Методические рекомендации фгбну «фипи» по подготовке к итоговому сочинению (изложению)



Скачать 241.06 Kb.
страница1/11
Дата14.09.2017
Размер241.06 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Методические рекомендации

ФГБНУ «ФИПИ»

по подготовке к итоговому сочинению (изложению)

Разработаны на основе анализаработ участников итогового сочинения (изложения)

Москва, 2016




Содержание


ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 3

Особенности тем для итогового сочинения 3

Методика подготовки к итоговому сочинению 6

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ 12

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЕМ № 1 «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ» 13

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЕМ № 2 «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ» 14

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ № 1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ» 18

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ № 2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА» 40

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ № 3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ» 49

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ № 4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» 69

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ №5 «ГРАМОТНОСТЬ» 79

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО ВСЕМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАНИЯ 81

ИТОГОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ 88

Особенности текстов для итогового изложения 88

Методика подготовки к итоговому изложению 90

Анализ изложений 94

Приложение 1.Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования 98

Приложение 2. Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования 101

Приложение 3. Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений (изложений) 103




ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

Особенности тем для итогового сочинения


Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года:



  1. «Разум и чувство»,

  2. «Честь и бесчестие»,

  3. «Победа и поражение»,

  4. «Опыт и ошибки»,

  5. «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяетсоздавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.



Тематическое
направление


Комментарий



«Разум и чувство»

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.





«Честь и бесчестие»

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.





«Победа и поражение»

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.





«Опыт и ошибки»

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.





«Дружба и вражда»

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.


При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:



  • соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;

  • соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

  • соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях);

  • нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

  • соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 часа 55 минут);

  • быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

Разработанные специалистами темы позволяют выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях (как уже было отмечено выше, литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы).

В качестве примера ниже приведены несколько комплектов тем 2015/16 учебного года (данные темы соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым формировались темы итогового сочинения 2015/16 учебного года: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы»).



Комплект № 1

  1. Когда хочется остановить мгновение?

  2. Что дом может рассказать о своем хозяине?

  3. Какие качества раскрывает в человеке любовь?

  4. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?

  5. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

Комплект № 2

  1. Зачем человеку заглядывать в будущее?

  2. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

  3. Почему в любви важно понимать и прощать?

  4. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?

  5. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

Комплект № 3

  1. Какого человека можно назвать героем своего времени?

  2. Что значит в жизни человека родительский дом?

  3. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?

  4. Каким может быть путь к познанию самого себя?

  5. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки) каждый комплект сопровождается инструкцией для участников итогового сочинения.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница