Методические рекомендации к занятию № Тема занятия: «Регуляция сердца». Цель занятия : изучить механизмы регуляции сердца. Структура занятия



Скачать 92.23 Kb.
Дата01.10.2017
Размер92.23 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Учебно-методические рекомендации к занятию № 7.

Тема занятия: «Регуляция сердца».

Цель занятия: изучить механизмы регуляции сердца.


Структура занятия


Продолжительность, мин.

Тестовый контроль

5

Теоретическая часть

85

Перерыв

10

Практическая часть

45

Рекомендуемая литература:

1.  Конспект лекции по нормальной физиологии.

2.  Учебник «Физиология человека» (Под ред. Покровского В.М. и Коротько Г.Ф.). - М.: Медицина, 2001(Т.1); 2003; 2011.

3.  Учебник «Нормальная физиология» (Под ред. Орлова Р.С. и Ноздрачева А.Д.). - М.,2006.

4. Анатомия человека (Под ред. М.Р. Сапина). - М., Медицина, 1987 (Т.1).

5. Анатомия человека (Под ред. М.Р. Сапина). - М., Медицина, 1987 (Т.2). с. 171.



6. Частная гистология человека. Под редакцией В.Л.Быкова. 2007.
Студенты должны знать:

Характеристики регуляции сердца для ответов на тестовые вопросы:

  • Основной закон сердца (закон Старлинга) базируется на механизме гетерометрической регуляции сердца.

  • Гетерометрическая регуляция сердца заключается в изменении силы сокращений сердца при изменении конечно-диастолической длины кардиомиоцитов.

  • Гомеометрический механизм регуляции сердца заключается в усилении сердечных сокращений при увеличении давления в аорте.

  • Усиление сокращения миокарда при увеличении конечно-диастолической длины мышечных волокон относится к гетерометрической регуляции сердца.

  • Увеличение конечно-диастолической длины волокон миокарда происходит при увеличении венозного притока крови к сердцу.

  • Зависимость между усилением сокращения миокарда и увеличением конечно-диастолической длины мышечных волокон не беспредельна, потому что нарушается конструкция сократительных структур саркомера.

  • Усиление сокращений желудочка при увеличении кровяного давления относится к гомеометрической регуляции сердца.

  • При увеличении нагрузки на сердце увеличивается синтез сократительных белков миокарда.

  • Внутрисердечные периферические рефлексы контролируются нейронами интрамурального ганглия.

  • Кардиостимулирующий внутрисердечный рефлекс возникает при раздражении рецепторов предсердия.

  • Увеличение кровяного давления в аорте происходит при сужении просвета артериальных сосудов.

  • Хронотропный эффект в работе сердца – это изменение частоты сокращений сердца.

  • Инотропный эффект в работе сердца – это изменение силы сокращения сердца.

  • Батмотропный эффект в работе сердца – это изменение возбудимости миокарда.

  • Изменение скорости нарастания внутрижелудочкового давления в фазу его изометрического сокращения наблюдается при клинотропном эффекте.

  • Дромотропный эффект в работе сердца – это изменение проводимости миокарда.

  • Центр парасимпатической регуляции сердца находится в продолговатом мозге.

  • При раздражении блуждающего нерва в работе сердца наблюдается отрицательный хронотропный эффект.

  • При раздражении блуждающего нерва в клетках синоатриального узла наблюдается удлинение медленной диастолической деполяризации мембраны.

  • Гиперполяризация мембраны в клетках синоатриального узла при раздражении блуждающего нерва происходит под влиянием ацетилхолина.

  • Под влиянием медиатора блуждающего нерва калиевая проводимость мембраны клеток синоатриального узла увеличивается.

  • При блокаде М-холинорецепторов клеток синоатриального узла частота сокращений сердца повышается.

  • Центр симпатической регуляции сердца находится в верхних 5-ти грудных сегментах спинного мозга.

  • Симпатические нервы оказывают на работу сердца эффекты положительный хронотропный и инотропный.

  • Окончания симпатического нерва, иннервирующего миокард выделяют медиатор норадреналин.

  • Норадреналин взаимодействует с бета1-адренорецепторами мембраны кардиомиоцитов.

  • При активации симпатического нерва сердца возбудимость миокарда повышается.

  • При активации блуждающего нерва возбудимость миокарда понижается.

  • При активации симпатического нерва сердца повышается проводимость миокарда.

  • При активации симпатического нерва сердца повышается сократимость миокарда.

  • При активации блуждающего нерва понижается сократимость миокарда.

  • При активации симпатического нерва частота сокращений сердца повышается.

  • При активации блуждающего нерва частота сокращений сердца уменьшается.

  • Йод-содержащие гормоны щитовидной железы увеличивают частоту сокращений сердца.

  • Роль гипоталамуса в регуляции работы сердца состоит в обеспечении работы сердца адекватно эмоциям и поведению.

  • Роль коры полушарии мозга в регуляции сердца состоит в условнорефлекторном изменении работы сердца.

  • Основные сосудистые рефлексогенные зоны локализуются в дуге аорты.

  • Рефлексогенная зона для развития рефлекса Парина-Швигка локализуется в легочном стволе.

  • При повышении давления в легочном стволе наблюдается отрицательный инотропный эффект в работе сердца.

  • Рефлекс Гольца – это рефлекторная остановка сердца при раздражении интерорецепторов органов брюшной полости.

  • Рефлекс Данини-Ашнера заключается в урежении частоты сокращений сердца при надавливании на глазные яблоки.

  • В условиях гипоксемии частота сокращений сердца повышается.

  • Частота сокращений сердца на вдохе у детей повышается, а в зрелом возрасте не изменяется.

  • Частота сокращений сердца на выдохе у детей понижается, а в зрелом возрасте не изменяется.

  • Дыхательная аритмия – это повышение частоты сокращений сердца на вдохе и снижение на выдохе.

  • Дыхательная аритмия выражена у детей и подростков.

  • Интегральным параметром нагнетательной функции сердца является минутный объем кровотока.

  • Увеличение силы и частоты сокращений сердца приводит к увеличению минутного объема кровотока.

  • Снижение силы и частоты сокращений сердца приводит к снижению минутного объема кровотока.

  • Поликардиография – это метод, позволяющий определить продолжительность фаз сердечного цикла.


2.Ответы на вопросы для собеседования:

  1. Характеристика хронотропного, инотропного, батмотропного и дромотропного регуляторных эффектов на сердце.

  2. Внутрисердечные миогенные механизмы регуляции сердца.

  3. Внутриклеточные механизмы регуляции. Гетерометрическая регуляции (закон сердца Старлинга).

  4. Гомеометрическая регуляция.

  5. Регуляция межклеточных взаимодействий в миокарде.

  6. Характеристика внутрисердечной нервной системы и внутрисердечных периферических рефлексов.

  7. Внесердечные механизмы регуляции сердца.

  8. Гуморальная экстракардиальная регуляция сердца. Роль биологически активных веществ и электролитов в регуляции сердца.

  9. Нервная экстракардиальная регуляция сердца. Схема вегетативной иннервации сердца.

  10. Нервы сердца. Внутриорганное сердечное сплетение.

  11. Регуляторные эффекты блуждающих нервов на сердце. Механизм отрицательного хронотропного эффекта.

  12. Регуляторные эффекты симпатических нервов на сердце.

  13. Роль структур головного мозга в регуляции сердца.

  14. Рефлексы саморегуляции сердца с сосудистых рефлексогенных зон дуги аорты, каротидного синуса, легочной артерии и устьев полых вен.

  15. Рефлексы сопряженной регуляции сердца с других органов (рефлекс Гольца, рефлекс Данини-Ашнера).

  16. Условнорефлекторная регуляция сердца.

  17. Интеграция интра- и экстракардиальных механизмов регуляции сердца.


Студенты должны уметь:
1. Решать ситуационные задачи:

1. При регулярных физических нагрузках нарастающей интенсивности у спортсмена было выявлено развитие умеренной гипертрофии миокарда.

Объясните механизм развития гипертрофии миокарда у спортсмена, исходя из представлений об интракардиальной регуляции сердца. (Физиология человека под ред. Покровского В.М. и Коротько Г.Ф.- М.: Медицина, 2001- Т.1, 2003, 2011).

2.У спортсмена в результате выполнения физических упражнений увеличился венозный приток крови к сердцу.

Как при этом изменится сила сокращений сердца? Объясните механизм изменения силы сокращений, исходя из представлений об интракардиальной регуляции сердечной деятельности. (Физиология человека под ред. Покровского В.М. и Коротько Г.Ф.- М.: Медицина, 2001- Т.1, 2003, 2011).

3. В эксперименте произведена гомотрансплантация сердца теплокровному животному, в результате которой произошла дегенерация всех экстракардиальных нервных волокон.

Будет ли в этих условиях наблюдаться усиление сокращения миокарда левого желудочка при увеличении венозного притока в правое предсердие? Ответ обоснуйте, исходя из механизмов регуляции сердца. (Физиология человека под ред. Покровского В.М. и Коротько Г.Ф.- М.: Медицина, 2001- Т.1, 2003, 2011).

4. В опытах О. Леви (1921 г.) было показано, что если раздражать блуждающий нерв изолированного сердца лягушки, а затем переносить омывающую его жидкость в другое, тоже изолированное, но не подвергшееся нервному воздействию, второе сердце дает аналогичное первому реакцию.

Чем можно объяснить результаты опытов О. Леви? Назовите основные эффекты блуждающего нерва на сердце. (Физиология человека под ред. Покровского В.М. и Коротько Г.Ф.- М.: Медицина, 2001- Т.1, 2003, 2011).

5. Из клинической практики известно, что у пациентов с гиперфункцией щитовидной железы наблюдаются изменения частоты сокращений сердца (ЧСС).

Под влиянием каких гормонов щитовидной железы происходят изменения ЧСС? Укажите направленность и причину этих изменений. (Физиология человека под ред. Покровского В.М. и Коротько Г.Ф.- М.: Медицина, 2001- Т.1, 2003, 2011).
2.Выполнить лабораторные работы

Работа № 1. Оценка частоты сокращений сердца (ЧСС) у человека при ортостатической и клиностатической функциональных пробах.

Цель: установить характер регуляторных реакций сердечной деятельности при ортостатической и клиностатической функциональных пробах.

Оборудование: секундомер, кушетка.

Объект исследования: человек.
Ход работы:

1 этап. Ортостатическая проба – испытуемый лежит 5 мин. на кушетке. В таком положении у него определяют ЧСС. Далее испытуемый поднимается и в течение 5 минут стоит в свободной позе. Сразу же после перехода в вертикальное положение, а затем на 2-й и 5-й минутах определяют ЧСС.

2 этап. Клиностатическая проба – испытуемый стоит в свободной позе 5 мин. около кушетки. На 3-й и 5-й минутах у него определяют ЧСС. После 5-минутного вертикального положения испытуемый ложится, и у него на 1-й и 5-й минутах повторно определяют ЧСС.

Рекомендации к оформлению работы: сделайте заключение о характере и времени восстановления зарегистрированных показателей у испытуемого.
Работа № 2. Оценка частоты сокращений сердца (ЧСС) у человека при пробе Мартине.

Цель: установить характер регуляторных реакций сердечной деятельности при пробе с физической нагрузкой (проба Мартине).

Оборудование: секундомер, кушетка.

Объект исследования: человек.

Испытуемый стоит в свободной позе 5 мин., после чего у него определяют ЧСС. После этого испытуемый выполняет пробу Мартине: 20 приседаний в течение 30 с. Сразу же после окончания выполнения пробы, а затем на 2-й и 5-й минутах определяют ЧСС.



Рекомендации к оформлению работы: сделайте заключение о характере и времени восстановления зарегистрированных показателей у испытуемого.
Работа № 3. Оценка частоты сокращений сердца (ЧСС) у человека в условиях выполнения пробы Штанге.

Цель: установить характер регуляторных реакций сердечной деятельности при выполнении пробы Штанге.

Оборудование: секундомер, кушетка.

Объект исследования: человек.

Испытуемый стоит в свободной позе 5 мин., после чего у него определяют ЧСС. После этого испытуемый выполняет пробу Штанге: задерживает дыхание на вдохе как можно дольше (до отказа). Сразу же после окончания выполнения пробы, а затем на 2-й и 5-й минутах определяют ЧСС.


Рекомендации к оформлению работы: сделайте заключение о характере и времени восстановления зарегистрированных показателей у испытуемого.


Каталог: Metod
Metod -> Методические рекомендации организация деятельности по резервам финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Metod -> Применение ингибиторов ангиотензин-превращающего фермента в нефрологической клинике
Metod -> Методическая разработка к практическому занятию для студентов
Metod -> Синдром эмоционального выгорания
Metod -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
Metod -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биохимия»
Metod -> Занятие №4 «Основные симптомы иммунной патологии. Врожденные иммунодефицитные заболевания» 4 ч. Актуальность
Metod -> Сгибов В. Н., Антропов А. Ю
Metod -> Вегетососудистые дисфункции у детей
Metod -> Медико-санитарной помощи в территориальной поликлинике для взрослого населения методические рекомендации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница