Лекция №7 Основы экономики здравоохранения п лан: Цели и задачи экономика здравоохранения



Скачать 35.44 Kb.
Дата03.05.2016
Размер35.44 Kb.
ТипЛекция
ЛЕКЦИЯ №7

Основы экономики здравоохранения

План:

  1. Цели и задачи экономика здравоохранения.

  2. Методы экономики здравоохранения.

  3. Виды эффективности в здравоохранении.

  4. Источники финансирования в здравоохранении.

  5. Налогообложение и инвестиционная политика в здравоохранении

  6. Ценообразование. Группы цен используемых в здравоохранении.

  7. Принципы организации оплаты труда медицинского персонала.

В условиях рыночных отношений экономические проблемы здравоохранения занимают центральное место.

В основе организации медицинской помощи сегодня лежат принципы, признающие здоровье материальной ценностью, ресурсом, который имеет стоимость, а саму медицину – ресурсосберегающей производительной силой общества.

В этих условиях возрастает и роль средних медицинских работников в экономике конкретной медицинской организации и здравоохранения в целом, поэтому возникла необходимость в знаниях основ экономики и средними медицинскими работниками.


Влияние рыночной экономики на здравоохранение.


  1. Рынок коммерциализирует здравоохранение в целом.

  2. Это приводит к быстрому возрастанию платных и полуплатных услуг (медицинское страхование).

  3. Изменяет экономический статус медицинских учреждений. ЛПУ становится услуго-производящим предприятием.

  4. Это приводит к изменению экономических связей (экономический агент).

  5. Возникают многообразные формы собственности.

  6. Видоизменяется и экономическое положение самого работника здравоохранения.

В процессе перехода России к рыночной экономике сформировалась новая отраслевая экономика здравоохранения.


Причины возникновения экономики здравоохранения:

  1. рост спроса на медицинские услуги;

  2. необходимость эффективного использования материальных, трудовых, финансовых средств

  3. повышение экономической значимости системы здравоохранения в сохранении, укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект.


Цель экономики здравоохранения: достигнуть максимального эффекта в оказании медицинской помощи при заданных затратах.

Задачи:

  • определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;

  • изучение тенденций в изменении структуры здравоохранения.

  • расчет экономических ресурсов и их эффективное использование;

  • расчёт и оценка эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы учреждений здравоохранения;

  • экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;

  • разработка и оценка эффективных форм оплаты труда медицинских работников;

  • расчёт нормативов деятельности специалистов, а также оптимального соотношения медицинских работников (врач и средний медицинский работник).

Значительный переизбыток врачей - это не экономично, не выгодно иметь много врачей, выгоднее иметь врача с большим количеством помощников. У врача должна быть хорошая организация работы, чтобы он мог больше времени уделять непосредственно лечению больных.

Сейчас будет расти число помощников врачей.

России - 1: 2,26; Дании - 1:5,6; США - 1: 2,8; Норвегии - 1: 4,3.
По состоянию на 01.01.2013 в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Самарской области трудилось 37 702 медицинских работника, в том числе 12 761 врач и 24 941 средний медицинский работник.

Снижение в Самарской области на протяжении ряда лет численности медицинских работников со средним медицинским образованием привело к усугублению диспропорции в соотношении врачей и средних медицинских работников. По состоянию на 01.01.2013 соотношение врачей и средних медицинских работников составляет 1:1,94, данный показатель отстает от среднероссийского значения (1:2,12) и рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения (1:4).

Проблема обеспечения медицинскими кадрами со средним профессиональным образованием сегодня стоит особенно остро. По показателю обеспеченности средним медицинским персоналом Самарская область занимает последнее место среди субъектов Приволжского федерального округа.

Сегодня в Самарской области последовательно реализуется ряд мер, в том числе мер социальной поддержки, направленных на закрепление медицинских кадров в здравоохранении.

Принятые меры социальной поддержки позволили привлечь специалистов, но кардинально решить кадровую проблему в отрасли не удалось. Требуются дополнительные меры по обеспечению привлечения молодых специалистов в сферу здравоохранения и сохранению имеющихся кадров.

Методы экономики здравоохранения:


  • математически-статистический - оценивает количественную и качественную связь между лечебно-диагностическими и профилактическими процессами;

  • балансовый метод – обеспечивает оптимальное соотношение между лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами;

  • экспериментальный метод, позволяющий отработать эффективные меры по улучшению качества здоровья населения.

Экономика здравоохранения проводит экономический анализ:

- влияние показателей здоровья населения на общественное производство;

- экономического эффекта ликвидации определённых заболеваний;

- стоимости лечебно-профилактической деятельности;

- экономической эффективности профилактических мероприятий.

В здравоохранении различают 3 вида эффективности — социальную, медицинскую и экономическую.


  1. Социальная эффективность – оценка улучшения здоровья населения.

  2. Медицинская эффективность – степень достижения поставленных задач в области профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

  3. Экономическая эффективность – это прибыль, которую получает народное хозяйство за счет проведения оздоровительных мероприятий и определяется величиной абсолютного прироста социального дохода (т.е. деньгами)

При оценке экономической эффективности оздоровительных мероприятий на производстве, методов профилактики, диагностики и лечения вычисляются:

- количество дней (разница до и после внедрения новых методов), сэкономленных в результате предотвращения заболеваний, травматизма, инвалидности, смертности;

- стоимость каждого дня.

Термин "стоимость человеческой жизни" предложен за рубежом.

Возможность дохода общества от деятельности 1 человека составляет приблизительно 1,8 млн. руб. (по американским ценам). По американским данным 60 тыс. долларов.

Мы можем связать уровень младенческой смертности с падением уровня национального дохода (экономический ущерб).



Если мы спасли жизнь новорожденного - мы получим 1,8 млн. рублей прибыли (экономический эффект). Здравоохранение - это тоже производящая отрасль. На 100 рублей затрат создается 220 рублей национального дохода.

Источники финансирования в здравоохранении
Модели систем здравоохранения в развитых странах по источникам финансирования.


  1. Преимущественная государственная (общественная) система – большая часть всех средств идет из государственного бюджета, формируемых за счет обязательных налогов с населения и предпринимателей. Примером могут служить такие страны как Великобритания, Италия, Норвегия , Бельгия, Канада.

  2. Страховая система - она основывается на обязательном (для большинства работающих граждан ) предоставлении медицинской помощи за счет трех источников финансирования :

  • Отчисления от зарплаты;

  • Отчисления от доходов (налогов);

  • Средства государственного бюджета.

Например, в таких странах как Германия, Франция, Япония, страны Латинской Америки.

  1. Частная система – которая включает:

  • организацию добровольного (частного) мед. страхования (80% населения)

  • общественные программы МЕДИКЭР – старше 65 лет

  • МЕДИКЕЙД – помощь неимущим, безработным

  • 14% от внутреннего валового продукта (ВВП).

Пример - США.
Источники финансирования медицинских организаций в РФ
В России в соответствии со статьей 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , вступившего в силу с 1 января 2012 г., источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются:

  1. Бюджетные средства - средства федерального бюджета, бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов, т.е. бюджетов всех уровней.

Нормативы бюджетного финансирования устанавливаются в расчете на:

  1. одного жителя в год;

  2. лечение одного больного по профилю заболевания;

  3. оказание различных видов медицинских услуг.

Эти нормативы разрабатываются региональными органами управления.

Перечень всех учреждений и мероприятий, финансируемых из бюджета, указан в «Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью»

Из федерального бюджета финансируются все Федеральные центры и научно-исследовательские институты, федеральные реабилитационные центры, федеральные целевые программы, действующие ранее («Сахарный диабет», «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в России», «АнтиВИЧ/СПИД», «Дети России» и многие другие).
Из бюджета субъекта Федерации финансируются специализированные диспансеры: противотуберкулезные, психоневрологические, кожно-венерологические, наркологические, станции переливания крови, приобретение дорогостоящего медицинского оборудования; финансирование дорогостоящих видов диагностики и лечение, научные исследования; бесплатное льготное обеспечение лекарствами граждан и др.


  1. Средства системы ОМС, поступающие от государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов.

С 2013 в нашем регионе (саратовской облатси) муниципальные учреждения перешли на одноканальное финансирование, т.е. средства поступают из одного источника – через систему обязательного медицинского страхования, согласно закону «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Средства, полученные медицинской организацией, расходуются не только на заработную плату, медикаменты, питание, приобретения медицинского инструментария и мягкого инвентаря, но и на расходы по содержания учреждений.

Преимущественно одноканальное финансирование расширяет финансовую самостоятельность руководителей медицинских учреждений, делает более прозрачным финансирование в здравоохранении и, за счет повышения стоимости тарифа, привлечет частные медицинские организации к работе в ОМС. А это создаст конкурентную среду и будет способствовать повышению доступности и качества медицинской помощи.


  1. Внебюджетные средства:

- средства добровольного медицинского страхования (ДМС),

- личные средства граждан (платные услуги),

- благотворительные взносы и пожертвования,

- доходы от ценных бумаг,

- кредиты банков,

- другие источники, не запрещенные законом.

Средства, полученные из всех источников, составляют единый фонд финансовых средств учреждения строго учитываются и контролируются.

Их расходование осуществляется согласно утвержденным финансовым планам, представляющим собой хозрасчетную смету. Финансовый план содержит план доходов и план (или смету) расходов.

Расходы планируются по фонду оплаты труда (на заработную плату), по фонду материального поощрения и по фонду производственного и социального развития.


Налогообложение в медицинских организациях


  1. Налог, выплачиваемый из заработной платы работника.

Этот налог называется налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Составляет этот налог 13% от заработной платы работника прописанной в трудовом договоре между работодателем и работником.

Размер НДФЛ 13% является обязательным и одинаковым для всех работников в независимости от того, на каком предприятии они работают и какая у этого предприятия организационно-правовая форма.



  1. Налоги, выплачиваемые работодателем из средств организации.

  • взносы в Пенсионный Фонд (обязательное страхование) в размере 26 % от заработной платы.

  • взносы в Фонд Социального Страхования в размере 2,9 %.

Если вид деятельности предприятия связан с риском несчастных случаев и профессиональных заболеваний то законодательством предусмотрены взносы в Фонд Социального страхования – страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, размер таких взносов зависит от вида деятельности предприятия и составляет от 0,2 % и выше.

  • взносы в Федеральный фонд медицинского страхования в размере 3,1 % и в Территориальный фонд медицинского страхования в размере 2%.

Налоги выплачиваются 1 раз в месяц в установленный день.

Инвестиции в здравоохранение
Сокращение государственных дотаций, контроль расходов со стороны страховых компаний, внедрение этических стандартов в медицине привели к тому, что со стороны учреждений здравоохранения повысился спрос на внешние дополнительные инвестиции. Инвестиции – один из путей улучшения финансирования.

Инвестиции в здравоохранение – вложение капитала в объекты системы здравоохранения с целью получения экономического или социального эффекта.

Для здравоохранения наиболее подходят инвестиции, направленные на улучшение финансирования и достижение качественного обслуживания и доступности медицинской помощи.

По видам собственности инвестиционные ресурсы делятся на 3 группы:



  1. государственные – бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций;

  2. негосударственные – средства предпринимателей, коммерческих компаний, инвестиционных фондов;

  3. ресурсы иностранных инвесторов

Задачи:


  • поиск и привлечение новых инвестиций в здравоохранение;

  • увеличение объема средств инвестируемых в здравоохранение;

  • эффективное использование инвестиционных ресурсов.



Ценообразование
Ценообразование – это процесс формирования цен, определения их уровня.

Цена — это денежное выражение стоимости медицинских услуг.


Цена = себестоимость + прибыль

Для оказания платных медицинских услуг необходимо определение стоимости медицинских услуг.

Стоимость — это количество труда, вложенного в оказание медицинской услуги определенного (заданного) качества.

В отличие от товара, который сначала производится, затем может храниться на складе и только потом продается, любая услуга характеризуется тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации.



Себестоимость — это выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата труда работников ЛПУ в расчете на единицу услуг (прикрепленного жителя, пролеченного больного и т. п.).

Себестоимость показывает, в какую сумму обходится учреждению медицинское обслуживание, отражает текущие расходы.

Себестоимость является важнейшим экономическим показателем, обобщающим деятельность учреждений.

Прибыль – результат рыночной операции.

Бесплатными остались все виды помощи в рамка ОМС.



Группы цен на медицинские услуги населению
Государственные цены на платные медицинские услуги населению

( прейскурантные цены) – используются для расчётов с населением при оказании медицинской помощи на хозрасчётной основе (коммерческая деятельность или предпринимательская деятельность).



Цена = себестоимость + прибыль равная(15-30% от себестоимости).

Договорная цена на медицинские услуги по заказам организаций и предприятий.

Утверждаются прямыми договорами между медицинским учреждением и организацией – заказчиком работ. Проявляют себя как свободные цены.



Тарифы на медицинские услуги по ОМС.

Отражают денежные суммы, определяющие уровень возмещения расходов медицинских организаций по выполнению территориальной программе ОМС.



  • Регулируются приказом Федерального фонда ОМС.

  • Устанавливаются только на те виды медицинской помощи, которые включаются в территориальные программы ОМС.

  • Рассчитываются на каждый из используемых объёмных показателей: годовая программа амбулаторного ведения пациента, пролеченный больной в стационаре, консультация, операция, диагностическая, лечебная манипуляция.

  • Состав тарифа по расходам:

расходы =текущие затраты + средства на развитие медицинского учреждения.

Бюджетные оценки расчётная стоимость медицинских услуг в новых экономических условиях.

  • Используются для взаимных расчётов между учреждениями одной территории или внутри одного учреждения.

  • Не распадается на себестоимость и прибыль.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. Какие изменения в здравоохранении принесла рыночная экономика?

  2. Какие виды эффективности различают в здравоохранении?

  3. Из каких источников финансируются организации здравоохранения на современном этапе?

  4. На что направлены инвестиции в здравоохранении?

  5. Как формируется цена на медицинскую услугу?

  6. Какие группы цен используют в здравоохранении?


Домашнее задание:


  • Подготовиться по материалам лекции № 7 к практическому занятию № 4.


Рекомендуемая литература:

  • Зенина Л.А. Экономика и управление здравоохранением: Учебник. Москва: 2012г.-208

  • Липсиц И.В. Основы экономики: Учебник для студентов мед.училищ и колледжей Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2013 г. -336 с.

  • Тлепцерищев Р.А., Трушкин АГ., Экономика и управление здравоохранением – Ростов н/Д: Феникс, 2009

  • Экономика и социум № 3(8) 2013 WWW.iupr.ru




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница