Лекция 4 Определение и оценка состояния здоровья. Определение понятия состояние здоровья



Скачать 248.52 Kb.
Дата03.05.2016
Размер248.52 Kb.
ТипЛекция

Основы врачебного контроля


краткий конспект лекций

ФГБОУ СПО «БГУОР»




Лекция 4

Определение и оценка состояния здоровья.


  1. Определение понятия состояние здоровья.

  2. Исследование и оценка нервно-мышечной системы и органов чувств.

  3. Исследование и оценка сердечно-сосудистой системы.

  4. Исследование и оценка дыхательной системы.


Определение понятия состояние здоровья.
От состояния здоровья зависит возможность занятий теми или иными видами спорта, особенности режима и методики тре­нировки. Хорошее здоровье — непременное условие высоких стойких спортивных результатов.

Обладать хорошим здоровьем, — значит, не только не иметь болезней. По настоящему здоровым является крепкий, трениро­ванный человек, способный к борьбе с трудностями, требующи­ми усиленного напряжения высшей нервной деятельности.

Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению здоровья.

Определение и оценка состояния здоровья проводятся по ре­зультатам врачебного обследования систем и органов.



Состояние здоровья – это самочувствие человеческого организма, то есть насколько хорошо работают все физиологические системы.

Начинают обследование с изучения нервной системы.


Исследование и оценка нервно-мышечной системы и органов чувств.
Нервная система объединяет, регулирует и направляет всю деятельность организма.

Под влиянием систематических занятий физической культу­рой и спортом происходит совершенствование нервной системы. Увеличивается сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов, что повышает возможность управления движениями. Улучшается взаимодействие двигательного аппарата с вегетатив­ными органами (сердце, легкие и др.). Значительные изменения и нормальном состоянии нервной системы в большинстве случа­ев являются объективными признаками перенапряжения, пере­тренированности, нарушений режима жизни.

Полученные при исследовании данные о состоянии нервной системы обследуемого имеют большое значение для правильного построения и проведения учебно-тренировочных занятий.

Для определения и оценки состояния нервной системы исполь­зуются методы, принятые в неврологии.

Обследование начинают с расспроса. Врач расспрашива­ет обследуемого о перенесенных нервных болезнях, травмах, о самочувствии, качестве сна, о настроении, жалобах на боли, головокружение, о том, как он переносит спортивные нагрузки, и т. п.

Перенесенные заболевания, травмы нервной системы могут оставить последствия в виде нарушений функций органов чувств, движений и т. д.

Крепкий достаточный сон и хорошее самочувствие характерны для здорового человека, для нормальной деятельнос­ти нервной системы. Их ухудшение может быть связано с откло­нениями в здоровье, вызванными, например, нарушениями режи­ма жизни и тренировки. В этом случае плохое самочувствие, рас­стройство сна могут сопровождаться жалобами на быструю утомляемость, вялость, повышенную возбудимость, раздражи­тельность и т. п.

Большое значение придается жалобам на боли.

Боль возникает при очень сильном воздействии на любые 6oлевые центры. Резкая боль бывает при раздражении, повреждении кожи, слизистых оболочек, наружных оболочек органов,] надкостницы. Возможно притупление болей при сильном эмоциональном возбуждении человека, например на спортивных соревнованиях. Часто повторяющиеся болевые раздражения невысокой интенсивности организм может переносить без выраженной] реакции, что характерно, например, для боксеров, самбистов.

Головные боли у спортсменов, появляющиеся еще до трени­ровок, возможны в результате волнений, повышенной нервной возбудимости, нарушений режима жизни, тренировки, как следствие перетренированности, перенапряжения, при заболеваниях. Возникновение болей во время физических упражнений может быть и из-за перегрузки.

Появление головокружения (чувства перемещения человека в окружающей обстановке или окружающих предметов вокруг него) связано с серьезным нарушением здоровья, оно мо­жет быть следствием перенесенной черепно-мозговой травмы (например, сотрясения мозга) или мажет быть вызвано перена­пряжением, а также заболеванием органов равновесия. Голово­кружение часто сопровождается чувством дурноты, резкой блед­ностью, холодным потом, расстройством координации. Пульс при этом слабый, дыхание замедленное. Возможно и обморочное состояние.

При врачебных обследованиях определяют остроту зре­ния, слуха, болевую, температурную, осязатель­ную чувствительность, а также состояние двига­тельной сферы, степень мышечного чувства.

Расстройство чувствительности может быть при заболеваниях нервной системы, при перенапряжениях.



Острота зрения определяется по таблице Головина и Сивцова. Нормальная острота зрения равна 1,0, сниженная — 0,5—0,3 (требуется коррекция очками), показатель меньше 0,3 говорит о значительном ухудшении зрения. При сниженной остроте зрения противопоказаны занятия некоторыми видами спорта (бокс, баскетбол, футбол и др.).

Острота слуха определяется по улавливанию шепотной речи. Для лиц со сниженным слухом недопустимы (из-за опасности травм) совместные занятия, а тем более соревнования по спортивным играм, боксу, борьбе с лицами, обладающими хорошим слухом.

Под влиянием оптимальных физических нагрузок функция органов чувств обычно улучшается, при переутомлении ухуд­шается.

Состояние двигательной сферы определяется по тонусу мышц, объему движений, силе мышц, скорости движений, сухожильным рефлексам, по координации.

Рефлекс сухожилия разгибателя верхней конечности: испытуемый сидит, исследователь становится сбоку от него, отводит пассивно его плечо снаружи до горизонтального уровня и поддерживает его левой рукой у локтевого сгиба так, чтобы предплечье свисало под прямым углом. Удар неврологическим молоточком наносится у само­го локтевого сгиба.

Ответная реакция - сокращение трехглавой мышцы плеча и сгибание руки в локтевом суставе.

Коленный рефлекс: испытуемый в положении сидя кладет правую ногу на левую. Исследователь наносит легкий удар неврологическим молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы правой ноги (эксперимент повторите с левой ногой).

Ответная реакция - сокращение четырехглавого разгибателя бедра и разгибание голени.

Для оценки координации применяется координаторная про­ба Ромберга (позволяет судить о статической координации).

Испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, руки вытянуты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты.

Оценка пробы: Укорочение при пробе времени стояния на 10 и более секунд будет указывать на значительное утомление, на 5—10 сек.— на среднее, в преде­лах 1—5 сек. — на небольшую усталость, после которой насту­пает быстрое восстановление организма.

У физкультурников и спортсменов время устойчивости значительно больше, в особенности у гимнастов, фигуристов, прыгунов в воду, пловцов, и может составлять 100—120 сек. и более.



Для оценки состояния вегетативного отдела нервной системы применяют пробу Ашнера— глазо-сердечный рефлекс.

После подсчета пульса у испытуемого в положении лежа надавливают через закрытые веки на глаза достаточно сильно, но не до боли; спустя 10 сек, от начала надавливания подсчитывают пульс в течение 20 сек; полученную цифру утраивают, чтобы определить количество ударов в минуту.



Оценка пробы: при нормальной возбудимости парасимпатической иннервации сердца замедление пульса не превышает 4—12 ударов в минуту; замедление, превышающее 12—15 ударов, указывает на повышение возбудимости блуждающего нерва.
Исследование и оценка сердечно-сосудистой системы.
При врачебном обследовании важнейшее значение имеет определение функциональной способности сердечно-сосудистой системы, как основного фактора кровообращения, что совершен­но необходимо для оценки общей работоспособности организма. Кровообращение играет важную роль в обеспечении повышен­ного обмена веществ во время выполнения спортивной на­грузки.

Обычно высокая функциональная способность сердца соче­тается с высокой работоспособностью организма.

Сердце многочисленными нервными и гуморальными путями связано со всеми органами и тканями организма. Этим обуслов­лена исключительная способность сердца быстро перестраивать свою деятельность и приспосабливаться к непрерывно меняющейся обстановке, условиям среды, запросам организма. Нарушение сердечной деятельности тотчас отражается на снабжении органов, тканей кровью, кислородом, а следовательно, на функции их и всего организма. Изменения же, происходящие в том или другом органе, участке тела, немедленно сказываются на дея­тельности сердца.

Для определения состояния сердечно-сосудистой системы при­меняются общие клинические методы: расспрос, осмотр, ощупывание (исследование пульса), перкуссия, аускультация, инстру­ментальные (рентгенологические, электрокардиографические и др.) и функциональные пробы.



При расспросе получают сведения о перенесенных заболева­ниях, главным образом инфекционного характера. Выявляют жалобы на сердцебиение (ощущение сердечных сокращений, ча­сто неприятное, тягостное чувство сжимания в области сердца и недостатка воздуха), боли в области сердца, одышку, отек ног и др.

В случае появления у спортсмена сердцебиений в покое, болей его надо обязательно направить к врачу.

Причиной болей в области сердца могут быть нервно-психи­ческое перенапряжение, нарушение режима тренировок, физиче­ское перенапряжение, перетренированность. Такие боли (слабые, поющие, иногда с покалыванием) обычно появляются не во вре­мя тренировки, а после нее. В таких случаях также необходима консультация врача.

Осмотром области сердца определяют положение и харак­тер сердечного толчка (ритмическое выпячивание поверхности грудной клетки в области верхушки сердца). В норме сердечный толчок определяется у мужчин в 5-м, а у женщин в 4-м левом межреберном промежутке, на 1 —1,5 см кнутри от среднеключичной (сосковой) линии.

Перкуссией (выстукиванием) сердца определяют его границы. Правая граница обычно проходит по правому краю грудины, а левая — на 1—1,5 см влево от сосковой линии.

Для более точного определения размеров, формы и основных функций сердца пользуются рентгенологическими ме­тодами.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определяют по измерению пульса, артериального давления, по функциональным пробам, ЭКГ и другим показателям.

ЭКГ- метод определения состояния сердца, заключающийся в регистрации электрических тонов, возникающих при возбуждении сердечной мышцы.

Электрическую активность сердца можно зарегистрировать с помощью специальных электродов, наложенных на определенные участки тела. Для регистрации ЭКГ у человека применяют три стандартных биполярных отведения — расположение электродов на поверхности тела. Первое отведение — на правой и левой руках, второе — на правой руке и левой ноге, третье — на левой руке и левой ноге.

На ЭКГ различают зубцы ЭКГ, которые наблюдаются в момент возбуждения сердца обозначаются латинскими буквами P, Q, R, S и T, а соответствующие интервалы, или сегменты, — P-Q, S-T, Q-T. Зубцы и интервалы ЭКГ отражают активацию и процессы восстановления в разных отделах сердца.

Зубец Р соответствует началу сердечного цикла и отражает возбуждение предсердий (0,08—0,1 с). Зубцы Q, R,S,T отражают возбуждение желудочков. Зубец Т – соответствует моменту изгнания крови из желудочков в сосуды. Интервал от зубца Р до зубца Q показывает время проведения возбуждения от предсердий до желудочков (0,12-0,18 с). Интервал Q-Т характеризует продолжительность систолы желудочков (0,36 с). Интервал Т-Р показывает диастолу сердца (паузу).



Пульс периодическое колебание стенок артерий, вызываемое ритмическим наполнением сосудов кровью при систоле сердца.

Пульс исследуют на лучевой артерии, в нижней трети предплечья, а также на сонных артериях или в области сердечного толчка концами второго и третьего пальцев.

При пальпации пульса оценивают такие его свойства, как ритм, частота, напряжение, наполнение, величина, форма, состояние сосудистой стенки.

Ритм. Пульс может быть ритмичным (если сокращение сердца и пульсовые волны следуют друг за другом через равные промежутки времени) и аритмичным (если временные интервалы между пульсовыми ударами различны).

Частота пульса. О частоте судят по числу ударов в 1 мин. Обычно пульс подсчитывают за минуту.

Пульс может быть частым (тахикардия) или редким (брадикардия). В норме частота пульса колеблется между 60 и 80 ударами в минуту.

Учащение пульса может быть физиологическим явлением; у детей первых месяцев и лет жизни, при беге, физическом и эмоциональном напряжении; может наблюдаться при различных патологических состояниях: анемия, тиреотоксикоз, лихорадка (при повышении температуры тела на 1 градус Цельсия пульс учащается па 8-10 ударов в минуту); может указывать на сердечную патологию: сердечная недостаточность.

Урежение пульса может быть физиологическим явлением: у спящего, у спортсменов и др.; сопровождать ряд патологических состояний: брюшной тиф, вирусный гепатит, дифтерия, менингит, алиментарная дистрофия.



Напряжение пульса определяется по сопротивлению, которое оказывает артерия пальпирующему пальцу, и зависит от величины систолического артериального давления. При высоком артериальном давлении артерию сжать труднее. Такой пульс называют напряженным или твердым. При низком артериальном давлении (шок, коллапс, миокардит, лихорадка и т.д.) артерию сжать легко - пульс мягкий.

Наполнение пульса зависит от величины ударного объема, общего количества крови в организме и ее распределения. В норме ощущается полный пульс. Наполнение пульса может уменьшаться (пустой пульс) при нарушении кровообращения, кровопотере.

  1. Определение давления основано на выслушивании с помощью стетоскопа артериальных тонов ниже места сдавления артерии.


Артериальное давление — сила, с которой кровь выбрасывается из сердца в сосуды и давит на их стенки.

Измерение АД по методу Короткова. Испытуемому находящемуся в положении сидя, накладывают на среднюю треть левого плеча манжетку с резиновой камерой так, чтобы камера приходилась на внутреннюю сторону плеча и между нею и плечом можно было просунуть палец. Манжетку соединяют с манометром. На открытом локтевом сгибе нащупывают артерию и на это место ставят фонендоскоп. При этом звуков не слышно. Насосом, закрыв вентиль, накачивают воздух в манжетку, чтобы ртуть в ней с нулевой отметки поднялась. Затем постепенно (регулируя вентилем) выпускают воздух. Ртуть в манжетке медленно снижается, на определенном ее уровне исследующий начинает слышать звуки — начальные тоны (систолическое АД). По мере дальнейшего выпускания воздуха они становятся вначале громче, затем постепенно глуше и наконец исчезают. Давление, при котором звук пропадает, считают диастолическим АД. 

Средними показателями артериального давления у здоровых людей в покое являются:

130/60—80 мм рт. ст.

При 100/60 мм рт. ст. давление считается пониженным (гипотония).

При 130-150/80-100 мм рт. ст.- предгипертония.

При 150/100 мм рт. ст. и выше – гипертония.

У 85 % занимающихся спортом АД 90-129/50-89 мм рт. ст.

Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы – способы определения влияния на организм дозированной физической нагрузки по реакции показателей кровообращения. Пробы имеют значение для оценки состояния сердечно-сосудистой системы, для характеристики приспособляемости организма к физическим нагрузкам, для определения уровня спортивных нагрузок и выявления отклонений, связанных с нарушением учебно-тренировочного процесса.

В врачебно-спортивной практике чаще всего применяют пробы:


  1. Проба Мартинэ (для исследования приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам).

Испытуемому в положение сидя определяется пульс за 10 секунд и артериальное давление. С манжетой на руке пациент выполняет 20 глубоких приседаний за 30 секунд. После выполненной нагрузки обследуемый сразу садится, в течение трех минут считают пульс и измеряют давление.

Показатели

В покое

После 20 приседаний

Восстановительный период, мин.

Абсолютный показатель

% прироста к уровню покоя

1

2

3

4

ЧСС, уд./мин.






















АД сис., мм. рт. ст.






















АД диаст., мм. рт. ст.






















Составляем пропорцию и выводим формулу: % прироста =((ЧСС2-ЧСС1)х100)/ЧСС1



Оценка пробы:

Отличная проба – учащение пульса до 25%

Хорошая проба – 25-49% учащение пульса.

Удовлетворительная проба – 50-75% учащения пульса.

Неудовлетворительная проба – более чем на 75% учащение пульса.

Оценка приспособляемости к нагрузке ССС:

Если восстановление пульса наступает к кону 1 мин. – приспособляемость к нагрузке отличная, на 2-й мин.- хорошая, на 3-й мин. Удовлетворительная, на 4-й и более мин.- неудовлетворительная приспособляемость.

Типы реакции ССС на физическую нагрузку

Нормотонический тип. Наряду с учащением пульса отчетливо повышается систолическое давления (не более 150% от исходного); диастолическое давление не меняется или слегка понижается; пульсовое давление увеличивается.

Астенический (гипотонический) тип характеризуется более значительным учащением пульса; систолическое давление слабо или совсем не повышается, а иногда даже понижается; пульсовое давление понижается. Увеличение минутного объема крови обеспечивается в основном за счет увеличения ЧСС. Появление астенической реакции объясняется снижением сократительной функции сердца («синдром гипосистолии» в клинике). Это неблагоприятная слабость организма.

Гипертонический тип характеризуется более выраженным, чем при нормотонической реакции, учащением пульса, а главное, резким подъемом систолического (более 160-180% от исходного) или диастолического (более чем на 10 мм рт. ст.) давления. Эта реакция наблюдается в начальной стадии нейроциркуляторной дистонии по гипертоническому типу, при перетренировке.

Дистонический тип реакции характеризуется учащением пульса, повышением максимального А/Д, резким снижением минимального А/Д, появлением феномена «бесконечного тона» (тоны Короткова прослушиваются при снижении давления в манжете до «0»). Следует учитывать, что определение феномена «бесконечного тока» в первые 10-20 секунд после нагрузки значительной интенсивности является не отклонением от нормы, а следствием изменения характера тока крови в крупных артериальных стволах. «Бесконечный тон», определяемый после 20 приседаний, свидетельствует об переутомлении, перетренировки и т. п., нарушении состояния вегетативной нервной системы и возникновении неврозов.

Ступенчатый тип реакции характеризуется тем, что систолическое давление достигает максимального уровня не сразу после нагрузки, а на второй-третьей минуте восстановительного периода; характерен для переутомления и перетренировки.
Ортостатическая проба (позволяет определить регуляцию кровообращения).

Проба с переменой положения тела. Утром, не вставая с постели подсчитать пульс. Затем встать и через минуту снова сосчитать пульс.



Оценка пробы: хорошая реакция сердца на нагрузку – учащение пульса на 6-12 ударов, удовлетворительная – на 13-18 ударов, неблагоприятная – свыше 20 ударов.
Проба Руффье (для исследования переносимости физической нагрузки ССС и дыхательной системой).

Индекс Руффье (Ruffier) рассчитывается после 30 приседаний для мужчин и 24 приседаний за 30 сек. для женщин.

JR= (f1+f2+f3-200)/10,

где f1 – ЧСС в мин. до нагрузки, в положении сидя после 5 мин. отдыха,

f2 – ЧСС в мин. сразу после нагрузки стоя,

f3 – ЧСС в мин. через 1 минуту после нагрузки стоя.



Оценка пробы: Индекс равный 5 и меньше оценивается отлично, 5-10 – хорошо, 11-15 – удовлетворительно, свыше 15 – неудовлетворительно.
Исследование и оценка дыхательной системы.
Функции дыхания находятся в тесной взаимосвязи с деятель­ностью аппарата кровообращения. От того, как работают сердце и легкие, зависят спортивные достижения. Изучение и анализ по­казателей дыхания необходимы преподавателю, тренеру потому, что они могут физическими упражнениями активно воздейство­вать на развитие функции дыхания и тем самым способствовать повышению функциональных возможностей занимающихся.

Дыхание обеспечивает снабжение организма кислородом, вы­ведение углекислоты, водяных паров. Дыхание, как и сердечные сокращения, совершается автоматически, ритмично. На 1 дыха­ние у здорового человека приходится 4 удара пульса. Для дыхания характерна быстрая приспособляемость к изменению условий внешней и внутренней среды.

На органы дыхания во время спортивных занятий ложится большая нагрузка, в связи с чем функция дыхания значительно усиливается. Частота дыханий вместо 12—16 раз в 1 мин. в по­кое при нагрузках средней интенсивности возрастает до 30—40, а при максимальных напряжениях — до 50-60 раз в 1 мин. Уве­личивается глубина дыхания — вместо 500--600 мл в покое (у. незанимающихся —400—500 мл) она достигает при интенсивных нагрузках 2000—3000 мл, а легочная вентиляция с 4—7 л в покое доходит до 120—150 л. Поглощение кислорода с 180—200 мл в 1 мин. в покое возрастает во время нагрузки до 3000—4000 мл и больше. Это возможно потому, что во время работы при форсиро­ванном вдохе поверхность легких увеличивается в два с лишним раза (с 130 м2 до 270 м2), а количество альвеол — в 140 раз (с 5 до 700 млн.).

Во время интенсивной мышечной деятельности в акте дыха­ния, помимо межреберных, лестничных мышц, задней верхней зубчатой мышцы и диафграмы, участвуют, дочти все мышцы гру­ди, спины и живота.

При исследовании органов дыхания определяют их функцио­нальную способность и изменения, наступившие в результате си­стематических занятий физическими упражнениями и т. д.

Обследование начинают с расспроса о жалобах на боли, кашель, одышку и т. д. Боли бывают при заболеваниях (плеврит, бронхит и др.). Кашель тоже может быть связан с заболевания­ми, но у спортсменов после максимальных нагрузок (например, у бегунов на длинные дистанции) иногда появляются гортанный, судорожный кашель, охриплость, как один из симптомов острой недостаточности сердечной деятельности.

Одышка — затруднение дыхания, характеризующееся нару­шением ритма, глубины и силы дыхательных движений. Она со­провождается тягостным ощущением недостатка воздуха, нару­шением газообмена. Одышка может возникнуть не только из-за заболеваний легких, дыхательных путей, но, из-за расстройства сердечной деятельности. Не следует смешивать одышку с физио­логическим учащением дыхания во время нагрузок, при котором дыхания частые, но глубокие и ритмичные.

При появлении одышки надо уменьшить физическую нагруз­ку и посоветоваться с врачом.

У юных спортсменов, страдающих малокровием, неврастени­ей, под влиянием спортивных нагрузок может возникать такое со­стояние, когда не хватает воздуха: хочется глубоко вздохнуть, а сделать это невозможно. Такое явление, а также дыхание со вздохами, сигнализирует о начале сердечной слабости. В этом случае надо обратиться к врачу.

При осмотре определяют форму грудной клетки, определяется тип дыхания:

Различают следующие типы дыхания: грудной, брюшной и смешанный.

Если расширение грудной клетки при дыхании совершается, главным образом, благодаря сокращению межребе­рных мышц, то такой тип дыхания называется грудным, или ре­берным. При этом грудная клетка во время вдоха заметно расширяется и слегка приподнимается, а во время выдоха су­живается и незначительно опускается. Для лучшего понимания грудного типа дыхания можно сказать, что это дыхание «гру­дью». Грудной тип дыхания свойствен преимущественно жен­щинам.

Когда же основное участие в расширении грудной клетки принимает диафрагма, такой тип дыхания называется диафрагмальным, или брюшным, так как во время вдоха заметно выпячивание верхней части живота. Брюшной тип дыхания, или дыхание «животом», чаще встречается у мужчин.

Если дыхательные движения совершаются одновременно за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы, то такой тип дыхания называется смешанным. В дыхании участвуют ниж­ние отделы грудной клетки и верхняя часть живота. Смешан­ный тип дыхания отмечается у спортсменов, лиц пожилого возраста, беременных.
Частота дыхания определяется при наблюдении за дыха­нием. С этой целью на эпигастральную область исследуемого накладывается ладонь и подсчитывается количество полных дыхательных циклов (дыхательных движений) в минуту по при­подниманию подключичной области при каждом вдохе. Вдоху соответствует подъем ладони, выдоху — ее опускание. При шу­мном дыхании его частоту можно определить и на расстоянии от пациента. Лучше всего, если он не догадывается о том, что у него сосчитывается дыхание, иначе он может невольно изме­нить его частоту. Для отвлечения внимания испытуемого мо­жно одновременно положить пальцы другой руки на лучевую артерию для имитации прощупывания пульса или имитировать определение частоты пульса и в то же время следить глазами за дыхательными движениями грудной клетки. Для точного опре­деления подсчитывать частоту дыхания следует не менее одной минуты. Число дыханий в минуту у здорового человека в состоянии покоя колеблется от 16 до 20. Значительные изменения частоты дыхания мо­гут выразиться либо учащением (тахипноэ), либо урежением (брадипноэ). В физиологических условиях резкое учащение ды­хания возникает при нервном возбуждении, во время и тотчас же после физических напряжений.
Для определения функциональной способности аппарата дыхания исследуют ЖЕЛ (спирометром), применяютфункциональные пробы.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - это объем воздуха, который испытуемый может выдохнуть при максимальном выдохе после максимального глубокого вдоха.

Для измерения ЖЕЛ нужно сделать максимальный плавный вдох, а затем, зажав нос, плавно равномерно выдохнуть в спирометр (водяной или сухой). Продолжительность выдоха – 5-7 с. Измерение ЖЕЛ повторяют с интервалом 0,5-1 мин. При повторении двух максимальных величин измерение ЖЕЛ заканчивают. Полученная таким образом величина называется фактической.

Средние показатели принято считать у мужчин - 4000 мл, у женщин - 3200 мл. У спортсменов величина ЖЕЛ может колебаться в широких пределах - от 4500 до 8000 мл у мужчин и от 3500 до 5300 мл - у женщин.

Для оценки индивидуальной величины ЖЕЛ на практике принято сравнивать ее с так называемой должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую вычисляют по различным эмпирическим формулам.

Так, исходя из показателей роста обследуемого в метрах и его возраста в годах (В), ДЖЕЛ (в литрах) можно рассчитать по следующим формулам:

для мужчин ДЖЕЛ = 5,2×рост — 0,029×В — 3,2;

для женщин ДЖЕЛ = 4,9×рост — 0,019×В — 3,76;

для девочек от 4 до 17 лет при росте от 1 до 1,75 м ДЖЕЛ = 3,75×рост — 3,15;

для мальчиков того же возраста при росте до 1,65 м ДЖЕЛ = 4,53×рост — 3,9, а при росте свыше 1,65 м —ДЖЕЛ = 10×рост — 12,85.

Превышение должных значений ЖЕЛ любой степени не является отклонением от нормы, у физически развитых лиц, занимающихся физкультурой и спортом (особенно плаванием, боксом, легкой атлетикой), индивидуальные значения ЖЕЛ иногда превышают ДЖЕЛ на 30% и более. ЖЕЛ считается сниженной, если ее фактическая величина составляет менее 80% ДЖЕЛ.

Функциональные пробы дыхательной системы


  1. Проба Шафранского– определение изменений ЖЕЛ под влиянием физической нагрузки.

Определив исходную величину ЖЕЛ в покое, испытуемому предлагают выполнить дозированную физическую нагрузку - 2-минутный бег на месте в темпе 180 шаг/мин при подъеме бедра под углом 70-80°, после чего снова определяют ЖЕЛ.

Оценка пробы: в зависимости от функционального состояния системы внешнего дыхания и кровообращения и их адаптации к нагрузке ЖЕЛ может уменьшиться (неудовлетворительная оценка), остаться неизменной (удовлетворительная оценка) или увеличиться (оценка, т.е. адаптация к нагрузке, хорошая). О достоверных изменениях ЖЕЛ можно говорить только в том случае, если она превысит 200 мл.

  1. Проба Розенталя - позволяет оценить наличие и степень утомления дыхательной мускулатуры, что, в свою очередь, может свидетельствовать о наличии утомления других скелетных мышц. Спирометрическая кривая, представляет собой пятикратное измерение ЖЕЛ, проводимое через 15-секундные промежутки времени.

Оценка пробы: - увеличение ЖЕЛ от 1-го к 5-му измерению - отличная оценка; - величина ЖЕЛ не изменяется - хорошая оценка; - величина ЖЕЛ снижается на величину до 300 мл - удовлетворительная оценка; - величина ЖЕЛ снижается более чем на 300 мл - неудовлетворительная оценка.

***У здоровых людей, не занимающихся спортом, и спортсменов при пятикратном измерении определяются одинаковые и даже нарастающие цифры ЖЕЛ. В случаях же перетренированности или перенапряжения, а также при наличии заболеваний дыхательного аппарата или системы кровообращения ЖЕЛ при повторных измерениях постепенно уменьшается.


3)Гипоксические пробы дают возможность оценить адаптацию человека к гипоксии и гипоксемии. Проба Генчи - регистрация времени задержки дыхания после максимального выдоха. Испытуемому предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох. Испытуемый задерживает дыхание при зажатом носе и рте. Регистрируется время задержки дыхания. Проба Штанге - регистрируется время задержки дыхания при глубоком вдохе. Исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального. Закрывают рот, зажимают нос. После выдоха регистрируют время задержки.


Оценка

Проба Штанге, с

Проба Генчи, с

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Отлично

50 и выше

40 и выше

40 и выше

30 и выше

Хорошо

40-49

30-39

30-39

20-29

Удовлетворительно

30-39

20-29

20-29

15-19

Неудовлетворительно

29 и ниже

19 и ниже

19 и ниже

14 и ниже


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

  1. Самочувствие человеческого организма это ……?

  2. Какая функциональная проба исследует статическую координацию (равновесие)?

  3. Какая функциональная проба исследует симпатический отдел вегетативной нервной системы?

  4. Какая функциональная проба исследует порог чувствительности вестибулярного аппарата?

  5. При каком временном снижении работоспособности человека рефлекторные реакции снижены?

  6. Периодическое колебание стенок артерий, вызываемое ритмическим наполнением сосудов кровью при систоле сердца – это ?

  7. Сила, с которой кровь выбрасывается из сердца в сосуды и давит на их стенки - это?

  8. В норме сердечный толчок, определяется у мужчин в каком левом межреберном промежутке?

  9. В норме сердечный толчок, определяется у женщин в каком левом межреберном промежутке?

  10. В норме частота сердечных сокращений (пульс) в покое у человека составляет ….?

  11. Как называется давление крови в артериях в момент максимального сокращения сердца?

  12. Как называется уменьшение частоты сердечных сокращений ниже 60 ударов в 1 мин?

  13. Как называется увеличение частоты сердечных сокращений от 90 ударов в минуту?

  14. Как называется давление крови в артериях в момент максимального расслабления сердца?

  15. Назовите средний показатель артериального давления у здоровых людей в покое

  16. Повышение систолического давления у взрослого человека выше 140 мм.рт.ст и диастолического выше 90 мм.рт.ст. носит название …

  17. Гипотонические состояния у спортсменов характеризуются …

  18. Метод определения состояния сердца, заключающийся в регистрации электрических тонов, возникающих при возбуждении сердечной мышцы?

  19. 2в. Какая функциональная проба исследует состояние сердечно-сосудистой системы и ее приспособляемость к физическим нагрузкам?

  20. Какая функциональная проба исследует регуляцию кровообращения?

  21. У здоровых тренированных людей в ответ на функциональную пробу с физической нагрузкой происходит учащение пульса на …..%

  22. Какая проба исследует функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, основанная на определении каких-либо физиологических параметров до и после перехода испытуемого из горизонтального положения и вертикальное?

  23. Какая проба , дает представление о работе сердца испытываемого?

  24. Какой метод исследования в кардиологии используют для выслушивания артериальных тонов?

  25. Число циклов вдохов и выдохов за минуту - это?

  26. Какой тип дыхания характерен для спортсменов?

  27. 3в. Проба Розенталя позволяет оценить?

  28. Учащенное поверхностное дыхание - это?

  29. Какой тип дыхания характерен для мужчин?

  30. Какова чистота дыхательных движений у здорового человека в покое?

  31. Патологическое урежение дыхания - это?

  32. Какие функциональные пробы исследуют способность организма противостоять недостатку кислорода?

  33. Какой тип дыхания характерен для женщин?

  34. 2в. Какая проба используется для определения изменений ЖЕЛ под влиянием физической нагрузки?

  35. Какой функциональный показатель можно измерить с помощью спирометра?

  36. Как называется максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха?

  37. Какой функциональный показатель можно измерить с помощью спирометра?

  38. Чтобы оценить индивидуальную величину ЖЕЛ с каким функциональным показателем ее нужно сравнивать?

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основные источники :

  1. Ачкасов Е.Е., Руненко С.Д., Пузин С.Н. Врачебный контроль в физической культуре. М.: ООО «Триада - Х», 2012.

  2. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

  3. Врачебный контроль в АФК: Учебное пособие/ Под ред. д. м. н. С.Ф. Курдыбайло.-М.: Советский спорт, 2004.


Дополнительные источники:

  1. Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. Спортивная медицина: курс лекций и практических занятий. -М.: Советский спорт, 2004

  2. Дубровский В.И. ЛФК и врачебный контроль: Учебник для вузов. -М.: Медицинское информационное агентство, 2006

  3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студентов вузов.- М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2005

  4. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник. - М.: Советский спорт, 2008.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница