Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»



Скачать 103.83 Kb.
страница1/4
Дата28.04.2016
Размер103.83 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4

Министерство здравоохранения Ставропольского края

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ставропольского края

«Ставропольский базовый медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»

По Пм Выполнение работ по должности служащего 23242

Младшая медицинская сестра по уходу за больным

МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела

По специальности

34.02.01 Сестринское дело

31.02.01 Лечебное дело

31.02.02 Акушерское дело

Разработана преподавателем ЦМК ОСД Колесникова О.И.

Ставрополь



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Внутренняя рецензия

  2. Внешняя рецензия

  3. Пояснительная записка

  4. Обоснование темы

  5. Педагогическая характеристика

  6. Требования к результатам освоения раздела профессионального модуля

  7. Структура занятия:

  • Цель занятия;

  • Оснащение занятия;

  • Хронологическая карта занятия;

  • Этапы проведения занятия;

  • Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

  • Теоретическое обоснование темы;

  • Дидактический материал;

  • Карта экспертной оценки

  1. Литература.



ВНУТРЕННЯЯ РЕЦЕНЗИЯ

Методическая разработка практического занятия по теме «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу.» разработана преподавателем ЦМК основы сестринского дела ГБОУ СПО «Ставропольский базовый медицинский колледж» Колесниковой О.И. Данный разработка предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта по программе профессионального модуля МДК 04 «Выполнение работ по должности служащего младшая медицинская сестра по уходу за больными», раздел «Теория и практика сестринского дела». Данный раздел является частью профессионального модуля основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 Сестринское дело базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными соответствующих профессиональных компетенций.

Структура и содержание методической разработки полностью соответствует целям и задачам практической подготовки студентов и формированию профессиональных и общих компетенции. Теоретическое обоснование темы включает в себя все современные представления по данному разделу. План проведения занятия и хронология соответствуют современным дидактическим требованиям. Использован многоуровневый контроль знаний, предусмотрена возможность проведения интерактивного занятия. Методическая разработка практического занятия соответствует всем требованиям к методической литературе и рекомендована для использования в учебном процессе.

Рецензор:

Преподаватель высшей категории

ЦМК основы сестринского дела Сивкова С.В. ____________________



ВНЕШНЯЯ РЕЦЕНЗИЯ

Методическая разработка практического занятия по теме «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу» разработана преподавателем ЦМК основы сестринского дела ГБОУ СПО «Ставропольский базовый медицинский колледж» Колесниковой О.И. Данная разработка предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта по программе профессионального модуля МДК 04 «Выполнение работ по должности служащего младшая медицинская сестра по уходу за больными», раздел «Теория и практика сестринского дела». Данный раздел является частью профессионального модуля основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 Сестринское дело базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными соответствующих профессиональных компетенций.

Структура и содержание методической разработки полностью соответствует целям и задачам практической подготовки студентов и формированию профессиональных и общих компетенции. Теоретическое обоснование темы включает в себя все современные представления по данному разделу. План проведения занятия и хронология соответствуют современным дидактическим требованиям. Использован многоуровневый контроль знаний, предусмотрена возможность проведения интерактивных занятий. Методическая разработка практического занятия соответствует всем требованиям к методической литературе и рекомендован для использования в учебном процессе.

Рецензор:

Старшая медсестра отделения «Дневного стационара» ГБУЗ СК «Краевой клинический кардиологический диспансер» Тарасова О.И.________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка практического занятия рассчитана на 6 учебных часов, в соответствии с учебным планом программы МДК 04 раздела «Теория и практика сестринского дела». Данный раздел включает в себя следующие части:



  • Осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

  • Осуществление сестринского процесса

Представленная разработка направлена на изучение всех этапов сестринского процесса. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и программе модульного обучения, основной целью занятия является формирование соответствующего уровня общих и профессиональных компетенций. После изучения данной темы студент должен:
иметь практический опыт:

- выявления нарушенных потребностей пациента;

- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

- планирования и осуществления сестринского ухода;

- ведения медицинской документации

уметь:

- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

- определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

- документировать этапы сестринского процесса.



знать:

- 1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки.

- 2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.

- 3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.

- 4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.

- 5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка.

Каждое занятие комплекса включает в себя теоретическое обоснование темы, презентацию, блок контрольно-обучающих заданий, карты самостоятельной работы и карты контрольной оценки по итогам занятия. Для промежуточного контроля по разделу представлен тест в двух вариантах. Также представлена рабочая тетрадь по разделу для организации аудиторной самостоятельной работы студентов и проведения самоконтроля.
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Данная методическая разработка включает в себя практическое занятие по разделу «Теория и практика сестринского дела». Данный раздел рассматривает вопросы осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. Осуществление сестринского процесса.

Формирование профессиональных и общих компетенций по вопросам общения в сестринском деле являются основой для обучения специалистов сестринского дела.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Практические занятия являются самым важным звеном в системе среднего профессионального образования медицинских работников. Они являются самыми значимыми в процессе формирования профессиональных и общих компетенций у студентов медицинского колледжа.

Предусматривается проведение занятий на базах учреждений практического здравоохранения, что позволяет максимально приблизить учебный процесс к реальным условиям. Специфика проведения практических занятий подразумевает проведение контроля исходного и итогового уровня знаний, использование информационно-компьютерных технологий, закрепление лекционного материала и большой блок самостоятельной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной). Дидактический материал представлен рабочими тетрадями и различными приемами контроля знаний на различных этапах занятия. Наглядность закрепляемого материала обеспечивают презентации по темам. Карта самостоятельной работы обеспечит четкую организацию учебного процесса на этом этапе, возможность самоконтроля и взаимоконтроля при отработке манипуляций.

Педагогам, приступающим к проведению занятий, представляется широкая возможность для использования самых различных приемов и методов личностно-ориентированного и активного обучения.



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения раздела профессионального модуля «Теория и практика сестринского дела» является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:



Код

Наименование результата обучения

ПК 4.12.

Осуществлять сестринский процесс


ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8.

Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.


«Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»

Время – 6 академических часов (270 минут)

Место проведения – кабинет доклинической практики

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Тип занятия: практическое

Место проведения: кабинет доклинической практики

Продолжительность: 270 минут

Содержание занятия:

1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки.

2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.

3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.

4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.

5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка.

Документирование этапов сестринского процесса.

Цели занятия:

Учебная:


  • Изучить определение сестринский процесс, потребности.

  • Изучить 1 этап сестринского процесса.

  • Изучить 2 этап сестринского процесса.

  • Изучить 3 этап сестринского процесса.

  • Изучить 4 этап сестринского процесса.

  • Изучить 5 этап сестринского процесса.

  • Изучить документацию к сестринскому процессу.

  • Формирование профессиональных навыков компетенций при выполнении сестринского ухода.



Воспитательная:

  • Воспитать чувство ответственности при выполнении профессиональных обязанностей


Развивающая:

  • Развить клиническое и логическое мышление

  • Развить самостоятельность

  • Развить профессиональные навыки

  • Развить письменную и устную речь

  • Развить навыки работы с документацией

  • Развить навыки общения с пациентами и их окружением

  • Развить организационные способности

  • Развить положительные личностные качества


Оснащение занятия:

Методическое обеспечение:

рабочая программа, поурочный план, методическая разработка, тесты, ситуационные задачи, дополнительная литература, слайды, лекционный материал, карта самостоятельной работы, карта экспертной оценки, учебно-методическая литература, карта экспертной оценки



План проведения занятия и расчет времени:

1.Организационный момент – 5 минут

2.Контроль уровня знаний – 20 минут

3.Изучение нового материала – 20 минут

4.Демонстрационная часть – 10 минут

5.Вводный инструктаж – 5 минут

6.Самостоятельная работа – 180 минут

7.Оформление дневников и манипуляционных тетрадей – 20 минут

8.Подведение итогов занятия, задание на дом – 5 минут

9.Заключительная часть – 5 минут



ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Цель: оптимизация учебного процесса, создание рабочего настроя и условий выполнения задач занятия. Проводится проверка готовности кабинета к работе, оценка внешнего вида студентов, приветствие, проверка посещаемости и назначение дежурных, сообщение темы и плана проведения занятия, целей занятия и его значение в учебном процессе и практической деятельности. Студенты записывают занятия и дату проведения в дневники, осмысливают план проведения занятия.



2. Контроль уровня знаний.

Цель: выявление базовых знаний по теме, определения уровня подготовки, готовности к усвоению нового материала и оценка качества знаний, выявление слабых мест в подготовке, оценка способности к логическому и клиническому мышлению, оценка письменной и устной речи. Оценивается качество самоподготовки и усвоения материала. Преподаватель оценивает уровень знаний лекционного материала и результатов самоподготовки, используя различные приемы: фронтальный опрос, терминологический диктант или тестовые задания, индивидуальный опрос.



Вопросы для фронтального опроса:

  1. Что такое сестринский процесс?

  2. Что какие этапы сестринского процесса вы знаете?

  3. Что такое потребность?

  4. Какие вмешательства вы знаете?

  5. Какие цели должна ставить перед собой медсестра?

  6. Сестринский диагноз - это?

3. Изучение нового материала.

Цель: выполнение требований образовательного стандарта, формирование профессиональной компетенции по разделу модуля, формирование профессиональных навыков по манипуляциям, закрепление теоретических знаний по теме занятия. Преподаватель обращает внимание на значение данной темы для практики, использует опорный конспект, дополнительные источники информации. Студенты знакомятся с алгоритмами, записывают основные положения и определения в дневники.



4. Самостоятельная работа.

Цель: формирование профессиональной компетентности, развитие логического и клинического мышления, выработка самостоятельности. Развитие навыков общения, педагогических способностей, навыков работы с документацией. Стимулировать мыслительную деятельность, вызвать познавательный интерес, привить профессиональные навыки, любовь к будущей профессии. Закрепить теоретические знания на практике.



5. Оформление дневников.

Цель: развить аккуратность, ответственность, умение работать с документацией, развитие письменной речи. Студенты документируют этапы занятия в дневники, отражая основные моменты самостоятельной работы, составляют краткий отчет о выполнении на проверку преподавателю.



6. Подведение итогов занятия, задание на дом.

Цель: оценить уровень знаний каждого студента, развить критику и самокритику, определить слабые места подготовки и нацелить студентов на восполнение дефицита знаний, обеспечить оптимальные условия для самоподготовки студентов, развить познавательный интерес. Преподаватель оценивает работу на всех этапах занятия, проверяет дневники, комментирует основные ошибки, отмечает отличившихся студентов, оглашает итоговые оценки и отвечает на вопросы студентов. Для объективности используются карты экспертной оценки. Сообщается тема следующего занятия, вопросы для самостоятельной подготовки, источники информации /учебные пособия, лекции и т.д



7. Заключительная часть.

Цель: развить ответственность и аккуратность, стремление к чистоте и порядку. Студенты прощаются с преподавателем, дежурные проводят проветривание и уборку рабочих мест и кабинета, сдают раздаточный материал и оборудование.





Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

Профессиональные компетенции

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Уровень усвоения компетенции

4.12 Осуществлять сестринский процесс


- Уметь выявлять нарушенные потребности пациента

- Уметь вести медицинскую документацию

- Уметь собирать информацию о состоянии здоровья пациента

- Знать способы реализации сестринского ухода;




  • Фронтальный опрос

  • Индивидуальный опрос

  • Тестовый контроль

  • Решение ситуационных задач




2


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Сестринский процесс является одним из основных понятий современной концепции сестринского дела.

Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х годов за эти шесть десятилетий полностью доказала свою эффективность. В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования и практики в 50-ти странах мира.

Сестринский процесс- это научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентом.

Цель сестринского процесса-обеспечить приемлемого качества жизни в болезни, то есть обеспечения максимального возможного для пациента в его состоянии физического, психологического и духовного комфорта.

Другими словами: цель сестринского процесса- помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой.

Сестринский процесс подразделяется на 5 этапов:


  1. Сестринское обследование.

  2. Сестринская диагностика или, постановка сестринских проблем.

  3. Планирование ухода.

  4. Реализация (выполнение) плана ухода.

  5. Оценка эффективности и коррекция ухода в случае необходимости.

Каждый этап сестринского процесса тесно взаимосвязан с остальными и служит его основной задаче - помощи пациенту в решении его проблем со здоровьем.
Первый этап сестринского процесса-обследование пациента.

Для организации и осуществления качественного ухода за пациентом сестринскому персоналу необходимо собрать информацию о нём из всех возможных источников.

Сестринский персонал получает информацию о пациенте из пяти основных источников.

1) от самого пациента;

2) родственников, знакомых, соседей по палате, случайных людей, свидетелей случившегося;

3) врачей, медицинских сестёр, членов бригады скорой помощи, санитарок;

4) из медицинской документации: карты стационарного больного, амбулаторной карты, выписки из историй болезни предшествующих госпитализаций, данных обследования и т.п.;

5) из специальной медицинской литературы: справочников по уходу, стандартов сестринских манипуляций, профессиональных журналов, учебников и т.п.


На основе собранной информации выявляют и идентифицируют проблемы, составляют план, и реализуют намеченные действия. Успех лечения во многом зависит от качества полученной информации.

Встает вопрос - почему медсестра не может воспользоваться данными врачебными осмотрами, то есть почерпнуть все необходимое ей для организаций ухода из медицинской историй болезни? Дело в том, что сестринское обследование является независимым и не может подменятся врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют различные цели.

Цель деятельности врача - поставить диагноз, выявить причины, механизм развития заболевания и т.д., а цель деятельности сестринского персонала - обеспечить качество жизни больного человека. Для этого в первую очередь необходимо определить проблемы пациента, связанные с актуальным или потенциальным состоянием его здоровья.
Информация о пациенте должна быть полной и однозначной. Сбор неполной, неоднозначной информации ведёт к некорректной оценке потребностей пациента в сестринском обслуживании, и, как следствие, к неэффективному уходу и лечению. Причинами сбора неполной и неоднозначной информации о пациенте могут быть:
• неопытность и неорганизованность сестринского персонала;
• неспособность сестринского персонала к сбору конкретной информации относительно определённой области;
• склонность медицинской сестры к поспешным выводам и т.п.

Существует два вида информации о пациенте: субъективная и объективная.


Субъективная информация - это сведения об ощущениях самого пациента относительно проблем со здоровьем. Например, жалобы на боли - субъективная информация. Пациент может сообщить о частоте боли, её характеристике, продолжительности, локализации, интенсивности. К субъективным данным относят сообщения пациента о чувстве беспокойства, физического дискомфорта, страхе, жалобы на бессонницу, плохой аппетит, недостаток общения и др.

Объективная информация - результаты проведённых измерений или наблюдений. Примерами объективной информации могут служить показатели измерения температуры тела, пульса, АД, идентификация высыпаний (сыпи) на теле и пр. Сбор объективной информации проводят в соответствии с существующими нормами и стандартами (например, по шкале Цельсия при измерении температуры тела).

Субъективные данные, полученные от пациента и его немедицинского окружения, подтверждают физиологические изменения, выраженные объективными показателями. Например, подтверждение описания боли пациентом (субъективная информация) - физиологические изменения, выраженные в повышенном кровяном давлении, тахикардии, сильном потоотделении, вынужденном положении (объективная информация).


Для полного сбора информации о прошлом и настоящем состоянии здоровья (анамнез жизни и анамнез заболевания) сестринский персонал проводит беседу с пациентом, изучает историю болезни, знакомится с данными лабораторных и инструментальных исследований.

Опрос как основной метод сбора субъективной информации о пациенте

Сестринское обследование следует, как правило, за врачебным. Первый шаг в сестринском обследовании пациента - сбор субъективной информации с помощью сестринского опроса (сбора первичной информации об объективных и/или субъективных фактах со слов опрашиваемого).
При проведении опроса необходимо применять специфические навыки общения, чтобы сфокусировать внимание пациента на состоянии его здоровья, помочь осознать те изменения, которые происходят или будут происходить в его образе жизни. Доброжелательное отношение к пациенту позволит ему справиться с такими проблемами, как недоверие к медицинскому персоналу, агрессия и возбуждение, снижение слуха, нарушение речи.

Цели проведения опроса:

• установление доверительных отношений с пациентом;

• ознакомление пациента с курсом лечения;

• выработка адекватного отношения пациента к состояниям беспокойства и тревоги;
• выяснение ожиданий пациента от системы оказания медицинской помощи;
• получение ключевой информации, требующей углубленного изучения.
При опросе не только сестринский персонал, но и пациент получает нужную ему информацию. Если контакт установлен, пациент сможет задать интересующие его вопросы. Чтобы правильно ответить на них, необходимо попытаться понять чувства пациента. Особую осторожность необходимо проявлять, когда больные просят дать совет по личному вопросу.
Во время проведения опроса следует наблюдать за пациентом. Его поведение с членами семьи, медико-санитарным окружением поможет понять, согласуются ли данные, полученные посредством наблюдения, с выявленными при опросе.

Изложению информации, полученной от пациента, как правило, предшествуют определённые сведения, носящие вводный характер.


Анкетные данные (возраст, пол, место жительства, род занятий) позволят не только установить, кем является пациент, но и получить примерное представление о том, что это за человек, и какие проблемы со здоровьем у него могут быть.

Способ поступления в медицинское учреждение или обращения за помощью поможет понять возможные мотивы пациента. Пациенты,


обратившиеся за помощью по своей инициативе, отличаются от тех, кто поступил по направлению.

Источник получения информации. В СИБ необходимо указать, от кого получены сведения о пациенте. Это может быть он сам, его родственники, друзья, члены медицинской бригады, работники милиции. Нужную информацию можно также почерпнуть из имеющейся у пациента документации.




Каталог: files -> main -> documents -> 2015
2015 -> Сценарий внеаудиторного мероприятия
2015 -> Методическая разработка теоретического и практического занятия по теме 1 «Сестринский уход в терапии»
2015 -> Классный час: «Мама, подари мне жизнь!»
2015 -> Влияние стресса на здоровье (круглый стол)
2015 -> «работа медицинской сестры в гастроэнтерологическом отделении»
2015 -> «работа медицинской сестры в гастроэнтерологическом отделении»
2015 -> Сестринский уход при сахарном диабете
2015 -> Внешняя и внутренняя культура сестры милосердия, медицинской сестры в различные исторические периоды
2015 -> Общий клинический анализ мочи: микроскопическое исследование элементов неорганизованного осадка


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница