Раздел 3. Гл. 11.
Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. - М., 2001 1. Понятие мировоззрения, структура мировоззрения.
Мировоззренческие вопросы встают перед человеком с тех самых пор, как он себя помнит. Что есть мир? Что есть человек? Каковы смысл его жизни, его предназначение, тайна его смерти? Каковы возможности человека воздействовать на окружающий мир? К давним, «вечным» вопросам такого рода сегодня добавляются все новые, весьма серьезные и напряженные. Какова общая картина, сложности, противоречия, тенденции, перспективы развития нашего общества, нашей страны? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние нашей планеты сегодня? Возможно ли предотвратить нависшие над человечеством смертельно опасные угрозы? Как защитить человека от самого себя? Нужны ли идеалы? И так далее.

В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эрудиции, так необходимым при решении конкретных задач, каждому из нас нужно и нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям. Такого рода представления о мире и месте в нем человека, если их удается как-то осознать или даже сформулировать, называют мировоззрением.
Явление это многомерно, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относится философия. Ее роль в решении мировоззренческих проблем очень велика. Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоз- зрение.
Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем
человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе,
а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения,
идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Мировоззрение - это интегральное образование. В его состав входят обобщенные знания: как повседневные жизненно-практические, так и профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. В мировоззрении осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей, выстраиваются "образы" прошлого и "проекты" будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения.
В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.
Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:
- во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире (знания);
- во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;
целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей;
- в-третьих, деятельностный аспект мировоззрения. Он концентрируется вокруг значений, смыслов и ориентиров нашей жизнедеятельности, создавая простор для выражения жизненного опыта, оценки действительности, убеждений, принципов и идеалов.
Также очень важна "историческая оптика" мировоззрения, сфокуси- рованная на конкретно-историческое видение мира и связанная с тем, что человек рождается в определенное историческое время и в определенном историческом месте.
В мировоззрении различаются также интеллектуальная и эмоциональная составляющие. Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается понятием "миропонимание". Оно достаточно устойчиво, т.к. включает в себя
систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы.

Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями "мировосприятие" и "мироощущение".
Мироощущение является первоначальным элементом, соединяющим человека (как субъект) и мир (как объект). Оно достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и
настроений. Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и
событий в виде наглядных образов и представлений. Оно имеет аффективную эмоциональную окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями.
Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений, поступков и действий субъекта. В мировоззрении человек и человечество приводят себя к самовыражению. Мировоззрение оказывается фоном всех поведенческих реакций, поступков и действий; оно проявляется не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности.
Выделяются также теоретический и практический уровни мировоззрения.
Практический уровень мировоззрения иногда называют "жизненной философией". Синонимами практического мировоззрения выступают понятия "житейское", "повседневное", "ненаучное". Это стихийно формирующееся мировоззрение, в котором роль картины мира играет обобщение наиболее типичных представлений о жизни, складывающихся из часто встречающихся повседневных ситуаций, свойственных данной среде навыков, форм отношений и привычек. Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоз- зрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности: говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников.
Теоретический уровень мировоззрения, к которому относятся философия
и наука, осуществляет специальный критический анализ и осмысление воззрений, формирующих мысли и действия. Он должен постоянно способствовать непрерывному обогащению мировоззрения познавательным и ценностным содержанием, помогающим человеку ориентироваться в любой конкретной ситуации.
Одна из самых распространенных классификаций мировоззрений – по преобладающей форме общественного сознания: мифологическое, религиозное, обыденное, научное, философское.
2. Мифология как форма мировоззрения, религиозное мировоззрение.
Мифология характеризуется как мировоззрение, поскольку все его основные проблемы в представлены и в мифах: происхождение мира и его устройство
(хаос и космос), пути возникновения наиболее важных явлений природы и общественной жизни, тайны рождения и смерти человека, его место и предназначение в мире.
Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания
природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного
развития.

Первоначально мифы - это архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии (синкретизм).
Мысль в мифе выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах.
В мифологии явления природы и культуры сближались, человеческие черты
переносились на окружающий мир, космос и другие явления природы, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались (антропоморфизм).
Здесь отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мыслей и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного.
Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.
Миф выполнял разнообразные функции:
- с его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим,
- формировались коллективные представления того или иного народа,
- обеспечивалась духовная связь поколений,
- мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения,
- мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни,
- заполнял пробелы в знаниях, строил связную и понятную картину мира.
Миф есть первая синкретическая (нерасторжимая, целостная) форма
общественного сознания, в которой причудливо сочетались верные наблюдения с
вымыслом, реальное и иллюзорное, материальное и идеальное.
Мифологическое мировоззрение, развиваясь, неизбежно превращается в условиях перехода к классовому обществу в религиозное мировоззрение. Между мифом и религией существует тесная связь, сходство: отражение действительности в фантастической форме, наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, одухотворение материального и опредмечивание идеального. Религиозно-магические обряды входят в состав мифологии на зрелом этапе ее развития, а мифы - неотъемлемое слагаемое любой религии.
Но религия не только порождается мифом, развивает его, но и отрицает: если мифология не знает разделения веры и знания, естественного и сверхъестественного, поскольку всякий мифический объект для нее достоверен и очевиден, то религия раздваивает единый мир на мир сверхъестественный и мир естественный; если в мифологии борьба человека с силами природы изображается как героическая борьба, в которой человек дерзает вступить в единоборство с самим богом, то религия низводит человека до положения "раба
божьего", всецело уповающего на божественную благодать.
Суть любой религии - вера в сверхъестественное. Из нее вытекают, ею
определяются такие компоненты религиозного мировоззрения, как вера во
всемогущество Бога-творца, представление о бессмертии души, вера в
"спасение".
Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую систему, приобретают характер вероучения. С помощью обрядности религия культивирует чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости, придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Это придает религиозному мировоззрению особый духовно-практический характер.
Вместе с тем, религия является мощным регулятором поведения человека и общества. Верующий в определенного бога человек должен строго выполнять религиозные заповеди, нормы, соблюдать церковные традиции и ритуалы.
Отступление от религиозных мировоззренческих установок оценивается как серьезный проступок, требующий раскаяния и искупления.
3. Обыденное мировоззрение и научное мировоззрение.
Обыденные представления об окружающей действительности – это часть жизни любого общества и человека. В обыденном мировоззрении зафиксирован
и личный практический опыт каждого человека, и коллективное общественное
мнение, стереотипы поведения, правила отношений, принятые в данном
обществе, суеверия, предрассудки и народная мудрость, здравый смысл.
Обыденный опыт служит для ориентации в настоящем, но и, что не менее важно, помогает быстро разобраться в сложной жизненной ситуации, предположить ее последствия и найти оптимальный выход, дает возможность соотнести свои планы и цели с реальными перспективами, построить модель желаемого развития событий, то есть, направляет вектор человеческой активности в будущее, выделяя прогностическую функцию.
Коллективный социально-практический опыт формирует своеобразные
архетипы, корректирующие поведение, в частности, архетип старого мудреца, способного предвидеть будущее, архетип героя, архетип матери. Фрагменты различных знаний из науки, философии, морали, религии, политики и других сфер духовной культуры позволяют человеку наиболее успешно вписаться в реальные социальные отношения и избежать конфликтов и ошибок.
Обыденное мировоззрение в точном смысле этого слова охватывает
необходимые всем и всегда, массовые и вечные отношения человека к
действительности: природе, самому себе и окружающим людям. А именно: нужнейшие навыки самообслуживания и взаимопомощи; базовые приемы ручного, физического труда, необходимые для ведения домашнего хозяйства и обустройства жилища; утвердившиеся формы каждодневного общения с использованием естественного языка и невербальных знаковых систем (мимики, жестов и др.); сложившиеся традиции половой любви, продолжения рода и домашнего воспитания потомства; варианты отдыха и игровых забав;
празднования разных знаменательностей и чествования святынь; умения ориентироваться на местности; посильное врачевание недугов; защиту при опасности, а также многие другие слагаемые нашего поведения в житейских ситуациях.
Помимо прочего, обыденные знания отличаются от остальных практических
(например, профессиональных) тем, что выходят за круг прямых жизненных забот индивида, коллектива, целого сословия или класса. С этой точки зрения далеко не все в составе обыденного мышления можно признать собственно практическим, непосредственно утилитарным. Рядовой труженик, как правило, имеет свое суждение о политике, экономике, истории, медицине, философии и подобных достаточно глобальных вопросах. Именно претензия на всеохватность дает веский повод обвинять его во всех гносеологических грехах — ограниченности, поверхности, фрагментарности, необоснованности.
В отличие от стихийного обыденного, научное мировоззрение формируется сознательно в процессе обучения и воспитания. Научное мировоззрение – это
такая система понимания мира и места в нем человека, которая опирается на
науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает
активное влияние на развитие науки. В центре научного мировоззрения – объективная истина. Соответственно, не всякая информация может считаться научной. Так, например, наука не признает способности хилеров, утверждающих, что они могут производить хирургические операции, вскрывая тело без асептики, антисептики, анастезии; или существование «снежного человека»; или наличие феномена ясновидения и многое другое. Научное мировоззрение базируется на фактах, отвечающим критериям научности.
1.
Объективность (независимость от конкретного человека) законов изменения и развития объектов окружающего мира.
2.Системность, обоснованность, возможность независимой экспертизы других ученых.
3.
Использование особых методов, с помощью которых изучаются объекты научного внимания (логика, экспериментирование, моделирование и др.).
4.
Научное познание вырабатывает специальный язык, на котором описываются объекты науки.
5.В научном познании используется специальная научная аппаратура.
Различные феномены, не нашедшие объяснения или подтверждения в силу различных обстоятельств, наукой игнорируются. Нельзя забывать, что ученые – тоже люди, они так же могут быть подвержены влиянию общественных, мировоззренческих, религиозных предрассудков, могут быть консервативны и интеллектуально бедны. Им, также, как и обывателям, бывает спокойнее и удобнее воспроизводить привычные формулировки в рамках сложившейся научной теории.
Тем не менее, наука пытается отражать и объяснять мир таким, какой он есть, постепенно развивается, уточняется, дополняется.
4. Философия как форма мировоззрения, ее отличительные особенности

Философия переняла у мифологии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.
Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения - с позиции разума, рациональной оценки.
Философия - это теоретически сформулированное мировоззрение. Она
пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством
мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом
по определенным логическим законам.
Формулирование и определение понятий – одна из важнейших задач философии. Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Понятие – это существенное знание, взятое
в развитии.
В философии, в отличие от религиозно-мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.е. формирование понятий для обозначения образов реальности.
Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании
мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости.
Характерным признаком философского освоения действительности является
универсализм. Философия - это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры она претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни.
Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм. Субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе, - это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.
Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.
Одной из характерных черт философского размышления является здоровый
скептицизм. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности.
Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век. Отсюда – часты запреты философских школ, сожжения книг, гонения на философов.
Наконец, существенная особенность философского мышления – оптимизм,
ибо философское мировоззрение системно, широко, оно не позволяет философствующему субъекту сужать сознание, зацикливаться при решении какой-либо проблемы. Рассмотрев ситуацию с разных точек зрения, можно увидеть перспективы ее развития, улучшения, исправления.
Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы
Примечание: данная форма самоконтроля позволяет студенту дать
собственные оценки и понимание философских вопросов.
1. Что такое мировоззрение и какова его структура? Какие типы мировоззрения вы знаете?
2. Как вы понимаете мироощущение, мировосприятие, миропонимание?
3. Какие функции выполняло и выполняет мифологическое мировоззрение?
4. Какие формы мировоззренческого осмысления действительности предшествовали философии?
5. Что является способом существования религии и внешней формой ее проявления?
6. В чем сходство и различие религиозного и философского подходов к решению мировоззренческих проблем?
7. Почему для человека, живущего в мире разнообразного, важно иметь представление о Вселенной как единой целостной системе?
8. Следует ли отождествлять философию с наукой, искусством, моралью?
9. Как вы соотносите мировоззрение обыденное и научное?
10.
В чем заключается универсализм философии как особой формы мировоззрения?

Лекция 2. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ,
ЕЕ ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Происхождение философии.
2. Философия в системе наук.
3. Философия как наука. Критерии специфики философского знания.
4. Объект и предмет философии.
5. Функции философии.
6. Структура философии.
Основная литература
Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.
В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 14-22.
Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для техн. вузов. – М., - М., 2004. Гл. 1.
«Философия как она есть», Гл. 6. «Философия перед зеркалом».
Дополнительная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.,1999.
Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.
Философия: учебник для студентов нефилософ. специальностей / под ред.
А.Ф.Зотова и др. – М., 2007.
Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В.Алексеев. – М.,
2006. Раздел 1.
1. Происхождение философии
Появление философии связано с приходом цивилизации на смену дикости и варварству. Наиболее явственно это наблюдается в древней Греции VI–V вв. до
новой эры. Первые классики европейской философии Платон и Аристотель полагали началом философии интеллектуальное чувство удивления — тому, что большинству людей кажется простым и обычным, либо слишком уж сложным и бесполезным. Как устроен космос? Что есть истина? Добро или зло правит миром? Как добиться справедливости в общественных делах? Что ждёт нас после смерти? Объективна ли красота или она есть дело личного вкуса? В чём заключается счастье жизни? Эти и похожие по своей смысложизненности, судьбоносности вопросы специально трактуются философами, у которых слушатели и читатели ищут на них более или менее правдоподобных ответов, идейной пищи для собственных размышлений. Так что в узком, собственном
смысле термин “философия” означает особую отрасль научного (или, по крайней мере, наукообразного) знания о самых общих и принципиальных вопросах. Рассмотрение таких вопросов обычно переходит в духовную практику самопознания личности и общества.
Само слово “философия” дословно переводится с древнегреческого
(“phileo” — “люблю” + “sophia” — “мудрость”) как “любовь к мудрости”,

“любомудрие”. Согласно достоверной легенде, это выражение придумал
Пифагор. Он имел в виду, что подлинная мудрость доступна только бессмертным богам, а слабый (по сравнению с природными стихиями), ограниченный человек способен лишь стремиться к ней, самозабвенно искать ее всю жизнь. «Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела…» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов).
2. Философия в системе наук
Философия в ее онтологической ипостаси родственна естественным наукам, ибо, как и все естественные науки, она изучает характеристики объективного мира. Поэтому категории философии и естественных наук во многом совпадают, являются зачастую общими (движение, пространство, время, причинность, свойство, отношение, элементы, система, изменчивость, прогресс и т. п.). Не случайно также в русле философии зародилась натурфилософия как учение, органически сочетающее философское и естественнонаучное знание.
Антропологическая, человековедческая составляющая философии посвящена проблемам человеческого бытия в этом мире, сущности и предназначения человека, смысла и ценности его жизни. То есть в этой своей ипостаси философия является чисто гуманитарной наукой, поэтому классическое образование с необходимостью включало в себя философию и сейчас мы возвращаемся к этой традиции.
В гносеологии, понимаемой как логика и методология научного познания, философия наиболее близка к техническим наукам, поскольку речь идет здесь о технических в известном смысле приемах, способах правильного достижения истины. Именно в этом разделе философии больше всего формул, схем, графиков, что считается отличительной особенностью технической науки.
Показательно также, что методологию нередко определяют как технологию мышления. Итак, спецификой философии является ее способность быть одно-
временно естественной, гуманитарной и технической наукой, что делает философию (и только философию!) "своей" для каждой из двух с половиной тысяч существующих ныне наук.
3.Философия как наука
Философия - это форма общественного сознания; учение об общих
принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих
законах развития природы, общества и мышления. Как любая наука, она имеет свой собственный объект и предмет исследования, свои философские категории, свой основной вопрос, свою структуру, функции и методы исследования. Она находится в тесной взаимосвязи с другими науками - социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие,
универсальные методы научного познания, применимые во всех науках; в свою очередь, она использует эмпирический материал других наук для подтверждения или опровержения тех или иных философских гипотез, концепций, предположений. Она берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д.
Вопреки обывательским о ней представлениям, философия устремлена к точности, ориентирована на точность, несет ее в себе. Объясним почему!
Философия родилась из практической потребности объективно и точно познавать мир. Мифологическое и религиозное мышление оказалось беспомощным в новых условиях активного освоения' всех сторон бытия. Философские идеи проходили проверку практикой, увязывались в систему с элементами научного знания, реально работали. Это возможно только в том случае, если философия адекватно, точно отражает действительность.
Одним из важных направлений философской деятельности является обработка инструментов познания - понятий, категорий, их обновление, развитие, уточнение. Неточные понятия опасны, их использование ведет к ошибкам в познании и практике.
Философия разработала ряд принципов познания, применение которых обеспечивает высокую точность результатов, - это принципы историзма, конкретности, всесторонности, связи с практикой.
Наконец, в философии есть своеобразные «формулы» гуманитарного знания, по глубине не уступающие формулам физики.
Это красивые, точные мысли, кристаллы смысла, сгустки смысла спрессованные в философских афоризмах разной степени насыщенности, глубины. Они показывают сущность, закономерности сложных явлений бытия, дают толчок мыслям человека, прочитавшего их, служат надежной опорой в системах умозаключений. В качестве примера такой формулы можно привести актуальный сегодня афоризм К.Маркса: «Совесть привилегированного класса, есть привилегированная совесть».
Еще одной фундаментальной основой собственно философской точности является то, что она в отличие от любой науки черпает свои знания не из исследования какого-то фрагмента действительности, опирается не на какую- либо конкретную науку. Философия интегрирует знания, добытые всеми науками, впитывает весь интеллектуальный опыт, накопленный развивающимся человечеством, включая и обыденное знание.
На таком мощном основании философия гораздо менее конкретных наук склонна к односторонности, заблуждениям, неточности.
Но в отличие от естественных и технических наук, философия не так жестко привязана к критериям научности, поэтому философское мировоззрение более гибко, пластично, легче отказывается от заблуждений и принимает новое.
Критерии специфики философского знания предполагают и дополняют друг друга; их соотношение варьируется в отдельных разделах философии.
Первый критерий философствования — его устремленность к обобщениям значительного масштаба; ни одна специальная наука не изучает
первоначал всей природы, общества как такового или же целого мира человеческой души, а философия стремится именно к этому — с ее помощью происходит универсализация выводов относительно таких вопросов, которые достаточно масштабны для этого.
Второй критерий отличительности философии называется
рефлективностью, имеется в виду, что философия всегда - мысль о мысли,
размышление о размышлении. Ученый изучает что-то вне своего мышления, которое посвящено некоему объекту. Философ же наблюдает за тем, кто и как
мыслит или делает, какие мыслительные приёмы способствуют истине, поступки
— благу. Когда же сам ученый или практик анализирует свой интеллектуальный арсенал, он тоже волей-неволей философствует. Так что любая наука или профессия представляет собой мысль первого порядка, а философия — второго, будучи метатеорией или методологией науки и практики. Рефлексия означает мыслить себя мыслящим.
4. Предмет и объект философии
В научной и философской литературе термин "объект" всегда соотносится с термином "субъект". Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа.
Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена преобразующая или познавательная активность субъекта. Объектом философского исследования
является вся объективная действительность в целом, весь материальный и
духовный мир, включая самого человека.
Предмет любой науки - это результат исследовательских действий.
Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы,
общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе
изучения объекта ее исследования.
Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию.
Никакая другая наука не изучает отношения между предметами, между предметом и человеком, между людьми.
Вопрос об отношении мышления к бытию имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?
В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности природы, бытия, материи, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.
Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа,
физическое -вторично, производно, зависимо.
В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.
И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.
Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом:
"Познаваем ли окружающий мир?" При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.
Агностицизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.
В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.
5. Функции философии
Философия как наука выполняет определенные функции. Под функцией имеется в виду определенная обязанность, деятельность. В логическом смысле
функция означает отношение двух или группы объектов, в котором изменению одного сопутствует изменение другого.
Функции философии:
1. Мировоззренческая функция, состоящая в образовании основы научной картины мира, экспликации (выявлении) наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом, т.е. универсалий культуры.
2. Методологическая функция, заключающаяся в разработке методов познания, используемых всеми науками, тем самым оказывающая направляющее воздействие на науки.
3. Критическая функция, поскольку формирование нового мировоззрения должно сопровождаться критикой разного рода ошибок, стереотипов, заблуждений, предрассудков, встающих на пути истинного познания.
4. Теоретико-познавательная функция, заключающаяся в приращении нового знания.
5. Логическая функция, связанная с тем, что любой мыслительный процесс правильно организован, системен, последователен.

6. Этико-аксиологическая функция, связанная с ориентацией философии на гуманистические ценности.
7. Прогностическая, формирующая способность предвосхищать последствия своих действий, видеть перспективы развития ситуации.
6. Структура философии
Философия как система знаний имеет свою собственную структуру. Ее структурными элементами являются философские учения, рассматривающие какую-либо одну сторону материального и духовного мира.
Прежде чем приступить к краткой характеристике указанных разделов, обратим внимание на важное обстоятельство. Для развития философии характерны процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация означает разделение философии на все большее число относительно самостоятельных разделов и отраслей. Новые отрасли философии, как правило, вычленяются из старых, разрастаются, приобретают самостоятельное значение. В то же время многим современным сферам философского познания свойственны интегративные тенденции: они не только «отпочковываются» от одной или нескольких известных отраслей, но и вбирают в себя достижения многих других разделов философии, а также науки и культуры в целом. Так, философия и
методология науки в значительной мере выросла из классической теории познания. Одновременно она вобрала в себя целый ряд достижений социальной философии, философии культуры, истории философии, а также истории науки.
Философия искусства первоначально возникла как раздел эстетики. Однако она сумела впитать в себя достижения философии истории, антропологии, искусствознания и т.д. Философия глобальных проблем предполагает обобщение широкого круга знаний из области социальной философии, политики, экономики, геологии, биохимии и т.д.
Вместе с тем, за последнее время от философии “отпочковался” целый ряд наук, до недавнего времени даже преподававшихся на философских факультетах. Они сохраняют наиболее тесные связи с философией. Это
психология, культурология, политология, математическая логика, науковедение,
праксеология и некоторые другие.
Основные разделы философии следующие:
Онтология (греч. “ontos” — “сущее”) — учение о бытии мира и человека; о первоначалах всего сущего, выражаемых в универсальных принципах и категориях (вроде таких, как “мир”, “природа”, “материя”, “дух”,
«пространство», «время», «развитие», «эволюция»). Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией? Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.
Гносеология (греч. “gnosis” — знание) — теория познания, трактующая его сущность и возможности; условия достоверности и отношение к реальности; соотношение в нём истины и заблуждений; само понятие знания и его
разновидностей. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима ? И др.
Теория научного, особо сложного и ответственного познания нередко называется эпистемологией (греч. “episteme” — “мнение”).
Метафизика — так называются онтология и гносеология вместе взятые.
Метафизическими называют вопросы о разуме, душе, космосе, причинности, свободе выбора и т.п.
Логика (греч. “logos” — “слово”, “понятие”, “разумение”) — часть теории познания, а именно учение о мышлении, его общечеловеческих формах и принципах, законах последовательного и доказательного чередования мыслей при точном обсуждении любой проблемы. Логику интересует правильное мышление, процедуры проверки этой самой правильности наших размышлений.
Методология (греч. “metodos” — путь, имеется в виду — исследования, порядок совершения умственных и практических действий) — учение об эффективных приемах работы, принципах рациональной деятельности ученого и профессонала-практика.
Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной
антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философия рассматривает человека как особый род сущего, отличный от всех других существ. В философской антропологии осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования.
Аксиология (греч. “axia” — “ценность”) — трактует понятие ценностей
жизни и культуры, процедуры оценки значимых для человека явлений и событий.
Социальная философия — раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни.
Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами.
Этика (греч. “ethos” — нрав, обычаи) — учение о морали, т.е. правилах поведения людей, счастье и долге человека, его обязанностях по отношению к обществу, государству, своим ближним и к себе самому.
Эстетика (греч. “aistethicos” — ощущение, чувство) — учение о канонах
красоты, формах ее освоения и творчества, прежде всего в искусстве.
Философия религии обосновывает идею Бога и веру в него; анализирует аргументы сторонников и противников религии, пути ее исторического развития и роль в современном обществе.
История философии рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских
концепции с культурой и особенностями общества. В задачу истории философии входит также сопоставление различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущею. История философии является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания.
Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы
Примечание: данная форма самоконтроля позволяет студенту дать
собственные оценки и понимание философских вопросов.
1. С постановки каких проблем начинается философия?
2. Назовите те качества философских знаний, синтез которых делает философию «наукой о мудрости»?
3.
Что является предметом философского исследования? Объектом?
4. Как соотносятся философия и наука? В чем специфичность философии как науки?
5. Перечислите и охарактеризуй основные функции философии?
6. Какие аргументы послужили основанием для утверждения материалистического подхода к решению основных проблем философского знания?
7.
Раскройте, какие факторы порождают возможность идеализма в качестве одного из главных направлений в философии?
8. Что такое монизм? Дуализм? Плюрализм?
9. Какие, по вашему мнению, обстоятельства сыграли главную роль в постановке вопроса «Познаваем ли мир»?
10.
Каков круг проблем онтологии? Гносеологии? Философской антропологии? Аксиологии?
11. Отличите друг от друга понятия «скептицизм» и «агностицизм».
Примеры.
12. Какую роль выполняет философия в системе наук?
13. Обоснуйте построение современной картины мира, опираясь на функции философии.

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ к Разделу 1
1. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии,
Китае, Греции?
2.
Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии? «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике, этике… Подобно тому как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех его частей, которые могут быть изучены только под конец».
3. Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего само- сознания и Вашей жизненной позиции?
4. Какая, на ваш взгляд, функция философии отражена в высказывании Б.
Рассела? «...Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства».
5. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъек- тивное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию». Какое зна- чение для осознания сущности философии имеет это высказывание Гегеля? Ка- кую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских зна- ний?
6. Как отразились новейшие научные открытия XX в. на развитии филосо- фии? (И. Ньютон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, А. Эйнштейн).
7. В чем Вы находите разницу между философствованием и философией?
8. Кого, на Ваш взгляд, можно назвать истинным философом, какие каче- ства для этого необходимы?
9. Не кажется ли Вам удивительным, что среди известных философов прак- тически нет женщин? Чем бы Вы объяснили подобный феномен?
10. Разделяете ли вы позицию Г. Фихте? «...каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое филосо- фия; несмотря на то что он сам не участвует в этих исследованиях, он все же дол- жен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее об- ласть, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, па кото- рой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны со- вершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он нахо- дится».

Каталог: wp-content
wp-content -> Хроническая сердечная недостаточность: определение, классификация, диагностика
wp-content -> Лечение гериатрических пациентов с заболеваниями органов дыхания и кровообращения
wp-content -> План: Предмет экологической биохимии
wp-content -> Как алкоголь, табак и другие наркотики влияют на деторождение
wp-content -> Кафедра дерматовенерологии
wp-content -> Министерство здравоохранения и социального развития
wp-content -> Доброкачественная гиперплазия предстательной железы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница