Куртеева Мария Сергеевна, Екатеринбург 2013 пояснительная записка к рабочей программе детского объединения «Тряпичная кукла» на 2013-2014 учебный год первый год обучения рабочая программа



Скачать 43.67 Kb.
Дата25.04.2016
Размер43.67 Kb.
ТипПрограмма
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГАЛАКТИКА»



Согласовано:

Методический совет МБОУ ДОД ЦДТ «Галактика»

Протокол № от 20__ г.

Председатель МС



Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД ЦДТ «Галактика»

_____________/ О.А. Стаина

Приказ № от 20__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2013-2014 учебный год

детское объединение «Тряпичная кукла»

(возраст обучающихся – 7 - 16 лет, срок реализации образовательной программы дополнительного образования – первый год обучения)

Составитель

Педагог дополнительного образования

Куртеева Мария Сергеевна,

Екатеринбург

2013


Пояснительная записка

к рабочей программе детского объединения «Тряпичная кукла» на 2013-2014 учебный год

первый год обучения

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Грибенас Людмилы Анатольевны. Направление деятельности: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое. Уровень усвоения: 1 год. Возрастной диапазон: средний школьный возраст.

Данная программа разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы, работ творческой группы «Кукольных дел мастера» на сайте творческих учителей и собственного опыта. Дополнительная общеобразовательная программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка. Программа вводит ребенка в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Сухомлинский говорил, что творчество детей на кончиках их пальцев. Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастет созидателем и творцом. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Тряпичная кукла в старину играла большую роль:

она была участницей многих праздников и обрядов; являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода; была оберегом; в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы; самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии. В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости: сам процесс изготовления приносит радость; работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности; при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи); изготовив игрушку ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т.е. осваивает различные социальные роли; застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.

Цель программы – формирование практических навыков художественно-творческой деятельности.

Задачи программы:


  • Обучающая: Освоить приемы работы с различными видами ткани.

  • Развивающая: Развивать изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление.

  • Воспитательная: Воспитание духовной культуры обучающихся через художественное творчество.

Знакомство с традиционными русскими куклами позволит нам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа. Наряд русской куклы несет не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе. Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века «каменного». Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде. Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики. По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир славянской культуры.

Данная программа ориентирует на решение задач декоративно-прикладного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое; носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся духовной и художественной культуры.

Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное. Народные куклы являются частью традиционной деткой культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей. Кроме того, традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети. Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития. В этом основная ценность культуры. Сегодня уже очевидно, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков. Один из путей лежит через декоративно-прикладное творчество. Декоративно-прикладное творчество обладает сильными мотивационными инструментами. Оно способствует не только познанию и самопознанию ребенка, но и его самовыражению.

Основными методами, обеспечивающими усвоение воспитанниками материала, развивающими их творческую деятельность являются: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа, дидактическая игра, анализ и сравнение. На протяжении курса обучения, дети знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а так же делают куклу по собственным замыслам.

Формы подведения итогов: выставки, школьные, муниципальные, областные конкурсы творческих работ, экспозиции детских творческих работ.

Для реализации программы необходима следующая материально-техническая, дидактико-методическая база:

Материально-техническое

обеспечение Дидактико-методическое

обеспечение

Ткань


Ножницы

Нитки


Кабинет Методическая литература

Мультимедийное сопровождение

Отличительной особенностью содержания программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями. Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Программа предполагает совместную работу детей с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность. Возраст детей, участвующих в реализации данной программе – 7-16 лет. Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся три раза в неделю, продолжительность одного занятия – 2 час.

Ожидаемые результаты:



  • у детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;

  • они будут знать классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;

  • дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол;

  • смогут самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол;

  • научатся создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы;

  • усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.

Всего за год обучения запланировано 96 часов (48 занятий). С учетом того, что курс начинается во 2 половине учебного года, планирую в неделю 3 занятия по 2 часа.

Каждое занятие обязательно включает в себя:

1. Этнографию и историю:

- вводный разговор о Русской Народной кукле;

- рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы;

- обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;

- рассказ о материалах, из которых делалась кукла.

2. Прикладную часть:

- инструктаж по технике безопасности;

- подготовка материала для изготовления куклы;

- изготовление куклы.


Календарно-тематическое планирование

№ Тема урока

Кол-во час

Содержание

Контроль

1

Вводное занятие



1

Презентация творческих работ. Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, иголкой).

Беседа

2

Изготовление куклы «Пеленашка»



2

Обереговая кукла «Пеленашка», народные традиции изготовления «Пеленашки».

Творческая работа

3

Изготовление куклы «Кувадка»



2

На примере сказки показать глубину и красоту русской культуры, познакомить детей с прикладным искусством русского народа, и научить делать куклу-закрутку.

Творческая работа

4

Изготовление куклы «Кормилка»



2

Кукла «кормилка» - образ замужней женщины, кормящей матери.

Творческая работа

5

Изготовление куклы «Зайчик на пальчик»



2

Познакомить детей с игровыми куклами и научить делать куклу "Зайчик на пальчик"

Творческая работа

6

Изготовление куклы «Бессонница»



2

Магическая колыбельная кукла «Бессонница» – обрядовая кукла, которая оберегала сон ребенка. В процессе изготовления приговаривали «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй этой куклой»

Творческая работа

7

Изготовление куклы «Столбушка»



2

Познакомить детей с более сложными в изготовлении куклами, а так же с русским народным нарядом на примере шитья одежды для куклы, изготовление берестяной куклы-столбушки
Береза - одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев.Кукла»Столбушка» - подружка и берегиня, закрутка на бересте

Творческая работа

8

Изготовление куклы «Помощница»



2

Кукла «Помощница». Существенным отличием является то, как создается ее голова. В основе головы грецкий орех и семь зернышек гречихи

Творческая работа

9

Изготовление куклы «Параскева-пятница»



2

Параскеву трактуют как помощницу во всех работах и ремеслах, особенно в прядении льна. День недели Пятница в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел считался днём отдыха для женщин

Творческая работа

10 Изготовление куклы «Берегиня дома»

2

Мешочек счастья. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом.

Творческая работа

11 Изготовление куклы «Кукла на счастье»

2

Кукла «На счастье» -символ женского счастья. В традиционной кукле «На Счастье» главное − это волосы, в них женская сила. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой

Творческая работа

12 Изготовление куклы «Спиридон-солнцеворот»

2

Спиридон поворотом колеса может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону. Спиридона делают как куклу-мужчину. Как обычнуюстригушку, только нижний пучок соломы (мочала) делится на две части - ноги. И обязательный атрибут - колесо.

Творческая работа

13 Изготовление Новогодней куклы «Благодать»

2

Куклу "Благодать" делали на святки и дарили со словами : "Не грусти, не унывай, рук не опускай". Кукла от хандры; пожелание достатка, благополучия, сытости и здоровых детей - это обозначается большой грудью. Колокольчик - кукла добрых вестей

Творческая работа

14 Изготовление новогодней куклы «Колокольчик»

2

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

Творческая работа

15 Изготовление рождественской куклы «Ангел»

2

Обряды Рождества. Ткань нужно брать обязательно светлых оттенков

Творческая работа

16 Изготовление куклы «Домашняя Масленица»

2

Масленица. Обряды и традиции. Сама кукла традиционная узелковая – созданная из лоскутков без иголки с ниткой (так было принято делать обрядовые и обереговые куклы у славян, тела которых не должен был касаться металл – «не колотые, не резаные»). Блины будем шить и потом пришивать.

Творческая работа

17 Изготовление куклы «Вербная»

2

Такая кукла считается подарком и может заменять собой пасхальное яйцо. Издревле такие куколки готовились всегда перед праздником. Лицо и руки Вербницы делаются из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение

Творческая работа

18 Изготовление куклы «Веснянка»

2

Куколку делаем, чтобы порадовать себя и близких и поддержать здоровье в весенние месяцы. Зимой она будет напоминать о солнечных днях. Храним её до следующей весны, до того момента, когда можно будет сделать новую куколку, а эту оставить на память о прошедших месяцах.

Творческая работа

19 Изготовление куклы «Пасхальная Голубка»

2

Обычаи и традиции Пасхи. Кукла «Пасхальная голубка» из серии Пасхальных кукол изготавливалась на Пасху. Кукла красного цвета («Пасха красная») напоминает голубку – символ Благой вести о Воскресении Христовом.

Творческая работа

20 Изготовление куклы «Семик и Семичиха»

2

«Семик и Семичиха» - это имена кукол, которые пришли к нам из язычества. Их изготавливали для праздника: седьмая неделя после праздника Пасхи, канун Троицы, называлась семиковой.

Творческая работа

21 Изготовление куклы «Жница»

2

Жницу делали перед жатвой. С ней детки, узелок с едой и сноп первого урожая. С началом жатвы обязательно надо смастерить Жницу с колосками нового урожая

Творческая работа

22 Изготовление куклы «Покосница»

2

Эта кукла – образ женщины во время сенокоса. Покосница приближает ребёнка к древним традициям, как бы делая его участником взрослой работы. ИгровуюПокосницу взрослые делали детям во время сенокоса, чтобы развлечь и занять их, пока взрослые заняты.

Творческая работа

23 Изготовление куклы «Рябинка»

2

Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.

Творческая работа

24 Изготовление куклы «Крупеничка»

2

Познакомить детей с народным календарем, народными земледельческими праздниками и обрядами плодородия. Научить делать куклу-зерновушку (крупеничку).

Творческая работа

25 Изготовление куклы «Неразлучники»

2

Свадебные куклы. Традиции свадебного поезда

Творческая работа

26 Изготовление куклы «Мировое Древо»

2

Мировое дерево символизирует единство мира (крона – Небеса, ствол – Мир живых людей, корни – Подземное царство). Это своеобразная модель Вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место.

Творческая работа

27 Изготовление куклы «Красота»

2

«Красота» олицетворяла молодость, красоту, умение, прощание с домом и принадлежность мужу, состояние перехода в женскую долю. Красная грудь - символ зрелости девушки. Куклу перед свадьбой делала невеста, используя свои навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева. По одежде этой куклы судили о мастерстве хозяйки." Красота" выставлялась на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты.

Творческая работа

28 Изготовление куклы «Хранительница приданного»

2

Хранилась в сундуках, отгоняя своим еловым запахом моль.

Творческая работа

29 Изготовление куклы «На здоровье»

2

Целительная кукла "На здоровье" делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичени забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается.

Творческая работа

30 Изготовление куклы «Кубышка-травница»

2

Кубышка-травница наполнена душистой лекарственной травой.куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного.

Творческая работа

31 Изготовление куклы «Ловушка для снов»

2

Ловушку для снов делают обычно весной и располагают над кроватью. Она оберегает наш сон или сон ребёнка, улавливая, притягивая добрые сны и задерживая злые до первых лучей утреннего солнца, в которых они растворяются. Так любые сны теряют негативную окраску.

Творческая работа

32 Изготовление куклы «Столбушка с косой»

2

Изготовление куклы на лоскуте. Изготовление волос для куклы из льняной кудели.

Творческая работа

33 Изготовление куклы «Мартенички»

2

Изготовление нитяных кукол.
Образ мальчика и девочки.

Творческая работа

34 Изготовление куклы « Купавка»

2

Изготовление куклы на основе креста из палочек с обязательными разноцветными ленточками на руках-палочках. Эту куклу делают перед началом купального сезона на праздник Ивана-Купалы.

Творческая работа

35 Изготовление куклы «Птица счастья»

2

Очень красивая, клолритная кукла.

Творческая работа

36 Изготовление куклы «Кубышка-благополучница»

2

С копеечкой в объемистом тельце-мешочке.

Творческая работа

37 Изготовление куклы «Зольная»




Традиционная кукла берегиня семейного очага.

Творческая работа

38 Изготовление куклы «Солнечный коник»

2

Прекрасная игровая кукла.

Творческая работа

39 Изготовление куклы «Вишня»

2

Красивая, нарядная кукла с «Вишнями». Красна-девица.

Творческая работа

40 Изготовление куклы «Северная берегиня»

2

Эта кукла символизирует связь поколений. Ее делают из старых, поношенных тканей, принадлежащих членам семьи. Очень интересная, необычная куколка.

Творческая работа

41 Изготовление куклы «Десятиручка»


2

это многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д.
Можно повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе. Современные рукодельницы готовя таких куколок, каждой руке наказывают, в каком деле она должна быть помощницей.

Творческая работа

42 Изготовление куклы «Вепсская кукла»

2

Эта кукла, сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая". Голова, ручки и ножки куклы делаются из необработанной ткани или ветоши и скручиваются ниткой.

Творческая работа

43 Изготовление куклы «Московка»

2

Оберег крепкой дружной семьи.
Ее держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке и не давали в руки никому чужому.
Основа куклы – березовое полено – символ мужской силы, а сама она – архетип матери и символизирует материнскую заботу и любовь. По народному поверью, эта кукла помогает воплотить в жизнь желание иметь здорового ребенка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.
К ней поясом привязано 6 детишек, получается СемьЯ. Считалось, что большое количество детей ведет к процветанию рода, потому что в доме, где много работников, всегда будет достаток.

Творческая работа

44 Изготовление куклы «Любава»

2

Покровительница женского счастья.

В ее руках – два мешочка. В каждый из мешочков Вы можете положить что-то, что будет символизировать Ваше желание: денежку, маленькую машинку, символ страны, в которую Вы хотите отправиться.



Творческая работа

45 Изготовление куклы «Подорожница»

2

маленькая куколка с котомкой, в которую помещали щепотку земли или золы. Правда очень маленькую щепотку, ведь кукла крохотная 5-6, а бывает и 3 см высотой. По другим преданиям в котомку помещали зерно или горошину, чтобы путник был сыт.

Творческая работа

46 Изготовление куклы «Девка-Баба»

2

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Творческая работа

47 Изготовление куклы «На ложке»

2

Очаровательная кукла - подарок маме.

Творческая работа

48

Выставка творческих работ



2

Организация, проведение, подведение итогов курса

Выставка

Итого:

96

часов








Список литературы

1. Горичева В. С. Куклы. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 1999.

2. Жадан А. А. Жемчужины мысли. Минск “Беларусь”, 1991.

3. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. « Русская традиция», 2004г.

4. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003

5. Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. Культорологический очерк – СПб. Абрис, 1999.

6. Крымова М. Создай успех и радость. – СПб.: ИД “Весь”, 2000.

7. Лихачева Т. Г. Моя подружка – мягкая игрушка. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 2000.

8. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. - М, 2000

9. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997

10. Телегина В. Начальная школа- №22 \ 97

11. Трунов М. В., Китаев Л. М. Экология младенчества. Первый год. М.: “Ирис- Пресс”, 1993.




Каталог: uploadedFiles -> files
files -> Методические рекомендации для врачей «Применение отечественного гемостатического препарата Полигемостат у пациентов с синдромом Диабетической стопы» содержат материал, который обобщил опыт
files -> Зезин Н. Н. доктор сельскохозяйственных наук
files -> Совместные роды. Роль семьи в родах
files -> 2 принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 21 ноября 2000 г
files -> Урологическое здоровье мужчин
files -> Классификация близорукости у детей
files -> «свердловский областной центр по профилактике и борьбе со спид и инфекционными заболеваниями» в и ч инфекци я


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница