Квалификации выпускника специалист, бакалавр Москва 2014 Физическая культура Адаптационная



страница1/4
Дата01.05.2016
Размер0.61 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
    Навигация по данной странице:
  • (РГГУ)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)


Москва
Кафедра физического воспитания
Адаптационная программа дисциплины

Физическая культура

Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями


Рекомендуется для всех направлений и специальностей подготовки

Квалификации выпускника – специалист, бакалавр



Москва 2014

Физическая культура

Адаптационная программа
Составители: И.о.зав.кафедры Зозуля И.В. ,профессор к.б.н. Кулаков А.А.,

доцент Заремба Л.А.


Учебно-методический комплекс утвержден

На заседании кафедры физического воспитания

25.11.2014 , протокол № 5

АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
Аннотация рабочей программы

Цикл «Физическая культура» является частью подготовки студентов по всем направлениям и специальностям подготовки.

Раздел «Физическая культура» реализуется кафедрой физического воспитания.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с физической культурой, как частью общечеловеческой культуры, здоровым образом жизни и его основных составляющих, социально-биологическими основами адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, подготовкой к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. возрастной физиологией, самоконтролем за физическим состоянием, психофизической основой физической культуры и спорта, гигиеной.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости по балльной шкале и промежуточный в форме зачета.

Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы, 338 часов.



Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 18 часов, методико-практические занятия - 18 часа, практические занятия – 302 часов.
Пояснительная записка

Цель дисциплины: Целью дисциплины « Физическая культура» является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств и методов физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • знание научно - биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

  • приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей физической подготовленности к будущей профессии и быту;

  • создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.


Место дисциплины в структуре : Физическая культура относится к базой части дисциплины Блока №1

Требования к выходным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре: ОК-8 влияние практических навыков и умений, знания оздоровительных систем физической культуры на укрепление здоровья, профилактику, общих, профессиональных заболеваний и вредных привычек;

  • методы контроля, самоконтроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

  • правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности.

уметь:

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, комплексы развития и совершенствования физических качеств, общей физической подготовки (ОФП) с использованием как традиционных, так и современных средств физической культуры и спорта;

  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой.

  • использовать приобретенные знания и навыки при организации «фоновых» занятий физической культурой и спортом в трудовых коллективах будущей профессиональной деятельности, на отдыхе.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья, подготовки к профессиональной деятельно в процессе активной творческой деятельности по формированию здорового образа жизни.

  • владеть навыками ведения здорового образа жизни, участвовать в занятиях физической культурой и спортом.


Разработчики ООП по направлениям подготовки сами указывают компетенции, относящиеся к дисциплине « Физическая культура».
Структура дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 338 часов.

Лекционные, методико-практические и практические занятия проводятся согласно Содержанию дисциплины « Физическая культура», с учетом групп здоровья студентов, спортивной специализации, на основании планов преподавателей, утвержденных кафедрой физического воспитания. Общий тематический план приведен в таблице 1



Таблица 1

п.п


Раздел

дисциплины



семестр


Недели семестра

Виды учебной работы и трудоемкость в часах

Формы текущего контроля

успеваемости



лекции

Практические

занятия


семинары



Тема 1. Физическая культура в профессиональной подготовке студента и социокультурное развитие студента.

1

2

2







Контрольная работа



Тема 2. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности.

1

2

2







Контрольная работа



Практические занятия1

1

3-17




54




См. таблицу №2












4

54




Зачет



К теме 1. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда

2

2







2

См. таблицу №2



К теме 2. Методы оценки уровня здоровья. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы)

2

2







4






Практические занятия2

2

3-17




48




См. таблицу №2















48

6

Зачет



Тема 3. Социально-биологические основы адаптации человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания.

3

1,2

6







Контрольная работа



Практические занятия3

3

3-18




54




См. таблицу №2












6

54




Зачет



К теме 3. Методы самостоятельной диагностики функционирования отдельных систем организма

4

1







4

Контрольная работа



Практические занятия

4

2-17




48




См. таблицу №2














48

4

Зачет



Тема 4. Возрастная физиология человека и особенности занятий физической культурой и спортом в различные периоды онтогенеза.

5

1

4







Контрольная работа



Практические занятия

5

2-18




54




См. таблицу №2












4

54




Зачет



К теме 4. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание) Методика самооценки уровня и динамики общей физической подготовленности с учетом возрастной физиологии

6

1,2







6

Контрольная работа



Практические занятия

6

3-17




48




См. таблицу №2















48

6

Зачет



Тема 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий культурой и спортом

7

1

2







Контрольная работа



Тема 6. Психофизические основы физической культуры и спорта. Гигиена Физической культуры и спорта.

7

2

2







Контрольная работа



Практические занятия

7

3-17










См. таблицу №2












4







Зачет



К теме 5.. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы). Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности

8

1,2







4

Контрольная работа



К теме 6. Методики самостоятельного освоения отдельных приемов снятия психоэмоциональной нагрузки. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками спортивной гигиены




3







2

Контрольная работа












36

302









 См. Практический раздел.

Содержание дисциплины

1.Теоретический раздел

Первый курс

(обязательная тематика- 6 часов).

Тема 1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов И социокультурное развитие личности студента - 2 часа.

Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества. Средства физической культуры. Основные составляющие физической культуры. Основные понятия дисциплины: Физическая культура, физическое воспитание, физические качества, физическое развитие, физические упражнения. Социальные функции физической культуры. Формирование физической культуры личности.



Тема 2. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности - 4 часа.

Здоровье человека как ценность. Факторы его определяющие. Влияние образа жизни на здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные требования к организации здорового образа жизни. Роль и возможности физической культуры в обеспечении здоровья. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни. Личное отношение к здоровью, общая культура как условие формирования здорового образа жизни.


Второй курс

(обязательная тематика- 6 часов).

Тема 3. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической И умственной деятельности, факторам среды обитания – 2 часа.

Воздействие социально- экологических, природно-климатических факторов и бытовых условий жизни на физическое развитие и жизнедеятельность человека. Организм человека как единая саморазвивающаяся биологическая система. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма, обеспечивающие двигательную активность. Физическое развитие человека. Роль отдельных систем организма в обеспечении физического развития, функциональных и двигательных возможностей организма человека. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных функциональных систем и организма в целом под воздействием направленной физической нагрузки или тренировки.



Тема 4. ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА. (4 ЧАСА)

Физиологические закономерности развития организма человека. Влияние генетических и социально-приобретенных признаков на развитие организма и физические способности.

Биологический и паспортный возраст. Развитие организма и изменения физических способностей в различные возрастные периоды. Рекомендации по организации занятиями физической культурой и спортом.

Физиологические основы освоения и совершенствования двигательных действий. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности. Двигательная активность и ее влияние на устойчивость, и адаптационные возможности человека к умственным и физическим нагрузкам при различных воздействиях внешней среды. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие и на жизнедеятельность человека. Влияние индивидуальных особенностей и самостоятельных занятий физической культурой.



Третий курс

(обязательная тематика- 6 часа).
Тема 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий - 4 часа.

Контроль над состоянием организма человека во время занятий ФК и спортом. Врачебный контроль. Группы здоровья. Педагогический контроль. Самоконтроль, основные методы и формы самоконтроля. Субъективные и объективные показатели самоконтроля. Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма. Формы, средства и содержание самостоятельных занятий физической культурой. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС.

Особенности самостоятельных занятий, направленных на активный отдых, коррекцию физического развития и телосложения, акцентированное развитие отдельных физических качеств. Дневник самоконтроля. Использование отдельных методов контроля при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Коррекция содержания и методики занятий по результатам показателей контроля. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности.

Тема 6. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (2 ЧАСА)

Мотивация и отношение личности к занятиям физической культурой. Методы регулирования психоэмоционального состояния на занятиях, повышение уровня внимания, восприятия, мышления и памяти средствами физической культуры. Регуляция уровня возбуждения, стресса и тревожности.

Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы её определяющие. Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Регулирование работоспособности, профилактики утомления студентов. Личная гигиена, гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими упражнениями, гигиена физических упражнения, закаливания и питания.

2. Методико – практический раздел

Первый курс (обязательная тематика- 6 часов).

К теме 1. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда – 2 часа.

К теме 2. Методы оценки уровня здоровья. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы) – 4 часа.

Второй курс (обязательная тематика- 6 часов).

К теме 3. Методы самостоятельной диагностики функционирования отдельных систем организма – 2 часов. К теме 4. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание) Методика самооценки уровня и динамики общей физической подготовленности с учетом возрастной физиологии – 6 часа.

Третий курс (обязательная тематика- 6 часов).

К теме 5.. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы). Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности – 4 часа.

К теме 6. Методики самостоятельного освоения отдельных приемов снятия психоэмоциональной нагрузки. Методики эффективных и экономических способов овладения жизненно важными умениями и навыками спортивной гигиены – 2 часа.


3. Практический раздел

Учебные занятия со студентами с нарушениями оппорно-двигательного аппарата, слуха и зрения проводиться в основном учебном отделении, где занимаются студенты основной и подготовительной медицинских групп, базируются на применении разнообразных средств физической культуры спорта.

Виды физических упражнений для включения в рабочую программу по дисциплине «Физической культуре» определяются кафедрой физического воспитания в зависимости от условий проведения учебных занятий и индивидуального плана преподавателей, утвержденного на заседании кафедры. В практическом разделе могут использоваться физические упражнения из различных видов спорта, оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут применяться различные тренажерные системы и спортивный инвентарь.



Практический учебный материал (включая зачетные требования и нормативы) для студентов (специальной медицинской группы) с нарушениями оппорно-двигательного аппарата, слуха и зрения проводиться в основном учебном отделении, разрабатывается преподавателями кафедры для студентов своего факультета с учетом медицинских показаний и противопоказаний для каждого студента.

Студенты, освобожденные от практических занятий, пишут рефераты, связанные с особенностями использования средств физической культуры с учетом индивидуальных отклонений в состоянии здоровья (приложение 1).



Система текущего и промежуточного контроля сформированности компетенций

Студенты, занимающиеся по дисциплине "Физическая культура" в специальном отделениях и освоившие учебную программу, в каждом семестре выполняют зачетные требования по дисциплине « Физическая культура» с соответствующей записью в зачетной книжке студента («зачтено»).

Для организации промежуточных и итоговых аттестаций в текущем семестре преподаватели кафедры физического воспитания разрабатывают методические рекомендации для всех специальностей и направлений подготовки.

Кафедрой разработана «балльная» система оценок для студентов дневного отделения, учитывающая возможные различные формы занятий по дисциплине

« Физическая культура» в зависимости от определенной группы (отделения) практических занятий. (Таблица 2)

Критерием успешности освоения учебного материала является экспертная оценка преподавателя, учитывающая регулярность посещения обязательных учебных занятий, знаний теоретического раздела программы и выполнение установленных на данный семестр тестов общей физической и спортивно-технической подготовки для отдельных групп различной спортивной направленности. После каждого занятия преподаватель проставляет в журнале бальную оценку за текущее занятие, которая может быть от 1 до 5 баллов. Преподаватель может проставить дополнительные баллы в случае выполнением студентом дополнительных заданий.

Перечень требований и тестов по каждому разделу, их оценки в очках разрабатываются кафедрой физического воспитания и охватывают их общую физическую, спортивно-техническую и специальную физическую подготовленность, а также уровень теоретических знаний.

В каждом семестре студенты выполняют тесты физической подготовленности в зависимости от принадлежности к медицинской группе. (приложение 2).

Суммарная оценка выполнения тестов общей физической и спортивно-технической подготовленности определяется по количеству баллов, набранных во время всех тестов, при условии выполнения каждого из них не ниже, чем на один балл.

Зачетный уровень для промежуточных аттестаций и суммарной итоговой оценки в баллах устанавливается для каждого семестра кафедрой физического воспитания для всех направлений подготовки и специальностей одинаковый, представленный в таблице 2.



Аттестационные требования по дисциплине

«Физическая культура» для студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями 1 – 3 курсов очного отделения

Для получения зачета

в 1 и 2 семестре необходимо набрать min 60 баллов
Аттестационные требования

1-ого семестра

Первая промежуточная аттестация, необходимо набрать не менее 12 баллов.


Вторая
промежуточная аттестация, необходимо набрать не менее 20 баллов.
Третья
промежуточная аттестация , необходимо набрать не менее 30 баллов

.

2-ого семестра

Первая промежуточная аттестация, необходимо набрать не менее 15 баллов.
Вторая
промежуточная аттестация, необходимо набрать не менее 20 баллов.
Третья зачётная
аттестация, необходимо набрать не менее 30 баллов

Для получения зачета за учебный год необходимо набрать не менее 60 баллов ( Д ).

При 100-95 баллов-А ; 90-83 баллов-Б; 82-68 баллов-С ; 67-56 баллов-Д ;

Согласно пунктам 1,2 общих требований.

Аттестационные требования к студентам РГГУ, обучающихся по индивидуальному плану по дисциплине «Физическая культура» для студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями 1 – 3 курсов очного отделения (с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения)

1 семестр

С нарушением слуха
Первая промежуточная аттестация, необходимо набрать не менее 15 баллов. Вторая промежуточная аттестация, необходимо набрать не менее 18 баллов.
Третья промежуточная аттестация , необходимо набрать не менее 20 баллов.
Тесты 1-ой и 2-й 3-й промежуточных аттестаций ( 6-я; 12-я , 16-я недели) (Таблица №1).

2 семестр 2014-2015 учебного года
Первая промежуточная аттестация, необходимо набрать не менее 18 баллов. Вторая промежуточная аттестация, необходимо набрать не менее 20 баллов. Тесты 1-ой и 2-й промежуточных аттестаций ( 6-я; 12-я , недели) (Таблица №2). Тесты 3-й зачетной аттестации ( 16-я неделя ) (Таблица№3).

Для получения зачета за учебный год необходимо набрать не менее 12 баллов и сдать “Индивидуальный график занятий “, который составлен совместно с преподавателем (Приложение №1) и дневник самоконтроля (Приложение№2).

20 баллов-А ;18 баллов-Б; 16 баллов-С ;15баллов-Д ;12баллов-Е

Аттестация студентов временно освобожденных от практических занятий

(Согласно общим требованиям пункт 3) Защита реферата осуществляется до 1 декабря 1-го семестра и 1 мая 2-го семестра.

Тема рефератов прилагаются. (Приложение №1)

Таблицы и приложения



Таблица №1

Оценка в баллах

Бег без остановки и
учета времени (мин.)


Прыжки со скакалкой (60 сек.)

Прыжок в длину с места (см)

Упражнения на пресс (наклоны вперед)

Отжимания в упоре лежа

 

Юн.

Дев.

Юн.

Дев.

Юн.

Дев.

Юн.

Дев.

Юн.

Дев.

5

4

3



2

1


40

35

30



25

20


40

35

30



25

20


120

110


100

95

90



120

110


100

95

90



210

200


180

160


150

180

160


150

140


130

35

30

25



20

15


30

25

20



15

10


30

25

20



15

10


15

12

10



8

5


Таблица №2

Оценка в баллах

Бег без остановки и учета времени (мин.)

Прыжки со скакалкой (60 сек.)

Прыжок в длину с места (см)

Упражнения на пресс (наклоны вперед)

Отжимания в упоре лежа

 

Юн.

Дев.

Юн.

Дев.

Юн.

Дев.

Юн.

Дев.

Юн.

Дев.

5

4

3



2

1


45

43

40



35

30


45

43

40



35

30


120

110


100

95

90



120

110


100

95

90



210

200


180

170


165

160

150


140

130


120

35

30

25



20

15


40

35

30



25

20


30

25

20



15

10


12

10

9



8

6



































Таблица №3

Оценка в баллах

Бег 2000/ 3000 м (сек)

Бег 60 м (сек.)

Прыжок в длину с места (см )

Отжимания в упоре лежа

 

3000Юн.

2000 Дев.

Юн.

Дев.

Юн.

Дев.

Юн.

Дев.

5

4

3



2

1


17,00

18,30


20,30

21,00


21,30

14,00

15,00


15,30

16,00


16,30

8,2

9,0


9,5

10,0


10,5

8,9

9,5


10,0

10,8


11,5

220

210


200

190


180

170

165


160

150


140

35

30

25



20

15


12

10

8



7

6




Каталог: upload -> main
main -> Тесты для оценки функционального состояния Заболевания сердечно-сосудистой системы
upload -> Секция авиации и космической техники «физика космоса»
upload -> Методические рекомендации организация деятельности по резервам финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
upload -> Кардиоренальные взаимоотношения и качество жизни при лечении больных хронической сердечной недостаточностью с сопутствующим сахарным диабетом 2 типа 14. 00. 06 Кардиология
main -> Памятка для населения Малярия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница