Лекции (час) 2 Практические занятия (час) аудиторных 180



Дата23.09.2018
Размер112 Kb.
ТипЛекции

По дисциплине «Социальная геронтология»

Факультет социальных работников
Курс 4, семестр 8, лекции (час) – 22

Практические занятия (час) – аудиторных – 180 (45 ч., 4 группы);

                                                                  - внеаудиторных – 40 (10 ч., 4 группы);

                                                                  - всего – 220.

  Переводной экзамен – 12 часов

  Консультации – 8 часов

   Всего часов – 262
РАЗДЕЛ I

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

            1.1. Цель преподавания дисциплины - сформулировать знания студентов ФСР по социальной геронтологии, подготовить их к работе с больными геронтологического профиля в учреждениях медико-социальной защиты населения и кабинетах социальной защиты в лечебных учреждениях системы здравоохранения.

            1.2. Задачи изучения дисциплины:

            - приобретение студентами ФСР знаний по основным разделам геронтологии: физиологии старения, правовым основам социальной геронтологии, особенностям массовой патологии населения терапевтического профиля в старшей возрастной группе;

            - получение студентами представлений об особенностях клиники, диагностики, лечения и реабилитации больных геронтологического возраста в амбулаторно-поликлинических учреждениях;

            - для оптимального решения проблемы сохранения здоровья данного возрастного контингента сформулировать у студентов представления о медицинских показаниях для получения социальной помощи в различных учреждениях системы социальной защиты населения.

           

            1.3. Требования к уровню усвоения дисциплины:

            Студенты должны знать:

            - принципы организации системы геронтологической помощи населению в России, систему учреждений социальной защиты населения в области;

            - основные законодательные документы, регламентирующие работу геронтологической службы России.

            Студенты должны уметь:

            - определить основные медико-социальные проблемы конкретной личности для оказания социально-психологической помощи больным, страдающим хроническими заболеваниями;

            - пользоваться анкетами по оценке состояния здоровья, социального статуса пациента;

            - спланировать социальные меры защиты человека пожилого и старческого возраста.

            Студенты должны иметь представление:

            - об особенностях состояния здоровья лиц пожилого и старческого возраста;

            - об особенностях диагностики, течения и лечения наиболее распространенных заболеваний геронтологического контингента населения;

            - об использовании принципов медицинской этики и деонтологии при работе с лицами пожилого и старческого возраста.

 

РАЗДЕЛ II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ



 

№№ п/п

Наименование тем

и разделов



Всего часов

Аудиторные занятия

Само- стоятель- ная работа

лекции

семинары

 1.

Основы теории геронтоло- гии

13

8

5

-

 2.

Правовые вопросы геронто- логии

7

2

5

-

 3.

Этика и деонтология

2

2

-

-

 4.

Ведущая системная патоло- гия

50

10

30

10

 5.

Зачетное занятие

5

-

5

-

 

Всего:

 

22 ч.

45 ч.

10 ч.

 

РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

            3.1. Тематический план лекций.


№№ темы

Наименование темы

Количество часов

1.

Основы геронтологии (понятие, содержание, задачи, проблемы)

2 ч.

2.

Социально-гигиенические, социологические и демо- графические вопросы старости и старения

2 ч.

3.

Особенности здоровья населения пожилого и стар- ческого возраста

2 ч.

4.

Правовые вопросы геронтологии

2 ч.

5.

Условия и образ жизни лиц пожилого возраста

2 ч.

6.

Этика и деонтология при работе с больными пожилого и старческого возраста

2 ч.

7.

Особенности сердечно-сосудистой системы у лиц пожилого и старческого возраста

2 ч.

8.

Особенности системы органов дыхания и патологии легких у пожилых

2 ч.

9.

Особенности гастроэнтерологических заболеваний у пожилых

2 ч.

10.

Особенности эндокринной патологии у пожилых

2 ч.

11.

Психическое старение и расстройства высших психических функций у пожилых

2 ч.

 

Итого:

22 ч.

 

            3.2. Тематический план практических, семинарских занятий.



№№ п/п

Наименова- ние тем

Практические умения

Уровни усвоения

Формы контроля

К-во часов

1

2

3

 1.

Вводное занятие

Принципы организа- ции системы герон- тологической помощи населению.

Сформулировать представление:

- о медицинских ас- пектах оценки состо-яния здоровья лиц пожилого и старчес-кого возраста;

- о принципах меди- цинской этики и деон- тологии при работе с ними;

- об особенностях ле- чения, ухода и реаби- литации в поликлини- ке.


 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

1

 



 

 

1



 

 

 



1

 

 

 

 



3

Тестовый контроль

5 ч

 2.

Правовые вопросы геронтологии

Знать и уметь пользо- ваться основными за- конодательными до- кументами

 

 

 

 

 



3  

Тестовый контроль. Устный опрос

5 ч.

 3.

Самостоя- тельная ра-бота с боль-ными на до-му и в учреж дениях соци- альной защи-ты. Обсужде-ние меди-цинских про- блем паци-ента с ассис-тентом

Уметь пользоваться анкетой по оценке со- стояния здоровья и социального статуса пациента.

Оценить состояние здоровья пациента старческого возраста и определить основ-ные медико-соци-альные проблемы



 

 

 

 

 



 

2

 



 

 

 



 

2

 



 

Индиви- дуальное собеседо- вание со студен- тами

10 ч.

 4.

ИБС и арте-риальная гипертен- зияя пожи- лых

Определить основные медико-социальные проблемы, обуслов- ленные данной пато- логией

 

 

 

 

 



 

2


Тестовый контроль. Медико- социаль- ный ана- лиз анке- ты боль- ного

5 ч.

 5.

Острые респира- торные за- болевания (грипп, бронхит) у пожилых

-«-

 

 

2

-«-

5 ч.

 6.

 

 



 

 

 



 

Особеннос- ти течения острой пневмонии у пожилых

-«-

 

 

2

-«-

5 ч.

 7.

Заболевания опорно-дви- гательного аппарата у пожилых

Определить основные медико-социальные проблемы, обуслов-ленные данной пато- логией

 

 

2

Тестовый контроль. Медико- социаль- ный ана- лиз анке- ты боль- ного

5 ч.

 8.

Заболевания мочевыводя- щей системы у пожилых

-«-

 

 

2

-«-

5 ч.

 9.

Заболевания нервной сис- темы у пожи- лых

-«-

 

 

2

-«-

5 ч.

10.

Гастроэнте- рологические заболевания у пожилых

-«-

 

 

2

-«-

5 ч.

11.

Итоговое занятие

Практические умения см. в разделе 1.4

 

 

 

Защита анкет ку- рируемых больных

5 ч.

 

Итого:

 

 

 

 

 

55 ч.

 

            3.3. Внеаудиторная самостоятельная работа.



№№ п/п

Изучаемые вопросы

Формы контроля

Кол-во часов

 1.

Составление медико-социальных анкет на больного

Письменный контроль

8 ч.

 2.

Подготовка рефератов по темам занятий

Устный и письмен-ный доклад в часы практических занятий

2 ч.

 

Итого:

 

10 ч.

 

РАЗДЕЛ IV

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

            4.1. Зачет проводится в форме защиты индивидуального комплексного плана медико-социальной реабилитации курируемого больного геронтологического возраста.

            4.2. Экзамен проводится в форме итогового тестового контроля на бумажных носителях и собеседования по билетам.

            4.3. Перечень экзаменационных вопросов:

            1) Старение, геронтология, гериатрия, социальная геронтология – определение и сущность. Предмет, направления, принципы научных исследований в социальной геронтологии, основные разделы социальной работы.

            2) Принципы социальной геронтологии, утвержденные ООН. Типы медико-санитарной помощи пожилому населению.

            3) Демографические тенденции в характеристике населения – мировые и российские. Экономические, медицинские и социальные причины и последствия постарения населения.

            4) Виды старости, теории старения. Профилактика преждевременного старения.

            5) Периоды индивидуального развития. Понятие «здоровья в старости». Показатели оценки состояния пожилых и старых людей.

            6) «Болезни старости», «Старческая немощь», ее причины, проявления и общие принципы реабилитации.

            7) Принципы и методы ревитализации, роль психотерапии, эстетотерапии.

            8) Определение «образ жизни», факторы влияния на качество жизни и в старости.

            9) Понятия «одинокий образ жизни» и «одиночество», медицинская, экономическая и социальная характеристика.

            10) Семейные отношения пожилых людей. Взаимопомощь поколений.

            11) Проблемы «отцов и детей», семейного ухода за старыми людьми.

            12) Определение деонтологии и профессиональной этики. Характеристика психологических барьеров при работе с пожилыми и старыми людьми.

            13) Эвтаназия – актуальная этическая, юридическая и религиозная проблема.

            14) Личностная характеристика социального или медицинского сотрудника, работающего с гериатрическим контингентом населения.

            15) Основные законодательные документы, регламентирующие медико-социальную помощь лицам преклонного возраста.

            16) Анатомические и физиологические особенности состояния полости рта, пищевода, желудка у лиц пожилого и старческого возраста. Клиническая картина и особенности лечения хронических гастритов и язвенной болезни у пожилых.

            17) Возрастные изменения печени, желчного пузыря, поджелудочной железы в старости. Хронический холецистит, панкреатит в гериатрической практике.

            18) Морфо-функциональные изменения бронхолегочной системы у престарелых лиц. Особенности течения, лечения ОРВИ и гриппа у пожилых людей.

            19) Анатомо-физиологические особенности легких у пожилых людей. Особенности течения, лечения и реабилитации острой пневмонии.

            20) Возрастные изменения эндокринной системы. Медицинские и социальные проблемы климактерического периода.

            21) Климактерический период, определение, этапы, симптомы, лечение, профилактика.

            22) Связь сахарного диабета с возрастными изменениями эндокринной системы у пожилых людей. Медико-социальные проблемы.

            23) Психическое старение – определение, проявления, роль личности, индивидуальные варианты адаптивного старения.

            24) Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у пожилых лиц. Проблема хронической сердечной   недостаточности – причины, проявления, лечение, уход.

            25) Возрастные изменения системы кровообращения при старении. Особенности артериальной гипертонии – течения, терапии и патронажа у лиц старшей возрастной группы.

            26) Анатомо-физиологические проявления старения системы кровообращения. Диагностика, лечение, реабилитация, патронаж при ИБС у пожилых людей.

            27) Особенности опорно-двигательного аппарата у пожилых людей. Проблема остеопороза – классификация, степени, лечение, уход.

            28) Возрастные изменения костно-мышечной системы при старении. Диагностика, принципы лечения, профилактики и ухода при дегенеративных заболеваниях суставов.

            29) Морфо-функциональные особенности старения нервной системы. Основные проявления нарушений высших психических функций в пожилом возрасте.

            30) Возрастные изменения нервной системы при старении. Функциональные расстройства и психические заболевания в пожилом возрасте. Особенности ухода и патронажа.

            31) Возрастные изменения почек и мочевыводящей системы при старении у мужчин и женщин. Хронические пиелонефриты и циститы – клиника, лечение, диспансеризация, уход.

            32) Анатомо-физиологические особенности старения системы мочевыделения у лиц различного пола. Медицинские и социальные проблемы при недержании мочи, опухолях простаты, почечной недостаточности.

            4.4. Перечень тем квалификационных работ: курация пациентов с сочетанной геронтологической патологией:

            - ИБС;

            - артериальная гипертония;

            - хронический бронхит, бронхиальная астма;

            - хроническая церебральная сосудистая патология;

            - хронический пиелонефрит, гиперплазия и аденома простаты, циститы;

            - язвенная болезнь, гастриты;

            - сахарный диабет, остеопороз.

            Экзамен проводится в форме оценки итоговых практических знаний и умений. Защита зачетной работы - в форме тестового контроля, устного собеседования по вопросам программы обучения.           

 

РАЗДЕЛ V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



            5.1. Основная литература.

            1. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. Москва, 2002.

            2. Руководство по медико-социальной работе в геронтологии / Под ред. П.И.Сидорова, Р.В.Банниковой. Архангельск, 2000.

            3. Социальная геронтология: Учеб. пособие для ВУЗов / Под ред. Яцемирской Р.С. и др., М., 1999.

            4. Гериатрия: Учебное пособие / Под ред. Чеботарева Д.Р. и др., М., 1999.

            5. Вержиковская Н.В. О подготовке студентов медицинских ВУЗов по геронтологии и гериатрии. Бел., 1997.

            6. Геронтология и гериатрия. Учебник. 1997.

            7. Основы геронтологии под ред. Д.Ф.Чеботарева, М., Медицина, 1969.

            8. Давыдовский И.В. Геронтология. М., 1986.

            5.2. Дополнительная литература.

            По списку кафедры в соответствии с тематикой практических занятий (медицинские журналы и т.д.).

            5.3. Методическая литература университета.

            5.4. Наглядные пособия, оборудование и ТСО.

            1. Анкеты медико-социального опроса.

            2. Тестовый контроль, ситуационные задачи по теме занятий.

            3. Первичная медицинская документация на пациента (ф.025-у и т.д.).

            4. Законодательные документы по гериатрической службе (выкопировка).

            5. Документы методического оснащения экзамена: тестовый контроль, вопросы к экзамену. Зачетные работы, выполненные студентами.



            ТСО: диопроекторы и слайдотека кафедры, кодаскоп, оверхет
















Каталог: student -> faculty -> department -> therapy -> learn work
department -> Вопросы к итоговой государственной аттестации по специальности
department -> Лечение орз в амбулаторных условиях
department -> Принципы терапии аллергических заболеваний
department -> Количество
department -> Влияние лекарственной терапии матери на ребенка в период беременности и лактации
department -> Методические рекомендации для студентов стоматологического факультета (V курс осенний семестр) 2009 г. Методические указания для студентов
department -> Вопросы к вступительному экзамену в ординатуру по специальности «сердечно-сосудистая хирургия»
learn work -> Социальная геронтология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница