Методические рекомендации для учителей и классных руководителей Теоретические материалы к родительскому собранию «В поисках страны Гармонии»



страница1/6
Дата02.05.2016
Размер0.86 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
МОУ ДПО «Городской центр развития образования»

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный

педагогический университет им. К.Д. Ушинского»


Наталья Витальевна Киселева

Ксения Евгеньевна Безух


«В ПОИСКАХ СТРАНЫ ГАРМОНИИ»:

Цикл классных часов для учащихся

5-7-х классов общеобразовательной школы

(оздоровление через арт-терапию)

Методическое пособие


Ярославль

2012

Часть 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для учителей и классных руководителей

Теоретические материалы к родительскому собранию

«В поисках страны Гармонии»

Одной из составляющих здоровья современного человека наряду с физической является душевная (эмоциональная) сторона. Современный мир с его стремительным ритмом не позволяет нам остановиться. Грубость, жестокость, эгоизм управляют человеком в современном обществе, при этом спокойствие и умиротворение становятся дефицитом. Как же найти тот путь, который поможет обрести гармонию: жить в соответствии с требованиями общества XXI в. и внутренним состоянием каждого?

Вариант, который предлагаем мы, не является лечебным. Мы хотим, чтобы каждый ребенок выбрал свой путь, который поможет ему преодолеть страхи, неуверенность, тревожность. Это путь арт-терапии.

Арт-терапия в буквальном смысле означает лечение искусством (самолечение творчеством). В научном – метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие, как рисование, лепка, музыка, фотография, рукоделие, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты в этой области считают такое определение слишком широким и неточным. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует. В наше время это особенно подтверждается быстрой сменой стилей в искусстве в ответ на изменения в культурных течениях и ценностях.

На начальных этапах терапия искусством отражала представления психоанализа, согласно которому конечный продукт творчества пациента, будь то что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. В 20-е гг. Принцхорн (Prinzhorn, 1922–1972) провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством Маргарет Наумбург. Она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, в психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала несколько обучающих программ по терапии искусством психодинамической ориентации. В своей работе Наумбург опиралась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально (Naumburg. 1966).

Терапия искусством является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты фрейдовской ориентации во время психоанализа. Мы переживаем мечту в основном в зрительных образах; при этом возможны и чувства, могут вплетаться и мысли, а также возникать ощущения в других модальностях, но тем не менее она есть прежде всего именно образы. Трудности осознания мечты как раз и заключаются в необходимости перевода языка образов в слова. "Я могу нарисовать ее,  часто говорит нам человек о своей мечте,  но я не знаю, как ее выразить словами" (Freud, 1922/1963, р. 90). Терапию искусством бессознательно применяют и самые обычные, не занимающиеся художественной деятельностью взрослые и, в особенности, дети. Арт-терапия снимает у любого ребенка (да и взрослого) самые разные проявления нестабильности настроения, ситуативной тревоги, любые другие естественные проявления трудностей бытия. В принципе, арт-терапией должны заниматься все: родители, учителя, воспитатели, и, конечно, врачи-психотерапевты. Но в наибольшей мере именно родители, ибо они могут ввести терапию искусством в ежедневное общение с ребенком, сделать это частью его жизни.



Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты; кризисные состояния; экзистенциальные и возрастные кризисы; травмы; потери; постстрессовые расстройства; невротические расстройства; психосоматические расстройства; развитие креативности; развитие целостности личности; обнаружение личностных смыслов через творчество и многое другое. Эффективны все виды творчества (любое рисование, фантазирование, конструирование, просто даже придумывание и шитье платьев), но чаще всего такими лечебными свойствам в наибольшей степени обладает рисование – регулярное, ежедневное, с элементами фантазии необходимо всем детям без исключения. Весьма важны в этом смысле чтение (как пассивный вариант арт-терапии) и сочинение, придумывание историй (как его активный вариант).

Техники арт-терапии: библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, работа с глиной, песочная терапия, рукоделие, цветотерапия, анималотерапия, музыкотерапия, фототерапия, кинотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия и др.

Библиотерапия – в дословном переводе «лечение книгой» (от греч. biblion – книга и theraрeia – лечение) – основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния человека. Библиотерапия также процесс лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, их характер, формировать стереотипы поведения, помогать в решении проблем. При подборе книг ("библиорецептур") необходим тщательный учет личностных особенностей человека, его социального опыта, образовательного и культурного уровня. Известный феномен перечитывания любимой книги, прослушивания давно знакомых произведений свидетельствует о том, что не только голая информация, фабула волнует читателя, но что его притягивает, не в последнюю очередь, возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания – здесь чтение выступает как своеобразный тренинг чувств. Вторая цель перечитывания – найти ответы на свои жизненно-важные вопросы: нередко читатель возвращается к книге спустя много лет, когда какая-то жизненная ситуация побуждает его выяснять, как именно решалась эта проблема героям и автором полузабытой книги. Чем объемней такой "банк данных" в памяти читателя, тем больше возможностей для библиотерапии.

Внутри библиотерапии можно выделить и такую технику, как сказкотерапия. Это направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.



Музыкотерапию применяют почти при всех заболеваниях, но, пожалуй, успешнее всего этот метод помогает при нервных и психических расстройствах. Правильно подобранные мелодии могут способствовать в борьбе со страхами, депрессиями и неврастенией не хуже антидепрессантов. Ее рекомендуют врачи при сердечнососудистых заболеваниях и мигрени, эпилепсии и гастрите, астме и хроническом бронхите. Звуки даже нередко используют как обезболивающее средство в стоматологии. Кроме того, считается, что симфоническая музыка может изменить кислотность желудка. Военные марши – повысить тонус мышц. Мажорная мелодия – участить пульс и повысить артериальное давление. Правильно подобранная музыка нормализует ритм нашего дыхания, пульс и артериальное давление, снимает мышечное напряжение, а минорной по силам активизировать физиологические процессы! Наши дети слушают самую разную музыку. К сожалению, лишь немногие из них предпочитают классическую. И напрасно – хорошая музыка оказывает мощное воздействие на человека. Так, музыка Моцарта содержит большое количество звуков высокой частоты, которые вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга. И это улучшает память и стимулирует мышление. Кроме того, музыка имеет и лечебные свойства. Психологи и психотерапевты используют ее для устранения самых разных заболеваний. Так, например, струнная музыка, исполняемая в ритме 64 четверти в минуту, положительно влияет на работу сердца и на нервную систему. Наш сердечный ритм составляет 68–72 удара в минуту, в то время как ритм произведений Баха, Генделя, Вивальди составляет всего 60 четвертей в минуту. При слушании такой музыки сердце подстраивается под этот ритм, и мы поневоле расслабляемся. Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания. В ряде больниц Голландии исследовалось влияние музыки на течение заболеваний сердечнососудистой системы. Выявлено, что специально подобранная классическая музыка помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психоэмоциональный фон, оказывая позитивное влияние на гемодинамику. Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами.

Американский ученый медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа оказалось «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая «рок-обработке» с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема. Также музыка влияет на воду. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми лучиками». А тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки… (Здоровье детей, № 23 /2008).

Итальянскими нейробиологами был проделан интересный эксперимент, который доказал, что быстрая и диссонансная музыка негативно влияет на способности к обучению. Наблюдались мыши, которые шли по лабиринту в поисках пищи. Одна группа мышей слушала вальсы Штрауса, а другая – барабанную дробь. На протяжении трех недель зверьки, слушавшие барабанную дробь, так и не смогли выучить путь к кормушке. При прослушивании резких звуков нарушаются определенные структуры мозга, что сказывается на обучении. Если хотите вырастить неленивых, образованных детей, старайтесь, чтобы их музыкальные предпочтения не ограничивались произведениями, которые звучат на дискотеках.

Хромотерапия (лечение цветом). Цвет – это свет, без которого немыслимо наше существование. Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Цвет, проникая в наш организм, вызывает определенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз. Эта железа порождает гормоны, управляющие функциями организма: сном, сексуальным возбуждением, обменом веществ, аппетитом. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем. Наука о целительстве цветом называется цветотерапией (хромотерапией). Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. Так, мы находим документальные подтверждения тому, что, например, китайские врачи издревле лечили болезни желудка желтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Авиценна в своем знаменитом труде "Канон врачебной науки" также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета, дабы прекратить истечение крови из раны. Он также использовал в своей практике разноцветные мази и цветные эликсиры.

Как мы говорили в начале, техник арт-терапии много. Мы решили остановиться на таких из них, как ИЗОтерапия, сказкотерапия, игротерапия, ароматерапия, анималотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, предоставив тем самым детям один из множества путей обретения Гармонии. А какой путь они выберут – решение за ними. Занятия будут проводиться 1 раз в месяц. Все свои наблюдения ученики будут заносить в специальный дневник. Но чтобы найти ребенку свой путь, мы должны будем ему помочь. Не отказывайте ребенку в помощи.


Занятие 1. ВВЕДЕНИЕ

Оборудование: творческий дневник самонаблюдений; печенье и конфеты.

Цель данного занятия состоит в том, чтобы познакомить детей с методами работы на классных часах в текущем году.

Ход занятия


Этап 1. Раздача «Творческих дневников самонаблюдений». Ознакомление с их структурой и элементами работы над ними.

Этап 2. Для создания рабочей обстановки и умственной стимуляции детей предлагается разминка «Перекусы» (см. «Творческий дневник»).

Этап 3. На данном этапе проводится практическая работа «Поиск сокровищ» (см. «Творческий дневник»).

Этап 4. Ознакомление учащихся с работой над «Лестницей «Семь ступеней» («Шкалой эволюции личности») из «Творческого дневника».

Этап 5. Заполнение анкеты «Мой уровень здоровья (в начале пути)» (см. «Творческий дневник»).

Этап 6. Выполнение релаксации «Поза кучера» (см. «Творческий дневник»).

Этап 7. В оставшееся время ребята могут начать заполнение «Творческого дневника самонаблюдений» (рубрика «Все обо мне»). Некоторые задания следует перенести в домашние условия.
Занятие 2. ИЗОТЕРАПИЯ

Оборудование: творческий дневник самонаблюдений; карточки с "+" и "—"; альбомные листы; ватманы (по количеству групп учащихся); простые карандаши; компьютер; медиапроектор; таблица «Мое восприятие картины».

Иллюстративный материал: И. Левитан «Вечерний звон»; К. Малевич «Супрема. 58»; П. Пикассо «Герника»; И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки»; П. Сезанн «Натюрморт с луком»; Леонардо да Винчи «Джоконда».

Комментарии: Как показали исследования, терапевтический эффект имеет любая творческая деятельность и, прежде всего, собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощено. Любое рисование, фантазирование, конструирование, просто даже придумывание и шитье платьев – это тоже лечение и эффективное в той мере, в какой девочка сама придумывает» «фасончики» для платья. Есть и более пассивные способы лечения. Ребенок пристает, требует, умоляет рассказать ему сказку и, погружаясь в вымышленный мир волшебников и зверей, понемножку справляется со своими бедами и тревогами. Это тоже лечение искусством, может быть менее эффективное, чем активные методы, но зато куда более доступные.

Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствам в наибольшей степени обладает рисование, причин здесь много – и большая доступность этой деятельности, и ее большая близость к реальности (в сравнении, например, со стихами и музыкой). Рисование, регулярное, ежедневное, с элементами фантазии необходимо всем детям без всякого исключения. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать – это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности, который необходимо проанализировать с опытным психолог

Руководитель группы терапии искусством обеспечивает группу необходимым материалом и проявляет максимум гибкости для стимулирования художественного творчества. Материалы используются самые простые, такие, как наборы карандашей всех цветов, глина для лепки, а также деревяшки, камни, кусочки ткани и бумага. Иногда члены группы могут приносить и другие материалы, которые привлекают их: береговой песок и кору деревьев. Помещение должно обеспечивать место для движений и шумных игр. Руководитель старается быть как можно более незаметным, для того чтобы способствовать творчеству. Участники получают наставление полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений. Терапевт, занимающийся терапией искусством, не обязательно должен быть художником. Гораздо более существенны его интерес к проблемам художественного творчества, знания патопсихологии и групповой динамики.

Язык рисунков – это голос бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. В рисунках причудливо переплетается информация, источниками которой являются как открытые, так и глубинные пласты человеческой души. Одним из наиболее часто используемых в терапии искусства упражнений является "создание групповых фресок", в котором участники либо рисуют все, что они хотят, на общей картине, либо дорисовывают на ней что-то, согласно выбранной всей группой теме (Harris & Joseph, 1973). Это обеспечивает групповое взаимодействие, помогает проникнуть во внутри- и межличностные конфликтные зоны. Исследователи, занимающиеся терапией искусством, соглашаются в том, что художественные способности или специальная подготовка пациентов не нужны для использования художественного творчества в качестве терапевтического средства. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Руководитель поощряет членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений.

Кроме картин известных художников и своих собственных творений в изотерапии удачно используются лечебные фото. Всем известно о необходимости позитивного отношения к себе и к жизни вообще. Часто можно услышать, что счастливые события способствуют укреплению здоровья и дают установку на долголетие. Довольно популярна расхожая рекомендация: посмотри в зеркало, улыбнись и за что-нибудь себя непременно похвали. Возникает вопрос: а можно ли в лечебных целях воздействовать на подсознание человека фиксированными положительными эмоциями? Да! Положительные эмоции, зафиксированные на фотографиях (в частности, на собственной), прочно внедряются в сознание, что оказывает колоссальное влияние на весь организм: снижается тревожность; возникает терапевтический эффект: быстрее излечиваются различные сопутствующие заболевания – нервные, кожные, язвенные, гипертония; легче решаются психологические проблемы (в сознании человека формируется собственный образ – веселый, здоровый, жизнерадостный, привлекательный, а раньше его, вероятнее всего, вообще не было).

Ход занятия


Этап 1. Ребятам предлагаются (проекция на экран) поочередно несколько картин без автора и названия, только порядковый номер. В течение 1 минуты они внимательно всматриваются в каждую картину, чтобы определить, какое чувство она вызывает. По истечении времени, отведенного на восприятие картины, учащиеся отмечают плюсом или минусом то настроение, которое она вызвала: позитивное (тогда напротив номера этой картины они ставят "+") или негативное (""). И так по каждой картине.

Все данные вносятся в таблицу «Мое восприятие картины»:






«+»

«»

№ 1







№ 2







№ 3







№ 4







№ 5







Этап 2. Группа учащихся из 5 человек (по количеству картин) в течение 2-х минут подсчитывает количество «+» и «» и оглашает результаты.

Пока ребята подсчитывают, можно рассказать интересные факты о влиянии картин на человека. Пример: В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно. В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой женщины из Флоренции, написанное Леонардо да Винчи в XVI веке. Портрет, известный как «Джоконда», сегодня, пожалуй, самое знаменитое живописное произведение на земле. Леонардо да Винчи вложил в ее удивительный, устремленный на зрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражение лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы, которой поднял ее образ на недосягаемую высоту. Все живет и трепещет в ее фигуре. Она подлинная как сама жизнь. А на лице ее едва играет улыбка, которая приковывает к себе зрителя силой действительно неудержимой. Эта улыбка особенно поразительна в контрасте с направленными на зрителя бесстрастным, словно испепеляющим, взглядом. Что скрывается за этим взглядом и улыбкой? Много писалось об этом, но каждый, кто почувствует на себе воздействие, откроет в них что-то новое и разительное. Мы видим в них мудрость, лукавство, высокомерие, знание какие-то тайны, как бы опыт всех предыдущих тысячелетий человеческой истории. Это не радостная улыбка, зовущая к счастью. Эта та, которая сквозит во всем мироощущении Леонардо в страхе и желании, которое он испытывал перед входом в глубокую пещеру, манящую его среди высоких скал. И кажется нам, будто эта улыбка разливается по всей картине, обволакивает все тело этой женщины и ее высокий лоб. Как известно, все живое имеет свою энергетику, которая бывает положительной, так и отрицательной. Некоторые исследователи в этой области утверждают, что произведения искусства, отображающие людей, также сохраняют их биоэнергетику. Если человек был носителем положительной энергетики, то и картина несет целительную силу, дает положительную эмоции. То же происходит и с отрицательной энергетикой. Один из исследователей, Станислав Смирнов, с помощью биолокации измерил энергетический потенциал картины и установил, что она заряжена мощной отрицательной энергетикой, а значит, картина до сих пор является вампиром. Она поглощает энергию того, кто с ней общается. Ученый заметил, что улыбка Джоконды колдовская. Она останавливает, завораживает, тревожит, зовет зрителей, заставляет вступать в телепатическую связь, а затем лишает части энергии.



Этап 3. По картинам, которые вызвали у большей части ребят позитивное и негативное отношение (их должно быть две), выстраиваются ассоциативные ряды (до 5) с помощью имен существительных (картины должны быть перед глазами ребят). Например, «позитивная» картина вызывает радость, счастье, спокойствие, умиротворенность; «негативная» картина – ужас, страх, боль и т.д. Все ассоциации записывают на доску (при оформлении списков необходимо оставлять место для рисунков).

Этап 4. На этом этапе учащиеся рисуют символы к ассоциациям, которые у них возникали в ходе восприятия произведения искусства («позитивной» картины). Для этого они используют альбомные листы и простые карандаши (символы не разукрашивать!). 5 ассоциаций – 5 символов, причем одна ассоциация может иметь несколько символов. Например: солнце – символ радости, улыбка – символ счастья, голубь – символ мира и т.д.

Этап 5. К столбику, где отмечены ассоциации, вызываемые «негативной» картиной, прикрепляются нарисованные ребятами символы, с помощью которых можно бороться с этими чувствами. Например, улыбка может помочь в борьбе со страхом, солнце – с тьмой, ужасом и т.д.

Этап 6. Следующий этап – работа в малых группах. Каждой группе учащихся раздаются ватманы, на которых ребята должны нарисовать позитивную картину, составленную на основе созданных ими символов (картина не разукрашивается!).

Этап 7. Все созданные группами картины вывешиваются на отведенное для этого место и остаются там до следующего занятия вне зависимости от времени (так же можно повесить в классе и те картины, которые вызвали положительные эмоции учащихся).

Этап 8 (домашнее задание). Нарисовать простым карандашом (не разукрашивать!) в «Творческом дневнике самонаблюдений» символ своей положительной эмоции и записать его восприятие одним словом (лучше существительным: например, счастье, нежность, мама и т.д.).


Каталог: fileadmin -> iro -> res center -> zdorov
fileadmin -> Дисциплин по направлению подготовки «Психология»
fileadmin -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биохимия»
fileadmin -> Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
fileadmin -> Программа по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений
fileadmin -> Примерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся по специальностям
fileadmin -> Рабочая программа учебной дисциплины «неврология и нейрохирургия»
fileadmin -> Вопросы по внутренним болезням, входящие в билеты по переводным экзаменам на 4 курсе дневного и 5 курсе вечернего отделений. Болезни сердечно – сосудистой системы
zdorov -> Технология раскрепощенного гармоничного развития ребенка В. Ф. Базарного в учебном процессе
iro -> Современные подходы к развитию языка и речи детей раннего возраста
iro -> Концепция развития адаптивной физической культуры в образовательных организациях Ярославской области в рамках инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница