Материалы предназначены педагогам-психологам и педагогам С(К)ОУ



Скачать 154.49 Kb.
Дата06.10.2017
Размер154.49 Kb.

Материалы предназначены педагогам-психологам и педагогам С(К)ОУ

Азова Л.Л., ст. преподаватель КС(К)О

Невербальные методы психотерапии


Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы

Мандала - в переводе с санскрита «круг». В различных культурах мандала имеет свой особый сакральный смысл: её считают символическим отражением духовной, космической или психической гармонии, отмеченной присутствием божества. Мандалу использовали как инструмент для медитаций, она рассматривается как символ инициации. Изображения мандал можно встретить на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах ритуальных лабиринтов и в архитектурных композициях многих храмов. Мандала имеет не только магический, религиозный смысл, но и психологическое содержание.

Мандала (рисунок в круге) – это карта внутреннего мира человека, своеобразная пиктограмма. Каждая деталь внутри мандалы символически значима. Рисование мандал очень полезно как для детей, так и для взрослых. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным, способствуют развитию образной памяти, целостному восприятию мира, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности. Мандалы по праву занимают почётное место среди методов арт-терапии.

Данный метод может использоваться:



  • при работе с гиперактивными и нервозными детьми;

  • при работе с детьми с заниженной самооценкой, испытывающим трудности самовыражения, с целью повышения их собственной личностной ценности, а также формирования установки позитивного отношения к себе;

  • для гармонизации эмоциональной сферы, снятия внутреннего напряжения ребёнка;

  • для сенсорно-перцептивного развития ребёнка;

  • для развития творческих способностей;

  • для развития произвольности поведения и саморегуляции;

  • для гармонизации детско-родительских отношений;

  • для гармонизации супружеских отношений;

  • для изучения социальной ситуации развития, комфортности пребывания ребёнка в группе, ситуации конфликта.

Одним из первых европейских учёных, который внимательно изучал мандалы, был Карл-Густав Юнг. Он считал мандалу мощным архетипом, являющимся зримой проекцией психического и выражающим Самость. Этот архетип часто проявляется в сновидениях. Юнг писал о том, что «символ мандалы несёт в себе именно это значение: священное пространство (temenos), защищающее центр. Этот символ является одним из наиболее важных мотивов при объективации бессознательных образов. Это одно из средств защиты центра личности от посягательств извне или попыток выставить его наружу». Следовательно, по мнению Юнга, мандалы способны выполнять защитную функцию в случае психологической дезинтеграции и личностного расщепления и их появление в сновидениях и фантазиях может свидетельствовать о способности эго к ассимиляции бессознательного материала.

Изучением мандалы и внедрением данного метода в практическую деятельность занимались американские художники Хосе и Мириам Аргуэлес (70-е годы); американская художница Джоанна Келлог; немецкий арт-терапевт Александр Цайри; немецкий врач и психотерапевт Рудигер Дальке; председатель российской арт-терапевтической ассоциации, кандидат медицинских наук, доцент Александр Иванович Копытин; педагог, художник, практический психолог, арт-терапевт Кожохина Светлана Константиновна; белорусские педагоги-психологи Эрика Осипук и Диана Понятовская-Замышляева.

Американские художники Хосе и Мириам Аргуэлес изучали значение мандалы в традициях разных народов мира (тибетской, восточной западной, индейской), а также рассматривали влияние мандалы на человека с эзотерической, магической, энергетической точки зрения. Немецкий врач и психотерапевт Рудигер Дальке рассматривал мандалу как жизненный образец, демонстрирующий ритмичность жизни и смерти, перехода с одной ступени развития человека на другую. Американская художница Джоанна Келлог создала Карточный тест мандал, в котором каждая мандала отражает определённую стадию психического развития человека (всего 13 стадий). Данный набор мандал можно использовать в психокоррекционной и развивающей работе с детьми. Немецкий арт-терапевт Александр Цайри разработал альбом готовых мандал, которые модифицировала педагог-психолог Э.Осипук . Белорусский педагог-психолог Диана Понятовская-Замышляева применяла в своей работе медитативные игры с мандалой, при этом использовались различные материалы: акварель, клей, гуашь, мука, растительное масло, картон, дерево, различный природный (камешки, ракушки) и бросовый (монеты, бусины, пуговицы, косточки и т.д.) материал, песок, соль, зеркала, а также различные техники: создание мандалы в технике «волшебных красок», с помощью мозаики, трафаретов, в зеркальной плоскости, из песка, природного и бросового материала, соли.

Мандалу можно использовать как средство диагностики сиюминутного психического состояния человека (по книге С.К. Кожохиной). Если взрослый работает с ребёнком, то объективно состояние ребёнка покажут несколько мандал, выполненных через определённые промежутки времени. Что-то будет меняться, а то, что остаётся неизменным, и определяет психические особенности малыша.



1. Центр мандалы

Прежде всего, стоит обратить внимание на размер центра мандалы. Небольшой размер центра – сниженная самооценка, отсутствие центра – вся мандала характеризует Эго (собственное «Я») автора.



2. Геометрические фигуры

  • Треугольник в центре мандалы символизирует движение: если вершина направлена вверх – созидательное начало, вершина вниз – стремление к разрушению.

  • Пятиконечная звезда – признак уверенности в себе.

  • Крест – состояние нерешительности.

  • Квадрат соответствует образу сада или двора. Если, по словам ребёнка, «вход» в сад (двор) открыт, то это означает движение энергии. Если вход закрыт, возможно, ребёнок переживает состояние стресса.

  • Круг – высшее «Я», внутренняя защищённость и целостность.

3. Изображения животных

Если на мандале есть изображения животных, вероятнее всего, они символизируют выражение энергии, ещё не дифференцированной и не оформленной разумом и волей. Это зрительные представления бессознательного.



4. Использование цвета

Использование того или иного цвета в изображении мандалы отражает состояние автора. Обычно в детских мандалах присутствуют все цвета, поэтому с целью диагностики следует посмотреть на преобладание или на отсутствие того или иного цвета.



  • Преобладание или отсутствие жёлтого цвета указывает на высокий интеллект и сильный характер.

  • Оранжевый – выражает амбиции, гордость, волю, настойчивость, веру в свои силы. Это цвет «укрощённого огня».

  • Красный – символ жизни, часто связывается с огнём, его жаром, способностью разрушать, очищать и преображать.

  • Чёрный – цвет бессознательного, тьмы, пустоты, зла.

  • Белый – ассоциируется с чистотой, духовностью, светом.

  • Розовый – отражает телесное состояние человека, ощущения комфорта – дискомфорта, боли – наслаждения. При его преобладании можно говорить о повышенной уязвимости и чувствительности, а также застенчивости и потребности в заботе со стороны других.

  • Персиковый – «чувственный» цвет.

  • Малиновый – указывает на готовность предпринять новое творческое начинание, выразить своё мнение.

  • Синий – несёт покой, безмятежность и мир. Цвет релаксации.

  • Фиолетовый – выражает очарование, сон, ставший реальностью, магическое состояние души, когда исполняются самые заветные желания. Отмечают значение цвета, связанное с психологическим единением с матерью.

  • Сиреневый – говорит о вероятности мистических переживаний, близком духовном обновлении, а также о чрезмерной склонности к фантазии, бегстве от реальности.

  • Зелёный – цвет развитой системы удовлетворения первичных потребностей, воли и способности к самоутверждению, цвет «гуманизации» сознания.

  • Коричневый – отражение потребности в эмоциональной безопасности, желание освободиться от ситуации, которая вызывает дискомфорт.

  • Серый – говорит об отсутствии или подавлении эмоций, инерции и равнодушии (6, стр. 68 – 69).

Существуют следующие правила работы психолога с ребёнком при использовании мандалы (по статье Э. Осипук):

1. Психолог показывает ребёнку весь набор мандал.

2. Выбор мандалы ребёнок осуществляет самостоятельно. В случае когда ребёнок задаёт дополнительные вопросы, психолог просто повторяет инструкцию.

3. На одном занятии можно работать только с одной мандалой.

4. Допускается использование музыкального сопровождения (например, «Мандала» Китаро).

5. Материалы для работы (карандаши, фломастеры, краски, пастель и др.) ребёнок выбирает самостоятельно.

6. Процесс разукрашивания ограничен по времени: от 20 до 60 минут, для детей – по степени пресыщения работой.

7. Психолог фиксирует состояние напряжения/расслабленности, связанное с процессом работы.

8. После разукрашивания ребёнок рассказывает о своих чувствах, переживаниях. Если он самостоятельно не может начать рассказ, допускаются наводящие вопросы со стороны психолога.

9. Затем проводится беседа психолога с ребёнком о процессе работы и результате:



  • психолог спрашивает о чувствах и переживаниях ребёнка по поводу работы над мандалой и его отношения к результату;

  • ребёнок должен дать название своей мандале;

  • психолог выясняет ассоциации ребёнка на каждый цвет мандалы и значение, которое придаёт ребёнок символам в рисунке мандалы. Подсчитывается число символов, элементов мандалы (например, сколько кругов, звёзд, секторов и т.д.).

10. Работая с ассоциациями ребёнка, психолог может определить его конкретную проблему. В случае необходимости предлагается повторная встреча с ребёнком для продолжения психодиагностической и терапевтической работы. На повторной встрече психолог предлагает повторный выбор мандал для уточнения стадии, на которой находится ребёнок, и вероятной фиксации психологических изменений ребёнка.

Если в создании мандалы принимают участие взрослые, то важно соблюдать следующие рекомендации (по книге С.К. Кожохиной):



  • Во время работы не нужно разговаривать друг с другом, только в исключительных случаях можно шёпотом что-либо спросить. Необходимо сосредоточиться, погрузиться внутрь себя.

  • Важно дать возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета.

  • Не нужно стремиться искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий внутреннюю жизнь его создателя. Чем более искренней и правдивой будет мандала, тем больший эффект ощутит человек, её нарисовавший.

С.К. Кожохина подчёркивает, что очень полезно создавать мандалы, собравшись всей семьёй. Этот процесс будет способствовать сближению и укреплению семьи, создаст доверительную семейную атмосферу, родителям поможет лучше понять своего ребёнка и других членов семьи, послужит началом хорошей семейной традиции.

Психокоррекционная, развивающая, консультативная работа с детьми с использованием рисования кремом на стекле

Данный способ рисования можно использовать как при консультировании детей, так и с различными развивающими и терапевтическими целями. Предложение порисовать на стекле может включаться в занятие:



  • как самостоятельное действие;

  • как этап консультирования;

  • как вспомогательное средство для облегчения вхождения в контакт;

  • как этап развивающего занятия.

На оргстекло наносится любой крем (лучше детский), равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз. Пальцы и оргстекло по окончании рисования можно протереть бумажной салфеткой.

Возраст клиента может быть самым различным, но особенно хорошо этот способ рисования подходит для здоровых детей от 1 года до 3 лет, когда ребёнок ещё не может держать в руке кисть или карандаш.

Данный способ рисования можно использовать в совместном рисовании с ребёнком в тех случаях, когда между ребёнком и родителем нарушен эмоциональный контакт по самым разным причинам. Это может быть дистанцированность родителя из-за болезни, службы в армии, нахождения в длительных командировках и т.д. Такое рисование можно использовать как один из элементов вхождения в контакт с ребёнком, который необходим будущим усыновителям в процессе подготовки к усыновлению.

Рисование кремом благотворно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, способствует снятию мышечных зажимов. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата помогает укрепить мышцы рук, разработать суставы.

Если добавить в крем красители (можно использовать пищевые красители, которые добавляют в крем для приготовления торта) и поместить окрашенный крем в небольшие баночки, то можно рисовать по чистому стеклу, нанося мазки пальчиком, по аналогии с рисованием масляными красками. Такая работа плавно готовит ребёнка к рисованию на бумаге, снимает страх, что у него что-то плохо получится.

Вместо оргстекла можно использовать пластик, которым покрывают школьные парты. Рисовать кремом можно в начальных классах, например, на переменах для снятия эмоционального напряжения, развития коммуникативных способностей учащихся.



Психопрофилактическая, психокоррекционная, реабилитационная и развивающая работа с детьми

с использованием фотографии

Фотография применяется в целях оздоровления, прояснения и решения психологических проблем человека, его развития и гармонизации. Фотография задействует «визуальную память», которая преобладает в раннем детстве. Л.Берман в своей книге «Что скрывается за улыбкой» пишет, что «благодаря работе с фотографиями, пациент может осознать те чувства, поведение и опыт, которые связаны с его прошлым и пережитыми психическими травмами. Фотография также ценна тем, что стимулирует различные воспоминания. Пациент может вновь пережить те или иные события своего прошлого, забытые чувства и смутные ассоциации, когда он смотрит на фотографии». Если в распоряжении человека имеется несколько фотографий, то по ним можно проследить повторяемость событий и характерных для человека реакций на разные ситуации, что может способствовать осознанию им своего поведении и источников своих проблем. Поэтому фотография иногда успешно используется в психоанализе.



Приёмы фототерапии

1. Активная фототерапия

Помимо готовых фотографий, которые клиент приносит из дома, в аналитической фототерапии клиент может создавать новые снимки (активная фототерапия). Допускается также использование фотографий, созданных психотерапевтом (фотосессии). Эти фотографии являются стимульным материалом, позволяющим изучать фантазии клиента и через них выходить на его неосознаваемые внутренние конфликты и потребности.



1.1. Создание фотоальбома

Данная техника применяется как в работе со взрослыми, так и в работе с детьми. Существует опыт применения фотографии в работе с детьми, передаваемыми в приёмные семьи. При этом ребёнок создаёт фотоальбом, отражающий его прежние связи и опыт. Альбом помогает смягчить остроту чувств утраты и тревоги, а фотография помогает установить контакт с ребёнком и активизировать его речевые навыки. Фотографирование ребёнка психотерапевтом или другими детьми может способствовать повышению самооценки ребёнка и удовлетворить его потребность во внимании и заботе. Дети из приёмных семей, дети, переехавшие на новое место жительства или переведённые в новую школу, могут создавать своеобразные «книги воспоминаний». Ребёнок может скомпоновать специальный альбом, посвящённый друзьям, любимому животному, увлечениям, успехам в различных делах. Он может создавать из серии фотокарточек «альбом-автобиографию» и различные «рассказы в картинках», в которых он участвует в качестве главного героя.

Активная фототерапия отвечает некоторым особенностям подростков. Для них характерно обострённое чувство «Я», из – за чего словесное самораскрытие в группе или во время индивидуальной психотерапии воспринимается ими как небезопасное. Активная фототерапия позволяет подростку почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу, в частности, в выборе объектов для съёмки, в «игре» с реальностью, а также в относительно безопасном исследовании мира взрослых отношений и собственной внешности. Благодаря активной фототерапии подросток может ощутить себя художником и в лучшую сторону изменить своё представление о себе и своих возможностях.

2. Техника «графической разработки»

Данная техника предлагается в книге Дж. Фриреара и И. Корбит «Фото-арт-терапия: юнгианская перспектива». Это своеобразный способ соединения фотографических техник с психоанализом с рисунком. Клиента просят вырезать из фотографии свой образ и приклеить его на чистый лист бумаги. Затем ему даётся возможность воспользоваться изобразительными материалами для того, чтобы создать любой рисунок.

Например, данная техника может применяться при работе с детьми и подростками, перенесшими утрату или насилие, и пациентами с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Это может касаться таких ситуаций, как смерть близкого человека, развод родителей, пережитое физическое или сексуальное насилие. Использование фотографий, ассоциирующихся с травматичным для клиента опытом, может быть психологически рискованным, но в то же время плодотворным, так как неподвижный зрительный образ более психологически безопасен для клиента, нежели динамические визуальные образы в виде негативных воспоминаний о пережитом. В данном случае определённые манипуляции с фотографиями, в том числе их уничтожение либо дополнение новыми элементами за счёт дорисовывания или создания фотоколлажа, способны смягчать остроту переживаний.

3. Техника диалога с фотографическими образами

Данная техника используется в некоторых случаях при работе с жертвами сексуального насилия. Осознание собственной невиновности в случившемся иногда пробуждает в клиенте направленное на воображаемого насильника сильное чувство гнева, которому в ходе психотерапии человек может дать выход. Подобные катарсические приёмы в определённых случаях обеспечивают освобождение клиента от негативного опыта прошлого.



4. Терапия творческим самовыражением (ТТС)

Данный метод разработал М.Е. Бурно. Существуют частные методики ТТС, которые описывает Т.Е.Гоголевич:



  • методика творческого коллекционирования (клиент «коллекционирует» свои впечатления, связанные с посещением городов, картинных галерей и т.д.);

  • терапия ведением дневника и записных книжек;

  • терапия созданием творческих произведений (например, написанный клиентом рассказ затем иллюстрируется фотографиями);

  • терапия творческим общением с природой, что обеспечивает сенсорную стимуляцию, вызывает положительные эмоции и эстетические переживания.

5. Фотографирование и техники телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии

Фотографирование может дополняться применением техник телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии, когда, например, съёмка производится во время движения участников группы: это даёт им возможность увидеть и осознать особенности своей телесной экспрессии.



6. Фотографирование и драмтерапевтический подход

Фотография может применяться в сочетании с элементами драмтерапевтического подхода, что предполагает ролевое перевоплощение, использование костюмов, грима и т.д.



7. Семейный альбом

Семейные альбомы являются ценным источником информации об истории жизни клиента и его семьи, отношениях между её членами. При знакомстве с фотодокументами обращается внимание



  • на общую эмоциональную атмосферу снимков,

  • выражение лица, позы, пространственное расположение людей относительно друг друга,

  • фон, на котором расположены люди, находящиеся в поле зрения объекты.

Семейный альбом делает наглядным отношения эмоциональной близости или отчуждения между членами семьи. По фотографиям из семейного альбома можно проследить роли и позиции детей в семье, процесс семейной социализации, то есть привития ребёнку определённых норм поведения и ценностей. Семейные нормы и ценности могут отражаться в том, каким снимкам отдаётся предпочтение при создании семейного альбома и как он организуется.

Большая ценность применения фотографии, по мнению А.И.Копытина, заключается в активизации взаимодействия между членами семьи, «в возможности для её членов увидеть нарушения в своих взаимоотношениях, тем самым обеспечивая их фокусировку на определённой проблеме», а также обозначить свою позицию тем членам семьи, которые находились «в тени».

В ходе семейной фототерапии с целью осознания своих проблем:


  • члены семьи фотографируются по отдельности, расположившись любым приемлемым для них образом перед камерой;

  • затем члены семьи могут вырезать свои изображения из фотографий и поместить их на лист бумаги или доску, при этом они могут изображать фон и любые дополнительные элементы, используя краски, мелки и другие материалы;

  • можно также создать коллаж, используя те же фотографические образы и изобразительные средства. Коллаж передаёт то, какими члены семьи хотели бы видеть свои отношения.

Фотография может использоваться однократно или эпизодически, в особенности на определённых этапах работы, когда у клиента или участников группы возрастает желание её применить. Специалист должен при этом разобраться, каким потребностям клиента или группы отвечала фотография, и в случае необходимости поддерживать интерес клиента или группы к ней.

При наличии у клиента или группы устойчивого интереса к использованию фотографии можно применять её регулярно на протяжении всего процесса работы. При этом специалист может либо предлагать клиентам полную свободу действий, либо предложить им определённые техники и упражнения, позволяющие организовать работу и сфокусироваться на решении конкретных задач.

Возможна также организация специальных фототерапевтических групп, применяющих фотографию в качестве основного рабочего инструмента.


Литература

1. Аргуэлес Хосе, Аргуэлес Мириам. Мандала. – М.: «Благовест», 1993. – 128с.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим фотографированием// Практическое руководство по терапии творческим самовыражением/ Под. ред. М.Е. Бурно. – М.: Академический проект, 2002.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968.

4. Гоголевич Т.Е. Некоторые возможности использования фотографии на основе терапии творческим самовыражением// Фототерапия: использование фотографии в психологической практике/ Под. ред. А.И.Копытина. – М.: Когито-центр, 2006.

5. Дальке Рудигер Жизненные кризисы как возможности развития. Глубинный смысл наших заболеваний. – СПб.: ИГ «Весь», 2008. – 208с.

6. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006. – 216с.

7. Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» - СПб.: Речь, 2002.

8. Копытин А.И. Фототерапия /Школьный психолог № 4, 2008, стр. 40 – 43.

9. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы/ Школьный психолог № 4, 2007, стр. 18 – 28.

10. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой/ Школьный психолог № 4, 2007, стр. 29 – 32.

11. Соловьёва Т. «Рисуем кремом на стекле»/Школьный психолог № 21, 2007,



стр. 13.

12. Юнг К.-Г. Тевистокские лекции. – Киев, 1995. С. 186.
Каталог: upload -> iblock
iblock -> Конкурсного собеседования при поступлении в ординатуру по специальности
iblock -> Агентство образования администрации Красноярского края Управление образования Администрации г. Канска мбоу гимназия №1 Упаковка как источник загрязнения продуктов питания свинцом Цуприкова Мария, ученица 10 класса мбоу гимназия №1 г
iblock -> Урология высшая категория
iblock -> 2. Аннотации рабочих программ дисциплин ооп 040400. 62 «Социальная работа», форма обучения – очная
iblock -> Тест: "Неврология"


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница