Методическая разработка теоретического и практического занятия по теме 1 «Сестринский уход в терапии»



Скачать 115.99 Kb.
страница1/3
Дата24.04.2016
Размер115.99 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3
Государственное автономное учреждение Амурской области профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»





Методическая разработка

теоретического и практического занятия



по теме 1.1 «Сестринский уход в терапии»
ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
Тема: «Сестринский уход при гепатитах и циррозах печени».
для специальности

34.02.01 «Сестринское дело» базовая подготовка


Благовещенск – 2015 г.



Рассмотрено

на заседании ЦМК

«Основы сестринского дела»
Протокол № ___

«___» ________________ 2015 г


Председатель ЦМК __________

Михайлова Г.Д.

Утверждаю
Экспертный совет при информационно-методическом центре АМК

«___» ________________2015 г


Председатель ____________

Сидоренко М.А.


Методическая разработка теоретического и практического занятия по теме 1.1 «Сестринский уход в терапии» по теме «Сестринский уход при гепатитах и циррозах печени» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (базовая подготовка) подготовлена преподавателем терапии Михайловой Галиной Дмитриевной


Содержание.


  1. Пояснительная записка.

  2. Организационно-методический блок

  • структура и содержание теоретического занятия

  • структура и содержание практического занятия

  1. Литература.

  2. Приложения


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка по теме: «Сестринский уход при гепатитах и циррозах печени» предназначена для реализации требований Государственного стандарта при подготовке студентов по предмету: «Сестринский уход в терапии».

ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
Методическое пособие включает в себя


  • организационно-методический блок

  • блок учебной информации

  • блок контроля.


Рекомендации по работе с методическим пособием:

Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Сестринский уход в терапии» на 3 курсе, с учётом знаний и умений, сформированных при изучении общепрофессиональных дисциплин: основы латинского языка, анатомия и физиология, фармакология, общих аспектов сестринского ухода.

Пособие содержит перечень целей, сформулированных в терминах видов деятельности. Имеется общая цель и конкретные цели достижения. Конкретные цели выражены в виде алгоритмов деятельности основной критерий контроля – решение профессиональных ситуационных задач с применением активных методов обучения. Новый материал освещён в разделе «Блок учебной информации», в котором рассмотрены все аспекты, касающиеся данной патологии, вопросы сестринского ухода за пациентами, алгоритмы действий медицинской сестры при гепатитах и циррозах печени и сестринских вмешательствах. Блок также включает актуализацию опорных знаний студентов и список рекомендуемой литературы. При проведении занятия преподаватель учитывает, что эта тема имеет большое значение в будущей работе медицинского работника любого профиля. При разборе темы используются слайды, таблицы, ситуационные задачи. При проведении контроля знаний используются различные методы: фронтальный опрос, тест-контроль, решение ситуационных задач.

Итоговая оценка студента по данной теме выставляется после суммирования всех результатов, учитывая внешний вид на занятии и ведение дневника практических занятий. Оцениваются общие и профессиональные компетенции.

В блок контроля включены тесты с эталонами ответа, задания для определения исходного уровня знаний студентов, проблемно-ситуационные задачи.
Количество часов на тему: 12


  • аудиторные, теоретические часы – 2 ч.

  • аудиторные, практические часы – 6 ч.

  • самостоятельная работа – 4 ч.

Организационно-методический блок
Цели занятия:

Общая цель: научить студентов осуществлять сестринский уход при гепатитах и циррозах печени»


УМЕТЬ

п/п

Конкретная цель

Исходный уровень

1.

Разрешить конкретные деонтологические ситуации у пациентов при гепатитах и циррозах печени

Владеть коммуникативными умениями общения (теоретические основы сестринского дела, психология)

2.

Распознать симптомы панкреатитов, учитывая этиологию и патологию развития болезни

Использовать знания по анатомии и физиологии печени.

(Анатомия и физиология)



3.

3.1


3.2

3.3
3.4



Провести первичную сестринскую оценку состояния пациента при гепатитах и циррозах печени по характерным признакам.

Выявить особенности жалоб и анамнеза при гепатитах и циррозах печени, используя субъективный метод исследования;


Провести общий осмотр и выявить изменения кожи, слизистых оболочек, гемодинамических показаний, используя объективный метод исследования

Интерпретировать изменения в клинических и биохимических показателях крови, мочи, результаты инструментальных методов исследования: УЗИ печени


Оформить документально лист сестринской оценки состояния пациента при гепатитах и циррозах печени

Проводить первичную сестринскую оценку состояния пациента:

Использовать субъективный метод обследования (беседа с пациентом и родственниками: жалобы, анамнез)

Использовать объективный метод исследования пациента (оценка состояния, сознания, положения в постели, типа телосложения, состояния кожных покровов и слизистых оболочек). Определение ЧДД, ЧСС, пульса, АД.
Использовать данные лабораторных и инструментальных методов исследования (основы лабораторной диагностики)

Записать полученную информацию в лист сестринской оценки состояния пациента (теоретические основы сестринского дела).



4.

Выявить нарушенные потребности в зависимости от тяжести состояния и определить настоящие и приоритетные проблемы пациента с гепатитом и циррозом печени

Выявить нарушения фундаментальных потребностей и проблем пациента согласно адаптированной модели В. Хендерсон (ОСД, анатомия и физиология)

5.

5.1

5.2

5.3


Составить план сестринского ухода за пациентом при гепатитах и циррозах печени. В плане сестринских вмешательств
Определить цель сестринского ухода совместно с пациентом по конкретной проблеме
Определить независимые и зависимые сестринские вмешательства по выявленной проблеме:

  • составить схемы ООД различных манипуляций

  • оказать неотложную помощь при желудочно-кишечном кровотечении по алгоритму

Записать все сестринские вмешательства у пациентов при гепатитах и циррозах печени в протокол к плану сестринского ухода



Составить план сестринского ухода за пациентом, применяя стандартный план сестринского ухода

1.Определять цели сестринского ухода совместно с пациентом

2.Определять все виды сестринских вмешательств


  • Подготовить пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям

  • Выполнять сестринские манипуляции

  • Обеспечить инфекционную безопасность, применяя универсальные и стандартные меры предосторожности

  • Обеспечить безопасную среду для пациента и персонала

  • Оказывать первую медицинскую помощь

  • Проводить сердечно-лёгочную реанимацию

  • Осуществлять лекарственную терапию

  • Проводить реабилитационные и профилактические мероприятия (анатомия и физиология, фармакология, ОСД, СУ в терапии с курсом ПМП).

6.

Оценить эффективность сестринских вмешательств у пациентов при гепатитах и циррозах печени, учитывая мнение пациента о достижении цели.

Оценивать реакцию пациента на сестринские вмешательства и проводить анализ качества предоставленной помощи, согласно текущей и итоговой оценки (анатомия и физиология, психология, клиническая фармакология, СУ в терапии с курсом ПМП)



Оценка результатов освоения практического занятия профессионального модуля

Профессиональные и общие компетенции

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Уровень усвоения компетен-ции

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

  • осознанный выбор определенного уровня и типа общения;

  • умение использовать различные каналы общения и выбирать необходимый канал для эффективного общения;




  • оценка решения ситуационных задач;

  • профессиональных задач;

  • разбор конкретных ситуаций;

  • наблюдение в процессе теоретических и практических занятий;

  • оценка решения тестовых заданий;

  • оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Наблюдение в процессе учебной деятельности.




2

ПК 2.2

осуществлять лечебно-диагностические вмешательства взаимодействия с участниками лечебного процесса



Провести первичную сестринскую оценку состояния пациента при гепатитах и циррозах печени по характерным признакам.

Выявить особенности жалоб и анамнеза при гепатитах и циррозах печени, используя субъективный метод исследования;

Провести общий осмотр и выявить изменения кожи, слизистых оболочек, гемодинамических показаний, используя объективный метод исследования

Интерпретировать изменения в клинических и биохимических показателях крови, мочи, результаты инструментальных методов исследования: УЗИ печени

Оформить документально лист сестринской оценки состояния пациента при гепатитах и циррозах печени


  • оценка самостоятельной работы в отделении

  • оценка работы в коллективе

2

ПК 2.4

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования



Уметь:

осуществление медикаментозного лечения пациентов по назначению врача, соблюдение правил хранения и использования лекарственных средств;







2

ПК 2.6.

Вести утверждённую медицинскую документацию




  • правильное оформление медицинской документации установленного образца




2

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.



  • эффективный поиск необходимой информации;

  • использование различных источников информации

  • оценка самостоятельной работы на всех этапах

  • оценка рефератов


2


ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руко-водством, потре-бителями.



взаимодействие со студентами, препо-давателями, руководителями практики, медицинским персоналом, пациентами, родственниками пациентов в ходе обучения

оценка самостоятельной работы на всех этапах


2


Место проведения занятия:

  • лекционный зал

  • кабинет на базе ЛПУ


Оснащение занятия:

  • пособие для студентов

  • истории болезни пациентов

  • набор лекарственных препаратов

  • дидактический материал

  • тонометр, фонендоскоп


Тип занятия: теоретическое и практическое занятие с использованием элементов проблемного обучения.
Межпредметные связи:

  • Анатомия и физиология «Строение и функции печени»

  • Фармакология «обезболивающие средства, мочегонные средства, ферментные препараты, антисекреторные средства, кровоостанавливающие средства, гормоны, цитостатики»

  • Общая психология «Личность пациента»

  • Общие аспекты сестринского ухода «Наблюдение за состоянием пациента», «Личная гигиена», «Способы введения лекарственных веществ», «Участие медицинской сестры в лабораторных методах исследования».


Внутрипредметные связи:

«Сестринское обследование пациента при заболеваниях органов пищеварения».


Литература.


  1. В.И. Маколкин «СД в терапии», 2010 г., АНМИ, Москва.

  2. Т.Н. Ярцева «СД в терапии с курсом ПМП», 2009 г., АНМИ, Москва.



Структура теоретического занятия.

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Актуализация опорных знаний – 15 мин.

  3. Мотивация и изучение нового материала – 65 мин.

  4. Закрепление – 5 мин.

  5. Подведение итогов занятия и задание на дом – 3 мин.


Содержание теоретического занятия

  1. Организационный момент

  • Приветствие и создание психологического настроя

  • Проверить готовность аудитории к занятию

  • Отметить отсутствующих

  • Проверить домашнее задание и ответить на вопросы по домашнему заданию.

  1. Актуализация опорных знаний проводится в форме фронтального опроса (Приложение №1)

  2. Мотивация и конспект теоретического материала (блок учебной информации).

  3. Закрепление нового материала проводится в форме решения криптограммы (Приложение № 2) и тестового контроля (Приложение №3)

  4. Подведение итогов занятия и задание на дом.

  • Подведение итогов занятия, акцентируя внимание студентов на наиболее важных вопросах темы;

  • задание на дом:

В.И. Маколкин «Сестринское дело в терапии», стр. 92-102

«Сестринский уход при гепатитах и циррозах печени»


Структура практического занятия

1. Организационный момент и методическая установка – 5 мин.

2. Актуализация опорных знаний – 80 мин.

3. Самостоятельная работа в отделениях больницы – 130 мин.



  • Демонстрация и разбор больных с гепатитами и циррозами печени;

  • работа на посту медицинской сестры и в процедурном кабинете.

4. Закрепление и подведение итогов занятия – 20 мин.

5. Задание на дом – 5 мин.


Содержание практического занятия

1. Организационный момент и методическая установка

  • Приветствие;

  • проверка готовности аудитории к занятию;

  • проверка присутствующих, внешнего вида, наличия дневников.


2. Актуализация опорных знаний

  • Фронтальный опрос (Приложение №1).

  • Решение проблемно-ситуационных задач (Приложение №4).


3. Самостоятельная работа

  • Демонстрация и разбор пациентов гепатитами и циррозами печени

Работа с малой группой – 2 человека.

  • Студенты самостоятельно выявляют нарушение потребностей, проблемы пациента. Составляют планы сестринских вмешательств и алгоритмы действий медицинской сестры при гепатитах и циррозах печени




  • Работа на посту медицинской сестры и в процедурном кабинете по овладению профессиональными компетенциями.

  • Подготовка пациента к фиброгастроскопии и ультразвуковому исследованию поджелудочной железы, печени

  • измерение пульса, числа сердечных сокращений, артериального давления;

  • подготовка пациента и проведение инъекционной техники;

  • заполнение учётно-отчётной документации медсестры.


4. Закрепление проводится в форме тест эталонного контроля (Приложение № 3)

5. Задание на дом

Тема «Сестринский уход при гломерулонефритах».



Учебник. В.И. Маколкин «Сестринское дело в терапии», 2010 г., стр.92-102.

результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «решение проблем пациента посредством сестринского ухода», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3.

Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.

Вести утверждённую медицинскую документацию.

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8.

Оказывать паллиативную помощь

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения задания

ОК 8.

самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

БЛОК УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

"Сестринский уход при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (хронические гепатиты, циррозы печени)".
Сестринский уход при хронических гепатитах.
Хронические гепатиты (ХГ) – полиэтиологические хронические (длительностью более 6 мес.) поражения печени воспалительно-дистрофического характера с умеренно выраженным фиброзом и преимущественно сохраненной дольковой структурой печени.
Этиология. Наибольшее значение имеет вирусное (ОВГ), токсическое и токсико-аллергическое поражение печени (промышленные, бытовые, лекарственные хронические интоксикации, алкоголь, хлороформ, соединения свинца, аминазин, изониазид, метилдофа и др.).
Хронический холестатический гепатит может быть обусловлен:

  • длительным подпеченочным холестазом (вследствие закупорки камнем или рубцового сдавления общего желчного протока, рака головки поджелудочной железы и т.д.)

  • первично-токсическим или токсико-аллергическим поражением некоторыми медикаментами (производные фенотиазина, метилтестостерон и его аналоги и т. д.)

  • после перенесенного вирусного гепатита.


Различают: первичные гепатиты (представляющих собой самостоятельное заболевание) и вторичные или реактивные гепатиты (возникающие на фоне хронических инфекций: туберкулеза, бруцеллеза и др., различных хронических заболевании пищеварительного тракта, системных заболеваний соединительной ткани и т. д.). Наконец, во многих случаях этиология хронического гепатита остается невыясненной.
Каталог: files -> main -> documents -> 2015
2015 -> Сценарий внеаудиторного мероприятия
2015 -> Классный час: «Мама, подари мне жизнь!»
2015 -> Влияние стресса на здоровье (круглый стол)
2015 -> «работа медицинской сестры в гастроэнтерологическом отделении»
2015 -> «работа медицинской сестры в гастроэнтерологическом отделении»
2015 -> Сестринский уход при сахарном диабете
2015 -> Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»
2015 -> Внешняя и внутренняя культура сестры милосердия, медицинской сестры в различные исторические периоды
2015 -> Общий клинический анализ мочи: микроскопическое исследование элементов неорганизованного осадка


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница