Курсы повышения квалификации работников культуры и искусства



страница1/9
Дата29.04.2016
Размер1.62 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ГОУ «Областные курсы повышения квалификации работников культуры и искусства»



«Рабочая тетрадь по управлению»
Лариса Фоменко

Великий Новгород

2008 год
Содержание:
Тема 1. Стратегическое управление…………………………………………….3

1.1. Ключевые понятия стратегического управления……….…………………3

1.2. Иерархия целей………………………………………………………………6

Тема 2. Основные управленческие функции руководителя...………………...8

2.1. Эффективное руководство…………………………………………………..8

2.2. Развитие лидерского потенциала руководителя………………….………12

2.3. Планирование, проектирование и прогнозирование………………..…...16

2.4. Подбор и оценка персонала………………………………………………...33

2.5. Обучение персонала и адаптация…………………………………….……39

2.6. Мотивация и активизация персонала……………………………………...44

2.7. Постановка и распределение задач………………………………………...46

2.8. Контроль персонала………………………………………………………..53

2.9. Управленческие воздействия………………………………………………55

2.10. Коммуникативная функция………………………………………………58

Тема 3. Выращивание эффективных управленческих команд……………….59

Тема 4. Базовые инструменты руководителя учреждения……………………63

4.1. SWOT – анализ……………………………………………………………...63

4.2. Метод генерации идей «Мозговой штурм»………………………………66

4.3. Метод «Шесть стилей мышления»………………………………………...67

4.4. Метод синектики……………………………………………………………68

Тема 5. Развитие системы наставничества: адаптация, обучение, коучинг…71

5.1. Составляющие процесса наставничества………………………………….71

5.2. Этапы интеграции сотрудника в процессы организации……………..…72

5.3. Ключевые задачи наставника………………………………………………76

Тема 6. Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе………………..….82

Тема 7. Повышение стрессоустойчивости………………………………….….91

Обработка результатов тестов……………………………………………….….98

Использованная литература………………………………………………….…99


ТЕМА 1.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ



1.1.КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Управление - это воздействие на людей, поощряющее их направлять свое мышление и ресурсы туда, где они дадут наибольшие результаты.

Чтобы достичь этого, независимо от области, которой занимается менеджер, он должен осуществлять ряд базовых деятельностей:

• Ставить цели.

• Принимать решения о том, что должно быть сделано для достижения целей, гармонизируя в каждом своем решении требования близкого и отдаленного будущего.

• Планировать и организовывать работу, разбивая цели на задачи, ставя этим задачам в соответствие определенные деятельности и связывая их в организационные структуры.

• Создавать и поддерживать коммуникацию.

• Мотивировать людей, придавая смысл их деятельности и, тем самым, обеспечивать «качество трудовой жизни» людей в организации, их служебный рост.

• Анализировать, интерпретировать и оценивать результаты работы.

Кроме того, менеджер, конечно же, управляет непосредственно людьми. В современных работах по стратегическому управлению персонал организаций относят к основному ресурсу организации. Выделяют три фундаментальные области, непосредственно связанные с человеческим фактором:

• поведение людей в организации;

• управление групповыми процессами;

• управление организационными процессами.

Определим стратегическое планирование как процесс развития организации на долгосрочную перспективу.

В стратегическом планировании можно выделить три относительно самостоятельных этапа:



1. Целеполагание. Выработка стратегических целей на основе видения перспектив бизнеса лицами, принимающими стратегические решения.

2. Диагностика наличной ситуации, которая должна дать ответ, какие ресурсы, необходимые для достижения стратегических целей, имеет организация.

3. Определение пути - разработка стратегии, которая приведет к намеченной цели.

Людям, занимающимся стратегическим управлением, необходимо и достаточно понимать три сущности, относящиеся к управлению:



  • «цель»,

  • «ресурсы»,

  • «стратегии».

Цели определяются через осмысление видения и анализ окружения.

Стратегии определяются исходя из целей и окружения. На рисунке 1 видно, что из реального состояния, в котором в настоящее время находится организация, перейти к намеченной цели («модель идеальной ситуации») можно разными путями. Путь (а) подразумевает быстрые и радикальные изменения в компании, а затем постепенное доведение «деталей» до желаемого состояния. Путь (с) подразумевает постепенное, осторожное изменение компании, которое с накоплением достаточного количества относительно мелких нововведений в конце периода должно дать достаточно существенные изменения. Весь период стратегических нововведений разбивается на относительно небольшие периоды (t₁...tⁿ). Руководство компании достаточно хорошо должно представлять, в каком состоянии должна находиться организация по завершении каждого периода. На рисунке видно, что, скажем, состояние организации в точке аt достаточно сильно отличается от состояния организации в точке bt₁ . Хотя оба состояния относятся к одному и тому же периоду времени.

Последовательность этапов («постановка цели-ресурсы-стратегия») довольно условна. Речь, скорее, идет о постоянной стратегической работе высшего персонала организации, в ходе которой менеджеры постоянно возвращаются к каждому из этих этапов.

Однако порядок этих этапов имеет рациональное обоснование. Выработка и постановка стратегических целей, к примеру, необходима для того, чтобы иметь ясное основание, как подходить к оценке стратегических ресурсов организации, то есть ко второй процедуре- диагностике. Если это делать при отсутствии осознанных стратегических целей, оценка будет неполной. Руководство организации сможет оценить лишь «актуальные ресурсы» - то есть оценка капитала, информации и персонала, например, будет производиться в отношении той деятельности, которая уже имела место в этой организации.

В свою очередь, когда цели определены и оценены потенциальные ресурсы, создается возможность разработать стратегию, то есть определить, как оптимально использовать имеющиеся ресурсы, чтобы с наименьшими трудностями добраться до намеченных целей.

Нужен еще набор основополагающих принципов и правил поведения персонала всех уровней в условиях, когда план «трещит по швам».

Образно выражаясь, стратегия – это «карта местности», по которой предстоит двигаться. Она более или менее правильно отражает представления составителей этой карты о местности, которая отображена на этой карте, и об эффективном поведении людей, которые хотят успешно путешествовать по этой местности. Поскольку карта еще не сама местность, то всех случаев не предусмотришь. Поэтому нужны правила поведения в условиях неопределенности. Тогда сам стратегический план в этой метафоре можно представить в виде маршрута на карте. Этот план подсказывает, в какое время года лучше осуществлять переправу через реку, где переждать сезон дождей и т.п.

Инструкция отражает представление стратега о том:

• что можно делать при любых обстоятельствах;

• чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах;

• что надлежит делать в обстоятельствах, которые допускают творчество.

Различают понятия «стратегическое планирование» и «стратегическое управление».

Под стратегическим управлением будем понимать стратегическое планирование с обратной связью.

Необходимо создавать формальные и неформальные способы получения обратной связи о том:

• насколько намеченные цели соответствуют изменившемуся внешнему окружению:

• в каком состоянии ресурсы и их потенциал;

• не устарели ли стратегии.

Как правило, стратегическое планирование носит долгосрочный характер: действия расписываются на срок от 2 до 5 лет вперед.



Текущее, или годовое планирование основывается на показателях стратегического плана. Стратегический план позволяет менеджерам ясно понимать: на каких рынках работает организация, какие товары или услуги она намеревается продвигать в перспективе.

ЗАДАНИЕ


В своей деятельности я:

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Ставлю цели










Принимаю решения о том, что должно быть сделано для достижения целей










Планирую и организовываю работу










Создаю и поддерживаю коммуникацию










Мотивирую людей, придавая смысл их деятельности










Анализирую, интерпретирую и оцениваю результаты работы










Забочусь о своем духовном росте










Итого:









Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (поставьте галочку в соответствующей колонке):
Подсчитайте количество галочек в каждой колонке.

Если в колонке «да» у Вас не менее 6 баллов - поздравляем, Вас можно назвать эффективным менеджером.

Если в колонке «нет» у Вас более 5 баллов - это повод задуматься о том, интересна ли Вам Ваша работа.

Если в колонках «да» и «нет» у Вас примерно одинаковое количество баллов, подумайте, как можно улучшить Ваши результаты

Если в колонке «затрудняюсь ответить» у Вас более 2 баллов - скорее всего Вы слишком формально подошли к выполнению задании, вернитесь к выполнению этого задания позже.


Каталог: tinybrowser -> files
files -> Уроки выживания для населения в различных чс
files -> Детские страхи Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового
files -> Короткой строкой
files -> Меры медицинской помощи при отравлении ртутью и её соединениями
files -> Оказание первой помощи пострадавшим при ушибах, порезах, обмороке, ожогах, отравлениях, обморожениях
files -> Если в 2013 году Всемирный День борьбы с остеопорозом был посвящен женщинам, то в 2014 мужчинам
files -> Профилактика клещевого энцефалита и болезни Лайма
files -> Правда и вымысел о спиде


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница