Методическая разработка для студентов V курса педиатрического факультета по проведению практического занятия по разделу «Неонатология»



Pdf просмотр
страница1/4
Дата11.10.2017
Размер0.62 Mb.
Просмотров220
Скачиваний1
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4
: userfiles -> depts -> faculty pediatrics -> Metodicheskie posobiya -> Neonatologiya
Metodicheskie posobiya -> Методическая разработка для студентов IV курса педиатрического факультета по разделу «Патология детей раннего возраста»
Metodicheskie posobiya -> Методическая разработка для студентов IV курса педиатрического факультета по проведению практического занятия по разделу «Патология детей старшего возраста»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ПЕДИАТРИИ
«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой доцент_________Л.Я.Климов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для студентов V курса педиатрического факультета по проведению практического занятия по разделу «Неонатология» Тема занятия
«Введение в неонатологию. Организация медицинского
обслуживания новорождённых детей в родильном доме
Обсуждена на заседании кафедры факультетской педиатрии протокол № 1 от 25.08.2015 г) Составили
ассистент кафедры Губарева Г.Н.
ассистент кафедры Кириенко ОС.
Ставрополь, 2015

1.

Тема: Введение в неонатологию. Организация медицинского обслуживания
новорождённых детей в родильном доме.»
2.

Актуальность темы Правильная организация выхаживания и вскармливания детей в родильном доме, профилактика госпитальных инфекций, соблюдение принципов этапности обслуживания новорождённых, знание пограничных состояний периода новорождённости способствуют оптимизации процессов постнатальной адаптации младенцев к внеутробной жизни, снижению неонатальной заболеваемости и смертности, повышению качества жизни детей.
3.

Учебные и воспитательные цели.
3.1. Общая цель занятия – овладение врачебными навыками организации медицинского обслуживания новорождённых в родильном доме, изучить особенности написания истории болезни.
3.2. Частные цели занятия - в результате практического занятия студент должен
ЗНАТЬ:

периоды внутриутробного развития новорождённого показатели и структуру перинатальной, ранней неонатальной, неонатальной и младенческой летальности организационную структуру органов и учреждений перинатальной службы РФ переходные состояния периода новорождённости порядок проведения неонатального скрининга основные санитарно-эпидемиологические правила, действующие в роддоме схему написания истории болезни в неонатологии, правила ведения медицинской карты стационарного больного
УМЕТЬ:

собрать анамнез и определить состояние новорождённого, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение характеристик пульса, частоты дыхания и т.п.), составить план обследования больного, направить пациентов на лабораторно- инструментальное обследование, консультацию к специалистам оценить критерии живорождённости и жизнеспособности оценить состояние при рождении по шкале Апгар решить вопрос о возможности прикладывания новорождённого к груди провести первичный туалет новорождённого провести профилактику гонобленореи провести антропометрию новорождённого оценить морфо-функциональную зрелость новорождённого по шкалам
Дубовица, Баллард решить вопрос о проведении вакцинации против гепатита В, БЦЖ решить вопрос о проведении неонатального скрининга провести диагностику пограничных состояний, назначить мероприятия по их профилактике и коррекции решить вопрос о выписке или переводе новорождённого
ВЛАДЕТЬ:

методами обследования здоровых и больных новорождённых; методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в лечебно- профилактических учреждениях системы здравоохранения приемное отделение и стационар неонатального профиля оценками состояния здоровья новорождённых; интерпретацией результатов лабораторных, иммунологических, инструментальных методов диагностики у новорождённых; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующих, осложнений) больным новорожденным
алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи новорожденным алгоритмом выполнения адекватных диагностических и лечебных мероприятий при оказании педиатрической помощи больным на госпитальном этапе алгоритмом выполнения профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний новорождённых.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
о перечне основных стигм, центильных таблицах.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8). готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико- биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); готовность к ведению медицинской документации (ОПК-6); готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач (ОПК-8); готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5); способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-6); готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни (ПК-16); участию в проведении научных исследований (ПК-21).
4.

Схема интегративных связей:
Анатомия: «АФО органов и систем органов у детей».
Нормальная физиология Особенности функционирования детского организма. Патологическая физиология Типовые нарушения основных видов обмена у детей. Пропедевтика детских болезней Непосредственное обследование ребенка.
5.

Рекомендуемая литература:
Обязательная:

Шабалов, Н.П. Детские болезни Текст учеб. для вузов в х томах / Н.П.
Шабалов. – е изд, перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2012 г. Педиатрия. Национальное руководство в 2 томах – М ГЭОТАР-Медиа, 2009, том
1−1024 с, том 2 – 1023 с.
Дополнительная:

Неонатология: национальное руководство / под ред. Н.Н. Володина. – Мс.

Неонатология. Ч. 3.: учебное пособие / ВО. Быков, ЭВ. Водовозова, С.А. Душко,
Г.Н. Губарева, И.Г. Кузнецова, Е.В. Кулакова, Л.Н. Леденева, ЭВ. Миронова, ТА. Попова, И.А. Стременкова, Е.В. Щетинин. – Ставрополь Изд-во СтГМА, 2011 –
214 с табл, рис. Детские болезни учебное пособие с комп. - диском / под ред. А.А. Баранова. е изд. – Мс. Классификация основных заболеваний и синдромов у детей / Быков ВО, Душко
С.А., Филимонов Ю.А., Ткачева Н.В., Водовозова ЭВ, Губарева Г.Н., Кузнецова
И.Г., Леденева Л.Н., Миронова ЭВ, Попова ТА, Унтевский И.И. – е изд,
Ставрополь, 2008. Справочник педиатра учебное пособие / под ред. ВО. Быкова, АС. Калмыковой. – е изд, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 573 с. Руководство по практическим умениям педиатра Текст учеб. пособие для вузов / под ред. ВО. Быкова – изд. е, стереотип. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 574 с табл, рис. Схема клинического обследования и особенности написания истории болезни истории развития) ребенка методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетаов / Быков ВО, Филимонов Ю.А.,
Ткачева Н.В., Доронин В.Ф., Чередниченко Т.Т. -Ставрополь 2009 Пропедевтика детских болезний: учебник \ Под ред АС. Калмыковой. - М
ГЕОТАР-Медиа, 2010. - с.
Электронные образовательные ресурсы

Лабораторные и функциональные исследования в практике педиатра / Р.Р.
Кильдиярова. 2012 г. ГА.
Самсыгина. Педиатрия. Избранные лекции,
2009 Детские болезни
/ под ред. Р. Р.
Кильдияровой.
2014 г. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429488.html
6.

Вопросы для самоконтроля:

Укажите особенности написания истории болезни в неонатологии. Периоды внутриутробного развития плода. Показатели перинатальной, ранней неонатальной, неонатальной смертности. Пограничные состояния периода новорождённости: патогенез, клиника, профилактика и коррекция. Организация работы родильного дома, родильного блока, отделения новорождённых, палат совместного пребывания материи ребёнка. Организация вскармливания новорождённых в родильном доме. Сроки проведения, показания и противопоказания к вакцинации новорождённых.
7.

Аннотация прилагается и входит в структуру методической разработки (приложение
1).
8.

Контроль результатов усвоения темы с использованием типовых тестовых заданий приложение 2), ситуационных задач по теме занятия (приложение 3).

Приложение 1.
АННОТАЦИЯ.
Введение в неонатологию
Неонатология – раздел медицинской науки, изучающий физиологию и патологию детей первого месяца жизни. Неонатология – наука о выхаживании новорожденных, включающая разработку оптимальных методов диагностики и лечения болезней у детей первых четырех недель жизни, реабилитацию больных новорожденных, создание в неонатальном периоде условий, необходимых для формирования состояния здоровья во всей последующей жизни. Именно в перинатальном периоде (период с 28 недель внутриутробной жизни человека по е сутки жизни после рождения) высокоэффективна первичная и вторичная профилактика многих хронических заболеваний человека.
Терминология, показатели заболеваемости и смертности новорожденных
В неонатологии в настоящее время утвердились следующие основные термины и понятия, характерные для данного периода жизни.
Гестационный возраст — (возраст плода в матке) высчитывают от первого дня последней менструации и выражают в полных днях или полных неделях. При отсутствии данных о последней менструации оценку гестационного срока проводят по первому шевелению плода, и данным объективного наблюдения за беременной и ультразвукового обследования плода.
Масса тела при рождении – исследуется в течение первого часа жизни (те. до того, как после рождения произойдет потеря массы. Измерение длины новорожденного плода) производится при вытянутом его положении на горизонтальном ростомере. Независимо от гестационного возраста на основании результата первого взвешивания выделяют следующие категории детей
1)
ребенок с низкой массой тела при рождении - ребенок любого возраста гестации, имеющий при рождении массу тела менее 2500 гребенок сочень низкой массой тела при рождении
- ребенок любого возраста гестации, имеющий при рождении массу тела менее 1500 гребенок с экстремально низкой массой тела при рождении - ребенок любого возраста гестации, имеющий массу тела при рождении менее 1000 г.
Доношенным считается ребенок, родившийся при сроке беременности 37-42 недели. Большинство доношенных имеют массу тела от 2500 доги длину тела от 46 до 52 см.
Недоношенным считается ребенок, родившийся до окончания й недели беременности. Массу тела менее 2500 г и длину тела менее 45 см имеют 70-80 % недоношенных детей массу и рост, характерные для доношенных новорожденных – 20-
30%. Недоношенные дети характеризуются морфофункциональной незрелостью. Морфологические признаки недоношенности - непропорциональное телосложение, голова относительно больших размеров с преобладанием мозговой части, открытые швы черепа, малый и боковой роднички, низкое расположение пупочного кольца, слабое развитие подкожно-жировой клетчатки, обильное лануго, низкий рост волос на лбу, недоразвитие ногтей мягкие ушные раковины, сгибающиеся пополам у мальчиков отмечается недоопущение яичек, у девочек - зияние половой щели недоразвитие грудных желез и отсутствие их физиологического нагрубания.
Переношенным считается ребенок, родившийся при сроке беременности 42 недели и более. Масса и длина тела у переношенного ребенка могут значительно превышать показатели доношенных детей, однако в ряде случаев он может иметь относительно низкие антропометрические показатели, что связано с плацентарной недостаточностью. Морфологические признаки переношенности - сухость, шелушение, мацерация кожи, прокрашивание меконием пуповины, оболочек последа, в ряде случаев наличие ядер окостенения проксимального эпифиза большеберцовой и плечевой кости.
Живорождение - полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма
матери при любой продолжительности беременности и наличии любого из четырех признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульсации пуповины, произвольных
движений мускулатуры) независимо оттого, перерезана ли пуповина и отделилась ли плацента.
Мертворождением называют смерть продукта зачатия до его полного изгнания или извлечения из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности при отсутствии дыхания и любых других признаков жизни у плода.
Периоды внутриутробного развития плода и неонатальные периоды
Перинатальный период - период, начинается с й недели беременности, включает период родов и заканчивается через 7 суток жизни новорожденного. Заболевания, возникающие в перинатальном периоде, нередко обозначают термином перинатальная патология. Клинические проявления перинатальных заболеваний могут сохраняться в течение нескольких месяцев. Особенность перинатальных заболеваний состоит в том, что они являются следствием воздействия на плод патогенных факторов, тесно связанных с экстрагенитальной и акушерской патологией матери. Перинатальный период в свою очередь может быть условно разделен наследующие периоды
1. Антенатальный период - начинается с момента образования зиготы и заканчивается началом родов.
2. Интранатальный период - сначала родовой деятельности до рождения ребенка. Интранатальный период, имеет чрезвычайно важное значение для здоровья плода и новорожденного, так как осложнения в процессе родов приводят к неблагоприятным последствиям в виде тяжелой асфиксии плода иродовой травмы.
3. Неонатальный период - начинается от момента рождения и заканчивается через
28 суток после рождения. Выделяют ранний неонатальный период - от момента рождения до конца первой недели жизни - 6 суток 23 ч 59 мини поздний
неонатальный период - от 7 суток до 27 суток 23 ч 59 мин. В раннем неонатальном периоде на организм ребенка могут продолжать оказывать неблагоприятное влияние некоторые антенатальные факторы (биохимические последствия хронической внутриутробной гипоксии плода, цитопатогенное действие антител матери при иммунном конфликте, инфекционный процесс, связанный с врожденной инфекцией, а также воздействовать факторы, специфичные для неонатального периода (дефицит сурфактанта, дыхательная недостаточность, госпитальная инфекция и др. В зависимости от сроков возникновения внутриутробной патологии различают следующие ее варианты
Гаметопатии – патологические изменения в половых клетках, произошедшие до оплодотворения и приводящие к спонтанному прерыванию беременности, врожденным порокам развития, наследственным заболеваниям.
Бластопатии - повреждение зиготы впервые две недели после оплодотворения, вызывающие гибель зародыша, внематочную беременность, пороки развития с нарушением формирования оси зародыша (симметричные, асимметричные и не полностью разделившиеся близнецы, аплазия почек и др.
Эмбриопатии - повреждения зародыша от момента прикрепления его к стенке матки е сутки после оплодотворения) до формирования плаценты (е сутки внутриутробной жизни, проявляющиеся пороками развития отдельных органов и систем, тератомами (эмбриоцитомами), прерыванием беременности.
Фетопатии - заболевания плода, возникающие с х суток (й недели) внутриутробной жизни до начала родов. Отдельно, как часть антенатального периода, выделяют ранний фетальный (е сутки) и поздний фетальный (с й
недели беременности до начала родовой деятельности) периоды. Проявлениями фетопатии в раннем фетальном периоде являются врожденные пороки развития вследствие персистирования эмбриональных структур (урахуса, кишечного свища, открытого артериального протока или овального окна, эмбриональных щелей (расщелины губы, неба, позвоночника, уретры, а также развитие симметричной формы задержки внутриутробного развития вследствие гипоплазии органов и тканей. Различные неблагоприятные воздействия на плод в позднем фетальном периоде приводят к нарушению процессов морфофункционального созревания плода. Хроническая маточно-плацентарная недостаточность обусловливает асимметричную форму задержки внутриутробного развития плода иммунные и инфекционные факторы вызывают острые врожденные заболевания (гемолитическая болезнь плода, гепатиты, пневмонии, миокардиты, энцефалиты и др.
Статистические показатели.
Перинатальная смертность - (число мертворожденных (дети, родившиеся мертвыми при сроке беременности более 28 недель) + число умерших в первую неделю жизни (6 дней,
23 часа 59 минут) / общее число детей, родившихся живыми и мертвыми) х 1000.
Младенческая смертность – число детей, умерших в возрасте до 1 года из 1000 живорожденных.
Неонатальная смертность (число детей, умерших впервые дней жизни (27 дней
23 ч 59 мин) / число детей, родившихся живыми) х 1000.
Ранняя неонатальной смертность – (число детей, умерших впервые полные 7 суток жизни (168 часов) / число детей, родившихся живыми) х 1000.
Поздняя неонатальная смертность – (число детей, умерших на й недели жизни
(168 ч – 27 дней 23 ч 59 мин) / число детей, родившихся живыми) х 1000.
Зрелость плода - готовность органов и систем плода к внеутробной жизни при рациональной организации питания и окружающей среды. Зрелость новорожденного определяется по морфологическими функциональным признакам.
Морфофункциональная незрелость может быть обусловлена анатомическим недоразвитием органных структур вследствие неблагоприятного влияния факторов внешней среды на организм женщины и плода вовремя беременности. Постнатальная оценка степени морфофункциональной зрелости/незрелости плода проводится на основании ряда оценочных таблиц Петрусса, Дубовича, Балларда и др.
Табл. 2.4. Оценка гестационного возраста ребенка по совокупности
морфологических критериев (Боллард Дж. и соавт., 1991)
Признак
Баллы
М
ак
с
и
-
маль
-
н
ая
оц
ен
к
а
–1
0
1
2
3
4
5
Кожа Липкая, рыхлая, прозрачная Прозрачная, красная, пропитанная Тонкая, розовая, выражена венозная сеть С поверхностной "шелухой " или сыпью, слабовыраженная венозная сеть Трескающаяся, венозная сеть почти не выражена
Пергаментопо добная, трескающаяся, венозная сеть не выражена Грубая, трескающаяся, морщинистая
Лануго нет Отсутствует Обильное Редеет Голые участки Большей частью отсутствует

Подошве
нные
складки Пятка- палец
40-50 мм –1
< 40 мм: –2
> 50 мм Складок нет Слабовыраженные, красные Лишь на передней трети подошвы На передних двух третях подошвы Многочисленные на всей подошве
Грудная
железа незаметна Едва заметна Плоская ареола без соска Зернистая ареола, сосок 1 –
2 мм Выступающая ареола, сосок 3 –
4 мм Полностью сформированная ареола, сосок 5–10 мм
Глаз/уш-
ная
раковина Веки сомкнуты Неплотно Плотно
–2 Плоская, неэласти чная Начинает изгибаться, незначительная эластичность Частично изогнута, хорошая эластичность Полностью изогнута, довольно плотная, очень хорошая эластичность С сильным хрящом, ухо плотное
Генитал
ии
♂ Мошонка плоская, гладкая Мошонка пустая, нет морщин Яичко опускается, борозды на мошонке слабо выражены Яичко опущено, борозды хорошо выражены Яички подвешены, глубокая складчатость мошонки
Генитал
ии ♀ Клитор выступает, половые губы ровные Клитор и малые губы выступают Большие и малые губы выступают одинаково Большие губы выступают больше Клитор и малые губы полностью прикрыты
Общая оценка морфологической зрелости

Табл.2.5. Оценка нейромышечной зрелости новорожденного (Боллард Дж. и соавт., 1991)
Поза младенца. Наблюдения проводят, когда ребенок находится в состоянии покоя и лежит на спине.
Квадратное окно (запястье. Врач сгибает кисть новорожденного по направлению к предплечью, зажав ее между своими большими указательным пальцами. Следует добиться максимального сгибания, после чего измерить угол между внутренней поверхностью предплечья и возвышением большого пальца, не вращать запястье.
Ответная реакция руки. Врач у ребенка, лежащего на спине, сгибает руки в локтевом суставе ив таком положении фиксирует их 5 секунд, после чего опускает руки ребенка.
Подколенный угол. У ребенка, лежащего на спине, таз которого прижат к поверхности стола, врач с помощью указательного пальца левой руки держит бедро в колено-грудном положении, при этом большой палец врача поддерживает колени новорожденного. Затем колено новорожденного разгибается путем легкого надавливания указательным пальцем правой руки врача на заднюю поверхность голеностопного сустава новорожденного, после чего проводится измерение подколенного угла.
Симптом шарфа. Врач, взяв за кисть руки новорожденного, лежащего на спине, пытается завести кисть его как можно дальше за шею над противоположным плечом. Оценка 0 баллов локоть достигает противоположной подмышечной линии 1 балл – локоть находится между средней линией тела и противоположной подмышечной линией
2 балла – локоть все жене доходит до средней линии тела 3 балла – локоть достигает средней линии 4 балла – локоть не доходит до средней линии тела.
Табл.2.6. Гестационный возраст в зависимости от суммарной оценки
морфологической и нейромышечной зрелости
Очки
Гестационный возраст, нед
Очки
Гестационный возраст, нед
–10 20 25 34
–5 22 30 36 0
24 35 38 5
26 40 40 10 28 45 42 15 30 50 44 20 32










Организация медицинского обслуживания новорожденных в родильном доме
В зависимости от уровня материально-технического оснащения, штатного расписания и подготовленности медицинских кадров все родовспомогательные учреждения и педиатрические стационары по уровню оказываемой неонатальной помощи могут быть разделены натри группы. Учреждения первого функционального уровня, в задачу которых входит профилактика, прогнозирование и распознавание угрожающих новорожденному ребенку состояний оказание комплекса первичной и реанимационной помощи в момент рождения или при остром возникновении неотложных состояний в периоде новорожденности проведение в течение нескольких часов (или нескольких суток) интенсивной (посиндромной) терапии поддерживающая терапия и выхаживание недоношенных детей со стабильными функциями дыхания и кровообращения до их планового перевода на второй этап выхаживания. К учреждениям первого уровня относятся большинство физиологических и часть специализированных родильных домов и акушерских отделений, а также палаты новорожденных при небольших педиатрических стационарах. Учреждения второго функционального уровня, в задачу которых помимо перечисленных выше входит проведение этиотропной, патогенетической и интенсивной терапии новорожденных (нетребующей длительной ИВЛ) при любой патологии, за исключением заболеваний, требующих экстренного хирургического вмешательства. К учреждениям второго уровня относятся специализированные родильные дома, располагающие отделением реанимации новорожденных, а также стационары для новорожденных при детских больницах, имеющие в своем составе палаты (блоки) реанимации и интенсивной терапии. Учреждения третьего функционального уровня, в задачу которых входит оказание всех видов медицинской помощи новорожденным независимо от характера патологии и массы тела детей при рождении. Хирургическая помощь оказывается новорожденным на базе перинатального центра или детской больницы в зависимости от условий в регионе. К учреждениям третьего уровня могут относиться перинатальные центры, располагающие помимо службы пренатальной диагностики отделениями реанимации новорожденных и выхаживания недоношенных детей, а также неонатальные центры при крупных (многопрофильных) детских больницах. Организация медицинского обслуживания новорожденных в родильном доме основывается на соответствующих приказах и инструкциях Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Приказ
Минсоцразвития России № нот октября г Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи. Согласно приказу Минсоцразвития РФ № н в зависимости от коечной мощности, оснащения, кадрового обеспечения учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в период родов ив послеродовом периоде, разделяются натри группы по возможности оказания медицинской помощи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал