Лфк и профилактика сколиоза Причины сколиоза



Скачать 85.21 Kb.
Дата01.05.2016
Размер85.21 Kb.
ЛФК и профилактика сколиоза

Причины сколиоза до конца не изучены. Среди основных  причин рассматриваются две основные группы – врожденные и приобретенные причины сколиоза.

Врожденные

Приобретённые

- нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий. Причиной нарушения нормального внутриутробного развития может быть не правильное питание матери, наличие вредных привычек, пренебрежение физическими нагрузками и т.д.
- пагубное влияние на ребёнка при рождении может оказать неправильная форма таза матери

- Травмы (переломы позвоночника).
- Подвывихи шейных позвонков, которые ребёнок получает от приёмов родовспоможения. Травма всегда сопровождается сдвигом одного позвонка относительно другого, как говорят специалисты, происходит его подвывих, то есть сдвиг в сторону от вертикальной оси, что приводит к нарушению симметрии тела.
- Неправильное положение тела, из-за физиологических особенностей человека (плоскостопие, разная длина ног, косоглазие или близорукость из-за которых человек вынужден принимать неправильную позу при работе).
- Неправильное положения тела, из-за профессиональной деятельности человека, при которой он постоянно прибывает в одной позе (работа за столом с постоянно наклонённой головой, просто неправильная поза на стуле, привычная неправильная осанка и т.д.).
- Разная развитость мышц, причём это может быть обусловлено каким либо заболеванием (односторонний паралич, ревматическими заболеваниями и т.д.). При этом может нарушаться равномерная тяга мышц, что приводит к более большему искривлению.
- Неправильное питание, слабое физическое развитие.
- Рахит, полиомиелит, туберкулёз, плеврит, радикулит и другие заболевания.

Лечение сколиоза весьма сложно. Оно бывает успешным, если проводится комплексно, с использованием ортопедических средств, лечебной физической культуры, общетерапевтических и гигиенических мер.


Физические упражнения оказывают общестимулируюшее действие на организм больного, улучшают обменные процессы и трофику мышц спины и позвоночного столба и тем самым создают физиологические условия для стабилизации и коррекции патологического процесса.
Улучшение трофики мышц, рост их силовой выносливости позволяют выработать достаточно мощный мышечный корсет, удерживающий позвоночный столб в положении максимальной коррекции, а при невозможности такой коррекции - обеспечивают стабилизацию его и предотвращают прогрессирование сколиоза.
Физические упражнения способствуют также нормализации деятельности внутренних органов, а в ряде случаев - и функции позвоночного столба.


Задачи ЛФК при сколиозе:
- создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела (прежде всего развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, выработка мышечного корсета);

- стабилизация сколиотического процесса, а на ранних его стадиях исправление в возможных пределах имеющегося дефекта;

- формирование и закрепление навыка правильной осанки;

- нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма — дыхательной, сердечно-сосудистой и т. д.;

- повышение неспецифических защитных сил организма.
В лечении больных детей для оказания корригирующего действия применяются специальные корригирующие гимнастические упражнения двух типов - симметричные и асимметричные.


симметричные

асимметричные

К симметричным корригирующим упражнениям относятся такие, при которых сохраняется срединное положение позвоночного столба. Их корригирующий эффект связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение частей тела при сколиозе: мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, а на стороне вогнутости несколько растягиваются. При этом мышечная тяга с обеих сторон постепенно выравнивается, устраняется ее асимметрия, частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура на стороне вогнутости сколиотической дуги.

Симметричные упражнения не нарушают компенсаторных приспособлений и не приводят к развитию противоискривлений. Важным преимуществом симметричных корригирующих упражнений является относительная простота методики их проведения и подбора, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного опорно-двигательного аппарата при сколиозе.



Асимметричные корригирующие упражнения позволяют сконцентрировать их лечебные действия на данном участке позвоночного столба. Например, при отведении ноги в сторону выпуклости дуги сколиоза меняется положение таза и дуга уменьшается. При поднятой руке со стороны вогнутости дуги она уплощается за счет изменения положения пояса верхних конечностей. Корригирующий эффект при торзионных изменениях может быть достигнут путем поворота таза или туловища.

Асимметричные упражнения должен подбирать врач или инструктор, строго учитывая локализацию процесса и характер действия упражнений на кривизну позвоночного столба. Неправильное применение асимметричных упражнений может привести к увеличению дуги сколиоза и возникновению либо усилению противоискривления. В настоящее время в методике лечебной физической культуры при сколиотической болезни большее применение находят симметричные упражнения.



Из общеразвивающих упражнений широко используются упражнения на координацию и равновесие, а также упражнения для всех мышечных групп, выполняемые из различных исходных положений в соответствии с уровнем физического развития больного.

Большое значение имеют дыхательные упражнения как статические, так и динамические, поскольку сколиотический процесс нередко сочетается с заболеваниями органов дыхания и выраженными нарушениями дыхательной функции.

В качестве средств мобилизации используются упражнения в ползании в упоре стоя на коленях, висы и упражнения на наклонной плоскости. Мобилизирующие упражнения применяются ограниченно и не раньше, чем будет  укреплен мышечный корсет.

Перечисленные средства лечебной физической культуры можно сочетать с массажем мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки.


При построении специального занятия лечебной физической культурой в подготовительной части применяются ходьба, упражнения в построениях и перестроениях, упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, дыхательные упражнения.

В основной части занятия используется большинство средств физической культуры, направленных на выполнение ведущих задач данного периода лечения:

- упражнения, обеспечивающие общую и силовую выносливость мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки - создание мышечного корсета, корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Преимущественно применяемые исходные положения в этой части занятия - лежа и стоя в упоре на коленях. В конце основной части обычно включается подвижная игра, правила которой предусматривают сохранение правильной осанки.

В заключительной части применяются бег, ходьба, упражнения на координацию, дыхательные упражнения. Целесообразно включать в эту часть занятия игры на внимание при условии сохранения правильной позы.
Больным со сколиотической болезнью в ряде случаев рекомендуется заниматься лечебным плаванием (брассом, кролем на спине) в сочетании с лечебной гимнастикой. Занятия спортом противопоказаны.

Эффективность лечения определяется стабилизацией патологического процесса, в ряде случаев - уменьшением дуги сколиоза, закреплением навыка правильной осанки и улучшением состояния внутренних органов.


Упражнения при сколиозе для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки. Затылок, лопатки, ягодичная область, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.

Принять правильную осанку у стены, отойти от стены на один-два шага, сохраняя правильную осанку.

Принять правильную осанку у стены, сделать два шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

Сидя на гимнастической скамейке у стены, принять правильную осанку. Расслабить мышцы шеи, «уронить» голову, расслабить плечи, мышцы спины. Вернуться в и. п.

Принять правильную осанку. Ходьба с остановками, с сохранением правильной осанки.

Принять правильную осанку, на голове мешочек с песком. Присесть, стараясь не уронить его. Встать в и. п.

Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, гимнастическую скамейку) и останавливаясь для проверки правильной осанки перед зеркалом.


Упражнения для создания и укрепления мышечного корсета.

И. п. - лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать это положение.

И. п. - то же. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании способом брасс).

И. п. - то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая тела от пола. Темп медленный.

И. п. - то же. Приподнимание обеих прямых ног с удерживанием их на 3-5 счетов.

И. п. - то же. Поднять правую ногу, присоединить левую, держать до счета 5, опустить правую, затем левую ногу.

И. п. - лежа на животе друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание мяча партнеру, ловля мяча с сохранением положения головы и плеч.

Лежа на гимнастической скамейке, приподнять голову, грудь и прямые ноги и удержать до счета 3—5.

И. п. - то же. Выполнение руками и ногами движений как при плавании брассом.
Упражнения для мышц брюшного пресса.

И. п. для всех упражнений - лежа на спине с прижатой к опоре поясничной частью позвоночного столба.

Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.

Поочередное сгибание и разгибание ног на весу — «велосипед».

Руки за головой, поочередное поднимание прямых ног вперед.

Руки вверх, медленно поднять обе прямые ноги вперед и медленно опустить.

Согнуть ноги, разогнуть их под углом 45°, развести, соединить и медленно опустить.
Упражнения для мышц боковой поверхности туловища.

Лежа на правом боку, правая рука вверх, левая - вдоль туловища. Приподнять и опустить левую ногу.

То же на левом боку с приподниманием и опусканием правой ноги.

Лежа на правом боку, правая рука вверх, левая согнута и ладонью упирается в пол. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу до счета 4-5, медленно опустить.


Симметричные упражнения.

И. п. - лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга, локти в стороны. Руки вверх, потянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища, вернуться в и. п. (рис. 1).

И. п. - то же. Сохраняя срединное положение позвоночного столба, отвести назад прямые руки, ноги приподнять - «рыбка».

И. п. - то же. Руки вверх, приподнять голову, грудь, ноги. Сохраняя это положение, несколько раз качнуться - «лодочка».

И. п. - лежа на спине. Через стороны руки вверх, потянуться вверх, не поднимая головы, плеч и туловища.

И. п.  - то же. Руки вверх с одновременным приподниманием прямых ног. Потянуться вверх, стараясь не увеличивать расстояние от поясничного отдела позвоночного столба до опоры.



Асимметричные упражнения.

В. и. п. стоя перед зеркалом принять правильную осанку. Поднять плечо с поворотом его внутрь на стороне, противоположной грудному сколиозу.

И. п. - то же, опустить плечо и повернуть его кнаружи на стороне грудного сколиоза.

И. п. - основная стойка. Руку в сторону ладонью вверх на стороне грудного сколиоза, приводя лопатку к средней линии, другую руку вверх с вращением внутрь, отводя лопатку.

Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове и отведением ноги со стороны поясничного сколиоза.

Ходьба по гимнастической скамейке с полуприседанием на ноге со стороны поясничного сколиоза и опусканием другой ноги.

И. п. - лежа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять ноги и отвести их в сторону поясничного сколиоза.

То же на наклонной плоскости.



И. п. - лежа на боку с валиком под областью грудного сколиоза. Приподнять прямые ноги.
Каталог: users files -> sch290 admin -> files
users files -> А. М. Тартак Золотая книга-3, или здоровье без лекарств
users files -> Лавренова Г. В., Лавренов В. К. Энциклопедия лекарственных растений. Том 1
users files -> -
users files -> Первые предпосылки для появления в России психотерапии как личностно- и клинико-ориентированной области медицины междисциплинарного характера начали складываться уже в конце XVIII начале XIX в
users files -> Принципы и практическое применение
users files -> Юрий Анатольевич Александровский. Пограничные психические расстройства
users files -> Буровский Андрей – Предки Ариев ббк63. 3
users files -> Михаил Ефимович Литвак Психологическое айкидо
files -> Возрастные особенности формирования физического здоровья ребенка


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница