Методические рекомендации для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»



Скачать 84.91 Kb.
страница1/2
Дата12.09.2017
Размер84.91 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2

Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Дуванский многопрофильный колледж с. Новобелокатай Республики Башкортостан



Методические рекомендации

для обучающихся по выполнению
внеаудиторной самостоятельной работы


по учебной дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности»



для профессии

35. 01. 13. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

15.01.05 Сварщик (электросварочных и газосварочных работ)

19. 01. 17. Повар, кондитер

Новобелокатай

2015

Пояснительная записка

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Для решения этой задачи в учебные планы всех специальностей включена внеаудиторная самостоятельная работа, составляющая 50% от общего числа часов, отведенных на изучение курса.

В связи с этим, обучающемуся из пассивного потребителя знаний необходимо превратиться в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучающихся, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

Активная самостоятельная работа возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Полезность выполняемой работ заключается в том, что результаты самостоятельной работы могут быть использованы на семинарских и практических занятиях. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.

Творческая деятельность. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе. Участие в олимпиадах по учебной дисциплине, творческих конкурсах

В настоящихрекомендациях приведены самостоятельные работы по «Основам безопасности жизнедеятельности» с указанием количества часов, отводимых на изучение темы, указано, в какой последовательности надо выполнять задания и краткие методические указания.

При освоении профессий:

35. 01. 13. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

15.01.05 Сварщик (электросварочных и газосварочных работ)

19. 01. 17. Повар, кондитер
, изучается как базовый учебный предмет, учебным планом на внеаудиторную самостоятельную работу отводится 36 часов.

Самостоятельная работа проводится с целью:



  • Обучающие цели:

обеспечить повторение изученного материала, наиболее общих и существенных понятий;

предоставить возможность использовать приобретенные знания;

обеспечить проверку усвоения изученного материала.


  • Воспитательные цели:

создать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем;

обучать объективной оценке своих возможностей и успехов;

формировать навыки работы в заданном темпе;

способствовать развитие навыков устной речи, умения грамотно вести диалог и аргументировать свои действия;

осознание большой практической значимости дисциплины в жизни человека.


  • Интеллектуально-развивающие цели:

создать условия для развития наблюдательности, памяти и внимания;

способствовать развитию навыков работы с большими объемами информации: поиску, отбору, анализу, оформлению необходимого материала;

создать условия для проявлений творческого подхода к учебным задачам, выдвижению гипотез, постановке проблем и поиску путей их решения;

обучать методам научного познания - анализу, сравнению, обобщению и систематизации учебного материала.

Виды внеаудиторной  самостоятельные работы обучающихся:

1. Подготовка и написание, сообщений на заданные темы, причём   предоставляется право выбора темы.

2.  Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.

3. Подготовка схем, таблиц, кроссвордов, тестовых заданий.

4. Ответы на контрольные вопросы.

5. Решение ситуационных задач.

6. Выполнение тестового задания.

7. Составление резюме.

8. Подготовка постеров по темам.

  Чтобы развить положительное отношение обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Данная внеаудиторная деятельность сориентирована на развитие таких личностных качеств как аккуратность, усидчивость, логическое мышление, пространственное воображение.

Внеаудиторная самостоятельная работа по ОБЖ выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная самостоятельная работа распределена по разделам и темам.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает в себя: сообщение цели задания, раскрытие его содержания, сроков выполнения, определение ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки.

В процессе инструктажа преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Самостоятельная работа осуществляется индивидуально или группами в зависимости от цели, объема.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы является уровень освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

-умение находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; обоснованность и четкость изложения ответа; оформление материала в соответствии с требованиями.

Полнота выполнения внеаудиторной самостоятельной работы характеризует качества знаний и оценивается по пятибалльной системе:


"Отлично"
- письменное задание выполнено полностью;
- материал оформлен в соответствии с требованиями;
- четкое и обоснованное изложение ответа.
"Хорошо"
- письменное задание выполнено полностью;
- в целом материал оформлен в соответствии с требованиями, но могут быть незначительные отклонения от требований;
- не совсем четкое и обоснованное изложение ответа.
"Удовлетворительно"
- письменное задание выполнено не полностью;
- оформление материала не соответствует требованиям;
- изложение ответа краткое и содержит некоторые неточности.
"Неудовлетворительно"
- письменное задание не выполнено.
Задания, выполняемые самостоятельно, углубляют знания, полученные на лекции, позволяют пробудить и укрепить интерес к изучаемой дисциплине. Самостоятельная деятельность при выполнении заданий развивает умение работать с текстом учебника, вычленять главное, структурировать материал, обобщать и делать выводы.
Ниже по каждой теме представлены методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ и критерии оценки.

п\п

Кол-во часов

Тема

Задание

ВСР № 1

2

Здоровье и здоровый образ жизни

Нарисовать постер по теме

Ответить на контрольные вопросы



ВСР №2

1

Факторы способствующие укреплению здоровья

Изучение основных положений организации рационального питания и методов его гигиенической оценки

(Ответить на контрольные вопросы)



ВСР № 5

1

Факторы способствующие укреплению здоровья

Тест Здоровый образ жизни и его составляющие

ВСР № 6

2

Алкоголь и его влияние на здоровье человека

История Алкоголя, табака и наркотиков

ВСР № 7

2

Курение и его влияние на состояние здоровья

Напишите сочинение на тему: 

«Как я могу/смог помочь своему другу/маме/папе бросить курить».



ВСР № 8

4

Наркотики и наркомания, социальные последствия

Составьте письменно или устно краткое резюме по теме: «Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков

ВСР № 9

3

Социальная роль женщины в современном обществе

Ответить на контрольные вопросы

ВСР № 10

3

Правовые основы взаимоотношения полов

Тест по теме «Законодательство о семье и браке»

ВСР № 11

1

Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Составьте таблицу классификации чрезвычайных ситуаций

ВСР № 12

1

Гражданская оборона

Тест по теме Гражданская оборона

Задание 1

Задание 2


ВСР № 13

1

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Составить варианты текстовых сообщений при аварии на промышленных объектах

См. Пример



ВСР № 14

1

Инженерная защита. Виды защитных сооружений и правила поведения в них

Составить схему «Защитные сооружения гражданской обороны»

ВСР № 15

1

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

Ответить на контрольные вопросы

2 курс

ВСР № 1\2

2

Прохождение военной службы по контракту

Подготовить сообщения по темам

ВСР № 2\2

2

Альтернативная гражданская служба

Ответить на контрольные вопросы

ВСР № 3\2

1


Права и обязанности военнослужащих

Составить опорный конспект о статусе военнослужащего

ВСР № 4\2

ВСР № 5\2

2

Воинская дисциплина и ответственность

Решите ситуационные задачи

ВСР № 6\2

1

Как стать офицером Российской армии

Заполните карточку

ВСР № 7\2

3

Виды ран. Оказание первой медицинской помощи при ранениях и острой сердечной недостаточности

Решить практическую задачу

ВСР №8\2

2

Оказание первой медицинской помощи при различных видах травм.

Решите ситуационную задачу

ВСР №1 Нарисовать постер по теме «Здоровый образ жизни»

Контрольные вопросы

  1. Какие критерии определяют здоровье человека?

  2. Какие факторы влияют на здоровье человека?

  3. Какой образ жизни можно назвать здоровым?

  4. Дайте определение понятий «физическое здоровье», «психическое здоровье», «нравственное здоровье».

ВСР №2 Изучение основных положений организации рационального питания и методов его гигиенической оценки

Контрольные вопросы

  1. Что такое рациональное питание?

  2. Каким требованиям должно соответствовать рациональное питание?

  3. Назовите основные пути обеспечения рационального питания.

  4. Как распределяется энергетическая ценность суточного рациона по отдельным приемам?

  5. Как определяется достаточность питания?

  6. Оцените свой суточный рацион с точки зрения рационального питания.

Учебник Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко Основы безопасности жизнедеятельности стр. 303

ВСР №3 Изучение физиологических норм питания, принятых и дифференцированных для различных групп населения.

Выполните задание.

Используя таблицы 6,7(Учебник Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко Основы безопасности жизнедеятельности стр. 306-311), выпишите нормы физиологических потребностей в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах и витаминах для своего пола и возраста. Сравните эти данные с нормами физиологических потребностей для

лиц возраста 40-59 лет

ВСР № 4 Освоение методики расчета суточного расхода энергии с учетом данных хронометража различных видов работы в течении рабочего дня

Пользуясь данными таблицы 8 (Учебник Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко Основы безопасности жизнедеятельности стр. 312-313) ,определить свой суточный расход энергии



ВСР №5 Тест Здоровый образ жизни и его составляющие

1. Суточная энергетическая потребность организма зависит от суточных энергозатрат.

Определите норму потребления энергии с пищевыми продуктами:

1. 14-17 лет – 2900 кКал для юношей

2. 14-17 лет – 3700 кКал для девушек

3. 14-17 лет – 3500 кКал для юношей

4. 14-17 лет – 2600 кКал для девушек

5. 14-17 лет – 2800 кКал и для юношей, и для девушек



2. К вредным привычкам можно отнести:

1. Курение

2. Склероз

3. Токсикоманию

4. Наркоманию

5. Шизофрению



3. Какие из утверждений, по-вашему, верны:

1. Пища должна содержать питательные вещества в определенном соотношении

2. Чем больше присутствует в пище витаминов и минеральных веществ, тем она полезнее

3. Пища человека должна быть химически разнообразной

4. Без воды человек способен просуществовать более 10 дней

5. В день человеку необходимо более 2 литров жидкости



4. Вместе с пищей человеческий организм ежесуточно должен получать:

1. Белки

2. Воду

3. Сахар и соль

4. Минеральные вещества и углеводы

5. Растительные и животные жиры



5. Продолжительность приема пищи должна составлять:

1. Завтрак 15-20 минут

2. Зависит от времени суток

3. Обед 20 – 25 минут

4. Ужин 5 – 15 минут

5. Зависит от объема поглощаемой пищи



6. Какие условия необходимы для высокой продуктивности труда:

1. Побольше отдыхать

2. Требуются систематические упражнения, навыки

3. Необходимо чередование труда и отдыха

4. Отсутствие вредных привычек

5. Во всякий труд нужно входить постепенно



7. К заболеваниям, передающимся половым путем, относятся:

1. Гонорея

2. СПИД

3. Молочница

4. Сифилис

5. Трихомониоз



8. Здоровье это:

1. Способность организма противостоять эмоциональным и физическим стрессам

2. Гармоническое существование души и тела человека 82

3. Способность сохранять соответствующую полу и возрасту психофизиологическую

устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц

структурной и сенсорной информации

4. Когда ничего не болит

5. Состояние организма в определенный временной период



9. Мельчайшие организмы, способные расти и размножаться только в живых

организмах - это:

1. Бактерии

2. Грибки

3. Вирусы

4. Токсины

10. Утомление, которое испытывает человек после трудового дня, можно снять с

помощью:

1. Длительного пассивного отдыха

2. Употребления специальных медикаментозных средств, кофе, чая

3. Рационального питания

4. Физических напряжений в любом виде спорта

11. К инфекциям дыхательных путей относятся:

1. Холера, полиомиелит, дизентерия

2. Малярия, чума, сыпной тиф

3. Грипп, ангина, дифтерия

4. Чесотка, сибирская язва, столбняк

12. Кровяная инфекция передается через:

1. Воздушно-капельный путь

2. Продукты питания, воду

3. Контактный путь

4. Укусы кровососущих насекомых

13. Невосприимчивость организма к действию болезнетворного микроба называется:

1. Иммунитетом

2. Дезинфекцией

3. Асептикой

4. Антисептиком

14.Палочкообразные одноклеточные бактерии – возбудители инфекционных

заболеваний – это:

1. Бациллы

2. Кокки

3. Спириллы

4. Вибриоллы

15. Сумма движений, которые человек выполняет в процессе своей жизнедеятельности

- это:

1. Общественно-полезный труд

2. Двигательная активность

3. Физическая активность

4. Выносливость организма

16. На протяжении суток состояние организма и его работоспособность подвергаются

четким ритмическим колебаниям, которые называются:

1. Биологическими

2. Режимом труда

3. Процессом отдыха

4. Работоспособностью

17. Витамин С (аскорбиновая кислота) способствует:

1. Повышению общей сопротивляемости организма

2. Сгоранию глюкозы и гликогена, дающих энергию мышцам

3. Нормальному течению окислительно-восстановительных реакций, происходящих в организме

4. Процессу кровообращения

18. Алкоголизм - это:

1. Эпизодическое употребление спиртных напитков

2. Значительное нарушение функций центральной нервной системы

3. Болезнь, характеризующаяся патологическим влечением к алкоголю

4. Утрата количественного контроля над выпитым спиртным

19. К признакам наркотического опьянения галлюциногенными препаратами

относятся:

1. Отсутствие аппетита, мучительная жажда, подавление деятельности сдерживающих и

тормозящих центров

2. Заторможенность, неуклюжесть движений, покраснение глазных белков

3. Возбужденное состояние, свободное и раскованное поведение, возможная агрессивность

4. Заторможенное состояние, временное нарушение психической деятельности,

галлюцинации

20. Перечислите компоненты здоровья:

1. Социальный

2. Экономический

3. Духовный

4. Физический

5. Психологический



21.Какое понятие определяется как – массовое распространение инфекционного

заболевания, вызванного общим источником инфекции:

1. Карантин

2. Пандемия

3. Эпидемия

4. Панзоотия

5. Обсервация



22. Какие существуют виды закаливания:

1. Воздушные ванны

2. Грязевые ванны

3. Солнечные ванны

4. Водные процедуры

5. Лечебные процедуры



23. Какие вы можете выделить виды иммунитета:

1. Повседневный

2. Приобретенный

3. Иммунитет крови

4. Врожденный

24.Выделите болезни, которые могут возникнуть при длительном употреблении

алкоголя:

1. Хронический гепатит

2. Цирроз печени

3. Камни в почках

4. Гипертония

5. Цинга 84



25. Выделите основные принципы, составляющие основу закаливающих процедур:

1. Систематичность

2. Разнообразие средств

3. Малое время для процедур

4. Индивидуальность

5. Постепенность



26. Что из нижеперечисленного является компонентами ЗОЖ:

1. Двигательная активность

2. Иммунитет

3. Личная гигиена

4. Медицинская помощь пострадавшим

5. Отказ от вредных привычек



27. Какие средства целесообразно применять с медицинской точки зрения для лечения

инфекционных болезней:

1. Народные средства

2. Медикаментозные средства

3. Вакцины

4. Сыворотки

5. Закаливание




ВСР №6 История Алкоголя, табака и наркотиков

ЗАДАНИЕ 1 *

Прокомментируйте: Что значат эти числа?

40 тысяч лет; 4-10 тысяч лет; 500 лет; 8-2 тыс. до н.э.; 1:3 и 1:4; 860 г., в течение 12 веков; 4 праздника в году; 3,5-4,7 л; 0,8 л; около 2 л; 4,6л; 18 л; 15 л.

ЗАДАНИЕ 2 *

Прокомментируйте: Что вы знаете об отношении к алкоголю следующих людей?

1) Гомер, Геродот, Каллимах, Феокрит; Пифагор, Аристотель, Сенека;

2) Мухаммед, Н.И. Костомаров, И. Прыжов, В.В. Похлёбкин, В. Мединский, Н.П. Загоскин, Э.И. Дейчман;

3) Пётр I, И.В. Сталин; Рагез, Иван III, Иван IV.

ЗАДАНИЕ 3 *

Дайте определения понятиям:

корчма, кабак, питух, целовальник, правеж, «Всепьянейший собор», водка, миф об «извечном русском пьянстве».

ЗАДАНИЕ 4 *

Прокомментируйте: Что значат эти числа?

1492;

XVIII век;



вторая половина XIX века;

Русско-Японская война, Первая мировая война, Вторая мировая война, реформы 90-х годов ХХ столетия;

2020 год.

ЗАДАНИЕ 5 *

Прокомментируйте: Что вы знаете об отношении к табаку следующих людей?

Х. Колумб, Ж. Нико, Е. Медичи, Пётр I, А. Гитлер, Г. Онищенко.

ЗАДАНИЕ 6 *

Дайте определения понятиям: табакос, никотин.

ЗАДАНИЕ 7*

Прокомментируйте: Что вы знаете об отношении к наркотикам следующих людей?

З. Фрейд, М. Булгаков, Лири и Олперт.

ЗАДАНИЕ 8 *

Дайте определения понятиям:

«падение железного занавеса», корпорация «D», стратегия маркетинга.

ЗАДАНИЕ 9 #

Творческие задания:

1) Опровергните миф об «извечном» русском пьянстве.

2) Докажите, что пьянство, курение и наркомания выгодны эксплуататорам всех времен и народов, всех мастей и видов.

3) Докажите, что борьба с коррупцией в России очень важна в борьбе за общество, свободное от наркотиков.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница