Личностные особенности влияющие на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках



страница1/7
Дата14.09.2017
Размер1.24 Mb.
Просмотров55
Скачиваний0
ТипДипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7

Санкт-Петербургский государственный университет

Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций





Заведующий кафедрой психологии кризисных и экстремальных ситуаций: ____________Хрусталёва Н.С.




Председатель ГЭК
_____________Васильева А.В.




Дипломная работа на тему:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ ПРИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ

По специальности 030302 – Клиническая психология


Специализация: психология кризисных и экстремальных ситуаций


Рецензент:

Кандидат психологических наук, научный сотрудник Пестерева Е. В. ____________(подпись)






Выполнил:

студент 5 курса дневного отделения

Корешков Игорь Викторович _______________(подпись)

Научный руководитель старший преподаватель кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций

Потявина Валерия Владимировна

_____________(подпись)



Санкт-Петербург
2016

Аннотация
Для изучения критерия успешности спортсменов при экстремальной нагрузке было проведено исследование в котором принимало участие 30 человек в возрасте 18-21 лет (4 девушки и 26 юношей), занимающиеся академической греблей. В исследовании был использован комплекс следующих методов: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, сбор эмпирических данных путем психологической диагностики, методы математической статистики.Психологическая диагностика включала в себя такие методики, как методика Р.Кеттелла, форма С; диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса; методика «Диагностика волевого самоконтроля»; методика исследования базисных убеждений личности; шкала самооценки успешности спортсмена.Результаты: Проведя корреляционный анализ, мы выявили, что, чем выше уровень достижений испытуемых, тем выше степень эмоциональной устойчивости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, самоконтроля, самолюбия, собранности, энергичности, спокойствия, хладнокровия. Спортсмены с высокими достижениями предпочитают стиль соперничества в конфликте, и имеют высокую степень базовых убеждений. А также была обнаружена взаимосвязь успешности и наличия волевых качеств: чем выше степень успешности спортсмена, тем выше уровень настойчивости и самообладания.Итак, результаты проведенного исследования позволили показать, что существует положительная взаимосвязь между личностными качествами спортсмена и результативностью его деятельности
Содержание

Введение…………………………………………………………………….4

Глава 1. Теоретические основы исследования личностных особенностей, влияющих на успешность спортсмена при экстремальных нагрузках


    1. Особенности спортивной деятельности и факторы ее успешности………………………………………………………………………...7

    2. Психологические особенности личности спортсмена…………...14

    3. Экстремальность как условие спортивной деятельности……….28

Выводы по 1 главе……………………………………………………….36

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Методологические принципы исследования……………………….38

2.2 Характеристика выборки исследования…………….………….…..38

2.3 Методы и методики исследования………………………………….39

2.4 Методы математико-статистической обработки ………………….45

Глава 3 Описание и обсуждение результатов

3.1 Анализ результатов обследования по методике Многофакторного личностного опросника 16PF Кеттела………………………………………….47

3.2 Анализ результатов обследования по методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса»….51

3.3 Анализ результатов обследования по методике «Шкала базисных убеждений»………………………………………………………………………56

3.4. Анализ результатов обследования по методике «Диагностика волевого самоконтроля»………………………………………………………59

3.5. Анализ результатов обследования по шкале самооценки успешности спортсмена………………………………………….…………….62

3.6 Корреляционный анализ между самооценкой успешности спортсмена и его личностными качествами……………………….…………..64

Выводы по 3 главе……………………………………………………….67

Заключение……………………………………………………………….68

Список использованной литературы……………………………………70

Приложения………………………………………………………………76

Введение


За последние годы во всех странах мира роль спорта резко возросла в системе ценностей современной культуры, так как спорт выступает в наше время важным средством выражения доброй воли, взаимопонимания и укрепления отношений между народами. Межгосударственные связи в области спорта реализуются с помощью участия спортсменов и команд в международных спортивных состязаниях, обмена спортивными делегациями, тренерами и специалистами, создают положительную атмосферу для взаимодействия государств.

Однако спортивная деятельность характеризуется повышенным психологическим напряжением, которая проходит в экстремальной среде и отличается высоким уровнем риска, поэтому для достижения высоких результатов необходимо учитывать ряд факторов. Так, во многом спортивные достижения оцениваются способностью спортсменов преодолевать разнообразные экстремальные ситуации в спорте, представляющие собой систему ограничений, психических, физических, социальных, внешних и внутренних, нравственных, возникающих перед спортсменом. Также на эффективность занятий спортом влияют, помимо взаимодействия спортсмена и тренера, внешние факторы: температура и влажность воздуха, шум, зрительные, слуховые и тактильные раздражители, которые исходят от противника, партнеров по команде или зрителей. Влияя на человека, данные факторы управляют его поступками, поведением, действиями, вызывают изменение состояния по-разному.

Итак, побудительные стимулы обуславливают реакции человека, преобразуясь в мотивы поступков и деятельности. Сам спортсмен, благодаря своему сознанию, разуму, воле управляет своим поведением, субъектом управления. Самоуправление, которое сознательно осуществляется человеком, является важной особенностью спортивной деятельности. В связи с этим, необходимо актуализировать не только психофизиологические возможности спортсмена, но и внутренние личностные.

Таким образом, источником духовного здоровья нации, социальной стабильности, национальной безопасности и экономического роста выступает спорт, ему придается особый статус в международных отношениях спортивной дипломатии. Это новое явление требует анализа и развития. В психологии спорта большинство исследований имеют методологический характер и направляются на разработку психотехнических методик и психофизиологических методов для регуляции эмоциональных состояний, коррекции, лечения или компенсации последствий экстремальных воздействий в результате спортивной деятельности. Следует отметить, что подобные исследования проводятся без учета взаимосвязи ее психологической структуры с личностью и деятельностью человека. Таким образом, исследование личностных особенностей спортсменов в экстремальных условиях является актуальным для повышения уровня, успешности спортивных соревнований.

Теоретико-методологическую базу исследования составили работы таких ученых, как: Гогунова Е. Н., Ильина Е.П., Кочетковой С.В., Лысенко Ю. Н., Мильмана В. Э., Сафонов В. К. Соколовой Л.А., Турецкого Б. В., Яковлева Б.П. и других.

Целью нашей дипломной работы является выявление личностных особенностей, влияющих на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках.

Объект исследования: спортсмены.

Предмет исследования: личностные особенности, влияющие на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках.

Гипотеза: личностные качества спортсмена влияют на результативность его деятельности.

В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой были определены следующие основные задачи:


  1. Проанализировать теоретические аспекты личностных особенностей, влияющие на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках;

  2. Определить личностные особенности, влияющие на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках;

  3. Изучить личностные особенности, влияющие на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы, был использован комплекс методов: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, сбор эмпирических данных путем психологической диагностики, методы математической статистики.

База исследования: исследование проводилось на базе спортивной школы № _________г. ______. В данном исследовании принимало участие 30 человек, в возрасте 18-21 лет, занимающиеся греблей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически систематизирована проблема личностных особенностей, влияющих на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные можно использовать в работе спортивного тренера, что позволит ему достигать высоких результатов с помощью учета не только психофизиологических особенностей спортсмена, но и личностных.

Структура работы. Дипломная работа состоит из: введения, трех глав, выводов и заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы исследования личностных особенностей, влияющих на успешность спортивных соревнований при экстремальных нагрузках
1.1 Особенности спортивной деятельности и факторы ее успешности
Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport - «игра», «развлечение») - деятельность людей, которая организована по определённым правилам и состоит в сравнении их интеллектуальных или физических способностей, а также подготовка к определенной деятельности и возникающие в её процессе межличностные отношения [6].

Современную спортивную деятельность объединяют в три группы: спорт высших достижений, массовый спорт и профессиональный спорт. Главная цель людей, которые занимаются массовым спортом это укрепление здоровья, психическое и физическое развитие, времяпровождение, а в спорте высших достижений целью выступает сравнение и выявление предельных психических и физических потенциала людей в ходе выполнения различных физических упражнений. Профессиональный спорт стал областью бизнеса и не является способом укрепления здоровья, а наоборот здоровье ухудшается в связи с возлагаемыми на спортсмена нагрузками [1].

Однако, спортивная деятельность по своим основным параметрам во всех группах является одинаковой, со всеми характерными для нее особенностями и закономерностями.

Деятельность спортсменов носит соревновательный характер и независимо от уровня квалификации спортсменов направлена на достижение наилучшего результата. Спортивная деятельность утрачивает свой смысл без состязательного момента. Поэтому взаимодействие спортсменов имеет два аспекта на соревнованиях: как противоборство по отношению к сопернику и как сотрудничество по отношению к партнерам по команде. Противоборство имеет правила, при нарушении которых на спортсмена возлагаются штрафные санкции, вплоть до дисквалификации спортсмена.

Деятельностью спортсменов является непрерывный многолетний процесс обучения и занятий с использованием больших или предельных физических нагрузок [20].

Важным в спортивной деятельности является соблюдение спортсменом режима занятий, соревнований и режима образа жизни в целом, который включает в себя многие ограничения и лишения себя многих удовольствий.

Для соревновательной деятельности характерны такие особенности:

• открытость для зрителя, которая включает в себя оценку спортсмена публикой и массовой информацией. Поэтому с помощью спорта можно стать известным на всю страну или мир;

• важность деятельности. Спортсмен стремится победить или установить рекорд, или выполнить спортивный норматив или разряд;

• регламентированное число зачетных попыток, в связис чем не представляется возможным исправить неудачное выступление или действие;

• определенное количество времени, за которое спортсмену необходимо оценить сложившуюся соревновательную ситуацию и самостоятельно принять решение;

• смена условий осуществления деятельности при изменении мест соревнования: временные, климатические, метеорологические различия, спортивные площадки и залы, новые спортивные снаряды [11].

Перечисленные особенности приводят к появлению у спортсменов нервно-психического напряжения, которое отсутствует на тренировочных занятиях.

В соревновательной деятельности также выделяют этапы, которые различаются психологически и организационно: подготовка к деятельности, принятие старта, осуществление деятельности, проведение восстановительных процедур и оценка достигнутого результата. Каждому этапу спортивной деятельности присуще наличие различных психологических состояний, возникновение которых зависит от специфики деятельности и условий. Однако строгого соответствия этапов деятельности и состояния нет, проявление их условно [31].

Соревновательная деятельность в силу своей специфичности проходит в экстремальных условиях, которые создают для человека весомые трудности, успех в их преодолении невозможен без сознательной мобилизации всех сил, без волевых усилий, без определенной регуляции состояний и действий. Так, Б.И. Мартьянов и Е.Н. Гогунов отмечают, что тренировочные занятия осуществляются для подготовки спортсмена к выступлению на соревнованиях, в связи с чем она характеризуется меньшей динамичностью проявления эмоций и психических состояний [47]. То есть тренировки спортсмена не имеют непредсказуемый характер развития событий, а сами соревнования наоборот, состоят из критических ситуаций.

Р.З. Шайхтдинов назвал преодолеваемые трудности явлением субъективным, производным от размера препятствия и способностей спортсмена. Величина трудностей выступает объективным явлением, которое не зависит от спортсмена. Она измеряется размерами психических и физических усилий, которые необходимы для преодоления возникающих сложностей [22]. Деятельность же каждого спортсмена связана с решением задачи и принятием оптимального решения. Что позволяет проводить психологический анализ данного процесса и выделить: предмет анализа процесса принятия решения на психологическом уровне; соотнесение (сопоставление) процессов принятия решений и решения задач.

Между этими процессами различие незначительно, но они существуют. В качестве предмета анализа принятия решения на психологическом уровне выступают: ответственность за принятие решений; возможность осознания, оценки и коррекции вырабатываемых решений; мотивация принятия решений; право выбора при принятии решения [14].

Принимая решение в деятельности, человеку необходимо сделать выбор из некоторого количества возможных решений проблемы с помощью сложной аналитико-синтетической работы. Решение задачи - это всегда творческий процесс взаимодействия субъекта с объектом или другим субъектом, который направляется определенной сознательно поставленной целью. Вид задачи и ее содержание в каждой ситуации различны. Влияет на процесс выбора действий значимость для личности вырабатываемых решений и преобладание некоторых индивидуальных качеств субъекта деятельности, включающие доминирование какого-либо психического процесса – воли, интеллекта или эмоций. Волевые решения характерны для ситуаций конфликта противоположных тенденций, интеллектуальные решения проявляются в условиях поиска неявных, скрытых альтернатив, эмоциональные - это выбор, строящийся на базе эмоциональных механизмов [10]. В условиях отсутствия достаточной и необходимой информации или дефицита времени возникает необходимость принять вероятностные решения в деятельности [19].

Р.З. Шайхтдинов выделил следующие виды трудностей, которые возникают при принятии оптимального решения и его реализации: сложность выбора наиболее правильного решения; трудность в их реализации. Степень сложности возникшего препятствия определяется психическим состоянием спортсмена в процессе выполнения спортивной деятельности. Таким образом, данный психологический фактор влияет на успешность деятельности спортсмена [8].

На уровень и динамику спортивного результата существенное влияние оказывают личностные особенности спортсмена, а также на процесс формирование спортивного мастерства воздействует динамика психического развития, которая проявляется в развитии психических качеств и появлении специфических свойств личности молодого спортсмена. В наше время тренера осуществляют отбор по морфологическим и педагогическим критериям, а физиологические и психологические критерии не учитываются, так как информация еще в должной мере не разработана и не систематизирована. В связи с этим тренера тратят неразумно время. Так как эффективность спортивной деятельности зависит от соответствия склонностей, мотивов, интересов, способностей, психофизиологической структуры личности выбранному виду спорта. Достижения в спорте возможно людьми с разнообразной комбинацией индивидуальных особенностей, но базовым детерминантом выступает соответствие способностей спортсмена специфике выбранному виду спортивной деятельности. Выбор субъектом обусловливается социальными факторами и подсознательной потребностью в определенном виде деятельности, формирующейся под воздействием особенностей личности [8].

Критериями анализа внешних и внутренних факторов, которые способны воздействовать на достижение успеха в спортивных целях, являются:


  1. физическое здоровье. Необходимо выявить физическую возможность спортсмена справиться со стрессом, непредвиденными трудностями и утомлением, которые неизбежно сопровождают спортивную деятельность и движение к поставленной цели;

  2. квалификация. Требуется определить соответствие профессионального уровня и квалификации спортсмена требованиям, которые необходимы для достижения цели, или необходимо осуществить дополнительные затраты энергии, времени, финансовых средств для реализации поставленных задач;

  3. социальная поддержка. Спортсмену необходимо провести анализ степени поддержки родственников и социального окружения;

  4. личность спортсмена. Важно определить стимулы для мотивации к стремлению успеха, а также выявить реакцию на жизненные и профессиональные события;

  5. прогноз и готовность к жизненным событиям. Анализ и предвидение последствий процесса достижения цели, подготовка к предстоящим событиям [15].

Часто основой спортивного успеха называют наличие определенных способностей. Однако, проблема способностей является крайне дискуссионной.

Б. М. Теплов, К. К. Платонов и В. А. Крутецкий подошли ближе всего к адекватному пониманию типологии способностей, которые выделили следующие положения [44]:



  1. под способностями понимаются индивидуальные особенности, которые отличают людей друг от друга;

  2. под способностями подразумеваются определенные особенности личности, влияющие на эффективность деятельности;

  3. опыт человека (знания, умения и навыки), которые были приобретены в процессе жизни, не составляют структуру способностей;

  4. центральным элементом способностей выступают задатки - врожденные особенности человека [30, с. 22-26].

Однако следует отметить, что в процессе многолетних тренировок задатки могут изменяться, но данные изменения не являются значительными и врожденные различия между разными индивидами не могут компенсировать.

Под задатками Б. М. Теплов подразумевал типологические особенности проявления свойств нервной системы - силы, подвижности и баланса нервных процессов. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев понимают под задатками физиологические и психологические особенности, которые обусловлены личностными особенностями строения мозга [2]. Следовательно, задатки рассматриваются как индивидуальные особенности функционирования мозга [43].

Наиболее широкое изучение было посвящено задаткам, которые являются типологическими особенностями проявления свойств нервной системы, которые генетически обусловлены и тяжело изменяются под влиянием условий деятельности и жизни. Такими условиями выступают: развитие быстроты, выносливости, устойчивости к монотонной работе. Однако следует отметить, что в период гормональной перестройки организма детей и подростков типологические особенности могут изменяться быстрее [3]. Каждая из способностей может быть положительной или отрицательной, что определяется деятельностью и условиями выполнения ее человеком. К примеру, в напряженной ситуации психической устойчивости человека способствует сильная нервная система, но при монотонной деятельности не обеспечивает ее устойчивости. Также одним из факторов, который влияет на прочность запоминания информации, является инертность нервных процессов, но тормозит быструю переключаемость человека с одной ситуации на другую. Поэтому типологические особенности определяют уровень различия форм приспособления, а не только степень приспособления индивида к внешней среде [4]. Что означает, что люди с различными типологическими особенностями могут достичь высоких социальных достижений. Следует отметить, что предположение о том, что в любых условиях и в любом виде деятельности человек может добиться идеального приспособления к внешней среде и высоких результатов, независимо преобладания у него типологических особенностей не верно. Человеку с имеющимися типологическими особенностями и определенными способностями можно добиться высоких результатов только в определенных видах деятельности. Также отметим, что типологические особенности являются условием, которое облегчает или затрудняет овладение каким – либо видом деятельности, но не определяет степень достижений [3].

А. Ф. Лазурский установил связь способностей со склонностями, которые отражают стремление и потребность индивида к деятельности определенного характера, что обязательно должно учитываться при отборе и ориентации [28]. Данная взаимосвязь обусловлена тем, что у склонностей и способностей имеется общий компонент - типологические особенности проявления свойств нервной системы [3].

Особенности личности оказывают влияние на выбор некоторого вида спорта и успешность деятельности. Ф. Б. Березина и Р. В. Рожанец в своих исследованиях установили, что игровые виды спорта предпочитают люди с высокой жизнерадостностью, активностью, избытком энергии и сознанием собственных возможностей, оптимизмом. Конный спорт, художественную-гимнастику, акробатику выбирают лица со стремлением к признанию, склонностью к демонстративности, с развитым воображением, с выразительностью эмоциональных реакций [7].

Таким образом, критериями успешности во всех видах спорта выступают разнообразные комбинации внутренних ресурсов и особенностей личности спортсмена.


1.2 Психологические особенности спортсмена

Занятие спортом формируют личность в такой же степени, чем учеба и труд. В.Э Мильман и другие зарубежных психологи считают, что спортсменам присуща большая выраженность многих личностных свойств (табл. 11.1).


Таблица 11.1

Степень выраженности личностных свойств у спортсменов и неспортсменов (по обзору зарубежных публикаций В. Э. Мильмана) [23]



Свойства личности

Спортсмены

Неспортсмены

Властность, стремление к доминированию

Большая

Меньшая

Социальная мотивация (стремление производить хорошее впечатление)

Большая

Меньшая

Стремление добиваться высокого социального статуса

Большая

Меньшая

Стремление к достижениям

Большая

Меньшая

Настойчивость

Большая

Меньшая

Общительность

Большая

Меньшая

Самоуважение

Большая

Меньшая

Уверенность

Большая

Меньшая

Коллективизм

Большая

Меньшая

Удовлетворенность жизнью

Большая

Меньшая

Ответственность

Меньшая

Большая

Дружелюбие

Меньшая

Большая

Чуткость

Меньшая

Большая

Терпимость

Меньшая

Большая

Заботливость

Меньшая

Большая

Зависимость

Меньшая

Большая

Самоконтроль

Меньшая

Большая

Гибкость в поведении

Меньшая

Большая

Эмоциональная устойчивость

Большая

Меньшая

Как видно из таблицы, спортсмены характеризуются свойствами личности, связанными с мотивацией достижения успеха, сопротивлением напряжению в спортивной борьбе. Одновременно качества, которые не способствуют этому, в меньшей степени выражены у спортсменов, чем у неспортсменов.

Касательно степени коммуникабельности, то по данным исследований отечественных психологов, не было выявлено различий у спортсменов и неспортсменов. Однако, было определено, что спортсмены, которые живут на сборах, увеличивают степень своей общительности по сравнению с тем уровнем, который был у них на момент проживания дома.

В ходе своих исследований Д. Оглви отметил, что у американских олимпийцев в сравнении с группой студентов проявляется больший уровень стремления к автономности, предпочтению личного мнения, большая потребность к публичности, получению удовлетворения от признания, агрессивности и настойчивости [15].

По шкале экстравертированности - интровертированности спортсмены показали большую степень экстравертированности и эмоциональной устойчивости, чем люди, не занимающиеся спортом. В процессе развития спортивного мастерства отмечается рост уверенности в себе, независимости поведения и взглядов, недоверчивости, сдержанности, конкурентности, волевого контроля, защиты своего «я», высокого самоуважения.

Причины проявления особенностей спортсменов могут быть обусловлены как естественным отбором, так и влиянием специфики спорта, однозначного ответа нет. Хотя исследования показывают, что свойства личности, которые были отмечены у спортсменов более высокого класса, выражены больше, нежели у спортсменов более низкой степени. К. Икегами выявил, что с увеличением спортивного стажа от 1 до 10 лет спортсмены становятся агрессивнее, беззаботнее, активнее, понижается тревожность, имеют низкие шансы испытывать чувство неполноценности и впадать в депрессию или фрустрацию. Поэтому можно предположить, что данные отличия обусловлены спортивными занятиями, но необходимо учитывать стаж спортивных занятий и уровень мастерства, так как чем взрослее, тем больше развиваются как личности в независимости от спортивной деятельности [34].

При плохо поставленной воспитательной работе спорт с его особенностью стремиться к победе может сформировать эгоцентрическую личность. Так, у американских пловцов было диагностирование отсутствие желания входить в спортивные команды, избегать участия в решении проблем других людей. Подобные личностные черты были отмечены и у американских фехтовальщиц. Они демонстрировали отсутствие желания вступать в контакты с организациями и группами, стремление быть независимыми и обособленными, доминирование собственного мнения, избегание ситуаций, в которых от них требовалась поддержка [28].

Сосредоточение усилий субъекта спортивной деятельности в ряде случаев может привести к одностороннему росту личности. Например, недостаток свободного времени и отсутствие роста духовного развития спортсмена является следствием больших тренировочных нагрузок.

Преобладание у спортсменов общих черт личности не означает, что все спортсмены одинаковы. А. Д. Ганюшкин и Е. И. Бутузова проводили исследования в которых обнаружили различия между художественными и спортивными гимнастками. Так, у художественных гимнасток были более выражены следующие черты: импульсивность, социабельность, независимость и самостоятельность, неуживчивость и критично настроенность [5].

Следует отметить такую черту личности спортсменов, как агрессивность. Агрессия – это поведение, при котором преследуется цель причинить другим людям физический и моральный ущерб или ограничить их желания. Исходя из данного определения, спорт по своему содержанию является агрессивным, так как на соревнованиях спортсмены стремятся ограничить желание других победить. Соревнование выступает отрегулированным правилами агрессивным поведением и данная агрессивность выражается в социально-неопасной форме. С спорте понятие «агрессивность» замещают на понятие «спортивная злость» [36].

Агрессия бывает враждебной и конструктивной. Конструктивная агрессия представляет собой запреты, которые направлены на решение педагогических задач. Агрессия выражается в виде драки - прямой физической враждебности, перебранки - прямой вербальной, косвенной физической и косвенной вербальной. По причине проявления различают агрессию преднамеренную и спровоцированной.

Спортсмен с высокой агрессивностью не обязательно каждый раз будет вести себя агрессивно, однако «порог агрессивности» у него явно ниже, что на фоне эмоционального возбуждения и при наличии вспыльчивости облегчает возникновение агрессивного поведения [24].

С. В. Афиногеновой считает, что агрессивность и конфликтность выше у спортсменов, чем у не спортсменов. Также было определено, что у спортсменов, которые занимаются различными видами спорта, по-разному выражена агрессивность. Например, у спортсменов, занимающихся дзюдо, самбо, айкидо агрессивность гораздо выше, чем у лыжников и легкоатлетов [37]. У женщин, которые занимаются «мужскими» видами спорта - боксом, борьбой, хоккеем, футболом - агрессивность выше, чем у тех, кто занимается «женскими» видами спорта - синхронное плавание художественная гимнастика. Однако у последних выше конфликтность по сравнению со спортсменками из «мужских» видов спорта [7].

Причинами различий в выраженности агрессивности у спортсменов являются: специфика вида спорта, или наличие высокой природной агрессивности в сочетании с выбранным видом спорта, в котором можно реализовать агрессивность. Н. С. Цикуновой в своих исследованиях выявила, что у девочек, которые только начали заниматься восточными единоборствами, уже присутствует высокая агрессивность [10].

В ходе исследований личностных особенностей и анализа результатов их достижений было доказано, что значимых успехов достигают гимнасты, у которых преобладает агрессия над тревогой. Так, 50 % участников выступало успешно, у которых преобладала агрессия над тревогой, и всего 20% случаев было зарегистрировано у тревожных спортсменов. Поэтому нетревожные агрессивные спортсмены характеризуются высокой готовностью к соревнованиям [27].

Тревожностью называется черта личности, которая проявляется в склонности испытывать опасение и беспокойство в частных и общих случаях без наличия серьезной причины. Определенная степень тревожности выступает естественной и обязательной особенностью человека, но каждый имеет свой желательный и оптимальный уровень тревожности, который называется полезной тревожностью. А некоторые личности имеют очень высокую личностную тревожность и характеризуются наличием мрачных предчувствий, нестабильным настроением, мнительностью, боязнью трудностей, чвством неуверенности в группе [25].

Исследования зарубежных психологов показали, что спортсменки имеют более высокий уровень тревожности, чем спортсмены. Тревожные личности характеризуются более выраженным мотивом избегания неудачи[50].

Уровень тревожности различается также и в зависимости от вида спорта (табл. 2).

Таблица 2

Процентное соотношение степени выраженности личностной тревожности в различных специализациях по Л.П. Грибковой и С.К. Кругловой [32]



Спортивная специализация

Тревожность %

высокая

средняя

низкая

Художественная гимнастика

70

26,7

3,3

Борьба

25

60

15

Лыжные гонки (девушки)

25

70

5,5

Лыжные гонки (мужчины)

25

70

5,5

Высокотревожные субъекты не занимаются видами спорта, где необходимо проявление смелости. Как показывает международная статистика, спортсмены не могут полностью проявить свои возможности на крупных соревнованиях обладая высокой тревожностью. Однако спортсмены с очень низкой степенью тревожности не показывают высокие результаты из-за отсутствия достаточной мотивированности [38].

Следует отметить, что успешно осваивать двигательные действия и выступать на соревнованиях спортсмен с высокой тревожностью может, если другие его компенсаторные механизмы включены. Высокотревожному спортсмену требуется больше внимания и эмоциональной поддержки, более продолжительное освоение опасных и трудных, по его мнению, упражнений, наличие специальной подготовки к соревнованиям. Так как тревожный спортсмен не будет обладать спокойствием после освоения нового упражнения и его будет очень волновать неожиданное тактическое или стратегическое изменение в деятельности. Коммуникации такого человека будут более эмоциональнее, чем общение спортсмена с меньшей тревожностью. Более тревожный спортсмен будет часто рассказывать о себе, о ситуациях и событиях, в которых он побывал [40]. Также было установлено, что на выбор спортсменами стиля спортивной деятельности влияет уровень тревожности.

Еще одной психологической особенностью спортсменов является высокая самооценка. Так, изучение самооценки спортсменов показало, что вместе с ростом достижений социальное положение спортсмена изменяется. Для него создаются лучшие тренировочные условия и повышается внимание, как руководителей спортивных организаций,так и прессы, болельщиков. Спортсмен осознает, что другие тоже зависят от него и его успешности в деятельности. Трансформируется восприятие собственного «я», происходит своеобразная деформация личности, повышается уровень самооценки [14].

Исследование степени самооценки показало, что имеется корреляция между спортивным разрядом и уровнем самооценки. Так, например, у баскетболисток высокая самооценка встретилась: у новичков – в 23 % случаев, у разрядниц – в 36, у мастеров – в 59, у членов сборной страны – в 84 % случаев. Еще более наглядно эта закономерность выявилась при двукратном обследовании одних и тех же волейболистов, один раз – в составе клубных команд, другой – в составе сборной страны. В первом случае высокая самооценка была выявлена только у 18 % волейболистов, во втором случае – у 86 %. Подобная закономерность прослежена нами и у представителей других видов спорта [47].

Существует связь самооценки с социометрическим статусом спортсменов в команде (табл. 3).

Таблица 3

Самооценка и статус спортсменов (по М. А. Запаско) [25]




Статус

Самооценка (% случаев)

Адекватная

Завышенная

Заниженная

Высокий

80

20

0

Средний

65

10

25

Низкий

25

50

25

Нейтральный

0

40

60

Самооценка влияет на его взаимоотношения с товарищами и позицию спортсмена в целом. Для спортсменов, отличающихся завышенной самооценкой, характерна позиция конфликтующих, предпочитающих индивидуальную игру коллективной, отношение команды к ним скептическое [48].

Спортсмены, имеющие низкую самооценку, предпочитают занимать позицию пассивного приспособления; отличаются безинициативностью, конформностью, боязнью неудач и трудностей. Что отрицательно сказывается на развитии их мастерства.

Самооценка и статус спортсмена не должны понижать чувство коллективизма, поэтому уровень самооценки должен контролировать тренер. Снижение самооценки необходимо при расхождении оценки спортсмена со стороны окружающих и его уровнем самооценки, так как это чревато появлением эффекта неадекватности, сопровождающийся невротическими реакциями, которые направлены на себя или на окружающих. У спортсмена появляются мнительность, недоверчивость, замкнутость, что негативно влияет на психологический климат всего коллектива [39].

Отрицательное воздействие оказывают ситуации на спортсмена, в случае высокой оценки окружающими возможностей спортсмена и низкой самооценки самого себя, а также в ситуации взятия повышенных на себя обязательств. В этом случае возникает классическая ситуация психического стресса: спортсмен воспринимает внешние требования и ожидания, соотносит их со своими возможностями и, поскольку требования, по его мнению, завышены, оценивает ситуацию как угрожающую его престижу. В результате спортсмен, ссылаясь на физическое заболевание, начинает избегать тех соревнований, в которых победа кажется ему проблематичной. У спортсмена появляется боязнь проигрыша [24].

Эффект соперничества также выступает важным социально-психологическим феноменом. Исследования И.Ф. Дэшиелла показывают, что в ситуации, когда личность находится с другими людьми в контакте, это стимулирует ее деятельность, данное утверждение относится и к заочным контактам. Ученым было замечено, что трудовая активность людей становится выше, если им сообщить о том, что в соседней комнате другие люди совершают ту же работу. Однако оказалось, что работа лишь ускоряется, а качество может понижаться, в связи с тем, что растет активность труда, а аккуратность уменьшается [16].

Люди, которые склонны к соперничеству, считают, что данная особенность присуща и остальным окружающим, а тех, кто не стримится к соперничеству они оценивают отрицательно. Б.Д. Кретти установил, что соперничество осуществляется в том случае, если возможности участников равны или не превышают 25-30%. В другом случае соревнования между участниками нет или тот, кто превосходит начинает учить того, чьи результаты хуже [42].

Эффективность деятельности человека в том числе и соперничества, в присутствии других людей зависит от личностных особенностей, в частности от экстравертированности (общительности). В исследованиях П. Бекана было обнаружено, что работают лучше коллективно экстраверты, а изолированно интроверты.

Еще одной из составляющих, влияющих на успешность спортивных соревнований, является индивидуальная особенность спортивных мотивов. По тому мотиву, который доминирует, выделяют две группы спортсменов –индивидуалистов и коллективистов. Ведущую роль у индивидуалистов играют мотивы самовыражения, самоутверждения личности, которые отличаются ориентацией на оценивание личных спортивных достижений. У коллективистов преобладают моральные, общественные мотивы. Такие спортсмены ставят перед собой высокие перспективные цели, характеризуются увлеченностью занятиями спортом, а также отличаются осознанностью общественной значимости спортивной деятельности. Лучше выступают в командных соревнованиях спортсмены-коллективисты, а в личных - спортсмены-индивидуалисты [36].

Важно учитывать и тот и другой мотив при психологическом обеспечении спортивной деятельности. Успех в воспитании спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов являются возможными лишь при правильном соотношении индивидуального и общественного мотивов. Игнорирование одного из мотивов приводит к отрицательным результатам [23].

Проявляют большую увлеченность занятиями спортом спортсмены со спортивно-деловыми мотивами; у тех спортсменов которых преобладают личностно-престижные мотивы, ориентированы на оценку своих спортивных достижений и проявляют постоянную чрезмерную заинтересованность личным самоутверждением, что приводит к неадекватному уровню самооценки и эмоциональной нестабильности при экстремальных условиях в соревновательной деятельности [16].

Отношение к занятиям спортом и спортивные достижения связаны с мотивом достижения. Например, гимнастки, которые имели высокую степень мотива достижения успеха, характеризовались достаточно осознанными целями, стремлением достижения высоких результатов и утверждением позиции лидера, обладанием развитым чувством долга, высокой ответственностью товарищами по команде и перед тренером. Гимнасткам, которые имели низкую потребность в достижении успеха, было присуще отсутствие четко поставленных целей; преобладание более опосредованных мотивов занятий спортом: эстетическое наслаждение от занятий гимнастикой, любовь к гимнастике, и т. д. Также было выявлено, что высококвалифицированные спортсмены отличаются ярко выраженным мотивом достижения успеха, чем спортсмены средней квалификации [4].

Помимо мотива достижения успеха существует мотив избегания неудачи. Считается, что у человека может преобладать только один мотив – или мотив достижения успеха или мотив избегания неудачи. Спортсмены, имеющие высокую квалификацию, мотивация достичь успеха выражена в два раза сильнее, чем стремление избежать неудачи. Поэтому, данное соответствие стимулирует таких спортсменов выказывать высокую активность в достижении успеха и одновременно стараться предупредить возможные неудачи. У успешно выступивших спортсменов в более ответственных соревнованиях, мотив избегания неудачи меньше выражен, чем у спортсменов, которые выступили неуспешно. Вероятно, мешает спортсменам эффективно реализовать свои возможности повышенная активизация данного мотива [33].

Большое влияние на мотивацию спортивной деятельности оказывает психологический и биологический пол спортсменов.

Мужчины более склонны к занятиям спортом, чем женщины, так как они более амбициозны, у них более развит дух соревнований, они более стрессоустойчивы. А также лица мужского пола имеют повышенную потребность в двигательной активности, чем лица женского пола (табл. 4).

Таблица 4

Среднесуточная двигательная активность (в км) лиц мужского и женского пола в летнее время (по данным Д. М. Шептицкого, Р. А. Ахундова, и В. А. Сковородко и Ю. Н. Чусова) [18]

Возраст

Мужчины

Женщины

6 лет

10,1

8,1

7

12,0

8,4

8

18,5

12,5

9

18,6

14,3

21-30

20,30

13,6

31-40

13,4

11,0

В исследованиях Е. А. Сидорова была выявлена следующая тенденция: во всех классах (с 1-го по 10-й) на уроках физкультуры среди мальчиков высокоактивных было больше, чем среди девочек [46]. Поэтому данная особенность показывает, что стремление к занятиям спортом выше у лиц мужского пола, независимо от возраста. При этом в спортивных школьных кружках чаще занимаются девочки, в спортивных клубах – мальчики.

Социальными факторами для формирования спортивных и физкультурных интересов для женщин и мужчины выступают различные агенты. Для лиц женского пола имеют значимость передачи в СМИ, чтение спортивной прессы, посещение университетов здоровья, средства наглядной агитации. Для лиц мужского пола более весомыми являются просмотры документальных и художественных фильмов на спортивную тему, хорошо поставленная физкультурная работа в учебном заведении или армии, чтение книг о выдающихся спортсменах, стремление стать рекордсменом, показ хороших результатов в период учебы в школе, пример товарищей, просмотр массовых спортивных выступлений [25].

Наибольшее влияние на приход в спорт детей оказывают учителя физической культуры и родители, отмечает Е. П. Щербаков. Товарищи также имеют влияние, но в значительно меньшей степени [50].

Спорт в основном привлекает мальчиков в качестве средства развития физических качеств – силы, выносливости, ловкости, быстроты, девочек в качестве метода развития красивой осанки, стройности телосложения, ловкости, гибкости.

В мотивах занятий физическими упражнениями взрослых мужчин и женщин И. И. Щербаков выявил также различия (табл. 2.2) [29].

Таблица 5

Процентное распределение мотивов занятий физической культурой



Пол

Укрепление здоровья и физического совершенствование

Культурно-развлекательный мотив

Мотив спортивного совершенства

Мужчины

60,9

24,3

14,9

Женщины

72,8

21,1

5,3

Из таблицы видно, что женщинам наиболее важно с помощью физических упражнений укрепить здоровье, а мужчинам достигнуть спортивного совершенствования.

Значимыми мотивами для девушек являются социально-эмоциональные, такие как стремления к соревнованиям и тренировкам в связи с их высокой эмоциональностью, эмоциональной и социальной раскованности, неформальности общения, а также к эмоциональному удовольствию, для юношей основными мотивами выступают социально-моральный и социальное самоутверждение. Для обоих полов незначимыми оказались мотивы подготовки к профессиональной деятельности и физического развития [30].

В проявлении интереса лицами мужского и женского пола имеются некоторые различия к определенным видам спорта (табл. 6).

Таблица 6

Приоритет выбора вида спорта разными полами



Мальчики

Девочки

Футбол

Волейбол

Хоккей

Фигурное катание

Баскетбол

Спортивная гимнастика

Плавание

Плавание

Волейбол

Баскетбол

Борьба

Конькобежный спорт

Легкая атлетика

Легкая атлетика

Бокс

Лыжный спорт

Настольный теннис

Художественная гимнастика

Велосипедный спорт

Настольный теннис

Лыжный спорт

Футбол

Спортивная гимнастика

Акробатика

Конькобежный спорт

Велосипедный спорт

Тяжелая атлетика




Стрельба



Данные таблицы могут быть изменены и указаны иные виды спорта, однако тенденция выбора будет неизмененной. Мальчики будут ставить на первые места спортивные игры, на вторые - единоборства, а на последнее место - циклические виды спорта. Девочки отдают предпочтение эстетическим видам спорта, например спортивной гимнастике, фигурному катанию и т.д [40].

В обществе распространено понятия «мужского» и «женского» вида спорта, что способствует и воздействует на его выбор девушками и юношами.

У многих девушек и женщин выявляется стремление к освоению «мужского» вида спорта что связано с желанием доказать свою биологическую полноценность и свое социальное равноправие с мужчинами. В наше время женщины занимаются разными видами борьбы, футболом, тяжелой атлетикой, прыжками на лыжах с трамплина, метанием молота, хоккеем с шайбой, регби, прыжками с шестом и тройным прыжком, культуризмом. При чем демонстрируется пренебрежение женщинами своим здоровьем [44].

С. В. Афиногенова провела исследования сравнения выраженности маскулинности и фемининности, в котором определила, что среди мужчин, которые занимаются «мужскими» видами спорта (борьба, футбол, бокс, тяжелая атлетика, метания), доминируют маскулинные спортсмены – 58,0 %, присутствуют спортсмены фемининного типа – 14,0 % и андрогинного – 28,0 %. Сравнивая выраженность психологических половых типов у спортсменок, которые занимаются «мужскими» и «женскими» видами спорта, было выявлено, что среди спортсменок, которые занимаются «женскими» видами спорта, преобладают фемининные и андрогинные, а маскулинных меньше всего – 15 % [5].

Таким образом, основными свойствами личности, определяющие успех спортсменов это агрессивность и тревожность, уровень самооценки, наличие высокого уровня к соперничеству, индивидуальная особенность спортивных мотивов, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудач, психологический и биологический пол спортсменов.


1.3 Экстремальность как условие спортивной деятельности

В спорте часто возникают очень ответственные, а иногда и опасные для здоровья и жизни экстремальные ситуации, которые заставляют спортсменов действовать на пределе личных возможностей.

Экстремальная ситуация - непривычные необычные, обстоятельства жизнедеятельности, которые требуют специальной адаптации органов чувств, связанные с серьезными информационными ограничениями и социально-психологическими, с возрастанием фактора риска [20].

Экстремальным спортом называются следующие его виды, которые связаны с реальной опасностью: альпинизм, автоспорт, дайвинг, парашютный спорт, гребля и т.д. А также все виды спорта высших достижений можно условно назвать параэкстремальной или экстремальной деятельностью. Главным признаком такой деятельности, кроме околопредельного напряжения является риск. В целом экстремальные ситуации свойственны всем видам спорта [16].

Еще в 1976году В.Д. Небылицын систематизировал внешние факторы, которые рассматривались им как первичные причины напряжения и перенапряжения, кроме этого как внутренние личные обстоятельства, опосредующие воздействие первых и определяющие оценки ситуации и особенности психологического отражения. Однако ощущение той грани, при которой данные элементы при их перемещении в максимальные значения оказываются «предельными», выступают индивидуальной величиной [16].

Экстремальность ситуации в спорте обусловлена объективными факторами:



  1. большие физические и психические нагрузки,

  2. ограничения, которые присущи тренировочному режиму,

  3. опасные условия, характерны не для всех видов спорта,

  4. жесткие условия отбора в команду и предсоревновательной подготовки,

  5. высокий уровень конкуренции, характерный для любого вида современного спорта [34].

Типичными факторами экстремальности ситуаций в современном спорте можно назвать:

  1. индивидуальные реакции на несоответствие между выполняемой работой и эффектом в виде спортивного результата,

  2. уровень напряжения деятельности, по-разному оценивается спортсменами с различным набором индивидуальных особенностей,

  3. личностная динамика спортивной формы и состояния тренированности,

  4. индивидуальная переносимость максимальных нагрузок,

  5. особенности реакций на отдельные компоненты психического или физиологического стресса,

  6. отношение к травмоопасным, рискованным ситуациям,

  7. мнительность при оценке возможностей соперников и собственных возможностей,

  8. особенности формирования установки на реализацию экстремальных действий,

  9. отношение к психоэмоциональным нагрузкам в тренировочной деятельности отличающимся постоянным характером,

  10. специфика эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной и познавательной сферы спортсмена [25].

Как показывает практика, даже специально тренированный человек не во всех случаях может сохранить способность к объективной оценке ситуаций, появляющихся в стрессовых условиях деятельности. А интенсивное воздействие стресса, которое превышает по силе и длительности воздействия адаптационные способности личности, получили название дистресс, способный приводить к необратимым последствиям [42].

Стойкий дистресс провоцирует экстремальная деятельность, т. е. способствует возникновению неблагоприятного психического состояния. Важной особенностью данного феномена является тенденция не исчезать со временем, и становиться более интенсивнее, а также проявляться на фоне общего благополучия внезапно. Дистресс выступает как реакция на особенности взаимодействия между окружающим миром и личностью. Это в результат образа мыслей и оценки ситуации, мотивов, знания собственных ресурсов, уровня обученности методом управления, техники поведения, их адекватному выбору [46].

Всенарастающий характер спортивной борьбы, высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов и экстремальность ее условий влекут за собой появление новых задач, решающиеся в рамках психологии спорта.

Одной из главных задач формирования личности, которые решаются в соревновательной деятельности - выработка правильной реакции на успехи и неудачи. А моделью экстремальных условий выступают: спортивные соревнования, характеризующиеся наличием максимальных психофизических нагрузок, высоким психологическим уровнем спортивного соперничества; трудностью прогнозирования в ситуации экстремальности результатов деятельности спортсмена; информационным; скоростью принятия решения при стремительном ускорении ритма спортивной деятельности. Нередко приводит к эмоциональным нарушениям контрастность соревновательной борьбы, вызывающая понижение психофизиологической надежности спортсмена, оказывающая отрицательное влияние на результативность его технико-тактических действий [51].

Основными характеристиками экстремальных ситуаций являются бесконтрольность протекания со стороны человека и внезапность их возникновения. Экстремальная ситуация – это результат активного взаимодействия спортсмена со спортивной средой, который отличается такими параметрами, как: объективная угроза здоровью и основным спортивным ценностям; внезапность наступления; необходимость быстрого выхода спортсмена за пределы нормы спортивных операций и действий; близость критичных возможностей организма; необходимость действий ориентированных на преодоление ограничений [13].

Однако у экстремальных ситуаций, вызываемых спортивной деятельностью, существует, кроме ограничивающей стороны, позитивная, которая состоит в преодолении биологических, физических, социальных и психологических ограничений личности и представляется в виде расширения индивидуальных пределов и ресурсов самореализации, возможности спортивного и личностного развития - самоактуализации. Психологическое содержание экстремальности в спорте сводится к тому, что для своего удачного выступления спортсмену нужно превосходить конкурентов по уровню адаптированности к экстремальным обстоятельствам спортивной среды, опыта и выработке необходимых способностей в преодолении разнообразных экстремальных ситуаций [8].

Также экстремальность в спорте детерминирована тем, что любой спортсмен, независимо от квалификации и возраста, в ситуации установления им своего рекорда находится в своей оптимальной зоне, актуальной на данный момент, а его психика и организм развиваются с помощью активизации вспомогательных возможностей.

Для деятельности по саморегуляции и спортивной деятельности общим является совмещенность объекта и субъекта, а единая общая цель – достижение высшей степени психической готовности или спортивного результата (акме). Существуют и различия в составе действий – соответственно двигательных и самовоздействия на психические функции, а также в личной диспозиции – ориентация на двигательные действия или психическое состояние [41].

Психическая саморегуляция как способ трансформации психической активности означает, что для ее реализации необходимо специальными упражнениями изменить тонус коры головного мозга таким образом, чтобы на основе генерализации процесса торможения создать условия для энергетической мобилизации в очаге возбуждения, обеспечивающем выполнение задачи. Сознание сужено при таком состоянии психики и как бы наблюдает за реализацией в очаге возбуждения автоматизированных в подсознании программ [45].

Психическая саморегуляция с позиций структурно-функционального подхода понимается как системно-организованный психический процесс по построению и управлению всеми формами и видами внутренний и внешней активности, инициации, направленные на достижение, принимаемых человеком задач [2].

Перед тем как осуществлять любую деятельность, особенно, которая протекает в экстремальном режиме, у индивидуума непроизвольно или произвольно мобилизуется психофизиологические свойства, непосредственно влияющие на успешность действий. В экстремальных условиях наиболее выраженными функциональными сдвигами выступают не внешние условия, а психическая готовность субъекта к данной нагрузке, его индивидуальные особенности и важность результатов деятельности для него [3].

Саморегуляция спортсмена воздействует на снижение тревоги и восстановление чувства индивидуальной целостности и контроля над возникшей ситуацией [9].

Выделяют методы и методики психической саморегуляции - идеомоторные тренировки, дыхательные упражнения, переключение внимания, медитация, аутогипноз, аутогенная тренировка. Для овладение последними необходимо проводить длительную работу.

Все перечисленные методы базируются на оперировании представлениями, образами, воображениями и иными структурными психическими единицами [47].

Психологический аспект психической саморегуляции состоит в подчинении доминанты в релаксированной коре головного мозга сознательно поставленной задаче, на решение которой и будет направлена энергетическая сверхмобилизация подсознательных резервов. В этом смысле указанные методы различаются по способам постановки субъектом перед самим собой задач (по сути сознание ставит задачи подсознанию) и управления их реализацией: в аутогенной тренировке − волевым усилием в форме самовнушений, в самогипнозе − некритическим принятием самоприказов и команд, в управляемой саморегуляции идеомоторным управлением образными представлениями, в произвольной саморегуляции − достижением гармонии в принятии образа задачи и его свободным перемещением в соответствии с целью саморегуляции. Так, в аутогенной тренировке основной техникой является образное представление «тяжести» и «тепла», в самогипнозе – «сковывающей неподвижности», в управляемой саморегуляции – «легкости» и «невесомости», в произвольной саморегуляции – «полета», «парения» или «растворения» [38].

Хорошо зарекомендовали себя в практике спорта такие средства психической саморегуляции, как влияние спортсмена на процессы, реакции и состояния организма, с помощью мысленных образов и слов:



  1. некоторые техники –самоисповедь, самоприказ, ритуальные действия, самоубеждение, самоподкрепление;

  2. психорегуляционная техника – применение стихийных приемов создания наилучшего функционального вегетативного состояния и понижения степени тревоги;

  3. комплексы – методы активного нервно-мышечного расслабления и стимуляции, идеомоторная тренировка, аутогенная тренировка, ментальный тренинг [34].

В системе психологической подготовки спортсмена средства и методы самовоздействия принято делить на мобилизирующие, корригирующие и релаксирующие. По содержанию средства аутовоздействия разделяются на психолого-педагогические (вербальные, двигательные, поведенческие, социальные), собственно психологические (ментальные, идеомоторные) и пси-хофизиологические (дыхательные, аппаратурные, комбинированные). По направленности – корригирующие состояние перцептивной, психомоторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. По времени применения: превентивные (постоянно действующие), предсоревновательные, соревновательные и постсоревновательные. На выбор конкретных средств и методов психической саморегуляции существенное влияние оказывают факторы времени, условий проведения и индивидуальности [22].

Основное место в методике психической саморегуляции занимают такие специальные техники, благодаря которым психика становится более восприимчивой к саморегуляторным воздействиям. Практически во всех методиках саморегуляции эти специальные упражнения основаны на использовании тех систем организма, которые подлежат сознательному управлению, и в то же время являются автоматизированными и выполняют непроизвольные функции. Это, прежде всего, дыхательная и мышечная системы на физиологическом уровне, а также внимание и образная сфера на психическом уровне.

Большинство методов психической саморегуляции ориентировано на устранение последствий стресса (если напряжение – надо расслабиться, переключить внимание, скорректировать образ). Но, не понимая причин данного напряжения, можно совершить ошибку в выборе техники. Так, причиной напряжения может быть нарушение взаимодействия между полушариями головного мозга − тогда человеку нужно не расслабляться, а наоборот, выполнить специальные движения. Причиной напряжения может быть свойственная конкретному человеку переработка информации в последовательном формате, и он не успевает справиться с ее потоком. Тогда ему нужно активизировать работу с образом и сконцентрироваться на минутном созерцании определенного геометрического символа. Поэтому основная задача формирования способности к саморегуляции заключается в развитии у спортсмена навыков самоконтроля основных признаков причинно-следственных связей его состояния и расширении диапазона уже имеющихся «наивных» краткосрочных приемов самокоррекции, из которых он в той или иной ситуации выберет наиболее оптимальный [26].

Таким образом, в спортивной деятельности часто возникают очень ответственные, а иногда и опасные для здоровья и жизни экстремальные ситуации, которые заставляют спортсменов действовать на пределе личных возможностей, которые имеют как положительное, так и отрицательное влияние на человека. Для эффективного решения чрезвычайной ситуации, спортсменам необходимо осваивать методы саморегуляции, которая воздействует на снижение тревоги и восстановление чувства индивидуальной целостности и контроля над возникшей ситуацией.


Выводы к главе 1
В значительной степени успешность спортивной деятельности обусловлена тем, насколько выбранный человеком вид спорта соответствует его мотивам, склонностям, интересам, психофизиологической структуре личности и способностям. Происходит это в связи с тем, что достижение высокого результата в спорте возможно субъектами с самыми различными сочетаниями индивидуальных особенностей, основным условием, которого является то, чтобы данные особенности соотносились со спецификой выбранного вида спортивной деятельности. Занимались проблемой изучения успешности личности в спорте Ю.М. Блудов, А.Ф. Вендрих, В.М. Дьячков, И.И. Зулаев, Ю.Я. Киселев, В.Б. Коренберг, Л.П. Матвеев, В.А. Плахтиенко, А.В. Родионов, Ю.И. Смирнов, Н.А. Худадов.

Нами были определены основные свойства личности, которые определяют успех спортсменов:



  1. агрессивность и тревожность. Между проявлением данных качеств существует связь - чем выше уровень агрессивности, тем меньше проявляется тревожность, и наоборот. Эффективнее выступают спортсмены, агрессивность которых преобладает над тревожностью.

  2. Уровень самооценки – контролируется тренером для исключения эффекта неадекватности, который сопровождается невротическими реакциями, направленными на себя или на окружающих, а также для избегания проявления мнительности, недоверчивости, замкнутости, что негативно влияет на психологический климат всего коллектива.

  3. Наличие высокого уровня к соперничеству благотворно влияют на достижение успеха

  4. индивидуальная особенность спортивных мотивов – лучше выступают в командных соревнованиях спортсмены-коллективисты, а в личных - спортсмены-индивидуалисты.

  5. преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудач. Спортсмены характеризуются осознанными целями, стремлением достижения высоких результатов и утверждением позиции лидера, обладанием развитым чувством долга, высокой ответственностью товарищами по команде и перед тренером.

  6. психологический и биологический пол спортсменов. Мужчины более склонны к занятиям спортом, чем женщины, так как они более амбициозны, у них более развит дух соревнований, они более стрессоустойчивы. А также лица мужского пола имеют повышенную потребность в двигательной активности, чем лица женского пола.

В спорте часто возникают очень ответственные, а иногда и опасные для здоровья и жизни экстремальные ситуации, которые заставляют спортсменов действовать на пределе личных возможностей, которые имеют как положительное, так и отрицательное влияние на человека. Для эффективного решения чрезвычайной ситуации, спортсменам необходимо осваивать методы саморегуляции, которая воздействует на снижение тревоги и восстановление чувства индивидуальной целостности и контроля над возникшей ситуацией.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал