Мастер-класс для учителей-логопедов доу «Самомассаж по пиктограммам в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи»



Дата02.05.2016
Размер78.5 Kb.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №91»



Мастер-класс для учителей-логопедов ДОУ

«Самомассаж по пиктограммам в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи»

Разработали:

учитель-логопед

Силаева Людмила Викторовна,

инструктор по физической культуре

Гранкина Галина Николаевна,

педагог-психолог Соклакова Ирина Николаевна

Курск - 2015


Цель:

продемонстрировать современную здоровьесберегающую технологию - самомассаж по пиктограммам в комплексном психолого-педагогическом сопровождении воспитанников с речевыми нарушениями, его значимость в коррекционно-развивающей работе разных специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре).


Актуальность темы

Современное дошкольное образовательное учреждение  представляет собой динамически формирующуюся организацию, работающую в режимах функционирования и развития, которое должно соответствовать постоянно изменяющимся запросам государства, родителей, педагогов и социума. Такое учреждение должно работать в режиме развития. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия ФГОС ДО.

 В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС ДО направлен на решение многих задач, но сегодня нам хотелось обратить внимание на такие, как:



  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;

  3. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Т.е. дошкольное образовательное учреждение должно создать благоприятные условия для развития гармоничной личности. А реализовать это может слаженно работающий коллектив.

В настоящее время растёт число детей с нарушениями речи, они относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями.

В связи с этим возрастает необходимость повышения эффективности взаимодействия различных специалистов (учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

Проанализировав разные технологии, мы пришли к выводу, что одним из приёмов, трансформируемых в разные образовательные области, является здоровьесберегающая технология – самомассаж.

Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, система приемов механических воздействий на поверхность тела, проводимых руками или с помощью специальных средств, применяемых с разными целями.

Массаж зародился на ранних этапах   развития   народной медицины. В древности люди при различных недугах и болях применяли разминание, поколачивание тела.

Интересна и история   возникновения   слова «массаж и самомассаж». Так одни авторы считают, оно произошло от арабского mаss   или masch (нежно разминать, надавливать), другие – от   греческого mаssо (тереть, мять, сжимать руками), третьи - от латинского mаssа   (пристающее к пальцам).

Каждый человек может овладеть приемами самомассажа.

Главные преимущества самомассажа следующие:

1.     Безопасность использования;

2.     Можно проводить как индивидуально, так и с группой детей;

3.     Можно использовать многократно в течение дня, включая в

различные режимные моменты в условиях ДОУ и семьи;

4.     Самомассаж может быть включён в любую НОД;

5.     Дети выполняют самостоятельно, под контролем взрослого;

6.     Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме


Логопедический самомассаж

Любой практический материал (по мнению В.М. Акименко) можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одной из них является самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация тонуса данных мышц.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым, страдающим речевой патологией), это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Но задача любого педагога, работающего с дошкольниками, будь-то, воспитатель, психолог, логопед, инструктор по физкультуре, – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности усвоения детьми нового материала, поэтому приходится искать вспомогательные средства облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс.

Для большинства детей с нарушениями речи характерно:


- отставание в развитии мыслительных операций,  вызывающие затруднения в овладении анализом и  синтезом, сравнением и обобщением
- нарушение внимания, приводящего к трудностям выполнения задания на основе словесной инструкции.

-недоразвитие общей, мелкой, артикуляционной моторики (ограничен объём и снижена амплитуда артикуляционных движений, трудности нахождения артикуляционной позы, нарушена координация движений, переключаемость с одного движения на другое в упражнениях для общей и мелкой моторики, быстрая утомляемость в мышцах, нарушена двигательная функция мимических мышц, трудности при формировании мимических поз радости, грусти, удивления и т.д.)

Одним из таких средств, способствующих развитию психических процессов и функций, является мнемотехника, и, в частности, пиктограмма.

В России целенаправленное использование мнемотехники ещё молодое направление в области педагогики. Проблемы коммуникации при грубом нарушении речевой функции решается с привлечением определённых коммуникативных стратегий, повышающие возможности понимания и облегчающие информационный обмен между людьми.

Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Пиктограмма  (от латинского – рисовать и греческого – запись) – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего,  в схематическом виде.

История использования пиктограмм ведёт отсчёт едва ли ни с первобытных времён. Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами.  На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма- рассказы, хотя не умели писать.

Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях. Данный метод впервые был предложен Л.С. Выготским. В 60-70 годы применение данной методики расширилось.

Работая в комплексе, мы используем метод пиктограммы в непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях и коррекционной работе.

Комплекс самомассажа по пиктограммам (рисуночная методика со стихотворным сопровождением)

Щёки:

Толстячок — худышка

Шарики — гоняем воздух из одной щеки в другую,

Футбол — плюс выполняем движения языком вверх-вниз,

Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.

 Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».

Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.

Губы:

Смешная песенка — указательным пальцем перебирать по губам, произнося при        этом звук, похожий на «Б-Б-Б…

Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.

 Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У», третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»

Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.

Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.

 Прятки  - втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.

Язык:

«Поглаживание языка губами». Просунуть язык как можно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

«Пошлёпывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперёд, пошлёпывать его губами при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

«Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как можно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расславить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта, Постепенно убирать язык в полость рта.

«Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперёд и убирая назад в полость рта.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.

Важное значение для развития мелкой моторики имеет пальчиковая гимнастика и самомассаж кисти и пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика по пиктограммам (фотографии)

Снег поймали мы в ладошки.

Снег согреем мы немножко.

Разотрём мы пальцы, руки.

Снег в ладошках – просто супер!

Наши пальцы веселит, укрепляет и бодрит!


Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения в школе.

В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Который способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.

В своей работе я использую разные виды самомассажа, которые являются прекрасным способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Один из видов развивающего массажа является самомассаж мышц лица. Который оказывает тонизирующее влияние на центральную нервную систему, общее положительное воздействие на организм в целом, улучшает мышечный тонус органов артикуляции, повышает работоспособность, развивает мимические мышцы лица и положительные эмоции.



Современный детский психолог из Швейцарии, Фритц Р.Ауглин, разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интел­лектом), а значит — и на разви­тие речи. Ф.Р. Ауглин считает, что по­ложительные результаты дости­гаются вследствие влияния вне­шних импульсов на кору головно­го мозга.

В г. Люцерне массажу подвергали группу детей в возрасте от 7 до 15 лет, страдающих минимальной мозговой дисфункцией. Им под наблюдением ученых в течение восьми месяцев делали такой массаж. Уже после трех недель у 98% детей было отмечено повышение активности мозга, появились разносторонние интересы. Подопечные доктора стали лучше заниматься в школе, «верховодить» в своем окружении, хотя раньше у них стремления к лидерству не наблюдалось.

Этот же метод лечения был опробован автором и на другой возрастной группе детей — от 4 до 7 лет. В программу специальных занятий с ними был включен массажный комплекс. Дети, обученные самомассажу, проводили его под руководством специалиста в самом начале занятия или в середине, когда они уже начинали уставать. Игровая форма массажа, присутствовавшие в нем элементы состязательности воспринимались ребятами как развлечение. Упражнения они выполняли с удовольствием, а положительные результаты основной направленности массажа были высокими.

Существует еще одно название данного вида массажа — интеллектуальный массаж. Этот массаж рекомендован детям с самого рождения. Пока ребенок мал, делать ему такой массаж может, играя и приговаривая, мама. По мере взросления малыша нужно постепенно учить его самостоятельно выполнять упражнения.

Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.
Самомассаж лица, шеи и ушных раковин по пиктограммам

Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движения.

Поэтому актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекция недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.


Дети  с  различными  речевыми  нарушениями  отстают  в  физическом  развитии  от  своих  сверстников.  Разнообразные  формы  органических  и  функциональных  нарушений  речи  часто  сопровождаются  той  или  иной  патологией  в  области  двигательной  сферы,  поэтому  исправление  двигательных  нарушений  и,  как  следствие,  развитие  двигательного  анализатора  способствует  устранению  нарушений  развития  речи 

Практикуем новый вид работы – развитие моторики пальцев ног, так как на ступне находятся важнейшие чувствительные точки, которые оказывают влияние, как на физическое, так и на психическое состояние человека. Моторика пальцев ног оказывает влияние на развитие соответствующих отделов головного мозга. Работа по развитию мелкой моторики пальцев ног проводится в следующей последовательности:



  • Самомассаж ступней. Выполняется во второй половине дня после сна в кровати. Дети массируют ступни, растирают подушечками пальцев.




  • Гимнастика для пальцев ног.




  • Рисование при помощи ног – это способствует гармонизации работы обоих полушарий мозга. «Ножное» письмо – это игра, в которой никто не будет ругать за неточные линии.



Самомассаж пальцев ног по пиктограммам.

И в заключение нашего мастер-класса, мы хотели бы предложить вам посмотреть видеоролик с применение ещё одной технологии хромотерапии (воздействие цветом и светом), как некий самомассаж для глаз, ведь лицезреть прекрасное благотворно влияет и на наш зрительный анализатор и на психическое и душевное состояние.



Методическое обеспечение

  1. Е.А. Дьякова «Логопедический массаж» —  М.: Издат. центр «Академия», 2005 г.

  2. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие» — М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

  3. Е.Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» —  СПб.: КОРОНА принт;  М.: Бином Пресс, 2005 г.

  4. О.А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» —  М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г.

  5. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г.

Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница