Марк Воронов



страница1/15
Дата24.04.2016
Размер2.1 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15





Марк Воронов

ПСИХОСОМАТИКА


Практическое руководство

г. Харьков

2001г.


Руководство подготовлено Марком Владимировичем Вороновым,

в настоящее время работающим врачем-психотерапевтом

в Харьковском медико-социальном центре паллиативной медицины «Хоспис».

Именно работа в области терминальной психотерапии в сочетании

с преподавательской деятельностью на кафедре психологии Харь –

ковского института Межрегиональной Академии управления пер –

соналом дала ему возможность осветить проблему перехода психо-

эмоциональных явлений в телесные (соматические) с оригинальных

позиций.

Руководство предназначено для врачей-психотерапевтов,

психологов, врачей всех специальностей, которых интересует

психосоматический подход, а также студентов медицинских

вузов и психологических факультетов. Книга также может

быть интересной тем, кто занимается целительской практикой

или интересуется медико-психологическими проблемами для

самообразования.

Моим учителям : Али Акбару Фурутану, научившему меня

задавать вопросы себе,

Константину Ивановичу Мировскому,

познакомившему меня с Паулем Шильдером и

многими другими –

моя великая благодарность!

Светлой памяти профессора Валентина Феликсовича

Войно-Ясенецкого

Архиепископа Симферопольского и Крымского

Святого Исповедника Луки

ПОСВЯЩАЕТСЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ
Фантасмагорическое сновидение.

(вместо предисловия) - стр.5



«ЦЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ»

«Интегративная модель человека и его конфликтов» - стр.8



Иммунитет, аллергия и воспаление. - стр.35

Болезни кожи - стр.49



Теория мышечного сокращения и «Остеохондроз». - стр.45

Импотенция и другие сексуальные расстройства. - стр.50
Инфекционный неспецифический артрит. - стр.52
Тиреотоксикоз и реакции стресса. - стр.54

Алиментарное ожирение. - стр.60
Сахарный диабет 2-го типа (инсулинонезависимый) _ стр.66
Психотерапия онкологических заболеваний. - стр.69

Парадонтоз - стр.81



Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. - стр.81
Язвенный колит и болезнь Крона - стр.89
Бронхиальная астма - стр.92

Туберкулез - стр.105
Гипертоническая и гипотоническая болезни. Дистонии. - стр.107
Нарушения сердечного ритма. - стр.112

Энурез. - стр.119




Эпилепсия. - стр.120




Рассеянный склероз - стр.121

Болезни почек. - стр.122
Второй фантасмагорический сон.

(вместо послесловия). - стр.124




Фантасмагорическое сновидение.

(вместо предисловия)

…и приснился мне сон. Я – где-то в непонятном месте : то ли на другой планете, то ли в другой реальности. Все вокруг зыбко, не ясно, туманно. Все колышется, переливается, вибрирует, и в то же время ощущается реальность происходящего. Постепенно я начинаю различать отдельные детали призрачного мира этой реальности.

Вижу отдельные сгущения и разрежения – это напоминает мне туман, в одних местах более плотный, в других – разреженный. Я улавливаю перемещения этих сгущений и вижу в них какой-то смысл. Ещё не ясен ритм этих движений, - но он явно есть.

Я вижу, как эти сгущения сближаются друг с другом, находятся некоторое время в контакте, затем – расходятся. Я мучительно пытаюсь вспомнить, что это мне напоминает. Наконец, меня осеняет : да это же они общаются, одни из них более тесно, другие – на некотором расстоянии.

Теперь у меня нет даже тени сомнения – это живые существа, может быть, даже разумные. Вся фантасмагоричность наблюдаемого мной мира в том, что в нем отсутствуют реальные масштабы – нет ничего знакомого, мне не за что зацепиться взглядом. Поэтому я не могу понять, какой величины эти существа и каково расстояние до них.

И все же я приближаюсь к одному из них и погружаюсь в его разреженную, сотканную из едва заметного, переливчатого газа оболочку. Она довольно большая, о чем я сужу по времени, в течение которого я двигаюсь в ее толще. Когда я оглядываюсь назад, мне кажется, что она вообще не имеет границ. Я чувствую удивительный комфорт, физический и эмоциональный. Мысли текут легко и спокойно, чувства – безмятежность и покой.

Наконец я вижу впереди какие-то пока смутные, но явно разного характера тени. Появляется чувство беспокойства, смутной тревоги. Мне становится понятно, что я имею дело не с одним существом, а целой группой реальных сущностей, характер которых мне не ясен. Трудно представить себе их реакцию на мое появление. Ближе становится видно, что существа не просто разные, они настолько сильно отличаются друг от друга, что кажутся пришельцами из разных миров. Одно из них – отдаленно напоминает человека, два других – похожи на огнедышащие вулканы, еще одно – очень уж страшное : многоликое и многоногое, то ли паук, то ли спрут. Я осторожно проскальзываю мимо них и вижу в центре облачного сгущения что-то, похожее на тончайший пузырь, в котором находятся два очень знакомых существа.

Я без труда проникаю в этот пузырь и сталкиваюсь с существом, ничем от человека не отличающимся, вернее, с двумя существами. Одно из них – плотное, вполне осязаемое, второе – двойник первого, но бесплотный двойник, как бы дух первого. Я решаюсь вступить с ними в контакт и спрашиваю бесплотного : «Вы кто такие?». Хотя мне каким-то образом видно, что думает и отвечает мне бесплотный дух, но слова исходят изо рта осязаемого существа. Оно говорит : «Я – Тело, а вот этот, бесплотный, мое Сознание. Я думаю, что это – порождение моего мозга, хотя оно утверждает, что это я, Тело – его отражение».

«А что это за существа там, за стенкой этого пузыря ?» - спросил я . «Тело» и «Сознание» с удивлением уставились на меня : «О каком пузыре и каких существах ты говоришь ?! Вокруг – безбрежное пустое пространство, в котором живут такие же, как мы, существа. Мы пользуемся ими, как зеркалами. Глядя в них, мы видим свои отражения. И ты тоже такое же зеркало. Глядя на тебя, мы понимаем, какие мы, и как устроено наше тело и сознание».

Я понял, что у них особый вид слепоты, который не позволяет им видеть то, что расположено за этой полупроницаемой, полупрозрачной, полузеркальной стеной. Мне стало страшно, что я никогда не смогу проникнуть вновь в этот «зазеркальный мир» и вернуться к себе. И я тотчас поворачиваю назад.

Хоть и с большим трудом, но мне все же удается пройти сквозь стену пузыря. Ближе всех к стене находится существо, отдаленно напоминающее человека. Его формы кажутся текучими и неуловимыми, он как бы состоит из сгустков непонятной энергии. Временами он собирается в одно место, у стены, а временами расширяется до объема всего зазеркального пространства. В эти моменты становится видно, что существо это многократно превышает размеры пузыря, в котором находятся «Тело» и «Сознание».

С некоторой робостью я спросил его : «Кто ты?». Существо охотно заговорило со мной. «А это смотря для кого. Зигмунд Фрейд называл меня - «Подсознание», для тебя я – вот их, этих существ в пузыре - «Неосознанное», а для них я – их старший брат, о котором они ничего не знают, себя же я называю - «Ты». Ты интересен мне, поброди здесь, в этом зазеркалье, познакомься с другими его обитателями, потом поговорим поподробнее».

Внизу я увидел двух вулканоподобных существ. Одно из них изливало потоки лавы ярко-алого цвета в направлении «Ты» – человекоподобного существа зазеркалья. От этих потоков распространялось ровное мягкое тепло. Из кратера другого изливалась темно-красная лава, от которой несло нестерпимым жаром. На мой вопрос, кто они и всегда ли они вот так, рядом, первое существо, гревшее все вокруг ровным мягким теплом, ответило, что оно носит имя «Созидательница». Когда-то Фрейд оскорбительно, с ее точки зрения, назвал ее "«либидо" и заявил, что основное ее предназначение – обеспечить «Тело» и «Сознание» энергией для секса – продолжения рода. Второе, грозное существо зовут «Разрушитель». Они всегда существуют в паре, так как «Ты», «Сознание» и «Тело» нуждаются в росте и развитии, а для того, чтобы что-то построить, нужно вначале что-то разрушить. Как тени без света, не может быть созидания без разрушения. «Беда только в том, что иногда мы воюем между собой, - сказала «Созидательница», - и тогда сил нашему «Ты» достается совсем мало. Когда же мы дружно служим ему, посмотри, какие могучие потоки лавы-энергии, мы предоставляем в его распоряжение !»

И тогда я с удивлением спросил : «Так почему же при таких могучих источниках энергии ваши «Тело» и «Сознание» такие слабые и ущербные, ведь они даже вас не видят – они полуслепые ?» Неохотно «Разрушитель» буркнул : «Спроси вон у того многоногого!»

Вверху с непостижимой быстротой вращало головой с множеством лиц и многочисленными ногами-руками-щупальцами какое-то странное существо. Я попытался рассмотреть его лица и с удивлением обнаружил, что среди них есть прекрасное лицо Будды, ласковое и нежное женское лицо, строгое и мужественное лицо мужское и множество других, не менее прекрасных. Я попросил это существо рассказать мне об этих лицах и оно с удовольствием сделало это. «Лицо Будды – это частица моей изначальной сущности – «Цельного Я» – остаток того времени, когда мы все не разделялись, а составляли единое существо. Женское – это лицо нашей мамы, мужское – отца, а все остальные – это лица людей, которые вложили хоть что-то в мое воспитание».

«Как звать тебя ?», -спросил я. Существо важно ответило : «Видишь, сколько нас? Меня зовут «Мы», когда-то Зигмунд Фрейд дал мне имя «Сверх-Я», но какой же я «Сверх», я просто убеждения всего того множества существ, лица которых ты видишь. Это их мораль и убеждения в своих возможностях и запретах составляет главную силу нашего сообщества существ». Не понравилось оно мне, да и не поверил я в то, что у него – главная сила.

Я отодвинулся подальше, чтобы рассмотреть, чем это существо занимается.

Бросилось в глаза то, что оно было совершенно чужеродным в этой группе существ – вот почему оно мне сразу не понравилось. И вот тут я рассмотрел подробности его деятельности и обнаружил, что «Мы» перехватывает потоки лавы-энергии, идущие от «Созидательницы» и «Разрушителя» к «Ты». Его многочисленные щупальца проворно хватают куски лавы и бросают их в стенку пузыря, непрерывно укрепляя ее со стороны зазеркалья. Теперь мне стало многое ясно. Энергия желаний «Созидательницы» и «Разрушителя» давно бы разрушили стену пузыря, и тогда все существа объединились бы. Только вот это чужое, пусть состоящее из частей многих замечательных существ, но сейчас явно чужое «Мы», перехватывало эту энергию и укрепляло стену.

Я подошел к «Ты» и сочувственно спросил у него, почему же оно позволило так распоясаться чужеродному «Мы». «Оно сильнее меня, - грустно ответило «Ты», - иногда мне удается ухватить кусок лавы и сила желаний становится настолько большой, что через щели в стене я передаю их «Сознанию» и «Телу». На время им становится очень хорошо, а потом этот спрут-паук «Мы» жестоко наказывает меня, а потом через меня и их»,- и существо кивнуло в сторону печально выглядевших за стеной пузыря «Сознания» и «Тела». «А теперь представь себе, что происходит, когда «Созидательница» и «Разрушитель» устроят драку между собой. Тогда мне почти ничего не остается, остатки лавы после драки подбирает «Ты», и я совсем ничего не могу передать тем моим младшим, которые в пузыре».

Я спросил его, все ли существа в его мире живут также тяжело, как его семейство. Оказалось, что это не так. Есть среди них существа, у которых «Мы» большой власти не имеет. Дело в том, что тот туман, через который я так долго пробирался к ним, не у всех такой густой. «Ты почувствовал, как в нем хорошо?» – спросило «Ты». И когда я подтвердил, сказало : «Там далеко, на границе этого тумана, смыкаясь с Высшими силами, живет еще один член нашего семейства. Вот его зовут «Сверх Я». Это от него идет энергия, но не та, что от наших вулканов, а совсем другая – энергия высшего знания. Не по нашей вине туман такой густой, что сюда, в зазеркалье попадает только крошечная часть его энергии – туман не пропускает, рассеивает ее. Но хоть что-то попадает, и вот эту часть «Мы» перехватить не может, хотя и может подпортить. Вот тогда с помощью этой энергии я нахожу способ на время примирить «Созидательницу» и «Разрушителя» не только между собой, но и с «Мы».В эти редкие минуты «Сознание» и «Тело» чувствуют себя совершенно счастливыми, и наказания никакого за этим не бывает».

«Как же другие существа проложили дорогу к своему «Сверх Я», чтобы получить доступ к счастью ?», - спросил я. «Не знаю, - ответило «Ты»,- а может, это вовсе не их заслуга, а «Сверх Я» этих существ само проникло к ним через туман. Попытайся в своем мире узнать, как это происходит. Если узнаешь, приходи к нам, расскажи – миллионы существ будут тебе благодарны!»

Мы расстались и вдогонку «Ты» крикнуло мне : «Учти, что энергия от «Сверх Я» идет особым образом – в виде правильных многоугольников-пентаграмм, а при прохождении через туман эти пентаграммы становятся слабыми и «Мы» их всячески искажает!»

Проснулся я и долго думал, кто я : мои «Тело»,«Сознание» и мое «Ты», которому приснилось все это, или это я, которому снилось мое «Тело»,«Сознание» и мое «Ты». Не найдя ответа на свой вопрос, я решил написать эту книгу, в конце которой, возможно, сумею ответить на вопрос приснившегося или реального «Ты». (рис. 1)




«ЦЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ»

«Интегративная модель человека и его конфликтов»

«У всех нас, приходящих на эту планету,

миссия одна : пережить опыты,

и пережить так, чтобы принять их

и через них полюбить себя».

Лиз Бурбо

Многие праведники были бы счастливы вновь прожить свою жизнь в этом теле, чтобы не только прожить ее иначе, но и принять при жизни то, что мучило их виной и раскаянием. Принять все, что было, и использовать принятый опыт, чтобы бесконечно возвышаться на пути познания себя и Бога - это, возможно, и есть часть великого Божественного Плана. По всей видимости, активная деятельность на этом пути познания, то есть Свобода Воли, возможна только в материальном мире. Во всех остальных мирах Бога исполняется только Воля Его, а Божественная Логика недоступна пониманию человека.

«Поскольку иногда опыт переживается в неприятии,

то есть в осуждении, страхе, чувстве вины, сожалении

и других формах отрицания, то человек снова и снова

притягивает к себе обстоятельства и личности, которые

заставляют его снова и снова переживать этот же опыт».

Объяснение этому лежит в потребности повторения действий, эта потребность описана Паулем Шильдером. До тех пор, пока опыт не принят и не усвоен, пока он не стал частью тебя и твоей личности (пока не пройдена фаза примирения со своим прошлым и принятия своего прошлого – фаза смирения), ты вновь и вновь возвращаешься к этому прошлому, как возвращается в моменты душевного напряжения к соске-пустышке ребенок. Возвращается до тех пор, пока не примет (не примет без понимания или не поймет, ибо принятие часто идет вслед за пониманием), что это только жалкий суррогат источника пищи – соска материнской груди. Так и взрослый человек возвращается к своим детским регрессивным формам реагирования ( чувствам, мыслям и поведению) – осуждению, страху, обиде, вине, сожалению – до тех пор, пока не поймет и не примет этот опыт как необходимый. Этот опыт как детские болезни, он нужен, чтобы развился психологический иммунитет и появились новые, конструктивные реакции на препятствия. Принятие – это результат процесса, который называется прощением, прощением себя, прежде всего, других и всего, что окружает тебя и что выражает себя через обстоятельства. Принять – это не значит согласиться и не всегда значит оправдать, принять – это значит простить и взять на себя ответственность за то, чтобы дальнейшие действия не вызывали реакций самоотрицания.

Что мешает нам поступить именно так ? Это наши убеждения. Наши ли они?

Опустимся в глубины себя. Хотя, собственно говоря, почему опустимся ? Возвысимся до своих вершин, так будет верней. А то со времен Фрейда и его термина «подсознание» неосознанные части нашего существа воспринимаются как мрачный, темный подвал с его разрушительными инстинктами.

Что мы «увидим» там ? Мы ведь живем в своем теле и в своем внутреннем сознательном мире, отделенные от остальных наших частей подобием односторонне- зеркальной стены. Из-за этой стены видно, что происходит в нашем теле и сознании, у нас же нет органов чувств и механизмов сознательного мышления, которые дали бы нам возможность заглянуть за эту стену. И вместе с тем, у нас есть возможность фантазировать, создавать модели явлений нам неизвестных. Эти фантазии-модели, если они позволяют нам объяснить непонятное и даже предсказать нечто ранее неизвестное, служат делу познания себя и мира. «Любая модель или рабочая гипотеза только тогда может быть полезной, когда она ставит новые вопросы, когда она обеспечивает возможность поиска новых путей и новых экспериментов». (П.К.Анохин).

Справка : Анохин Петр Кузьмич(1898 - 1974) - советский физиолог. Предложил свое собственное понимание подкрепления, отличное от классического. Оно рассматривается им как основанное на сравнении того результата, который требуется достичь (желаемого состояния – цели), с динамически возникающей обратной связью, которая свидетельствует об адекватности или неадекватности реакции (достигнуто требуемое состояние или нет). На этой основе им была разработана теория функциональных систем.

Вспомним фантазии о миазмах, которые переносят болезни, которые привели к появлению микробиологии. Таким фактам в истории науки нет числа.

Так вот, фантазия о том, что за этой стеной. Великий фантазер Фрейд «увидел» там 3-х существ, которых он назвал «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Эта фантазия позволила в течение 100 лет развить науку о процессах в неосознанном. Вместе с тем, накапливается все больше данных, которые не поддаются объяснению на основе только этой модели. А главное, как и во время Фрейда, нет убедительной гипотезы того механизма, как из мира идеального, мира эмоций и мыслей, информация проникает в мир материальный. Фрейд утверждал, что он убежден, что в основе процессов психических лежат органические (материальные) механизмы и, хотя, как он выражался, у него ничего, кроме убеждения , нет, время покажет его правоту. Сздавая такое идеалистическое направление, как психоанализ, он оставался убежденным материалисстом. Время идет, а правота материализма по-прежнему подвергается сомнению.

В качестве примиряющей материализм и идеализм появилась модель Виктора Франкла, в которой он показал возможность того, что и материальное тело и идеальное (в смысле, не материальное) сознание могут быть проекциями-тенями мира третьего – мира Духа. По этой модели все, что происходит с нами, вначале совершается в этом третьем, не осознаваемом нами мире Фрейда, а затем проецируется на тело и сознание. Это многое объясняет, но не все. Например, как тогда объяснить, почему грамотная работа с телом и сознанием, приводит к гармонизации жизни человека? Справка : Франкл Виктор ( 1905- 1998гг.) - австрийский психолог и психиатр. Получил психоаналитическое образование, но в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Во время второй мировой войны находился в качестве заключенного в немецком концлагере. Разработал собственное психологическое учение, в которой было постулировано, что основной движущей силой развития личности выступают поиски смысла. При отсутствии смысла возникает экзистенциальный вакуум, проявляющийся как невроз. Помочь пациенту можно лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей разработал комплекс психотерапевтических мероприятий, названный им логотерапией.

Для объяснения факта взаимного влияния тела, сознания и неосознанной части психики убедительной будет гипотеза Алексея Порошина, автора книги «Введение в голографическую медицину». В ней он убедительно показывает, что человек во всех его частях голографичен, то есть, как в каждом кусочке разбитой пластинки с голограммой содержится все изображение, так и в каждой частичке человека содержится он весь. А это означает, что процессы, которые идут в одной части человека, идут и в остальных, а изменения, происходящие в одной из частей, будут изменениями и в другой.

Так что же это за части ? По эту сторону стены - материальное тело и идеальное сознание. Тело живет по законам материального мира, где есть пространство, время и причинно-следственная связь. Сознание существует по законам мира идеального, в котором пространства и времени нет, а вот причинно-следственная связь все та же. Логическое мышление человека, осознающего себя с помощью механизмов материального мира (органов чувств и мозга с его интеллектом, осознаваемыми эмоциями и волей) не может пользоваться другой логикой, кроме логики материального мира.

А что там, за стеной ? Вернемся с помощью фантазии в самое начало жизни, в момент зачатия. В генах уже записано все тело, а что со всеми остальными частями ? Предположим, что есть нечто, в чем закодированы и все данные о его будущем внутреннем мире : и о том, что по эту сторону стены, и о тех, частях , что за ней. На этом этапе жизни человека все части ребенка неразделимы, он - Цельное Существо. Пока не выделится в возрасте около 2-х лет сознание с его речью и возможностью осознанвания своего отличия от окружающего мира, по нашему мнению, он и будет оставаться цельным. Свою главную и единственную в этом возрасте задачу – выжить – он будет осуществлять бессознательно, используя закодированные в нечто способы и механизмы выживания. Ребенок будет различными способами сигнализировать миру о своих желаниях и приспосабливаться к этому миру, ничего об этом мире не зная и воспринимая его только как часть себя. По всей видимости, именно то, что я назвал «нечто» имел в виду Карл Юнг, когда говорил об «архетипах» мышления , в частности, «архетипе самости». Справка : Юнг (Jung) Карл Густав (26.07.1875 - 6.06.1961) - швейцарский психолог и психиатр. В 1906-1913 гг. работал с З.Фрейдом, в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Создал собственную аналитическую психологию, основанную на анализе - при использовании аналогий из мифологии - сновидений, бреда, шизофренических расстройств. В результате многолетних клинических исследований пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Центральное место занимает архетип самости (Selbst). Предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки (экстраверсия - интроверсия) и по доминирующей функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция). Разработал методику ассоциативного эксперимента.

Но вот начнет вместе с речью (второй сигнальной системой) пробуждаться сознание. И в это сознание станут пробиваться сигналы окружающего мира. Они сообщат ребенку о том, что он – только часть этого мира, а не весь мир, а он ответит этому миру появлением слов «Дай!», «На!» и словами «Да» и «Нет». И вот здесь через появившееся в его существе окно - осознающее свое отличие от окружающего мира окно сознания – мир в лице родителей начнет формирование в нем «зазеркальных» (не осознаваемых) частей. До этого в нем существовали только желания (желания удовлетворить потребности, потребность получить удовольствие и потребность уйти от боли), и все его Цельное Существо делало все, что хотело и могло, для их удовлетворения. А теперь мир говорит ему : «То, что раньше было хорошо, теперь – плохо !». С этого времени, «что такое хорошо и что такое плохо!» ребенок уже сам решать не будет – это будут делать за него окружающие, родители, прежде всего. Раньше родители только радовались его испачканным пеленкам («хороший стул»), а теперь недовольны тем, что он пачкает штанишки и требуют отложить получение удовольствия до тех пор, пока не посадят на горшок. Кстати, один из «просветленных», Марк Твен, говорил: «Мы значительно преувеличиваем сексуальное удовольствие, резко преуменьшая удовольствие от опорожнения».

Так появляется часть, которую Фрейд назвал «Сверх-Я» - мораль, устанавливающая должное отношение к миру. Однако, желания ведь никуда не делись, их не уничтожить, они – основа жизни («нет желаний жить – и жить не за чем!»). Эту, переполняемую желаниями, противостоящую часть Фрейд назвал безлично - «Оно». А ту часть, которая тут же появляется для уравновешивания «Оно» и «Сверх Я» и принятия решений, как же все таки жить, Фрейд назвал «Я».

Мы предлагает пристально «рассмотреть» эти части, чтобы увидеть цельные ли они и те ли имена они носят. Начнем со «Сверх-Я», именно оно отвечает за начало разделения «зазеркалья». Во-первых «Я» ли это, пусть даже с приставкой «Сверх-». Может быть какая-то часть меня и была закодирована в моем нечто как часть общечеловеческой морали, но это – часть меньшая. А вот то, что в меня большую часть «вставили» мои окружающие, воспитывая меня на своем примере и поощряя одни мои поступки и наказывая за другие, это факт. Если уж пользоваться местоимениями, то это скоре «Мы», а лучше - «Мое Мы». Это ведь часть меня – значит «Мое», а выражает групповые пожелания моего окружения, значит «Мы». Эта часть многолика, чаще всего у нее лицо моей матери, но со временем будут просматриваться лица отца, бабушки и дедушки, воспитателей и друзей, даже лица героев любимых сказок. Однако, временами в «Моем Мы» проступает лицо «Моей Цельной Сущности – архетипической самости Юнга». Это – лицо Будды.

А как же выглядит «Оно» ? Это не одно существо, их два. Одно из них хочет строить, а другое – разрушать. Одно из них – созидательное начало, которое, по Фрейду, снабжает нас силой – либидо, по его мнению, предназначенной исключительно для продления рода, только для секса, а второе, начало разрушительное, названное Эриком Берном – мортидо. Справка : Берн Эрик(1902 - 1970) - американский психотерапевт и психолог, создатель трансактного анализа. По аналогии с классическим психоанализом трансактный анализ ориентирован на выявление сценариев жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. Этот анализ был расширен за счет структурного анализа, при помощи которого в Я индивида, находящегося в различных коммуникативных ситуациях, выделяются три состояния: Родитель, действующий по типу отношения родителя к ребенку, Взрослый, объективно оценивающий реальность, и Ребенок, действующий по типу отношения ребенка к родителям.

Обе программы характеризуются, как и все процессы, вибрацией

расширения и сужения - расширение в первой программе – любовь, а расширение во

второй программе – ненависть. Обе эти программы имеют фазы экспансии, (агрессии -

расширения). Они же имеют и фазы сужения – страха. Противостояние этих программ –

«страза» и «агрессии» «ключевой» конфликт по Носсрату Пезешкиану. Справка :



Носсрат Пезешкиан, ныне живущий психотерапевт, создатель направления в психотера-

пии, которое он назвал «Позитивная психотерапия». Главные идеи этого направления :

«Единство всех психотерапевтических учений», «Единство всех частей человека :

тела, души и духа» и «Единство всех видов конфликтов», которые он сводит ключевому

конфликту между агрессией и страхом.

Фактически программа созидательная – это программа жизни, а программа раз-

рушительная – это программа смерти. Программа смерти, в частности, в нашем теле осу-

ществляется с помощью генетически запрограммированного механизма апоптоза – унич-

тожения клеток И нельзя иначе : ведь невозможно представить себе,чтобы клетки только

делились (созидались), вскоре они уже не могли бы разместиться в нашем теле.

Вышеупомянутые вибрации созидательной и разрушительной программ

характеризуются определенной амплитудой, размах-амплитуда этих колебаний – и есть

сила желаний. Именно она количественно характеризует имеющуюся у человека психиче-

скую энергию.

На уровне животных механизм «желание» (осознанное стремление) еще отсут-

ствует, есть только инстинкты ( стремления не осознанные). Вот почему на животном

уровне еще нет чувств (эмоций осознанных), а есть только простейшие эмоции. На уровне

Божества «желание» уже отсутствует, оно ( Божество) самодостаточно, у него все есть, у

него нет ограничений и преград и, как следствие, нет механизма возникновения эмоций.

Вот почему так бесстрастен Будда.

Понятно, что одна сила, одна программа не может существовать без другой, нет созидания без разрушения, как добра без зла, а дня без ночи. Но вот почему только созидательная программа служит только сексу ? Разве больше нет у человеческого существа, в отличие от животного других задач, кроме продления рода ?

Строить тело – это значит какие-то части его разрушать : отмирает пуповина, чья это часть тела - ребенка или матери ? И это далеко не единственный пример разрушения, в организме идет непрерывный процесс уничтожения как чужеродных белков, так и своих. Таким же образом в психике идет процесс разрушения старых представлений и созидания новых. Нам непонятно, почему эти существа должны иметь безличное местоимение «Оно» в качестве имени, это вполне определенный «Мой Он – Созидатель» и «Мой Он – разрушитель». Вот они хотят, так хотят! Например, один хочет любви, и другой – тоже, но один для этой цели предлагает себя, а другой – устраняет препятствия. Один хочет любви, стремится к объекту своих желаний и любит, а другой – хочет того же и ненавидит все, что мешает приблизиться к объекту. «Чтобы сильно ненавидеть, нужно очень сильно любить!» Любовь ли, ненависть – оба эти чувства агрессивны. К сожалению, далеко не всегда «Мой Он Созидатель» и «Мой Он Разрушитель» работают в «одной упряжке».

А что же «Я» ? С ним тоже не все ясно ! Почему «Я», если уже одно «Я» – «Я – сознательное» уже есть? Может быть, это его бессознательный двойник ? Так нет, не похож : и память невообразимо большая (есть уже этому научно подтвержденные доказательства), и логика у него не совсем та, что у «Сознательного Я» – не поддаются логическому анализу его механизмы деятельности, интуиция, к примеру. Нет, никакой это не «Я», это скорее « Мой Ты», это мой невидимый за зеркальной стеной «мудрый старший брат», который направляет мое тело и сознание и руководит ими. К сожалению, руководит не всегда «мудро».

Откуда же у него так много сил ? И всегда ли много ?

У этого бывшего «Я», а теперь «Моего Ты» психическая сила желаний «Моих Созидателя и Разрушителя». Это та часть желаний, которые не связали силы «Моего Мы». Свяжи он им руки полностью, сил жить не осталось бы вовсе, как их не остается у тех людей, у которых «Мы» полностью лишает «Ты» всех желаний, запрещая любить и ненавидеть. Они либо уходят из жизни, если этот процесс остается не осознанным, либо устанавливает такое отношение к жизни, которое приводит к «нирване» буддизма, если это осознано. К счастью, в большинстве случаев желания так сильны, что никакое «Мы» не может их связать, а «мудрое» «Мое Ты» находит способы удовлетворить желания способами, приемлемыми для «Моего Мы». А уж если не находит, и желания прорываются против его воли, то эта часть жестоко карает «Мое Ты», заставляя его страдать вместе с телом и сознанием от чувства вины и сожаления.

Почему у одних людей «Мое Ты» сильное и мудрое, а у других – не очень ?

Во-первых, сила «Разрушителя» может столкнуться и устроить междуусобную войну с силой «Созидателя», и тогда «Моему Ты» достанутся только остатки их сил после потерь в этой войне. Представим себе, что человек испытывает двойственные чувства к объекту : и любит, и ненавидит. Где уж ему в этом случае взять сил для конструктивного овладения объектом!

Во-вторых, мудрость «Моему Ты» дает еще какая-то часть моего существа. Откуда же еще взяться этой мудрости : ведь «Мои Они» имеют только желания, а «Мой Мы» только долг и запреты. А без этой мудрости сила желаний увязнет в бесконечной войне с моралью.

Что же это за часть ? Вот теперь пришло время вспомнить о том нечто, в котором закодировано все, что может быть в моем внутреннем мире. Вот эту часть и назовем «Мое Сверх Я», а ее область – «Сверхсознательным». Эта часть моей «Цельной Сущности», которая ведь никуда не делась. Просто с появлением сознания все мое внимание было сосредоточено на нем, из-за влияния «Моего Мы» я все больше из мира внутреннего переходил в мир внешний, в мир желаний моего тела и сознания. А желаний у них много, особенно у сознания. Это желания власти, славы и богатства, желания достижений во внешнем (материальном) мире. Моё окружение, родители, прежде всего, насильно «тащили» меня в материальный мир, желая мне добра и счастья. Они хотели уберечь меня от ударов об острые углы этого безжалостного мира.

Из-за этого связь со «Моим Сверх Я» с возрастом слабеет, хотя полностью не прерывается никогда. Именно оттуда «Мой Ты» иногда получает подсказки, как же следует поступать в нестандартных ситуациях, чтобы удовлетворить желания социально допустимым способом. Из-за плохой связи между ними эти подсказки не всегда правильно расшифровываются, на веру принимаются указания «Моего Мы» и желания подавляются. Впоследствии сила подавленных желания прорывается разрушительным для меня способом, заставляя страдать от болезней или душевных мук. Смысл этих страданий в том, чтобы целенаправленной работой восстановить утерянную связь. «Мое Сверх Я» - это та самая часть, которая создана «по образу и подобию». Это об этой части писал Гаврила Державин: «…Ты во мне сияешь величеством Твоих щедрот, во мне себя Ты отражаешь, как солнце в малой капле вод!». Здесь – творческие способности, не проявленные таланты, паранормальные способности и многое-многое другое.

Восстановление утерянной связи с «Моим Сверх Я» иногда происходит как бы без нашего участия – состояние «просветления» (это и есть свет этой связи) может наступить в результате травмы физической или психической. Нам не дано знать, ппо какому выбору и почему это происходит. Мы только знаем,что в большинстве случает это – результат трудной работы, которая носит название «личностный рост», суть которой в понимании и принятии смысла всего, что происходило и происходит с тобой.

Некоторые замечания о «зеркальной стене». Какая часть меня ее строит и какие нужны силы для ее возведения и ремонта ? Чтобы приблизиться к пониманию этого, случай из практики «Хосписа» :

Пациентка 48 лет, рак молочной железы, метастазирующий в кости таза, позвоночник, мочевой пузырь. Состояние крайней тяжести, для обезболивания применяется до 20 мл морфия в сутки. Больная своего состояния не осознает, требует квалифицированного лечения. Совместными усилиями психотерапевта и священника до ее сознания с помощью метафор доводится информация об истинном состоянии ее здоровья. Больная смиряется с тем, что ее жизненная программа подходит к концу. В результате ее состояние улучшается, обезболивание достигается 1 мл морфия, качество жизни существенно улучшается, пациентка спокойно заканчивает свои земные дела, прощаясь с родственниками и друзьями. Вопреки прогнозам она живет не 1-2 для, а 20 дней, фактически столько, сколько ей понадобилось для завершения дел. Откуда появились у нее силы ? Мы полагаем, что ее «Ты» безуспешно пыталось «достучаться» до ее «Сознательного Я», стена была слишком толстой и все ее силы уходили на «ремонт» этой стены. Эту стену поддерживали силы, которое ее «Мы» отбирало у ее «Ты». Мораль нашего общества приказывает не принимать мысли о смерти. Все, что нам запрещает наша мораль ( именно наша, а не моя, «Мы», а не «Я»), не пропускается в сознание цензурой «Мы». Как только барер между сознанием и неосознанным был снят, эти силы были возвращены в распоряжение ее «Ты», оно нашло им применение, на необходимое время улучшив состояние больной. Все, что должно, по мнению «Мы» должно быть не допущено в сознание, требует огромных сил на его удержание запретной части в «Зазеркалье» - для укрепления стены. Приведенный случай показывает, какие огромные силы на это уходят.

Убедительная статистика существует в Израиле. Там на кануне самого большого праздника – Пасхи, резко падает смертность, а после него – резко возрастает. Еврейский праздник «Пейсах» характерен тем, что в этот день собираются в один дом все близкие люди, причем, если один из низ болен, то собираются у него в доме. И вот этот больной не позволяет себе умереть до тех пор, пока не встретится еще один, может быть, в последний раз с родными и близкими. «Его Ты» получает такую колоссальную силу желаний «Созидателя», что, будучи не связан силами «Его Мы» превозмогает слабость «Тела» до того момента, когда сам разрешит действовать силам «Разрушителя».

Итак, вот «найденные» мной части : «Мое Тело», «Мое Сознательное Я», «Моё Мы», «Мой Он Созидатель» и «Мой Он Разрушитель», «Мой Ты» и «Мой Сверх Я». Все вместе они составляют «Цельную Сущность». Это целая система, которую, казалось бы, нельзя объяснить понятиями части, понятиями « Моего Сознательного Я». Согласно второй ограничительной теоремы Геделя, в формальной системе может быть выдвинуто предположение, которое не может быть ни доказано, ни опровергнуто методами этой системы. Подчеркиваю, всей системы, а не какой-то ее части, как в данном случае. Однако, в данном случае речь не идет о системе, которая поддается формализации. Эта теорема была применена в арифметике, а затем Гедель применил ее к языку. И очень быстро лингвисты доказали, что язык не поддается формализации из-за многозначности слов. Одни значения, если слова организованы в текст деловой и совсем другие, если в текст поэтический (текст метафор, ритмически организованный). Это – разные способы организации текста.

Здесь просматривается аналогия с многозначностью языка личности : левое полушарие пользуется «деловым» языком, а правое – «языком» метафорическим, образами. «Когда Логос (разум) себя исчерпывает, он призывает Мелос (мелодию)» – Хайдеггер. А для нас это означает, что когда бессильна логика левого полушария, спасти может только метафорическое мышление правого. Многие крупные ученые утверждают, что, когда они приходят к каким-то фундаментальным выводам, дальше – тупик, из которого выход только один – в беспредельную метафоричность, имя которой – Бог. Сознание и «Зазеркалье» (неосознанное) взаимно описывают, соединяют друг друга, как это происходит с кварками и глюонами в квантовой физике. Великий физик современности - Гейзенберг : «Мир устроен по метафоре !!! «, то есть Божественным Промыслом. Метафора, как любой поэтический текст, имеет свою тактовую структуру – выраженную вибрацию, которая, если попадает в резонанс с воспринимающей системой, вызывает многократно усиленный ответ. А дальше встает следующая проблема – как перевести эту лавину появившихся образов на «деловой» язык левого полушария. Лопатин : «Человек рождается поэтом» : ребенку даешь ритм и в ответ он начинает что-то произносить, даже детский бессмысленный лепет на самом деле ритмически (поэтически) организован. Таким образом (поэтически – ритмично и метафорично) организована Цельная Сущность.

«В начале было Слово!» - нужно понимать Слово как образ, поэтически организованное (матрица-оператор на языке математики). Великий астрофизик и математик Барроу говорил : «Любое не поэтическое раскрытие реальности не может считаться полным и достоверным». И теперь становится понятной достоверность библейских текстов, они – целиком метафоричны. На память приходит вдохновенная ода Гаврилы Державина «Бог», написанная им в момент просветления, когда свет его Цельной Сущности достиг его сознания. И в этот миг он нашел слова, которые переполняли «Его Ты», вошедшего.в резонанс с Вселенскими ритмами и установившего канал связи между «Сверх Я» и «Я Сознательным» :

«Хаоса бытность довременну

Из бездн ты вечности возвал,

А вечность прежде век рожденну

В себе самом ты основал».

Вот как звучит на языке поэзии математический символ матрицы-оператора. Сократ говорил : « Мир устроен поэтически и поэт слышит язык мира. Рапсод (певец) его доносит». Книга притчей Соломона 18-21 : « Жизнь и смерть находятся во власти языка. И любящие Его вкушают от плодов Его. И наполнишь чрево свое от плода уст своих».

Очень может быть, что «Мой Сверх Я» смыкается с силами Абсолюта, и его свет – это прямой или отраженный свет Высшей Силы. А это означает, что «Мой Сверх Я» – это оставшаяся неизменной «Моя Цельная Сущность», с которой все остальные мои части утратили или, вернее, ослабили свою связь. Ясно только одно, если эта связь есть, если процессы в моих частях идут также, как в «Сверх Я» и, значит, во всей Вселенной, эти процессы гармоничны, ибо мы видим во Вселенной порядок и гармонию. Если же в какой-то из частей нарушен этот порядок, то и в остальных частях, исключая «Мое Сверх Я», он будет нарушен точно так же. Очень может быть, что через «Мое Сверх Я» будет в какой-то степени нарушен и порядок в мироздании, как от взмаха крыла бабочки может возникнуть разрушительный ураган.

Заканчивая этот блок рассуждений, нельзя ни отметить фундаментальную закономерность Мирового Порядка и Психики Человека : вначале создается общее – матрица, Структура Абсолюта, Цельная Сущность, в которых закодирован порядок – матрица-оператор, а уж из них создаются частности. Без матрицы эти частности превратили бы любую систему в хаос. Дальнейшие рассуждения будут касаться гармонии в этой матрице, весьма возможно, что гармония – способ взаимоотношения частей между собой и с целым и есть один из аспектов функционирования матрицы.

Возвратимся к идее голографичности частей человека. Все ли части его зависимы ? Возможно, есть автономные ? Если в каких-то частях процессы идут не так, как в основной массе существ, то по этому признаку мы можем отличить голографические части от самостоятельных. «Мое Сверх Я» - часть Абсолюта и зависит от него, процессы в нем идут так, как во всей Вселенной. «Мое Мы» – часть коллективного сознания и подчиняется ему, «Мои Они» – часть моей животной сущности и слушаются только ее. Только «Мой Ты», «Мое Сознательное Я» и «Мое Тело» – вторичны и зависят от первых трех. Вот в них и будут синхронно идти все процессы. Что же это за процессы ?

Наблюдая за поведением человека и животных, мы обнаружили закономерность в том, как они реагируют на появление любого препятствия. Еще первый лауреат Нобелевской премии великий ученый И.П.Павлов отметил роль препятствия в формировании приспособительных реакций животного и человека. В дальнейшем эту мысль развили в виде стимул-преградной теории основатель Харьковского института неврологии и психиатрии В.П.Протопопов и его ученик – А.Н.Шогам. Если препятствия для животных – это препятствия физического мира, то у человека появляются еще и препятствия в мире идеальном – моральные запреты, препятствия, порождаемые «Его Мы». Главной метафорой этого препятствия является «Зеркальная стена».

Что же может сделать человек, перед которым находится препятствие на пути

удовлетворения желания. У него есть 5 возможностей, 5 видов реакции.

1.Он может, оценив свои силы и характер препятствия ,

преодолеть его. В сущности, это единственный тип реакции, который позволяет

достигнуть цели. Это ее позитив. Негатив – возможное разрушение или истощение при неправильной самооценке или недооценке препятствия. Характерная эмоция этого

вида реакции – радость, а внешнее ее проявление – смех. Мы назвали этот тип реакции экспансией. (рис.2)

2.Если при оценке соотношения своих сил и характера препятствия

человек обнаружит, что сейчас у него мало ресурсов (информационных и материальных),

но есть возможность их приобрести, то он примет решение временно остановиться у пре-

пятствия для накопления сил. Позитив – обеспечение будущего, подготовка к преодолению

предстоящих препятствий. Негатив – отсутствие действий в настоящем. Характерной

эмоцией здесь будет тревога, а внешним проявлением – скулеж (нытье). Мы назвали

этот тип реакцией накопления. (рис.3)

3.Если будет принято решение, что преодолеть препятствие не

удастся, человек перестанет стремиться к его преодолению и эту реакцию мы назвали

реакцией смирения. Позитив – трезвая оценка непреодолимого в настоящий момент пре-

пятствия, принятие прошлого опыта как основы для выработки решения о способе преодо-

ления препятствия. Негатив – внимание прошлому и отсутствие действий в настоящем,

стремление к повторению событий прошлого. Эмоция – печаль, сожаление, а внешнее

проявление – плач.(рис.4)

4.Если препятствие настолько страшное, что пребывание вблизи

него грозит разрушением, будет принято решение убежать и спрятаться, уйти в эмбрио-

нальное состояние. Позитив – самосохранение и возможность накопления внутренних сил, которые будут нужны при преодолении препятствия. Негатив – утрата контроля за проис-

ходящим. Это – реакция капитуляции, эмоция – страх, проявление – стон.(рис.5)

5.Возможен вариант, когда силы будут сконцентрированы, а

команды на преодоление препятствия не поступит. Позитив – готовность к действию, во-

ля к преодолению препятствия. Негатив – отсутствие действия, а только его демонстрация.

Это реакция концентрации, эмоция – гнев, проявление – крик. (рис.6)

Как видно из приведенных характеристик реакций на препятствие, все они

могут быть позитивными, если адекватны ситуации, и они же могут быть негативными,

если ей не соответствуют. Когда выяснилось, что эти реакции, чередуясь в определенном

порядке (именно в том, как это приведено выше), приводят к позитивному результату,

стало ясно, что мы вышли на универсальную систему последовательности реакций, сози-

дательные связи системы 5-ти первоэлементов «У –Син».


ЭКСПАНСИЯ (огонь)

*


ДЕМОНСТРАЦИЯ НАКОПЛЕНИЕ

(дерево) * * (земля)







Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница