Методические рекомендации для педагогов по составлению педагогической характеристики на детей с ограниченными возможностями здоровья составил



Скачать 295.82 Kb.
Дата03.05.2016
Размер295.82 Kb.
Просмотров197
Скачиваний0
ТипМетодические рекомендации


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБУ «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Составил:

Г.Н. Картухина

г. Южно-Сахалинск

2012 г.

Содержание:



Аннотация

Сокращения, обозначения, определения

Общие требования к составлению педагогических характеристик на детей с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендации к структуре и содержаниюпедагогических характеристик

Список использованных источников

Аннотированный перечень нормативных документов



Аннотация

Роль взрослых, организующих воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, часто является определяющей в их дальнейшей судьбе. Именно от качества педагогического воздействия зависит вероятность компенсации нарушений в развитии либо усугубление трудностей обучения, поведения, в целом формирование негативного отношения к учебной деятельности.

Поскольку становление психики детей происходит под влиянием обучения и воспитания необходимо учитывать в оценке особенностей их развития информацию педагогов (учителей, воспитателей), представленную в педагогических характеристиках.

Поэтому для объективной интерпретации полученных результатов при обследовании детей с ограниченными возможностями здоровья в ПМПК значительную роль играет качество педагогических характеристик.



Целью данных методических рекомендаций (далее – рекомендации) является определение подходов, основных параметров при составлении педагогических характеристик на детей, направленных в ПМПК, которые имеют стойкие трудности в обучении, адаптации и поведении.

В рекомендациях представлены общие требования, рассмотрены вопросы о структуре, содержании характеристик, предложен список определений, сокращений, перечень аннотированных документов, которые необходимо знать педагогам.

Методические рекомендации адресованы прежде всего педагогам (учителям и воспитателям), но могут быть полезны и руководителям общеобразовательных учреждений, специалистам (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги), которые несут совместную ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сокращения, обозначения, определения

ОВЗ — ограниченные возможности здоровья;

ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия;

ПМПк — психолого-медико-педагогический консилиум школы;

ДЦП — детский церебральный паралич;

МКБ-10 — Международная классификация болезней десятого пересмотра;

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения;

ВОС — Всероссийское общество слепых;

ВОГ — Всероссийское общество глухих;

РДА — ранний детский аутизм;

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности;

ОНР — общее недоразвитие речи;

ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

ИКТ — информационно-коммуникативные технологии;

СКОУ VIII вида — специальное (коррекционное) образовательное учреждение (для детей с нарушениями интеллектуальной сферы);

ЛФК — лечебная физкультура;

ЗПР — задержки психического развития (термин специальной педагогики, медицинский диагноз устарел);

ЗУН — знания, умения, навыки;

ОС — образовательные стандарты.

Специальное (коррекционное) обучение осуществляется в рамках системы специального образования по следующим видам:

I вид — для детей с тяжелыми нарушениями слуха (глухие дети);

II вид — для детей слабослышащих;

III вид — для детей с тяжелыми нарушениями зрения (слепые дети);

IV вид — для детей слабовидящих;

V вид — для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вид — для детей с расстройствами отдельных учебных навыков или учебной деятельности в целом (в соответствии с МКБ-10, дети с задержками психического развития рассматривались в устаревшей классификации болезней, МКБ-9);

VIII вид — для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности (умственно отсталые дети).

Компенсирующее обучение — предусматривает организацию психолого-педагогической помощи детям в условиях общеобразовательного учреждения, которые не охвачены системой специального образования, не имеют стойких нарушений в развитии, но могут находиться в трудных жизненных ситуациях.

Коррекционное обучение — организация специального обучения о путях, способах и средствах преодоления нарушений в развитии, применения полученных знаний в практических действиях, жизненном опыте ребенка. Основная цель коррекционного обучения — формирование механизмов компенсации нарушенных функций на учебном материале.

Коррекционное развитие — преодоление недостатков интеллектуального, эмоционального, личностного развития ребенка, препятствующих учебно-воспитательному процессу, совершенствование сохранных сенсорных и познавательных функций, с помощью которых обучающийся может осваивать образовательные стандарты.

Интегрированное образование — совместное обучение в общеобразовательных учреждениях здоровых детей и детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование — качественный уровень интегрированного обучения, при котором в ОУ должны быть созданы специальные условия для коррекционного образования, развивающей и доступной среды. Инклюзивное образование предполагает наличие специального оборудования, дидактического материала, специального учебно-методического комплекса, наличие учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, других специалистов в соответствии с образовательными потребностями детей с ОВЗ и рекомендациями ПМПК.

Общие требования к составлению педагогической характеристики на детей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с современным законодательством обращение в ПМПК родителей (законных представителей) является добровольным и зависит от организационной работы педагогических коллективов общеобразовательных учреждений, в которых обучаются (воспитываются) дети, имеющие трудности в обучении и (или) нарушения в поведении.

Для направления детей в ПМПК необходимы достаточные основания. Согласно педагогической психологии обучение и воспитание определяется как двуединый процесс. С одной стороны, рассматриваются реакции ребенка на воздействие взрослого, а с другой стороны, педагогическая деятельность учителя (воспитателя), направленная на организацию, стимуляцию и управление развитием ребенка.

Несмотря на то, что обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности, они рассматриваются как совместная деятельность воспитателя и воспитуемого, обучающего и обучающегося, так как представляют собой ситуацию организованного общения.

Поэтому педагогические характеристики на детей, направленных в ПМПК, могут быть полезными при условии, что они соответствуют следующим требованиям:

1.Характеристика должна содержать обобщенные результаты наблюдения за обучающимся (воспитанником).

2. Временные рамки наблюдения за ребенком должны соотноситься с учебным годом, меньшие сроки могут допускаться при выраженных нарушениях в развитии детей и необходимостью своевременного вмешательства в коррекцию организации учебно-воспитательного процесса.

3. При составлении характеристики следует осуществлять подбор и систематизацию фактов, опираясь на наблюдения, зафиксированные в педагогической карте на ученика или описание в дневнике наблюдений.

4. Факты, описанные в характеристике, должны быть характерными для поведения данного ребенка и изложены последовательно.

5. В характеристике следует избегать поверхностных оценочных суждений, указаний на личностные «недостатки». Например, ссылки на плохое поведение, нарушения дисциплины, несформированность учебных навыков должны быть обоснованы педагогическими мерами, направленными на организацию помощиребенку с обязательным указанием ее результативности на протяжении всего периода обучения.

6. В характеристике на ребенка с ОВЗ обязательно необходимо указывать положительные стороны его личности, интересы и способности.

7. Педагогу не следует использовать специальные термины, обозначающие диагнозы, болезни и другие специфические особенности развития психики детей, так как это является компетенцией специалистов. Необходимо лишь указать причины пропусков (по состоянию здоровья, наблюдение или лечение у определенного врача и др.).

8. Содержание характеристики должно быть согласовано со специалистами школы (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог). Согласование характеристики с руководителем общеобразовательного учреждения не должно носить формальный характер, так как администрация общеобразовательных учреждений несет ответственность за создание условий для организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.

9. С характеристиками на детей, направленных школами или детскими садами в ПМПК, обязательно должны быть ознакомлены родители (законные представители). Информация об этом должна быть на листе характеристики.

10. Структура и содержание характеристики должны соответствовать современным требованиям ведения педагогической документации: последовательность, четкость и краткость изложения, отсутствие противоречий в формулировках, обоснованность поставленной проблемы, наличие предложений по организации психолого-педагогической помощи ребенку в процессе дальнейшего обучения.

Рекомендации к структуре и содержанию педагогической характеристики

К структуре характеристики нет определенных требований, однако обязательно должны быть включены следующие разделы:

1.Общие сведения о ребенке

На обучающегося ребенка в школе необходимо указать общий год обучения, в каком классе оставался на повторное обучение. Например, ученик 3 класса может обучаться пятый год, так как повторно был оставлен во 2 и 3 классах, обязательно необходимо указать вид общеобразовательной программы.

Если ребенок прибыл из другой школы, необходимо указать все сведения о предыдущем периоде: год поступления, причины перевода, обеспечить характеристику с предыдущего места обучения.

Кроме этого, в данном разделе необходимо отметить наличие длительных пропусков занятий и их причины. При наличии нарушений зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата необходимо указать степень нарушений, если такие сведения имеются в школьной карте или со слов родителей (законных представителей).

Для специалистов ПМПК имеет значение информация о семье ребенка. Поэтому необходимо дать сведения о составе семьи, наличии других детей (их возраст, особенности развития и обучения), об уровне образования родителей, их участии в воспитании детей, отношении к проблемам обучения данного ребенка, др.

2. Характеристика уровня сформированности учебных знаний, умений, навыков

Этот раздел должен содержать ответы на следующие вопросы: что освоил ребенок, как относится к своим неудачам, какие виды помощи применялись педагогом для преодоления трудностей учащегося, какие результаты достигнуты.

При условии осуществления коррекционно-развивающей помощи (обучение по общеобразовательной специальной (коррекционной) программе VII вида или другим программам), необходимо описатьформы ее организации, суть коррекционного компонента учебного плана, виды индивидуальных заданий, формы аттестации и результаты этой помощи.

В данном разделе необходимо обратить внимание на особенности работоспособности ребенка: скорость принятия и выполнения учебной задачи, реакции на требования педагога, возможность контроля своей деятельности и коррекции ошибок, наличие утомляемости или возбудимости, этапы снижения работоспособности и способы компенсации нарушений учебной деятельности ребенка.

К этим способам относят следующие: снижение объема материала, увеличение сроков на выполнение заданий, поэтапное предъявление инструкций, ориентировка на практическую значимость, увеличение и разнообразие наглядного материала, оценивание результатов по этапам и с учетом затрат усилий ребенка, даже при условии неверных ответов и др.

3. Общая характеристика личности ребенка

Необходимо отметить внешний вид ребенка (опрятность, неряшливость, аккуратность), уровень культурно-гигиенических навыков, формы общения со сверстниками, особенности поведения, так как эти характеристики способствуют более полному пониманию причин трудностей в обучении и адаптации в детском коллективе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют общие и специфические особенности в развитии. При составлении характеристики необходимо не только обобщить материал, отметить закономерности в обучении и поведении, но и определить специфические трудности в обучении и понять их их причины.

С целью эффективной организации педагогической работыпо составлению характеристики предлагается примерный план наблюдений, которыйвключает типологические характеристики поведения, общения и учебной деятельности детей:

В связи с тем, что терминология специалистов – учителей-логопедов, педагогов-психологов, врачей отличается спецификой, педагогам не рекомендуется использовать термины с указанием на диагностичность: неполноценность речевого или психического развития (например, дисграфия, дислексия при нарушениях письменной речи, низкий или средний уровень интеллектуального развития и др.).

В связи с этим предлагается памяткадля использования при составлении характеристик на детей с ОВЗ:

- общительный или замкнутый, легко идет на контакт, отказывается от совместной работы, адекватно (неадекватно) воспринимает учебную ситуацию, взаимодействие затруднено, не понимает смысл задания, испытывает затруднения в общении и др.;

- активный, подвижный, вялый, инертный, пассивный, медлительный, легко возбудимый, неуравновешенный, спокойный, заторможенный, плаксивый, др.;

- быстро (медленно) реагирует на замечания, принимает помощь, не переключается в новые условия задачи и др.;

- преобладает настроение жизнерадостное, подавленное, угрюмое, реагирует без особых эмоций, отмечаются частые колебания настроения без видимых причин, др.;

- проявляет настойчивость в преодолении трудностей или отказывается от выполнения заданий, преобладает пассивность в действиях, др.;

- обращается за помощью, использует ее или помощь неэффективна;

- отношение к сверстникам дружелюбное, негативное, проявляет агрессивность без видимых причин, проявляет уважение к взрослым или грубость, нецензурные выражения и др.;

- проявляет организаторские способности в трудовых или иных действиях, отказывается от поручений, не подчиняется правилам в игровой деятельности и др.;

- откликается на поощрения, принимает замечания, старается их исправить или наоборот;

- принимает помощь детей, нуждается в постоянном контроле за поведением (учебной деятельностью), др.;

- активность речевого общения снижена, избегает речевого контакта, взгляда в глаза, не реагирует на речевые замечания, не умеет дать словесный отчет о проделанной учебной работе, др.;

- внешний вид неряшливый, в том числе учебники, тетради, культурно-гигиенические навыки сформированы недостаточно и др.;

- преобладает слуховое, зрительное, тактильное запоминание с показом наглядного материала, преобладает механический тип запоминания (нуждается в многократном повторении), объем кратковременной памяти достаточный (недостаточный), нуждается в многократном и поэтапном повторении инструкций с показом образца (алгоритм действий), быстро забывает, воспроизводит материал с пропусками, искажениями, придумывает, фантазирует и др.;

- внимание неустойчивое, не умеет сосредоточиться на вопросе, не дослушивает до конца инструкцию, действует хаотично, спонтанно, с трудом переключается в новые условия, отвлекается на посторонние шумы, прислушивается к ним, не умеет самостоятельно контролировать свои действия и др.

- с трудом или не умеет самостоятельно сравнивать понятия, классифицировать, систематизировать их, не умеет определять причинно-следственные закономерности и др.;

- в интеллектуальной деятельности преобладают действия с опорой на конкретные ситуации, с трудом понимает логические связи, нуждается в дополнительном разъяснении с привлечением наглядного материала и др.;

- имеет представления о сенсорных эталонах (величина, форма, цвет) или фрагментарные знания;

- понимает закономерности временных отношений (смена времен года, дней недели, частей суток);

- ориентируется (не ориентируется) в пространственных отношениях, в том числе на листе бумаги, на доске, др.;

- в учебной деятельности преобладают игровые действия, темп работы быстрый, действует спонтанно, не дослушивает инструкцию, или медленно включается в работу, быстро устает, отказывается завершать задание, не заинтересован в результате, нуждается в дополнительных паузах для отдыха, жалуется на плохое самочувствие (головная боль, сонливость и др.).



Список использованных источников
1. Введение в психодиагностику /К.М. Гуревич, Е.М. Борисова.- М. 2000.

2. Диагностика и коррекция задержки психического развития /под ред. С.Г. Шевченко.-М.: Аркти, 2001.

3. Диагностика и коррекция умственного развития /А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева. - Петрозаводск, 1992.

4. Дифференциальная диагностика детей с нарушениями развития. Методическое пособие /сост. Картухина Г.Н. - Южно-Сахалинск, изд-во СОИПиПКК, 2005.

5. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). - М. В.Секачев, 2007.

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.

7. Лубовский В.И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссии //Дефектология.- 1988. - №1.

8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия». 2003.- 384 с.

9. Методические рекомендации. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях /сост. Картухина Г.Н. - Южно-Сахалинск, изд-во СОИПиПКК, 2005.

10. Методические рекомендации. Компенсирующее обучение в общеобразовательных учреждениях /Сост. Картухина Г.Н. - Южно-Сахалинск, изд-во СОИПиПКК, 2007. 29 с.

11. Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта, их реализация в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы). - Боровичи, 2002.

12. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические материалы /Под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

13. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики пстопсихологии. - М., 2001.

14. Усанова О.Н. Комплект практических материалов «Лилия» для профилактики, диагностики и коррекции психического развития детей. - М., 1994.

15. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманит. изд-во центр ВЛАДОС, 2001.- 136 с. - Коррекционная педагогика.

16. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М., 1997.

17. Сатарова Л.А., 2009. Компетентность в области инклюзии как одно из условий успешной модернизации образования (http://www.edit.muh.ru/content)/.

18. Http://cor-edu.irsot.ru.



Аннотированный перечень

нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих работу специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений и учреждений общего типа по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья


1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3261-1 (с изменениями и дополнениями)

Статья 5 пункт 1 содержит государственные гарантии прав граждан РФ на получение образования независимо от состояния здоровья.

Статья 5 пункт 6 гарантирует создание условий для получения образования, коррекции нарушений в развитии и социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья.

В статье 17 содержатся требования к реализации образовательных программ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Данные программы разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизического развития и возможностей обучающихся воспитанников.

В статье 17 содержатся сведения об условиях перевода обучающихся на ступенях начального общего, основного общего и среднего общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно, но обязаны ликвидировать задолженность в течение следующего учебного года. Образовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, не ликвидировавшие задолженность по предыдущему одному предмету в течение года, оставляются на повторное обучение (по усмотрению родителей, законных представителей), переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают получать образование в иных формах.

Обучающиеся, не освоившие ступени начального общего и основного общего образования не допускаются к обучению на на следующую ступень общего образования.

Статья 50 определяет социальные гарантии реализации прав граждан на образование.

В пункте 10 данной статьи сказано, что для детей с ограниченными возможностями здоровья органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения, (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Дети с ОВЗ направляются в указанные образовательные учреждения органами, осуществляющими управление в сфере образования, только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Статья 51 содержит информацию об охране здоровья обучающихся, воспитанников.

В статье 52 освещены вопросы прав и обязанностей родителей (законных представителей).

2. Закон Российской федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2007 № 120-ФЗ)

Статья 1 раскрывает понятие о трудной жизненной ситуации по отношению к ребенку, не достигшему 18 лет.

В данной статье даются определения социальной адаптации ребенка, социальной реабилитации ребенка, социальной службы для детей, социальной инфраструктуры для детей.

В статье 4 раскрываются цели государственной политики в области защиты прав детей.

Статьи 7, 9, 13 и др. раскрывают основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации.

Статья 15 регламентирует защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов Российской Федерации.

Статья 1 дает определение ребенку-инвалиду до 18 лет, понятие о социальной защите инвалидов.

4. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 г. № 3185-1 (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические принципы психиатрической помощи в Российской Федерации:

В статье 1 содержатся понятия психиатрической помощи и принципы ее оказания.

Статья 4 закрепляет принцип добровольности обращения за психиатрической помощью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Так, в отношении несовершеннолетних прописано:



«Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей в порядке, предусмотренном настоящим Законом».

Статья 5 раскрывает права лиц, страдающих психическими расстройствами — они обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных Законами Российской Федерации. Не допускается ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения. В статье четко сказано: «Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ».

Статья 8 запрещает требование сведений о состоянии психического здоровья гражданина либо обследования его врачом-психиатром.

Статья 9 гарантирует сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи.

Статья 11 оговаривает проведение лечения лица, страдающего психическим расстройством только после получения его письменного согласия, за исключением случаев применения принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, а также при недобровольной госпитализации.

Статья 12 закрепляет право лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя отказаться от предлагаемого лечения или прекратить его, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 статьи 11 настоящего Закона.

Статья 13 предусматривает принудительные меры медицинского характера.

Статья 16 раскрывает виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством (в том числе обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами).

Статья 20 устанавливает:



  • профессиональные права и обязанности врача-психиатра, иных специалистов и медицинского персонала при оказании психической помощи;

  • исключительное право врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров на установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо для дачи заключения для рассмотрения этого вопроса;

  • предварительный характер заключения врача другой специальности о состоянии психического здоровья лица не является основанием для решения вопроса об ограничении их прав и законных интересов.

Статья 21 устанавливает независимость врача-психиатра в своих решениях при оказании психиатрической помощи.

В статье 23 раскрываются цели медицинского переосвидетельствования,указывается обязательность проведения таких освидетельствований или профилактических осмотров только по просьбе или с согласия обследуемого, а в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет — по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя; в отношении лица, признанного недееспособным — по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суде. Однако психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психиатрического расстройства, которое обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Кроме того, психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного председателя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением.

Статья 26 раскрывает виды амбулаторной психиатрической помощи. Так, консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром при самостоятельном обращении лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе или с его согласия, а в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет — по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя. Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психиатрическим расстройством, или его законного представителя и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи.

Статья 28 регламентирует основания для госпитализации в психиатрический стационар. Одним из них является наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении обследования или лечения в стационарных условиях либо постановления судьи. Несовершеннолетний в возрасте до 15 лет помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его родителей или иного законного председателя. Лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суде.

Статья 45 устанавливает, что контроль за деятельностью федеральных психиатрических и психоневрологических учреждений осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997г. № 288 (в редакции от 01.02.2005г. № 49).

Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В разделе «Общие положения»:



  • определяются реализуемые образовательные программы в зависимости от вида учреждения;

  • возлагается ответственность за жизнь воспитанников, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального государственного образовательного стандарта, создание условий для обучения, воспитания, лечения, специальной адаптации и интеграции в общество.

В разделе «Организация деятельности коррекционного учреждения» оговорены условия регистрации, лицензирования, аттестации и аккредитации учреждения, а также предельная наполняемость классов и групп.

Организация образовательного процесса (в том числе трудовое обучение), выдача документов об окончании коррекционного учреждения прописаны в разделе «Образовательный процесс».

Типовое положение определило участников образовательного процесса, систему управления, имущества и средства.

4. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Документ является методическим разъяснением специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, уровня реализуемых образовательных программ в каждом виде специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

В письме содержатся указания о целях создания специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, направлениях деятельности, сроках обучения детей, аттестации учащихся, условиях комплектования подготовительного класса, наполняемости классов.

5. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Представлен базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Предлагаются I вариант, II вариант по усмотрению образовательного учреждения.

Приложена пояснительная записка.

6. Письмо Министерства образования РФ от 18.09.2002г. № 29/2331-6.

В письме сообщается, что в базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида часы по классам, расположенные в строчке «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия», следует перенести в строчку «Школьный компонент (обязательные занятия)».

7. Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Письмо Министерства образования от 14.08.2001г. № 29/1448-6) — документ включает описание организации и содержания итоговой аттестации.

Содержит подробные указания о формах проведения экзамена по трудовому обучению выпускников IХ класса.

Документ дает ответы на вопросы:



  • какой орган утверждает экзаменационные материалы;

  • кто из учащихся получает допуск к экзамену;

  • каким должен быть состав комиссии.

В рекомендациях отражены вопросы подготовки и порядка проведения экзамена, методика оценки результатов.

Приложение к документу содержит форму протокола оценки учебно-трудовой деятельности за период обучения.

8. Рекомендации по организации логопедической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Письмо Министерства образования РФ от 20.06.2002г.

29/2194-6).

Документ содержит методические рекомендации по вопросам:


  • обследования речи обучающихся и отбора их для логопедических занятий;

  • ведения документации с приложением форм журнала учета обучающихся с недостатками речи, речевой карты;

  • организации и проведения логопедических занятий с четкой временной регламентацией, указаниями по наполняемости групп, движению учащихся в группах.

В рекомендациях раскрывается механизм взаимодействия учителя-логопеда с учителями, воспитателями, педагогом-психологом, врачом, родителями.

9. Письмо Министерства образования РФ от 09.12.2002г. №29/2476-2 «Организация работы специальных (коррекционных) классов .

В письме разъясняется, что в Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, которым пользуются общеобразовательные учреждения при организации работы специальных (коррекционных) классов, установлена предельная наполняемость классов и групп, групп продленного дня коррекционного учреждения. Данную наполняемость следует рассматривать как максимальную, так как увеличение ее повлечет за собой ухудшение качества учебного процесса и, соответственно, нарушение прав детей с с отклонениями в развитии на получение качественного образования. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов, групп и групп продленного дня с меньшей наполняемостью.

10. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988г. № 17-253-06 «Об индивидуальном обучении детей на дому».

В документе представлена информация о количестве часов учебного плана при организации индивидуального обучения детей на дому.

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.12.2006г. № 297 «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, специального коррекционного класса общеобразовательного учреждения».

Приказом утверждены формы документов, указанных в названии. В приложении — форма свидетельства об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения.

12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.01.2007г. № 06-45 «Об использовании свидетельства об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения».

В письме содержится сообщение о том, что свидетельство об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения предназначено для выпускников специальных (коррекционных) классов VIII вида общеобразовательного учреждения.

Имеется ссылка на приказ Минобрнауки России от 04.12.2006г. № 297, которым данная форма свидетельства была утверждена.

13. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24.01.2007г. № 01-26/05-01 «О принятии мер по устранению нарушений прав детей с отклонениями в развитии в сфере образования».

В документе содержатся сведения об итогах проверки Генеральной прокуратурой РФ исполнения законодательства РФ по соблюдению прав детей с отклонениями в развитии на образование.

14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

В письме содержатся рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал