Методическая разработка «Использование метода проектов при ознакомлении старших дошкольников с лекарственными растениями»



Скачать 191.67 Kb.
Дата28.04.2016
Размер191.67 Kb.
Просмотров45
Скачиваний0
Размер191.67 Kb.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 106»

города Череповца

Методическая разработка

«Использование метода проектов при ознакомлении старших дошкольников с лекарственными растениями»

Архипова Елена Александровна,

воспитатель

Череповец, 2013 г.



Введение

Актуальность:

В настоящее время проблемы экологии актуальны во всём мире, в том числе и в России. В связи с этим, множество дошкольных образовательных учреждений решают задачи экологического воспитания. Проблема экологического воспитания дошкольников особо актуальна для нашего образовательного учреждения, так как в нём реализуется приоритетное направление «Экологическое воспитание дошкольников», в процессе которого осуществляется работа по ознакомлению дошкольников с растительным миром природы, в частности, с миром лекарственных растений. Данной проблеме уделяли внимание такие педагоги, как С.Н.Николаева, Н.Н.Кондратьева, Н.А.Рыжова, Н.Ф.Виноградова, В.Г.Фокина и другие. Но, как показал анализ психолого-педагогической и методической литературы, данной проблеме уделяется недостаточно внимания, нет чётко отработанной системы по изучению лекарственных растений в условиях дошкольных образовательных учреждений. По мнению многих современных педагогов изучение объектов природы, в частности лекарственных растений, осуществляется наиболее эффективно в процессе проектно-исследовательской деятельности, стимулирующей интерес детей к проблемам природы, овладению определённой системой знаний и применению их на практике.



Цель работы: поиск наиболее эффективных методов работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов; разработка системы работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов в дошкольном образовательном учреждении с опорой на программу «Развитие», программу по экологическому воспитанию «Юный эколог» С.Н.Николаевой.

Гипотеза: работу по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста вести планомерно и в системе, с учётом возрастных особенностей и степени усложнённости; включать детей в активный поиск через реализацию метода проектов.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

  2. Определить начальный уровень экологической культуры, знаний о лекарственных растениях детей старшего дошкольного возраста;

  3. Разработать систему работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов с опорой на программу «Юный эколог» С.Н.Николаевой, реализуемую в дошкольном образовательном учреждении;

  4. Создать необходимые условия для развития представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов.

Объект: учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет: экологические знания о лекарственных растениях.

Практическая значимость: возможность использования апробированного материала на практике воспитателями других дошкольных образовательных учреждений.

Методы:

  1. Анализ литературы по проблеме исследования.

  2. Констатирующий эксперимент с целью выявления начального уровня экологической культуры, знаний о лекарственных растениях.

  3. Формирующий эксперимент с целью применения разработанной системы работы по развитию представлений о лекарственных растениях через реализацию метода проектов и выявления уровня сформированных знаний.

Новизна: разработка системы работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов.

Система работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов.

Цели и задачи в работе с детьми:

1. Выявить начальный уровень экологической культуры, знаний о лекарственных растениях.

2. Развивать представления о лекарственных растениях через метод экологического проекта.

3. Выявить уровень сформированности экологических знаний после приме-

нения системы работы.

Цели и задачи в работе с родителями:

1.Привлечь внимание родителей к важности вопроса по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста.

2. Развивать интерес к миру лекарственных растений через метод экологичес-

кого проекта.

3. Повышать уровень экологической культуры родителей через беседы, консультации, родительские собрания, приобщение к созданию предметно-

развивающей среды по теме экологического проекта и т.д.

4. Приобщать к совместной работе с педагогами.

Цели и задачи в работе с педагогами:

1.Заинтересовать педагогов существующей проблемой в дошкольной педагогике через выступление на педагогическом совете.

2. Расширять представления о лекарственных растениях.

3.Познакомить с системой работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов.

4.Познакомить педагогов с новинками методической литературы по проблеме исследования.

Создание условий для реализации поставленных задач.

Для реализации задач, поставленных в работе с детьми, были созданы

следующие условия:

1. Создание уголка лекарственных растений.

Уголок лекарственных растений – это специально отведённое место в групповой комнате, имеющее общий свободный доступ, в котором находятся:

- альбомы с рисунками лекарственных растений,

- альбомы с фотографиями лекарственных растений,

- гербарии лекарственных растений,

- лекарственные сборы,

- «нюхательные» мешочки,

- дидактические игры по теме: «Лекарственные растения»,

- книга сказок, рассказов, стихов и загадок о лекарственных растениях,

- оборудование для опытов и экспериментов

и многое другое.

2. Разработка перспективного плана реализации проекта «Лекарственные растения», включающего в себя специально разработанные занятия, беседы, экскурсии, опыты и т.д.

3. Создание картотеки игр по теме «Лекарственные растения».

Для реализации задач, поставленных в работе с родителями, были созданы следующие условия:

1. Оформление стендов с наглядной информацией по проблеме.

2.Проведение консультаций, индивидуальных бесед, родительских собраний.

3.Организация родительской творческой мастерской по созданию предметно-развивающей среды в группе.

Для реализации задач, поставленных в работе с педагогами, были созданы следующие условия:

1. Организация и проведение консультаций по теме: «Организация работы по

развитию представлений о лекарственных растениях у старших дошкольников через реализацию метода проектов».

2.Обобщение опыта по теме: «Развитие представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов».

3. Создание картотеки игр, создание информационных уголков для педагогов в методическом кабинете.

Основные направления работы по развитию представлений

о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного

возраста через реализацию метода проектов.


Создание

условий


Работа

с детьми


Работа

с родителями


Работа

с педагогами

Одним из направлений работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов является создание условий. (См. п. 2.2.)



Работа с детьми по развитию представлений о лекарственных растениях через реализацию метода проектов состояла из 4 этапов:

1. Выявление уровня экологической воспитанности через использование методики С.Н.Николаевой «Добровольные помощники».

2. Выявление начального уровня сформированности знаний о лекарственных растениях через использование разработанного нами опросника.

3. Применение системы работы по развитию представлений о лекарственных растениях через реализацию метода проектов.

4. Выявление уровня сформированности экологической воспитанности, знаний о лекарственных растениях после применения системы работы.

На первом этапе мы применили методику С.Н.Николаевой «Добровольные помощники», с целью выявления уровня экологической воспитанности детей. Были получены следующие результаты: 50 % детей группы имеет высокий уровень отношения к природе - это дети, проявляющие заинтересованность в уборке уголка природы, принимающие активное участие в этой работе, эмоционально реагирующие на природные объекты; 35 % детей группы имеет средний уровень отношения к природе - это дети, проявляющие заинтересованность в уборке уголка природы, но не принимающие активного участия в этой работе; 15 % детей группы имеет низкий уровень отношения к природе - это дети, не проявляющие заинтересованности в уборке уголка природы, равнодушные к этой работе.

На втором этапе, для выявления у детей уровня знаний о лекарственных растениях, был разработан опросник. По данным опроса детей старшей группы было выявлено следующее:

у 40 % детей знания о лекарственных растениях не сформированы;

у 60% детей знания о лекарственных растениях недостаточно сформированы, требуют помощи воспитателя;

дети с полностью сформированными знаниями о лекарственных растениях отсутствуют.

Проанализировав диагностические результаты, пришли к выводу, что у детей недостаточно сформированы знания о лекарственных растениях, а также наблюдается недостаточный уровень сформированности экологической культуры.

По нашему мнению причинами этого является:

- недостаточная разработанность этого направления в программе "Развитие",

- отсутствие системы работы воспитателей по данному направлению,

- недостаточная организация предметно-развивающей среды по данному направлению.

- недостаточность внимания родителей данному направлению.



Третий этап заключался в разработке и применении системы работы по развитию представлений о лекарственных растениях у старших дошкольников через реализацию метода проектов.

Перспективный план реализации экологического проекта "Лекарственные

растения" был разработан на 9 месяцев: с сентября 2011 года по май 2012 года. (См. приложение №1)

Он включает в себя три этапа:

1 этап - Подготовительный (сентябрь 2011 года), в ходе которого происходил сбор необходимой информации о лекарственных растениях, подбор художественной литературы по теме проекта, приобретение необходимого оборудования, а также родительское собрание "Участвуем в проекте «Лекарственные растения».

2 этап - Деятельностный (октябрь 2011 года - март 2012 года).

На протяжении деятельностного этапа происходила основная работа по ознакомлению детей с лекарственными растениями.

3 этап - Заключительный (апрель - май 2012 года ) - подведение итогов работы.

Деятельностный и заключительный этапы включают в себя четыре блока организации детской деятельности:

- специально разработанные занятия;

- совместная деятельность воспитателя и детей;

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность родителей и детей.

Первый блок - занятия экологической тематики, которые проводились в рамках экологического кружка в вечернее время. Последовательность занятий была следующей: на первых занятиях дети знакомились с разнообразием лекарственных растений, местах их произрастания, правилах сбора, сушки, приготовления целебных отваров и настоев (октябрь-ноябрь). Далее у детей формировались знания о группах лекарственных растений в соответствии с их целебными свойствами (декабрь-март). На заключительных этапах проводились, обобщающие знания, занятия, а также занятие по высадке рассады лекарственных растений в клумбу (апрель-май).

В своё планирование мы включили занятия, во время которых изученные лекарственные растения использовались в других видах деятельности, таких как аппликация, ручной труд, лепка.

Кроме вышеперечисленных, в планирование мы включили занятия, направленные на формирование представлений о безопасном, осторожном использовании лекарственных растений людьми. Мы считаем необходимым сформировать у детей знания о соблюдении правил использования лекарственных растений: применения детьми лекарственных сборов только с согласия взрослых и в строго ограниченных количествах.

Второй блок - совместная деятельность воспитателя и детей.

Во время этой деятельности шло закрепление знаний, полученных на занятиях. Наиболее эффективными явились следующие формы и методы: экскурсии по экологической тропе, в парки, в аптеку; беседы о конкретных видах лекарственных растений, наблюдения, экспериментальная деятельность, трудовая деятельность, чтение художественной литературы, а также дидактические, сюжетно-ролевые игры, разработанные нами, с целью закрепления знаний детей о лекарственных растениях.

Огромное значение имело использование нами проблемных вопросов,

Третий блок – самостоятельная деятельность детей.

Роль воспитателя в организации данной деятельности заключается в создании условий для возникновения этой деятельности. С этой целью дети привлекались к работе в уголке лекарственных растений, уходу за рассадой лекарственных растений. Дети самостоятельно рассматривали наглядные пособия, альбомы, гербарии, открытки, фотографии, играли в дидактические игры, практически, под руководством воспитателя использовали оборудование для опытов и экспериментов.



Четвёртый блок - совместная деятельность родителей и детей, в которой предусматривалась:

1. Работа творческой мастерской.

2. Организация разнообразных конкурсов (конкурс рисунков лекарственных растений, в результате которого был оформлен «Альбом рисунков лекарственных растений», конкурс «Мамины рецепты», литературный конкурс на лучшую сказку, рассказ, стихотворение и загадку о лекарственных растениях, конкурс на лучший макет будущей клумбы лекарственных растений).

3. Оформление гербария лекарственных растений родителями совместно с детьми.

4. Изготовление «нюхательных» мешочков (мешочков, наполненных высушенными лекарственными растениями).

5. Придумывание и изготовление значков, направленных на охрану лекарственных растений.

6. Изготовление фотоальбомов "Мы и лекарственные растения" и т.д.

На четвёртом этапе работы с детьми перед нами стояла задача выявления уровня сформированности представлений о лекарственных растениях после применения системы работы. Для этого мы вновь применили вышеописанные методики и получили следующие результаты:

1) По методике «Добровольные помощники», разработанной С.Н.Николаевой, в конце учебного года: 70% детей группы имели высокий уровень отношения к природе – это дети, проявляющие заинтересованность в уборке уголка природы, принимающие активное участие в этой работе, эмоционально реагирующие на природные объекты; 30% детей группы имели средний уровень отношения к природе – это дети, проявляющие заинтересованность в уборке уголка природы, но не принимающие активного участия в этой работе; дети с низким уровнем отношения к природе отсутствовали (это дети, не проявляющие заинтересованности в уборке уголка природы, равнодушные к этой работе).

2) По опроснику: 35% детей группы имеет высокий уровень знаний – это дети, у которых знания о лекарственных растениях полностью сформированы; 65% детей группы имеет средний уровень знаний – это дети, у которых знания о лекарственных растениях недостаточно сформированы, требуют помощи воспитателя; дети с низким уровнем знаний отсутствуют – это дети с несформированными знаниями о лекарственных растениях.

Следующим направлением работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста является, по нашему мнению, работа с родителями. Данная работа велась на протяжении всего года. Родители являлись активными участниками экологического проекта, участвуя в совместной с детьми работе. Кроме этого, мы привлекали родителей к помощи в организации предметно-развивающей среды в группе.

Кроме всего вышеперечисленного, работа с родителями включала в себя:

- беседы, консультации на темы "Значение проектной деятельности в образовании дошкольников", "Ознакомление детей с лекарственными растениями на основе проектного метода" и др.;

- экологическая викторина "Знатоки лекарственных растений" с участием родителей (в конце года);

- работа творческой мастерской на протяжении всего проекта.

- оформление наглядной информации по развитию у детей представлений о лекарственных растениях через метод проектов.

В результате данной работы заинтересованность родителей данным направлением повысилась: это подтверждается увеличением активности родителей во время бесед, консультаций, родительских собраний по темам, связанным с работой по ознакомлению детей с лекарственными растениями с помощью метода проектов.

Ещё одним направлением работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста являлась работа с педагогами. В рамках данной работы были разработаны и проведены консультации с педагогами нашего дошкольного учреждения, знакомящие с организацией работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов: подготовлены и проведены выступления на педагогических советах дошкольного учреждения, знакомящие педагогов с нашим опытом работы.

Таким образом, решение проблемы развития представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов будет проходить в полной мере и более результативно только при условии системного использования всех направлений.
Формы и методы работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов.

Формы и методы работы с детьми:

п/п

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

1

2

3



4

5

6



7

8


Занятия

Беседы


Экскурсии

Опыты


Экспериментирования

Наблюдения

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры



Рассматривание гербариев, альбомов с рисунками, фотографиями, иллюстрациями с изображением лекарственных растений;

Дидактические, сюжетно-ролевые игры;





Формы и методы работы с родителями:

п/п

Формы и методы работы с родителями

1

2

3



4

5

6



Родительские собрания

Консультации

Индивидуальные беседы

Оформление наглядной информации

Конкурсы

Работа «творческой мастерской»



Формы и методы работы с педагогами:

п/п

Формы и методы работы с педагогами

1

2

3



Консультации

Выступления «Из опыта работы»

Обобщение опыта



Результаты работы по развитию представлений о лекарственных растениях через реализацию метода проектов.
В мае 2012 года мы подошли к завершению работы. В результате проведения диагностических методик после применения системы работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов, мы выявили следующее:

Результаты методики «Добровольные помощники», разработанной С.Н.Николаевой изменились:

- количество детей группы, имеющих высокий уровень отношения к природе увеличилось на 20% (от 50% в начале года до 70% в конце года);

- количество детей группы, имеющих средний уровень отношения к природе уменьшилось на 5% (от 35% в начале года до 30% в конце года);

-детей с низким уровнем отношения к природе не оказалось, то есть их количество уменьшилось на 15% (от 15% в начале года до 0% в конце года).

Результаты опросника, разработанного нами с целью выявления знаний о лекарственных растениях, также изменились:

-количество детей группы, имеющих высокий уровень знаний о лекарственных растениях увеличилось на 35% (от 0% в начале года до 35% в конце года);

-количество детей группы, имеющих средний уровень знаний о лекарственных растениях увеличилось на 5% (от 60% в начале года до 65% в конце года);

-детей с низким уровнем сформированности знаний о лекарственных растениях не было выявлено, то есть их количество уменьшилось на 40% (от 40% в начале года до 0% в конце года).

Таким образом, на основании результатов вновь проведённых диагностических методик, мы считаем, что создание педагогических условий, а именно: разработка и применение системы работы по развитию представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов; организация предметно-развивающей среды, способствуют процессу развития представлений о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста через реализацию метода проектов.

Перспективы на будущее: В дальнейшем планируется продолжать начатую в старшей группе работу, но с учётом реализации регионального компонента, а именно: развитие представлений о лекарственных растениях Вологодской области через метод проектов. Знакомство с лекарственными растениями Вологодчины мы уже начали в старшей группе, и планируем продолжить его с помощью метода проектов в подготовительной к школе группе, в 2012-2013 учебном году. В этой работе мы будем учитывать результаты по данному направлению, полученные в старшей группе, планировать индивидуальную работу с детьми, а также стремиться к улучшению результатов.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что проведённая нами работа дала положительные результаты. Использование метода проектов в экологическом образовании дошкольников, в частности, в работе по развитию представлений о лекарственных растениях гарантирует повышение уровня экологической культуры и знаний о лекарственных растениях у детей старшего дошкольного возраста.










Список литературы

1. Виноградова Н.Ф. Умственное развитие детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1978.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Зверев И.Д. С любовью к природе. – М., 1978.

4. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983.

5. Касаткина Е.И. Экскурсии в природу. – Вологда, 1999.

6. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.

7. Метод проектов // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993.с.567.

8. Мир природы и ребёнок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для пед. училищ./ Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М.Маневцова, Е.Ф.Терентьева; под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.

9. Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. – Минск, 2001.

10.. «Мы». Программа экологического образования детей/ Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: «Детство-пресс», 2001.

11. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2002.

12. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М., 1998.

13. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. Пособие. М., 2001.

14.Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996.

15. Природа и дети: Методическое пособие / Авторы-сост. В.А.Магомедова, О.Н.Разбегина, Е.И.Касаткина, И.А.Королёва, О.Л.Лебедева; Под общей ред. Е.И.Касаткиной. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.

16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М., 2003.

17. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

18. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учеб. Пособие / Под ред. В.А.Сластенина. М., 2000.

19. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М., 1999.



20. Типкина В. Ребёнок и природа. Радость общения с природой // Дошкольное воспитание. – 1993. - №7.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал