Методические рекомендации к практическим занятиям по патологической анатомии для студентов Медико-диагностический факультет



страница1/3
Дата03.05.2016
Размер342 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
Обсуждены и дополнены

на заседании кафедры:
1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________
УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра патологической анатомии с курсом судебной медицины

Методические рекомендации к практическим занятиям по патологической анатомии

для студентов

Медико-диагностический факультет

Медико-диагностическое дело
ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: Задачи и методы патологической анатомии. Вскрытие. Организация учебного процесса на кафедре патологической анатомии
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:

Знание темы необходимо для усвоения задач патологической анатомии, патологоанатомической службы в системе здравоохранения, сущности современных морфологических исследований.



ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Сформировать у студентов знания о патологической анатомии как науке, задачах и методах патологической анатомии, основах организации патологоанатомической службы в РБ и Гродненской области и ее значении в системе практического здравоохранения.



ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

В результате занятия студент должен знать: задачи и методы патологической анатомии, основы организации патологоанатомической службы службы в РБ и Гродненской области и ее значении в системе практического здравоохранения; должен уметь: объяснить значение патологоанатомической службы для практического здравоохранения, знать сущность гистохимического и иммуногистохимического методов исследования



ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ.

Студент должен:

1. Знать задачи и методы патологической анатомии.

2. Знать основы организации патологоанатомической службы в РБ и Гродненской области

3. Знать значение патологоанатомической службы для практического здравоохранения

4. Знать сущность гистохимического и иммуногистохимического методов исследования в патологической анатомии.

5. Представлять особенности организации педагогического процесса на кафедре патологической анатомии

ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: Паренхиматозные дистрофии
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:

Знание темы необходимо для усвоения других тем общей патологической анатомии, а также для изучения патологической анатомии и клинических проявлений различных заболеваний человека



ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Сформировать у студентов знания о сущности паренхиматозных дистрофий, причинах и механизмах их развития, классификации, морфологической характеристике, исходах и значении в патологии человека.



ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

В результате занятия студент должен знать: сущность паренхиматозных дистрофий, причины, механизмы развития, патоморфологическую характеристику, их исходы и последствия; должен уметь: диагностировать различные виды паренхиматозных дистрофий на основе макро- и микропрепаратов; применять полученные знания при изучении клинических дисциплин и в последующей профессиональной дея­тельности.


ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ.

Студент должен:

1. Знать определение альтерации, уметь назвать ее причины и виды

2. Знать определение понятия «дистрофия», а также - причины и механизмы развития, классификацию.

3.Знать классификацию паренхиматозных дистрофий.

4. Знать причины, макро- и микроскопическую характеристику, локализацию и

исходы гиалиново-капельной, гидропической и роговой дистрофии.

5.Знать причины жировой дистрофии, преимущественную локализацию, макро

и микроскопическую характеристику изменений в миокарде, печени и почках.

6. Иметь основные представления об углеводах, содержащихся в организме

человека

7. Знать причины, клинические и морфологические проявления сахарного

диабета.

8. Уметь привести примеры заболеваний, связанных с нарушением обмена

гликопротеидов.


КАРТА-ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ:

М А К Р О П Р Е П А Р А Т Ы:



  1. Жировая дистрофия миокарда «тигровое сердце»

  2. Жировая дистрофия печени «гусиная печень»

  3. Гиперкератоз кожи «кожный рог»

М И К Р О П Р Е П А Р А Т Ы:

№ 25 – Жировая дистрофия гепатоцитов

№ 139 –Гидропическая дистрофия гепатоцитов





№ 25 -ЖИРОВАЯ ДИСТРОФИЯ ПЕЧЕНИ

Окраска: гематоксилин-эозин


Ткань печени с наличием в гепатоцитах разных размеров жировых капель, оттесняющих ядро на периферию (жир растворен спиртом при изготовлении препарата).



О Б О З Н А Ч Е Н И Я:

1-центральная вена

2-печеночные клетки, нагруженные жиром


№ 139- ГИДРОПИЧЕСКАЯ И БАЛЛОННАЯ ДИСТРОФИЯ ГЕПАТОЦИТОВ

ПРИ ВИРУСНОМ ГЕПАТИТЕ


Окраска: гематоксилин-эозин

В препарате, под малым увеличением, видна ткань печени с подчеркнутым дольчатым строением в связи с воспалительной инфильтрацией междольковой соединительной ткани. Большинство печеночных долек бледно окрашены в связи с наличием в цитоплазме гепатоцитов мелких и более крупных вакуолей, оттесняющих ядра клеток с периферии. Нередко среди таких клеток встречаются резко увеличенные гепатоциты, раздутые в виде баллонов и лишенные ядер – это баллонная дистрофия.





О Б О З Н А Ч Е Н И Я:

1-Гидропическая (вакуольная) дистрофия гепатоцитов

2-Баллонная дистрофия гепатоцитов

3-Воспалительная инфильтрация междольковой соединительной ткани


ЗАНЯТИЕ № 3

ТЕМА: Мезенхимальные дистрофии
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:

Знание темы необходимо для усвоения других тем общей патологической анатомии, а также для изучения патологической анатомии и клинических проявлений различных заболеваний человека



ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Сформировать у студентов знания о сущности мезенхимальных дистрофий, причинах и механизмах их развития, классификации, морфологической характеристике, исходах и значении в патологии человека.



ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

В результате занятия студент должен знать: сущность мезенхимальных дистрофий, причины, механизмы развития, патоморфологическую характеристику, их исходы и последствия; должен уметь: диагностировать различные виды мезенхимальных дистрофий на основе макро- и микропрепаратов; применять полученные знания при изучении клинических дисциплин и в последующей профессиональной дея­тельности.



ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ.

Студент должен:

1. Знать определение понятия «мезенхимальная дистрофия», а также - причины и механизмы развития

2. Знать классификацию мезенхимальных дистрофий.

3. Знать причины, локализацию, морфологию и исходы мукоидного и фибриноидного набухания.

4. Знать причины, классификацию и патологическую анатомию гиалиноза

5. Иметь представление о строении, физико-химических свойствах амилоида

6. Четко знать классификацию амилоидоза; уметь назвать макроскопические и

гистохимические методы выявления амилоида.

7. Знать макроскопическую и микроскопическую характеристику амилоидоза различных органов.

8. Знать причины развития и классификацию общего ожирения; макро- и

микроскопическую характеристику ожирения сердца.


КАРТА –ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ
М А К Р О П Р Е П А Р А Т Ы:

1.Гиалиноз капсулы селезенки (глазурная селезенка)

2.Артериолосклеротический нефроцирроз (первично-сморщенная почка)

3.Амилоидоз селезенки (саговая селезенка)

4.Амилоидоз почки (большая сальная почка)

5.Ожирение сердца

М И К Р О П Р Е П А Р А Т Ы:
№ 18 Амилоидоз печени

№ 76 Ожирение сердца

№ 22 Гиалиноз центральных артериол фолликулов селезенки (Д)
№ 18 - АМИЛОИДОЗ ПЕЧЕНИ

Окраска: Конго красный


Балочное строение печени нарушено. Печеночные клетки и балки уменьшены в размерах, а местами вообще не определяются из-за отложения амилоидных масс, окрашенных в красно-оранжевый цвет. Амилоид откладывается в строме печени в стенках сосудов и желчных протоков



О Б О З Н А Ч Е Н И Я:

1-Отложения амилоида в строме дольки.

2-Суженные, сдавленные амилоидными массами печеночные балки


№ 76- ОЖИРЕНИЕ СЕРДЦА

Окраска: гематоксилин-эозин


Субэпикардиальный жировой слой резко утолщен. Жир в большом количестве определяется, кардиомиоциты истончены, местами отсутствуют




О Б О З Н А Ч Е Н И Я:

1-Отложения жира в строме миокарда

2-Атрофия мышечных волокон

№22 -ГИАЛИНОЗ АРТЕРИОЛ СЕЛЕЗЕНКИ

Окраска: гематоксилин-эозин


В препарате селезенки следует найти центральные артериолы фолликулов. Стенка артериол резко утолщена, гомогенизирована, бесструктурна, окрашена в розовый цвет. Просветы артериол сужены, а местами вообще не определяются.




О Б О З Н А Ч Е Н И Я:

1-Центральные артериолы фолликулов с гиалинизированной стенкой и суженным просветом


ЗАНЯТИЕ № 4

ТЕМА: Смешанные дистрофии
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:

Знание темы необходимо для усвоения других тем общей патологической анатомии, а также для изучения патологической анатомии и клинических проявлений различных заболеваний человека



ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Сформировать у студентов знания о сущности смешанных дистрофий, причинах и механизмах их развития, классификации, морфологической характеристике, исходах и значении в патологии человека.



ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

В результате занятия студент должен знать: сущность смешанных дистрофий, причины, механизмы развития, патоморфологическую характеристику, их исходы и последствия; должен уметь: диагностировать различные виды смешанных дистрофий на основе макро- и микропрепаратов; применять полученные знания при изучении клинических дисциплин и в последующей профессиональной дея­тельности.



ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

Студент должен:

1. Знать определение понятия «смешанная дистрофия»

2. Знать причины и механизмы развития, классификацию смешанных дистрофий

3.Уметь перечислить гемоглобиногенные пигменты.

4. Знать сущность, классификацию, причины развития желтух.

5. Иметь представление об основных проявлениях нарушения обмена

Гематинов

6. Знать сущность гемосидероза, причины, последствия

7. Уметь назвать протеиногенные пигменты

8. Уметь назвать болезни, отражающие нарушение обмена меланина

9.Уметь назвать липопигменты; знать сущность липофусциноза

10.Знать морфологическую сущность подагры и мочекаменной болезни

11. Уметь охарактеризовать причины и проявления нарушения обмена кальция

12. Знать определение понятия «конкремент», причины и основные последствия камнеобразования

КАРТА-ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ

М А К Р О П Р Е П А Р А Т Ы :


  1. Бурая атрофия печени

  2. Бурая индурация легких (гемосидероз легких)

  3. Морфология камней (внешний вид и строение)

  4. Калькулезный холецистит

  5. Меланома глаза

  6. Метастазы меланобластомы в печень

М И К Р О П Р Е П А Р А Т Ы:

№30 Гемосидероз печени

№94 Дистрофическое обызвествление миокарда

№34-а Бурая атрофия печени (Д)

№ 30- ГЕМОСИДЕРОЗ ПЕЧЕНИ

Окраска: на берлинскую лазурь (по методу Перлса)


Балочное строение печени не нарушено. В цитоплазме гепатоцитов и строме печени отмечается скопление обильного количества железосодержащего пигмента гемосидерина, окрашивающегося по методу Перлса в зеленовато-синий цвет. Ядра печеночных клеток окрашены в карминово-красный цвет.



О Б О З Н А Ч Е Н И Я:

1.Печеночные клетки с пигментом гемосидерином

2. Гемосидерин в строме печени


№ 94 -ДИСТРОФИЧЕСКОЕ ОБЫЗВЕСТВЛЕНИЕ МИОКАРДА

Окраска: гематоксилин-эозин


В препарате виден миокард, в котором имеются разной величины и формы очаги обызвествления, окрашенные в темно-фиолетовый цвет. Они представляют собой группы мышечных волокон, подвергшихся дистрофии и некрозу с последующим пропитыванием их солями кальция. Вокруг очагов обызвествления отмечается лейкоцитарная инфильтрация как результат реактивного воспаления.



О Б О З Н А Ч Е Н И Я:

1-очаги обызвествления

2-воспалительная перифокальная реакция

3-неизмененные кардиомиоциты
№ 34-а - БУРАЯ АТРОФИЯ ПЕЧЕНИ

Окраска: гематоксилин-эозин


Балочное строение печени не нарушено, но балки истончены, гепатоциты уменьшены в размерах. В цитоплазме гепатоцитов определяется желто-бурый пигмент-липофусцин.



О Б О З Н А Ч Е Н И Я:

1.Атрофия печеночных балок и клеток

2.Зерна липофусцина в печеночных клетках


ЗАНЯТИЕ № 5

ТЕМА: НЕКРОЗ. ОБЩАЯ СМЕРТЬ.

МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:

Знание темы необходимо для усвоения других тем общей патологической анатомии, а также для изучения патологической анатомии и клинических проявлений различных заболеваний человека



ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Сформировать у студентов знания о сущности некроза, его видах, причинах и механизмах развития, классификации, морфологической характеристике, исходах и значении в патологии человека, а также – о причинах общей смерти, ее основных признаках и посмертных изменениях.



ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

В результате занятия студент должен знать: сущность некроза и общей смерти, причины, механизмы развития, патоморфологическую характеристику; классификацию, исходы и последствия некроза; должен уметь: диагностировать различные виды некроза на основе макро- микропрепаратов; применять полученные знания при изучении клинических дисциплин и в последующей профессиональной дея­тельности; уметь диагностировать признаки общей смерти.



ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ.

Студент должен:

1. Знать определение понятий «некроз», «апоптоз», «общая смерть»

2. Знать причины и механизмы развития, классификацию некроза

3.Уметь перечислить клинико-морфологические формы некроза, знать их морфологическую характеристику, а также – значение и исходы

4. Знать классификацию общей смерти, уметь назвать основные причины смерти.

5. Уметь перечислить основные признаки смерти и посмертные изменения, представлять их морфологическую сущность и механизмы возникновения

КАРТА-ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ

М А К Р О П Р Е П А Р А Т Ы:


  1. Гангрена стопы

  2. Ишемический инфаркт селезенки

  3. Серое размягчение головного мозга

  4. Творожистый некроз бифуркационных лимфоузлов

М И К Р О П Р Е П А Р А Т Ы:

№ 35 Коагуляционный некроз эпителия извитых канальцев почек

№ 4 Ишемический инфаркт селезенки

№ 5 Инкапсулированный обызвествленный очаг творожистого некроза в

лимфоузле (Д)


№ 4- ИШЕМИЧЕСКИЙ ИНФАРКТ СЕЛЕЗЕНКИ

Окраска: гематоксилин-эозин

В препарате можно различть три зоны:

первая зона – зона некроза -представлена участком бесструктурной массы (детритом), слабо окрашенным эозином в розовый цвет с наличием осколков ядер; вторая зона – демаркационная зона – характеризуется наличием расширенных сосудов с кровоизлияниями и слабо выраженной инфильтрацией нейтрофилами, что свидетельствует о «свежести» некроза; третья зона- не измененная ткань селезенки.






О Б О З Н А Ч Е Н И Я:

1. Участок некроза

2. Демаркационная зона

3. Ткань селезенки
№ 35- КОАГУЛЯЦИОННЫЙ НЕКРОЗ ЭПИТЕЛИЯ ИЗВИТЫХ КАНАЛЬЦЕВ

ПОЧЕК


Каталог: files -> file -> university -> cafedry -> patologicheskoi-anatomii -> files
cafedry -> Тематический план практических занятий по оториноларингологии для студентов
files -> Методические рекомендации к практическим занятиям по патологической анатомии для студентов Медико-диагностический факультет
files -> Принципы построения (формулировки) диагноза
files -> Занятие №1 Тема: Системные заболевания соединительной ткани. Организация работы патогистологической и цитологической лабораторий


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница