Лекция 1 Теория коммуникации в системе наук



страница1/21
Дата16.04.2018
Размер65.7 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Лекция 1 
Теория коммуникации в системе наук


1. Коммуникация как объект исследования. Соотношение понятий коммуникация и общение.

2. Законы коммуникации.

3. Методы теории коммуникации.

1. Коммуникация как объект исследования. Соотношение понятий коммуникация и общение

Коммуникация выделилась в самостоятельный объект исследования социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, в первую очередь, радио, в 20-х гг. ХХ века. Развитию теории коммуникации способствовало становление кибернетики, информатики, семиотики, которые термином коммуникация обозначают технические каналы и средства связи. Связь рассматривается как многокомпонентная, составленная из элементов система.

Социальная практика трактует термин коммуникация как транспортировку вещества, энергии и информации в социальном организме и как средство этой транспортировки – ее каналы, специально подготовленные и оборудованные для повышения эффективности передачи, перемещения и приема.

В научной литературе термин коммуникация появился в начале ХХ века. На сегодня этот термин в социальной практике имеет в основном три интерпретации: средство информации; передача информации; воздействие информации. Во всех случаях термин коммуникация следует рассматривать как синоним слову связь.

Коммуникативное знание носит междисциплинарный характер. Коммуникация является объектом социогуманитарных, естественнонаучных и научно-технических дисциплин. Теория коммуникации как междисциплинарная наука рассматривает лингвистические, когнитивные и логико-философские аспекты коммуникации.



Коммуникация представляет собой процесс обмена информацией между общающимися сторонами. С начала 70-х гг. ХХ в. отмечается, что этот процесс нельзя переносить на методы общей теории информации, ориентированной прежде всего на техническую связь. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией проявляется лишь тогда, когда адресант, направляющий информацию, и адресат, принимающий ее, обладают единой или сходной, согласованной системой кодирования и декодирования сообщений. Главная функция коммуникации – передавать информацию.

Предметом теории коммуникации является всеобщее в природных, социальных и технических системах обмена информацией. Данная теория рассматривает универсальную модель коммуникативного процесса, определяет его составляющие, выявляет общие закономерности коммуникативных процессов в различных областях действительности. Изучает особенности общения, взаимодействия, воздействия и влияния оценочного фактора, характерного для данной сферы знаний.

Объектом лингвистической теории коммуникации выступают различные виды коммуникации. Субъектом выступает человек говорящий.

Актуальной остается проблема соотношения понятий коммуникация и общение. Часто они рассматриваются как близкие по смыслу. Общим является их соотнесенность с процессами передачи информации, обмена и связь с языком как средством передачи информации. В этом случае общим понятием становится коммуникация, а более узким, обозначающим информационный обмен в обществе на вербальном уровне, – общение. Общениепредставляет собой процесс, имеющий ярко выраженный информационный характер.



Отличительные признаки коммуникации и общения обусловлены тем, что разные науки акцентируют в объеме содержания этих понятий различные аспекты. За общением, в частности, закреплена характеристика межличностного взаимодействия людей в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности при помощи языка. В коммуникации главным является информационный обмен в обществе по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств как в межличностном, так и в массовом общении.

Таким образом, общение – социальное взаимодействие индивидов или социальных групп посредством знаковых систем в целях передачи общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

Выделяются виды общения: диалогическое, дистанционное, контактное, конфликтное, кооперативное, межличностное, монологическое, непосредственное, опосредованное, речевое, письменное, устное, социально-ориентированное.

Различают вербальную (имеет устную и письменную формы) и невербальную формы коммуникации. Виды коммуникации определяются по ряду признаков.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница