Методические рекомендации мониторинг и оценка эффективности мероприятий по профилактике и лечению вич-инфекции



Скачать 214.87 Kb.
страница1/5
Дата25.04.2016
Размер214.87 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5
УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

здравоохранения и

социального развития

Российской Федерации

Р.А.ХАЛЬФИН

20 сентября 2007 г. N 6965-РХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с условиями Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа" N 4687-RU в рамках подготовки нормативно-правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний (приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2005 г. N 251 "О создании Рабочей группы по подготовке нормативных правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний") на основании действующих нормативно-методических документов в области ВИЧ-инфекции в России и публикаций ВОЗ, UNAIDS при участии ФГУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Роспотребнадзора", Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Роспотребнадзора (В.В.Покровский, Н.Н.Ладная), UNAIDS (М.В.Семенченко, М.А.Туманова).
Введение
Организация мероприятий по противодействию эпидемии

ВИЧ-инфекции в Российской Федерации
Российская Федерация осуществляет мероприятия по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции начиная с 1987, когда был обнаружен первый случай инфекции у гражданина СССР. В целях совершенствования борьбы со СПИДом в 1989 г. был издан приказ Минздрава РСФСР "Об организации службы профилактики СПИДа в СССР". Тогда же при Минздраве РСФСР был создан "Комитет по борьбе со СПИДом", имеющий функцию координации работы органов и учреждений здравоохранения по проблеме СПИДа в РСФСР. В рамках данного и последующих приказов Минздрава РСФСР к настоящему времени в России функционируют более 100 территориальных центров по профилактике и борьбе со СПИД и более 1000 лабораторий диагностики ВИЧ-инфекции. Центры СПИД в соответствии с возложенными на эти организации функциональными обязанностями обеспечивали осуществление всего комплекса мероприятий по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции в регионах страны. В том числе Центры СПИД осуществляют совместно с учреждениями Роспотребнадзора эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией РФ. За время развития эпидемии в стране были созданы и продолжают работать в области противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции более 100 неправительственных и международных организаций.

В 1995 году в России был принят Государственной Думой Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции)". Закон о СПИД был создан с соблюдением основных международных принципов противодействия эпидемии и защищает права инфицированных ВИЧ. В 1993 году верховным советом РФ была утверждена первая национальная программа по профилактике и борьбе со СПИД - "Анти-ВИЧ/СПИД", впоследствии эта программа неоднократно продлевалась и в настоящее время действует подпрограмма "Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)" федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера 2002-2006 годы".

В 2005-2006 гг. средства на борьбу с ВИЧ-инфекцией были выделены в рамках Приоритетного национального Проекта в области здравоохранения в объеме 3,1 миллиарда рублей на 2006 г., в 2007 г. объем средств был удвоен. Кроме того, в России осуществлялись программы по борьбе со СПИД в рамках займа, взятого у Всемирного Банка (около 50 миллионов долларов на пять лет), двух проектов по грантам, предоставленным Глобальным Фондом по борьбе с ВИЧ/СПИД (в сумме около 200 миллионов долларов на пять лет), и около 150 других международных проектов. Однако существует и определенный риск того, что отечественные и зарубежные средства будут истрачены с невысоким эффектом или что определенное количество средств будет израсходовано на аналогичные мероприятия, в то время как некоторые области деятельности не будут охвачены вмешательствами.

Межсекторальный подход к проблеме ВИЧ-инфекции остается в настоящее время недостаточно отлаженным в РФ на федеральном и региональном уровне. Одной из негативных сторон сложившейся в настоящий момент ситуации является то, что в стране недостаточно эффективна координация между деятельностью различных секторов, получающих финансирование из разных источников.

Большое значение для противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции в России может иметь создание Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в соответствии с постановлением правительства РФ от 9 октября 2006 г. N 608, однако до середины 2007 г. состоялось только одно заседание комиссии и не была определена организация, ответственная за мониторинг и оценку в области ВИЧ-инфекции на правительственном уровне. В настоящий момент роль такой организации исполняет отдел организации надзора за ВИЧ/СПИД Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В связи с нарастанием тяжести эпидемии ВИЧ-инфекции в России, увеличением количества организаций, участвующих в противодействии эпидемии инфекции и количества финансовых ресурсов, направляемых на борьбу с эпидемией и ее последствиями, в стране необходима национальная координация мероприятий по борьбе со СПИД и проведение мониторинга и оценки на национальном уровне. Национальная система мониторинга и оценки позволит производить комплексное слежение за мероприятиями по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, осуществляемых различными секторами и ведомствами, оценивать эффективность вмешательств, планировать и корректировать необходимые вмешательства.

Настоящий документ ставит целью представить план организации национальной системы мониторинга и оценки мероприятий по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции в России и национальные индикаторы для мониторинга и оценки в области ВИЧ-инфекции в России. Этот документ представляет общую информацию о порядке организации системы мониторинга и оценки мероприятий по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции и стратегию сбора и анализа данных.
Терминология
Для осуществления спланированной деятельности одним из важных элементов управления является осуществление контроля, как за ходом выполнения мероприятий, так и за их эффективностью для достижения поставленных целей и своевременного внесения корректив, если обнаружена в этом необходимость. Если выразить кратко, то:

Мониторинг - это постоянный сбор и регистрация информации по заданным параметрам с целью регулярного отслеживания успехов, достигнутых в ходе выполнения работ и сравнение текущего состояния дел с планом. Сбор и накопление информации проводится с целью оценки меняющихся состояний объекта наблюдения, выявления тенденций и прогнозирования будущих состояний. Важная цель мониторинга - предупреждение, преодоление или минимизация нежелательных тенденций в развитии процессов.

Оценка - осуществление анализа эффективности проведенных мероприятий и определение ценности проводимых вмешательств.

Мониторинг и оценка обычно используется в виде сокращения - МиО.

Отличие мониторинга от оценки заключается в том, что мониторинг подразумевает постоянное наблюдение за такими ключевыми элементами программы или проекта как сделанные инвестиции - вклад, осуществленная деятельность - процесс и полученные краткосрочные результаты. Оценка, напротив, представляет собой эпизодический анализ всех достижений, связанных с программой или проектом: краткосрочный результат, долгосрочный результат и воздействие. Таким образом, мониторинг включает наблюдение за тем, что делается, в то время как оценка рассматривает, что было достигнуто и какова ценность вмешательств.

Существуют различные уровни мониторинга и оценки. Эффективные мониторинг и оценка основаны на четкой логической последовательности процесса осуществления и результатов программы; при этом ожидается, что из результатов одного уровня вытекают результаты следующего уровня, что способствует постепенному достижению поставленной цели. Любые пробелы в этой последовательности будут препятствовать достижению требуемых результатов. Различные уровни, на которых можно проводить мониторинг и оценку, включают:

- Вклад - это то, что было вложено в программу: финансовые и другие ресурсы, кадры, политическая поддержка и управленческие решения, необходимые для получения результата.

- Процесс - деятельность или предоставляемые услуги, включая обучение, профилактические мероприятия по ВИЧ-инфекции, услуги по тестированию, консультированию, уходу и поддержке при ВИЧ необходимые для получения результатов.

- Краткосрочный или промежуточный результат - обеспечение качественных, доступных и масштабных мероприятий должно привести к промежуточным результатам, таким как повышение уровня знаний или отношения к услугам.

- Долгосрочный результат - он включает качественные изменения в поведении или навыках населения, снижение стигмы и дискриминации.

- Воздействие - ключевые результаты, приводящие к измеримому изменению показателей прогрессирования эпидемии, например заболеваемости и пораженности ВИЧ-инфекцией, качества и продолжительности жизни ВИЧ-инфицированных, снижение социально-экономического ущерба от развития эпидемии.
Схема осуществления мониторинга и оценки мероприятий

по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции
┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

Мониторинг │ Оценка │

├────────────┬────────────┬──────┴─────┬────────────┬────────────┤

Вклад │Процесс │Краткосроч- │Долгосрочный│Воздействие │

│ │(Мероприя- │ный │ результат │ │

│ │тия) │результат │ │ │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

Инвестирова-│Типы │Промежуточ- │Эффект │Конечный │

нные │воздействия │ные │усилий по │эффект │

финансовые, │ │результаты │программе │усилий │

материаль- │Обучение │программы │ │ │

ные, │населения │ │Изменение │Заболевае- │

человеческие│или │Изменения │поведения │мость, │

и другие │специалистов│уровня │населения │пораженность│

ресурсы │ │знаний │ │ВИЧ │

│ │Тестирование│ │Снижение │ │

Политическая│на ВИЧ и │Изменение │стигмы и │Смертность │

поддержка │консультиро-│отношения к │дискримина- │от ВИЧ/СПИД │

│ │вание │услугам │ции │ │

Управленчес-│ │ │ │Продолжи- │

кий │Услуги по │Число │Восстанов- │тельность и │

потенциал │лечению │получающих │ленная │качество │

│ │ВААРТ │ДКТ, ВААРТ, │трудоспособ-│жизни ЛЖВС │

Нормативно- │и т.п. │вертикальную│ность │и т.п. │

правовая │ │профилактику│инфицирован-│ │

база │ │и т.п. │ных ВИЧ │ │

│ │ │ │и т.п. │ │

└────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘


Основные составляющие федеральной системы мониторинга

и оценки эффективности мероприятий по противодействию

эпидемии ВИЧ-инфекции
Национальная система мониторинга и оценки по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа состоит из следующих компонентов:

1. Общая система мониторинга и оценки включает основную схему потока информации и базу данных для сбора и передачи данных.

2. Система надзора включает государственный эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией, ИППП, ВГ, ТБ и наркоманией, поведенческий надзор и надзор за предпосылками развития эпидемии. В свою очередь системы эпиднадзора второго поколения и третьего поколения учитывают биологические, поведенческие и многие другие факторы, что позволяет прослеживать тенденции распространения ВИЧ с определенными социальными и поведенческими особенностями. Наблюдение должно быть дополнено необходимыми исследованиями, в том числе в области эпидемиологии, поведения и социальных факторов, оказывающих влияние на развитие эпидемии ВИЧ-инфекции, исследованиями по оценке и прогнозированию эпидемии. Национальные координирующие органы по проблемам ВИЧ-инфекции и СПИДа играют стратегически важную роль в сопоставлении, интерпретации и распространении научных данных.

3. Мониторинг финансового управления производит сбор информации о затратах на противодействие эпидемии ВИЧ/СПИД в разных секторах из разных источников и на различные виды вмешательств. При этом важно получить данные, как о государственном, так и о международном финансировании различных проектов и программ в области ВИЧ-инфекции.

4. Мониторинг выполнения программы включает регулярный анализ основных составляющих специальных проектов и программ, а также всеобъемлющего противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции.

5. Оценка программы ставит своей целью продемонстрировать эффективность программы и влияние программы на улучшение состояния здоровья населения, изменение форм поведения или таких воздействий, как снижение темпов распространения ВИЧ. В случае неэффективности программ должна быть произведена оперативная коррекция осуществляемых мероприятий.

Обычно разработка МиО проекта или программы проводится на стадии их планирования для того, чтобы получить возможность получить ответы на следующие вопросы:

- Чего мы хотим достичь своими действиями?

- Какие положительные сдвиги должны произойти в результате этих воздействий?

- Как можно узнать о том, что действия достигли результата?

- Насколько эффективны результаты в соотнесении с затраченными ресурсами?

При разработке и планировании действий по профилактике ВИЧ/СПИДа используются индикаторы, отражающие изменения ситуации по ВИЧ-инфекции, в частности поведенческие и эпидемиологические показатели. Мониторинг этих индикаторов, также являющихся оценочными индикаторами для программ и проектов, позволяет не только отслеживать, как выполняются планы, но и оценивать результативность действий. Такой подход, объединяющий отслеживание плана выполнения программы, оценку эффективности и, как результат, изменение эпидемиологической ситуации, позволяет комплексно оценить меры противодействия эпидемии ВИЧ /СПИДа на региональном и национальном уровне.

Составной частью системы МиО как на национальном, так и региональном уровнях является система эпиднадзора второго и третьего поколения. Актуальность внедрения эпиднадзора третьего или второго поколения обусловлена тем, что традиционные системы эпиднадзора не способны своевременно отслеживать распространение опасного поведения или оказание помощи и поддержки ЛЖВС, в том числе ВААРТ. Система эпиднадзора второго поколения направлена на объединение поведенческих и биологических данных, как по ВИЧ, так и по сопутствующим заболеваниям с целью усиления возможности объяснения тенденций в развитии эпидемий. По нашему мнению наиболее актуальным для внедрения в Российской Федерации является "Эпиднадзор третьего поколения за ВИЧ/СПИД/ИППП", который был предложен в 2003 г. совместно ВОЗ, CDC, ЮНЭЙДС [1], и включает все элементы эпиднадзора второго поколения, а кроме того, обогащен сбором другой ценной информации. "Эпиднадзор третьего поколения за ВИЧ/СПИД/ИППП" включает: универсальную регистрацию случаев ВИЧ/СПИД/ИППП, дозорные и поведенческие качественные и количественные исследования в уязвимых группах, надзор за резистентностью, надзор за лечением и исходами заболевания и исследования по качеству получаемой ЛЖВС помощи и лечения.
Характеристика эпидемии ВИЧ-инфекции в России
В 2006 г. в Российской Федерации развивалась эпидемия ВИЧ-инфекции концентрированная среди ПИН и КСР, темпы распространения которой оставались в 2006 г. одними из самых высоких в мире. С момента регистрации первого случая ВИЧ-инфекции у жителя Российской Федерации в 1987 г. в Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом до 31 декабря 2006 г. было сообщено о 373718 зарегистрированных случаях ВИЧ-инфекции у граждан России и 8033 у иностранных граждан. Эпидемия продолжает прогрессировать, в 2006 г. было выявлено 39589 новых случаев заражения, то есть на 10,4% больше чем в 2005 г. (35861).

Реальное количество людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВС), намного больше и, по оценкам Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИД, число живущих с ВИЧ/СПИД в 2006 г. в РФ составляет от 800 тыс. до 1,1 миллиона человек, а это означает, что в России 1-1,4% людей в возрасте от 15 до 49 лет живут с ВИЧ/СПИД.

За весь период наблюдения было сообщено о 16791 случаях смертей среди зарегистрированных в территориальных центрах по профилактике и борьбе со СПИДом ВИЧ-инфицированных лиц. Незначительное количество умерших, относительно зарегистрированных инфицированных ВИЧ, можно объяснить недавним развитием интенсивной эпидемии ВИЧ-инфекции в России, однако треть из умерших от СПИД была зарегистрирована только в последнем, 2006 г., и уже в ближайшие два года прогнозируется быстрое увеличение количества умерших.

Число зарегистрированных живых ВИЧ-инфицированных лиц на 100000 населения России ("пораженность") продолжало увеличиваться и в конце 2006 г. достигло 250,0 по сравнению с 223,6, зарегистрированными в конце 2005 г. Показатель пораженности увеличился к 2006 году в 555 раз по сравнению с аналогичными данными в 1995 году. На конец 2006 г. 0,5% взрослого населения страны в возрасте от 15 до 49 лет были официально зарегистрированы как ВИЧ-инфицированные. В возрастной группе 18-24 года было зарегистрировано более 1% ВИЧ-инфицированных.

Эпидемия ВИЧ-инфекции в России находится в концентрированной стадии. К 2006 г. ВИЧ-инфекция в значительной степени распространилась среди инъекционных потребителей наркотиков (в 2006 г. в среднем 12% наркопотребителей инфицированы ВИЧ в РФ), коммерческих сексуальных работников (в 2005 г. в изученных городах от 15% до 48% секс-работников были инфицированы ВИЧ) и, возможно, среди мужчин, имеющих секс с мужчинами.

В последние четыре года в стране происходит передача инфекции от уязвимых групп в основное население половым путем. С 2002 года в стране половым путем преимущественно заражаются молодые женщины. Как следствие, в 2005 г. в стране среди 2,9 миллионов беременных женщин было 0,4% инфицированных ВИЧ (12836), в 2006 г. показатель распространенности ВИЧ-инфекции среди беременных не изменился и составил 0,4%. Женщины среди ВИЧ-инфицированных лиц, зарегистрированных в 2006 г., составили 44% (в 2003 г. этот показатель был равен 38,5%). Увеличение пропорции женщин среди ВИЧ-инфицированных лиц свидетельствует о вовлечении в эпидпроцесс гетеросексуального населения. Всего в России зарегистрировано более 117000 женщин, живущих с ВИЧ. По имеющимся сведениям у них родилось более 32 тысяч живых детей, и из них более 5 тысяч детей родились только в 2006 г.

Случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы во всех субъектах РФ. Самые высокие темпы распространения ВИЧ-инфекции наблюдаются в индустриальных, экономически-успешных регионах России. Те же административные территории лидируют по общему числу зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции. Именно там и будут сконцентрированы негативные последствия эпидемии. В нескольких регионах в 2005 году эпидемия возможно уже перешла в генерализованную стадию, которая характеризуется более чем 1% распространенности ВИЧ-инфекции среди беременных женщин, относящихся к основной популяции. Среди беременных женщин 1-1,8% ВИЧ-инфицированных в 2005 г. было зарегистрировано в 5 регионах: Самарской, Ленинградской, Свердловской, Челябинской и Ульяновской областях. 17 регионов стояли на пороге генерализованной эпидемии, где среди беременных женщин было зарегистрировано 0,7-0,9% ВИЧ-инфицированных в 2005 г.

В ряде российских городов, например, в Тольятти (Самарская обл.), г. Иркутске или Орехово-Зуево (Московская обл.) официально зарегистрированы с ВИЧ-инфекцией 6-8% молодых мужчин в возрасте 18-30 лет, это означает, что реальное количество живущих с ВИЧ мужчин в этих городах еще выше и молодые женщины имеют высокий риск заражения ВИЧ-инфекцией половым путем.

Половым путем при гетеросексуальных контактах были инфицированы 32% от новых случаев ВИЧ-инфекции в 2006 г., по сравнению с 6% в 2001 г. При потреблении наркотиков заразились 66% из выявленных в 2006 г. (в 2001 г. - 93%).

Наивысшие показатели пораженности ВИЧ отмечаются в 15 субъектах Российской Федерации, в этих регионах зарегистрировано живущих с ВИЧ-инфекцией от 0,3% до 0,9% среди всего населения. Среди взрослого населения этих территорий в возрасте 15-45 лет официально зарегистрированы от 0,9 до 1,7% живущих с ВИЧ. Реальное оценочное количество инфицированных среди взрослого населения этих территорий составляет 2-4%. На данных территориях проживает 27% населения страны.

ВИЧ-инфекцией в России чаще всего поражается молодежь. Из всех людей, живущих с ВИЧ/СПИД, у 79% впервые ВИЧ-инфекция была выявлена в возрасте 15-30 лет. Женщины заражаются ВИЧ в более молодом возрасте, чем мужчины. Диагноз ВИЧ-инфекции у женщин в 2006 г. выявлялся чаще в возрасте 20-24 года, у мужчин - в возрасте 25-29 лет.

Таким образом, статистические данные указывают на продолжение развития эпидемии ВИЧ-инфекции в России среди потребителей наркотиков и на расширение эпидемии за счет активизации гетеросексуального пути передачи ВИЧ-инфекции. Из имеющихся достижений в области предупреждения новых случаев заражения можно лишь констатировать, что имеется отчетливая тенденция к снижению уровня передачи ВИЧ от инфицированных матерей детям, уровень которой к 2005 г. достиг 10,8% против 19,4% на 2001 г. Это снижение связано с внедрением приказа МЗ СР РФ о химиопрофилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции с помощью АРВ препаратов.

Каталог: docs -> epidemiology
epidemiology -> Методические рекомендации профилактика и лечение сопутствующих заболеваний (туберкулеза, вирусных гепатитов и иппп) у взрослых
epidemiology -> Обязательные условия применения рекомендаций
epidemiology -> Методические рекомендации организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения
epidemiology -> Общая характеристика химических веществ
epidemiology -> Методические рекомендации о проведении поведенческого надзора среди больных вич-инфекцией
epidemiology -> Это область медицины, которая изучает законы взаимодействия живого организма и яда
epidemiology -> Вакцинация как составляющая часть национального проекта "здоровье"
epidemiology -> Методические рекомендации диспансерное наблюдение за пациентами с вич-инфекцией


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница