Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Поликлиническая педиатрия»



Скачать 181.08 Kb.
Дата03.05.2016
Размер181.08 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации»


Кафедра поликлинической педиатрии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой поликлинической педиатрии

д.м.н., профессор Н.А. Федько

«___»_________________20__ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине «Поликлиническая педиатрия»

студентов 6 курса специальности «Педиатрия»



Раздел 4. Содержание работы врача неотложной и скорой помощи.

Тема 23. Диагностика, первая врачебная помощь, тактика педиатра при синдроме острой сердечной, сосудистой недостаточности и нарушения ритма у детей на догоспитальном этапе.

Обсуждена на заседании кафедры

«26» августа 2015г.

протокол № 1


Методическая разработка составлена

доцентом, к.м.н., Феодосиади О.С.

«___»_______________20___г.

Ставрополь, 2015 г.


Раздел 4 Содержание работы врача неотложной и скорой помощи.

Тема 23. Диагностика, первая врачебная помощь, тактика педиатра при синдромах сердечно-сосудистой недостаточности у детей.

2.Актуальность темы. Острое прекращение кровообращения в детском возрасте наступает значительно чаще и быстрее по времени, чем у взрослых. Наиболее часто острая сердечная недостаточность наблюдается у детей первых трех лет жизни. К заболеваниям, которые могут приводить к развитию острой сердечной недостаточности следует отнести ОРВИ с токсикозом, токсикозы с нарушением электролитного обмена, острые отравления медикаментами оказывающие прямое токсическое действие на миокард.

В силу АФО у ребенка ограничены компенсаторные возможности системы кровообращения, так как на фоне физиологической централизации ребенок не может дополнительно сохранять гемодинамику. Поэтому оценка и восстановление гемодинамики являются непременными составляющими лечения любого угрожаемого состояния.



3.Учебные и воспитательные цели.

3.1.Научиться диагностики и экстренным мероприятиям первой помощи поддержания адекватного кровообращения с позиций педиатра неотложной помощи.



4.Схема интегративных связей:

кафедра пропедевтики детских болезней - «Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы», «Особенности обследования сердечно-сосудистой системы у детей».



Кафедра клинической фармакологии - «Фармокикенетика сердечно-сосудистых препаратов влияющих на основные функции миокарда».

5.Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы студентов во внеучебное время


Вопрос


Установочная конструкция

1.АФО органов кровообращения и семиотика их основных поражений.

1.Усвоить сведения по органогенезу сердечно-сосудистой системы для понимания врожденных аномалий развития и их причины. Изучите особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой деятельности в возрастном аспекте.

2.Клинические проявления острой сердечной недостаточности.

2.Обратите внимания на причины и симптоматику при различных видах острой сердечной недостаточности (СМСВ и ЗСН).

3.Нарушения ритма сердца, приводящие к острой сердечной недостаточности.

3.Надлежит выявить кинику наиболее часто встречающихся аритмий. Провести дифференциальный диагноз различных видов аритмий. В зависимости от причин аритмий определить объем догоспитальной помощи.

4.Острая сердечная декомпенсация при врожденных пороках сердца.

4.Обратите внимания на различия в выборе методов лечения на догоспитальном этапе при пороках сопровождающихся перегрузкой или обеднением малого круга кровообращения.

5.Артериальная гипертензия у детей.

5.Изучите современные фармакологические средства применяемые при артериальной гипертонии (средства с коротким периодом полуэлиминации из крови).


6.Рекомендуемая литература.

  1. Лекционный материал.

  2. Поликлиническая педиатрия. Учебник для вузов, под ред. проф. А.С.Калмыковой. - Москва, «ГЭОТАР-Медиа». – 2009.

  3. Справочник педиатра. Учебное пособие (под ред. В.О. Быкова, А.С. Калмыковой. – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону, 2007.

Дополнительная

  1. Методика клинического обследования здорового и больного ребенка со схемой истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, врачей интернов. Рек. УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России.- - Ставрополь.- 2011.

  2. Уход за здоровым и больным ребенком. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Рекомендовано УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2006.

  3. Руководство по практическим умениям педиатра (под ред. В.О. Быкова). - Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2009.

  4. Шабалов Н.П. Детские болезни. – СПб, 1999.

  5. Классификация основных заболеваний и синдромов у детей (методические рекомендации). - Ставрополь, СГМА, 2002.

  6. Быков В.О., Обедин А.Н. Рекомендации по оптимизации интенсивной терапии у детей. – Ставрополь, 2003.

  7. Цыбулькин Э.Г. - Угрожающие состояния у детей. Экстренная врачебная помощь. Санкт-Петербург, 1999 г.

7. Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:

7.1.В чем заключается помощь больному в состоянии обморока.

7.2.Каковы лечебно-тактические мероприятия и их последовательнось при коллапсе.

7.3.Перечислите семиотику угрожающих состояний при врожденном пороке сердца с перегрузкой малого круга кровообращения.

7.4.Перечислите семиотику угрожающих состояний при врожденных пороках сердца с обеднением малого круга кровообращения.

7.5.Каков выбор лечебно-тактических мероприятий на догоспитальном этапе при этих видах декомпенсации.

7.6.Семиотика параксизмальной суправентрикулярной тахикардии (ПСВТ).

7.7.Семиотика параксизмательной мерцательной аритмии.

7.8.Выбор лечебно-тактических мероприятий на догоспитальном этапе при различных видах аритмии.

7.9.Признаки синоаурикулярной и атриовенрикулярной блокады III степени. Мероприятия на догоспитальном этапе.

7.10.Причины гипертензионного криза у детей.

7.11.Фармокикенетика лекарственных препаратов используемых при оказании помощи на догоспитальном этапе при сердечно-сосудистых декомпенсациях.



8.Аннотация прилагается.

9.Контроль результатов усвоения темы - ситуационные задачи (Типовые ситуационные задачи для итоговой государственной аттестации выпускников вузов по специальности «Педиатрия». – ГОУВЦНМЦ, М., 2006);

-тесты исходного (претест) и итогового (посттест) уровня знаний, разделы 14,23 (типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 0400200 « Педиатрия ». ГОУ ВУНМЦ., М., 2006г.).



10.Методические указания студентов по выполнению программы самоподготовки.

10.1.Ознакомьтесь с целями практического занятия.

10.2.Восстановите приобретенные ранее знания.

10.3.Усвойте основную терминологию.

10.4.Уясните диагностические и лечебно-тактический алгоритмы при острой сердечной недостаточности.

10.5.Обратите внимания на трудности диагностики на догоспитальном этапе и возможные ошибки при оказании неотложной помощи.



Аннотация.

Гипертензионный криз.

В большинстве случаев возникает на фоне латентно протекающей или манифестной артериальной гипертензии. Внезапный резкий подъем АД, сопровождается клиническими признаками энцефалопатии или сердечной недостаточностью. Критический подъем АД бывает при остром или молниеносном гломерулонефрите, стенозе почечных артерий, при хронических заболеваниях почек, феохромоцитоме.

Вследствие спазма сосудов и повышения проницаемости сосудистой стенки быстро развиваются мозговые нарушения (гипоксия, атек мозга), ретинопатия, сердечная недостаточность и отек легких.

Клиника: головная боль, тошнота, рвота, головокружение, расстройства зрения, помрачение сознания, кома, судороги, выпадение неврологических функций. Пульс напряженный, брадикардия, развивается диспноэ, боль в груди, АД- 170\110 мл рт.ст. у детей до шести лет, или 180\120 мл рт.ст. у детей старше шести лет. Требует немедленного снижения АД до госпитализации. Медикаменты: нифедипин - 0,5 мг\кг сублингвально, при необходимости повторяются через 15 минут. Клонидип (клофелин) - внутрь 3-5 мкг\кг 3 раза в сутки п\к, в\м, в\в или фуросемид 5-7 мг\кг в\в. Адельфан-эзидрекс (треризид) - внутрь 0,02 мг\кг в день по резерпину. Эти препараты используются для быстрого снижения давления.

Госпитализация в зависимости от причины АД в специализированные отделения или в реанимацию.

Коллапс.

Вазомоторный коллапс - тяжелая форма острой сосудистой недостаточности, которая возникает в результате массивного воздействия бактерий, реже вирусов, на вазомоторные центры и стенки сосудов. Чаще других болезней коллапс на высоте интоксикации вызывают кишечные инфекции и грипп. Токсины парализуют сосуды, вследствии чего нарушается циркуляция крови, Кровь депонирует в обширном русле сосудов брюшной полости, обедняя тем самым циркуляцию крови в жизненноважных органах, особенно в мозге, что приводит к их гипоксии.

У детей любого возраста, в том числе и грудных, почти внезапно взгляд становится отчужденным, устремленным вдаль или в одну точку. Резко выражена бледность лица на лбу выступает липкий холодный пот, кожные покровы туловища и конечностей имеют мраморный рисунок, а губы становятся цианочными. Заметно снижается ниже обычного уровня температура тела. Пульс нитевидный, АД 60 мм.рт.ст. и ниже. Сознание ребенка нарушено, определяется состояние ступора. Тоны сердца глухие, дыхание учащено и неровное. Зрачки расширяются. В этом состоянии ребенку нужна экстренная помощь. Больному ребенку немедленно придают горизонтальное положение с опущеной книзу головой и вводят средства, повышающие АД. По возможности, их следует вводить в\в, но если это невозможно, то вводят в\м или п\к. К таким средствам относятся мезатон и преднизолон\или гидрокортизон\. Средняя разовая доза 1% ампулированного раствора мезатона для грудных детей составляет 0,03 мл\кг, для детей 1-5 лет - 0,025 мл\кг, для детей 6-10 лет - 0,02 мл\кг и детей 11-14 лет - 0,15 мл\кг массы тела ребенка.

Преднизолон вводят в разовой дозе из расчета 2 мг\кг, а гидрокортизон - 5 мг\кг массы тела. В качестве вспомогательного средства используют 10% раствор кофеина-бензоната натрия подкожно, грудным детям 0,2 мл, детям 1-4 лет - 0,5 мл, детям 5-7 лет - 0,6 мл, детям 8-10 лет - 0,75 мл, рассчитаную дозу вводят однократно. Во всех случаях желательна госпитализация ребенка.



Обморок.

В сравнении с коллапсом обморок представляет собой более легкую форму сосудистой недостаточности. Это внезапно кратковременная потеря сознания вследствие острого малокровия мозга. Причины возникновения обморока чрезвычайно многообразны, поэтому в генезе обморочного состояния большое значение имеет вегетативный статус ребенка, его неустойчивое нервно-психическое состояние. Отсюда известная возрастная статистика: обмороки чаще встречаются у детей препубертатного периода, особенно у девочек. Потеря сознания возникает более медленно,чем при коллапсе. Клинический статус ребенка похож на таковой при коллапсе, но зрачки сужены, АД снижено не столь резко, обычно до 10 мм.рт.ст. Обморок длится несколько минут, редко несколько десятков минут. Оказание медицинской помощи заключается в применении физических мер воздействия: горизонтальное положение с приподнятыми ногами, обрызгивание холодной водой, поднесение к носу тампона, смоченного нашатырным спиртом или уксусом, похлопывание по щекам и др. Только в том случае, если ребенок не приходит в сознание, вводят п\к кофеин-бензонат или кордиамин в разовой дозе 0,1 мл на год жизни. Госпитализация используется редко лишь в случаях обострения болезни, вызвавшей обморок.



Острая недостаточность кровообращения.

Острая недостаточность кровообращения возникает вследствие нескольких причин: снижения сократительной способности миокарда (сердечная недостаточность), резкое снижение сосудистого тонуса (коллапс, острая надпочечниковая недостаточность, острая кровопотеря или эксикоз (варианты сосудистой недостаточности). Острая недостаточность кровообращения может быть результатом комбинации сердечной и сосудистой недостаточности, то есть смешанной. Примером такой комбинации является шок. Диагностические различного вида недостаточности кровообращения определяют разный подход в оказании неотложной помощи ребенку, причем мероприятия в каждом конкретном случае могут оказаться диаметрально противоположными.

В конечном итоге острая недостаточность кровообращения приводит к гипоксемии и затем тканевой гипоксии жизненно важных органов и систем.

Сердечная недостаточность.

К снижению сократительной способности миокарда, вызывающей сердечную недостаточность, приводят: остро наступившая сердечная декомпенсация при врожденных пороках сердца, острая инфекционная дистрофия миокарда, инфекционные и инфекционно-аллергические кардиты, выраженные расстройства ритма сердечной деятельности различной этиологии, реже - другие причины. Острая сердечная недостаточность имеет преимущественно энергетически-динамический генез.

Различают сердечную недостаточность, возникшую при «белых» пороках сердца с перегрузкой малого круга кровообращения и сердечную недостаточность, при «синих» пороках сердца, с обеднением малого круга кровообращения. Перегрузка малого круга кровообращения наступает вследствие острого течения интеркурентных заболеваний, в первую очередь ОРВИ. Возникают признаки, свойственные левожелудочковой сердечной недостаточности, где ведущим синдромом является перегрузка малого круга кровообращения.

Лечение:


  1. лазикс;

  2. Оксигенотерапия с самостоятельным дыханием под постоянным положительным давлением.

Если нет эффекта, то лечение проводится как при отеке легких: оксигенация повышенными концентрациями кислорода, через антифомсилан или 33% спирт. При отсутствии эффекта через 15 минут начинают оксигенотерапию по типу самостоятельного дыхания в пластиковом мешке + в\в вводится преднизолон, пентамин (5% пентамин в\в: до 1-го года - 0,5 мл\кг, 2-4 года - 0,2 мл\кг, далее 0,1 мл\кг) или бензогексоний (2% бензогексоний в\в: до 1-го года - 1-2 мг\екг, 2-4 года - 0,5-1 мг \\0,025 мл\кг\\, далее 0,5мг\кг). При неэффективности мероприятий вызывается реанимационная бригада. Больному производится интубация трахеи и в трубку закапывается антифомсилан. Повторно вводят мочегонные средства. Транспортировка в машине в положении с приподнятым головным концом с продолжающейся оксигенотерапией. Степень риска транспортировки III. Транспортировать после того, как удается прекратить нарастание дыхательной недостаточности. При наличии у ребенка с сердечной недостаточностью врожденного порока «синего» типа, при котором предполагается спазм легочной артерии на почве которого возник гипоксический криз с резким цианозом и одышкой, применяется иная комбинация медикаментов. Лечение ацидоза в данной ситуации оправдано, т.к. он поддерживает легочную гипертензию. Применяют в\в 4% раствор натрия гидрокарбоната. Первоначально вводят 5 мл\кг медленно в течение 5 минут. Повторяют в стационаре под контролем минерального состава крови. Лекарственную терапию начинают с подкожного или внутривенного введения морфина (менее эффективно промедола) 0,1-0,2 мг\кг. При отсутствии эффекта наряду с оксигенотерапией, в\в ввести раствор обзидана с целью снятия спазма гладкой мускулатуры легочной артерии. Обзидан вводят в дозе 0,1-0,2 мг\кг в 10 мл 20% раствора глюкозы, но очень медленно, желательно оксигенотерапия с постоянным положительным давлением. Противопоказаны сердечные гликозиды и мочегонные средства.

При неэффективности экстренных мер следует вызвать бригаду специализированной скорой помощи (кардиологическую бригаду). Во всех случаях отсутствия эффекта требуется обязательная госпитализация. При успехе оставляется дома с рекомендацией последующего применения обзидана в дозе 0,25-0,5мг\кг.



Аритмии сердечной деятельности.

Причины аритмии сердечной деятельности многообразны. В одних случаях они имеют функциональную природу, в других - врожденные аномалии сердца и сосудов, в-третьих - приобретенную органическую патологию прежде всего миокарда. Реально вызвать расстройства сердечной деятельности до состояния сердечной недостаточности могут пароксизмальные тахикардии и полная атриовентрикулярная блокада.

Пароксизмальная тахикардия (ПСТ) - наиболее частые формы аритмий сердечной деятельности у детей. К пароксизмальной тахикардии у детей 1-го года жизни нужно отнести внезапное учащение ритма сердечных сокращений, превышающее 200 ударов в минуту, у детей дошкольного возраста - свыше 160 ударов в минуту, у детей школьного возраста - свыше 140 в минуту (в покое). В статистике приступов пароксизмальной тахикардии ведущее место занимают наджелудочковые формы. Желудочковые формы пароксизмальных тахикардий - явление относительно редкое, особенно у детей раннего возраста. Наджелудочковая пароксизмальная тахикардия в подавляющем большинстве случаев вызывается функциональными причинами, а желудочковая - органическим поражением сердца. Однако это деление несколько условно, поскольку наджелудочковые формы пароксизмальной тахикардии могут быть связаны с синдромом Вольфа-Паркинсона-Уайта.

Тахикардия



Наджелудочковая Желудочковая




Пароксизмальная Непароксизмальная

-суправентрикулярная

-трепетание предсердий

-мерцательная аритмия

Брадикардия

Синусовая Синоаурикулярная блокада

Антривентрикуляр-

I-II-III степени ная блокада

I-II-III степени
О врожденном дефекте проводящей системы сердца может свидетельствовать появление пароксизмальной тахикардии в раннем возрасте, ее постоянство или частое рецидирование, сочетание с другими нарушениями ритма. При врожденном характере ПСТ приступы часты, что приводит с возрастом к кардиомегалии и сердечной недостаточности. У грудных детей клиника складывается из признаков сердечной недостаточности, и ее трудно отличить от пневмонии и миокардита.

Если приступ ПСТ длится несколько часов или приступы в течение суток повторяются очень часто, то тоже может развиться нарушение гемодинамики, проявляющейся сердечной недостаточностью. Поэтому во всех случаях выраженной тахикардии показана запись ЭКГ.

Возможность сделать в домашних условиях ЭКГ - исследование позволяет практически сразу же определить основную топическую характеристику пароксизмальной тахикардии у ребенка. А это, в свою очередь, упрощает выбор тактики лечения, то есть ликвидации, на первом этапе, приступа сердечных пароксизмов. При отсутствии такой возможности возникает необходимость положиться на данные статистики распределения форм ПСП (если приступ возник впервые).

Неотложная помощь при приступах ПСТ дифференцируется в зависимости от возраста, если болен грудной ребенок, его следует немедленно госпитализировать в стационар, лучше в отделение реанимации или вызвать специализированную детскую бригаду скорой помощи. Но даже при условии ликвидации приступа немедленная госпитализация обязательна. До транспортировки ребенку следует дать внутрь препарат калия (оротат калия, панангин, аспаркам, хлористый калий - 25-3- мг\кг на прием, то есть около 50% суточной дозы).

При неотложной помощи детям старше 3-х лет следует начинать с приемов раздражения вагуса. К ним относятся: надавливание на внутренние углы глазных яблок, натуживание на вдохе, заглатывание куска пищи, вызывание рвоты, массаж в области сонных артерий.

Лечение ПСТ:


  1. изоптин, финоптин 0,1-0,2 мг\кг в\в болюсом;

  2. при выраженной гипотонии мезатон ).! Мг\кг на физ.растворе 5-10 мл в\в, АТФ 0,2-0,3 мг\кг в\в болюсом;

  3. если без эффекта - вызов реанимационной бригады или самостоятельная госпитализация в реанимационное отделение для проведения ЭИТ (электроимпульсной терапии).

Пароксизмальная мерцательная аритмия:

1)сердечные гликозиды (строфантин) 0,5 мкг\кг и препараты калия (панангин, хлорид калия внутривенно).

Госпитализация в кардиологическое отделение.

2)если развивается левожелудочковая недостаточность (ОЛЖН) - вызов реанимационной бригады для ЭИТ.

До прибытия необходимо: ингаляция кислородом, в\в кортикостероиды, сердечные гликозиды в\в, мочегонные при отсутствии гипотонии. Госпитализация в реанимацию, лучше реанимобилем.

Желудочковая тахикардия (клиника - периодическое усиление пульсации шейных вен, всегда тяжелое состояние ребенка (шок); в особо тяжелом состоянии - тахисистолия): вызов реанимационной машины для проведения ЭИТ по жизненным показаниям. До прибытия: в\в лидокаин в дозе 1-2 мг/кг + новокаинамид 3-10 мг\кг. Сердечные гликозиды - не применять. Вагусные пробы не проводятся. Госпитализация реанимобилем в реанимацию.



Синоаурикулярная и атриовентрикулярная блокада III степени.

Клинически пульс менее 60 в минуту. В анамнезе органическая патология сердца или отравление кардиотропными средствами, или при синдроме Морганьи-Адамса-Стокса. Это редкий в педиатрии, но тяжелый синдром, встречающийся у детей с полной атриовентрикулярной блокадой, если частота сердечных сокращений уменьшается до 45-50 в минуту и менее. Обычно клиника проявляется нарастающей слабостью ребенка, появлением головокружений и, наконец, потерей сознания с судорогами или без них. Приступы длятся от нескольких секунд до нескольких минут, чаще проходят самопроизвольно, но возможна и внезапная остановка сердца. При длительном стаже приступов у ребенка развивается кардиомегалия и сердечная недостаточность. Если приступ наблюдается впервые, то заподозрить его можно по частоте сердечных сокращений 30-40 ударов в минуту, хлопающему 1-му тону на верхушке. Окончательно убедиться в наличии АВ-блокады можно с помощью ЭКГ.

Для купирования приступа нужно в горизонтальном положении ребенка голову опустить ниже туловища и начать непрямой массаж сердца. Подкожно вводят 0,1% раствор атропина детям грудного и раннего возраста в развой дозе 0,005мл\кг массы тела, старше 4-х лет - 0,05мл на год жизни (0,1 мг\кг), если есть возможность дать ребенку медикамент внутрь, то кладут под язык 1 таблетку изадрина или просят проглотить 1/2-1 таблетку алупента. Стероидные гормоны однократно 2 мг\кг (20-30 мг) в ряде случаев используют в\м введение 0,1% раствора адреналина детям раннего и старшего возраста (при отсутствии у ребенка гипертонии). Госпитализация обязательна.

Следует остановиться на острой коронарной недостаточности. Суть этого варианта - токсикоз детей раннего возраста - токсикоз Кишша. Клиника состоит в резком нарушении венозного притока и сердечного оттока из-за чрезмерного сокращения диастолы при тахикардии, более выраженного при 2-й степени токсикоза.

Клинически первые 2-3 дня протекают как ОРВИ,затем появляются неврологические расстройства в виде возбуждения с двигательным беспокойством, гиперкинезами, сомнолентностью. Возможны симптомы инфекционного токсикоза соответствующей фазы. Тем не менее доминирует тахикардия, глухость сердечных тонов, систолический шум, на ЭКГ - синусовая тахикардия, с исчезновением Т-Р и наложение зубца Р на нисходящий отрезок Т.

На догоспитальном этапе необходимо провести нтиаритмическую терапию - панангин в\в с раствором глюкозы и кокарбоксилазой, на фоне оксигенотерапии. Риск транспортировки III-IV в стационар.



Остановка сердца.

Остановка сердца, наступившая внезапно может быть исходом острой гипоксии различного генеза или прямого токсического воздействия на сердце и его сосуды этиологических агентов. В частности остановка сердца может наступить от внезапной коронарной недостаточности при инфекциях и токсических поражениях миокарда, остро развивающейся дыхательной недостаточности, при сердечных аритмиях, при острой кровопотере, при травме грудной клетки и шоке, при передозировке сердечных гликозидов у детей с врожденными пороками сердца. Возможны и другие более редкие причины.

Предвещать внезапную остановку сердца могут возникшие тахи- или брадикардия, коллапс, резкие нарушения ритма сердца, нарастающий общий цианоз или восковидная бледность. Клиническая картина во всех случаях достаточно однообразная: диффузный цианоз кожных покровов, отсутствие пульса на всех крупных артериях, отсутствие тонов сердца при аускультации, расширение зрачков отсутствие их реакции на свет. Если остановки кровообращения предшествует пароксизмальная тахикардия, желудочковые экстрасистолы и другие аритмии, то можно заподозрить фибриляцию желудочков. В ближайшую минуту после остановки сердца прекращается и дыхание.

Какой бы ни была остановка деятельности сердца, систолическая, диастолическая или фибриляция желудочков, необходимо немедленно начать сердечно-легочную реанимацию. В настоящее время это единственный изначальный метод оживления независимо от причины остановки сердца. Прежде всего освобождают рото- и носоглотку от слизи и рвотных масс, то есть восстанавливают проходимость дыхательных путей.Затем одновременно начинают искусственное дыхание «изо рта в рот» и закрытый массаж сердца. Методика проведения искусственного дыхания описана ранее. Массаж сердца является непременным условием восстановления кровообращения. Сердечно-легочную реанимацию нужно начать в сроки до 5 мин. после остановки деятельности сердца и прекращения дыхания. Больного быстро кладут на твердую поверхность, если ребенок в возрасте до 2-х лет, то ритмичное надавливание на среднюю и нижнюю часть грудины производят мякотью 2-3 пальцев, детям от 2-х до 10-ти лет массаж производят ладонью удобной руки, детям старше 10-ти лет - сложенными крест накрест кистями обеих рук. Сила надавливания должна соответствовать глубине перемещения грудины на 1,5-2,5 см по направлению к позвоночнику. Надавливания должны быть короткими, обеспечивающими частоту искусственной систолы около 80-100 в минуту. Если медицинских работников двое, то на 1 искусственный вдох проводят 4 надавливания на грудину. Если реанимирует 1 человек, то на 1 искусственный вдох делается 15 надавливаний на грудину.



Дефибрилляция сердца показана при фибрилляции желудочков (утопление в воде, электротравмы, стронгуляционная асфиксия), передозировки СГ. Проводится только на фоне адекватной оксигенации - ИВЛ. Электродефибрилляция осуществляется кардиологической бригадой.




Каталог: userfiles -> depts -> childhood diseases tf df -> 5 kurs
5 kurs -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Поликлиническая педиатрия»
5 kurs -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Поликлиническая педиатрия»
5 kurs -> Занятие 14 Острые пневмонии у детей
5 kurs -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине
5 kurs -> Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия V курса специальности
5 kurs -> Занятие №6 методическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине
5 kurs -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине
5 kurs -> Тематические разработки для студентов по гастроэнтерологии
5 kurs -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов
5 kurs -> Занятие 3 Острые пневмонии у детей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница