Лекции 18 (час.) практические занятия 36 час лабораторные работы 0 час



Скачать 247.5 Kb.
Дата02.05.2016
Размер247.5 Kb.
ТипЛекции



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)





ШКОЛА БИОМЕДИЦИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


Биополимеры в фармацевтической технологии
Специальность —060301 Фармация
Форма подготовки (очная)

Школа биомедицины

Кафедра фармации

курс ___5____ семестр ___9_____

лекции _18__ (час.)

практические занятия_36_час.

лабораторные работы_0_час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки_54 (час.)

самостоятельная работа _18_ (час.)

реферативные работы 0

контрольные работы 0

зачет ___9__ семестр

экзамен____семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 38 от 17.01.2011

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры фармации «_26_» _июня_20_12_г., протокол № 9

Заведующая (ий) кафедрой: Хожаенко Е.В.

Составитель (ли): Хожаенко Е.В.


Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ Хожаенко Е.В.

(подпись) (И.О. Фамилия)




II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ Хожаенко Е.В.

(подпись) (И.О. Фамилия)




Аннотация

Дисциплина «Биополимеры в фармацевтической технологии» входит в вариативную часть (дисциплины по выбору) профессионального цикла.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (18 часов), практические занятия (36 часов), самостоятельная работа студента (18 часов). Дисциплина реализуется на 5 курсе в 9 семестре.

Целью изучения дисциплины «Биополимеры в фармацевтической технологии» является раскрытие методологии создания новых полимерных материалов в качестве лекарственных средств, вспомогательных компонентов при изготовлении лекарственных форм, конструкционных материалов для медицины; оценка их качества на основе общих закономерностей химико-биологических и фармацевтических наук.

Дисциплина «Биополимеры в фармацевтической технологии» логически и содержательно связана с такими курсами, как органическая химия, фармацевтическая технология и биотехнология.

Дисциплина направлена на формирование профессиональных компетенций выпускника.



Целью программы является формирование системных знаний и умений студентов в области полимеров медицинского и фармацевтического назначения.

Задачей изучения спецкурса является приобретение будущими провизорами знаний по основам химии полимеров, использующихся в медицине, фармацевтической промышленности и других сферах деятельности связанных с охраной здоровья.

Студент должен знать:



  • достижения фармацевтической науки и практики; концепции развития фармации и медицины на современном этапе;

  • биофармацевтическую концепцию технологии лекарственных средств, влияние фармацевтических факторов (вид лекарственной формы, размер частиц лекарственных веществ, физико-химические свойства и концентрацию лекарственных и вспомогательных веществ, технологический процесс и используемые средства механизации технологических процессов и др.) на биологическую доступность лекарственных веществ;

  • информационные источники справочного, научного, нормативного характера;

  • основные нормативные документы, касающиеся изготовления, контроля качества, хранения и применения лекарственных средств, отечественные и международные стандарты, фармакопеи; приказы МЗ РФ, методические указания и инструкции, утвержденные МЗ РФ.

Студент должен уметь:

  • правила и нормы санитарно-гигиенического режима, правила обеспечения асептических условий изготовления лекарственных средств, фармацевтический порядок в соответствии с действующими НД;

  • общие принципы выбора, устройства и принципа работы технологического оборудования (установки для фильтрования, аппараты для стерилизации, получение воды очищенной и др.);

  • основы экологической безопасности изготовления лекарственных средств, технику безопасности, правила охраны труда.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 060108 Фармация к содержанию и уровню подготовки выпускника, после изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

ОК-1 способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ПК-1 способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний

ПК-3 способностью и готовностью принимать участие в организации производственной деятельность фармацевтических предприятий и организаций по изготовлению и производству лекарственных средств

ПК-4 способностью и готовностью к производству лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организаций, включая выбор технологического процесса, необходимого технологического оборудования, с соблюдением требований GMP

ПК-5 способностью и готовностью к изготовлению лекарственных средств по рецептам врачей в условиях фармацевтических организаций, включая выбор технологического процесса, с учетом санитарных требований

ПК-11 способностью и готовностью принимать участие в обеспечении эффективной и добросовестной конкуренции на рынке фармацевтических товаров и услуг

ПК-13 способностью и готовностью принимать участие в создании различных видов фармацевтических предприятий и организаций

ПК-25 способностью и готовностью составлять документы внешней отчетности фармацевтического предприятия

ПК-28 способностью и готовностью к разработке, испытанию и регистрации лекарственных средств, оптимизации существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов

ПК-37 способностью и готовностью проводить определение физико-химических характеристик отдельных лекарственных форм, в том числе таблеток, мазей, растворов для инъекций.


  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса


Тема 1. Развитие полимерной химии и здоровье человека (2 часа).

Полимеры как фактор окружающей среды. Краткий исторический обзор использования полимеров в медицине.


Тема 2. Воздействие полимеров на организм человека (2 часа).

Происхождение и опасность для здоровья низкомолекулярных соединений, мигрирующих из полимеров. Полимеры и статическая электризация. Токсикология полимерных материалов. Токсичность компонентов полимерных материалов. Проведение токсикологогигиенических исследований.


Тема 3. Проблемы биосовместимости полимеров в животном организме и в лекарственных формах (2 часа).

Полимерные материалы вводимые в организм: протезы, пломбы, искусственные органы, полимерные имплантаты. Полимерные шовные и перевязочные материалы. Полимерные медицинские клеи. Полимерные плазмо- и кровезаменители, дезинтокискаторы, интерфероногены, антидоты; лекарственные препараты, изготовленные на основе полимеров.

Полимерные материалы, контактирующие с тканями организма, а также с веществами, которые в него вводятся: тара для упаковки и хранения лекарственных средств, тара для крови и плазмозаменителей.

Тема 4. Медико-биологическая характеристика важнейших полимерных материалов: биосовместимость, функциональность, химический состав, гемосовместимость, цитотоксичность (6 часов)

Полиэтилен. Полипропилен. Поли-4-метипентен-1. Полиизобутилен. Поливинилхлорид. Полистирол. Полиметилметакрилат. Поливиниловый спирт. Полимеры и сополимеры N-винилпирролидона.

Полисахариды. Пектины. Альгинаты.

Белки. Коллагены различных типов.

Поликарбонаты. Полисульфонаты. Полиуретаны. Полиэфиры. Целлюлоза, крахмал, декстрины, декстран. Простые эфиры целлюлозы. Сложные и смешанные эфиры целлюлозы. Полимеры и сополимеры акриловой и метакриловой кислоты. Полиорганосилоксаны (кремнийорганические жидкости и кремнийцорганические каучуки).
Тема 5. Применение полимерных материалов в технологии лекарственных форм (4 часа).

Основы для мазей и суппозиториев. Растворители инъекционных лекарственных форм, аэрозолей, капель. Наполнители (разбавители) таблеток, гранул и пилюль. Связывающие вещества для таблеток, гранул и пилюль. Разрыхляющие вещества для таблеток и гранул. Скользящие вещества для таблеток, гранул и порошков. Защитные оболочки для таблеток, гранул, пилюль, капсул и суппозиториев. Эмульгаторы и солюбилизаторы, стабилизаторы эмульсий.


Тема 6. Многослойные и комбинированные пленочные материалы (2 часа).

Классификация, получение, применение (упаковочные материалы).



  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Практические занятия (36 часов).
Занятие 1. Знакомство с классификацией полимерных материалов биомедицинского назначения (6 часа).

Ознакомление с образцами полимеров, внешним видом и описанием их физико-химических свойств (полиэтилен, полиметилметакрилат, полиамиды).


Занятие 2. Лабораторная работа: «Получение высокоочищенных полимеров; измельчение и стерилизация образцов (6 часов)».

Практическое занятие, предусматривающее активную работу студентов в малых группах по 2-4 человека. Работа с современным оборудованием, набором реактивов и материалов.

Освоение методов экстракции и очистки полимеров (ПГА) из биомассы бактерий до получения гомогенных образцов, не содер­жащих органических примесей и пригодных для медицинских применений. Определение эффективности экстракции и качества получаемого полимера.


Занятие 3. Лабораторная работа: «Приготовление растворов полимеров. Получение двумерных полимерных матриксов (6 часов)».

Освоение техники получения полимерных пленочных и мембранных матриксов с использованием техники испарения растворителя.


Занятие 4. Получение трехмерных пористых матриксов в виде губок из композита полимера гидроксимасляной кислоты и коллагена (6 часов).

Получение композитных матриксов с высокоразвитой по­верхностью из биосовместимого композита «полигидрокисбутират/коллаген».



Занятие 5. Знакомство с системой тестирования биологической безопасности материалов и изделий для медицины (8 часов).

Приобретение знаний о требованиях, предъявляемым к материалам, предназначенным для использования в медицине, и принципах тестирования биологической безопасности.


Занятие 6. Процесс передачи новых биомедицинских материалов, устройств и технологий в клиническую практику. Зачетное занятие (4 часа).

Занятие проводится в виде обсуждения со студентами ключевых вопросов по теме занятия:



Коммерциализации биотехнологической разработки:

  1. Проведение экспериментальных, доклинических и клинических исследований

  2. Патентование.

  3. Маркетинговая оценка и исследование рынка труда.

  4. Демонстрация технологии.

  5. Организация производства.

Факторы, влияющих на ускорение процесса передачи технологии.



  1. контроль достижения целей курса

Вопросы к зачету


  1. Полимеры как фактор окружающей среды. Краткий исторический обзор использования полимеров в медицине.

  2. Происхождение и опасность для здоровья низкомолекулярных соединений, мигрирующих из полимеров.

  3. Полимеры и статическая электризация.

  4. Токсикология полимерных материалов.

  5. Токсичность компонентов полимерных материалов.

  6. Проведение токсикологогигиенических исследований.

  7. Проблемы биосовместимости полимеров в животном организме и в лекарственных формах.

  8. Полимерные материалы вводимые в организм: протезы, пломбы, искусственные органы, полимерные имплантаты.

  9. Полимерные шовные и перевязочные материалы.

  10. Полимерные медицинские клеи.

  11. Полимерные плазмо- и кровезаменители, дезинтокискаторы, интерфероногены, антидоты; лекарственные препараты, изготовленные на основе полимеров.

  12. Полимерные материалы, контактирующие с тканями организма, а также с веществами, которые в него вводятся: тара для упаковки и хранения лекарственных средств, тара для крови и плазмозаменителей.

  13. Медико-биологическая характеристика важнейших полимерных материалов: биосовместимость, функциональность, химический состав, гемосовместимость, цитотоксичность.

  14. Полиэтилен.

  15. Полипропилен.

  16. Поли-4-метипентен-1. П

  17. Полиизобутилен.

  18. Поливинилхлорид.

  19. Полистирол.

  20. Полиметилметакрилат.

  21. Поливиниловый спирт.

  22. Полимеры и сополимеры N-винилпирролидона.

  23. Полисахариды. Пектины. Альгинаты.

  24. Белки. Коллагены различных типов.

  25. Поликарбонаты.

  26. Полисульфонаты.

  27. Полиуретаны.

  28. Полиэфиры.

  29. Целлюлоза, крахмал, декстрины, декстран.

  30. Простые эфиры целлюлозы.

  31. Сложные и смешанные эфиры целлюлозы.

  32. Полимеры и сополимеры акриловой и метакриловой кислоты. Полиорганосилоксаны (кремнийорганические жидкости и кремнийцорганические каучуки).

  33. Применение полимерных материалов в технологии лекарственных форм.

  34. Основы для мазей и суппозиториев.

  35. Растворители инъекционных лекарственных форм, аэрозолей, капель.

  36. Наполнители (разбавители) таблеток, гранул и пилюль.

  37. Связывающие вещества для таблеток, гранул и пилюль. Разрыхляющие вещества для таблеток и гранул.

  38. Скользящие вещества для таблеток, гранул и порошков.

  39. Защитные оболочки для таблеток, гранул, пилюль, капсул и суппозиториев.

  40. Эмульгаторы и солюбилизаторы, стабилизаторы эмульсий.

  41. Многослойные и комбинированные пленочные материалы.




  1. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Не предусмотрены учебным планом

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Органическая химия. В 2 книгах. Книга 2. Специальный курс: учебник для вузов / Тюкавкина Н. А. - М.: ДРОФА, 2009. – 608 с.

  2. Штильман М.И. Полимеры медико-биологического назначения. М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. – 182 с.

  3. Аскадский А., Хохлов А. Введение в физико-химию полимеров. – М.: Научный мир, 2009. – 384 с.


Дополнительная литература:

1. Мусил Я.,НовиковаО., Кунц К. Современная биохимия в схемах: Пер. с англ.-2-е изд., исправл.—М.:Мир, 1984.-21 6с., ил.

2. Платэ Н.А., Сливинский Е.В. Основы химии и технологии мономеров. М.: Наука, 2002.

3. Лекарственные препараты на основе модифицированных полисахаридов. Международный симпозиум. Тезисы докладов. Минск, 1998. 102 с.

4. Башура Г.С. Вспомогательные вещества и их роль в создании лекарственных форм. Харьков: ООО Рирег, 1996.

4. Алюшина. М.Т. Полимеры в фармации / Под ред. А.И. Тенцовой, М.: Медицина, 1985.

5. Капуцкий Ф.Н., Юркштович Т.Л. Лекарственные препараты на основе производных целлюлозы. Минск: Университетское, 1989.

6. Сливкин А.И. Учебное пособие к практическим занятиям по высокомолекулярным соединениям / А.И.Сливкин. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. – 136 с.


Электронные информационные образовательные ресурсы

  1. Братцева И.А., Гончаров В.И. Биоорганическая химия. Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГМА, 2010. - 196 с. http://window.edu.ru/resource/182/75182

  2. Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии [Электронный ресурс]: электрон. учеб. пособие / Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая, П. В. Миронов. – Электрон. дан. (6 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 262 с. http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/1324/u_manual.pdf

  3. Высокомолекулярные соединения: Учеб. для вузов / Юрий Денисович Семчиков. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с. http://www.twirpx.com/file/633533/




Каталог: bbcswebdav -> orgs -> FU506UMKD -> %D0%9E%D0%9F%20%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D0%A8%D0%91%D0%9C -> 060301.65%20%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F -> %D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия»
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Школа биомедицины
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Биологическая химия Направление подготовки (специальность) 060301. 65
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Фармакология Направление подготовки (специальность) 060301. 65 Фармация
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Школа биомедицины
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Школа биомедицины
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Рабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология»
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Школа биомедицины рабочая программа учебной дисциплины
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Школа биомедицины


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница