«Лекарственные растения Краснодарского края»



Дата28.04.2016
Размер1.89 Mb.
ТипУрок
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 24 хутора Северокавказского

муниципального образования Новокубанский район Краснодарский край

Кубановедение


1-4 классы

«Лекарственные растения

Краснодарского края»


Подготовила:

учитель начальных классов

Кулешова Любовь Давыдовна

2015 год


Кубановедение.1-4 классы

Тема урока: «Лекарственные растения Краснодарского края»

Цели урока:

1.Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях

Краснодарского края.

2.Научить учащихся распознавать лекарственные растения и как их использовать в жизни.

3. Прививать любовь к родному краю, природе.

4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.


Оборудование:

1.Иллюстрации лекарственных растений.

2.Карточки для работы в парах и группах.

3.Рецепты приготовления фиточая.

4.Ноутбук, медиапроектор, экран.

Планируемые результаты:


Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Различать и узнавать изученные объекты живой природы.



Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.



ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

Слайд №1
Учитель: Ребята, мы сегодня на уроке отправимся в путешествие по родной Кубани и узнаем много нового и интересного.
2. Актуализация знаний.
Учитель: «Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю:

- Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной.


Учитель. Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?

Примерные ответы учащихся:

- Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.

- Наверное, потому, что ему было тяжело всё принести.


Учитель: Ученик сказал: «Потому что, я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждое растение, каждый минерал, каждое животное целебны».
3. Изучение нового материала.

Учитель: О каких растениях мы сегодня будем говорить?

Тема урока: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

(проговаривается, запись на доске и в тетрадях темы урока)

Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать: заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Ребята, а как вы думаете, как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?



Дети: Наблюдал, наверное, за животными.

Учитель: Верно, люди наблюдали за животными и видели, что больные животные употребляли в пищу определённые растения. Вспомните своих домашних животных: кошку или собаку. Если наблюдали за ними, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях, то она часто пытается обкусывать или даже съедает комнатные растения. Такое поведение животных показывает, что у всех живых организмов есть потребность в растениях.

Растений в природе огромное количество, и мы, живя в Краснодарском крае, можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия лекарственных растений как на Кубани. Всего в нашем крае произрастает 160 видов лекарственных растений.



Учитель: Ребята, теперь мы с вами поработаем в группах.

(раздать листки, засечь время 2 минуты)

Задание:

Вы должны за 2 минуты записать как можно больше лекарственных растений, которые вы знаете в левой колонке.



Лекарственные растения, которые вы знаете.









Отложили ручки. Каждая группа подсчитывает и называет число лекарственных растений.

Начинает зачитывать та команда, у которой меньше записано растений.

Другая команда в это время вычёркивает совпавшие лекарственные растения

Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения, которых у них нет.
4. Физкультминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

(Ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать!


5.Сообщения учащихся о лекарственных растениях.

Учитель: С какими растениями нашего края вы знакомы и могли бы рассказать о растении по плану? Слайд №2

План рассказа.

- О каком растении ты хочешь рассказать?

- Его внешний вид.

- Какую пользу приносит это растение?

(Дети зачитывают подготовленные сообщения о лекарственных растениях).



1-й ученик - Крапива

2-й ученик - Зверобой

3-й ученик - Мать-и-мачеха

4-й ученик – Лопух

5-й ученик – Ромашка

6-й ученик - Подорожник



Учитель: В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.

Давайте в первую очередь разберёмся, что же мы относим к лекарственным растениям.



Слайд № 7



Лекарственные растения

кустарники деревья травы



Какие части растений используются для лечения?



Дети перечисляют.

Учитель: Давайте проверим, все ли части растений вы назвали.

Слайд № 8
Части растений, используемые для лечения:


    • - корни, корневища, клубни

    • - почки, листья

    • - кора, цветы

    • - плоды, семена


6. Работа по учебнику на странице 20-21

Учитель: Угадайте, что это за растение?
Тонкий стебель у дорожки.

На конце его серёжки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник) Слайд № 9
Учитель: Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

Давайте откроем учебники на странице 20 и прочитаем интересную информацию об этом растении.

- Почему подорожник назван великим путешественником?

- Вы знаете, как пользоваться подорожником для лечения ссадин?


Учитель: Угадайте, что это за растение?

Хоть и жжётся,

Но красива,
Всем известная ….. ( крапива) Слайд №10
Учитель: Прочтите статью о крапиве в учебнике на странице 21.

Дети читают.

- А почему крапива обжигает?



- Каковы целебные свойства крапивы?

Учитель: Используют крапиву и для приготовления красок. А весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них борщ и салат, так как в крапиве содержится много витаминов.
6. Работа в парах.

Учитель: А теперь поработаем в парах. Выполните задание по карточке. Найдите и обведите названия лекарственных растений.
Карточка№1


р

о

м

а

ш

к

а

ч

к

ж

я

ь

я

у

п

и

д

а

т

ш

а

к

и

с

л

р

а

л

о

у

о

т

о

а

з

у

б

р

а

о

п

п

н

д

ц

у

п

т

у

м

е

а

щ

з

ц

е

х

а

л

и

н

а

ч

л



7. Беседа о лекарственных травах Кубани
Учитель: Узнаем, как же используются эти лекарственные растения.

Слайд № 11
Лекарственная ромашка

Используется при простуде, кашле, ангине. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Слайд №12



Мята перечная

Мяту применяют при изготовлении различных лекарств. И ты тоже часто встречаешься с ней, когда по утрам чистишь зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках и даже в конфетах.



Слайд №13
Лопух

Это лекарственное растение известно с глубокой древности. Растёт на пустырях, вблизи жилья, по окраинам полей, и среди кустарников.

Лекарственным сырьём лопуха служат корни и листья. При лечении хронического ревматизма помогают приложенные на суставы листья. В косметике используется главным образом корень лопуха. Из него изготавливают репейное масло, которое используют для укрепления волос.

Слайд №14
Учитель: А как правильно заготовить лекарственное растение?
Правила заготовки лекарственных растений.
1. Собирать утром, когда высохла роса.

2. Растения должны быть чистыми.

3. Нельзя собирать на улицах городов, скверов.

4. Цветки – в начале цветения.

5. Листья – перед цветением или в самом начале цветения.

6. Корни, корневища – весной и осенью.

7. Кору – весной, в самом начале сокодвижения. Слайд 15
Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах, отварами, сборами, мазями на основе трав. А ещё есть необычный чай. Он называется фиточай.

А какие растения можно использовать для приготовления фиточая?



Ответы учащихся: Смородина, малина, плоды шиповника, зверобой, душица и т.д. Слайд №16

Учитель: Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?

Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.

Учитель: Узнав о целебных свойствах лекарственных растений, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения. Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок, ландыши, колокольчики и другие растения, не надо их срывать.

Эти растения, как и другие, находятся под охраной человека и занесены в Красную книгу Кубани.

Лучше всего пользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках.
8. Итог урока.

Учитель: Итак, ребята, подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?

Ответы учащихся:

- Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать.

- Растения, которые применяют в народной медицине, в фармакологии.

Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили, вы должны заполнить таблицу
Работа в парах по карточке №2

Задание:

В левом столбике таблицы записаны названия лекарственных растений. Ваша задача вспомнить целебное свойство каждого из них, правильно подобрать карточку, где описано использование растения, и заполнить второй столбик.


Использование лекарственных растений


Название лекарственного

растения


Использование



























Учитель: Что интересное мы узнали сегодня на уроке?

Ответы учащихся: Что все растения, которые нас окружают, обладают целительной силой и при правильном использовании – исцеляют.
9. Рефлексия

Ответим на вопросы, оценим себя.

Сегодня на уроке:
1.Я узнал …

2.Меня удивило …

3.Я научился …

4.Я смогу …


Учитель: Спасибо, ребята, за урок.

Домашнее задание (по выбору учащегося)

  1. Вы можете приготовить сообщение о лекарственном растении Краснодарского края.

  2. Найти стихотворение, в котором описываются лекарственные травы.

Использованные материалы:

  1. Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Учебник - тетрадь по кубановедению: учеб. пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений. –Краснодар: Перспективы образования, 2012.

  2. Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – Москва, 2008.

  3. Лебедева А.Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия. – Москва, 2006.

Интернет - ресурсы:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org


Приложение №1

Карточка 1.


Название лекарственного растения

Использование



























Карточка№ 2


р

о

м

а

ш

к

а

ч

к

ж

я

ь

я

у

п

и

д

а

т

ш

а

к

и

с

л

р

а

л

о

у

о

т

о

а

з

у

б

р

а

о

п

п

н

д

ц

у

п

т

у

м

е

а

щ

з

ц

е

х

а

л

и

н

а

ч

л


Карточка№1
Использование лекарственных растений


Название лекарственного растения

Использование

Плоды шиповника

при ослаблении организма



Мать-и-мачеха

при кашле



Ландыш


при заболеваниях сердца



Крапива

для роста волос



Лопух

листья прикладывают к суставам, помогает при ревматизме


Корень одуванчика



улучшает аппетит

Чистотел

для прижигания бородавок



Рецепты фиточая



Фиточай «Витаминный»

Плоды шиповника, плоды чёрной смородины и плоды рябины взять поровну. 1 столовую ложку смеси  измельчить, залить 2 стаканами кипятка, настаивать 1 час в закрытой посуде, процедить, добавить по вкусу сахар. Пить по полстакана 3 – 4 раза в день.

Благотворно влияет на обмен веществ в организме, насыщает витаминами и микроэлементами.






Фиточай от простуды

Цветки липы — 1 часть.

Цветки и измельчённые листья малины — 1 часть.

2 столовые ложки смеси лекарственных трав залить 2 стаканами кипятка, кипятить на водяной бане 15 минут, процедить. Пить в горячем виде на ночь.

Укрепляет защитные силы организма, понижает температуру тела.






Фиточай «Витаминный»

Плоды шиповника, плоды чёрной смородины и плоды рябины взять поровну. 1 столовую ложку смеси  измельчить, залить 2 стаканами кипятка, настаивать 1 час в закрытой посуде, процедить, добавить по вкусу сахар. Пить по полстакана 3 – 4 раза в день.

Благотворно влияет на обмен веществ в организме, насыщает витаминами и микроэлементами.






Фиточай от простуды

Цветки липы — 1 часть.

Цветки и измельчённые листья малины — 1 часть.

2 столовые ложки смеси лекарственных трав залить 2 стаканами кипятка, кипятить на водяной бане 15 минут, процедить. Пить в горячем виде на ночь.

Укрепляет защитные силы организма, понижает температуру тела.




Мать-и-мачеха обыкновенная

c:\users\999\desktop\kopilka2239.jpg

Народные названия: пожарный салат, мужской цветок, мартовский цветок, песчаный цветок, табачная трава, дядюшкины листья. Это многолетнее растение радует ранней весной своими ярко-желтыми соцветиями с запахом, напоминающим запах меда. Задолго до того, как появятся листья, появляются цветоносы с красноватыми чешуйками и ярко-желтыми соцветиями. Цветет с февраля по март (апрель). Ее встречают чаще всего на пустырях, у кирпичных заводов, на щебнистых местах, по откосам и железнодорожным насыпям, по краям полей и обочинам дорог.

Мать-и-мачеха – ценное средство от кашля, особенно при коклюше.

Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день.

Кроме того, чай из мать-и-мачехи используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови.

Лопух большой
c:\users\999\desktop\0_9cd53_de82ef19_xl.jpg
Народные названия: репей, репейник. Используемые части: корень.

Это двулетнее растение достигает в высоту 1-1,5 м и имеет мясистый до 60 см в длину корень, от которого отходят мелкие разветвления. Цветет в июне-июле. Лопух часто можно встретить по обочинам дорог, у заборов, стен и насыпей, на пустырях и выгонах, а также по берегам ручьев.

Корни выкапывают осенью, разрезают на куски и сушат на воздухе.

В основном корень лопуха рекомендуют как кровоочистительное средство, но также и при нарушениях деятельности печени и желчного пузыря, применение при различных кожных болезнях.

Чай из корня лопуха: 2 чайные ложки с верхом нарезанного корня заливают 1/2 л холодной воды, спустя 5 часов быстро нагревают до кипения, кипятят 1 минуту и процеживают. Дозировка: 3 раза в день по 1 чашке чая. Чаем из корня лопуха лечат и кожные высыпания – смачивают, промывают или обертывают. Нелишне отметить, что народная медицина пользуется также репейным маслом.
Крапива
c:\users\999\desktop\pankreatit-krapiva.jpg
Используемые части: трава, семена и корневище.

Цветет крапива с мая по июль (цветки мелкие, зеленые, расположены в поникших колосьях. Крапива растёт вблизи человеческого жилья: в садах, огородах, по краям канав, на помойках и пустырях. Ее используют очень давно, задолго до появления научной медицины. В настоящее время листья крапивы применяют для повышения общего обмена веществ. Они являются обычной составной частью чайного сбора, назначаемого при ревматизме, подагре, болезнях желчного пузыря и печени; входят в состав чайных сборов весеннего и осеннего оздоровительных курсов.




Ромашка аптечная
ягодны годжи худеем с ягодами годжи! . похудение - форум
Народное название: девичий цветок.Используемые части: соцветия.

Цветет с мая по июнь. Ромашка – растение неприхотливое. Она растёт на полях, на пустырях, по обочинам дорог, по косогорам, опушкам. У ромашки собирают, прежде всего соцветия, но для ванн берут также и некоторую часть побегов с листьями.

Ромашка используется внутрь и как наружное средство. Внутрь можно с успехом применять ромашку (в виде чая) при острых желудочных заболеваниях. Она приносит быстрое облегчение и «успокаивает» желудок, и уже после недолгого лечения устраняет расстройство желудка. В качестве наружного средства ромашка, благодаря своим противовоспалительным свойствам, используется при лечении плохо заживающих ран. Ванны с добавками ромашки или влажные компрессы на раны – столь же испытанные средства, сколь и полоскания при воспалении слизистой оболочки рта и горла.

Чай из ромашки: 1-2 чайные ложки с верхом соцветий залить 1 чашкой кипятка, через 10 минут процедить. Ромашковый чай хорошо пить теплым, но не горячим




Подорожник
с 1 июня в петербурге снизится скидка на поездки в метро по карте
Подорожник — старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Родина подорожника – Европа. Индейцы прозвали его «след белого человека». Вместе с грязью семена прилипают на обувь прохожих и путешествуют с ними. Русское название растения указывает на места его произрастания.

Цветет он с мая до сентября. Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов.



Подорожник используют как лекарственное растение. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудка. Молодые и нежные листья подорожника используются в питании. Из них можно приготовить салаты, супы и щи, запеканки, тефтели, соки и коктейли. Правда, вкусовые оттенки подорожника не отличаются разнообразием, но это исправимо. Добавьте крупу, крапиву, лук, хрен, перец, горчицу, соль и соус.
Каталог: referat10 -> doc
doc -> Проблемы загрязнения окружающей среды
doc -> Вред микроволновки
doc -> «Острые нарушения мозгового кровообращения»
doc -> Внеклассное мероприятие для учащихся 8-го класса «Знатоки родного края»
doc -> Конспект урока по биологии в 6 классе Царство Грибов
doc -> Железо-многоликий металл
doc -> «Строение головного мозга»
doc -> Тема учебного занятия: Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение сосудов
doc -> Разработка урока по биологии для 9 класса. Урок-контроля знаний по теме: «Кровообращение и лимфообращение»
doc -> Кровеносная система. Кровь


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница