Методические рекомендации для самостоятельной работы по циклу «Пульмонология» по дисциплине «Госпитальная педиатрия»



Дата27.09.2017
Размер103 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра госпитальной педиатрии

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой госпитальной педиатрии,

профессор О.В. Халецкая
Методические рекомендации для самостоятельной работы

по циклу «Пульмонология»

по дисциплине «Госпитальная педиатрия»

для специальности 31.05.02 Педиатрия

(уровень специалитета)

Факультет педиатрический, курс 6


Разработаны:

доцентом, к.м.н. Князевой Е.В.

Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры госпитальной педиатрии,

протокол № ____«___» ______________20___ г.

Рецензенты:


2015

Компетенции, формируемые в процессе самостоятельной работы на кафедре госпитальной педиатрии



Название компетенции

Студент должен знать:


Студент должен уметь:


Студент должен владеть:


ОК-8

Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия



Основы этики и деонтологии врачебной деятельности с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий

Использовать этические и деонтологические принципы в работе врача педиатра с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий

Принципами этики и деонтологии врача педиатра в клинической практике.

ОПК-6

Готовность к ведению медицинской документации



Основы и требования по ведению медицинской документации в соответствии с законодательством РФ

Оформить медицинскую документацию различного характера в медицинских организациях педиатрического профиля.

Оформлением истории болезни как юридического документа и другой документации в медицинских организациях педиатрического профиля.

ОПК-8

Готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач



Клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов, заболеваний и неотложных состояний у больных детей и подростков

Обосновать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний; назначить терапию, применить лекарственные препараты, их комбинации для лечения детей, выписать рецепты лекарственных средств.

Алгоритмом назначения терапии; современными порядками, стандартами и протоколами оказания медицинской помощи детям.

ОПК-9

Способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач



Анатомо-физиологические особенности, закономерности роста и развития здорового и больного ребенка.

Этиологию, патогенез, морфогенез, клиническую картину, особенности течения болезней у детей.

Современные методы клинической, лабораторнойи инструментальной диагностики болезней у детей.


Собрать анамнез, провести физикальное обследование пациента различного возраста;

интерпретировать результаты обследования, обосновать диагноз, определить план обследования и лечения.



Сбором анамнеза, методами общего клинического обследования детей и подростков, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики, постановки клинического диагноза.


ПК-5

Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания



Этиологию, патогенез, морфогенез, клиническую картину, особенности течения болезней у детей, классификации болезней.

Современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики болезней у детей.



Собрать анамнез, провести физикальное обследование пациента различного возраста;

интерпретировать результаты обследования, обосновать диагноз, определить план обследования и лечения.



Методами общего клинического обследования детей и подростков, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики, постановки клинического диагноза.

ПК-6

Способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем – Х пересмотр, принятой 43-ой Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, г. Женева, 1989 г.



Этиологию, патогенез, морфогенез, клиническую картину, особенности течения болезней у детей, классификации болезней.

Современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики болезней у детей.




Собрать анамнез, провести физикальное обследование пациента различного возраста;

интерпретировать результаты обследования, обосновать диагноз, определить план обследования и лечения



Методами общего клинического обследования детей и подростков, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики, постановки клинического диагноза.

ПК-8

Способность к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами



Этиологию, патогенез, морфогенез, клиническую картину, особенности течения болезней у детей, классификации болезней.

Современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики, принципы терапии наиболее распространенных заболеваний у детей.



Обосновать терапию наиболее распространенных заболеваний; заполнять медицинскую документацию различного характера в медицинских организациях педиатрического профиля

Алгоритмом и протоколами выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий, назначением терапии.


ПК-11

Готовность к участию в оказании скорой медицинской помощи детям при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства



Принципы и методы оказания медицинской помощи при различных неотложных состояниях у детей, показания к госпитализации.

Выявлять жизнеугрожающие состояния у детей и оказывать неотложную помощь.

Алгоритмом и протоколами выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий, алгоритмом и протоколами оказания врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях у детей.

ПК-18

Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи детям с использованием основных медико-статистических показателей



Оценку качества оказания медицинской помощи детям с использованием основных медико-статистических показателей

Анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья детского населения с использованием основных медико-статистических показателей.


Алгоритмом и протоколами выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий; алгоритмом оценки качества оказанной медицинской помощи

ТЕМА №1. Аллергические заболевания дыхательных путей у детей.

1. Работа с лекционным материалом - составление плана лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой

2.Конспектирование основной учебной литературы. Повторение пройденного теоретического материала.

3. Решение ситуационных задач.

4. Реферирование литературы и подготовка ответов на вопросы:


  1. Классификация по преимущественной локализации процесса.

  2. Механизм развития и факторы, предрасполагающие к развитию аллергических заболеваний дыхательных путей. Роль наследственности и внешних факторов.

  3. Клиническая картина отдельных нозологических форм аллергических заболеваний дыхательных путей.

  4. Лабораторные и инструментальные методы исследования.

  5. Дифференциальный диагноз с воспалительными заболеваниями соответствующих участков дыхательных путей.

  6. Современные подходы к терапии: элиминационная, аллергенспецифическая иммунотерапия, фармакотерапия.

  7. Базисная терапия отдельных нозологических форм аллергических заболеваний дыхательных путей.

  8. Диспансерное наблюдение.

  9. Возможности физиотерапевтического лечения. Показания и противопоказания.

  10. Профилактика аллергических заболеваний дыхательных путей.

  11. Назначить базисную терапию и выписать рецепты ребенку 8 лет с бронхиальной астмой, среднетяжелого течения, частично контролируемой.

  12. Назначить лечение и выписать рецепты ребенку 5 лет с бронхиальной астмой, среднетяжелого течения, в периоде обострения, ДН1.


ТЕМА №2. Бронхообструктивный синдром у детей.

1. Работа с лекционным материалом - составление плана лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой

2.Конспектирование основной учебной литературы. Повторение пройденного теоретического материала.

3. Решение ситуационных задач.

4. Реферирование литературы и подготовка ответов на вопросы:


  1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей раннего возраста определение бронхообструктивного синдрома.

  2. Эпидемиология, факторы риска развития данной патологии.

  3. Этиология и патогенез бронхообструктивного синдрома.

  4. Классификация бронхообструктивного синдрома.

  5. Клиника бронхообструктивного синдрома, дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с бронхообструкцией.

  6. Дифференциальная диагностика острого бронхита, обструктивного бронхита, бронхиолита, бронхиальной астмы.

  7. Объем и показания к дополнительным методам обследования при различных видах бронхообструктивного синдрома, особенности инструментальных методов исследования (ОАК, R-графия, бронхофонография, спирометрия и т.д.)

  8. Лечение бронхообструктивного синдрома с учетом патогенетических механизмов формирования и тяжести течения заболевания.

  9. Возможности физиотерапевтического лечения. Показания и противопоказания.

  10. Профилактика заболеваний, протекающих с бронхообструктивным синдромом.

  11. Назначить лечение и выписать рецепты ребенку 1 года с бронхиолитом, ДН1.

  12. Представить показания к назначению антибактериальной терапии ребенку 3-х лет с острым обструктивным бронхитом, ДН0.


ТЕМА №3. Врожденные и наследственные заболевания бронхолегочной системы

1. Работа с лекционным материалом - составление плана лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой

2.Конспектирование основной учебной литературы. Повторение пройденного теоретического материала.

3. Решение ситуационных задач.

4. Реферирование литературы и подготовка ответов на вопросы:


  1. Назовите факторы, предрасполагающие к формированию пороков легких во внутриутробном периоде. Какова роль вредных привычек у будущих родителей?

  2. Опишите морфологические аспекты отдельных видов пороков легких и формирования хронического воспалительного процесса на их фоне.

  3. Какова этиология острого и хронического воспалительного бронхо-легочного процесса, развившегося  на фоне пороков легких?

  4. Опишите патогенез при разных формах пороков легких с объяснением формирования синдрома бронхиальной обструкции, рестриктивной и диффузионной дыхательной недостаточности?

  5. Каковы особенности клинической картины пороков легких у детей разного возраста?

  6. Назовите методы дополнительного обследования, какова их диагностическая ценность при пороках легких?

  7. Постройте дифференциально-диагностический алгоритм при подозрении на порок развития легких.

  8. Назовите методы лечения пороков легких и развившегося на их фоне острого и хронического воспалительного бронхо-легочного процесса. Укажите препараты, направленные на этиологию воспаления, улучшение бронхиальной проводимости, диффузию газов через альвеолярно-капиллярную мембрану.

  9. Укажите показания к хирургическому лечению ребенка с пороком легких.

  10. Каковы методы профилактики формирования пороков легких и их роль в современных условиях?

  11. Составить план обследования ребенка раннего возраста с рецидивирующими бронхолегочными заболеваниями.

  12. При бактериологическом посеве лаважной жидкости у ребенка 3-х летнего возраста с установленным диагнозом Синдром Вильямса-Кемпбелла выделена синегнойная палочка. Назначить лечение, выписать рецепты.


ТЕМА №4. Дыхательная недостаточность.

1. Работа с лекционным материалом - составление плана лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой

2.Конспектирование основной учебной литературы. Повторение пройденного теоретического материала.

3. Решение ситуационных задач.

4. Реферирование литературы и подготовка ответов на вопросы:


  1. Определение ДН, классификация ДН.

  2. Этиология, патогенез ДН, критерии диагностики отдельных форм ДН.

  3. Значение дополнительных методов исследования в диагностике данного синдрома.

  4. Принципы терапии различных форм ДН, неотложные мероприятия при различных вариантах ДН.

  5. Вирусный круп у детей. Этиология, патогенез.

  6. Классификация и клиническая картина в зависимости от степени тяжести.

  7. Дифференциальный диагноз ложного крупа.

  8. Неотложная помощь и принципы терапии.

  9. Назначить план неотложных мероприятий ребенку 2-х лет с острым ларинготрахеитом, стенозом гортани 1 ст. на догоспитальном и госпитальном этапе.

  10. Назначить лечение и выписать рецепты ребенку 1 года с бронхиолитом, ДН1


ТЕМА №5. Функциональные методы исследования в пульмонологии.

1. Работа с лекционным материалом - составление плана лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой

2.Конспектирование основной учебной литературы. Повторение пройденного теоретического материала.

3. Решение ситуационных задач.

4. Реферирование литературы и подготовка ответов на вопросы:


  1. Анатомо-физиологическая структура системы внешнего дыхания.

  2. Патологические состояния, приводящие к нарушению функций внешнего дыхания.

  3. Клиническая фармакология средств, применяемых для проведения медикаментозных проб, а также проведение неотложной помощи в пульмонологии.

  4. Методы исследования функции внешнего дыхания.

  5. Спирография. Показания, противопоказания, подготовка пациента, техника и методика проведения, основные показатели.

  6. Бронходилатационные тесты. Подготовка пациента, техника и методика проведения, оценка результатов.

  7. Провокационные тесты. Подготовка пациента, техника и методика проведения, оценка результатов.

  8. Оценка типа функциональных нарушений – обструктивные нарушения, рестриктивные нарушения, смешанные нарушения.

  9. Бронхофонография. Методика проведения. Подготовка пациента, техника и методика проведения, оценка результатов.

  10. Пикфлоуметрия, показания, противопоказания, методика проведения.

  11. Оценить данные представленной спирограммы.

  12. При проведении спирометрии выявлены нарушения легочной вентиляции по обструктивному типу. Какие показатели нарушены? При каких заболеваниях могут быть такие нарушения?


Методы оценки самостоятельной работы.
Руководство выполнением самостоятельной работы студентов:

  • Текущее собеседование и контроль (список тестов прилагается)

  • Консультации

  • Анализ, рецензирование, оценка, коррективы СРС

  • Дискуссия

  • Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы


Литература для самоподготовки:

Основная:



1.

Детские болезни: учебник в 2х т./Н.П.Шабалов. – 6е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2010. – 928 с.: ил., тв. (учебник для ВУЗов)

2.

Руководство по практическим умениям педиатра: учеб.пособие для системы последипломного проф.образования врачей-педиатров / ред. Быкова В.О.-3-е изд., стер.-Ростов на Дону:Феникс, 2010.- 574с., (Медицина)

3.

Детские болезни: учебное пособие /Под ред. А.В.Прахова, О.В.Халецкой, И.И.Балаболкина. – Н.Новгород: Изд-во НижГМА, 2014. – 520 с.

Дополнительная:



1.

Педиатрия: национальное руководство: краткое издание/ Союз педиатров России; под ред. А.А.Баранов. – М.:ГЭОТАР. – Медиа, 2014. – 768 с.

2.

Неонатология: национальное руководство: краткое издание/ РАСПМ; под ред. Н.Н.Володин. – М.:ГЭОТАР. – Медиа, 2013. – 896 с.

3.

Наследственные болезни: национальное руководство. – М.:ГЭОТАР. – Медиа, 2013. – 936 с.

4.

Гематология детского возраста. Учебное пособие /Е.В.Туш, О.В. Халецкая, А.В. Шамардина, НижГМА, 2013 – 188 с.

5.

Кильдиярова Р.Р. Лабораторные и функциональные методы исследования в практике педиатра: уч. пособие. М.:ГЭОТАР, 2013. – 170 с

6.

Неотложная педиатрия. Цыбулькин Э.К., ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2012, 155с.

7.

Дедов И.И. Справочник детского эндокринолога. Изд-во Литтерра, 2012. – 528 с.

8.

Эндокринология: национальное руководство. – М.:ГЭОТАР. – Медиа, 2012. – 1072 с.

9.

Неонатология: Практические рекомендации: пер. с нем./ Р.Рооз, О.Генцель – Боровичени, Г. Пронитте; ред. пер. Р.Вауэр, Г.А.Шишко. – М.:Медицинская литература, 2011, 592 с.



Электронные ресурсы для самостоятельной подготовки
1. Исходные, промежуточные, заключительные тесты.

2. Сквозные тесты.



3.Презентации лекций.


Каталог: resources -> directory -> 263 -> common
directory -> Справочник практического врача / Ю. Я. Венгеров, Т. Э. Мигманов, М. В. Нагибина. М. Медпресс-информ, 2010. 448 с 616. 9 В-29 ч/з
directory -> План лекций по челюстно-лицевой хирургии для студентов 5 курса стоматологического факультета
directory -> План практических занятий по члх 10 семестр, 5 курс 10 семестр 2015-2016 г г. Поликлиника
directory -> Герпесвирусная инфекция у детей
common -> Лекции: 23 часа 23 часа Практические (семинарские занятия): 397 часов
common -> Тема 1: «Периоды детского возраста. Анатомо-функциональные особенности детского возраста.»
common -> Методические рекомендации для самостоятельной работы По циклу «Неонатология» по дисциплине «Госпитальная педиатрия»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница