Лекция №5 Правильная осанка признак здоровья



Скачать 169.5 Kb.
Дата14.09.2017
Размер169.5 Kb.
ТипЛекция

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ГУЗ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДИСПАНСЕР


Школа здоровья

Лекция №5

Правильная осанка – признак здоровья

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову. Позвоночник при этом должен быть не прямым, а с небольшими естественными изгибами: в шейном и поясничном отделах – изгиб вперед, а в грудном и крестцовом - назад.

В Толковом словаре В.И. Даля записано: «Под осанкой ра­зумеют стройность, величавость, приличие и красоту». В практической работе осанка характеризуется как не­принужденное положение человека в покое и при движении.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерно­сти их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Поддержание правильной осанки – главное упражнение для позвоночника, которое он выполняет всю жизнь. Правильная осанка должна быть запрограммирована в нас с самого детства. Она является непо­стоянной, но трудно поддающейся изменению. Особое внимание надо обращать на осанку детей, так как в детском возрасте она более доступна исправлению. Надо учить ребенка «держать спину».

Для проверки осанки рекомендуется встать спиной к стене и прижаться к ней затылком, ягодицами и пятками. Запомнив это положение, отойдите от стены и походите по комнате, наблюдая за собой в зеркало, проследите, сохраняется ли правильная осанка. Обратите внимание и на другие признаки правильной осанки:

1. горизонтальные линии ключиц

2. симметричное расположение лопаток

3. симметричное расположение ягодиц.

4. . симметричное расположение крыльев тазовой кости.

Осанка - зеркало здоровья

Позвоночник - это основа скелета, он выполняет в орга­низме человека две важнейшие функции. Первая функция - опорно-двигательная. Вторая - защитная. Позвоночник предо­храняет спинной мозг от механических повреждений. К нему подходят многочисленные нервные окончания, которые отве­чают за работу всех органов в организме человека. Образно говоря, каждый позвонок несет ответственность за работу оп­ределенного органа.

Если функции позвоночника нарушены, затрудняется проведение нервного импульса к тканям и клет­кам в разных участках тела. Со временем именно в этих участ­ках тела будут развиваться различные заболевания.

При пра­вильной осанке нагрузка на позвоночник при учебе или работе распределяется равномерно и не происходит перегрузки от­дельных участков. Это позволяет сохранить позвоночник здо­ровым до преклонного возраста.

Неправильная осанка чаще всего указывает на болезни по­звоночника, в том числе и на сколиоз.

Детский скелет обладает большей подвижностью, чем скелет взрослого человека, поэтому раннее обращение к врачу поможет ре­шить эту проблему.

Вспомним, что происходит с нашей спиной, когда мы вынуж­дены долго сидеть? Через какой-то промежуток времени нетре­нированные мышцы спины начинают уставать. Они уже не могут обеспечивать правильную осанку, и позвоночник слегка сгибает­ся. В этом физиологически неправильном положении происхо­дит сдавливание передних отделов межпозвоночных дисков, в то время как задние отделы растягиваются. В таком положении межпозвоночный диск теряет свою эластичность, изнашивает­ся. Нервные корешки ущемляются и хуже проводят сигналы от мозга к органам и тканям. Особенно чувствителен к таким пере­грузкам неокрепший позвоночник подростка.

Большинство де­тей вынужденно ведут "сидячий" образ жизни. Высокая учебная нагрузка, компью­теры, телевизоры и т. д. Поэтому проблема профилактики заболева­ний опорно-двигательного аппарата у детей приобрела массовый харак­тер.

От чего зависит осанка?

Осанка во многом зависит от разнообразия двигательных навыков, приобретаемых человеком в результате его развития и воспитания. Чем больше и разнообразней двигается ребенок, тем лучше развиваются его кости, связки, мышцы, тем крепче и надежней формируется естественный мышечный корсет позвоночника, который предохраняет от искривлений, деформаций. Гиподинамия – враг правильной осанки.

От количества жировых отложений. Ожирение, избыточный вес ослабляют мышцы и связки, способствуют появлению искривлений.

От положения позвоночника, от на­тяжения мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Мы­шечные тяги сгибателей и разгибателей должны быть уравнове­шены, поэтому равномерное гармоничное развитие всех мышечных групп спо­собствует приобретению и сохранению правильной осанки. При хорошей осанке мышцы, которые удерживают позвоночник в правильном положении должны быть умеренно напряжены.

От общего самочувствия, здоровья человека, т.к. любое заболевание, ослабляющее организм, вызывает нарушение осанки.

От неправильной рабочей позы, неправильного положения позвоночника во время сна (прогнутая постель), от несимметричного ношения тяжестей.

От настроения. Плохое настроение, уныние, депрессия ведут к нарушению энергетики, ослабляют мышцы и портят осанку.

При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника — сколиозы.

Многие искривления позвоночника можно предупредить, а в начальной стадии — исправить. В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка еще не совсем сформирована. Неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на здоровье и осанку детей в период их бурного роста (в 6 — 7 и в 11 — 15 лет).

Нарушение осанки нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшаются экскурсия грудной клетки и диафрагмы, колебания внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, приводя к снижению физиологических резервов детского организма. Почему у современного ребенка развивается нарушение осанки?

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести вы­сокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в послеродовом и более позднем периоде развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилакти­ку дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее на­рушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

При характеристике изгибов позвоночника используются понятия: кифоз (изгиб позвоночника кзади) и лордоз (изгиб позвоночника кпереди).

Позвоночник человека состоит из 33—34 соединенных между собой позвонков: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых сросшихся и образую­щих крестец, 4—5 копчиковых.

Позвоночник обеспечивает многообразную функцию движения, несет на себе тяжесть тела в вертикальном положении, предохраняет спинной и головной мозг от сотрясе­ния и толчков. Физиологические изгибы облегчают сохранение равновесия, обеспечивают высокую подвижность позвоночника.

Различают три степени нарушения осанки:

I степень — характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентра­цией внимания ребенка;

II степень — характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при раз­грузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины руками взрослого);

III степень — характеризуется сочетанием нарушения осанки с начальными признаками сколиотической болезни.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I и II степени нарушения осанки, для школьников — II и III степени.

Нарушения осанки отмечаются в двух плоскостях: сагит­тальной (вид сбоку) и фронтальной (вид спереди).


Возможны следующие дефекты осанки:



- Круглая осанка (рис. 1. 1) характеризуется увеличением изгиба грудных позвонков, сглаживанием шейного и поясничного лордозов. Мышцы спины и живота слабые, растянутые. Грудная клетка недоразвитая, впалая, плечи «свисают» вперед, лопатки выпячиваются. Функции органов дыхания и сердца затруднены.


- При сутулой осанке (рис. 1. 2) ярко выражен изгиб грудного отдела позвоночника. Грудная клетка впалая, лопатки отстают, плечи выступают вперед, голова наклонена вперед.
- Для лордотической осанки (рис. 1. 3) характерно увеличение поясничного изгиба. Угол наклона таза увеличивается, живот выпячивается.

- При кругловогнутой спине (рис. 1. 4) увеличены изгибы в грудном и поясничном отделах позвоночника. Угол наклона таза увеличен, ягодицы резко выступают назад, живот вперед, грудная клетка впалая, талия несколько укорочена.



- При плоской спине (рис. 2. 1) недоразвиты все изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, живот втянут, ягодицы чрезмерно выпячены. Переднезадний размер грудной клетки уменьшен, а поперечный увеличен. Ребенок держится напряженно, подчеркнуто прямо, движения его неуклюжи.
- Косая спина (асимметричная осанка) (рис. 2. 2) возникает при асимметричном положении плечевого пояса и таза, разной длине ног или косом положении таза. Если не принять мер для исправления осанки, могут возникнуть изменения в межпозвонковых дисках и костной ткани, характерные для тяжелого заболевания — сколиоза.

Различные нарушения осанки всегда сопровождаются нарушениями функций нервной системы и некоторых внутренних органов, что делает организм ребенка более подверженным целому ряду заболеваний, и в первую очередь — позвоночника.

Как же сделать так, чтобы осанка оставалась правильной?!

- Постель ребенка не должна быть чрезмерно мягкой, а подушка высокой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20 — 25 см, чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Для детей с нарушениями осанки жесткий матрац (волосяной, травяной или ватный) кладется на щит из досок или фанеры.

- Особенно портит осанку неправильная поза при сидении за столом. Надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног (рис. 2. 3).

Высота стола должна быть на 2 — 3 см выше локтя опущенной руки ребенка. Если ноги не достают до пола, подставить под них скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под углом 90°. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, расстояние между грудью и столом 1,5 — 2 см (ребром проходит ладонь), голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола 30 см. Предплечья должны симметрично лежать на столе, книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь класть под углом 30° (угол, открытый вправо, образуется краем стола и нижним краем тетради).


- Ухудшают осанку привычки читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести. Нарушает ее и езда на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой) и езда на велосипеде в согнутом положении.

Перед началом выполнения комплекса, после 12-го упражнения и после окончания упражнений — ходьба 1 — 2 мин. Дыхание произвольное, равномерное. Не сутулиться, все упражнения делать в спокойном темпе, без задержек дыхания. Каждое упражнение выполняется 4 — 5 раз, затем количество повторений постепенно увеличивается до 10 — 12 раз. Выполнять можно не сразу все упражнения, а по 10 — 12 за занятие. Заниматься можно 3 — 4 раза в день за час до и спустя 45 — 60 мин после еды в различное время, но последний раз не позже 19 часов.

Для исправления дефектов осанки следует выполнять такие упражнения, когда в работу вовлекается одновременно несколько мышечных групп и суставов.

При склонности к сутуловатости и круглой спине уделяйте большое внимание упражнениям, связанным с выравниванием позвоночника, с выгибанием туловища в грудном отделе позвоночника без прогиба в поясничной области.

Имеющим крыловидные лопатки, а также сведенные вперед плечи, рекомендуется увеличивать количество повторений движений руками назад. Например, легкий бег вперед с попеременными круговыми движениями руками в боковой плоскости, слегка соединяя нижние углы лопаток и напрягая межлопаточные мышцы (живот не расслаблять), оказывает значительное эффективное воздействие при этих нарушениях.

При склонности к асимметричному положению плечевого пояса очень полезны разнообразные симметричные упражнения: повороты, волнообразные движения, взмахи, общеразвивающие упражнения.

Чтобы воспитать привычку держаться прямо, с приподнятой головой, развернутыми плечами и слегка подтянутым животом, детям необходимо в течение дня многократно повторять упражнения на ощущение правильной осанки.

Выполняя корригирующие упражнения, можно научиться свободно владеть своим телом и красиво держаться.

Для исправления осанки может быть рекомендован примерный комплекс упражнений, которые должны сочетаться с утренней гигиенической гимнастикой, подвижными играми, систематическим закаливанием.
1. Исходное положение (И. п.) — лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п.
2. И. п. — то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.
3. И. п. — то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить.
4. И. п. — лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.
5. И. п. — то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову.
6. И. п. — лежа на правом боку, правая рука под щекой, левая над собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же, лежа на левом боку.
7. И. п. — лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги вверх.
8. И. п. — лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины,
9. И. п. — то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный.
10. И. п. — лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги («Рыбка»)
11. И. п. — лежа на спине - «Велосипед».
12. И. п. — лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3 — 4 счета, медленно опустить их и. п.
13. И. п. — то же на левом боку.
14. И. п. — сидя, ноги согнуты. Захватить пальцами ног мелкие предметы и переложить их на другое место.
15. И. п. — сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
16. И. п. — стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Перекат с пятки на носок.
17. И.п. — стоя. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед

18. И. п. — сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 — 10 раз.


19. И. п. — лежа на спине. «Ножницы» — горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами
20. И. п. — стоя. «Замочек» — завести одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук
21. И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз («полумостик»), на выдохе опуститься в и. п.
22. И. п. — сидя. Катание мячей (теннисного, волейбольного) вперед, назад, по кругу, по и против часовой стрелки.

Подготовили: Панова М.Ю., врач ОМО,



Хайруллина Э.Р., врач по лечебной физкультуре ГУЗ РВФД
Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница